Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Тимохин Николай
Объем: 6393 [ символов ]
«Отчизна моя, искажунетая…»
Сразу же хочу извиниться перед читателями, за столь не совсем благозвучное и странноватое название моей статьи. Дело в том, что это слова из известной и всеми любимой песни. А, как известно, слова из песни не выкинешь. И не выбросишь. Да и зачем? Если они красивы, а сама песня - хороша.
Но в поэтическом творчестве, и в данном случае, в песенном, бывают такие отдельные слова, которые, в силу определенных причин, просто необходимо заменить. На пользу дела. Но давайте, все по порядку…
В тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году, на советские экраны вышел, ставший впоследствии очень известным, кинофильм режиссёра Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых». И в нем, среди прочих других, прозвучала песня «Русское поле», в исполнении Владимира Ивашова. Автор стихов - Инна Гофф, музыки - Ян Френкель.
Считается, что необычайная популярность фильма в немалой степени способствовала популяризации этой песни. Именно о ней, позже, Расул Гамзатов отзовется так: «Это лучшая песня о родине. Я бы предложил сделать её Государственным гимном России».
Надо ли говорить, о том, что я, как и многие мои сверстники, любил смотреть кино про «неуловимых». И мне нравилось в нем все! И, конечно же, песни. А «Русское поле», впоследствии, не сходило с голубых экранов телевизоров. Звучало на многих концертах и в разном исполнении.
Мне кажется, я и сейчас еще это помню. Потому что, в детском возрасте, а мне тогда было лет десять, я никак не мог понять одно слово в песне. В этой строке:
 
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая…
 
Я много раз специально прислушивался именно к последнему словосочетанию: «…и скажу, не тая…». Но всегда все исполнители пели его одинаково:
 
Здесь Отчизна моя, искажунетая…
 
И мне было очень интересно: что это за Отчизна такая – «искажунетая»? Почему её так называют? За что?
Тогда я не понимал этого слова. А сейчас посмотришь на нашу жизнь – «искажунетую», и подумаешь, а ведь как невольно, но очень верно, её назвала Инна Гофф.
Когда читаешь стихотворение, да еще «с выражением», как любили говорить учителя в школе, в наше время, то все получается очень красиво:
 
Не сравнятся с тобой/ ни леса,/ ни моря./
Ты со мной,/моё поле,/ студит ветер висок./
Здесь Отчизна моя,/ и скажу,/ не тая:/
— Здравствуй,/русское поле,/
я твой тонкий/ колосок./
 
И третья строка, в общем, звучит, как и подобает. Но все же, если бы Инна Гофф, в слух, несколько раз проговорила бы: «и скажу, не тая», она бы, наверное, почувствовала не очень благозвучное произношение фразы, за счет последнего деепричастия. Что за необходимость была его применять? Точной рифмой оно не подкреплено. Лишь приблизительной, фонетической: «не тая – моря». Да и смысл, можно было бы передать как-то иначе, не рискуя исказить все четверостишие. И, главное, Отчизна не была бы какой-то «искажунетой».
Но в песнях, даже в советские времена, когда для их написания использовались настоящие стихи, а не слова, как сейчас принято говорить, все равно проскакивали, по вине самих поэтов, так называемые «ляпы».
В известном и всеми любимом хите Юрия Антонова «Поверь в мечту», есть такие строки, автор которых – Игорь Кохановский.
Усталость иногда сожмет у сердца грудь.
Настигнет нас беда, чтоб осложнить нам путь.
Пройдем любви закат и встретим с ней рассвет.
Поймем, пути назад у жизни просто нет.
И это всем понятно, кроме меня. Посмотрите на первую строку. «Усталость сожмет у сердца грудь». Я стал размышлять: У «сердца» - «груди» - нет! Значит Кохановский писал о другом. О чем? Грудь У (около), сердца не находится. Это сердце – находится в груди. И, следовательно, усталость может сжать грудь в ОБЛАСТИ сердца, около сердца, а не У. (Вот для чего такая анатомия в простой песне?). Остается только всем пожелать, чтобы ни у кого и никогда «усталость не сжимала бы у сердца грудь».
И никто бы никогда «не проходил любви закат». О чем говорится в третьей строке. Ведь, что такое «закат»? Заход солнца за линию горизонта. В широком понимании – завершение дня. За которым, последует, естественно, совершенно новый, другой день.
Так вот, если мы «пройдем любви ЗАКАТ», за которым следует ночь, то есть пустота в философском смысле этого слова, то значит, встретим – конец! И чему? Любви! Так ведь получается? А тогда рассвет, начало дня и новой жизни, встречать то будем с кем, «с ней»? С любовью, которой уже пришел закат. И который, то есть закат, мы уже - прошли!
Дебри какие-то, да и только, скажете вы! Ан, нет! Это всего лишь – «цветочки». А «ягодки» - будут впереди, в третьей песни. Одну фразу, из которой, я не рискнул включить в заглавие этого моего опуса. Дабы не вызвать гнев у моих читателей. Хотя, опять же, почему? Ведь слов из песни не выкинешь, к тому же если она всего-то про «Первый снег».
Именно так называется, любимый многими хит Ромы Жукова, популярного исполнителя конца 80-х годов. Автор музыки и текста, естественно, он сам. Песня у него - ну, просто замечательная. И в ней говорится о том, что
 
