Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Моисей Бельферман
Объем: 29163 [ символов ]
Бухарские Евреи.
Бухарские Евреи.
 
В то военное время в городе Кермин проживали несколько бухарско-еврейских семей. Могли составлять многочисленную одну семью. От местных узбеков сильно отличались лицами. Выглядели неряшливо в одеждах, словно нищие. По разговорам – среди них есть очень даже богатые люди. Скрывают свой достаток, как и прочие личные, семейные, религиозные и национальные тайны. Как жили, чем занимались бухариты он не знал, не интересовался. Пару человек торговали на местном рынке. Продавец воды: зарабатывал, востребован. При жарком климате – многие покупатели и торговцы хотели утолить жажду. Произошел с ним такой характерный случай. С какого-то дня и момента он решил больше зарабатывать - удвоил стоимость воды: требует платить по глоткам. Почти перестали у него покупать воду. Пришлось вернуться к изначальной продажной стоимости. Вернулось все к прежнему состоянию. С новшеством. У него в подсобниках появился пацаненок – носильщик воды. Сам торговец только разносил наполненный водой курдюк и отливал, цедил порции – ни капли больше! Другой торговец – переносчик мелких товаров.
На рынке появлялись и другие бухариты – в качестве чаще всего покупательниц. Они дерзко и долго торгуются – сбивают цену. Торговцу импонирует внимание к его продукту, да и нечастая возможность позубоскалить. Когда еще удастся проявить свою смекалку, начитанность, умение защищать даже в малом принципы Господа? Уступать сильно в цене не хочет: давать дурной пример. Становится заразительным: для себя и даже для соседа по торговой стойке – отбивает покупателей. Женщины-бухаритки выглядят даже неряшливо, кажутся нищенками. Немытые лица. Из-под платков выпирают нечесанные волосы. Засаленные темные одежды с заплатами, а то и рваные. На ногах – приспущены чулки разного цвета: вздутиями и складками напоминают меха брошенной гармоники. В самый жаркий день – на их плечи наброшены многие одеяния: тяжело нести, непомерно душно. Пот льется ручьями, тела испускает запахи острой вони. Раз в неделю они ходят в микву. В остальное время экономят воду на личной гигиене. С ней просто не знакомы: ведь европейские новшества редко доходят до азиатских провинций. Да и суеверия традиций – стойки, не исчезают.
В субботу, на праздники они преображаются: появляются перед гостями в комнате и возле дома более ухоженными - в цветастых бархатных, иногда атласных одеяниях. Они скромны, сдержаны, заботливы... Нечто подобное неумеренной похотливости, никогда не допустят бесстеснительности за той стороной движения мусульман: с их дикими нравами и религиозным фанатизмом, бытовым невежеством, калымом, гаремами, для большего соблазна выпячиванием округлостей других сопредельных органов – обнаженным в танцах животом.
Община бухарских Евреев – древняя. При углублении в историю узнаем – к началу XVI века Евреи Ирана, Средней Азии и Афганистана составляли единую общину. Позже произошло ослабление внутренних связей и контактов между разбросанными частями обширного района территориально и последовало распадение единой общины на три автономные составляющие. По хитрости, злонамеренности судьбы: Евреи из Вавилонии могли переселиться и осесть в отдельных городах Средней Азии еще в VI веке до н.э. Сохранились более поздние документы. По этим вполне достоверным сообщениям 8-9 веков – общины Еврейских жителей отмечены в расположенных в Средней Азии городах – Мерве, Балхе и Хорезме. Арабский географ Якуб ал-Киркисани (Х век) отметил особо
значительную численность Евреев в Хорасани. Располагалась на принадлежащих Иранцам территориях эта провинция, восточнее пустыни Деште-Кевир. Она включала всю Среднюю Азию. Он упоминает о проживающих здесь Караимах. Документы XI века сообщают о значительной численности Еврейского населения в Балхе. Биньямин из Туделы сообщил в XII веке о многочисленной Еврейской общине в городе Самарканде. Документы XIII века упоминают о наличии в Бухаре Еврейской общины: появляется Еврейская слобода – старая махалла. Вне ее Евреям запретили селиться. Это важное ограничение Евреев – при сравнении с положением Мусульман. Уже через три столетия - эта община руководящий культурный центр среди Евреев Средней Азии. В начале XVIII века поэт Иосеф бен Ицхак написал поэму «Книга Антиоха» - посвящена восстанию и освободительной войне Маккавеев. По мотивам Аггады написал поэму «Семь братьев».
В середине XVIII века хан Бухары со своей верной, но жестокой администрацией насильственно провели массовое обращение бухарских Евреев в Ислам. Параллельно с Еврейской появилась община Чала («ни то, ни се»). Формально они – Мусульмане, в тайне сохраняют, исповедуют Иудаизм. Произошли новые насильственные обращения бухарских Евреев в Мусульманство лет через пятьдесят. Бухарско-Еврейский поэт Ибрахим ибн Аби-л-Хайра написал в момент репрессий поэму. Еврей Худайдад предпочел смерть – переходу в Ислам. До сих пор в Бухаре сохранились остатки общины Чала. Большинство их по официальным документам числятся Узбеками. Обстоятельства оторвали бухарские Евреев от центров Еврейской мысли и культуры. Этот фактор -дополнительная причина отставания образованности, культуры среди бухарских Евреев. Не малое значение имело близость, растворенность их среди Мусульманских общин в течение веков. Они в значительной степени переняли Исламский образ жизни, поведения и ментальность. Выжить в сложных условиях смогли благодаря умению подстаиваться, мимикрировать. По причине естественной – смертности людей – в общине постепенно исчезли знатоки религиозных законов и комментаторы Торы, Талмуда, Каббалы. Этот момент пагубно отразился в периоды насильственной исламизации. Немногочисленной общине грозила скорая и полная ассимилиляция.
Большой знаток всех источников Иудаизма, уроженец Марроко рабби Иосеф Мамон Магриби переселился в важный центр Еврейской талмудической мысли и культуры город Цфат. По просьбе городской общины – он отправился в Среднюю Азию с целью сбора пожертвований. Увидел в Бухаре угасание Еврейской религиозной и культурной жизни. Он посчитал своим личным долгом в возрождении общины. Остался в Бухаре. Огромные его старания принесли положительный успех. Положительно: принесло плоды введение сефардской версии религиозного ритуала богослужения. Новшество укоренили: поныне существует. Верхние слои городской общины избирали уважаемого светского главу – калонтара: обязан рассмотреть тяжбы, материальных претензии между Евреями. Он представлял общину, каждого ее члена перед властями. Разъяснения сложностей Галахи входили в обязанности раввина. Учебным заведением служила конфессионная школа начальная – хомло. Это тип хедера. В Бухаре также распологалась йешива.
Мужчины-Евреи с 13 лет обязаны платить особый налог, к существующим налогам дополнительно. От его выплаты освобождены слабоумные и нищие. При выплате всех налогов – сборщик-Мусульманин наносил платильщику две пощечины. Силу соразмерял: зависила от порядочности и требовательности сборщика налогов. Лицам богатым и авторитетным причиталось и достаточно одного прикосновения к щекам. Рост Еврейско-бухарского населения вынудил власти согласиться на появление в Бухаре второй Еврейской слободы (новой махаллы) – Амирабад. Преуспели Евреи и в Самарканде: на купленном ими участке земли строят новую махаллу. Перед русским завоеванием Средней Азии – Еврейские кварталы существовали в Карши, Хатырчи, Шахрисабзе, Мерве, Катта-Кургане, Кермине, Маргелане, Душанбе.
До завоевания Россией обширных территорий в Средней Азии – основное занятие бухарских Евреев – крашение пряжи и тканей. Некоторые богатые люди этой общины финансировали купцов-Мусульман – этим поощряли торговлю с Россией. Российские законодатели выработали ряд поощрительных мер для содействия Еврейских купцов-«азиатцев». Им позволяли вступать в торговые и ремесленные гильдии разных губерний. В этих губерниях вне «черты оседлости» у Евреев нет права на постоянное проживание. Бухарские Евреи - купцы посещали, участвовали в коммерческих операциях на самой престижной в России ярмарке в Нижнем Новгороде.
В довольно продолжительный период завоевания Россией Средней Азии (1864-84) -бухарские Евреи доказывали активную прорусскую позицию. По мирному договору 1868 – Бухарское ханство попало в экономическую и политическую зависимость от России. Самарканд, города Ферганской долины с бухарско-Еврейским населением вошли в состав Туркестанского края Российской Империи. Новая русская администрация считала бухарских Евреев – единственно лояльными среди массы туземного населения Средней Азии. Оставили неприкосновенным Еврейское самоуправление. В каждой общине ввели новую должность казенного раввина. В мирном договоре между Россией и Бухарой оговорены права бухарских Евреев на свободное пребывание во внутренних губерниях, их свободную торговлю и право на приобретение недвижимого имущества на всей территории России. Особенно этими актами и действиями Царское правительство намеренно противопоставляло бухарских Евреев – «своим» Евреям, ашкеназийского происхождения - намеренно закреплены проживанием в пределах пресловутой «черты оседлости».
При зачислении в купеческие гильдии - Евреи Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств наделены правом принимать российское подданство. Поощрили внутреннию торговлю в Туркестанском краю административные привилегии, действия. Подняли удельный вес бухарско-Еврейских купцов в торговле в центральных губерниях России. Пришлые из Азии купцы и даже промышленники в определенный момент становились конкурентами и соперниками Русских купцов. Успехи отдельных бухарско-Еврейских купцов вызвали злобу правительства Бухарского ханства. В отместку им за преуспевание и «предательство» - за недавнее военное поражение - с местных Евреев взыскали три четверти всей суммы контрибуции – ее эмир должен выплатить России. С территории Бухарского ханства бухарские Евреи расселяются по всей территории Туркестанского края. С 80 годов XIX века правительства России изменили свою политику – принимает ряд ограничительных мер по отношению к ранее поощряемым купцам и промышленникам из бухарских Евреев. В последовавших вскоре Положениях местных среднеазиатских Евреев поделили на две категории. «Туземных Евреев Туркестанского края» ввели в одну категорию. К ним относят бухарских Евреев. Наделены правами - подобно туземному Мусульманскому населению края.
Часть бухарских Евреев не смогли доказать свое рождение в Туркестанском краю. Отнесли их к иностранцам – к другой группе. Закон запрещал приобретать недвижимое имущество. Им предписано покинуть пределы Края. Позже «иностранцам» разрешили находиться в пограничных пунктах: Оше, Катта-Кургане и Петро-Александровске. Срок изгнания части бухарских Евреев отодвигался. Духовный глава бухарских Евреев раввин Ш.Тажер добился послаблений в Туркестанском краю. К пограничным пунктам отнесли дополнительно Коканд, Маргелан, Самарканд. В 1910 выселяют не по месту их прежнего проживания – в Бухарское ханство, а в шесть названных города. В Первой мировой войне часть мусульман оказались на стороне противников Антанты. Турция сражалась против России. Среди туземного населения Края возникло, широко распространилось брожение антирусское. В 1916 произошло восстание. Царское правительство направило войско для его подавления. Еврейский вопрос потерял былую остроту. В правительственных кругах продолжают выпускать антиеврейские документы – в качестве секретного обоснования предстоящей репрессивной политики.
Российское управления Средней Азией заметно в экономической сфере. За короткое время возникла небольшая прослойка богатых бухарско-Еврейских промышленников и купцов. Объяснимо это наличием у них первичного капитала, предприимчивости, деловой смекалки и хватки. Осуществили энергичную экспансию российского капитала, завоз множества относительно дешевых хлопчатобумажных, шелковых тканей, изделий. Это вызвало полное крушение традиционного бухарско-Еврейского примитивного промысла: крашения пряжи и тканей. Массовые разорения, полное банкротство вызвало большую безработицу. Ищут новые сферы применения труда. Появилось парикмахерские, мелкий ремонт и чистка обуви. Некоторые на жизнь зарабатывают разносом товаров и мелкой торговлей.
К концу XIX века численность бухарских Евреев 16 тысяч человек. В 10-20 XX века их численность примерно 20 тысяч человек. К началу 70-х численность достигла 30 тысяч человек. До 70 XX века они проживали почти компактно в Средней Азии. Большинство бухарских Евреев в Узбекистане, Таджикистане. Наименование общины закрепилось с момента завоевания Россией Бухарского ханства. Община говорит на языке фарси, сильно измененном. Себя называют: исроел и яхуди. Основные места проживания бухарских Евреев Самарканд, Ташкент, Душанбе, Бухара, Коканд, Андижан, Маргелан, Хатырчи, Шахрисабз. Многие бухарские Евреи переселились на жительство в Израиль. В США большая община бухарских Евреев.
Олия в Святую Землю Израиля началась с 80-х XIX века. Большинство бухарских Евреев поселились в Иерусалиме. Возник бухарский квартал. Общая его численность -полторы тысячи человек. Образование шло в нескольких разных направлениях. Традиционные хомло – дополнены начальными классами с основами светского обучения. Часть учащихся посещают государственную Русскую школу. Культурное событие - появление в Иерусалиме литературная школа: ее главой стал раввин Шимон Хахам. Он использовал Еврейско-таджикский диалект - создал литературный язык общины. Переведены с иврита несколькольких произведений восточноевропейской Хаскалы. На новом литературном языке с 1910 выходит газета «Рахамим» в городе Скобелеве (ныне Фергана). Просуществовала газета до 1916. За большевистской революцией в 1917 последовали активные военные действия: принесли разрушения и человеческие жертвы. Бухарские Евреи заняли явную пророссийскую позицию. События восприняли в качестве обострения борьбы европеизированного Русского начала с азиатским мусульманским населением. Радикалисты поддержали независимую Туркестанскую демократическую республику. Соглашались на автономию при российском центральном управлении.
В 1918 короткое время существовала Кокандская автономия. В правительстве два бухарских Еврея – Потилахов и Вадияев. В Бухарском ханстве другие настроения. Бухарские Евреи радикалисты солидарны с требованиями реформ – их выдвигают мусульмане модернисты (джахиды). Советская власть упрочила свое положение. При проведении классовой политики власть ликвидировала элиту бухарско-Еврейской общины. Других ущемили в гражданских и политических правах. Отнесли к политически враждебной категории «лишенцев» мелких торговцев. Ремесленников – парикмахеров, портных и сапожников объявили частниками, обложили высокими налогами. Многие разорялись, становиться рабочими государственных предприятий. В Еврейских кварталах создают производственные кооперативы: трудятся бывшие частники бухарские Евреи. В 1918 создали автономную Туркестанскую ССР. Бухарские Евреи попали под идеологическое руководство Евсекции. Долго бухарские Евреи страдали от ее пагубного влияния. Руководящие сотрудники Евсекции в большинстве ашкеназы: не знакомы с религиозными каконами. Не знали, не учитывали среднеазиатские особенности. Множество конфликтов, болезненная борьба вынудила власти учредить «Туземно-Еврейское национальное центральное бюро» при Народном комиссариате по делам образования республики Туркестан. Возникла единообразная система школьного образования: распространяла коммунистическую идеологию.
Советские органы проводили меры изменения социальной структуры общины бухарских Евреев, подрыв и искоренение в ее среде религиозной идеологии. Со второй половины 20-х – начале 30-х закрывают синагоги. Эта кампания стихла во время Второй Мировой войны. В 1940-е возобновляет борьбу с Иудаизмом. Бухарские Евреи исполняют религиозные обряды: обрезание, вступление в брак, погребение... Посещают синагоги. Чтут субботу и праздники. Едят кошерную пищу. Тщательно исполняют традиции люди старшего возраста. Молодые люди идут учиться в институты: выпускают специалистов с высшим образованием: врачи, инженеры, учителя, адвокаты... Есть артисты, художники...
Мусульмане проявляют традиционный антисемитизм. Кровавые наветы – в 1926, 1930, 1961 и 1962. Ведут партийно-пропагандистский антисемитизм: осуждают извращенный сионизм. Препятствуют изготовление и угощение мацой. Часто публикуют антибухарско-Еврейские фельетоны в местной прессе. Известных деятелей науки, культуры, искусства бухарских Евреев вынуждают делать антиизраильские заявления по разным поводам. Злостный антисемитизм резко проявился в периоды обострения советско-американских отношений. У пропагандистов вызвала ярость удачная защита Израилем суверенитета, победы в Синайской кампании, Шестидневной войне и Войне Судного дня. Советская власть вела насильственное руководство, вводила примитивную классовую идеологию. Для нее важно: утвердить единообразие на огромном пространстве страны. В качестве объектов экспериментов становится образование, воспитание детей. Начинают влиять с детского сада и первого класса школы. Все существовавшие прежде формы образования – заменяют на классовое, государственное: выхолащивают, лишают признаков веры,
религиозных догматов, духовности и морали. Специально для надзора, контроля над образованием детей бухарских Евреев - в 1920 в Ташкенте учредили Инпрос, Институт просвещения. Позже появился Туземно-Еврейский педагогический техникум в Коканде. Выпускники техникума трудятся учителями начальных, позже и средних школ. Институт готовили специалистов-инженеров и научных сотрудников.
В 1937 провели повсеместную «чистку»: репрессировали многих преподавателей. Принимают одних девушек: переименовали в Узбекский женский педагогический техникум. С 1925 издают газету «Рушнои», позже переименовали в «Байроки михнат». В 1929 письменность бухарских Евреев с Еврейской графики перевели на латинскую. В республике для письменности ииспользуют кириллицу. В начале 30-х в Ташкенте вышел литературно-художественный журнал «Хаёти михнати». В 1932 в Самарканде возник бухарско-Еврейский театр. В Ташкенте создают секцию туземно-Еврейских писателей Узбекистана – входят: прозаики Я. Хаимов, Н. Фузайлов, М. Исхакбаев, Б. Каландаров, Г. Самандаров. Драматург М. Аминов. Поэты Мухиб (М. Бачаев) и Ю. Кураев.
В 1931 в Самарканде открыли Еврейский историко-этнографический музей: его фундамент стала частная коллекция. Музей закрыли в апреле 1938. В Узбекистане 15 Еврейских клубов и 28 «красных чайхан». Общественные культурные заведения закрыли в черные годы террора. Около тысячи бухарских Евреев арестовали. В застенках тюрем и лагерях погибли семьсот человек. Репрессивные меры, процесс ассимиляции.
Во Второй мировой войне в Красной армии участвовали в боях и служили четыре тысячи бухарских Евреев, тысяча погибли.
В возобнивившихся после войны репрессиях против Иудаизма, космополитизма и по «экономическим статьям» арестовали жителей Самарканда, Катта-Кургана и Бухары: их приговорили к максимально высоким 25 годам.
К 1970-му для средневозрастного и молодого поколения основной язык общения - русский язык. Еврейско-таджикским диалектом владеют люди старшего поколения: на нем общение в семье. Молодые понимают слова и смысл – на нем не в состоянии они говорить. Не случайно: дети не понимают языка родителей. Происходит ассимиляция - процесс с возрастающей интенсивностью. Среди молодых людей численность браков из разных общин возрастает.
Традиционно в бухарско-Еврейских семьях дети изобильно рождались. В период между переписями 1926 и 1959 заметно снизился естественный рост населения. Этому причина - бурная эмиграция населения с конца 1920-х и до 30-х. Заметно сокращение рождаемости в период сталинского террора и Второй мировой войны. В наступившем периоде заметного улучшения экономического состояния и социальных условий – до 1970 произошел резкий скачек в росте населения. За непродолжительный период времени численность бухарских Евреем возросла на 40%.
К концу 1960-х в Израиле проживали около восьми тысяч бухарских евреев. Тысяча человек проживали в США и других странах. В 1970-х дополнительно эмигрировали многие бухарские Евреи. В Советском Союзе к началу 1980 остались сорок тысяч человек. Общая численность бухарских Евреев в 1987 составляет 85 тысяч человек. Несколько более половины – 45 тысяч человек оставались в СССР. 32 тысячи – в Израиле и около трех тысяч – в остальных странах: в США, Канаде и Австралии.
В Советском Союзе партийно-административная диктатура наладила ограничительную систему: направлена против Евреев. После Второй мировой войны заметно появление бухарских Евреев - значительной численности специалистов с высшим образованием.
Бухарские евреи – особая немногочисленная народность. Грозит опасность исчезнуть, раствориться. В разных местах своего обитания они сохраняют межсемейные контакты и дружеские связи. Единство скрепляют в общинной структуре. Общины в разных странах и провинциях не теряют связей, постоянно обмениваются информацией, сохраняют нечто подобное круговой поруки.
На территории Средней Азии Евреи проживают более двух тысяч лет. Долгие века Евреи в этом регионе остро ощущали последствия упадка. Последние примерно двести лет Евреи способствовали экономическому росту. Параллельно этому плавно шло духовное и национальное возрождение.
Название народности придумали европейские путешественники: бухарские Евреи. Сами жители восприняли легко это название. Увеличилась их роль в финансовых операциях, торговле, товаро-обмене, ремеслах, производстве... Бухарские Евреи чувствовали себя достаточно уютно в разные экспериментальные периоды советских преобразований. Серьезные преобразования – сопровождают массовые репрессии. Усиленные антирелигиозные гонения направлены против Иудаизма и самобытной национальной культуры. Из родных мест поднялись и бежали в более спокойные государства. Бухарские Евреи оказались в Стране Израиля. Оставшиеся люди и семьи продолжают оставаться приверженными к Иудаизму и национальным традициям. Около десяти тысяч бухарских Евреев воспользовались более либеральной политикой властей в смысле эмиграции – покинули родные места в поисках свободы, приложения труда и счастья. В последовавшие десять лет уехали еще семь тысяч человек. Но остались примерно 41 тысяча человек. Проживают в больших городах: Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане...
Ход перестройки способствовал положительным аспектам и преобразованиям в религиозных аспектах и национальных вопросах. В 1990 в Узбекистане позволили открывать синагоги. Учреждают культурные центры. По воскресеньям работают Еврейские школы, летние лагеря. Вспомнили о традиционной благотворительности в среде Еврейского народа. Появились ульпаны – легально происходит изучение иврита. Еврейские газеты на русском языке носят сугубо национальное название: «Хаверим», «Мизрах», «Шофар». Появились отделения Еврейских оранизаций Джоинта, Сохнута, «Бней Акива». В Ташкенте возникло израильское посольство. Почти 500 бухаритов проходят курс обучения в хабадской йешиве. Сами бухариты создают свою религиозную организацию хабадского толка «Ор-Авнер». Важную финансовую помощь новому движению оказывает успешный израильский предприниматель Лев Леваев.
Росту бухаро-Еврейского и одновременно Мусульманского национализма в фундаменталистской ориентации сопутствует экономический кризис. Народные недовольства выразились в кровавых погромах в Андижане - против бухарских Евреев, месхов, армян и крымских татар. Националистические митинги Мусульман привели к гражданской, этнически-клановой войне в Таджикистане. Во всех среднеазиатских республиках выплескивается антисемитизм. Происходят убийства бухарско-Еврейских активистов. Последовал развал советского союза.
Во всех пяти среднеазиатских республиках национальным языкам придали государственный статус. Представителей всех национальных меньшинств - Русских и Евреев сместили с занимаемых должностей и постов. Но обиженным и преследуемым людям, их семьям судьба предоставила невиданную в прошлом возможность. Открылись ворота для легальной репатриации в Израиль. Среди покинувших насиженные места – на постоянное жительство в Израиль выехали бухариты и ашкеназийские Евреи. Последние осели в Средней Азии еще с момента эвакуации с разоренных войной мест - в более спокойные места. Под напором нацисткой бронетехники Красная армия оставила огромные территории Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, несколько областей России. Оккупировавшие их нацисты - в тесном сотрудничестве с местными бандитами-антисемитами – устроили Шоа (Холокост) – поголовное уничтожение Евреев разных возрастов.
К 2000-му году в больших городах всех среднеазиатских республиках остались не более трех тысяч бухарских Евреев. Они объединены примерно в десять религиозных общин. Эти люди собираются вскоре выехать в одну из стран Центральной Европы и США. По их информации и представлениям, в Израиле накопилось слишком много проблем социального и другого порядка. Самое важное и опасное – не решена, да и не решается израильско-«палестинская» проблема. Война на Ближнем Востоке обретает все большую остроту, ожесточенность. Грозит долго оставаться перманентной, бесконечной.
Бухарит в Израиль собрали четыре последовательные с перерывами волны алии. Самой опасной и жертвенной явилась вторая олия – в первой половине 30-х: бежали через пограничные Афганистан и Иран. По дороге к границе их настигали агенты ГПУ. При пересечении границы их грабили и убивали басмачи. Преодолевали массу опасностей, с неимоверными трудностями прибывали на Святую Землю.
Родились и проживают потомки переселенцев. В 2000 году общая численность общины составила примерно 60 тысяч человек.
В продолжение многих веков бухариты вынуждены жить в мусульманском обществе, им враждебном. Для выживания годным оказался большой семейный клан – с круговой порукой и взаимовыручкой. Первые репатрианты в Земле Израиля оставили неизменным образ существования. Оправдание: турецкое, затем английское управление. Бухарит в Иерусалиме поселились в квартале «Реховот», позже названный «Шхунат ха-бухарим». Сохраняли привычный им, прошлый изолированный образ поведения и жизни. Они одновременно часто жертвовали деньги соседям - сефардам и ашкеназам.
Бухариты молились только в своих синагогах. Создавали семьи только внутри своей общины. Строго союлюдают традиции. Они вместе отмечают семейные события и празднуют национальные праздники. По прошествии десятков лет бухарские Евреи постепенно вступили в естественный процесс ассимиляции. Чаще всего с Евреями. Под воздействием внутренней жизни и особых условий Израиля – бухариты первых волн алии приобрели новые качества, видоизменили ментальность. Прибывшие с последними волнами олии их сородичи – с 70-х и до конца прошло века – не всегда узнают-понимают сильно изменившихся родственников и старых знакомых.
Обе последние олии бухаритов по образовательному уровню и профессиональному многообразию качественно отличается от предыдущих двух потоков. Прежде приезжали ремесленники и торговцы. Сейчас: большинство людей образованных, специалистов. Есть обладатели второй, даже третей научной степени. Писатели, известные музыканты, художники, заслуженные деятели искусства. Многие из новых репатриантов остро, долго и болезненно переживают профессиональную невостребованность. Проходят через депрессию эмиграции и мучительной абсорбции. Исследование десятилетней давности в трех кварталах Тель-Авива указывает: только каждый пятый из бухаритов нашел в Израиле работу, согласно своей квалификации. Это резкое падение общественного статуса для бухаритов особенно оскорбительно. Они также остро ощущают падение, а то даже разрушение традиционно сложившегося семейного уклада. На смену глав кланов – вместо стариков – приходят более молодые и образованные люди. Некоторым из них удается достить престижных должностей. Существует убеждение: Израиль бухаритам напоминает Среднюю Азию. Они могут вести более привычный образ жизни. Процесс абсорбции происходит менее болезненно, чем в США и других западных странах.
Бухариты достаточно активны в смысле политическом. Не хватает им только «физических сил», голосов. На выборах в Кнессет в конце прошлого столетия они пытались провести своих депутатов в рамках партии «Лев». Позже сблизились с религиозной сефардской партией «Шас». Молодой лидер Амнон Коэн стал членом Кнессета. Партия «Шас» оправдала доверие и в другом смысле: усилиями членов Кнессета и руководителей - бухариты разных городов получили материальную поддержку. С 2000-го года среди бухарит активно действует религиозная организация «Ор Авнер». Созданы религиозные общины во многих городах. Важную роль сыграл учредительный съезд Всемирного конгресса бухарских Евреев в Иерусалиме в 2000.
Делегаты конгресса выступали на иврите, бухарско-еврейском и русском языках в пяти тематических секциях.
Бухарские Евреи – малочисленный народ – непременно хотят прославиться, стать в мире известными. Вызывают интерес к себе всяческими способами. Считают главной обидой: Евреи о нас ничего не знают, нами не интересуются. Ведь мы – особые! Самую важную роль играем в финансовой и коммерческой истории! В национальных границах и мировых пределах!
Copyright: Моисей Бельферман, 2011
Свидетельство о публикации №261488
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.06.2011 08:13

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта