Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал (3 этап) Литературно-издательского
проекта «Пишущая Украина - 2009»
(участие авторов по приглашению)

Все произведения

Произведение
Жанр: РецензииАвтор: Имануил Глейзер
Объем: 216 [ строк ]
Стихотворение В.НИКОЛЬСКОЙ "ВДРУГ..."
Попробую сделать непредвзятый разбор этого произведения Веры НИКОЛЬСКОЙ.
 
Вдруг...
 
Вдруг громыхнёт враждебный гром,
И мир божественных пропорций –
Луч солнца, сад и глубь колодца –
Расколет молнии излом,
И пыль зловеще заклубится,
Повиснет тенью тёмной птицы
Ненастье в облаке густом.
 
И хлынет дождь, как водопад.
Он будет грозною лавиной
Срывать багрянец георгинов,
Топить глядящий в небо сад,
Нагую плоть плодов незрелых
И мякоть ягод переспелых,
Борозд-прожилок чинный ряд.
 
Стихии бешеный поток
Сквозь цепь разомкнутого круга
Затмит глаза, загонит в угол –
Не встать, не выйти за порог,
Начнёт внушать простосердечно,
Что всё непрочно, всё не вечно,
Как эта хижина-чертог.
 
Посеяв смуту и разбой
И покалечив крону сада,
Затихнут дальней канонадой
И дождь, и ветер грозовой,
И тишь в покое невесомом
Пространство, сжавшееся комом,
Покажет тыльной стороной,
 
Когда дыханье налегке
Среди потерь и обретений:
Жизнь – робкий дар, одно мгновенье
На грани и на волоске,
А мир божественных пропорций –
Луч солнца, сад и глубь колодца
Как счастье беглое в руке.
=======================================
 
1. Это - пейзажное стихотворение с философским подтекстом.
В статусе чисто пейзажного оно начинается с нелепой первой строки:
 
Вдруг громыхнёт враждебный гром
 
Всем известно, что "вдруг" такого не бывает: сначала ветер, потом тучи, молнии... и лишь потом - гром. Не зря же есть закреплённое в языке выражение " гром среди ясного неба" :)))
Автор считает, что эта гроза враждебна "миру божественных пропорций".... Судя по незрелым плодам в саду, это лето, летняя гроза. Без града, без наводнения... Трудно не вспомнить стихи и песню на них:
 
СЕМЁН КИРСАНОВ
 
Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.
 
Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах - росы подвески,
вечно свежая трава.
 
Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня - чистота...
 
Но опомнись - рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.
------------------------------------------------------------------------------
 
Теперь посмотрим, что вкладывает автор в понятие "божественных пропорций":
 
Луч солнца, сад и глубь колодца –
Расколет молнии излом,
 
Луч солнца при грозе с молниями и громом? Явно что-то не то....
Излом молнии расколавыет сад и глубь колодца?????
Опять что-то не вяжется, уж извините....
 
Я не хочу сталкивать лбами обычную логику, здравый смысл с логикой поэтической... Мы знаем в поэзии немалое число сугубо авторских логик и воображений - от от тютческой грозы до пастернаковской, например, и много других до и после, но чувство нелогичности не возникает, когда метафоры бьют в цель....
 
И пыль зловеще заклубится, - не от молнии и грома, но от ветра!
 
Повиснет тенью тёмной птицы
Ненастье в облаке густом.
 
А это, по-моему, просто "красивости", никак не представимые ни взгляду, ни сознанью: тень тёмной птицы? Гигантской что ли?
Кто её видел? Грозовая туча - густое облако? Повисшее ненастье?
Откуда при такой грозе эта статика? Клубится пыль, сверкают молнии, гремит гром, льёт ливень - сплошная динамика!
 
Итак в экспозиции очень много , мягко говоря, спорного... А жёстко говоря - нелепого.
 
2. И хлынет дождь, как водопад.
Он будет грозною лавиной
Срывать багрянец георгинов,
Топить глядящий в небо сад,
Нагую плоть плодов незрелых
И мякоть ягод переспелых,
Борозд-прожилок чинный ряд.
 
Очень неплохая строфа - на первый взгляд. И к слабой рифме "незрелых - переспелых" можно и не придираться... Тут несколько смущает другое: к единственному глаголу "топить" в четвертой строке строфы прицеплено ещё три строки - от этого перегруза смысловая линия строфы неизбежно слабнет. К тому же есть претензии и к точности словаря:
- нагая плоть плодов -? Они что ли без кожицы? :) Или кожица не в счёт? Тогда какова альтернатива? :)))
- мякоть ягод переспелых - ? Забыли дособирать ягоды? Или оставили только несъедобное? В чём тут беда? :)
- Борозд-прожилок чинный ряд. - Об этом уже написал как о ляпе Хэ-ник. Чинный - не подходит, как ни верти. И непонятно о чём речь - о плодах, ягодах или листве? Уверен, Что автор сможет эту строчку доработать, прояснить.
 