Первый снег - в моём городе вновь первый снег!
Первый снег - так нежданно и будто во сне!
Вот и всё, снег сильнее дождя.
Вот и всё, и снежинки летят
В руки мне... В руки мне.
Вот такой, казалось бы, незамысловатый текст, в котором меня всегда смущает одна фраза: «…так нежданно и будто во сне!» Когда я слушаю это место, то думаю, какое же смелое и весьма спорное утверждение! Почему именно во сне? И какое это имеет отношение к первому снегу?
Если бы Рома Жуков внимательно прислушался, к тому, о чем он поет, то он бы, наверное, заменил в тексте всего ОДНО слово, «будто» на «словно». И получилось бы очень красиво и поэтично:
 
«…так нежданно и СЛОВНО во сне…
А после его: «и будто во сне…», так и хочется сказать: «Проснись, Рома, уже утро…»
Иногда я слышу пожелания: «Пусть у вас в жизни все будет красиво, как в песне». А теперь, невольно задумаешься. Это, смотря еще, в какой песне!
2012
Copyright: Тимохин Николай, 2013
Свидетельство о публикации №315565
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12.12.2013 18:48

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Виктор Михайлов[ 22.12.2013 ]
   Есть два мнения на всё то, что написали Вы и многие другие, по данному вопросу. Песни
   известные, стихи не положенные на музыку и многое иное, предложенное широким массам, при
   тщательном разборе - смешно, убого, а то и преступно...
   Поиски таких, мягко выражаясь, недоработок, дело выигрышное в любом варианте - и себя
   показать, и автора высмеять, и не обративших внимание умыть
   И второе, если принять всё вышеизложенное, за первое
   Не весь суррогат, называемый песнями, укладывается в пожелание - «Пусть у вас в жизни все
   будет красиво, как в песне», как и не всё, что желается народу в предновогоднем послании,
   поздравлении, обращено к самому народу..
   С уважением, Виктор
Инна Костяковская[ 23.12.2013 ]
   Николай! Читаю и вспоминаю свой ужасный ляп в публикации в
   "Мастерской&quo­t;­ У Евгения Берковича.
   
   Всё проходит. Куда-то уносится
   вслед листве, облетевшей осенью.
   И морщинки над переносицей
   сочетаются с ранней проседью.
   
   Эта сранняя проседь ... До сих пор стыдно. В книге я изменила.
   Сделала " с редкой проседью". Но стыд остался. Но знаете , этот
   случай меня многому научил. Надо смотреть на свои стихи критически,
   как бы со стороны, как на чужие. И не спешить публиковать . Давать
   отлежаться. Спасибо за статью.
 
Леонид Демиховский[ 23.12.2013 ]
   Honi soit qui mal y pense
Тимохин Николай[ 23.12.2013 ]
   Здравствуйте, Инна! Да действительно ляпы встречаются сплошь и рядом в поэтических текстах, что
   вызвано "поэтической глухотой". Для её искоренения надо больше читать классику, включая
   Пушкина. Вот еще и почему я стал разбирать его известный стих в своей статье «Я вас любил…(как
   дебил?) Читая Пушкина». Ведь мы же должны у него учится.
Леонид Демиховский[ 26.12.2013 ]
   Потрясающе!!! Так значит, "ляпы встречаются сплошь и рядом в поэтических текстах"? (см выше)
   
   Т.е. г. Тимохин согласен с тем, что у дамы в стишке "ляп"?
   
   Открываю ПЕРВОЕ попавшееся на глаза творение самого г. Тимохина:
   
   К Вам обращается поэт,
   К живущим в XXI веке.
   Скажите, сколько нужно лет,
   Чтоб зло исчезло в человеке?
   Чтоб доброта царила в нем,
   И честь и разум процветали?
   Чтоб мир настал, и не с огнем,
   С мечом и звоном сабли стали,
   А с теплотой души. Тогда
   Наступит утро на планете.
   И солнце яркое всегда
   Ее согреет на рассвете
   Тысячелетья. Чтоб оно
   Прошло без войн и бед.
   Мечтою этою давно
   Живу я, с ранних лет.
   
   Великолепно! Теперь главное - не забыть удалить эту статью с такими вот комментариями и опубликовать по новой! Как это было сделано с опусом о "глагольной рифме". Я подскажу Вам более простой путь, Николай: внесите меня в "черный список":)
Инна Костяковская[ 26.12.2013 ]
   здравствуйте, Леонид! Рассмешили. Значит , я не одна такая. Как-то успокаивает. За даму- отдельное
   спасибо. Я думаю, что нельзя самонадеянно самому выставлять стихи в книгу. Всё-таки нужен
   поэтический редактор, которому доверяешь. Заметить у себя ляп намного сложнее, чем у других. Так,
   наверно, мы устроены. Я прочитала и о каких-то курсах по обучению стихосложению. По моему-
   это просто надувательство.
Леонид Демиховский[ 27.12.2013 ]
   Высмеять и представить ляпом можно все, что угодно. Каждый понимает в меру своей испорченности. И образованности.
   
   Разумеется, случаются вопиющие несуразности, но меня лично широко цитируемое Брюсовское "Мы ветераны, мучат нас раны" сраностью не сражает.
   
   Однако, есть такая американская идиома full of shit. (О человеке, кидающем понты безо всяких на то прав и оснований.) Под сие определение подходят все без исключения опубликованные на ЧХА критические опусы Николая Тимохина.
   
   Каждый пишет, что ему заблагорассудится, и на здоровье. Но если написанное старательно доводится до моего сведения, я это принимаю не только к сведению. А так, как мне заблагорассудится. Тоже ведь имею право.
   
   Смотрю, на главной странице симпатичный портрет с анонсом. Кликаю, и читаю: преподаем-с. В Германии. Заочно... Именем Чехова. Филолог с формальным образованием... Учитель Русского языка и литературы, судя по ВУЗу... В тексте ошибочки, правда... Заинтересованно иду по следу. По верхнему.... Нахожу то, что, в принципе, ожидал найти... Конечно, надувательство!
   
   А ведь стихосложению можно и нужно учить! Удачи Вам, Инна, и меньше прислушивайтесь к на девяносто сантиметров до метра не дотягивающим. "Сочетаются с ранней проседью"- это ОК, если не муссировать:)
Инна Костяковская[ 27.12.2013 ]
   вот эта публикация, кстати.
   http://club.berkovich-zametki.com/?p=3487
   
   я бы с радостью училась.
   Только варишься в собственном соку. В Лито , кроме опустошения , ничего мне не дало.
Леонид Демиховский[ 30.12.2013 ]
   Виктор Каневский, широко известный в сети (под неважно каким псевдонимом) журналист и поэт, сказал мне как-то, что поэта "учить" - только портить. Научаются, мол, сами. Во многом я с этим согласен. Во вс. сл., для обучения необходим именно положительный, не отбивающий охоты писать, пример.
   
   Если я правильно понял из предложенной подборки, Вы живете в Хайфе. В Хайфе живет замечательный поэт и хороший человек Ася Гликсон:
   
   Торгует Лондон щепетильный своей породистой историей.
   Туристы бродят по бульварам и копят впечатленья впрок.
   Ценю английский строгий стиль, но - я капля Средиземномории,
   Ее безудержным базаром пронизан вдоль и поперек.
   
   Вхожу в парижи и мадриды, смотрю на римы и венеции
   И снисходительные взгляды Европы чопорной ловлю.
   Я фрукт особенного вида, впитавший солнце, соль и специи
   И вкус вина и винограда, и запах пряных острых блюд.
   
   Здесь добродетели обитель, порядка прочного пристанище.
   Здесь правит пряником и плетью цивилизации рука...
   А я беспечный южный житель. Я - левантийский вольный каменщик.
   Моих камней тысячелетьям - что ваши скромные века!
   
   Торгует Лондон щепетильный не хуже рынка тель-авивского.
   Я без разбора покупаю его степенные черты...
   И весь свой урожай обильный, и утонченный, и изысканный,
   Пропью потом в ирландских пабах на хайфских улочках крутых.
   
   Над городом моим лежачий месяц.
   Под городом моим морская дрема.
   Мой город нынче ничего не весит
   И не имеет формы и объема.
   
   Мой город - прокаленный, пропыленный,
   Без лоска и изысканного глянца –
   Стекает по шершавым рыжим склонам,
   Как мягкие часы с картин испанца.
   
   С пространством перемешивает время,
   Переплетает линии и звуки -
   Не помещаясь в рамки измерений,
   Доступных здравомыслящей науке.
   
   Мой город пропитался облаками
   И запахом подсоленного лета.
   Неровных улиц мелкими стежками
   Приметан он к поверхности планеты.
   
   Он многокрыл, бесстрашен и беспечен.
   И не взлетает только по привычке
   Спокойно дожидаться каждый вечер
   Меня в неторопливой электричке.
   
   А у меня важнее нет работы,
   Чем каждый вечер по дороге к дому
   От странного опасного полета
   Удерживать мой город невесомый.
   
   
   «…А море разливается чаем…»
   Из песни, которую самозабвенно пел,
   сочиняя на ходу, мой четырехлетний сын.
   
   А море разливается чаем.
   А море разбегается кругом.
   А море разрывается в клочья,
   Ломает вековую броню.
   И крохотный «Титаник» качает.
   И в ярости срывает подпругу.
   И тьму незаживающей ночи
   Несет по непрожитому дню.
   
   А наверху капризный мальчишка
   Со зла швыряет на пол игрушки -
   Помпея рассыпается прахом,
   Уходит Атлантида на дно…
   Наш мир, похоже, мал ему слишком.
   И, в гневе опрокинувши кружку,
   Упрямый хулиган и неряха,
   К нам снова повернулся спиной.
   
   А море не нарочно ломает.
   А море без вины виновато.
   Из кружки выливается тесной,
   Роняя города на бегу.
   Оно, слепое, не понимает,
   Как бешено прекрасны закаты
   И мальчик, распевающий песни
   На призрачном его берегу.
   
   А мы живем по-прежнему – тихо.
   А мы свои рассветы встречаем.
   А мы чужие топчем дорожки,
   Возносим похвалу и хулу.
   Нас снова пронесло мимо лиха…
   А море - разливается чаем
   И с ревом гонит хлебные крошки
   По круглому цветному столу.
   
   А Вы про собственный сок... Упивайтесь!;))
Тимохин Николай[ 30.12.2013 ]
   Здравствуйте, Леонид!
   
    Если я правильно понял из предложенной теперь уже Вами подборки, Вы считаете, что я живу где -
   то в в Хайфе. Вы обо мне слишком хорошего мнения, я живу в солнечном Казахстане. У нас сейчас
   ноль градусов и снега нету совсем. Мне очень жаль что инф обо мне тут никто не читает , она стоит
   за номером шесть, среди моих творений.
   
   
   http://webdomdohod.ru/nov_god.html

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта