Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

2-й Интернет-конкурс Всероссийского фестиваля
авторской песни имени Валерия Грушина 2011-2012 годов

Все произведения

Произведение
Жанр: Художественный рассказАвтор: Карпенко Александр
Объем: 13350 [ символов ]
Портрет матери
посвящается Юрию Косаговскому
 
Когда я заказал портрет своей матери знакомому художнику, я не мог себе даже представить, что впоследствии могу пожалеть о своём решении. Матери уже давно не было в живых – и мне захотелось увековечить её образ на большом полотне. Конечно, здесь не могло обойтись без фотографии. И тут я сделал решающую ошибку. Я зачем-то дал художнику не одну, а несколько фотографий. Захваченный размышлениями о том, как меняется лицо человека на протяжении жизни, я решил проиллюстрировать художнику свою мысль о том, что лица человеческие, как и реки, тоже «текут» и не бывают одинаковыми в разные периоды жизни. Лицо матери, ничем не примечательное в юности, неожиданно расцвело годам к пятидесяти, чтобы уже никогда не утратить свою красоту. Это было так очевидно, что мне и в голову не могло прийти, что художник может выбрать не поздние, а ранние годы её жизни. Я запамятовал, что, например, Модильяни больше интересовали лица, красота которых явно не укладывалась в общепринятый канон. То есть художник мог нарочно предпочесть дурнушку красавице на том основании, что в некрасивой модели он мог обнаружить свою, нетривиальную, неведомую миру красоту. А что возьмёшь, с общепринятой, канонической красавицы, если только у неё не отрублена рука, как у Венеры Милосской? Но всё произошло ещё неожиданнее.
Знаменитому художнику было совсем не интересно, словно простому ремесленнику, тупо копировать фотографию. Конечно, я предполагал это, думая, что свою фантазию он устремит на фон и перспективу, как это получилось у Леонардо да Винчи в его знаменитой Джоконде. Но художник поступил ещё оригинальнее. Он нарисовал собирательный портрет из всех представленных на фотографиях возрастов, отовсюду почерпая «только лучшее».
 
Надо ли говорить о том, какой шок я пережил, увидев долгожданный портрет. Я не узнал на картине любимого человека! У меня было такое чувство, что я потерял маму дважды: в момент её ухода и когда увидел этот её портрет. Что-то тревожное тяготеет над нашими воспоминаниями. Мы запоминаем человека таким, каким он ушёл из нашего мира, и любые фантазии на эту тему кажутся нам кощунственными. Нам бы не понравилось, если бы какой-нибудь художник-фантазёр изобразил, скажем, Пушкина глубоким старцем, а Льва Толстого – безбородым юношей. А здесь был случай с собственной матерью! Это показалось мне надругательством над её памятью, и в сердцах я наговорил художнику много обидных и несправедливых слов.
 
Конечно, не могло быть и речи о том, что я возьму этот портрет. Прошли годы, и как-то я опять зашёл в гости к моему художнику. Надо сказать, что он с честью вышел из неловкой и щекотливой ситуации, которая могла положить конец нашей дружбе.
- Как там поживает портрет моей матери? – спросил я у него за чашкой чая.
- Сейчас я его тебе покажу.
И он полез доставать картину. Меня поразило, что на этот раз картина не показалась мне столь непохожей на оригинал. Наоборот, росло чувство, что ещё чуть-чуть, и она заставит меня воскликнуть: «Мамочка!» Что же произошло с картиной?
Художник рисовал грезившийся ему идеал, свободно обращаясь с чертами лица своей модели. Я сомневаюсь, что у него хватило бы внутренней свободы проделать подобный фокус с памятью не моей, а своей собственной матери. Но здесь он был свободен, раскрепощён, и потому неуязвим для критики.
В конце концов, не я ли сам подвиг его на эту шаткую стезю – внушил ему, что жизнь человеческая похожа на матрёшку: чуть-чуть времени пройдёт – и Господь откуда-то вынимает нового человека… Но ведь даже великий выдумщик Оскар Уайльд не додумался изобразить «усреднённый» из всех возрастов портрет Дориана Грея! Это не показалось ему достойным внимания. «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» – не этим ли фаустовским заклинанием было отравлено целое поколение корифеев искусства того периода? Но если времени нет – а такова главная мысль нашего художника, то не всё ли равно, как выглядит человек на портрете? Стал лучше питаться – и он уже другой. Прошла сквозь сердце неразделённая страсть – и вот он уже опять изменился. Но уместить всю жизнь в одном-единственном портрете – не есть ли это величественнейшая из задач художника? Рисовать не лицо, а лик, сущность?..
 
Надо сказать, что мистика неразрывно сопутствовала моим отношениям с матерью. Однажды она, стремясь записать на клочке бумаги нужный телефон, неосторожно выдрала листочек из моего дневника. Когда требуется найти клочок бумаги, чтобы записать нужную информацию, обычно не слишком стесняешься в средствах. Но у меня была старинная неприязнь к действиям подобного рода, не столько из-за эгоистической привязанности к своей собственности /тетрадке/, сколько из-за нечаянно, врасплох поруганного чувства интеллигентности. Рвать тетради некрасиво, тем более – чужие! / Родственные связи – не в счёт!/ Когда я заметил, что мама вырывает листок из моей тетрадки, я воскликнул: «Мамочка! Что ты делаешь! Не вырывай листочек!» Но было поздно. Досада быстро прошла /всё-таки родная мама!/, да и не мешало бы прятать свои записи куда подальше! Открыв тетрадку, я обнаружил, что листок был вырван пятью страницами после моей сегодняшней записи. Ну и ладно, подумал я, тетрадь кончается, скоро заведу себе новую. Да и какая, в конце концов, разница, одним листом больше, одним – меньше, ведь всего их 96. Почти сотня. Хватит и на телефон…
 
Вскоре я уехал в Москву и забыл об этом инциденте /мама жила в провинциальном областном центре на Украине/. Каждый день в моей жизни происходили какие-то события, и я заносил их в свою тетрадь. Таким образом, вскоре я дописал свой дневник до вырванного мамой листочка. И вдруг – междугородний звонок! С мамой случился удар! У меня было ощущение, что этим случайно, впопыхах вырванным листочком она сама себе подписала смертный приговор. А я не смог её остановить, хотя и предчувствовал всей глубиной своего сердца, что добром это не кончится! И ещё, если бы я не делал никаких новых записей в этот свой проклятый дневник, может быть, она бы здравствовала и поныне!
Конечно, я человек разумный и не очень охотно верю во всякого рода чертовщину. Однако подчас события бывают подтасованы /хотелось бы знать, кем?/ до такой степени достоверно, что поневоле начинаешь сомневаться в собственном разуме.
 
Что же касается нашей истории, то я, несмотря ни на что, забрал впоследствии у художника портрет, и даже вполне свыкся с мыслью, что это действительно моя мама. Странное всё-таки это дело – рисовать людей, которые уже никак не могут тебе попозировать...
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР КАРПЕНКО
Портрет матери посвящается Юрию Косаговскому
 
Когда я заказал портрет своей матери знакомому художнику, я не мог себе даже представить, что впоследствии могу пожалеть о своём решении. Матери уже давно не было в живых – и мне захотелось увековечить её образ на большом полотне. Конечно, здесь не могло обойтись без фотографии. И тут я сделал решающую ошибку. Я зачем-то дал художнику не одну, а несколько фотографий. Захваченный размышлениями о том, как меняется лицо человека на протяжении жизни, я решил проиллюстрировать художнику свою мысль о том, что лица человеческие, как и реки, тоже «текут» и не бывают одинаковыми в разные периоды жизни. Лицо матери, ничем не примечательное в юности, неожиданно расцвело годам к пятидесяти, чтобы уже никогда не утратить свою красоту. Это было так очевидно, что мне и в голову не могло прийти, что художник может выбрать не поздние, а ранние годы её жизни. Я запамятовал, что, например, Модильяни больше интересовали лица, красота которых явно не укладывалась в общепринятый канон. То есть художник мог нарочно предпочесть дурнушку красавице на том основании, что в некрасивой модели он мог обнаружить свою, нетривиальную, неведомую миру красоту. А что возьмёшь, с общепринятой, канонической красавицы, если только у неё не отрублена рука, как у Венеры Милосской? Но всё произошло ещё неожиданнее.
Знаменитому художнику было совсем не интересно, словно простому ремесленнику, тупо копировать фотографию. Конечно, я предполагал это, думая, что свою фантазию он устремит на фон и перспективу, как это получилось у Леонардо да Винчи в его знаменитой Джоконде. Но художник поступил ещё оригинальнее. Он нарисовал собирательный портрет из всех представленных на фотографиях возрастов, отовсюду почерпая «только лучшее».
 
Надо ли говорить о том, какой шок я пережил, увидев долгожданный портрет. Я не узнал на картине любимого человека! У меня было такое чувство, что я потерял маму дважды: в момент её ухода и когда увидел этот её портрет. Что-то тревожное тяготеет над нашими воспоминаниями. Мы запоминаем человека таким, каким он ушёл из нашего мира, и любые фантазии на эту тему кажутся нам кощунственными. Нам бы не понравилось, если бы какой-нибудь художник-фантазёр изобразил, скажем, Пушкина глубоким старцем, а Льва Толстого – безбородым юношей. А здесь был случай с собственной матерью! Это показалось мне надругательством над её памятью, и в сердцах я наговорил художнику много обидных и несправедливых слов.
 
Конечно, не могло быть и речи о том, что я возьму этот портрет. Прошли годы, и как-то я опять зашёл в гости к моему художнику. Надо сказать, что он с честью вышел из неловкой и щекотливой ситуации, которая могла положить конец нашей дружбе.
- Как там поживает портрет моей матери? – спросил я у него за чашкой чая.
- Сейчас я его тебе покажу.
И он полез доставать картину. Меня поразило, что на этот раз картина не показалась мне столь непохожей на оригинал. Наоборот, росло чувство, что ещё чуть-чуть, и она заставит меня воскликнуть: «Мамочка!» Что же произошло с картиной?
Художник рисовал грезившийся ему идеал, свободно обращаясь с чертами лица своей модели. Я сомневаюсь, что у него хватило бы внутренней свободы проделать подобный фокус с памятью не моей, а своей собственной матери. Но здесь он был свободен, раскрепощён, и потому неуязвим для критики.
В конце концов, не я ли сам подвиг его на эту шаткую стезю – внушил ему, что жизнь человеческая похожа на матрёшку: чуть-чуть времени пройдёт – и Господь откуда-то вынимает нового человека… Но ведь даже великий выдумщик Оскар Уайльд не додумался изобразить «усреднённый» из всех возрастов портрет Дориана Грея! Это не показалось ему достойным внимания. «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» – не этим ли фаустовским заклинанием было отравлено целое поколение корифеев искусства того периода? Но если времени нет – а такова главная мысль нашего художника, то не всё ли равно, как выглядит человек на портрете? Стал лучше питаться – и он уже другой. Прошла сквозь сердце неразделённая страсть – и вот он уже опять изменился. Но уместить всю жизнь в одном-единственном портрете – не есть ли это величественнейшая из задач художника? Рисовать не лицо, а лик, сущность?..
 
Надо сказать, что мистика неразрывно сопутствовала моим отношениям с матерью. Однажды она, стремясь записать на клочке бумаги нужный телефон, неосторожно выдрала листочек из моего дневника. Когда требуется найти клочок бумаги, чтобы записать нужную информацию, обычно не слишком стесняешься в средствах. Но у меня была старинная неприязнь к действиям подобного рода, не столько из-за эгоистической привязанности к своей собственности /тетрадке/, сколько из-за нечаянно, врасплох поруганного чувства интеллигентности. Рвать тетради некрасиво, тем более – чужие! / Родственные связи – не в счёт!/ Когда я заметил, что мама вырывает листок из моей тетрадки, я воскликнул: «Мамочка! Что ты делаешь! Не вырывай листочек!» Но было поздно. Досада быстро прошла /всё-таки родная мама!/, да и не мешало бы прятать свои записи куда подальше! Открыв тетрадку, я обнаружил, что листок был вырван пятью страницами после моей сегодняшней записи. Ну и ладно, подумал я, тетрадь кончается, скоро заведу себе новую. Да и какая, в конце концов, разница, одним листом больше, одним – меньше, ведь всего их 96. Почти сотня. Хватит и на телефон…
 
Вскоре я уехал в Москву и забыл об этом инциденте /мама жила в провинциальном областном центре на Украине/. Каждый день в моей жизни происходили какие-то события, и я заносил их в свою тетрадь. Таким образом, вскоре я дописал свой дневник до вырванного мамой листочка. И вдруг – междугородний звонок! С мамой случился удар! У меня было ощущение, что этим случайно, впопыхах вырванным листочком она сама себе подписала смертный приговор. А я не смог её остановить, хотя и предчувствовал всей глубиной своего сердца, что добром это не кончится! И ещё, если бы я не делал никаких новых записей в этот свой проклятый дневник, может быть, она бы здравствовала и поныне!
Конечно, я человек разумный и не очень охотно верю во всякого рода чертовщину. Однако подчас события бывают подтасованы /хотелось бы знать, кем?/ до такой степени достоверно, что поневоле начинаешь сомневаться в собственном разуме.
 
Что же касается нашей истории, то я, несмотря ни на что, забрал впоследствии у художника портрет, и даже вполне свыкся с мыслью, что это действительно моя мама. Странное всё-таки это дело – рисовать людей, которые уже никак не могут тебе попозировать...
Copyright: Карпенко Александр, 2007
Свидетельство о публикации №132771
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 04.04.2007 21:35

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Карпенко Александр[ 10.04.2007 ]
   Сергей, я бы и сам с удовольствием ликвидировал "дубликат", если бы знал, как это сделать:)))
Григорий Беркович[ 11.05.2007 ]
   Замечательный рассказ!
   Спасибо!
   С уважением
   Григорий
 
Карпенко Александр[ 11.05.2007 ]
   Григорий, я очень рад, что Вам понравился этот рассказ. По-хорошему завидую Саше Асманову, которому недавно посчастливилось пообщаться с Вами на свежем воздухе. Будьте здоровы! Саша.
Вик Стрелец[ 13.05.2007 ]
   Чудесный рассказ!!! Очень хорошее изложение, слог, язык.
 
Карпенко Александр[ 14.05.2007 ]
   Спасибо, Вик! Рассказ практически "выдернут" из реальной жизни один к одному. Саша.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта