Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Наталия Шауберт
Объем: [ строк ]
Стриптиз
--------------------------------------------------------------------------------
Варя снова попала в никотиновый плен. Может это от внутренней пустоты и раздробленности мыслей и чувств? «Ну, а собственно, чего терять? На что надеяться?» - дымятся, плавятся зряшные мысли.
Варя затушила сигарету, устало потянулась, выключила компьютер. Пересела в мягкое кресло, включила телевизор. "Какая-то мыльная хрень !" Замелькали кукольные лица, деланные позы, зазвучали диалоги, пустые и однообразные, как «мама мыла раму». «К свиньям собачим!». Выключила звук, сразу стало легче Тупо смотрела, как мужчина и женщина гримасничают на экране. «Лишить их голоса мало, видеоряд тоже паршивый, прочь!», - она яростно сжала в руках пульт. Экран погас, комната погрузилась в сумерки.
 
За стеной, казалось, издевательски пели,
- Варвара
С тобой я готов был бежать на край света
Но ты изменила сама ты туда удрала...
 
Варя усмехнулась, вытянула ноги, пошевелила пальцами в теплых шерстяных носках, посмотрела на пестрые переплетения нитей, вспомнила бабушку, которая к каждому рождеству вязала ей носочную пару из толстых ниток, смешивая цвета неравномерно, путая оттенки.
 
В дверном замке скрежетнул ключ, дверь скрипнув, захлопнулась, в комнату ворвались запахи улицы, мороза, зашумели шаги,
- Опять курила в зале, Варвара! Отравишь себя и нас, - это тетка, мамина сестра и Варькина сиделка.
После операции Варя осталась жить у нее, устав от маминых слез и испуганных, беспомощных глаз отца, да и больница оказалась совсем близко от ее дома.
А тетушка у Вари - кремень. Два развода, трое детей – «все поставлены на ноги и Варьке еще ума дам!», руководитель какой-то фирмы «куда-то, кому-то инвест падэдэ», - стройная, сильная, полная какой-то оживляющей энергии, в общем супер-тетка, всем слюнтяям и нытикам пример.
А во множественном числе она говорит о себе и Бельке. Белька – вреднейшее создание - кошка сибирской породы, толстая и неповоротливая, как меховая подушка. Варю не любит, презирает за тунеядство и лень. Когда тетки нет дома, прячется в ее спальне. Вечером выходит встречать, трется о ноги, мурлычет, ворчит, наверняка осуждает неразумную хозяйку за Варино присутствие в их доме.
 
- Я заходила в универмаг, принесла много вкусного! Устроим маленький праздник, Варюха, ну не все ж нам печалиться?
Хозяйка уже гремела кастрюлями и сковородками на кухне, хлопала дверцей холодильника, что-то напевая себе под нос - "создавала настроение".
«Вообще, я свинья, конечно", - подумала Варя, нехотя спуская ноги с дивана, - «ужин вполне могла бы приготовить».
 
Варя прошла на кухню, с удивлением обнаруживая, что движения ее стали еще более неуверенными. Противно дрожали ноги, немного кружилось голова. В дверях запнулась за Бельку, чуть не упала, схватилась за дверь. Осторожно двигаясь, Варя вошла в кухню и остановилась у стола, прислушиваясь к ощущениям внутри себя. Она равнодушно перебирала в руках продукты в нарядных упаковках, пугать тетю ей не хотелось, -"кажется стало легче, головокружение прошло". Варя тихонько опустилась на стул, рядом на столе стояла уже открытая бутылка «Токайского», ее любимого вина, и два бокала. Варя осторожно разлила вино и выпила, не задумываясь и не дожидаясь теткиного участия.
Так и есть, вкус у вина был совсем другой. Вернее его совсем не было. Эта проклятая болезнь постепенно забирает у нее все: запахи, вкус любимого вина, пусть обычные, но приятные ощущения радости жизни, ее оттенков. Хозяйка накрывала на стол, украдкой посматривая на Варю.
 
- Теть Лен! Я есть не хочу, я уже ела, - сказала Варя бесцветным голосом, - Я пойду к себе лучше, почитаю, посплю.
- Варенька, ты лекарство пила? – участливо спросила тетка, убирая начатую бутылку в буфет.
- Пила-а-а, - ответила Варя, чувствуя, что безвкусное «Токайское» опьянило ее ровно настолько, чтобы можно было упасть в постель и уснуть.
Пошатываясь, она прошла к себе, не заметивв, как тетя вытирает глаза, провожая ее грустным взглядом.
 
В комнате старшего теткиного сына Илюшки, Варя ничего не меняла. С тех пор, как он уехал в Москву на учебу, она бережно сохраняла его быт: протирала пыльные корешки книг, поливала старую пальму, которую Илюха принес когда-то из школьной теплицы, получив в награду за хорошую отработку на практике, расставляла в нужном порядке его диски, кассеты. Илюха, приехав в гости, на каникулы, обрадуется. Все будет по-старому, как будто Варя и не жила здесь. И вообще, после ее ухода все будет по-старому. Тетя будет приходить с работы, Белька ее встречать, мама и папа постепенно привыкнут к мысли о том, что ее, Вари, больше нет. Собственно они уже начинают привыкать, она не зря перебралась жить к тете Лене. Так будет лучше, не так больно, не вдруг. Как будто и не жила.
Варя легла в постель, обняла подушку, зарываясь в нее мокрым от слез лицом, натянула на голову одеяло, мечтая только об одном, быстрее уснуть!
 
Перед сном она всегда вспоминала свою первую после операции ночь в больнице. Операция шла не долго и была нетяжелой, опухоль вырезали, грудь, немного уменьшенная, как будто ушитая с одной стороны глубокой вытачкой, все же осталась. Варя пришла в палату сама, опираясь на руку медсестры. В палате на шесть человек ровными рядами стояли койки, заправленные синими больничнысм одеялами, в центре - стол, на столе ассорти из домашних продуктов, красивый заварочный чайник и маленький букет лиловых астр в синей вазе. Откуда-то из дальнего угла палаты доносилась музыка. Джо Кокер, узнала Варя, ее любимая песня из фильма «Девять с половиной недель».
 
Варя опустилась на свою койку и замерла. Она удивленно разглядывала странно похожих, одинаково лысых женщин в больничных рубашках-распашенках, которые как будто не замечали появление в палате новенькой. Они, улыбаясь, смотрели на высокую тоненькую девушку, что стояла на своей кровати, завернувшись в широченный больничный халат. У нее были пушистые черные волосы, уложенные в причудливое каре, блеклый байковый халат нисколько не портил очертания тела, девушка кокетливо завернулась в него, как в меховое манто. Спрятав в потертом воротничке лицо и хитро поблескивая черными с раскосинкой глазами, она легко и грациозно раскачивалась в такт музыке.
Но вот наконец, как будто отзываясь на хриплый призыв певца, танцовщица высоко подняла голову, тряхнув черной гривой волос, скинула халат и, оставшись в ярком красном кружевном белье, стала двигаться вызывающе эротично, волнующе красиво! Было заметно, что делает она это вполне профессионально. Каждое движение попадало в такт убыстряющейся музыке, нежные руки, то вздымались вверх, то опускались вниз, лаская, поглаживая грудь, маленький круглый животик, стройные бедра.
 
- Алла-Стриптизерша, из «Сабвея»! – выдохнула Варе прямо в ухо соседка по койке, маленькая старушка, которая часто потом сидела ночами рядом с плачущей Варюхой. Сидела молча, без обниманий и поглаживаний - просто рядом, положив невесомую ладошку на ее спину, и не уходила, пока Варя не засыпала.
- Она тоже больная? – тихо спросила Варя, не в силах оторвать взгляда от яркой танцовщицы, которая уже стянула с себя трусики и бросила их в одну из смеющихся женщин. Покрутив маленьким круглым задом, Алла стала ласкать через тонкую ткань бюстгальтера свою грудь. Она озорно высовывала язычок, закатывала глаза, и постанывала. Наконец, запустив руку в одну из чашечек бюстгальтера, Алла выхватила желтоватый протез и кинула на кровать одной из зрительниц, следом, красным флажком, полетел и сам бюстгальтер танцовщицы. Она танцевала нагая, поворачиваясь к зрителям то одной стороной своего тела, такой прекрасной и совершенной, что слепило глаза, то другой, обезображенной страшной пустотой и розовым шрамом, на том месте, где когда-то была грудь. Алла часто дышала, нервно повторяя ритмичные движения танца, а Варя ошеломленно смотрела на нее, не в силах оторвать взгляд от розового рубца, перечеркнувшего половину нежной, покрытой испариной груди девушки.
 
Песня подходила к концу, встретившись взглядом черных насмешливых глаз с Вариными испуганными, Алла, в заключительном порыве, стянула с себя парик и кинула к ее ногам.
 
Маленькие лысые женщины, одной из которых стала вдруг и прекрасная танцовщица, шумно хлопали, посмеиваясь и с удовольствием комментируя танец,
- Ну, ты даешь, Аллусик! Сколько в тебе еще энергии!
- Давай-ка с этим номером в мужское отделение сходим, Аллочка! Там сразу все, что упало встанет! А завтра и вообще домой побегут!
 
Женщины усаживались за стол, разливали чай - каждая в свою домашнюю кружку, раскладывали в тарелки домашнюю снедь. Алла устало сидела, закутавшись в халат. Она тяжело дышала и смотрела на новенькую с жалостью и пониманием.
Варя встала, подняла парик и подошла к девушке.
- А, брось его на тумбочку, сегодня обхода не будет, Денис Петрович утром только придет, тогда и принарядимся, - сказала Алла чуть хрипловатым голосом и ободряюще улыбнулась Варе.
- - Ты вот что, ничего не бойся и раньше времени себя не хорони, анализы твои будут не скоро, еще не известно, что там у тебя, может все не так плохо.
 
- Девочки, чай пить, - тоненьким голосом позвала их к столу Варина соседка.
И они пили чай, и шутили, и пели песни. В этом отделении никто не запрещал им петь, засиживаясь подолгу за вечерним чаем. Все понимали, что ночью каждая из них останется наедине с собственными болью и страхом, с мыслями «За что? Почему я? И сколько еще осталось?»
 
***
 
Варя долго ворочалась, вставала, курила на балконе, кутаясь в теткин платок, вспоминала, что завтра будет результат, завтра ее ждет приговор. Сможет ли она выслушать его стойко, сможет ли остаться собой, не раскиснуть, сможет ли бороться до конца? Варя зажгла в комнате свечу, легла в кровать и долго смотрела в ее пламя, стараясь угадать будущий ответ врачей. Засыпая, она видела Аллу, ее легкое гибкое тело извивалось и трепетало в ритмах музыки, и что удивительно, все у нее было на месте, две маленькие круглые грудки были совершенны, черные волосы волнами падали на плечи, сверкали агатами глаза, билось, пульсировало тело, как сама жизнь, как яркий огонек свечи...
____________________________________________________________
Copyright: Наталия Шауберт, 2005
Свидетельство о публикации №50778
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 15.09.2005 09:43

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

 1   2 

Рецензии
Татьяна Ионова[ 26.09.2005 ]
   Самое сложное - принять свою судьбу. Принять и не сломаться. Не задавать себе дурацких нелепых вопросов - почему именно мне? за что? А ни за что: просто - судьба, просто - данность. И с ней приходится жить и умирать.
   Пишу вот, что хорошо написан рассказ, но это слабо сказано: читала пока - пробрало до костей. Сильно и честно. И больно.
 
Наталия Шауберт[ 27.09.2005 ]
   Таня, спасибо за со-чувствование. Всего доброго, здоровья всем нам!
ljiv1[ 11.11.2006 ]
   Как человек, перенесший все это: и операцию, и полуторогодичную химию и прочие сопутсвующие прелести, могу сказать, что как только ты себе скажешь, что рак - это не приговор и не судьба, а всего лишь диагноз, у тебя начинается новая жизнь. Не угасание и движение к концу, а совсем новая жизнь. Правда, чтобы дойти до этого, надо чтобы тебя очень мощно поддерживали близкие тебе люди. Их остается немного, но они становятся очень близкими.
   Здоровья всем!
Евгений Вермут[ 09.10.2005 ]
   Как я не люблю слезоточивые рассказы, но этот прочитал. Из-за названия, конечно (мужик - есть мужик).
   Очень серьезный рассказ. У меня мрачноватые стихи, но так... Нет, так я не смогу.
   Спасибо, Наталья!
 
Наталия Шауберт[ 09.10.2005 ]
   lДа, название несколько провокационное, но, согласитесь, оно вполне логично, уместно. Я рада, что рассказ не разочаровал Вас, обязательно зайду почитать Ваши стихи.
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 09.10.2005 ]
   Вы, умница, Наталия! Очень хорошая проза. Очень банальный и замусоленный сюжет! Казалось бы трудно вписать в него, что-либо новое, но Вам это удалось!!!
   
   При этом Вы избежали самых часто встречающихся недостатков подобной прозы. Это особенно радует и говорит о Ваших незаурядных способностях. Еще раз Молодец!
   
   Удачи и всяческих благ!!!!
 
Наталия Шауберт[ 09.10.2005 ]
   Смущена и обрадована. Столько добрых слов... Спасибо Вам огромное!
Наталья Балуева[ 26.01.2006 ]
   Добрый день, Наталия. Наконец-то смогла добраться до Вашего произведения. Проблемы с техникой...
   Спасибо, что пригласили. Очень яркий рассказ. Прочла с удовольствием, несмотря на такую грустную тему...
   Спасибо.
 
Наталия Шауберт[ 01.02.2006 ]
   Наташа, спасибо! Рада, что Вам понравилось.
   Всего доброго!
Элла Ольха[ 18.02.2006 ]
   Такие рассказы писать надо, обязательно надо. И ничего, что кое-какие моменты можно предсказать.
   И читается легко и вызывает сильные чувства. И начинаешь задумываться о бренности человеческого тела, и думаешь, что там впереди?
   И появляется ощущение единства: рассказа и читателя.
   Спасибо, я получила большое удовольствие от чтения. С уважением Элла.
 
Наталия Шауберт[ 20.02.2006 ]
   Элла, спасибо за внимание, одобрение и единство с моим рассказом. Всего доброго!
   С уважением
Михаил Козловский[ 09.11.2006 ]
   Сложно сформулировать отзыв, Наташа: уж очень неоднозначно. С одной стороны, тема задевает за душу, и сюжет интересно выстроен, и написано вроде бы чисто, без ляпов и провалов... С другой - какая-то общая вялость и невнятность, мутное тягучее повествование. Наверное, так и задумано? Это должно передавать именно угасание внутреннего мира героини?
   А с третьей стороны - мой личный опыт рассказывает о прямо противоположном: и жива осталась, и силиконовый протез на место вырезанной груди поставили, а даже в самые тяжелые моменты бывали периоды просветления и деятельной активности - и после операции, и после химии, и после облучения.
   А с четвертой стороны, мой опыт - это Германия. В советской или постсоветской реальности это все, конечно, по-другому. Но вот именно этой соотнесенности действия рассказа с конкретным временем и местом, по-моему, более всего не хватает. "Где-то на окраине города, на третьей от Солнца планете" не проходит: уж больно разные условия и результаты. Да, конечно, "универмаг", "в Москву уехал", но ведь и "цветастые упаковки", и денег на парики почему-то у всех хватает...
   Прошу прощения за сумбурный отзыв, но, как мне кажется, его стиль соответствует стилю самого рассказа. И финал тоже получается подвешенным. Но мы же не в школе. чтобы какие-то оценки выставлять?!
   А о том, что прочитал, не пожалел ни разу.
 
Наталия Шауберт[ 09.11.2006 ]
   Михаил, спасибо Вам за вдумчивое прочтение и добротную рецензию.
    За "неоднозначность" тоже. спасибо. Да, я старалась написать так, чтобы можно было настолько погрузиться в состояние героини, чтобы физически ощутить - слушать музыку и не слышать, замечать цвета нитей и не видеть солнца за окном. Она прислушивается к себе, она ждет. Я пишу о том периоде из жизни героини, когда она еще толком и не осознала своего нового положения. ЕЕ просто оглушило это известие о возможном начале конца ее жизни. Опустились руки, пропало желание жить полной жизнью. Это шок, который сменится яростным желанием бороться до конца, потом - стремлением продлить уходящее хоть на миг еще. Все это будет...потом. А пока она ждет звонка из клиники, она не вне и не в, она между.
    "Но вот именно этой соотнесенности действия рассказа с конкретным временем и местом, по-моему, более всего не хватает" . а вот это интересно. Мои читатели чаще именно на эмоциональную окраску рассказа реагируют, да и как иначе, тема такая, героиня списана из жизни, наверное потому и цепляет. А вот технические замечанияй о структуре и содержании текста я получаю второй раз. Спасибо! Не знаю - решусь ли что-то менять, но, обязательно подумаю.
    Всего доброго
    С уважением
Наталия Шауберт[ 09.11.2006 ]
   Михаил, спасибо Вам за вдумчивое прочтение и добротную рецензию.
   За "неоднозначность" тоже. спасибо. Да, я старалась написать так, чтобы можно было настолько погрузиться в состояние героини, чтобы физически ощутить - слушать музыку и не слышать, замечать цвета нитей и не видеть солнца за окном. Она прислушивается к себе, она ждет. Я пишу о том периоде из жизни героини, когда она еще толком и не осознала своего нового положения. ЕЕ просто оглушило это известие о возможном начале конца ее жизни. Опустились руки, пропало желание жить полной жизнью. Это шок, который сменится яростным желанием бороться до конца, потом - стремлением продлить уходящее хоть на миг еще. Все это будет...потом. А пока она ждет звонка из клиники, она не вне и не в, она между.
   "Но вот именно этой соотнесенности действия рассказа с конкретным временем и местом, по-моему, более всего не хватает" . а вот это интересно. Мои читатели чаще именно на эмоциональную окраску рассказа реагируют, да и как иначе, тема такая, героиня списана из жизни, наверное потому и цепляет. А вот технические замечанияй о структуре и содержании текста я получаю второй раз. Спасибо! Не знаю - решусь ли что-то менять, но, обязательно подумаю.
   Всего доброго
   С уважением
 
Наталия Шауберт[ 09.11.2006 ]
   ой! ...переношу в ответ на комментарии...
Григорий Остров[ 09.11.2006 ]
   Не этим ли навеяно:
   
   http://www.anekdot.ru/an/an0511/o051109.html#10
 
Наталия Шауберт[ 09.11.2006 ]
   Не поняла. Причем тут сайт анекдотов и мой рассказ о безнадежно больной девушке?
Григорий Остров[ 13.11.2006 ]
   Там, на сайте анекдотов, ровно за неделю до вашего был опубликован мой рассказ с такой же центральной сценой: женщина с ампутированной грудью исполняет стриптиз. Если ссылка на anekdot.ru не работает, посмотрите здесь:
   http://gostrov.livejournal.com/20165.html
   или на моей страничке ЧХА, рассказ "Корабль уродов". Я, боже упаси, не предъявляю никаких обвинений в плагиате, ваш рассказ - совершенно самостоятельное произведение, просто меня всегда интересовало, какими причудливыми путями ходит Муза.
Григорий Остров[ 13.11.2006 ]
   Прошу прощения, плохо посмотрел на дату. Ваш рассказ - раньше. Значит, ничего ничем не навеяно, просто совпадение.
Наталия Шауберт[ 13.11.2006 ]
   А на сайте Проза.ру мой рассказ появился еще раньше. Так и хочется "не обвинить" в плагиате Вас... Вашу версию не читала, обязательно зайду, познакомлюсь.
Аngelika Diehl[ 11.11.2006 ]
   Вы выбрали очень тяжёлую тему,но всё настолько продуманно и прочувствованно,что я до сих пор не могу успокоиться и прийти в себя. Браво!
 
Наталия Шауберт[ 11.11.2006 ]
   Спасибо, Ангелика! Я так рада, что этот рассказ не оставляет читателя равнодушным!
   Всего доброго.
   Наташа
ljiv1[ 11.11.2006 ]
   Уважаемая Наташа!
   Мне понравился Ваш рассказ(как, впрочем, и другие Ваши творения).:)))
   У меня к Вам просьба: в "Частном вытрезвителе"(колонк­а­ справа) идет обсуждение произведений. Я возьму кусочек из Вашего рассказа (Со ссылкой на Вас, само собой) , чтобы показать роль глаголов в рассказе?
   Ссылку на упоминание скину.
 
ljiv1[ 11.11.2006 ]
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=forum.php&m=3&vid=118342&page=last&project=190&seek=118898#118898
    Наташа, вот тут я помянула Ваше имя всуе:))))
Наталия Шауберт[ 11.11.2006 ]
   Валентина! Спасибо Вам за внимание и одобрение! Конечно, располагайте мной и моими работами так, как сочтете нужным. Была бы польза авторам:)
   С уважением
   Наталия Шауберт

 1   2 

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта