Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Моисей Бельферман
Объем: 22702 [ символов ]
Несколько страниц истории.
Вскоре после окончания войны, уже через две недели, 24 мая 1945 г. Сталин устроил пышный прием в Кремле. Приглашены высшие военные руководители страны. Среди огромного сборища военначальников, в увешанных орденами мундирах – для всех неожиданно Сталин произнес политическую речь. В торжественной обстановке он отдал должное не Красной армии, не вспомнил о социалистическом строе. Поднял давно и прочно умалчиваемую тему. Указал: русский народ «является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза». Он заслужил в войне «общее признание как руководящей силы» Союза. Этот народ наделен «ясным умом», стойким характером и терпением. Народ доверял партии и правительству в моменты самого отчаянного положения. Доказал готовность идти на жертвы. Войну с нацизмом выиграли, благодаря патриотизму русского народа. Высказал тост: «За здоровье русского народа»!
Сталин – дальнозоркий политик. Это новое направление политики внесло существенные коррективы в стабильно долгие годы воспитательно-агитационной работы. Народы Союза воспитаны в духе советского патриотизма. Появилась опасность русского национализма и даже великодержавия – вскоре проявились в разных красках цветения.
В аппарате пропагандистов вскоре поняли и узнали опасности нового направления. Опирающегося на авторитет Сталина. Стараются пресекать, не допустить «кривотолки». В вередовых статьях «Правды», «Известий» и в местной пресее разъяснили: патриотизм русского, части советского народа не выделяет свою нации, в качестве «избранной», «высшей». Русский народ никогда относился с презрением к другим нациям. Русскому народу, «старшему и могучему брату в семье советских народов» пришлось взять на себя главную тяжесть борьбы с гитлеровским нацизмом. Он с честью исполнил эту великую историческую роль. Без помощи русских «ни один из народов, входящих в состав Советского Союза, не смог бы отстоять свою свободу и независимость, а народы Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, временно порабощенные немецкими империалистами, не могли бы освободиться от немецко-фашистской кабалы».
Но это только видимая часть новой национальной политики. Дают директивную установку: «Партийные организации обязаны широко пропагандировать замечательные традиции великого русского народа как наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав СССР... разъяснять, что сталинская оценка... является классическим обобщением того исторического пути, который прошел великий русский народ». Далее разъяснено: «история народов России есть история преодоления... вражды и постепенного их сплочения вокруг русского народа». Он всегда нес освободительную миссию. Его руководящая роль состоит в «помощи всем другим народам нашей страны подняться в полный рост и стать рядом со своим старшим братом».
 
П. Л. Капица, еще не академик, 2 января 1946 г. отправил Сталину письмо: «мало представляем себе, какой большой кладезь творческого таланта всегда был в нашей инженерной мысли. В особенности сильны были наши строители». Он рекомендует к изданию книгу Л. И. Гумилевского «Русские инженеры»: «Большое число крупнейших инженерных начинаний зарождалось у нас... мы сами почти никогда не умели их развивать (кроме как в области строительства)... обычно мы недооценивали свое и переоценивали иностранное». Главные доводы письма: переоценка заграничных сил, излишняя скромность русских инженеров - недостаток еще больший, чем излишняя самоуверенность. Сталин придерживался того же мнения.
 
В директивной прессе появились утверждения: «русская культура всегда играла огромную, а теперь играет ведущую роль в развитии мировой культуры... нелепо и политически вредно» корифеев русской науки и философской мысли считать учениками западноевропейских мыслителей и ученых. К. Е. Ворошилов написал: многие открытия и изобретения носят имена иностранцев – действительно совершены нашим русскими учеными. Он приводит очень яркие примеры: «Закон сохранения вещества открыт Ломоносовым, а не Лавуазье. Так называемая «вольтова дуга» открыта Петровым, а не Дэви. Первая паровая машина изобретена Ползуновым, а не Уаттом. Изобретение радиотелеграфа принадлежит Попову, а не Маркони. Открытие неэвклидовой геометрии – Лобачевскому, а не Гауссу». По стране начали гулять анекдоты о русских талантах. В те времена появилось, стало широко известным саркастическое выражение: «Россия – родина слонов».
В июле 1947 г. А. А. Жданов представил Сталину проекту новой Программы партии. В ней написана прежняя формулировка: «Особо выдающуюся роль в семье советских народов играл и играет великий русский народ… он по праву занимает руководящее положение в советском содружестве наций». Сталин написал выразительное: «Не то». В журнале «Вопросы истории» высказано жесткие требования: не допускать ошибочного понимания, игнорирования классового содержания советского патриотизма; сползания на позиции «квасного патриотизма». Опасны и вредны ошибки в виде «очернения прошлого», преуменьшения роли русского народа в истории. «Всякая недооценка роли и значения русского народа в мировой истории непосредственно смыкается с преклонением перед иностранщиной. Нигилизм в оценке величайших достижений русской культуры, других народов СССР есть обратная сторона низкопоклонства перед буржуазной культурой Запада». Власти сохраняют баланс в отношении уклонов в национальном вопросе.
Критикуют академика Е. В. Тарле за «ошибочное положение об оборонительном и справедливом характере Крымской войны». Он оправдывает войны Екатерины II «тем соображением: Россия стремилась якобы к своим естественным границам». Похода в Европу в 1813 г. представлен «как освободительный поход в Европу Красной Армии». Осуждены «требования пересмотреть вопрос о жандармской роли России в Европе в первой половине XIX в. и о царской России как тюрьме народов». Также попытки представить героями русского народа генералов М. Д. Скобелева, М. И. Драгомирова, А. А. Брусилова. Недопустимым объективизмом в науке названа замена «классового анализа исторических фактов оценкой их с точки зрения прогресса вообще, с точки зрения национально-государственных интересов». Эти «ревизионистские идеи» осуждены ЦК партии.
Поэт А. Т. Твардовский - яркий пример разного толкования советского патриотизма, происходящих недоразумений-борьбы. Главный редактор «Литературной газеты»В. В. Ермилов в декабре 1947 г. опубликовал статью о книге Твардовского. В «Родине и чужбине» приведены его раздумья о войне, природе патриотизма, свойствах и качествах народа в годы бедствий. Критик назвал книгу «фальшивой прозой», «попыткой поэтизировать то, что чуждо жизни народа». Книга осуждена в статье работника Агитпропа Б. С. Рюрикова. О ней резко выступил секретаря правления СП СССР Л. М. Субоцкий. На заседании секции прозы СП СССР говорили о «русской национальной ограниченности» поэта – она «нисколько не лучше, чем азербайджанская, якутская, бурят-монгольская». В книге указаны «накладные расходы войны - их сейчас возможно быстрее надо ликвидировать». Нам всем пора начать осознавать себя передовыми людьми человечества. «Не думать о нашей национальности в узком, ограниченном смысле этого слова». Воспринимать «советский» - «новой, широкой национальностью».
В поэме «Василий Теркин» у того же поэта пороки: литературный герой любуется своим маленьким мирком. Нет у него черт и признаков интернационализма. Критики о
творчестве Твардовского: «будучи само по себе очень талантливо, в поэтическом отношении консервативно, а в идейном реакционно». Теркин «на протяжении 5000 строк не заметил ни революции, ни партии, ни колхозного строя, а битву с германским фашизмом рассматривает как войну с немцем».
 
Явным доказательством новой идеологической политики партии стало постановление «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (14 августа 1946 г.). Жалоба и назидание звучат: в журналах напечатаны «произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Едут с
Резкими замечаниями «по отношению ко всему иностранному... много безыдейных, идеологически вредных произведений - не помогают «воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело... готовым преодолеть всякие препятствия». Творчество писателя М. Зощенко отнесено к «пошлякам и подонкам литературы». Чуждый нам автор изображает советскую действительность - в «злостно хулиганской», «уродливо карикатурной» форме. В его описаниях советские люди – выглядят «примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами».
Сильно досталось поэтессе А. Ахматовой - предстала «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии». События, время на нее не действуют: застыла на позициях «буржуазно-аристократического эстетства и декадентства». Чуждое нам это направление наносит непоправимый «вред делу воспитания нашей молодежи».
 
В Ленинграде состоялась конференция партактива и писателей. Главный идеолог партии А. А. Жданов назвал стихи Ахматовой «блудом с молитвой во славу божию». Он еще добавил грубые и оскорбительные слова в адрес писателей. В Киеве с разносным докладом выступил Н. С. Хрущев. Началась пропагандистская кампания: «ждановщина».
 
Постановление «О кинофильме “Большая жизнь”» (4 сентября 1946 г.) и «Об опере “Великая дружба”» (10 февраля 1948 г.) дают уничижительные оценки творчеству режиссеров Л. Лукова, В. Пудовкина, Г. Козинцева, Л. Трауберга, С. Юткевича; композиторов Н. Богословского [xlv] , В. Мурадели, Н. Мясковского, Г. Попова, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, В. Шебалина. Обвинены в безыдейности творчества, искажении советской действительности, заискивании перед Западом, отсутствии патриотизма. С. Эйзенштейна «обнаружил невежество в изображении исторических фактов. Представил прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клус-Клана». В опере «Великая дружба» – грузин и осетин представили врагами русских в 1918–1920 гг. «Помехой для установления дружбы народов в тот период на Северном Кавказе являлись ингуши и чеченцы».
 
В 1947 г. проведена кампании по искоренению низкопоклонства. Важным подспорьем пропаганде послужило «дело» члена-корреспондента медицинской Академии Н. Г. Клюевой и профессора Г. И. Роскина. Совместно они издали книгу «Биотерапия злокачественных опухолей». Обещали скорое получение лекарства от рака. Исследования авторов заинтересовался американский посол в Москве У. Смит. По разрешению встретился с учеными - предложил издать книгу в США, продолжить работу над препаратом с американскими специалистами. В США командирован академик В. В. Парин с группой ученых-медиков. По указанию заместителя министра здравоохранения 27 ноября он передал американцам рукопись книги и ампулы с препаратом. МИД СССР, настаяло на отказе от американской поддержки. Узнали мнение Сталина – категорически воспротивился передать сведения о «важнейшем открытии советских ученых» американцам. По возвращении - Парина арестовали, осудили на 25 лет тюремного заключения за измену Родине.
 
В марте 1947 г. по инициативе Сталина приняли постановление «О Судах чести» в министерствах и центральных ведомствах - для содействовать «делу воспитания работников государственных органов в духе советского патриотизма и преданности интересам советского государства... для борьбы с проступками, роняющими честь и достоинство советского работника». В мае по заданию Сталина составлено закрытое письмо в партийные организации о беседах с писателями А. Фадеевым, Б. Горбатовым, К. Симоновым – их настроениях. Сталин сетовал: у наших интеллигентов среднего уровня «недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Эта традиция отсталая, она идет от Петра».
 
В июне 1947 г. состоялся «суд чести» над Клюевой и Роскиным. С назначенными членами суда. Ввыступил главный обвинитель. Заслушаны свидетели. Обвиняемые попытались оправдаться. Приговор: общественный выговор. Вскоре начались съемки фильма «Суд чести». Вышел на экраны в канун антикосмополитической кампании.
В парторганизациям страны ушло закрытое письмо ЦК «О деле профессоров Клюевой и Роскина». По стране было создано 82 суда: в научных и учебных заведениях, в государственных учреждениях, министерствах и творческих союзах. За два года существования судов состоялось около 50 процессов.
 
15 февраля 1947 г. принят указ «О воспрещении регистрации браков граждан СССР с иностранцами».
 
В 1947 г. проведена дискуссия по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Ее критикуют за объективизм, терпимость к идеализму, декадентству. Отсутствует полемический задор при разоблачении идеализма и философских противников. Отсутствуеи период развития русской философии. История философии дана только до 1848 г. В этом - «умаление роли русской философии». Есть в
книге «серьезные космополитические ошибки... она по характеру... космополитический учебник по философии». Осуждение учебника связано с вопросами философии и с борьбой в ЦК за пост начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Власти открыто продемонстрировали идеологический диктат. Автор учебника назначен директором Института философии АН СССР.
 
В мае 1947 г. состоялась дискуссия по книге академика Е. С. Варги «Изменения в экономике капитализма в итоге Второй мировой войны». Научной и политической ошибкой расценен вывод о возможности «организованного капитализма». В книге, уделено внимание прогрессу производительных сил капитализма - осужден «технико-экономический уклон». Осужден выводу об ослаблении классовых противоречий капитализма. Отвергнуто заключению: государство в США и Англии осуществляет политику буржуазии и трудящихся. Изменения в экономике автор рассматривает в отрыве от политики: «вне связи с обострением общего кризиса капитализма в итоге второй мировой войны». Не создал «общей картины усиления паразитизма и загнивания капитализма, обострения основных противоречий капиталистической системы, усиления неравномерности развития капитализма, обострения проблемы рынков». Тональность в дискуссии быстро повышалась: от обвинений в «недопонимании» до ярлыка «агента». В книге «нет ничего патриотического». Негативное отношения к институту - директор Варга и часть сотрудников политэмигранты из Венгрии, союзницы Германии в войне. Решено закрыть института. Половина сотрудников (около 60 человек) переведена на работу в Институт экономики АН ССР. Образовали Отдел капиталистических стран.
 
Навязывание косных идеологических догм отрицательно сказывалось на развитии гуманитарных наук и естествознания. Монопольное положение в агробиологии заняла группа академика Т. Д. Лысенко. Отстранены от работы многие его оппоненты – генетики, физиологи, морфологи, почвоведы и даже медики.
 
Крупнейшая ошибка - неверная оценка возможностей кибернетики. Эта важная наука занята общими законами получения, хранения, передачи и переработки информации. Название отрасли связано с книгой американского ученого Н. Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» (1948). Кибернетика названа «реакционной лженаукой». Эта ошибка в отношении кибернетики надолго обеспечила лидерство США в переходе к постиндустриальному информационному обществу.
 
На совещание в Москву в конце 1948 г. собрали заведующих кафедрами физики. Им указали: физику преподают в отрыве от диамата. В учебниках много имен иностранных ученых. Это Лысннко позволили разгромить «вейсманизма-морганизма-менделизма». Выдвигают идеи разгромить в физике «эйнштейнианство». Издан сборник статей «Против идеализма в современной физике»: атакованы выдающиеся советские ученые: Л. Д. Ландау, И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович, В. Л. Гинзбург, А. Ф. Иоффе и др.
 
Л.П. Берия поинтересовался у И. В. Курчатова: «Правда, теория относительности и квантовая механика – это идеализм, от них надо отказаться?» Услышал ответ: «Если от них отказаться, придется отказаться и от бомбы». Берия сразу отреагировал: «Самое главное – бомба, а все остальное – ерунда!» Он поделился своей тревогой со Сталиным. Совещание физиков отменили. «Бомба спасла физиков». По позднейшим оценкам: при
созове совещания - нашу физику могли отбросить на 50 лет назад – к доквантовой эре. Борьба с «физическим идеализмом» и «космополитизмом» продолжалась.
 
Партийный теоретик О. В. Куусиненен написал статью «О патриотизме». Он указывает:
В годы войны возрожден патриотизма. Противостоит ему космополитизм – представляет
пренебрежительное отношение к отечеству. Враждебен трудящимся, коммунистическому движению. Данное мироощущение характерно представителям международных банкирских домов, картелей, крупнейшим биржевым спекулянтам. Они орудуют по латинской пословице “ubi bene, ibi patria” (где хорошо, там и отечество).
Идеологическую работу в СССР проводят в борьбе за укрепление советского патриотизма на основе искоренения низкопоклонства перед Западом. Усиление мировой значимости русской культуры.
 
В мае 1947 г. поэт Н. Тихонов неожиданно для самого обнаружил явные признаки космополитизма в книге профессора-литературоведа И. М. Нусинова «Пушкин и мировая литература» (издана в 1941 г.). Для советского поэта - Пушкин и вся русская литература представлена «придатком западной литературы», ... лишена «самостоятельного значения». Автор представил Пушкина - «заимствовал, все повторил, все является вариацией сюжетов западной литературы... русский народ ничем не обогащал мировую культуру». Такова позиция современного «беспачпортного бродяги в человечестве» - «преклонение» перед Западом. Только наша литература «имеет право учить других новой общечеловеческой морали». Эта тема была вынесена на пленум правления Союза писателей СССР. Критика «очень вредной» книги развита А. Фадеевым. Вскоре дискуссия перерасла в идеологическую кампанию обличения низкопоклонства. Формы, космополитизма.
 
Партийную установки на проведение кампании по борьбе с низкопоклонством и космополитизмом сформулированы руководителем агитпропа Д. Т. Шепиловым. По его статьям видно: партийное руководство подозревало в антипатриотизме каждого сомневающегося в нашем превосходстве. Пропаганда уверяет: не мы догоняем Запад в историческом развитии, а «странам буржуазных демократий, по своему политическому строю отставшим от СССР на целую историческую эпоху, придется догонять первую страну подлинного народовластия». Советский строй «в сто крат выше и лучше любого буржуазного строя». СССР «является страной развернутой социалистической демократии». «Теперь не может идти речь ни о какой цивилизации без русского языка, без науки и культуры народов Советской страны. За ними приоритет». «Капиталистический мир уже давно миновал свой зенит и судорожно катится вниз, в то время как страна социализма, полная мощи и творческих сил, круто идет по восходящей».
В руководстве признают: отдельные «интеллигентиков» проявляют низкопоклонство перед Западом. Этому причина: мы пока не освободились от уродства, пережитков «проклятого прошлого царской России». Директива Шепилова партийным организациям: «шире развернуть работу по воспитанию трудящихся на идеях ленинизма, развивая в народе священные чувства советского патриотизма, жгучую ненависть к капитализму и ко всем проявлениями буржуазной идеологии, воспитывать наших людей в духе пролетарского интернационализма, культивировать любовь к партии Ленина–Сталина».
 
В феврале 1948 г. Жданов выдвинул универсальное обоснование резкого поворота от интернационализма как некоего социалистического космополитизма к интернационализму как высшему проявлению социалистического патриотизма.
«Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину – означает потерять руководящую линию, потерять свое лицо, стать безродным космополитом».
 
В 1948 г. «Вопросах философии» космополитизм определен как «реакционная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций, пренебрежение национальными особенностями развития отдельных народов, отказ от чувства национального достоинства и национальной гордости. Космополитизм проповедует нигилистическое отношение человека к своей национальности – к ее прошлому, ее настоящему и будущему. Громкими фразами о единстве общечеловеческих интересов, о “мировой культуре”, о взаимном влиянии и взаимопроникновении национальных культур космополитизм маскирует либо империалистический, великодержавный шовинизм в отношении к другим нациям, либо нигилизм в отношении к своей нации, предательство ее национальных интересов. Идеология космополитизма враждебна и коренным образом противоречит советскому патриотизму – основной черте, характеризующей мировоззрение советского человека. Особая политическая актуальность борьбы против идеологии космополитизма связана в настоящее время с тем обстоятельством, что реакционный американский империализм сделал космополитизм своим идеологическим знаменем».
 
Активизации борьбы против идеологии космополитизма и национального нигилизма вызвана причинами особого свойства: «на протяжении ряда лет в нашей печати имели место ошибки, шедшие по линии умаления достоинства и славы русской культуры, так и культуры других народов СССР. Эти ошибки находили себе место в исторической литературе, в литературе по истории философии и общественной мысли, в работах по биологии, по литературе и искусству, в работах по истории науки и техники, по политической экономии».
 
В учебнике «История СССР. Россия в XIX в.» для исторических факультетов университетов проглядывает «низкопоклонническая тенденциозность». Искажена личность Радищева. «Литературная форма “Путешествия” была взята Радищевым у английского писателя Стерна, автора “Сентиментального путешествия по Франции и Италии”... Радищев – ученик французских рационалистов и враг мистицизма, хотя в некоторых его философских представлениях материалистические идеи Гольбаха и Гельвеция неожиданно смыкаются с идеалистическими представлениями, заимствованными у Лейбница, которого Радищев изучал в Лейпциге. Его идеи о семье, браке, воспитании восходят к Руссо и Мабли... Общие мысли о свободе, вольности, равенстве всех людей сложилось у Радищева, по его собственным словам, под влиянием другого французского просветителя – Рейналя». Заключение: «Так великий русский революционер и оригинальный мыслитель оказался в изображении авторов учебника сшитым из иностранных лоскутков. Это и есть ярко выраженный национальный нигилизм, ликвидаторство в отношении нашего великого исторического наследства, открытая форма бесстыдного преклонения перед Западом».
Copyright: Моисей Бельферман, 2011
Свидетельство о публикации №261722
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25.06.2011 14:14

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта