Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс фантастики, фэнтази и мистики "Заглянуть за горизонт". Финал.

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: И. А. Шевченко
Объем: 7207 [ символов ]
Краткий самоучитель хайку. Часть 2(пример из практики).
Дмитрий Сахранов (27.02.2004 17:10:16)
Игорь, вот что получилось из первого опыта. Как ваше мнение?
 
Сакура цветет,
Вся в белых бабочках -
Они снятся ей.
 
 
Давайте, встанем на позицию человека, прочитавшего первую часть самоучителя, чтобы по пунктам разобрать это трёхстишие.
 
I. «…Первое, в чём нужно потренироваться, на мой взгляд, в рисовании реальных картин цельными строчками. На этом этапе не нужно следить за количеством слогов в строке, главное - строка должна легко читаться и содержать картинку или часть её».
Картинка приводится в первой строке, во второй – уточняется. Строки легко читаются. Замечаний нет.
 
II. «Далее, нужно научиться дописывать строчку-нюанс».
Так как вторая строчка может вызвать недоумение, третья – всё объясняет. Следует признать, что именно она и спасает вторую строчку. Иначе было бы непонятно, как в феврале, в столь краткое время цветения сакуры (день-два), на ней возникло столько бабочек.
Прекрасно.
 
 
III. «Понятно, что в двух строчках Вы никогда не сможете нарисовать картину во всех деталях. Поэтому пользуйтесь принципом минимакса: минимумом деталей стремитесь максимально раскрыть своё видение картины. Это важнейший этап - здесь проявляется мастерство».
К содержанию возникает ряд вопросов, ставящих под сомнение всё хайку.
 
А. Сакура (японская вишня) имеет тёмно-розовые махровые цветки. Почему она «… в белых бабочках…»?
 
Для ответа на этот вопрос сделаем экскурс в историю. В 930 году император Дайго (899-930) издал указ о создании поэтической антологии – «Синсэн вакасю» («Вновь составленное собрание японских песен»). Составление антологии он поручил учёному поэту Ки-но Цураюки. Величайший поэт того времени включил в антологию 360 песен –
лучшее из того, что было создано японскими поэтами за период с 8 века по 30-е годы 10 века, т.е. почти за 240 лет. Вот несколько примеров из этой книги («Синсэн вакасю», перевод с древнеяпонского Ирины Борониной, «Гиперион», Санкт-Петербург, 2001г).
 
79 Неизвестный автор
 
Седлаем лошадей
И – в старую столицу
Цветами любоваться!
Боюсь, без нас осыплются,
Как снег!
 
Примечание. «Старая столица Нара и её окрестности славились красотой цветущих вишен. Песня сложена вскоре после перенесения столицы в Хэйан (794 год)».
 
81 Цураюки
 
Увядших цветов лепестки
Ветер срывает.
В нём холода нет, и всё же
В воздухе вьются снежинки,
Неведомые небесам!
 
Примечание. Песня включена в антологию «Сюисю»(№64). Снежинки, неведомые небу –
метафора лепестков вишни, облетающих с деревьев.
 
83 Цураюки
 
В струящийся ручей
Сметает ветер
Увядшие цветы:
Плывут, подобно снегу,
Но не тают!
 
113 Соку-хоси
 
В краю,
Где вишни отцвели,
Как будто выпал снег.
Лежит, не тает –
А ведь весна пришла.
 
Примечание. Песни предпослано пояснение: «Сложил, любуясь вишнями, возле монастыря Уринъин».
 
Мы видим, что в русле культурно-исторической традиции, белый цвет бабочек вполне обоснован. К тому же в Японии белый цвет – цвет траура, а древние славяне воспринимали белых бабочек вестницами смерти.
 
 
Б. Вызывает недоумение надуманное олицетворение сакуры и, извините, за уши притянутые бабочки в её «сне»?
 
Если говорить формально, то цветение сакуры – вполне сопоставимо по времени со сном сильно уставшего человека, а если – по сути, то нужно вспомнить притчу о Чжуанцзы. Однажды ему приснилось, что он бабочка. Проснувшись, он, не мог понять, Чжуанцзы ли он, которому приснилось, что он бабочка, или бабочка, которой снится, что она Чжуанцзы. А вот пример из классики на эту тему.
 
Сон или явь?
Трепетанье зажатой в горсти
Бабочки…
 
(Ёса Бусон, «Луна над горой», «Кристалл», Санкт-Петербург,1999г, стр. 72, перевод Т.Л. Соколовой-Делюсиной)
 
В. Посмотрите, как японские классики воспевали вишню.
 
1 Мицунэ (конец 9-го века начало 10-го, второй по значимости поэт , после Цураюки, считается родоначальником юмористической поэзии хайкай, 60 его песен было включено в антологию «Кокинсю»).
 
Хоть непроглядна тьма
Осенней ночи
И не видны прекрасные цветы,
Но невозможно
Спрятать аромат!
 
2 Сайгё (Сато Норикиё)(1118-1190, выдающийся поэт конца периода Хэйан и начала периода Камакура).
 
Горы Ёсино!
Там видел я ветки вишен
В облаках цветов,
И с этого дня разлучилось
Со мною сердце моё.
 
Удручённый горем
Так слёзы льёт человек…
О, цветущая вишня,
Чуть холодом ветер пронзит,
Посыплются лепестки.
 
3 Фудзивара Садаиэ(Тэйка; 1162-1241, поэт, теоретик поэтического искусства, создатель поэтической антологии «Синтёкусэнвакасю»(1232г.)).
 
Сколько вёсен под сенью ветвей
Я тоже на вас любовался,
Вишни в дворцовом саду!
Верно, вам грустно глядеть,
Как я постарел в разлуке.
 
4 Мацуо Басё (Дзинситиро, 1644-1694, родоначальник хайку и стиля Басё, основанному на созерцательности и отрешения от суеты).
 
Минула весенняя ночь.
Белый рассвет обернулся
Морем вишен в цвету.
 
Лунным светом обманут,
Я подумал: вишнёвый цвет!
Нет, хлопчатника поле.
 
Вишни расцвели.
Не открыть сегодня мне
Тетрадь с песнями.
 
Над вишней в цвету
Спряталась за облака
Скромница луна.
 
Прощайте, вишни!
Цветенье ваше мой путь
Теплом согреет.
 
5 Ёса Бусон (1716-1783, мастер хайку, рисовал к ним иллюстрации, как художник был известен под именем Тёсо).
 
Уходит весна.
Ах, как же ленива, нерасторопна
Поздняя вишня.
 
Дорога в Нара.
Посреди зелёных полей –
Одинокая вишня.
 
От тоски
Украсилась, верно, цветами
Горная вишня.
 
Заливное поле.
Вишни в воду роняют цветы –
луна и звёзды…
 
6 Кобаяси Исса (1769-1827, оставил более 6000 хайку, дневники, шутошные стихи).
 
Малыш на качелях –
как он крепко в ручке зажал
ветвь цветущей вишни!..
 
Как вишни расцвели!
Они с коня согнали
И князя-гордеца.
 
В(продолжение вопроса). Никто из классиков, воспевая вишню, не украшает её дополнительно, не впадает она у них в летаргический сон. Красоту вишни мы видим по косвенным признакам. Это похоже на поведение умной собаки около стола: она не смотрит в рот хозяину, а сделает вид, что её интересует узор вдали на стене.
 
А кто сказал, что это хайку о статической красоте цветущей вишни? Хайку скорее говорит о мимолётности этой красоты в духе дзэн.
 
IY. «Только теперь можно поработать над формой и тональностью. Идеальным считается построение 5-7-5, т.е. в первой строке 5 слогов, во второй - 7, в третьей - 5. Идеальная тональность: (1,5) - ударения в первой строке, (1,3,7) - во второй, (1,5) - в третьей».
 
Первая строка идеальна. Во второй же – всего шесть слогов, вместо семи?
 
… Но есть тире. Заметим, что в японском языке «н» является слогом. Нет в нём и знаков препинания, вместо них используются междометия, которые тоже являются слогами.
 
А в третьей строчке может лучше переставить два первых слова местами, и мы получим (1,5)?
 
Не думаю, так как в этом случае привносится оттенок фамильярности, который здесь не уместен. Но, что бы мне хотелось сделать, так это поставить точку в конце первой строчки, чтобы увеличить паузу. Образ цветущей сакуры должен спокойно загрузиться, пусть вторая строка не мешает этому процессу.
 
Где же ошибки автора?
 
Отвечаю, имея такой талант, автор способен создать направление дзэн-хайку и, конечно, участвовать в litkonkurs.ru в разделе восточной поэзии.
Copyright: И. А. Шевченко, 2004
Свидетельство о публикации №6135
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01.03.2004 05:33

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Дмитрий Сахранов[ 02.03.2004 ]
   Игорь, спасибо за подробный разбор. Все стало понятно. Надеюсь в скором времени представить вам новые дзэн-хайку.
 
И. А. Шевченко[ 02.03.2004 ]
   Для меня хайку, подобные этому, недосягаемы. Комментировать их трудно. Как в словах донести дзэн? Если Вам удастся создать 15-20 таких глубоких хайку, то это будет заявка на общее первое место. У меня лишь одно подобного уровня (про гору). У Ivar(a), на мой взгляд, все хайку классические по духу, все отточены и их много, более десятка. Если выставят свои творения умельцы со стихи.ру, мой знакомый Михаил Кожин, Ivar и Вы, то задача обозревателя может свестись лишь к констатации сильных сторон и особенностей стиля.
   Впрочем, как сказала Ведущая конкурса, давайте доживём:)
   С уважением, Игорь.
Анна Санина[ 21.04.2004 ]
   Спасибо за Ваш самоучитель: Вы открыли мне мир хайку. :)
 
И. А. Шевченко[ 24.04.2004 ]
   Спасибо:)Поздравляю с дебютом в "восточных формах"!
   Игорь

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта