ВВЕДЕНИЕ Те, кто, судя по названию, ожидает увидеть здесь краткое пособие по литературной критике, могут на этом остановиться... В самом деле: - существует большое количество книг с похожим названием (которых я никогда не читал) "для учащихся литературных институтов" ("академиев я не кончал")... - существует большое количество "критических статей", связанных с различными авторами и направлениями в литературе (которых я никогда не писал), содержащие, примерно в равной степени, примеры - как это надо (и не надо) делать... - на любом поэтическом сайте объем критических замечаний, в среднем, в несколько раз превышает объем публикаций... Что же интересного, в таком случае, автор намерен предложить читателю?! Немного: результат "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет"... За два неполных года присутствия в "сетевой литературе" мне пришлось насмотреться всякого и, неоднократно, размышлять о роли критики. Русский язык, как и все естественные языки, допускает многозначность в толковании слов, поэтому, начнем с ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ Порывшись в словарях, я обнаружил следующие определения слов, вынесенных в заголовок статьи: ОСНОВА - опора, начало, причина.(В.И.Даль) ЛИТЕРАТУРА - словесность, письменость (В.И.Даль) - (lit(t)eratura, букв.- написанное) произведения письменности, имеющие общественное значение; чаще под Л. понимают худ. лит. продукцию...В этом значении Л. - явление иск-ва..., эстетически выражающее обществ. сознание и в свою очередь формирующее его... Будучи средством постижения действительности, Л. выражает мировоззрение, идеалы определенных классов, социальных групп... Древнейшие произв. писались в стихах, проза - относительно более поздняя область худ. Л. Только в 18-19 вв. эти две области сравнялись по значению. (СЭС, 1980 г.) КРИТИКА - - розыскъ и суждение о достоинствахъ и недостаткахъ какого либо труда, особенно сочиненья; разборъ, оценка (В.И.Даль) (от греч. kritike - искусство разбирать, судить): - разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА); - отриц. суждение о чём-либо (в науке, иск-ве, обществ. жизни и т.д.), указание недостатков (см. Критика и самокритика)... (СЭС, 1980 г.) "Предмет и дисциплины литературоведения. Современное Л. представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли Л.: теория литературы, история литературы и литературная критика. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса. Литературную критику интересует относительно единовременное, последнее, «сегодняшнее» состояние литературы; для неё характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач. Принадлежность критики к Л. как к науке не является общепризнанной (см. Литературная критика)." - Из интернета - как пример того, о чем я писать не собираюсь. Прошу прощения за пространные цитаты... В дальнейшем я постараюсь обойтись без них, равно как и без специальной терминологии. Хотелось бы обратить внимание читателя на то, что, со времен В.И.Даля, в понятии "литература", помимо "написанного" появилось - имеющее общественное значение... а в понятие "критика" - с целью дать оценку и "отрицательное суждение о чём-либо"... Следует ли говорить о том, что "разбор (анализ), обсуждение чего-либо" в литературной критике очень часто сводится к "отриц. суждение о чём-либо"? В свете приведенных выше определений, название данной статьи следует читать не как "Начала литературной критики", а как "ПРИЧИНЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ" Хотя роль литературной критики в настоящее время снизилась (из-за бурного развития других "средств массовой информации", в первую очередь - телевидения, газет и т.п.) она "еще не умерла" и пытается играть свою роль наряду с ними. Одна из причин литературной критики, как следует из более позднего определения - "цель дать оценку"... правда, "кем?", "как?" и "для чего?" ставится эта цель - не уточняется... Попробуем ответить на эти вопросы? НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ Этот раздел будет самым короким, поскольку я отношу себя к тем, кто "не признает принадлежность литературной критики к науке"... ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ По мере роста грамотной части населения стало ясно, что литература оказывает влияние на формирование сознания общества. В связи с этим, люди, профессионально занимающиеся политикой, решили "прибрать ее к рукам". Способ напрашивался сам собой - литературная критика. То из "написанного", что не соответствовало потребностям политики, руками критиков "выражающих чаяния правящего класса" объявлялось "не имеющим (или - имеющим негативное) общественное значение" с соответствующими последствиями для авторов... (Вспомним речь Жданова и журнал "Октябрь"). Сейчас идеологическая борьба несколько стихла, но, попытки "доказать преимущества .... образа жизни" посредством литературы (а там, где не помогает - литературной критики) не прекращаются. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ Социальные основы литературной критики состоят в желании отдельных слоев общества, не имеющих в нем законной власти (для имеющих законную власть - см. выше), получить эту власть путем формирования необходимого для этого общественного сознания. В этом случае, без объективных причин "подвергаются осуждению" те литературные произведения и авторы, которые не соответствуют интересам этих слоев общества... и, наоборот. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ Казалось бы, какие "национальные основы" могут быть в литературной критике?!- Любая литература, по определению, является национальной... Конечно, любое произведение литературы пишется на каком-либо определенном языке, с которого впоследствии может быть переведено. Но... (оставим пока в стороне русский) возьмем к примеру - английский язык: хотя своему происхождению этот язык обязан Великобритании, на нем говорят и пишут люди в самых различных странах, иногда превосходящих ее по населению (например - в США). Естественное желание любой нации (и чем меньше нация, тем больше желание) - доказать свою значимость в мировом сообществе, в частности - и в литературе! Что отсюда следует? Литературная критика, преследующая национальные интересы, отстаивает "приоритет, более высокий уровень и т.п." "своих писателей", помогает им "найти признание", получить соответствующие литературные премии... В этом смысле, соперничество литературных критиков не сильно отличается от международных соревнований по футболу, с той лишь разницей, что в футбольных соревнованиях побеждает тот, кто "больше забил и меньше пропустил", а здесь (я могу ошибаться) - тот, кто "больше забил и больше пропустил". "Забить одних и пропустить других" - "сугубо конкретные" задачи "литературной критики". Вернемся к русскому языку. Этот язык достаточно четко географически "локализован" - он привязан к России. Однако, на нем разговаривают и пишут не только русские: я затрудняюсь назвать количество наций, проживающих в России по последней переписи (думаю, что не менее 50), для всех граждан России этот язык является "государственным". Кроме того, за границей России (в Германии, Израиле, США, Канаде... всех не перечесть) проживает сейчас немалое количество ее бывших граждан, для которых этот язык является родным. Сейчас я коснусь деликатного вопроса... Слабонервных - прошу пропустить этот абзац, хотя "из песни слова не выкинешь..." Существует... (далее пропущено) ... .... .... И, больше - не спрашивайте! ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ Эти причины достаточно понятны, поэтому не будем рассматривать их здесь подробно. Всем, в том числе и литературным критикам, нужно как-то зарабатывать на жизнь... В простейшем случае, мотивами литературной критики могут быть предложения типа: "Забить автора А - X$ " "Пропустить автора Б - Y$ " Далее - согласно рыночному спросу и предложению. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ - произрастают из определений литературы и поэзии. Количество этих определений - превышает количество критиков, поэтому обсуждать их не будем. Коснемся слегка поэзии: почти все ее определениия, тем или иным образом, упоминают, как необходимое ее условие "наличие в ней определенного ритма". Эта традиция существует в поэзии со времен, по крайней мере, Гомера. Предлагаю: ни авторам, ни критикам - не оспаривать эту добрую традицию поэзии... и не относить к ней "тексты, не имеющие определенного ритма", какими бы "образными" они ни были... Единственное исключение (укоренившееся в последнее время) - восточная поэзия (хокку, танка...) при условии строгого соблюдения классического размера. В отношении наличия рифмы - на мой взгляд, это - также "добрая традиция", тем, кому она не нравится, могут работать в разделе верлибр... Если не сделать этих ограничений, понятие "поэзия" перестает существовать как самостоятельное и становится "разделом прозы". Большая часть критических замечаний и дискуссий, по моему опыту, связана именно с различным пониманием разными людьми этих вопросов. Уважаемый Лев Вишня! Я понял Вашу точку зрения, но... не принял... А дискуссии на эту тему - бесполезны: это - вопрос вкуса. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Независимо от идеологической, социальной и национальной принадлежности читателя, у него могут быть личные причины"дать оценку и/или/равно отрицательное суждение" о чьем-либо литературном произведении. Часть этих причин лежит в области психологии человека. Любой человек, в той или иной степени, стремится к одобрению окружающих... немногие исключения - скорее подтверждают общее правило. Понимая это, любой нормальный человек, при наличии у него свободного времени и желания, может: - высказать одобрение по прочтении понравившегося ему литературного произведения; - высказать одобрение, независимо от того, понравилось ли ему литературное произведение, в надежде получить "встречное одобрение" и поддержку известного автора (распространено на различных литературных сайтах); - высказать разумную критику в адрес литературного произведения (не автора), в надежде, что автор улучшит свое произведение, исправив в нем заметные критику неточности; - в шутливой форме (например - в форме пародии) указать автору на какие-либо существенные, с его точки зрения, промахи. Возможны и другие причины... Зададимся вопросом: "Откуда берутся критики?" Ответ будет таков: "Критиками не рождаются, критиками становятся." Думаю, что не сильно ошибусь, предположив: большинство людей приходит в литературу, пытаясь сказать людям что-то свое и надеясь получить за это их одобрение (см. выше). К сожалению, не всем это удается... Дальше начинаются варианты: - человек, не обращая внимание на отсутствие одобрения и, будучи уверенным, что это "вопрос приложенных усилий и времени", продолжает упорно трудиться и... добивается желаемого; - человек пытается понять, почему его "написанное" не встречают одобрения, понимает это, продолжает работать в нужном направлении и добивается желаемого одобрения; - человек пытается понять (но, не понимает) или не пытается понять... и прекращает занятия в этой области, находя свое призвание в чем-либо другом; - человек пытается понять... и понимает, что его "написанное" ничем не хуже всего остального! Сравнивая чужое "написанное" с лучшими образцами, он начинает "объяснять свое новое понимание" окружающим. При этом в нем борются два разных мотива: публичный - помочь окружающим писать лучше, и скрытый от него самого - доказать окружающим свою недооцененную состоятельность в литературе. Чем больше ему в этом возражают, тем активнее становится его поведение... Последний случай, на мой взгляд, относится к области психопатологий. Более подробный анализ критиков этого рода (довольно распространенный случай в любительской литературе) оставлю специалистам. Осталось - самое главное: НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ Начала нравственности - в любви к Богу и окружающим. Но, эту любовь не следует понимать, как спокойное созерцание: нравственный человек, видя непрекращающуюся в мире борьбу добра и зла, и понимая извечность и бесконечность этой борьбы... не может в ней не участвовать - на стороне добра. В чем это может выражаться? - В поддержке и "одобрении добра" (прошу прощения за тавтологию, но, согласитесь - нам нередко приходится наблюдать "одобрение зла"). В литературной критике это может иметь вид положительной реакции на произведения, в которых видно глубокое и честное осмысление библейских заповедей, нравственных поступков и т.п. В порицании зла - в высказывании негативных суждений о произведениях, в основе которых лежит богохульство, восхваление пороков, глупость и т.д. Вы спросите: "А как же заповедь: Не судите, и не судимы будете..."? - Она говорит о том, что не следует осуждать человека за его грехи: как Бог прощает нам многие грехи, тем более - и мы должны прощать грехи друг другу. Но, это не значит, что видящий грех - должен пройти мимо, сделав вид, что он этого не заметил. Важно, чтобы, и в порицании, человек ощутил, что оно рождено не высокомерным презрением, а - Любовью к нему. "А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит." Лк. 7, 47 К сожалению, произведения, созданные главным образом на нравственных основах, пока, как мне кажется - большая редкость в мутной реке литературной критики... БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ НА ЛУЧШЕЕ! |