Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Конкурс/проектВсе произведения
Произведение |
|
Объем: 10065 [ символов ]
|
|
|
|
Меч самурая. |
"- А давайте роялину, того, поломаем... - Новую привезут." (неточная цитата из к/ф "Приключения Электроника") Как-то, пару лет назад, наведался в столицу нашей Родины господин Бореев, широко известный в узких кругах поэт-рецидивист. Мы встретились, ностальгически всплакнули друг другу в костюмы-тройки по поводу безвременно скончавшейся общей студенческой юности и решили помянуть онную парой-тройкой кружек нефильтрованного чая. И отправились к цыганам в нумера, то есть до ближайшего филиала столовой "Му-му". Намерены мы были, само собой заняться разбоем, развратом и разговорами. Последнее - прежде всего, поскольку столовая, это почти кухня, а русскому интеллигенту без разговора на кухне никак нельзя, иначе что ж мы, алкоголики, чтоб чай без разговору пить. Заказали мы по поллитровой чашке и принялись говорить. Как и все развращенные плохим воспитанием интеллигенты, говорили мы в основном о судьбах родины, литературе и женском футболе. И в частности, задан был и такой вопрос: "Скажите, батенька, ну как же вот так могло статься, что у нас, на Родине Пушкина, Пастернака и Бюль Бюль Аглы, так стремительно спал интерес к поэзии..." Кто задал данный вопрос я, за давностью лет и количеством чая, уже и не вспомню. Но это не важно... Знаете, слово скрупулезный произошло от латинского skrupulus (может, в написании ошибся) - это такой камушек, который попадает в сандалию, грек его находит и начинает сутками размышлять, а вот от чего именно к нему именно этот скрупулюс именно в сандалию именно попал? И как это отразится на равновесии вселенной и урожае ранних абрикосовых помидоров на плантациях кукурузной марихуаны. Вот таким вот скрупулюсом и стал для меня этот вопрос, заданный где-то между третьим и четрвертым поллитрами хорошего нефильтрованного чая. А ведь я далеко не грек и скрупулезностью не страдаю. Я иногда даже забываю, куда спрятал от любимой ползарплаты, приходится у любимой спрашивать, она всегда это точно знает. Итак, вынужден признаться, что два года размышлений ни к чему толковому меня не привели. Я сделал несколько выводов, дошел до некоторых ответов, но найти всеобъемлющее решение вопроса я так и не сумел. Умишком видно слабоват... Разве что страшную правду узнал, ну да это банальность... *** Чем определялся интерес к качественной литературе в период где-то между началом и концом ХХ века? После того, как мировая гегемония осветилась кроваво-красным, и до того, как имперские замашки не переросли в тихие и уютно-коммунальные щепки в борщ соседке. Я думаю, что основные причины назвать не трудно. Их две. Первая: полное отсутствие качественной литературы, и поэзии в том числе (поскольку, по понятным причинам, все качественное либо перекрашивалось в серо-мышинный цвет, либо стиралось имперским ластиком с листа исторического момента). Вторая: огромное количество литературы низкого порядка (по тем же причинам). В этой разреженной среде, все, что имело хоть оттенок иного цвета зачитывалось до дыр. Не важно, на каком носителе получал читатель произведение, на самоиздатовской папиросной бумаге или на нормальной бумаге, в твердой обложке, случайно проскочившей мимо не способного читать между строк цензора. А поскольку случалось это не часто, то все прочитанное обдумывалось, переваривалось - находило ответ в умах и душах. Обращало на себя внимание, запоминалось. Перестройка (без политического в данном случае аспекта) уничтожила оба фактора. Со свободой слова человек получил то, о чем мечтал столько времени. И на книжных полках появились не только собрания сочинений Дюма (в обмен на макулатуру), но и Миллер, Аксенов, Буковски, Пастернак, Бунин, etc. Толстые журналы скупали пачками, воровали в библиотеках (каюсь, грешен), распарывали на подшивки. И... случился банановый кризис. Помните те славные времена, когда банан считался деликатесом? Да-да, их покупали в совершенно неупотребляемом виде, давали дозреть на батареях городского отопления до коричневых полос и умопомрачительного запаха по квартире, и выдавали по половинке... Великое время. И гомерически смешное. Потом бананы хлынули на рынок, и оказалось, что купить их не труднее и не особенно дороже, чем буханку хлеба. Люди употребили по тонне на брата в первые мгновения банановой свободы, и теперь банан - это просто банан. Он перестал быть деликатесом. А вчера - был им. А я еще с улыбкой вспоминаю, как показалась мне кощунственной сцена в одном из первых просмотренных мною порнофильмах, где банан употреблялся не совсем по назначению. Да, смешные времена. Трогательные и смешные. Такой же банановый кризис постиг и русскую литеруру в целом. Потому что была она Великая Русская Литература, и все, с таким трудом прорывавшееся сквозь фильтры и заслоны, оставалось Великой Русской Литературой. Но ушли заслоны и фильтры, и унесли с собой величие. Есть у нас русская литература, есть масса прекрасных писателей и поэтов, а вот Величия значительно поубавилось. Кончилось время деликатесов. Но вот что интересно. Огромная масса литературы совершенно различного пошиба, от ультро-продвинутой наркотической, дефлорирующей мозг спорадическими затемнениями и просветлениями, до донцовско-падагрической, с запахом туалетной бумаги меж строк и сверканием ягодиц на мягкой обложке (собственно, ягодицы - это самое достойное содержание данного разряда литературы), - отнюдь не отбила интереса к прозе. Мало того, интеллектуальная проза переодически входит в моду, и толстые злато-лысые дядьки в перстаках с удовольствием вклинивают в беседу фразы типа: "Я тут на Пелевина читанул на! Нармальный пацан на! По белому прикалывается на!" На что иной субъект в очках за пару тысяч долларов и скромном пинжаке от Армани начинает просветлять своего неотесанного друга об истинном содержании современной прозы. Но кто-нибудь слышал оброненную случайно фразу: "Я тут Ахматову на читанул! Нормальная телка на! Серебрянный век на, они там на все по белому прикалывались!" И кто-нибудь ответит рассказом об истинном и прекрасном значении фразы "и перчатку с левой руки одела на правую руку". Я, признаться, такого не слышал... И все же дело не в людях, нет. Люди не меняются, это показали все мировые революции и суицидальные рок-течения, все смены исторических вех и головных уборов правителей. Люди остаются все теми же. Что же с поэзией-то? Почему и за что она забыта и отодвинута ногой в пыльном тапке под матрас, к вчерашней газете и сегодняшнему равнодушию. Ответ напрашивается сам собой, и ох как мне за него от Вас достанется, но я намерен аргументировать и приводить параллели. Скажите мне - в массе своей. Жива ли греческая трагедия? И многое ли вы читали из нее? Ну скажем, за последний год? Думается мне, что кроме специалистов и нескольких любителей-фанатиков - толком греческую трагедию не знает никто. А жива ли поэзия экивоков? А футуризм? А мазурка? А катание на велосипеде с огромным колесом? Что за параллель, крикнут мне жители данного сайта, греческая поэзия не творится в настоящее время! А стихи писались и пишутся! Вон сколько на ЧХА сидит пиитов! А на других сайтах? Имя нам легион! Нас рать! Что ж, не спорю. Имя вам легион и вас рать. Но ответьте мне на простой вопрос. Когда вы последний раз покупали книгу стихов? А когда покупали книгу стихов современного автора? Задумайтесь, и не машите руками - искру раздуете на пустом месте. На настоящее время поэзия интересует горстку фанатиков-любителей и спецалистов. Большую часть жителей того же ЧХА поэзия не интересует - их интересует прочтение их стихов. И с остальными порталами так же. А стихи? Я два дня искал что-то достойное на сайте!!! Два дня в пустую. Несколько стихов достойных внимания (но не шедевров) и тоны тины, пустоты, откровенной чуши. Так ответьте мне - в массе своей. Поэзия жива? Я думаю - нет. Она умерла, а то что досталось нам - память тела, рефлексия. Возможно меня назовут циником, но цинизм издавна альтер-эго российского интелигента ("И-таки да, мы пьем, но мы пьем за Шендеровича!" (с) Кан), а антиподом цинизму ныне служат счастливое незнание или самообман. Я хотел бы быть счастливым глупцом. Но люди вроде циничного интеллигента Бореева учили меня видеть. Познавать. Не врать себе. И я говорю себе правду. Все что нам досталось - это эхо, память и надежда на Божественное Возрождение. На воскресение. На возвращение. Сдается мне, цинику, что как минимум одного возвращения мы ждем уже два тысячелетия без малого. Но ждем! Потому что есть память души, и вера. Да, нам досталась лишь память души. Это не мало, но это не много. И это немного страшно. Так давайте хотя бы будем достойны этой памяти. Мы провалились в пустотелое нечто, которое пролегло между временем Великой Русской Литературы и... чем? Сейчас я говорю горстке фанатиков-любителей и специалистов. Я сижу за рабочим столом с мечтой о сигарете, вспоминаю приезд старого друга и думаю о тех, кто проносили знания и память сквозь времена беспамятства и равнодушия. Им ведь тоже был страшно. А равнодушие - чем оно лучше давления, забивания, вытирания ластиком? Может бросить? Надежды ведь мало. У меня лично ее почти нет. Маленькая надежда - стоит она того? И знаете, что я понял? А ведь это честь! Это меч самурая. Это гвардейский орден прадеда. Их нельзя трогать грязными руками. Ими нельзя торговать. Их невозможно подделать. От них подло оворачиваться. Я думаю, мы не донесем этот факел. И дети наши - не донесут. Средневековье, в каком бы образе оно не приходило, остается веками. И все же - где-то там, если смотреть вдоль прямой времени - стоит Олимпийская чаша, на которой выбиты имена Волошина, Гетте, Бальмонта, Цветаевой, Байрона, Иванова, Элюара, Блейка, Гумилева... Пока она - это чаша - всего лишь надгробие. Но мы можем сделать так, чтоб она стала живым телом Поэзии. Если пронесем, если хватит мужества и терпения. Если окажемся достойными выпавшему. Р.Н. ЗЫ: Частое употребление нефильтрованного чая нерекомендовано Министерством Путей Сообщения. ЗЗЫ: "Есть сведения, что не чай у него в этом чайнике" А.и Б. Стругацкие, великие мастера создавать строки между строк. |
|
|
Copyright: Руслан Норов, 2005
Свидетельство о публикации №63376 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.12.2005 13:43 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Лично я никогда не покупаю книги стихов - я в них мало понимаю. а вообще, думать - писать/не писать (в силу модности/не модности) - прегаратива комерческого подхода. в любом случае, помочь тебе воскрешать "труп умершей поэзии" я не могу - не мое это занятие :) | | Наверное Вы правы, Руслан... По-своему... Но всё дело в том, что Поэзия сейчас действительно переживает не лучшие времена. Совсем недавно я купил "лучшую поэтическую книгу года" - (так о ней заявлено на многих сайтах в И-нете) - а именно "По закону - привет почтальону" любимой мною поэтессы Юнны Мориц. Купил в 4-х экземплярах (книга - лучший подарок!) и... разочаровался. Нет-нет! - сама книга как произведение полиграфии выше всех похвал! Добротно, качественно сделана. Понравилась графика Юнны Петровны - я впервые увидел её (графику) во всей красе. Но, вот, - стихи... Может быть я другим стал? Перестал чувствовать, как прежде? Да, - нет, вроде. Читаю раннюю Мориц - и плачу также и восхищаюсь не меньше, чем в былые времена... Читаю только что изданное - нету эффекта... ну, не то, чтоб уж совсем никакого, но ТОГО волшебства, что было в ранних её стихах - нету совсем. То же самое и с любимым мною А. Вознесенским - сборники "Дубовый лист виолончельный" и "Витражных дел мастер" зачитаны мною до ветхости, а более поздние - прочитаны по разу и поставлены на полку, где и по сей день стоят... И ведь эти двое - признанные мастера! А что вы ожидаете от сетературы? Алмазных россыпей? - Смешно. Перефразирую Командора: Чтение - та же добыча радия: В грамм добыча - в год труды. Читаешь, единого перла ради тыщи страниц лит.лабуды... Извините за корявый экспромт - тока что в голову пришёл - может и не стоило его сюда печатать... Да, пусть его! Да, и ещё завет вспомнил толковый: "Ищите, да обрящете!" В общем, закругляюсь. Не знаю, удалось ли мне толком осветить то, что в Вашем эссе, на мой взгляд, - пропущено. Такие дела. Искренне, Хэ-ник. | | на самом деле это была провокация в надежде на контраргументы. увы, никто не привел пока. А то, о чем написали вы - верно |
|
| | я не думаю, Руслан, что Вы правы... мне из прибалтийской загранице сложно судить. что происходит на самом деле в России с поэзией, но одно радует меня...не смотря на свертывание программ по изучению русского языка в общеобразовательных школах Эстонии, на фоне поголовного прививания некоренному населению национального языка(и это правильно, коль живешь в стране, будь любезен говорить на языке той страны. в которой родился, живешь...), и вот на фоне всего этого(включите сюда еще нежелание молодежи вообще читать), русские дети, преподаватели школ и вузов умудряются заполнять вакуум в виде поэтических вечеров, литературных конференций, создание поэтических клубов любителей поэзии, проведений фестивалей поэзии с кострами памяти и просто потому, что в этом есть необходимость. Могу с гордостью сообщить Вам, что русские библиотеки так же востребованы как и пятнадцать лет назад... И ВЕДЬ ЧИТАЮТ!. Плохо то. что слабо пополняются фонды из России, но сборники стихов современных авторов, напечатанные в такой близкой и такой далекой родине, везут как могут от ТУДА. Поверьте, Руслан, не все так плохо. Пока будут существовать подобные сайты, как ЧХА, с его конкурсами(не отбор ли это самого лучшего в современной поэзии?), не все потеряно. Современные русские способны отличить хороший стишок от так себе. Хочу привести один пример: совсем недавно, в эстонии, в маленьком Йыхви, открылся единственный в мире отделение Русского Музея СП. Значит есть в том потребность. Хорошо бы было, если бы современные поэты приезжали в гости к соотечественникам, издательства направляли бы свои издания в русские библиотеки.... Простите за сумбур. С уважением. | | Ответьте на мой - вполне простой, я думаю - вопрос. Там, на поэтических вечерах читают современных поэтов? А если да, то сколько реально нового, новаторского, достойного внимания вы там услышали? Способного собрать залы, заставить заболеть стихом? Или, скажем, способен кто-то превратить классику в ожившее искусство, подобно Бродскому? К сожалению, многие, на кого я обращаю внимание, работают под классику исключительно ремесленнечески. Я прошу привести реальные контраргументы, поскольку больше всего мне хочется согласиться - да, я не прав. Но я прошу аргументировать. Вы же ответили - перефразируя Вас, следующее: " Ну зачем же так переживать, все не так уж плохо, могло быть хуже." А я отвечаю - кто ж говорит что плохо? Я говорю - никак. |
|
| | Умерла ли Поэзия? А, если шире: Живо ли Искусство в том смысле, в каком мы привыкли его понимать и употреблять (да, я не побоюсь этого странноватого в контексте слова)? По большому счету все, сказанное Вами, Руслан, можно отнести к Искусству в целом. Живопись, Литература всех видов, Скульптура, Архитектура (ее неутилитарная часть), Театр, Опера, Балет, даже относительно новое Кино - все несомненно ДЕГРАДИРУЕТ со страшной скоростью, соизмеримой с жизнью и памятью одного поколения. Лучшие образцы в любом виде современного искусства - это в лучшем случае "приближение" к классическим образцам. Можете ли Вы опровергнуть это ГЛОБАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ? НО!!! Ирония заключается в том, что практически то же самое наблюдалось в течении всей письменной истории человечества. Особенностью дней сегодняшних, пожалуй впервые в истории, является доступ всех ко всему. Информационные потоки захлестнули мир и головы. Стало в миллион раз легче увидеть все лучшее, что уже создано, в миллион раз больше вообще того, что можно увидеть (в основном, конечно, бред и чушь), и в миллион раз легче выбросить в мир свои труды (тоже, чаще всего, чушь и бред). Последнее в особенности коснулось видов искусств легко тиражируемых и хорошо совместимых с Масс медиа и Вебом - Литература, Музыка, отчасти Кино и Живопись. Что же из этого следует? А следует, что ничего нового не происходит глобально. В мире осталось примерно столько же (процентно) людей как и раньше, кому Искусство нужно, как средство самовыражения и самопознания. Облегчились связи между такими людьми, и это - Прогресс. Выльется ли это в создание новых шедевров. Вероятнее всего. Другое дело, что будет пониматься под ШЕДЕВРОМ лет через 100-200-500. Три тысячи лет назад Микельанжелова Давида могли и не воспринять как Искусство. А большой гранитный Пенис (простите, за вульгарность) запросто. Ну и, чтобы завершить эту затянувшуюся тираду, почитайте Гумилева, Льва "Этногенез и Биосфера земли", если еще не читали. Там проблемы рождения, развития , смерти и возрождения цивилизаций рассмотрены еще более глобально, чем более частная проблема Искусства и тем более Поэзии. С уважением олдбой - глобалист | | Илья, ну для начала скажу, что "Этногенез..." читался еще в студиозные года, я же пусть и не окончательный, но филолог. С нашим общим знакомым Андреем Бореевым мы учились на одном курсе, пыталсь играть в одной группе и даже пили пиво одной марки. Нашей дружбе больше 10 лет. А вот относительно темы статьи... Вы и правы, и нет. Я думаю, что глобальный доступ и пресыщение - это не первопричина, а параллельная причина происходящего. Все-таки я полагаю, что спад интереса к поэзии является некоей исторической закономерностью. И относительно деградаци я с вами не согласен. Величия нет, я про это написал, но масса прекрасных и серьезных авторов-прозаиков, музыкантов, художников. Но тут все просто, я ведь в корне не согласен с вашим утвержденем относительно классики. Более того, я убежден, что шедевр, это нечто, способное вместить в себе одновременно и классический мотив, и в тоже время отступить от классики на максимально-далекое расстояние. Впитать оба полюса. Это не легко и почти невозможно, ну так и шедевр создать не легко - почти невозможно. Беда в том, что в других культурных пластах кризис наблюдается жанрово. То есть: деграирует какой-то определенный жанр, но вид искусства в целом не деградирует, и переодически возвращается в мейнстрим. А поэзия ахнула куда-то в целом. она не деградировала, она просто исчезла, как сила движения душь. Да, многие пишут, многие печатают, многие доступны. Но кому это надо? Вспомните начало ХХ века, когда стихи писали все, и даже Левушка Толстой ругался матом на поэтов, дескать, каждая шавка рифмует гуано. Но тогда поэзия зажигала, воспламеняла, вела. А сегодня ее так же много, только она никого не воспламеняет, она никуда не ведет. Потому что вести уже некуда, а новых дорог - не нашли. ЗЫ: я все еще не отказываюсь от написания обзора ваших работ. Вот сброшу с плеч редактирования романа, отдам на растерзание и ругань Андрею, и займусь. Часть уже сделана, причем, признаюсь, я не только хвалю, но и ругаю. ну вы-то уже меня чуть-чуть узнать успели, такой уж я :) | | За то и люблю :))) |
|
| | Что такое сборник для пишущего? В главном - определенная веха в жизни, подведение значимых личных итогов. Сколько осталось за бортом - ведомо лишь автору. К чему будут дрейфовать изданные тексты - воля автора. Может оказаться, что тот уровань, который зафиксировала бумага, к моменту издания уже становится устаревшим, происходит внутренняя переоценка ощущения взаимоотношений себя и окружающего мира. То, что считалось идеальным и непогрешимым, начинает покрываться трещинами сомнения, слетает позолота и открываются зияющие пустоты несовершенства и собственной напечатанной наивности. И не вина читателей, что постоянно натыкаясь на красиво упакованные конфетки, по их раскрытию встречают пустой фантик. Литературы от этого меньше не становится. Она не умерла от того, что захлестывает вал пустословия и обилия изданных коммерческих для авторов проектов. Просто еще не наступило время назначенной заранее встречи с завещанным именно тебе автором. Да, очень хотелось бы, чтобы все наши выходы в свет встречали только лестные отзывы и от читателей не было отбоя. Не будет этого, потому что читателя еще надо заслужить, завоевать внимание, не вспугнуть нечаянно, когда метаемся в лабиринтах своих личных проблем и с отзвуками поиска себя начаянно знакомим заглянувших на огонек. Они ведь тоже разные, наши читатели, они тоже хотят прочесть в написанном и изданном про себя. Только без невыносимого бремени одиночества - платы за слетаемое слово. Меч просто рано передавать в достойные руки. Их еще надо закалить молчанием... | | "А судьи кто? - ..." (А.С.Г. -1824) | | "А судьи кто? - ..." (А.С.Г. -1824) | | :) "Вы пробовали давать пощечину мертвецу?" Странно, по идее брюзжание по поводу спада интереса к поэзии должно было бы быть обнаружено в Вашей статье. Однако мной оно не обнаружено :) "На повестке дня психологическая искренность. "Белая страница" не волнует больше никого, лучшие произведения последних лет были написаны автоматически... "Что вы делаете, когда вы одни?"" (Роже Витрак. "Внутренний монолог и сюрреализм") На мой дилетантский взгляд, следующей волной, просто буруном русскоязычной поэзии может быть этакое осознание границ "европейской" традиции индивидуализма в современных российских условиях, так сказать :) С уважением, Ольга |
|
|