3. Стихии бешеный поток
Сквозь цепь разомкнутого круга
Затмит глаза, загонит в угол –
Не встать, не выйти за порог,
Начнёт внушать простосердечно,
Что всё непрочно, всё не вечно,
Как эта хижина-чертог.
 
Первая строка ничего нового не привносит, это всего лишь парафраз предущего "дождь, как водопад".
А вот вторая - загадка:
 
Сквозь цепь разомкнутого круга - ? Цепь какого круга разомекнулась? Очевидно, небесного... Но разве небо - это цепь? Или речь о грозовых тучах? тогда почему - круг? Догадываюсь, что по мысли автора некий круг разомкнут ливнем, бешенным потоком, но согласитесь, что план выражения неуклюж для плана содержания...
А дальше .... сплошные пережимы:
 
Затмит глаза, загонит в угол –
Не встать, не выйти за порог,
 
ОЙЙЙЙЙЙЙ!!!!! Не раз и не два все мы любовались грозами в наших окнах... А сколько раз "дождь стеной" заставал нас в дороге, за рулём, в поездах и автобусах... Ведь не буран, не цунами, не землетрясение, а всего лишь летний ливень! :)))
" вечно - простосердечно" - договорились не придираться :)
Но последняя строка опять загадка!
 
Как эта хижина-чертог.
 
Какая "эта" - ? Мы с ней ещё незнакомы! Где она - в саду? Напрягая всю догадливость, думаю, что речь идёт о дачном домике в саду, где неубрана ягода и не дозрели ещё плоды... В народе их называют вроде "будками", но автору по душе красивое : хижина -чертог!
:))
 
4.5. Запятая между строфами позволяет объдинить их и разобрать вместе.
 
Посеяв смуту и разбой
И покалечив крону сада,
Затихнут дальней канонадой
И дождь, и ветер грозовой,
И тишь в покое невесомом
Пространство, сжавшееся комом,
Покажет тыльной стороной,
 
Когда дыханье налегке
Среди потерь и обретений:
Жизнь – робкий дар, одно мгновенье
На грани и на волоске,
А мир божественных пропорций –
Луч солнца, сад и глубь колодца
Как счастье беглое в руке.
 
- Посеяв смуту и разбой
И покалечив крону сада,
По-моему - опять пережим: "смута и разбой", "покалечив"... Есть ли основания для такого словаря? Вроде, нет....
 
Затихнут дальней канонадой
И дождь, и ветер грозовой,
 
Очень хорошо! Только тут просится не запятая, а точка или многоточие, ибо запятая только сбивает с толку: её воспринимаешь как знак перечисления " и, и, и...", но на самом-то деле третье "и" к этому перечислени. не примыкает. Поэтому и нужен другой "препинак".
 
- И тишь в покое невесомом
Пространство, сжавшееся комом,
Покажет тыльной стороной,
 
Не лучше ли вообще заменить это "и" на " а", например?
В нынешнем виде в строфе сплошной ералаш:
где кончается сфера действия глагола "затихнут" и начинается территория глагола "покажет" ???
 
И надо бы разделить строфы точкой! Ведь последнее семистишие - самостоятельное, философское! Зачем же объединять такие строфы запятой???
На стольких сайтах столько читателей и даже специалистов всего этого не заметили? Странновато, но - поправимо!
И всё же, даже с исправленной пунктуацией, остаётся впечатление нагромождённости в конце стиха, остаются непоняти про "тыльную сторону", про то, кто что покажет: тишь - пространство или наоборот? И как это :
... дыханье налегке
Среди потерь и обретений - ???
 
Обратимся, однако, к философской концовке:
 
Жизнь – робкий дар, одно мгновенье
На грани и на волоске,
А мир божественных пропорций –
Луч солнца, сад и глубь колодца
Как счастье беглое в руке.
 
Философия ли это ? Или скорее - психология? Робость маленького человека перед силами природы? Возведение летнего ливня в ранг стихийного бедствия? И что в в этом контексте стоит за словом "ЖИЗНЬ"??? Человек, ждущий плодов своего сада? Или же весь макроконтекст жизни на планете? Скорее - первое. Речь о "беглом счастье" в руке человека. Об эфемерности, иллюзорности
" божественных пропорций" мира, в котором, как известно, всё течёт, всё меняется? Но это же опять - давно известные вещи, ставшие банальностями. Что же остаётся от стиха, в стихе? Что в нём такого, чтобы спорить, оценивать, переживать? Ни одного впечатляющего образа или метафоры, ни свежей мысли, ни чувства удивления... Можно, разумеется, посочувствовать и хозяйке сада, и георгинам, и плодам, но ведь это сочувствие - снисходительно-вымученное...
 
Не лучше вслед за песней на стихи Кирсанова вспомнить песню на стихи Г.Шпаликова:
 
Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ
 
Бывает всё на свете хорошо,
В чём дело – сразу не поймёшь.
А просто летний дождь прошёл ,
Нормальный летний дождь .
Мелькнёт в толпе знакомое лицо,
Весёлые глаза,
А в них бежит Садовое кольцо,
А в них блестит Садовое кольцо,
И летняя гроза,
А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти ещё смогу
Солёный Тихий океан
И тундру, и тайгу.
Над лодкой белый парус распущу,
Ещё не знаю с кем.
А если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве…
 
Потом - полюбваться фотоиллюстрацией к этой песне тут:
 
И, наконец, в заключние, позволю себе привести известное стихотворение настоящего поэта-философа Николая Заболоцкого:
 
Я НЕ ИЩУ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ
 
 
Я НЕ ИЩУ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ
 
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
 
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
 
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
 
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
 
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
 
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
 
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
 
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
==============================
 
Я мог бы привести и знаменитую " Некрасивую девочку" Заболоцкого в ответ на "вдруг", на утверждение, что жизнь - робкий дар, одно мгновенье:
Помните:
 
Мне верить хочется, что сердце - не игрушка,
Сломать его едва ли можно ВДРУГ.
????????
 
А другой поэт-философ, У.БЛЕЙК, говорит:
 
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти бесконечность
И небо в чашечке цветка .
 
!!!!!!!!!!!!!
_____________________________________________
 
Буду рад услышать мнение оппонентов об этой рецензии на стихотворение В.Никольской.
Copyright: Имануил Глейзер, 2006
Свидетельство о публикации №72987
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23.02.2006 01:18

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Пиитух[ 23.02.2006 ]
   Имануил, простите великодушно, но:
   
   1) Рецензия идет вдогонку эскападе В. Никольской и уже поэтому не может не быть беспристрастной. Конкурс близится к концу, В.Н. не попала в лонг-лист - что за смысл рецензировать? Один смысл - ответить на ее претензии, очевидно, Вами не разделяемые. Мною - тоже, как Вы, наверняка, заметили.
   
   2) Стиль рецензии чересчур эмоционален для беспристрастности, диапазон поводов - от философии до пунктуации - тоже небеспристрастен.
   
   3) Кирсанов, Заболоцкий, Блейк, Шпаликов - как Вы говорите, "настоящие" поэты - против одного стихотворения В.Н.?!
   Кто-то в ответ на это скажет: "по воробьям из пушек", а кто-то вспомнит "классику" - рецензента какого-нибудь журнала, заученно-интимным тоном говорящего автору: "Вот, дорогой мой, Вы тут пишете ... ... но помните, как Александр Сергеич писал: "Я помню чудное ... ..." и после вздоха: "Всем нам у него учиться, учиться и учиться ..."
   
   4) Их цитирование съедает 357 слов из общего объема рецензии в 1643 слова (простите мою арифметическую занудность), в начале Вы приводите стихотворение В.Н. - 147 слов, а по ходу рецензирования многожды цитируете его - ещё 214 слов.
   Итого на текст Вашей рецензии приходится 925 слов из 1643 (56,3%).
   На самом деле - еще меньше, если убрать слова-связки, ссылки-отсылки и проч. Попробуйте сами оставить на экране эти девять сотен плюс-минус сколько-то- и Вам едва ли понадобятся мнения оппонентов об этой рецензии. Я попробовал - грустная картинка получилась ...
   
   Вы сказали, что будете рады услышать мнения оппонентов. Боюсь, я Вас не порадовал. В таком случае извините авансом.
 
Пиитух[ 23.02.2006 ]
   jпростите - недопечатка или перепечатка :) ... во 2-3 строке читать:
   "не может не быть небеспристрасной" или проще "не может быть беспристрасной"
Имануил Глейзер[ 25.02.2006 ]
   ВЛАДИМИР ПЛЮЩИКОВ
   
   ИЮЛЬСКИЙ ЛИВЕНЬ
   
   Одиночество напророчено...
   Одиночество, да беда...
   Небо тучами заболочено,
   Настроение - никуда.
   И по поводу, и без повода
   Не получится напролом...
   Месяц по небу ходит по воду,
   Коромыслицем за дождём.
   Решено, и уже нарушено
   Постоянство судьбы моей.
   Непогода души - отдушина
   Непогоды косых дождей.
   Он хлестал, а я каплю каждую
   По отдельности так любил...
   Утолял понапрасну жажду я,
   Дождевую водицу пил...
   Но под каплями - камень точится.
   Я глаза закрыл... И оглох...
   ...Тут пришли беда с одиночеством
   И застали меня врасплох...
   --------------------­--------------------­------­
   
   Какой прекрасный ливень!
Наталья Малинина (Ярославская)[ 25.02.2006 ]
   Да , у Володи ливень неповторимый, я его сразу узнала.Плющиковский.­Сегодняшний.­
   и никакой плоти плодов , известных со времен Ломоносова.
   
   А вот "ком пространства" мне нравится: я предствляю это, в отличие от хижины-чертога и слишком обобщённых" плодов" : когда молнии излом выхватит кусок пейзажа- в нём всё сжато, искажено, он-"комом"!
   Молодец,Вера.!Но от слова "пространство" я бы отказалась- как из учебника! Ну разве дачник , наблюдающий из "хижины" так выразится?
   А в чертогах и слова-то такого не знают! Дыханье налегке- нелепо,на неологизм -не тянет( хотя я тоже люблю их!). Вообще-тообобщенное стихо очень. Образы размыты.Ну что такое -хижина-чертог,какая­ она? плоды, ягоды-борозды-сад, дождь, колодец, ветер-а они-какие?Как листок учебника географии - никакие. ... не идентифицированы, как говорят юристы. И сад-вааще сад, и плоды- вааще плоды, и ягоды- просто ягоды.... А невесомое молчанье? читаешь- всё гладенько и звукопись есть: МОлчанье-невесоМОм- но не немота ведь? Весомое молчанье я бы вообразила, а невесомое-нет:расплы­вается.­
   ....На грани-чего ? на волоске - от чего?
   Финал- невнятен,а ведь стихи-то заявлены, как философские!
   
   Срывать багрянец георгинов,
   Топить глядящий в небо сад,
   даже эти строчки, кажущиеся одними из лучших в стихах- тоже "вааще".Какой сад? - глядящий в небо. Недостаточно мне этого. Если бы выше мне его немного описали!... срывать багрянец- опять ненаглядно, не визуализируется образ .Очень много ОБЩИХ МЕСТ..Но ведь это не притча, и...не пособие по географии средней полосы, а лирика!Но написано по звуку и по форме- хорошо!
    у меня ни одной придирки нет.
   ......Ведь хотелось мне вступиться за это стихотворение, а прочла и поняла..... что вступилась, как могла!
   
   Спасибо Им, спасибо Вера. Многие уроки получила от разбора. Многия удовольствия от приведённых в нём стихов.
   Понравилась и нынешняя корректность рецензента.
Наталья Малинина (Ярославская)[ 25.02.2006 ]
   И всё же эта рецензия на ЭТИ стихи- как глоток ОЗОНА после пыльных ковров, изъеденных молью, растиражированных в непомерных количествах!
   Ещё раз спасибо Верочке с её очиЩающей грозой!
Имануил Глейзер[ 23.02.2006 ]
   Вы меня очень порадлвали, дорогой Пиитух!
   Во-первых тем, что прочли.
   Во-вторых, тем, что откликнулись.
   В- третьих, тем, что вы не оппонент.
   Так что - СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО!
   
   Конкурс - конкурсом, а поэзия - поэзией.
   Рецензия пишется не для галочки, не для статистики, а прежде всего для автора, а во вторую очередь - для всех читателей, включая оппонентов. Вот уже 20 просмотров! И это отрадно.
   Беспристрастность рецензии состоит в том, что рецензент отмечает только то, что по-его мнению - бесспорно, оставляя за собой право на ошибку.
   Эмоциальность к непредвзятости не имеет отношения, она говорит лишь о темпераменте рецензента:)))
   Я от всей души желаю Вам получать удовольствие от всего того, что есть в рецензии, включая разумеется все приводимые стихи классиков.
   И никаких пушек по воробьям: чем лучше автор знаком с поэзией, тем больше шансов, что он избежит нареканий рецензентов.
   
   Всего доброго!
Пиитух[ 23.02.2006 ]
   Имануил, Вы проявляете недюжинную гибкость, делающую дальнейшее обсуждение не более осмысленным, чем попытка удержать в мокрых руках намыленного ужа. Фразой "Беспристрастность рецензии состоит в том, что рецензент отмечает только то, что по-его мнению - бесспорно, оставляя за собой право на ошибку" я просто потрясён :)
   Так что - НЕ ЗА ЧТО! НЕ ЗА ЧТО! НЕ ЗА ЧТО!
   Ваш пиитушистый оппонент
 
Имануил Глейзер[ 23.02.2006 ]
   СПАСИБО ЕЩЁ РАЗ!
   
   ...............*****­....................­.....­
   Когда под летним ливнем сад,
   Мне, право, не до эскапад,
   И не до мелочных известий
   О чьей-то лести или мести.
   На сад обрушилась гроза,
   Чтоб шире я открыл глаза
   На мир, в котором я живу,
   на небо, листья и траву,
   на мир, который не отверг,
   в котором молний фейерверк
   и грома дивные басы.
   Я плачу от земной красы!
   И не стесняюсь этих слёз
   Перед лицом садов и гроз.
   ____________________­_______­
   
   Крепко жму руку!
   Имануил
Пью.COM[ 23.02.2006 ]
   Репост со странички стихотворения "Вдруг" - там все обращения были к авторессе:
   
   Уважаемая Вера!
    Я не член жюри либо аналитической группы и даже не участник конкурса - Ваш конкурент. Я просто внимательный читатель и, смею надеяться, ценитель поэзии.
    Как читатель я внимательно ознакомился с Вашим произведением.
    ОНО НЕ ВПЕЧАТЛЯЕТ!! Поверьте!
    Очень претенциозно и весьма неуклюже.
    "Мир божественных пропорций" - эта безвкусица сразу режет слух и скептически настраивает по отшению ко всему стихотворению.
    "Топить глядящий в небо сад" - ? - бр-р!!
    "Затмит глаза, загонит в угол" - глаза загонит в угол, хочется спросить?
    "Начнёт внушать простосердечно,
    Что всё непрочно, всё не вечно,
    Как эта хижина-чертог". - к чему тут? что такое "внушать простосердечно"? какая-такая "хижина-чертог"?
    "Пространство, сжавшееся комом" - просто плохо.
    А Ваше заключение - попросту БАНАЛЬНО. Ради этого тщедушного четверостишия столько грохоту Вы устроили? - хочется спросить. "Гора родила мышь".
   
    Пожалуйста, найдите и прочтите (не пожалейте драгоценного времени!) стихотворение Владимира Гоцуленко "Ночная гроза" из "Пушкинской тетради". Это настоящий Поэт, надеюсь, его имя Вам знакомо? Он уже там выразил, и гораздо удачнее то, что пытались выразить Вы.
    Ваше произведение НЕ ШЕДЕВР, поймите наконец и поверьте. У тех, кто его захвалил, просто со вкусом были проблемы.
    Искренне ваш,
    Компьютерный Пью.
Надежда Коган[ 28.02.2006 ]
   Имыч, давай бодаться:))
   Я в упор не понимаю грамматических несуразностей Эллы Крыловой. Ты отказываешься видеть смысл в построениях Веры Никольской. Налицо неустранимое противоречие. Очень интересный случай, я тебе скажу. Прочитала я в свое время книгу "Алгоритм изобретения" и вот там неустранимое противоречие в требованиях к объекту разрешается только новой идеей, изобретением или открытием. Я не думаю, что тебя или Олега Горшкова ослепило имя Бродского.
   Я надеюсь, что ты тоже не делаешь скидки на мое якобы добродушие.
   И поэтому разговор, освобожденный от чисто личных упреков во вкусовщине и поклонении кумирам обещает быть интересным.
   
   Итак, чем отличаются, откуда произрастают два стихотворения, из-за которых ломаются копья в сегодняшнем конкурсе?
   Об Элле Крыловой и говорить нечего - там все решено и подписано. Человек дышит в затылок Бродскому. С моей точки зрения это не комплимент и не характеристика. Давно уж пора либо обойти, либо найти свою дорогу. А мы все томно говорим о рассыпающемся мире. В раскрашенных оболочках футуризма, среди моментальных снимков постмодернизма с легкой иронией автора, заплутавшего в декорациях.
   Что важно в этих стихах? Авторское "Я". Бессмертное, великое, преображающееся из кариатиды в ростру, из ростры в мраморный торс. А слепой мир суетится вокруг авторского Эго, единственного, незыблемого, пускай и рассыпающегося в песок, но неподвижным взором своим остающимся наедине с вечностью и с Богом.
   Слов нет, очень заманчивая картина! И поэту, сумевшему ухватить это ощущение, можно простить и небрежность, и тривиальность. Знаете, такие стихи - как ряска на пруду, которая подсвечена осенним солнцем и кажется великолепным ковром.
   Итак запомнили - Великое Эго и суетливый мир. Великий Маяковский - и ярость по поводу "их", жрущих и пьющих. Великий Бродский - и легкая ирония небожителя, этакий взгляд свысока на пыльную землю. Великая Элла - и пошлый, истертый мир.
   Причем сами понимаете - у действительно великих основная идея творчества не так выпукло проявляется. Великий поэт многогранен. А вот последователи, услышав одну божественную мелодию, вовсю наигрывают ее на своих органчиках.
   А если мне не нравится эта мелодия, то все привходящие недостатки тут же вылезают во всей их непригожести.
   Вера Никольская - тоже последователь. Но иного, не менее глубокого направления в поэзии.
   
   "Умывался ночью во дворе:
   Твердь сияла грубыми звездами"
   
   "На бледно-голубой эмали,
   Какая мыслима в апреле
   Березы ветви поднимали
   И незаметно вечерели".
   
   Узнали? Осипа Эмильевича нетрудно узнать. Понять - труднее. Его герой - не в центре мироздания. Но мироздание - живое, грозное, трепещущее - смотрит на него. Мироздание играет с душой поэта, словно с котенком, иногда оборачиваясь солнечным лучом, иногда прибоем, оживая высочайшим эллинским мировоззрением - в каждом дереве - дриада, в каждой волне - нереида.
   
   Эту традицию глубоко и мощно продолжает уральская поэтесса Майя Никулина.
   "Ветер, уставший раскачивать сад,
   Сбил напоследок флюгарку на крыше.
   В доме устали и весело спят,
   руки раскинув и больше не слышат,
   как за оградой деревья шумят,
   как затевается рай или ад –
   снежно, темно, высоко, невесомо…
   Вдоль неподвижно плывущего дома
   гнутся пространства и ветры гудят."
   
   Женская, женственная сущность ее поэзии привносит трепещущую ноту любви и жалости в образ живого мироздания, держащего на своей ладони человека. В ней есть темные глубины Эроса и нежность материнства. Многое в ней есть того, что не слышится детям, идущим к гибели за звонкой дудочкой Крысолова.
   
   Вот эта музыка грозы, размыкающей обыденный круг бытия, и живет в стихах Веры Никольской. Ее гроза - мифологическое существо, озорное и грозное, ворвавшееся в дом и сад, если хотите, в греческий Номос, обозначенный несколькими штрихами - лучом солнца, садом, глубью колодца. Тщательно оберегаемый мирок авторского сознания - не отъединенный от разбойного нападения стихии, но тем более драгоценный, тем более светящийся счастьем.
   
   Ты видишь, это не просто два стихотворения, два поэта, две последовательницы!
   Это - два пути восприятия мира и собственной души.
   Либо высокомерие Бога.
   Либо глубокое взволнованное УЧАСТИЕ в самореализации этой великолепной реальности, разворачивающейся перед нами, разворачивающей, словно свиток, нашу мятежную душу...
 
Николай Хлебников (X-nick)[ 28.02.2006 ]
   Странное дело, Надежда!
   Ваши статьи мне намного интереснее читать, чем стихи, которым эти статьи посвящены.
   Хотя и оба этих стихотворения мне, по большому счету - нравятся.
   В смысле "скорее нравятся, чем - нет".
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
Надежда Коган[ 28.02.2006 ]
   Коля, спасибо! Это значит, пора бросать стихосложение и надо начинать заниматься критикой и эссеистикой:)
Имануил Глейзер[ 01.03.2006 ]
   Наденька, мы не будем бодаться! Бодаются от непонимания, а это не наш случай.
   Для меня всё выглядит иначе, зиждется на другом видении поэтической истории, а не самой поэзии.
   Это две разных проблемы. Попробую их развести - иначе нет смысла спорить.
   И в эссе " Моя любимая поэтесса", и здесь, под рецензией ты исходишь из своего личного восприятия, опираешься на свои знания и представления, на свою интуицию и т.п. Но согласись, что одно дело разговор на тему " поэзия - непоэзия" и совсем другое " мысли о поэзии 20-го века".
   
   Начнём с того, что Майя Никулина родилась в 1937 году. Краткая информация о ней тут:
   http://magazines.russ.ru/urnov/2003/16/nikul.html. Это значит, что она ровесница всех моих любимцев, всего поколения так называемых шестидесятников, поколения ХХ-го съезда, поколения Кушнера и Высоцкого, Вознесенского, Евтушенко и Рождественского, Мориц и Ахмадулиной, Айги, Бродского и Рейна...
   Оставим в стороне славу, удачливость, знаменитость... Соотнесём для начала только хронологическое место в русской поэзии. Ты пишешь:
   "Двадцатый век в русской поэзии – обогащение ясной пушкинской гармонии невнятицей и лепетом заново рождающегося разума. Осыпалась мертвой листвой теория прогресса. Окоченело в догмах и ритуалах религиозное чувство. Творческое мышление Нового времени зашло в тупик своих аксиом. И первыми это почувствовали небожители – поэты. "
   Для меня всё иначе: ясная пушкинская гармония, обогащение? Да нет же! Уже у Лермонтова, Тютчева и Некрасова - другая гармония, вернее три других, у каждого своя! Если кто в 20-м веке и попытался вторично войти в пушкинскую гармонию, то это Давид Самойлов. И ему это частично удалось - он состоялся ПОЭТОМ. Но ЧТО отсюда следует? Что для Самойлова не было тупика аксиом? Или что он по внутреннему устройству ближе других к пушкинскому типу мировосприятия и гармонии? По-моему, второе. И мне думается, что двадцатый век, в частности - ВЕК СЕРЕБРЯНЫЙ, породивший в ранней молодости не социально обусловленные группировки поэтов, как, скажем, народники, народовольцы, разночинцы, сменовеховцы, а объединения по художественным признакам и принципам - футуристы, акмеисты, имажинисты, обэриуты и т.д., этот век в русской поэзии отмечен в первую очередь не обогащением пушкинской гармонии и тупиком философских аксиом, а БОРЬБОЙ ЗА ВЫЖИВАНИЕ ПОЭЗИИ, ПРОТИВОСТОЯНИЕМ, ДУХОВНЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ самой жуткой, самой смертоносной за всю историю ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ, ВЛАСТИ. Это - ПЕРВОЕ, что выносится за скобки. А в скобках остаётся, на мой взгляд, не то, о чём ты пишешь. По-моему, в скобках остаётся всё многообразие индивидуальных дарований. Кто-то верно подметил, что поэт - это сознание своей правоты. И реализация своего мировосприятия - своего права на не общее, а личное, личностное выражение лица. Когда-то получила хождение оценочная фраза про Маяковского: " его стихами говорило время".
   Ерунда полная! Красное словцо! А стихами его гениальных сверстников время молчало??? А сам ВВМ читал наизусть Светлова и Пастернака, метался, не веря в самоубиство Ахматовой, брал с собой в турне "чирикающего серенького перепела" Северянина, оплакивал Есенина, писал поэму "Плохо"...
   На букву "п" не сказал Пушкину ни слова о Пастернаке, на букву "м" - о Мандельштаме... Грустно...
   
   О каких же тупиках аксиом ты говоришь, Надя? Для меня тупики - это сталинская советская "поэзия", это застойная "поэзия" Грибачёва, Софронова и иже с ними. это конбюнктурная лениниана Евтушенко, Рождественского и Вознесенского, это графоманская лавина Стихиры и т.п. А с точки зрения " алгоритма изобретения" есть, по-моему, все основания говорить об изобретениях, больших и малых, наших лучших поэтов. Левитанский изобрёл свою строфику, она унаследована и развита Олесей Николаевой. Слуцкий соотносим с некрасовской традицией. Ученица Заболоцкого - Юнна Мориц создала собственный мир - узнаваемый, Ахмадулина - тоже, ни с кем не спутаешь... Бродский -
   глобальный шаг вперёд, новая просодия и новое качество всемирности... Майя Никулина - замечательная поэтесса, но трудно говорить об "изобретениях", об оригинальном стиле...
    * *
    Г. Ш.
   
   Любовь моя бедна -
   не дарит, не карает:
   последняя, она
   всегда такой бывает.
   
   Она была такой
   всегда. Да мы не знали.
   А мы её порой
   случайной называли,
   
   не зла, не хороша,
   с начального начала,
   как старшая душа
   при младшей продышала.
   
   Высокие дела
   и вечное сиротство
   она перемогла
   по праву первородства.
   
   Не слава, не слова,
   не подвиг, не награда,
   она ещё жива,
   когда другой не надо.
   
   Она в последний час
   присядет к изголовью,
   она и после нас
   останется любовью.
   
   Задумаешь понять,
   да по ветру развеешь.
   Затеешь вспоминать -
   и вспомнить не успеешь.
   
   Право первородства - у каждого поэта. Мы говорим - "поэты пушкинской плеяды". И никому из них в первородстве не отказываем. Давыдов, Языков, Вяземский, Дельвиг, Кюхельбекер, отчасти Боратынский... Мы говорим о переводчиках - "наследники Лозинского" ... Нормально... Почему же столько неприятия, когда речь о наследниках Бродского? Старик Державин ...заметил... А если заметил Бродский и сказал про поэта, "дышащего в затылок" - то нельзя? Почему" это не комплимент и не характеристика"? Почему из семи книг замеченной Бродским Крыловой надо говорить о ней, как об авторе " Кариатиды"??? А почему не как об авторе "20 сонетов Иосифу Бродскому"??? Только потому, что на этот конкурс автор высставил этот парафраз "Торса"??? Значит о Бальминой по злополучной "Менаде", о Крыловой по "Кариатиде"... Так что ли, Надя?
   Ты привела цитату из Мандельштама, цитату из Заболоцкого и переключилась на их отзвуки в поэзии Майи Никулиной. А между тем цитата из Мандельштама - не самая представительная. Вот роскошная ссылка на статью Михаила Эпштейна: Хасид и талмудист. Сравнительный опыт о Пастернаке и Мандельштаме :
   Я слышал эту статью в форме доклада на конференции в США, потом читал её в 2000 в "Звезде". Теперь она уже в базе рефератов:)) Её автор, крупнейший учёный, профессор в ун-те в Атланте, т.е. земляк нашего руководителя проекта:)
   Я уже писал,что мы часто грешим однобокостью, читаем по ключевым словам, создаём свои схемы и свою круговую оборону... невольно подгоняем миры под свои представления, за деревьями не видим лесов... Этим грешат и великие: у Цветаевой один " мой Пушкин", у Ахматовой - другой. Но Пушкин -то един и ... бесконечно многогранен! Ты, Надя, нашла нечто очень близкое тебе у Майи Никулиной - кто против? Никто. Я - так точно нет! НО... при чём здесь автор "20 сонетов к Марии Стюарт", "Речи о пролитом молоке", 2Рождественского романса", " Осеннего крика ястреба", " Новых стансов к Августе"
   "Облаков Балтики" и т.д. ??? Неужели для того, чтоб оправдать одно конкурсное стихотворение, надо отвергнуть гения и его адептов???
   Я помню всемирный конгресс философов в Бостоне в конце 90-х, где познакомился с недавно умершим
   профессором МГУ - Чанышевым. Его доклад был посвящён НЕБЫТИЮ, понятию НИЧТО. Вот ссылка:
   http://psylib.org.ua/books/_chana01.htm. (А.Н.Чанышев:ТРАКТАТ­ О НЕБЫТИИ. Воп.философии.№10. 1990
   Чанышев читал мне свои стихи, читал наизусть Бродского и Гесиода. Незабываемо. Потом Бродского спонтанно наизусть читал на своём вечере мой любимый Фазиль Искандер - незабываемо! Но, Надя, мне и в голову не придёт, отвергать Никулину гением Бродского... Она меня не так сильно впечатляет, как тебя, и ещё меньше, чем её сверстницы Мориц и Ахмадулина, и чем Крылова, Бальмина, Таня Литинова, Вера Павлова, Моревна и Даша Баталина, но не признать в ней поэта ??? Боже упаси! Мне только не нравится географический эпитет рядом с её именем, ничего не говорящий по существу о поэзии...
   Теперь о том, что ты пишешь о "Вдруг": "музыка грозы, размыкающей обыденный круг бытия, и живет в стихах Веры Никольской. Ее гроза - мифологическое существо, озорное и грозное, ворвавшееся в дом и сад, если хотите, в греческий Номос, обозначенный несколькими штрихами - лучом солнца, садом, глубью колодца. Тщательно оберегаемый мирок авторского сознания - не отъединенный от разбойного нападения стихии, но тем более драгоценный, тем более светящийся счастьем."
   Замечательное резюме, тема, сюжет, - какие стихи мог бы написать об этом поэт!!! А написан - бледный суррогат со смысловыми ляпами, торчащими из каждой строки. Будем выдавать желаемое за действительное? Или лучше послушаем настоящего поэта?
   * * *
   Вышла в сад, которого нет,
   в дождь, который везде,
   лягушка на красный закатный свет
   путешествует по воде,
   вся она - сердца дрожь
   в мешочке зеленых кож,
   всасыванье тревог
   из воздухов облакатых
   в красных дождях и светах,
   вздувается и опадает
   кожаный мокрый бок -
   бездонно глубок,
   а спинка ее в слезах,
   зеркальная спинка
   вся в мокрых глазах,
   в искрах закатных свеч.
   То, что во мне голодает,
   у нее отнимает речь.
   
   1992
   
   * * *
   Снег бросается с крыш, всю ночь грохоча
   о ржавую жесть желобов.
   Из-под ватника белый халат врача
   шелестит меж фонарных столбов.
   На холщовых носилках сугроб несут,
   качаясь, как пламя свеч.
   В четверть пятого лопается сосуд,
   по которому льется речь.
   Я люблю тебя только за то, что жив,
   и более ни за что.
   Снег бросается с крыши, замком сложив
   многорукое решето,
   сквозь которое брызжет сверканье, дрожь.
   Руки сложив замком,
   я люблю тебя только за то, что ложь
   отнимается с языком, -
   только за то, что через постель
   свобода бежит, как мышь,
   в стране, где срывается жизнь с петель
   и снег бросается с крыш.
   
   1994
   
   Надя, как тебе эти стихи?
   Не будем сравнивать... Я достаточно сравнений привёл уже в рецензии на " Вдруг" от В.Никольской.
   И даже экспромт сочинил - в момент. Только псевдочувств не приемлю, из мухи слона, и не премину улыбнуться, видя смущение "мирков" при обычном мирском ливне. ...
   
   Я позволю себе завершить этот превратившийся в эссе ответ на твоё рассуждение, Наденька своим посвящением Саше Кабанову :
   
   ЯВЛЕНИЕ ПОЭТА
   
   Александру Кабанову
   ***
   
   Неожиданно кончилось вечное лето.
   От ветров и дождей я совсем поотвык.
   Ночью глянул в окно и увидел Поэта,
   Бесшабашной стихии услышал язык.
   
   И откликнулось сердце на редкую милость,
   Словно это случилось со мной, а не с Ним:
   Что-то новое в мире кроилось, творилось
   И привычный пейзаж становился иным.
   
   Это Он, имярек, заржавевшие связи
   Разрывал, отрывая от слов ярлыки,
   И лепил, и ваял в сокровенном экстазе
   Несказанное чудо стиха и строки.
   
   Беспощадным бесстрашием меткого глаза
   Он хватал за грудки этот мир, говоря:
   « Ты прекрасен, старик, но – вовек недосказан,
   А поэтом родиться – родиться не зря!»
   
   За окном и по крыше гроза громыхала,
   Бескорыстно расходуя пафос Творца,
   А душа мне шептала, что это – Начало,
   У которого нет и не будет Конца.
   
   Пусть вернётся не раз ещё «вечное лето»,
   Заглушая быльём безутешный родник,
   Мир опять возродится явленьем Поэта,
   Бесшабашной стихии услышав язык.
   
   24.12.2002

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта