*** ("ЗАМИРАЮ У ОКНА") Замираю у окна. Ночь черна. Ливень с плеском лижет стёкла. Ночь продрогла и измокла. Время сна. Время тихих сновидений, Но тоска прильнула к лени, И глаза ночных видений Жадно в комнату впились. Закачались, унеслись. Тихо новые зажглись... Из-за мокрого стекла Смотрят холодно и строго, Как глаза чужого бога, - А за ними дождь и мгла. Лоб горит. Ночь молчит. Летний ливень льнёт и льётся. Если тело обернётся, - Будет свет, Лампа, стол, пустые стены, Размышляющий поэт И глухой прибой вселенной. Лирическая тема стихотворения Саши Чёрного *** («Замираю у окна») – влияние окружающего мира на личность поэта и творческий процесс создания стихов. В стихотворении реализуется линейное развитие темы, которое находит своё выражение в трёхчастной композиции. Графического деления на строфы в стихотворении нет. Это обусловлено особой формой организации произведения, речь о которой пойдёт ниже. Для облегчения анализа мы условно разделили стихотворение на три смысловые части. Введение темы даётся в первой части стихотворения, где намечаются основные константы произведения: время творчества – ночь, сопровождение творчества – ливень, а также с помощью определённо-личного предложения («Замираю у окна») в ткань повествования вводится лирический герой. Своё развитие тема получает во второй части стихотворения, где описывается одухотворённая картина летней ночи и идущего в ней ливня, которую наблюдает лирический герой. Разрешение темы даётся в третьей части стихотворения, где тема, заявленная в начале получает своё подтверждение в последних строках, констатирующих связь: «размышляющего поэта» с «глухим прибоем вселенной». Творчески процесс, по мнению автора, тесно связан с окружающим поэта миром. Он протекает в самое таинственное время суток – ночь, его сопровождают – ливень и тихие ночные сновидения. Лирический герой в этом произведении абстрагируется от своего «Я»: мы видим его около окна, наблюдающего за ночным ливнем, потом план изображения смещается, и мы понимаем, что обернувшись, он увидит самого себя. Ночь, ливень, в сознании лирического героя наделяются жизнью, которая затем пытается всмотреться в него самого. План восприятия расширяется: в жизнь проникает трансцендентальное начало («глаза чужого бога), а в шуме обыкновенного ливня поэту слышится «глухой рокот вселенной». Ведущим приёмом организации текста является лексический повтор. Лексические повторы передают основные константы окружающего поэта мира: 1. Время творчества: а). «Ночь»: «ночь черна», «ночь продрогла и измокла», «глаза ночных видений», «ночь молчит». б). «Время сна»: «время сна», «время сновидений». И характеристика этого времени: «тихий» - «время тихих сновидений», «тихо зажглись». 2. Сопровождающее творческий процесс явление: «Ливень» - «Ливень лижет стёкла», «летний ливень» и характеристика этого явление: «мокрый» - «ночь измокла», «из-за мокрого стекла». Также эти повторы соединяют между собой отдельные смысловые части стихотворения: слова с семой «ночь» встречаются во всех частях произведения, «ливень» - в первой и третьей, «время сна» - в первой и второй частях. Лексический повтор: «стекло» - «ливень лижет стёкла», «из-за мокрого стекла» также связывает между собой две части стихотворения: первую и вторую. Повтор: «глаза» - «глаза ночных видений», «глаза чужого бога» используется для обозначения тождественных по своей сути явлений: запредельных глаз, смотрящих из темноты летней ливневой ночи. Лексический повтор: «льнёт» («тоска прильнула к лени» и «летний ливень льнёт и льётся») объединяет между собой разнородные явления. Автором показывает процесс неспешного движения, как в природе, так и в душе лирического героя. В качестве вспомогательных приёмов в этом стихотворении используются следующие: 1. Олицетворение. С помощью него автором рисуется одухотворённая картина дождливой летней ночи: «ливень лижет стёкла», подобно собаке, лижущей руку человека, «ночь продрогла и измокла» напоминает нам попавшего под дождь прохожего, забывшего захватить зонтик, «тоска прильнула к лени», «летний ливень льнёт», как дети льнут к матери, «ночь молчит» также, как и человек. Почти вся вторая часть стихотворения представляет собой один большой метафорический образ: ... И глаза ночных видений Жадно в комнату впились. Закачались, унеслись... Из-за мокрого стекла Смотрят холодно и строго, Как глаза чужого бога... Поэтом рисуется тьма ночи, наполненная жизнью, взглядами, пытающаяся заглянуть в комнату лирического героя. 2. Эпитеты, характеризующее тот или иной предмет или явление действительности: «ночь черна», «тихих сновидений», «ночных видений», «жадно впились», «новые зажглись», «из-за мокрого стекла», «смотрят холодно и строго», «чужого бога», «летний ливень», «размышляющий поэт», «глухой прибой». Эпитеты, выраженные наречиями и кратким прилагательным, придают речи динамику. Эпитет «глухой прибой вселенной» имеет метафорический оттенок. Он употребляется в значении – либо «неявный по звуку», либо «скрытный, затаённый». 3. Употребление синонимов (включая контекстуальные). С помощью них автор даёт физическую картину действительности: Тишина: «время сна», «время тихих сновидений», «тихо новые зажглись», «ночь молчит», «глухой прибой вселенной». Тишина, молчание ночи, сны, которые возможны только в тишине, глухой, то есть негромкий, прибой вселенной – всё это создаёт творческую атмосферу. «Ливень» и «дождь», находящиеся между собой в отношениях, целого и его части, в данном стихотворении выступают как контекстуальные синонимы. Последние также используются и для описания самого ливня: «с плеском лижет стёкла» и «льнёт и льётся». Для описания процесса визуального восприятия мира используются следующая описательная конструкция: «глаза...жадно в комнату впились» синонимичная по своего значению слову «смотрят». Однако она имеет градационной оттенок и выражает высшую степень желания «увидеть». 4. Антитеза. С помощью неё поэт разделяет два мира: тот, который ЗА окном тёмен и холоден, тот, в котором находится «размышляющий поэт» светел и наполнен теплотой, пусть даже она исходит от самого человека: Темнота: «ночь черна» и «мгла» I Свет: «будет свет», «лампа». Холод: «ночь продрогла и измокла», «смотрят холодно и строго» I Тепло: «лоб горит», «летний ливень». 5. Параллелизм конструкций. Проявляется как на уровне отдельных предложений: Лоб горит. Ночь молчит. так и на уровне организации однородных членов предложения, связанных между собой соединительным союзом «И»: «продрогла и измокла», «холодно и строго», «льнёт и льётся». Кроме того, в стихотворении встречается: 6. Упорядоченное перечисление однородных членов: Будет свет, Лампа, стол, пустые стены, Размышляющий поэт И глухой прибой вселенной. Эти приёмы придают речи автора чёткость и динамичность, определённый ритм прочтения текста. 7. Парцелляция: И глаза ночных видений Жадно в комнату впились. Закачались, унеслись. Тихо новые зажглись... Используется автором для актуализации важных в смысловом плане отрезков речи. В начале показывается процесс «всматривания» в комнату, он прерывается, «ночные видения» начинают «качаться», то есть терять свою чёткость и «уносятся», то есть исчезают из поля видимости лирического героя, затем «зажигаются» глаза новых видений. 8. Ассонанс: 1. На «о» - «а» придаёт речи плавность, протяжённость, мелодичность, характеризует спокойное состояние рисуемого предмета или явления. Наиболее ярко представлен во второй смысловой части стихотворения: Из-за мОкрого стеклА СмОтрят хОлодно и стрОго, Как глазА чужОго бОга, - А за ними дОждь и мглА. 2. На «е» - «и» помимо вышеозначенных характеристик придаёт речи мягкость и нежность: «лИвень с плЕском лИжет стёкла», «врЕмя тИхих сновидЕний». Аллитерация: на «л» подобно гласным «е» и «и» придаёт речи мягкость, напевность, своеобразную лёгкость. Наиболее ярко выражено в строке: «Летний Ливень Льнёт и Льётся». Вкупе с мягким знаком мягкость достигает высшего уровня проявления. 9. Анафора: Время сна. Время тихих сновидений... Если принять во внимание, что это одно и то же, поскольку «сон» и «сновидение» явления не просто близкие, а очень близкие, то в данном случае мы можем говорить об особом проявлении в тексте такого приёма поэтического синтаксиса, как композиционный стык. С помощью него соединяются две смысловые части стихотворения: первая и вторая. 10. Инверсия: «с плеском лижет», «в комнату впились», «смотрят холодно и строго» не так заметна на общем фоне конструкций с прямым порядком слов. В целом придаёт речи поэтическое звучание, протяжность, напевность. 11. Сравнение: «как глаза чужого бога» выступает в своём прямом значении: сравнивает одно явление с другим, ему тождественным (см. выше). Таким образом, мы видим, что стихотворение Саши Чёрного *** («Замираю у окна») характеризуется художественным единством формы и содержания. Лирическая тема, заявленная в начале, проходит через весь текст произведения, реализуется посредством самых разнообразных художественно-изобразительных приёмов, и находит своё подтверждение в финале. |