Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Анастасия Казакова
Объем: 10217 [ символов ]
Я помню, Абхазия
Абхазия, ты знаешь, я часто вспоминаю тебя. А ты? Ты помнишь меня? Помнишь, как я со своими друзьями впервые оказалась на твоей земле? Помнишь, что я притащила с собой? Тягучее похмелье, подаренное бессонной ночью в поезде, огромную сумку шмотья и опасения, что в России жизнь без меня перестанет крутиться. Ах, да! Еще дурацкий, пляжный зонт! Ты помнишь этот огромный зонт, что не помещался ни в одно такси и постоянно выскальзывал из рук, мешая идти?
Ты мило приняла меня. Тот домик, где мы поселились…
Домик, трогательно приобнявшийся со склоном горы... Он уютно уткан виноградной лозой. И выглядит совершенно потерянным в зарослях окружающего сада. Молоденькое мандариновое дерево беспардонно заглядывает в мое окно, то и дело шкрябая по стеклу глянцевыми листами. Деревья повзрослее ведут себя куда более степенно, без интереса перешептываясь о вновь прибывших постояльцах. Между стволами с недовольным кудахтаньем нарезает круги облезлая курица.
- Это соседская. Вечно они не смотрят за своей птицей, - с улыбкой поясняет Венера. – В прошлом году из такой же прекрасный суп вышел. Да, Шалва?
- Да. Только та сразу сообразила в дом забежать, где в суп угодила… А эта уже второй день по саду скачет, как козел неощипанный. Подождем… - с лукавым смирением отвечает Шалва.
Шалва и Венера, хозяева дома… Им уже за восемьдесят. Сухонькие старички с живыми, насмешливыми глазами.
Вечером располагаемся на уличной террасе, увитой виноградом. Хозяева сидят в креслах. Шалва читает газету, медленно переворачивая страницы чуть трясущимися руками. Венера величаво держит спину прямой и смотрит в сторону моря. Они тихо и ворчливо переговариваются по-абхазски. Их голоса шелестят неотличимо от шелеста листвы в саду.
- Шалве месяц назад операцию сделали на почках. Вы уж не гоняйте его, ребята, - обращается к нам Венера.
- Ай, да не было у меня никаких почек, Венера, что ты говоришь, - возмущается Шалва. – Врачей не знаешь? Дед мой до ста пятидесяти лет дожил, в больнице ни разу не был.
- Ай, Шалва, это ты что говоришь? – с досадой отвечает Венера. - Дед твой когда жил? А сейчас экология…
- Да нет никакой экологии. И почек нет. Лечат потому что возраст, а не потому, что почки.
Венера насмешливо улыбается, собрав морщины в уголках глаз, и продолжает смотреть вдаль.
Да уж, какие там почки! Утром вижу Шалву в закатанных до колен штанах на лещине. Трясет ветки, отчего орехи с сухим шепотом опадают на влажную землю. Шалва, перебирая тонюсенькими стариковскими ножками, медленно слезает с дерева и принимается собирать орехи.
Ты очень красивая, Абхазия. Я помню заросли дикой ежевики и самшитовые рощи… Что? Пальмы и магнолии? Да, да – они тоже очень красивые. Твои набережные затянуты в нарядные одежды. Тебе идет это парадное облачение. И около каждой пальмы хочется остановиться – слишком бесподобна, чтобы быть настоящей. Гладишь рукой – теплая и шершавая, значит, настоящая.
Но ты очень хороша и в своей естественности. Знаешь, я ведь раньше думала, что горы умеют быть только высокомерными. А твои тепло принимали нас. Не так тепло, как хотелось бы, конечно… Сколько шишек я набила, поскальзываясь на подернутых мхом валунах, сколько царапин оставили на мне сердитые плети ежевики? Понятно, что мы вторглись туда, куда ты не очень-то любишь допускать чужеземцев и твои горы, Абхазия, дразнили нас. Но это того стоило…
Я сижу на краю малюсенького горного озерца. Вода, весело закипая, летит в него с каменного уступа в человеческий рост. В озерце она замедляется, задумчиво перебирая солнечные блики, ласково огибает камни и с бесшабашным упрямством бежит дальше, вниз, к подножью горы, чтобы стать единой с морем. Воды по пояс и мои друзья блаженно, совсем по-детски, обдают друг друга ледяными брызгами. Озерцо обступают величественные буки, с их ветвей космами свисает седой лишайник. Позади меня еле различимая каменистая тропка. За тропкой начинается непролазная чащобина, намешанная из кряжистых дубов, кленов и буков, переплетенная плющом и диким виноградом, устланная зарослями папоротника и можжевельника.
По тропке спускается женщина в длинном черном платье, на голове платок, в руках большая брезентовая сумка. Она садится на валун недалеко от меня и устало утирает лицо краем подола. Поймав мой взгляд, роняет:
- Посижу немного. Устала.
- А вы откуда идете? – любопытствую я.
- А сверху. Там у моего брата пасека. Еду ношу, мед забираю.
- Далеко пасека-то?
- А вот сколько до сюда снизу идти и еще столько же.
- Ничего себе! – восхищаюсь я, вспомнив сколько нам пришлось преодолеть, чтобы добраться до этого озера. - Каждый день ходите?
- Что я, чокнутая? – с неподражаемым абхазским апломбом восклицает она. – У меня своих дел внизу по горло. Три раза в неделю хожу. А бывает, что и два.
Да, Абхазия, твои женщины сильные. Зато твои дети очень лукавые. Ты специально растишь их лукавыми, чтобы они смогли не потеряться в жизни?
Мы собираемся на конную прогулку в горы. Нас будут сопровождать мальчишки – белозубые и вихрастые, то и дело заходящиеся в приступах задорного смеха. Один из них подводит ко мне лошадь. Лошадь понуро смотрит на меня и обреченно выдувает воздух через ноздри. Она щуплая и низкорослая, вся в проплешинах и складках.
- Она старая какая-то, - с сомнением говорю я.
- Какая же она старая? – удивленно таращит на меня глаза мальчишка. – Это – самая молодая лошадь у нас! Вон, вырасти еще не успела.
Я осторожно устраиваюсь верхом и неторопливо пускаюсь в путь. Лошадь то и дело спотыкается. Я все время боюсь, что, споткнувшись, она ткнется мордой в землю, а я кубарем скачусь с нее на неприветливые камни. Кроме того, она постоянно забирает вправо, туда, где обрыв.
- Она спотыкается каждую минуту, - жалуюсь я бегущему рядом мальчишке.
- Так она быстро привыкла бегать, - терпеливо объясняет тот, - а ты ее тормозишь постоянно. Вот она и бьет копытами.
- А что ее направо всегда тянет?
- Это скаковая лошадь! Привыкла на ипподроме по кругу бегать, все время направо, - говорит мальчишка и с широкой улыбкой смотрит на меня против солнца, прищурив один глаз.
Скаковая лошадь… Замечательно… Лошадь снова устремляется направо, слишком близко к обрыву и я что есть мочи тяну поводья налево. Мальчишка бежит назад, к остальным проводникам.
На привале подружка, которая шла в десяти метрах позади, рассказывает:
- Пацаны всю дорогу над твоей лошадью прикалывались! Ее кто-то отдал на конюшню доживать свой век – всю жизнь она воду в горы таскала. Лошадей не хватило, ее тебе вывели. И пацаны спорили, когда она свалится и помрет – сейчас или через сто метров.
- Вот сволочи, - улыбаюсь я.
Забавные у тебя дети, Абхазия! И лошади тоже...
А коровы! Я часто вспоминаю твоих коров, Абхазия! Почему им никто не объяснил, что наступил двадцать первый век и люди обзавелись автомобилями? Люди проложили дороги, но коровы совершенно не понимают предназначения этих асфальтовых полос, пересекающих долины. Они с отсутствующим видом возлегают поперек трасс, лениво похлестывая себя хвостами. Бибикнешь – корова с неохотой повернет голову, недоуменно разглядывая приблизившуюся железную банку, и снова отвернется: железная банка – не настолько интересное явление, чтобы уделять ей много внимания.
 
Ты всеми силами демонстрировала нам свою безмятежность, Абхазия. Но ты все еще жила войной. Ты ничего не забыла, хотя война закончилась тринадцать лет назад. Я помню твою боль, Абхазия! На каждой улице – остовы разграбленных домов, в каждой роще – обгоревшие деревья, в каждой семье – погибшие, в каждой неспешной беседе – воспоминания о войне. Забыть – значит, простить. Но ты не хотела прощать…
Мы отворяем калитку и выходим из сада. Нас ждет дискотека, шашлык и много вина. Вместе с нами по каким-то своим надобностям выходит Шалва. На улице совсем темно, черное небо будоражат бестолково рассыпанные звезды. Веселые звуки набережной тонут в монотонном стрекоте цикад. Шалва прикасается к моему плечу и указывает пальцем в сторону моря. Рука мелко трясется.
- Ровно четырнадцать лет назад с моря пришли грузины, чтобы убивать нас.
Его тихий голос становится торжественным. Глаза блестят, отражая звездную россыпь. Он поворачивается и указывает на склон горы.
- Через три месяца оттуда спустились ополченцы, чтобы убивать грузин. На этой улице, - опускает он голову и смотрит под ноги, - лежало тридцать восемь трупов. Плечом к плечу тридцать восемь врагов. Вот так, тридцать восемь… - кивает и шаркающей походкой удаляется в темноту.
Я смотрю под ноги. Меня знобит.
Откуда в твоей безмятежности столько непримиримости, Абхазия? Откуда столько нетерпимости в мудрости твоих стариков? Это были всего лишь дети. Дети другой страны. Нельзя ненавидеть погибших детей чужой страны…
 
Но как ты нежна к своим гостям, Абхазия! К таким, как я, непутевым туристам с дурацкими пляжными зонтами…
Я лежу на животе около самой кромки воды. Волны нехотя перебирают камушки и тычутся мне в бок, словно ласковые телята. Я долго смотрю на море. Вечереет и оно готовиться принять в объятия спускающееся к нему солнце. Измучившись от дневного многолюдья, море еле слышно вздыхает и устало переглядывается с синющим абхазским небом. Я поворачиваю голову. Набережную окаймляют лохматые старики-эвкалипты. А за ними – горы, с отеческой заботой взирающие на облепившие их понизу домишки, на огородики, на людей, снующих по земле. Облака, как шкодливые карапузы, играются с вершинами – цепляются, обволакивают белесой пеленой, отталкиваются и несутся прочь, чтобы успеть насладиться своим отражением в море до захода солнца.
- Скучно, - вздыхает подружка и присаживается рядом.
- Ага, - соглашаюсь я и понимаю, что скука – самая благодатная вещь на свете.
Рядом с нами становится Венера – хозяйка дома. Она скидывает тапочки, халат и остается в длинной, плотной рубахе. Неспешно заходит в море и опускается на колени так, что оказывается в воде по плечи. Смотрит за горизонт и долго не двигается. Набегающие волны струят ее седые волосы и полощут белую рубаху…
О чем она думала, чему молилась, Абхазия? Наверное, мне не дано узнать… Ты не станешь делиться самым сокровенным с чужеземцами. Нам – только твоя красота, твоя безмятежность и твоя нежность. Остальное нас не касается.
Copyright: Анастасия Казакова, 2008
Свидетельство о публикации №181299
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24.09.2008 19:06

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Рапна[ 24.09.2008 ]
   Анастасия, это невероятно, но вы просто прочитали мои мысли... В этом лето я тоже была второй раз в жизни в Абхазии. Это уникальная земля, в которую я влюбилась с первого взгляда, настоящая Страна Души. И вот идут дни, недели после отпуска, у меня в голове роятся обрывки будущего рассказа об Абхазии, который я задумала как серию зарисовок. А вы воплотили его в жизнь!
   
   Удачи вам в творчестве и в жизни и много еще разных поездок!
   
   Рапна
 
Анастасия Казакова[ 24.09.2008 ]
   Здравствуйте, Рапна.
   Я очень люблю Абхазию и была там не раз. Но в это лето у меня не получилось ее навестить. Так что я Вам ОЧЕНЬ завидую.
   Напишете свою серию зарисовок, обязательно сообщите мне. С удовольствием почитаю.
   С уважением, Настя.
kasatka[ 25.09.2008 ]
   Спасибо, милая Настя, за доставленное удовольствие. У Вас замечательный слог. Я тоже бесконечно люблю эти места, особенно Пицунду - это настоящий рай. До той войны мы туда ездили каждое лето. Мой роман "Одинокая звезда" начинается с того, как две подружки приехали на отдых в Пицунду. Будет минутка - почитайте этот отрывок, Вы снова там побываете. С теплом, Ира Касаткина.
 
Анастасия Казакова[ 25.09.2008 ]
   Ирина, спасибо.
   С удовольствием почитаю. В Пицунде бывала, правда набегами.
   С уважением, Настя.
Рогочая Людмила[ 18.10.2008 ]
   Я никогда не была в Абхаизии, но читать Ваш рассказ было очень приятно. Отличный слог, тёплые чувства, зримые картинки.
   ...захотелось навестить,
   У абхазов погостить...
   Спасибо.
 
Анастасия Казакова[ 18.10.2008 ]
   Спасибо, Людмила.
   Это - красивая страна и замечательные люди.
   Написано со всей любовью.
   С уважением, Настя.
Григорий Беркович[ 08.12.2008 ]
   Замечательно всё!:) Замечателная страна (непривычно звучит), замечательная манера описания, замечательные образы...
   Спасибо!
   С уважением
   Григорий
 
Анастасия Казакова[ 08.12.2008 ]
   Григорий, спасибо!
   Рада, если понравилось.
   С уважением, Настя.
Ольга Иванова (Ivolga)[ 09.01.2009 ]
   Изящно.
   Мудро.
   С любовью.
   И всего в меру :)
 
Анастасия Казакова[ 10.01.2009 ]
   Спасибо большое за отзыв, Ольга.
   Не знаю как насчет мудрости, но любовь к неродному краю точно постаралась вложить в произведение. Хорошо, если получилось.
   
   С уважением, Настя.
Ольга Иванова (Ivolga)[ 10.01.2009 ]
   Мудрость в этом: " Откуда столько нетерпимости в мудрости твоих стариков? Это были всего лишь дети. Дети другой страны. Нельзя ненавидеть погибших детей чужой страны…"
    Побольше бы таких вопросов задавали люди...
    Побольше бы таких ответов они давали ...
    Мира на земле было бы больше...
Алина Львова[ 09.01.2009 ]
   Замечательная, образная, профессиональная проза!
   "Откуда в твоей безмятежности столько непримиримости...?&q­uot;­ -очень актуальная фраза!
 
Анастасия Казакова[ 10.01.2009 ]
   Алина, большое спасибо.
   Отдельное спасибо за эпитет "образная"­.­ Честно говоря, нелегко мне эта образность далась. Все время хотелось написать что-то типа "трава была зеленая, а деревья высокими" :)
   
   С уважением, Настя.
Алина Львова[ 10.01.2009 ]
   Да, я с этим тоже всегда борюсь)
    Но у вас все в порядке, по-моему, всегда:)
   Загляните ко мне на последнюю "стряпню",­ если будет время и желание, мне важен ваш взгляд.
   С уважением. Алина.
Ольга Грушевская[ 23.04.2009 ]
   Настя, сегодня заглянула на Вашу страницу (надо же запрашивать доступ для Вас:))) и неожиданно рука сама щелкнула по этому рассказу. Читала - не могла оторваться. Замечательная работа. Поэма. Задумчивая и вдумчивая одновременно. Хороший слог. Много тонко подмеченных моментов. Чтобы написать так об этих умудренных жизнью людях, надо самой быть мудрой. У Вас получилось.
   С благодарностью.
   О.
 
Анастасия Казакова[ 23.04.2009 ]
   Спасибо, Ольга! Я старалась уложить в этот рассказ свое ощущение от Абхазии - мудрой, лукавой, горестно-непримиримо­й­ и благодушной одновременно. Показалось, что такие вот отдельные картинки без долгих рассуждений лучше всего подойдут. Рада, если получилось.
   С уважением, Настя.
назарова[ 20.10.2009 ]
   "Я сижу на краю малюсенького горного озерца" - на краю озера невозможно сидеть. А так написано очень тепло,сердечно. Понравилось.
 
Анастасия Казакова[ 20.10.2009 ]
   Да, Вы правы. Спасибо.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта