Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал (3 этап) Литературно-издательского
проекта «Пишущая Украина - 2009»
(участие авторов по приглашению)

Все произведения

Произведение
Жанр: ОбзорыАвтор: Дмитрий Родионов
Объем: 412 [ строк ]
Соревнование поэтов: кровавый спорт
Соревнование поэтов: кровавый спорт
(Краткий обзор конкурсных произведений)
 
С одной стороны, достаточно смело сравнивать милый мирный виртуальный конкурс стихов и гонки на выживание, бои без правил, подпольные состязания мастеров кунг-фу в Золотом треугольнике. Наверное, это и не так. Но и превращать серьёзное состязание в Олимпиаду, где принцип «Главное – участие!» выводит на лыжню жителей знойной Африки и заставляет вставать на стометровку неспешных северян, тоже вряд ли уместно. Одно дело – разместить свои творения в сайтовой тиши и принимать редкие благожелательные похлапывания друзей и подруг. Другое – выйти с открытым забралом на ристалище и, «приравняв к штыку перо», ввязаться в поЕДИНок с единственной целью – стать лучшим. Ну или хотя бы не упасть с коня до того, как протрубил рог…
Увы, но значительная часть рыцарей вышла на поле брани в доспехах Тиля Уленшпигеля, помахивая насаженной на палку репой, украсив шляпу листом салата. Впрочем, благодаря искромётному юмору и ловкости, герой легенд вышел победителем из той дуэли. Давайте сведём в очных поединках участников конкурса «Поэзия» и трезво оценим шансы на викторию… Определять пары будем просто – возьмём рядом размещённые произведения. Заранее извиняюсь за техническую невозможность дать ссылки на произведения авторов.
 
Итак, первая пара:
Игорь Кит «Откуда?» vs Ari «История»
Что же, вполне равные по весовой категории произведения. И вооружение сопоставимо: опрятные, слегка побитые временем, рифмы, верно избранный для тем и выверенный ритмический рисунок. Преимуществом Игоря, безусловно, является работа со звуком:
«Кто нам дарует эту вязь?
Быть может в поисках ответа,
Из ветра, из дождей и света»
С другой стороны, то же «покой крадя» или «играясь с нами» читается достаточно тяжело. Его главное оружие – ясность слога, четкость мысли. А это – поддержка широкой аудитории.
По форме стихи Ari стройны, для выбранной темы даже несколько безыскусны. «Глаза-коза» - это рифма, конечно, из другой оперы…Но, в отличие от доступности и открытости образов (до банальных метафор: «И если сердцем не глухи, Душой ещё не очерствели») Игоря, символы Ari сокрыты от читателя, впервые слышащего фразу: «Париж стоит мессы!». Вся ткань стиха сплетена из ассоциации и аллюзии. Метафоры выплывают из французской истории. В то же время, стихотворение личное, проникнутое не только дальним светом времён, но и авторским присутствием, поэтому среди этого глобально-исторического вдруг слышится:
«А от меня нужна такая малость -»
И вот уже король не сокрыт для нас вековой далью, но предстаёт вполне реальным и человеческим. Форма прямой речи как нельзя лучше подходит для решения этой задачи. Посмотрите, какой блестящий каскад повторов:
«Я не виню. Ах, мне ли Вас винить –
Случилось так, как случаю угодно»
Или
«Вы отреклись от трона и от веры.
Что мучит больше? Что болит сильней?»
Слегка смущает в контексте темы «сплин» и «амур». Если второго ещё можно списать на античность (которая, между прочим, в те времена была не в чести), то первое напрочно связано с романтикой 18-19 веков…
В целом, техническая победа присуждается Ari – излишне традиционная тема «Как пишутся стихи» не дала Игорю разыграться яркими образами.
Вторая пара:
Любанин «Раб» vs Андрей Репнин «Дурная примета»
Классический итальянский сонет против вольного стиха! Вот это сюрприз! Главное оружие г. Любанина – мысль, облечённая в строгую форму. Главное оружие г. Репнина – игра со словом, мысль рождающая.
Технически соперники на высоте. Первый в точности выдержал не только классический сонетный размер и правильно выстроил рифму, но и не пренебрёг содержательной стороной сонета (ни одно значащее слово не повторяется (с рабом только неувязочка…); последнее слово - смысловой ключ всего стихотворения, тезис - антитезис - развитие тезиса – синтез). Глагольные рифмы? Увы, это тоже издержки строгости формы: трудно избежать каскада точных рифм в классическом сонете (но можно))). Блестящая финальная строка венчает изысканный стих.
«Пожизненно я обречен на счастье
И не хочу выдавливать раба»
Из слабостей отмечу абсолютно невозможную однокоренную рифму:
«вовлечён-увлечён»!!!
И ещё – в сонете очень много «я». Вроде бы автор обращается к женщине, а говорит только о себе…
Произведение г. Репнина со ссылкой на «Песнь о Сиде», тоже ориентирует читателя на средневековье. На этот раз – Испания... Преимуществом стихотворения стала свобода автора в обращении со словом, плавный, ритмичный поток.
«и девушек юных порой сторонится, с улыбкой кривою монеты считая, унылому звону которых в ответ километры звенят по дороге на Бургос...»
И в этом потоке внимательный читатель без труда угадывает абрис авторского замысла, случайные всплески волн создают причудливый, но чёткий эскиз. Задача у автора сложная. Пожалуй, сложнее написания классического сонета. Необходимо обладать идеальным поэтическим слухом, чтобы удержать вольный, гибкий, едва уловимый ритм стиха. К сожалению, автору это удаётся не всегда…
«..зато их везде продают, удивительно спелы и более..., вечером - солод и хмель, ЗАТЕМ – СОН» Очевиднейший сбой. «…смолит сигареты одну за одной СРЕДЬ (просто ужасно!) толпы ГОРОЖАН, узнающих его постоянно» Ещё одно неясное усечение.
Есть ряд великолепных повторов, закольцовок. Автор предлагает со-зидать, со-зерцать вместе с лирическим героем. Он помещает героя вне времени, вне собственного «я», позволяя каждому прожить кусочек чужой жизни. Эклектика, смешение времён. И в то же время – нечто вечное:
«...А в Бургосе старом, во мраке вечернем рассыпав по полу доспехи, он вдруг неожиданно чувствует старость, стоящую рядом, слезой нарисованной глупых подростков пугая, что Сиду не ровня, но круг составляющих этот, в котором блуждает...»
Ещё одно серьёзное замечание. Автор почему-то иногда сбивается на пошловатую глагольную рифмовочку, как будто боится, что иначе его не услышат.
«но летописец ин-фолио свой открывает и пишет, что в Бургос въезжает, но все-таки слева взлетает ворона».
Увы, но однокоренная рифма всё же повергает г. Любанина. Сонет не терпит ошибок.
 
Небольшое отступление. Результаты поединка, в общем, случайны. Как и выбор соперника. Вполне возможно, что в паре сойдутся богатыри. Или – шуты. Так что поражение в отдельно взятом поединке – не повод для расстройств)))
 
Третья пара:
Арабеска «Орел или решка? (с долей самоиронии)» vs Алиса «Усадьба»
 
Впереди – куча битв, поэтому не буду долго распинаться: незатейливо описанный Арабеской случай выбора поэтом телесной пищи (халва, сало, винегрет, свёкла, огурец, хлеб, сухари) путём подбрасывания монетки, со многочисленными сбоями ритма, рядом сомнительных рифмам (при наличии достойных), затянутости, поверг ниц Алису, написавшую тоже немалое произведение, без особых сбоев, миленькое, но это:
«Снег идет. Снежинок тени
Словно лепестки(!!!) сирени
(Кто же их обрывал, лепестки-то?)
Пролетают за окном.
Снегопад. Не видно сада,
Лишь ажурная ограда
Чуть темнеет за гумном»
В общем, весь сад – в гумне…
«Гость нежданный,
Друг любезный,
На крыльцо легко вбежал,
Без доклада, прямо в зал!»
Ну так – прямо из гумна, да в полымя!
«Тут зарделась, глазки долу,
Да к нему, скорее. В пору
Нам самим глаза отвесть,
Девичью не тронув честь»
С победой, Арабеска!
 
Пара четвёртая:
Марина Крутова «Закат» vs Дмитрий Певко «Великое возвращение»
Марина избрала пейзажную миниатюру. Дмитрий – эпическое полотно с посвящением Ф. Ницше. Марине удалось из затасканной, в общем-то, метафоры «горит закат» развернуть яркий холст. Слегка не хватило эмоциональной окраски. Впрочем, искупается финалом, яркостью и широтой олицетворения:
«Ночь подкралась. И закат, о ней задумавшись,
Дров в костёр не бросил и замёрз»
Стихотворение Дмитрия – гладкое, пропитанное мыслями, насыщенное образами, играющее звуками:
«А шкура старая баранья -
Совсем негодная броня»
Но… Мне кажется, несколько смазан финал:
«Тревожны голоса шаманов:
Трещит иссохший Древа ствол...
И древний Север властно манит
Нас в Ва'льгаллы просторный холл»
Шаманы взялись невесть откуда. В последней строке инверсия вкупе с непривычным ударением напрочь смазывает всё впечатление. Техническая победа Марины.
 
Пара шестая:
Ася Адель «Эпитафия чувств» vs Дарья «Одиночество»
Стихотворение Аси – нервное, насыщенное эмоцией. Но неровное. Мысли не выливаются в слова, образы, а прячутся за стеной общих слов. Яркие определения «хрустальная, колкие звёзды» - не спасают. Неоправданный сбой последней строки, обыденные рифмы. «Зима, луна, звёзды, жизнь, смерть, тишина» - стандартный набор. «Во мне – зима» и тут же – «я - осенняя луна».
У Дарьи – тоже искреннее. Но тут уже совсем невнятная и водянистая, слегка ритмизированная речь с набором штампованных образов и рифм…
«Мысли тяжкие, глупые, странные.
Иль красивые, добрые, чистые.
Боль-блаженство чувство забавное,
Чтоб понять, что все мы не лишние»
Ася остаётся в седле!
 
Седьмая пара:
Светлана Осеева «Колдунья» vs Берлов «Покаяние»
Колдунья г-жи Осеевой брызжет метафорами, блещет рифмами, околдовывает переливами ритма. Зачастую из этого получается некий винегрет:
«Над анакондами бетонных эстакад,
Над шпильками готических строений,
Над миром кладбищ, где гетеры спят»
С анакондами? Это уже не эклектика, а отсутствие стиля. Более того! Сон разума рождает и такие перлы:
«И всадник бледного коня
ведёт...»
Конь побледнел, когда его побрили? А после –покраснеет от стыда! И купаться!
Автор чувствует слово. И рождается: «волне людской молвы», или
«Здесь наземь воду льёт
небесный дворник,
По шёрстке гладит души кошек чёрных»
Но это – скорее случайные вспышки интуиции…
Сожалею, г. Берлов, но мне нечего сказать о вашем тексте:
«Я отныне живу степенно,
Оставляю забавы былые.
Чтоб листва, ложась постепенно,
Схоронила года золотые»
При всех недостатках г-жа Осеева – пока на Пегасе… Везение в спорте и в жизни – это важно!
 
Восьмая пара:
Demi4eva Nina «Кошка, морда золотая» vs Дарья Дроздова «Что сказать, о чём не сказали?»
Две стилизации, покрытые сетью устаревших оборотов и слов. В одном случае, в некотором роде, оправданных. За полной неспособностью к сопротивлению Дарья покидает поединок.
 
Девятая пара:
Zhumagulov «нечаянной жизни глотая сурьму» vs Антон Смирнов «Здесь запах выцветших пионов...»
И здесь бой закончен. Очень достойные образы «запах выцветших пионов», «но отражения – разбиты, но вместо крестиков – нули…» повержены могучим, необузданным, творческим порывом Zhumagulovа «и некому некому вырвать тебя из ливневых рук октября» (обратите, кстати, внимание, на неуклюжую рифму…), «луны догорает щербатый желток» (желток – ДОГОРАЕТ? Ничего себе – глазунья!), «а на близоруком неплотном свету
у утра во ртуть поднимается рту» (очень по-русски! Тройное зияние «ууу»), «и раб словаря алфавита батрак глядишь на безумие птичьих ватаг кроша незаконный табак» (Поменьше «незаконной» травы!). Наглость – главное в драке! А иногда и в поэзии… Только – иногда…
 
Десятая пара:
Семён Островский «Мяч в углу» vs Василий Кольченко «Чётки»
С одной стороны – чудесное, лёгкое, красивое детское стихотворение Семёна. Казалось бы после «Мой весёлый, звонкий мяч…» - всё! Кончилась тема! Но автор настолько тонко и бережно относится к каждому слову, каждой рифме, каждой эмоции, что в итоге сложилась магия стиха, отличная от любого другого. Всё на местах, всё – органично и запоминаемо.
«И мяч
В окне
Взамен ворот.
 
И на асфальт
Летят
Осколки...
И арестованы
Футболки...
 
А мяч
Пылится
На полу -
Он провинился,
Он в углу»
И даже свежеиспечённые «футболки», и «угол-кругл» не разрушают атмосферу произведения, а делают её более доступной, более открытой.
С другой стороны – «Чётки» Василия. Мудрые, красивые, ровные строчки, наполненные в первую очередь смыслом, а уж затем получившие словесные украшения.
«И в трудный миг словесных шахмат,
Когда исчерпаны ходы»
Автор и правда перебирает слова и расставляет их подобно шахматным фигурам. Симбиоз алгебры и гармонии? Не совсем… На самом деле всё сказано автором не в 16, а в 8 строчках – первом и последнем катренах, достаточно простых по форме, но неимоверно ёмких и точных.
«Пусть далека твоя дорога
И не богат порой улов,
Но дай-то Бог, увидишь Бога,
Перебирая четки слов»
Но автор начинает плутать в словах с тем, чтобы приукрасить достаточно короткую и несколько сухую мысль. И появляется комичное:
«Строка как молния шарахнет
В громоотвод твоей беды»
От чёток – к шахматам… Дальше -
«Слова и лечат, и калечат,
И облегчают боль, и жгут.
Взвали строфу себе на плечи,
Неси ее туда, где ждут»
Ждут, чтобы калечить и жечь? Да и гипербола со строфой – на грани фола… Так что Семён Островский, при всей видимой наивности и простоте стиха, остаётся непобеждённым!
 
Одиннадцатая пара:
Лада Миллер «День выдался» vs Улыбина Юлия «Невыносимо…»
Очень интересная предстоит баталия! Две дамы предлагают нам окунуться в мир невероятных, личных образов! Тут уж никакой алгебры – одна гармония. То есть оружие авторы выбрали одинаковое. Одинаково ли мастерство?
Двенадцать строчек Лады. Яркая картинка, короткий кусочек воспоминания. Но сколько красок, образов, чувств! Один образ перетекает в другой и даже «деревья в юбках» - образ, мягко говоря, употребляемый, ожил строкой:
«( Оранжевый в моде. И трепетно-алый)»
В плане фонетики нужно говорить скорее не о рифме, а о созвучии строк в целом. Рифма здесь – только акцент. Посмотрите, какое изящное сравнение:
«Цвели георгины, афишные будки,..»
Другой бы непременно начал объяснять, что будки цвели СЛОВНО цветы, что это обрывки разноцветных афиш развеваются на осеннем ветру лепестками. И очарование бы исчезло. Точность взгляда, достойная художника. Наблюдательность поэта:
«И только глаза карусельной лошадки
Смотрели на осень с тоской человечьей...»
Теперь о грустном. Об алгебре…
«День выдался солнечным, радостным, хрупким.
А ты говорила, что осень настала»
Здесь противопоставление утверждает одно настроение визави автора. И тут же:
«Ты пела, смеялась» в противопоставление грустным карусельным глазам. Такое прочтение полностью смазывает всю магию. Если выразить мысль кратко: все нелюди веселились, и лишь одна особь по-человечески грустила о приближении осени, но и она пустилась в бесовской пляс. Веселясь во всю. Даже лошадка карусельная испытывает более человеческие чувства, чем все Вы, …, и умеет не только ржать!
Цветение шишек – под большим вопросом…
Теперь – ответный удар Юлии! Соцветие ярких образов, гамма ощущений, радуга созвучий, нескончаемость толстовских по размеру предложений… Только у Льва Николаевича – всё разумно (не даром переписывал!). А Юле не до того! Она парит в словах, созвучиях, красивостях, не обращая внимания на смысл…
«и целовать несбыточность версты,
губительную лезвием измены»
Что Юле за дело разбираться, в процессе целования вёрст (миль, ярдов, километров: почему бы нет! Где далее хотя бы одна ссылка, ассоциация с употреблением именно ЭТОГО слова?), и где у версты лезвие? Ей помогут критики-почитатели: всё разложат по полочкам! А её дело – свалить всё в котёл и перемешать хорошенько! И даже однокоренная рифма «измены-неизменно» утонет в обсуждении возможности километровой несбыточности…
«прорасти, нескошенною травою»
Зачем здесь эта ловушка, силок для читателя? Чтобы прихлебатели закричали: «Ага! Попался! Пропустил запятую!» А ведь читается именно «прорасти нескошенной травою»! И только так! Хорошо хоть – не сеном! И потом – из одного ребуса в другой: как растущая, нескошенная трава оказалась в венке?
«и клевером запутаться в венок,
и петь в силках бродяги птицелова»
Петь клевером?!! И тут же – новый ребус:
«среди листвы изрезанно-кленовой,
стучаться кровью»
Нет, если читать бессмысленно, слушая только звуки, не придавая словам значения… В одном фантастическом романе персонаж-людоед гипнотизировал людей чтением брежневских речей… Стихи Юлии по принципу воздействия практически не отличаются от оных… «сосущей вдохом»… Чем хуже «сиски-масиски»?
Да, Лета – река забвения. Но она никогда не приносит радости!
Не поленюсь процитировать частичку одного из предложений:
«Не избежать томительной тоски,
сосущей душу исступленным вдохом,
и рваться к неизведанным истокам
с туманных берегов родной реки,
где мост изогнут соболиной бровью,
и купола как данность тяжелы,
И БРЕДИТЬ НЕПРИКАЯННОЙ ЛЮБОВЬЮ,
УЖАЛИВШЕЙ С ОТЧАЯНЬЕМ ПЧЕЛЫ,
ГДЕ ФОНАРИ ПОНИКЛИ ГОЛОВАМИ
средь cтайками собравшихся кафе,
купаясь в дымке лунного парфе,
парящего во мгле над берегами…»
Это не дом, который построил Джек, а бедлам, в котором разобраться в подчинённости слов просто нет возможности. Да и желания, честно говоря. Ведь если распутать этот клубочек – останется скучная серая ниточка… И всё это на фоне «огней-ней», «река-глубока», «бровью-любовью»…
А Лада Миллер выходит победителем из схватки!
 
Двенадцатая пара:
Краснов «Верю я в пророчества Иисуса» vs Наталья Радуга «Сорок первая жемчужина»
Один участник турнира отказался от всякого вооружения и сопротивления, от познания основ стихосложения, веруя, что Господь его защитит. «Возьми острую рифму!» - посоветовал ему смиренный самаритянин. «Бог меня защитит!» - сказал автор. «Вот тебе красивая метафора – она поможет тебе!» - советовала перед боем одна из фрейлин. «Бог не даст мне пропасть!» - отвечал он. «Вот тебе резвый и ровный размер, не отказывайся!» - молвил странник перед поединком. «Я надеюсь только на Бога!» - гордо отказался воин.
«Верю я в пророчества Иисуса,
Вновь Посланник Бога на Земле!
Действует от Бога и Иисуса
Для спасенья жизни на Земле!»
«Что же ты не спас меня, Отче?» - воскликнул пронзённый копьём автор. «Я три раза протягивал тебе руку помощи, а ты отверг её!» - ответил Бог…
Так что сомнительная стилизация Натальи совершенно случайно остаётся на коне…
 
Тринадцатая пара:
pro_cherk «Я знаю, мы за всё в ответе…» vs Алексеюшка «Поэт»
Очень обидно за Бога: такие убогие у него защитники – хоть святых выноси!
«Отец и сын, правитель и народ..
Христос воскрес, и с новой силой,
Свой тяжкий крест на Голгофу несет!
Черный ворон кружит над могилой!»
Какой там анализ мыслей и поэтики – одна сплошная работа над ошибками! Казалось бы что проще – мало-мальский тычок и противник в грязи… Но вот появляется «Поэт» Алексеюшки. И такое ощущение, что боя не случится вовсе! Не доползут бойцы друг до друга:
«Поэт – архитектор души человека,
Из музыки слов сочиняет концерт.
И лечится музой духовный калека,
И меньше на свете случается жертв!»
Значит, пока не вылечился – жертв от калеки-маньяка случалось немало. Лечение музой впрок явно не пошло… Что же… Техническая победа Алексеюшки – он простоял на ногах на секунду дольше.
Зрители явно скучают. Кому интересно наблюдать за банальной уличной дракой? Разве это похоже на поединок? Имеет отношение к спорту? Одно радует – не попали бедолаги в пару с мастером… Это уже не поединок, а охота бы получилась…
 
Четырнадцатая пара:
Убитый «Страх» vs Елена «Проклятие»
«Все зашумело, солнце вдруг погасло,
И кот дворовый быстро убежал.
И ощущенье, что на небе масло
Неправда… Кот от масла убежал?»
против
«Сажая рифмы в мысленных полях,
Плутая между двух существований.
Муз, проклиная в даче показаний
На слушании внутреннего Я»
Пунктуация сохранена. Первая ничья. Даже на Стихире, зайдя подряд в список опубликованных стихов, обнаруживаешь меньше перловки. А ведь это ЛУЧШЕЕ, что мог представить автор! Позвольте совет: перед тем, как идти на конкурс, перечтите томик любимого поэта… Даже если это – Чуковский. И если считаете, что можете сказать нечто сопоставимое и облечь это в не менее стройную форму – тогда вперёд!
 
Пятнадцатая пара:
Марина Никитина «Разверните меня, как конфету…» vs Демьян Одинокий «И нужны ли ещё слова»
Бойцы примечательны тем, что любуются собой, показывают на разминке невероятные трюки, бряцают доспехами…
Это Марина:
«Разверните меня, как конфету…
Шоколада с горчинкой – вкусите!
Я прилипну к губам…»
«Вы бы всё обо мне говорили,
Я бы слушала… и улыбалась»
А это – Демьян:
«У меня ведь есть сердце мое:
Сердце чуткое, сердце прекрасное,
Радость пьющее, радость дарящее»
Залюбуешься! Только вот как дело доходит до схватки – куда-то пропадает весь антураж…
«На советы – быть модной – другою,
Отвечать, улыбаясь: «Не вышла…
Из меня поэтесса-конфетка!»
Простите, Марина, а что же тогда прилипло к губам?
Вольные стихи Демьяна наполнены чувством… Но, увы, ничем иным: ни новизны образов, ни глубины мыслей и откровений. Достаточно стандартный набор и отсутствие рифмы не делает его более оригинальным. Так что Марина с трудом и вот такими изысками:
«Люди скоро так вкусы меняют»
покидает поле непобеждённой…
 
Шестнадцатая пара:
Сеня Бесснов «Поцелуй» vs Виктор Тапашин «Песня о войне»
Две абсолютно разные темы: лиричность Сени и плакатность Виктора. Что может быть общего? Пересолили… Желание приблизиться к фетовскому «Шепот, робкое дыханье…» доводит первого автора до таких откровений:
«Свет погас, звезда упала»
Очень взаимосвязанные процессы, не находите? Или:
«Переулок, тишь, ручей.
Темень улиц, свет свечей»
Свет свечей – это уже на Б. Пастернака потянуло. И правда – дальше появились-таки глаголы!
«Все. Стоим. Глаза в глаза.
Мы снижаем до нуля
Между нами расстоянье»
И дальше:
«Из-под ног земля уходит,
Снайпер снов прицел наводит.
Тихо, плавно, не спеша,
Растворяется душа»
Я бы снайпера, для того, чтобы убрать пышущий пафос строчек, заменил на деда Егора. И финал:
Выстрел, крик, обида, боль…
Растворилась в попе соль!
У Виктора пафос выплеснулся в излишней гиперболизации и глобализации… Скажете – эти слова итак подразумевают превосходную степень, да и тема обязывает? Не скажите!
«Война всегда тревожит наши души,
И будет вечно память шевелить»
Или:
«Война текла коричневой заразой,
Дыша огнём и мёртвыми смердя,
По миру расползались метастазы,
Материки угрозой бередя
 
И моря кипели от разрывов,
Погребая трупы кораблей,
Лопались рогатые нарывы
Чёрных мин»
Яркость одних образов и переживаний полностью нивелируется шаблонностью и штампованностью других. Вот и таскает читателя с пионерской линейки под броню плавящегося танка… Яркие, замечательные по силе строки (простите, расставил знаки препинания…):
«На равных: подлеца и храбреца -
Пропарывались пулями сердца
И складывались в общие потери»
И следующая строка из передовицы «Правды»:
«Война всегда проклятье человечье»…
Хочу обратить внимание – выбор темы никак не повлиял на исход поединка. Просто в искренность и образы Виктора – верится! А Сени – не очень…
 
Семнадцатая пара:
Влад «Bonsoir» vs Угольников Дмитрий Викторович «Мы прожили вместе четырнадцать лет»
Начинает Влад! Из отзывов: «У меня к вам вопрос разве есть закон как надо писать ,вы ответите ,да.. Но скажите не мы ли придумали их ... задумайтесь!» Блестяще! Ах, сколько бы словесного мусора осталось бы там, где мусору и положено быть, если бы все, перед тем, как опубликовать стих, ЗАДУМАЛИСЬ!
«Душу мне, навсегда обожгло
От одной, раздирающей мысли»
Раз уж – от раздирающей, то РАЗОДРАЛО, не так ли?
«Безвозвратно взлечу вертикалью...
Чем закончится этот забег?
Я не знаю…Наверно фатально»
Очевидно, если взлетать во время забега… Сырое стихотворение с массой языковых ляпов и ритмических сбоев.
Дмитрий Викторович одерживает достаточно лёгкую победу! Одни только строчки:
«Ведь наши чувства, словно дети,
Спят в колыбелях.
Мы их разбудим.
Постепенно.
Сядь к изголовью.
 
Измены лечатся изменой.
Любовь – Любовью»
заставили бы трепетать и более ухищренных соперников, как заставили моё сердце. Умение из простых слов соткать поэтическое полотно - дорогого стоит! Не просто излить чувство, но облечь его в изящные одежды формы, приукрасить тонким созвучием рифмы, повторами добавить очарования – это уже мастерство. Простые слова… Простая музыка…
 
Восемнадцатая пара:
Петрова Юлия «Молчание» vs Роман Литван «Ветер злится, ветер рвётся…»
Увы! Юлия, едва завидев противника, бросилась бежать! Она и на конкурс-то пришла поглазеть на больших дядек… А тут видит – куда-то записывают… Ну и встала в очередь:
«О расстованье нашем очень сожалею»
Собственно, Роману некого было побеждать. И он так и остался стоять на ристалище, недоуменно оглядываясь по сторонам, поправлял юбку и приговаривал:
«И куда оно, откуда,
Ветром ль унесло?»
(а теперь попробуйте это произнести!)
«Мокрый ветер забавлялся,
Юбку теребя»…
 
Девятнадцатая пара:
Derrian «Восстание» vs Роги Кинбезал «Число»
Если бы Derrian знал, что ему дадут коня, он бы не стал тащить на себе чугунные доспехи, булаву, меч, копье, кистень, аркебузу, арбалет, два щита и пр., и пр. И если первые семь строк (восьмая уже тяжела рифмой «шрамы-отрады»), несмотря на некоторую стандартность и «похожесть»:
«Тут шум городов заглушает напевы
Еловых ветвей под утренним ветром,
Тут зелень травы напиталась пеплом,
Тут нет для нас места, тут нет для нас света.
 
Тут солнца лучи наглотались отравы,
И в чаще лесов дороги, как шрамы,
Как вены открытые - реки в каналах»
- ещё подъемны, то далее конь просто пал под грузом лишних слов, сбоев, диссонансов.
Посмотрим, позволит ли Роги бойцу подняться?
И представьте себе – позволил! Пересказав бородатый анекдот далёким от русского языком, Роги рухнул на пожухлую и истоптанную кровавую траву… Даже не буду цитировать это… А Derrian празднует победу. Только если он не избавится от лишнего груза и не приведёт строки в порядок – в следующем поединке лошадь его просто излягает…
 
Двадцатая пара:
Promax «Ни капли снега. Утренние сны» vs Татиана Будкова «Мой храм»
Начну с недостатков, которые были замечены в вооружении рыцаря Promax… «Зачем-надень» - сомнительная рифма, третий катрен – абсолютно инороден, «с три короба» как раз НАВРУТ, а не «дерут» (с которым «врут» рифмуется), невнятная переделка идиомы. «Сны-магдалин» - весьма сомнительно… Из преимуществ – чувство звука:
«Полёт так предсказуемо отчаян.
Посадки нет. Разбит аэродром»
«Ломается метла с привычным хрустом»
Слышите хруст? К сожалению, недочёты рифм вызваны как раз той же обострённой восприимчивостью к звукам… Очень чётко выверенная интонация, выдержанная до самого финала. Стихотворение, создающее настроение. И это ценно.
А вот Татиана, увы, к бою не подготовилась. Разве что, припасла «острия глазниц»:
«Глазницы рухнувших когда-то куполов
Зияют синевой небесного покоя,
Вонзая в сердце острие веков»
И всё это приправлено изрядной долей дидактики.
«Века – хранят, а разрушают святость
Людьми считающиеся существа!»
В общем:
«Вся боль времен сплотилась в этом камне,
Весь скорбный труд российского пути»
Пушкинский «скорбный труд» не спасает Татиану от справедливого поражения.
 
Двадцать первая пара:
Charly «Цветочный Король» vs Андрей Туров «Листья упали»
Charly атакует потоком ярких, не всегда связанных образов, интересно и достаточно строго ритмизированных.
«Когда на стрелках часов опять повиснет июнь,
Придет Цветочный Король и тихо скажет «Пошли!».
Он держит в лапах клубок души запутанных струн
И длинный розовый шип, который чертит везде
Кабалистический круг»
А вот рифму автор отпустил в свободное плавание: то она точная, то еле видимая, а местами пропадает вовсе. Произведение пронизано не только ритмом, но и мелодией. Однако сам текст по содержанию – неровный водянистый. После яркого:
«Приму таблетку Луны. Ее мне хватит одной»
идёт пустое и банальное:
«Ты не смотри мне в глаза – они не смогут соврать.
Я не любил раньше ждать, но я родился весной»
И дальше совсем уж коряво:
«Как и все дети цветов»
В общем, не всегда одного только поэтического видения достаточно для создания настоящего стиха.
И в этом отношении стихотворение Андрея (тоже, кстати, имеющее своих драконов) – не просто ровнее, проработаннее, но образует некое внутреннее единство, ауру, связано и технически (повторами), и эмоционально, и интонационно.
«Я чуть в стороне. Наблюдаю привычно.
Как падают листья. Идеи. Желанья.
Как люди мечтают – банально, обычно.
Как тихо отводят себя на закланье.
 
Как жизнь превращается в вечную школу,
В процесс подготовки к поимке Дракона.
Драконы все вымерли. Казнь за крамолу»
И дальше, дальше, дальше… Строки увлекают, образы перетекают один в другой, задача метафор – не оригинальность, но взаимосвязанность.
Из недостатков отметил бы слегка наивные рифмы и некую бесхитростность, излишнюю обнаженность, открытость. Небрежность часто подводит бойца в тот момент, даже когда он сильнее в отдельных приёмах. Андрей выходит победителем!
 
И, наконец, показательное одиночное выступление. Демонстрация мастерства.
Михаил Дынкин
«Возвращение»
1
не спрашивай, откуда это знанье
и резкий свет, которым наповал...
склонясь над опостылевшим вязаньем
устало, на отшибе мирозданья
внимает Мойра огненным словам
 
о пафос, пафос - нет в словах огня и
не Мойра - Пенелопа саван ткёт
и распускает медленными днями
где океан сливается с полями
стрекочет Зингер и мурлычет кот
 
2
над Троей, обратившейся в руины
ещё летает тёмно-синий дым
Елена на корабль взошла с повинной
и треснувшие идолы из глины
хихикают вдогонку "молодым"
 
а я привязан к мачте, Пенелопа
кровь из ушей от пения сирен
пугающе пусты глаза циклопов
и облака, похожие на хлопок
касаются залатанных трирем
 
3
всё впитывает сумерек бумага
покуда Муза впрыскивает сны
в податливую вену Телемака
и сквозь туман качается Итака
на изумрудном якоре весны
 
но скепсис, скепсис... волны отвращенья
взгляд исподлобья, ночи головня
постигшему, что кончены ученья
и нет ни покаянья, ни прощенья
ни берега, ни даже корабля
 
Декорации гомеровские. Но это – не более чем расписанные холсты, символические вешки, помогающие читателю продвигаться по извилистой тропе ассоциаций и образов. Пафос и скепсис. Чувства и разум. Огонь – пепелище – головня. Неизменность горечи познания и сладкий обман, мираж чувства. Всё ещё не свершилось, но уже было, всё движется, но это движение энтропийно. Из века в век. Впору проникнуться отвращением!
Мир внутри и вне – их схожесть и различие, предначертанность, мания и миф свободы… И Зингер, и мурлыкающий кот – не случайность, а осознанно принятые атрибуты вне- и без-временья. Собственно говоря, комментарии тут излишни. Каждый воспримет стихотворение по-своему, но для каждого оно станет одним из образцов того, что называется Поэзией.
 
До следующих обзоров!
(если, конечно, коварный Олег Анс не сразит меня сегодня на поэтической дуэли)))
С уважением,
Дмитрий Родионов
Copyright: Дмитрий Родионов, 2006
Свидетельство о публикации №69317
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02.02.2006 15:00

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Николай Хлебников (X-nick)[ 02.02.2006 ]
   Хороший обзор.
   Удачно найденная форма "поединков".
   Рассмотрение ВСЕХ ПОДРЯД, беспристрастно, просто - по"географическому" принципу, без реверансов или глумления - показатель и мастерства, и воспитанности, т.е. - просто приличного человека.
   И прекрасное стихотворение Дынкина в конце дает прочитавшему весь обзор с облегчением вздохнуть: "Ну, слава Богу! - Не свсе так печально на эт ом конкурсе..."
   :)
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
 
Дмитрий Родионов[ 02.02.2006 ]
   Спасибо, Николай!
   Рад, что оценили!
   Всё действительно не так печально - много замечательных стихов!
   Не уверен, что осилю все конкурсные произведения в обзорах - их уже более 500...
   Но буду стараться!
   С уважением,
Виктория Кан[ 02.02.2006 ]
   Получила огромное удовольствие от чтения обзора. И даже смеялась в голос (чего делать на работе не рекомендуется). Браво!
 
Дмитрий Родионов[ 02.02.2006 ]
   Спасибо, Виктория!
   Смех продляет жизнь! Но иногда сокращает зарплату)))
Игорь Кит[ 02.02.2006 ]
   Дмитрий, какой обзор интересный! И форма - находка просто :)
   С уважением, Игорь.
 
Дмитрий Родионов[ 02.02.2006 ]
   Спасибо, Игорь!
   Постараюсь продолжить)))
Руслан Норов[ 02.02.2006 ]
   И снова блестящий обзор, искрометный и в меру жесткий. И снова по некоторым моментам хочется спорить до хрипоты, но не вижу смысла. Вот только, Дмитрий, на как же вы, при очевидной эрудированности не разглядели в бледном коне "Конь Бледен".
   
   Удачи на дуэли.
   С уважением,
   РН.
 
Дмитрий Родионов[ 02.02.2006 ]
   Спасибо, Руслан!
   По поводу бледного коня... Ну не вырисовывается среди анаконд и гетер "Конь Бледен"... Пришел ниоткуда - ушёл в никуда...
   Благодарю за внимание!
   С уважением,
Николай Хлебников (X-nick)[ 02.02.2006 ]
   Руслан, если Вы имеете ввиду брюсовское "Конь Блед", то между ним и "всадником бледного коня" говоря по грибоедовски "дистанция огромного размера". У меня лично никаких таких ассоциаций не возникло.
   Чесслово.
   
   Искренне,
   Хэ-ник
Дмитрий Родионов[ 02.02.2006 ]
   И спасибо за пожелание!
   Удача не помешает!
Дмитрий Родионов[ 02.02.2006 ]
   Да, Николай! Она могла бы возникнуть, но для этого поэт должен помочь читателю, дать символ к символу. А здесь получается, что автор берёт известные ему аллюзии из совершенно различных областей и эпох и расставляет их так, как рифма скажет)))
Николай Хлебников (X-nick)[ 02.02.2006 ]
   Да, Дмитрий.
   Мне кажется тут сильно помешал глагол "ведёт" - сразу возникает соображение "ведёт - значит идёт рядом, т.е. "ведет в поводу"... Но тогда - какой же он "всадник"?" В общем автор, сам того не желая, запутал читателя (если он конечно хотел именно такой ассоциации).
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
Руслан Норов[ 02.02.2006 ]
   Да я не о достоинстввах и недостатках стиха. Я про то, что конь побледнел после бритья (много смеялся). И имею в виду разумеется Святого Иоана (кажется) и его предсказание. Мне как раз кажется (полез-таки посмотрел, чтоб пустомелей не казаться), что автор вот так неумело пытается обрисовать символами Армагеддон. Но это мои мысли, сугубо так сказать усугубленные субъективностью. Так вот, согласно тексту святого, упоминается и конь бледен и всадник бледен, по разному. Хотя, учитывая экологическую обстановку, до нас он доедет цвета мокрого асфальта.
Олег Анс[ 02.02.2006 ]
   ))))
   Коварный Олег Анс решил не добить, так допинать)))
   http://www.stihi.ru/poems/2004/06/13-805.html
   )))))
   Уходит, насвистывая "Ничто не ново под луной..." )))))
 
Николай Хлебников (X-nick)[ 03.02.2006 ]
   Отличная статья у Вас, Олег.
   Но, согласитесь, что у Родионова - далеко не "калька" c неё.
   Короткие "выстрелы" двух стоящих радышком стихотворений - эта идейка дорогого стоит, это привлекает, это именно то, что "НОВО под луной"...
   И пока, несмотря на то, что здесь есть и другие блестящие обзоры, лично я отдаю предпочтение именно этой работе Дмитрия.
   Правда вот - название бы изменить. Уж больно оно кровожадное... :)
   
   Искренне,
   Хэ-ник
Олег Анс[ 03.02.2006 ]
   Господи, Николай! Неужели это так выглядит?! Я НИ В КОЕЙ МЕРЕ не говорю о том, что идея вторична,что, упаси Бог, у Дмитрий "сделал кальку"....Вся наша "дуэль" - прошла под знаком обсуждения "дуэли" между автором и пародистом, т.е., мы ПРО ЭТО спорили...))) его обзор- как очередной "выстрел" в этом споре, и поэтому - такое название; моя статья - как мой ответ...)))
   И я остаюсь при своём мнении - "аккуратнее надо, товарищи, нежнее" (с) )))))))
Вадим Цокуренко[ 03.02.2006 ]
   Дмитрий, читать Ваши блестящие обзоры куда интереснее, чем многое и многое из того, что представлено на конкурс...Спасибо!
 
Дмитрий Родионов[ 06.02.2006 ]
   Спасибо за оценку, Вадим!
Юрий Брум[ 03.02.2006 ]
   Боже! Какое уродство!
   Мало того что "спорт", так ещё кровавый...
   Ахматова с болью писала:
   
   Любит, любит кровушку
   Русская земля.
   
   А этот графоман -пустобрех с комплексом неполноценности издевается над текстами и авторами...
   Позор аналитической команды. Горе-рефери на чемпионате по фигурному катанию. Противно.
 
Виталий Гайдачук[ 03.02.2006 ]
   О какие знакомые интонации у этого дурасика....и чего ты все г... исходишь ?....гыыыыы...маска тебя и узнавать не нужно..Дима ты его знаешь хорошо на разных сайтах:).
Павел Самсонов[ 07.02.2006 ]
   Да, тяжела шапка Мономаха. Но кольчужка, слава Богу, не коротковата.
   Дают вятские проср... :)
 
Дмитрий Родионов[ 07.02.2006 ]
   Спасибо, Павел! Тяну помаленьку...

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта