Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Конкурс/проектВсе произведения
Произведение |
|
Объем: 5385 [ символов ]
|
|
|
|
ОБЗОР КОНКУРСА "В ПОИСКАХ СЕБЯ". ЧАСТЬ-5: "ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНО-ИТОГОВАЯ" |
ЧАСТЬ-5 Необходимая преамбула. Прошу прощения у всех участников конкурса «В поисках себя», а также у администрации портала за вынужденную задержку последней части моего обзора. Но – обстоятельства, обстоятельства, обстоятельства… Все мы человеки… Зато я стараюсь не бросать начатое и всегда доводить дело до конца – рано или поздно. А теперь – продолжим. И вот, наконец, я добрался до самой объемной конкурсной работы «Закрась все черным: записки о методе» (автор: Игорь Дорогобед). Это – целая повесть, или, как предложил жанрово определять это произведение Николай Хлебников, поэма в прозе. Плюс – интерпретационная часть работы. Скажу честно, и то, и другое читал с огромным удовольствием. Но – по порядку. Для начала несколько слов о повести «Закрась все черным». Тема борьбы неких «светлых» и «темных» сил за человеческие души, конечно же, не нова в литературе, в том числе русской, в том числе современной. Правда, нынешняя, даже признанная, фантастика (не вся, конечно, а, например, тот же Лукьяненко со своими «Дозорами»), вписывающая человеческий мир в контекст «разборок» всяких-разных «темных», «светлых», «сумеречных» и прочих не/над/вне/сверх-человеческих сил, для меня неубедительна как литература уже потому, что в погоне за вычурностью сюжетного лабиринта и фантастического антуража она забывает о человеке. Я имею в виду неубедительность мотиваций поступков (особенно, когда дело касается Выбора). На мой взгляд, любой художественный мир, каким бы фантастическим он не был, должен иметь не только индивидуально-авторскую реальность, но и реальность читательскую. В фантастическом произведении могут жить одни только монстры, или, скажем, говорящие железяки, но если мы вдруг начинаем видеть, понимать, узнавать, открывать в нем что-то о себе, свое, для себя, что-то авторское, в общем, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, значит - произведение состоялось. Фантастический художественный мир повести Игоря Дорогобеда – это такая реальность, созданная автором, погружение в которую заставляет заглянуть в собственное сердце, в то самое сердце, которое – «поле битвы…». Заглянуть и… задуматься – всерьез и надолго. Однако больше о повести – ни слова. Я просто всем рекомендую ее прочесть, потому как – серьезно, глубоко, интересно, нетривиально… Теперь немного об интерпретационной части, о «Записках о методе». Что для писателя (поэта) может стать неким толчком к рождению нового сюжета, темы, идеи? Многое. Случайный взгляд, крупинка янтаря, интересный разговор, реальные события из жизни – своей или чужой, - долгие (или недолгие) размышления над…, чьи-то судьбы, мистический (или любой другой) опыт, новые ощущения, произведения искусств, - в общем, все, что угодно. У каждого автора свои источники сюжетообразующих импульсов. Для Игоря Дорогобеда таким источником, благодаря которому возник сюжет повести «Закрась все черным», стала музыка. И даже намного конкретнее – песня легендарной группы The Rolling Stones - сначала как сочетание «бессловесного» голоса и мелодии (Игорь тогда не знал английского языка), рождающее устойчивое настроение, а затем… Так начинает Игорь свой рассказ о том, КАК и ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК возник замысел и была написана эта повесть. Вот лишь некоторые подзаголовки «Записок о методе»: «Мелодия текста», «Падение сюжета», «Правила имен», «Принцип театрализации». Интересно? Еще бы! Соприкоснуться с «творческой кухней», которая представлена совершенно искренне, ясно, без частого в подобных текстах самолюбования – разве не интересно? В «Записках о методе» Игорь не только рассказывает нечто нам, читателям, но и сам для себя пытается что-то осознать («Для самого же автора смысл предприятия заключается в том, чтобы впервые попытаться изложить ясными словами, происходящее как бы само собой»). Единственное, в чем я, пожалуй, не соглашусь с Игорем, так это, когда он говорит в том, что «подобная инструкция по применению ничего не даст собратьям по перу». Конечно, это не инструкция (в литературе, как и вообще в искусстве, их не бывает). Но подобные тексты, тексты, в которых предпринимается попытка поразмышлять над природой собственного творчества, как мне кажется, всегда интересны, и именно авторам. Лично я в свое время просто зачитывался так называемыми «писательскими» книгами Паустовского, Горького, Каверина, Бродского и многих других. И не просто зачитывался, а все лучше и лучше постигал природу литературного творчества, все больше и больше узнавал секреты писательского ремесла. «Закрась все черным: записки о методе» Игоря Дорогобеда – очень достойная конкурсная работа. Ну а теперь – итоги конкурса, точнее, мои рекомендации редколлегии портала. Итак: 1 место: Ирина Мышкина, «Ярила – вглубь импульсов моря…». 2 место: Светлана Аркадьева, «Язычница», «Мы все забыли»; Игорь Дорогобед, «Закрась все черным: записки о методе». 3 место: Юрий Тубольцев, «Бравые похождения барчонка». Также хотелось бы отметить: - «За высокое художественное мастерство оригинального произведения» Лару Галль Игоря Дорогобеда - «За лучшую поэтическую интерпретацию» Семена Венцимерова - «За жанровое новаторство и экспериментальную смелость» Николая Хлебникова Михаила Навина Огромное спасибо всем, кто принял участие в этом непростом конкурсе, а также всем тем, кто читал конкурсные работы! С неизменным уважением, Андрей Бореев |
|
|
Copyright: Андрей Бореев, 2005
Свидетельство о публикации №52695 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05.10.2005 13:50 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Спасибо за интересный конкурс, Андрей. Для него действительно было интересно работать, т.к. ранее я ничего подобного и не думал. В смысле - интерпретировать... Один только вопрос: А почему Вы меня называете Николаем Хлебниковым? Ну да, в миру меня зовут именно так, но тут, на сайте, я присутствую под ником Хэ-ник, точнее X-nick, и, боюсь, что сторонний читатель просто не сможет понять, о каком таком авторе - Николае Хлебникове - идёт речь. Искренне, Хэ-ник. | | Николай, благодарю за отклик! Почему я Вас называю Николай Хлебников, а не X-nick? Наверное, все дело в моем внутреннем традиционализме: за произведениями я всегда стараюсь разглядеть людей, и традиционные имена мне в этом, видимо, помогают как-то больше. Разумеется, ничего не имею против нетовских ников, в том числе и Вашего, Николай, но раз уж так вышло... чисто автоматически... Впрочем, можно и подредактировать текст. Как Вы считаете? С уважением, Андрей | | Да нет, Андрей. Вам редактировать ничего не надо. Это, скорее, мне нужно сменить ник на нормальное имя. Тут как-то проводилась такая акция, но я её "прощёлкал", а теперь не знаю, кому и что надо написать... Такие дела. Искренне, Хэ-ник. | | Спасибо, Сол. Пожалуй, я так и сделаю. Я так понимаю, чт о "Атаман сайта" - это Илья М.? Пишу ему. | | Ой, а чё писать-то? Тока щас увидел, что я уже Николай Хлебников. Не... Жалко Хэ-ника... Всё-же - напишу... |
|
| | Все сосчитал и все учел, Чуть поплевал и в даль ушел... | | Это про меня? Да, улыбнули... |
|
| | А я с интересом наблюдала за всем, что происходит вокруг этого конкурса, как за футболом :) Придумайте еще что-нибудь, Андрей, чтобы раскрутить авторов на полную катушку :)) С уважением и с огромным теплом, Ольга. | | Спасибо, Ольга, за почти спортивное боление. А что касается всяких там придумок, то их у меня полно. Ну, к примеру, можно было бы провести конкурс, скажем, с таким рабочим названием: "Черновик и чистовик" (или - "Начерно-начисто"). Ведь согласитесь, мало на свете гениев-поэтов, которые пишут стихи, не работая над ними (иной раз подолгу). Нередко у автора существует два (и больше) вариантов одного произведения. В конце концов автор останавливается на одном - лучшем, по его мнению. Но лишь по его мнению... Что говорить, даже у Пушкина есть черновые наброски, по мнению многих и многих ознакомившихся с ними, превосходящие широкоизвестные растирожированные варианты. В общем, можно продолжать, развивать, додумывать и т.д. Все это из области т.н. творческой кухни. Но многие ли наши сопортальники (чуть не написал "спортальцы") интересуются ей? Даже не знаю. С уважением, Андрей |
|
| | Спасибо за интересный "разбор полетов", Андрей. Всегда приятно встретить внимательного и понимающего читателя. Признаюсь, некоторые существенные детали метода ( "явление главного героя", "принцип необходимой формализации" и др. ) были опущены в Записках. Одни по причинам сугубо личного характера, другие - просто по причине недодуманности на момент написания текста. Кстати песня The Rolling Stones послужила точком для написания еще одного текста (Леди Джейн), хотя в этом случае связь песни с тем, что получилось - неявная. И еще одна песня - пока лишь мотив для будущего текста. .. | | И Вам, Игорь, спасибо за отклик. Обязательно почитаю вашу "Леди Джейн". Кстати, Игорь, вспомнил тут одну вещь: а Вы смотрели фильм "Адвокат дьявола"? Там в самом конце тоже звучит песня роллингов "Закрась все черным" на фоне жутковатой картинки: черный экран-мир потихоньку пожирают языки адского пламени. Если фильм не смотрели, то посмотрите обязательно. Мне кажется, Вам было бы интересно. С уважением, Андрей | | Нет, этого фильма я не видел. Но, кажется, в ближайшем видеопрокате он есть. Так что посмотрю |
|
| | Здравствуйте, Андрей! Я бы присудила Вам специальный приз "За Уровень Ратно-Обозревательских Заслуг!" Нет слов, как интересно всегда читать то, что Вы обозреваете. Пусть Мышь теперь пишит, сегодня и у неё звездный час! :) | | Большущее спасибо Вам, Татьяна, за такие добрые слова. С уважением, Андрей |
|
| | Ура! Свобода писко-слова! :) Пришлось мне в "наморднике" просидеть, пока Таня результаты с "Любимого города" до надлежащего уровня справедливости доводила... Видимо она боялась, что я свою "зверинную натуру" выкажу... :) А я - существо мирное и больше по "славословной" части. Посему - радуюсь победе, искренне и по-язычески славно! Спасибо за проделанную Вами работу и за тонкое вчувствование в произведения. | | Это Вам спасибо, Ирина! За ваш интереснейший труд. |
|
| | Андрей, прежде всего, огромное Вам спасибо за то, что Вы в одиночку свернули такую махину, как этот конкурс! Я, к сожалению, хотя и пообещала Вам помощь, но...(обстоятельства непреодолимой силы) Тем не менее, я многое читала на этом конкурсе, и многие работы тех, кто стал победителем в Вашей версии, мне запомнились.Я убеждена, что конкурс был очен полезен и для тех, кто в нем участвовал, и для тех, кто его читал. От начала до итогов прошло полгода, давайте - отдыхайте, и придумывайте еще что-нибудь!:))) | | Валентина, спасибо за отклик. Обязательно придумаю. Уж что-что, а в этом мы - горазды. Как же без придумок? Иначе - рутина да болото. Правда? |
|
| | и все же я продолжаю настаивать на абсурдности самой идеи конкурса. Без претензий, Андрей. | | Ну и настаивай себе на здоровье, Руслан. А конкурс, между тем, уже состоялся. На чем еще, интересно, ты любишь настаивать..? Дашь продегустировать? |
|
|
|
|