Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская)
Объем: 11638 [ символов ]
Рецензии: рецензенты и рецензируемые.
Рецензии: рецензенты и рецензируемые.
 
Похоже, конкурс рецензий – единственный конкурс, по крайней мере за последнее время, не вызвавший никакого (ну, почти…) творческого энтузиазма у обитателей портала. Месяц прошёл со дня объявления, а всего две рецензии появились на свет. Вот и Сэр Марин пространно высказался в обзорах на эту животрепещущую – или бьющуюся в агонии?.. - тему.
 
Начну издалека и процитирую милую Валечку Бондаренко, неустанную труженицу на наше - бумагомарателей – благо (комментарии к статье Сэр Марин’а, ***см. ниже): "Только что посмотрела на статистику: просмотров статьи - 62, комментариев - 2. Вот и считайте процент тех, кому интересен разговор о критике и, соответственно, сама критика..."
Обнимаю Валю, глажу по уставшей головке и говорю: «Ну не расстраивайтесь Вы так, Валечка! Оглянитесь – сколько удач! Сколько сделано Вами успешно, сколько радости обоюдной было!.. А рецензии, критика… ну что, свет клином сошёлся?..»
Хотя, конечно, Ваши чувства, Валя, мне понятны: проваливается дело, которое, как и все другие, грело, сулило надежды… Постараюсь если не переубедить Вас в отношении нашего отношения к теме, то хотя бы аргументировано утешить.
Выскажусь. Но не для того, чтобы оправдать свою пассивность, а чтобы объяснить позицию. Есть у меня подозрение, что не мне одной она свойственна. И не нам троим с Сэр Марин’ом и Страннiк’ом (очень многое из сказанного мной здесь может показаться украденным из цитируемых ниже статей, но это – всего лишь схожесть взглядов).
 
* * *
По моему скромному имхо, не количеством комментариев определяется степень интереса к теме. Точно так же не определяется степень необходимости критики количеством участников в конкурсе рецензий и односложностью оных в нашем литпорталовском быту.
И то, и другое определяется множеством личностных особенностей каждого из нас: активностью или пассивностью, уверенностью в себе или неуверенностью, владением или невладением темой… В конце концов, наличием или отсутствием желания и свободного времени.
 
А вот другой взгляд.
Цитирую Страннiк’а (***см. ниже): «Интересно, что многие хорошие авторы литпортала получали приглашение стать обозревателями и отказывались. Без сомнения, у каждого из них находились свои причины для отказа. На мой взгляд, всех отказников объединяет одна и та же болезнь – боязнь самокритики, а значит и боязнь «критики» кого-то другого. Боязнь «загубить» автора своей некомпетентной «критикой», отметить его некомпетентность своей же некомпетентностью. Более того, скорее всего, боязнь попробовать себя в новом качестве. … Боязнь ответственности за сказанное слово? …»
Выделю все «боязни», перечисленные автором, и прокомментирую:
1. «боязнь самокритики, а значит и боязнь «критики» кого-то другого».
Да, вполне возможно, но это – не вина наша, а беда, и доморощенной любительской критикой тут не поможешь, а скорей – ещё и навредишь.
2. «боязнь «загубить» автора своей некомпетентной «критикой», отметить его некомпетентность своей же некомпетентностью».
Навряд ли критикующий - в данном контексте - отдаёт себе отчёт в собственной некомпетентности, коль скоро он вообще поднял руку на чей-то труд с целью разобрать его по косточкам.
3. «боязнь попробовать себя в новом качестве».
Спорный вопрос: можно обратиться к многочисленным тематическим конкурсам портала, в которых участвуют далеко не только приверженцы той или иной объявленной темы (жанра).
4. «боязнь ответственности за сказанное слово».
А вот это, скорей всего! Я бы сравнила непрофессиональную критику с непрофессиональным лечением. У меня болит живот – пропишите мне лекарство! Решитесь Вы это сделать? Навряд ли. Если Вы - не врач, Вы не возьмёте на себя такую ответственность.
 
Все эти боязни-фобии очень разного характера явления. Но имеют место быть. Возможно даже, что это - далеко не все выявленные и озвученные страхи нашего пишущего племени.
 
Согласна с Сэр Марин’ом:
«Знаете, какая реакция читателя радует меня гораздо больше, чем «Прекрасно! Зашибись! Гениально!»? Когда, ознакомившись с одним моим творением, гость интересуется следующим и т.д.»
Правда! Что называется: читатель «голосует ногами» (руками, глазами… мышью… - своим временем, в конечном счёте!).
Не согласна с ним же, Сэр Марин’ом:
«Вот, например: рецензии типа: «Не понравилось», «Отстой», «Дерьмо» - кажутся мне гораздо честнее, нежели: «Здорово», «Замечательно» и т.п. Первый случай не требует никаких пояснений.»
Не просекла логики: пояснений не требует, по большому счёту, ничего. «Здорово!» - ну что тут пояснять?! «Кака!» - а тут какие комментарии нужны?..
 
Ещё раз, вернусь к Страннiк’у:
«Что мешает сдвигу парадигмы … (не привожу цитату полностью – см. статью) … в первую очередь?».
Что мешает?.. Вопрос-то риторический, и страхи каждой отдельно взятой личности тут ни при чём: парадигма – не бревно, враз не передвинешь, даже, если субботник объявить. Это каждый делает (или не делает) в себе сам - может, всю жизнь делает, да так и не сдвинет: одного желания мало. А вот когда сделают «я, ты, он, она» - тогда и говорить не о чем будет. Хотя, призыв, конечно, и понятный, и достойный.
«Человек малообразованный - говорит Страннiк - очень хорошо и всегда виден своей манерой общения и изложения мысли. Достаточно услышать или прочитать всего несколько фраз и сразу же виден и весь человек с его уровнем образования и мышления.»
Ну как не согласиться?! Вопрос в другом: услышит ли таковой даже самую доброжелательную критику? Нужна ли она ему?..
 
Так почему недостаток критики и взвешенных, обоснованных РЕЦЕНЗИЙ, почему забуксовавший конкурс на одноимённую тему вызвали такую озабоченность, словно на этом кончается литература как таковая?
 
* * *
Давайте определимся в целях.
Для чего необходимо (и необходимо ли?) высказывать свою реакцию – положительную или отрицательную - на прочитанное произведение твоего собрата или сосестры по перу «по полной программе» (подчёркиваю: не односложно, а развёрнуто)? Почему не ограничиться процитированными Сэром Марин’ом высказываниями типа: «Прекрасно!», «Зашибись!», «Гениально!», или: «Не понравилось», «Отстой», «Дерьмо»?
«Каждый пишет, как он дышит…» - помните? Так вот это – тоже тот случай. Вот так вот я свою реакцию умею высказывать! Зато ясно всем, всё и сразу!
 
Так для чего? Для чего высказывать пространно то, что укладывается в одно-два слова?
Сильно умным себя показать? Не лучше ли это делать на своём огороде…. листе бумаги… экране – корпя над своим собственным материалом?… Корпя до упаду и изнеможения, чтоб повода критикам не давать. Хоть я и поспорила бы со Страннiк’ом, утверждающим, что «идеальных текстов просто не бывает» (их не может быть хотя бы по той причине, что не может быть идеального критика, способного сказать: «этот текст идеален», или: «этот текст не идеален»), тем не менее, в данном разрезе скажу: да, идеальных текстов не бывает, но бывают тексты, доведённые до такого состояния, где ни убавить, ни прибавить – как в кладке византийской стены (термин Хемингуэя).
Ещё для чего? Коллегу ущемить, своё превосходство продемонстрировать?.. «Укусить автора, во что бы то ни стало»? (Страннiк). Как-то недостойно это сеятелей разумного, доброго, вечного, с коими мы себя идентифицируем, взявшись за перо.…
 
Если конкурс на лучшую рецензию призван выявить умельцев в этом непопулярном и тяжёлом виде литературного спорта - не лучше ли выставить объектом критики кого-нибудь из столпов литературы всех времён и народов? Кого-нибудь, пустившего мощные корни не только в гранитный свой пьедестал, а и глубже: оного имярека уже не низвергнуть, и даже не покачнуть – тем интересней попытка отыскать огрехи и шероховатости там, где их давно никто не видит, или видеть не хочет. Вот где упражненьице для нас, начинающих гениев от критики! Ведь объявили же конкурс на бодание писателя с русским языком – удался на славу. А слабо пободаться с мэтрами, которые - так или иначе - язык этот и создавали!?..
 
А коли цель объявленного соревнования такова, чтобы победители одного из конкурсов были вознаграждены ещё и добротной критикой своих произведений - так это дело весьма деликатное. Профессиональная критика – это одно, а «упражнение на тему» для начинающих – это другое.
Кто будет спорить, что критика - это профессия? И если графоманство - то есть, непрофессионального уровня литературу - ещё как-то можно обойти-объехать стороной, то непрофессиональную критику – несколько сложнее!
Вот выдаст мне кто-то разбор моих полётов с точки зрения СВОЕЙ высоты, а я такая начинающая и неуверенная в себе, вся такая утончённая и экзальтированная, возьму да и… Ну, понятно – это не про меня лично. Я достаточно закалена жизнью и вполне научилась быть прозрачной. А другие?.. А сколько юных тут, у нас, нежновОзрастных?..
Или другая крайность: слишком толстокожий и самоуверенный субъект попадётся кому-то из начинающих критиков – это ж сразу выльется в драчку! Тьма примеров тому, как перебранка переходит в брань, и этой бранью засоряется портал, эфир, мир… Впрочем, на эту тему я уже высказывалась.
 
* * *
Скажу о своём отношении к «критике себя» и к «критике мной».
Первое. Даже мечтая несколько последних лет о профессиональной рецензии на свои произведения, не уверена, что мне нужна ЛЮБАЯ критика – пусть и в исполнении профи. То есть, она, конечно, не помешает, но мне не даст многого. А вот разбор, произведённый УВАЖАЕМОЙ мною личностью – это совсем другое дело! Но… иных уж нет, а те – далече… Хотя, есть и такие, которые вот прямо тут – на расстоянии нескольких ударов по клавиатуре. Но не напрашиваться же!.. Правда, таки напросилась к одному – но получила от ворот поворот: «не занимаюсь этим делом боле, недосуг!»
Второе. Даже очень желая разобрать по косточкам огрехи какого-либо текста – уверяю! только из самых добрых побуждений! - не нахожу в себе смелости (да, да – та самая БОЯЗНЬ!) открыть рот (пусть и виртуально, пусть и укрывшись за ником), дабы высказать свои замечания! Ну не имею я на это права! Я не критик! Я даже не филолог! Я, вообще-то, инженер-строитель… Ну как я буду учить студентку журфака русскому языку?! Хотя ошибки налицо… И не только у этой студентки – весь телевизионный и радио эфир забит вопиющими ляпами в плане грамматики, синтаксиса, стилистики и прочая, и прочая. Мне вполне резонно ответят: «а кто ты такая? покажи диплом! а-а-а!.. то-то! чего ж ты меня учишь?!» Кстати, это вовсе не смоделированная ситуация: в своё время я несколько раз из тех же самых добрых дружеских чувств правила (в уже отпечатанной столичной газете!!!) тексты вот такого студента-журналиста. Он, в конце концов, сказал мне: «ты что, умнее моего редактора?!» Что мне оставалось?.. Заткнуться! Конечно, редактор умнее – у него бумажка об этом есть…
 
* * *
Когда мне предложили вывесить свою повесть на конкурс для всеобщего упражнения, я, не раздумывая, согласилась – мне эта мысль показалась и забавной, и полезной. И ТОГДА, разумеется, в моей голове и тени не было всего того, что я сейчас понаписала тут. Только об одном я знала точно – сама я писать рецензий не буду.
А чтоб меня в эти мои слова со временем не ткнули носом, оговорюсь. Я решусь опубликовать критическую статью, написанную исключительно на материале близкого мне по духу писателя, и только в плане: «вот как надо!». А объяснять на живых примерах: «вот, как не надо!» - и без меня охотников хватает.
 
* * *
С любовью и уважением ко всем моим коллегам и с утешением к руководителям портала и организаторам конкурса!
 
------------------------
*** С благодарностью к процитированным:
Страннiк. «Просто о жизни (2004)».
Сэр Марин. «Могу и помолчать (личное о рецензиях, "Конкурсе рецензий" и поэзии вообще)».
Copyright: Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская), 2005
Свидетельство о публикации №39474
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18.04.2005 01:06

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Валентина Бондаренко[ 18.04.2005 ]
   Уважаемая Юлия, спасибо за очередной искренний "крик души"! :)
   
   Естественно, я со своей колокольни вижу одно, есть и доля обиды за проваленный по сути конкурс. Вам как автору виднее смыслы и мотивы тех, кто не умеет/не хочет критиковать/быть критикуемым. Наверное, Вы правы, оправдывая (все-таки оправдывая!) себя и других - тех, кто "рецензий писать не будет". Отмечу только два момента.
   
   Первое. Обидно-то мне не за себя, не за других руководителей портала, которые "не просекли фишку" и организовали конкурс, который не оправдал ожиданий. Вот скрещивали мы тут мечи с Маратом (ныне ушедшим... с портала и, надеюсь, продолжающим здравствовать и процветать в иных пенатах) по поводу того, что на портале буквально ВСЕ делается для удобства авторов и/или непосредственно по их предложениям. Не поверил он мне, и совершенно напрасно. Конкурс рецензий не Бондаренко и не Макаровой нужен был - он появился из долгой дискуссии по вопросам литературной критики на портале (вернее, ее почти полному отсутствию). Значит, подумали мы, он нужен авторам. Сделали. А толку? Продолжу вслед за Юлией цитировать дискуссию под статьей Сэра Марина: "тут нужны способности руководителей портала, которые по зернышку выковыривают трезвые мысли из такого рода статей, в том числе и моих...)), и предлагают цепочку шагов, конкретных мероприятий. Главное, чтобы направление было ТУДА" (Валерий Белолис). Ну, я уже и не знаю... Значит, способностей у нас нет, что ли?..
   
   И второе. Вот Вы, Юлия, пишете:
   
   "Для чего высказывать пространно то, что укладывается в одно-два слова?
   Сильно умным себя показать? Не лучше ли это делать на своём огороде…. листе бумаги… экране – корпя над своим собственным материалом?… Корпя до упаду и изнеможения, чтоб повода критикам не давать. Хоть я и поспорила бы со Страннiк’ом, утверждающим, что «идеальных текстов просто не бывает» (их не может быть хотя бы по той причине, что не может быть идеального критика, способного сказать: «этот текст идеален», или: «этот текст не идеален»), тем не менее, в данном разрезе скажу: да, идеальных текстов не бывает, но бывают тексты, доведённые до такого состояния, где ни убавить, ни прибавить – как в кладке византийской стены (термин Хемингуэя).
   Ещё для чего? Коллегу ущемить, своё превосходство продемонстрировать?.­.­ «Укусить автора, во что бы то ни стало»? (Страннiк). Как-то недостойно это сеятелей разумного, доброго, вечного, с коими мы себя идентифицируем, взявшись за перо.…"
   
   Значит, Вы, как и многие, подвержены заблуждению, на которое я указывала в своей реплике все под той же статьей. Цитирую себя же)):
   
   "2. Восприятие "критики" лишь в ее негативном аспекте. Авторы неспособны представить себе, что критика как таковая может нести в себе и позитив: желание помочь автору увидеть и преодолеть его ошибки, отметить удачные стороны его произведений. А может быть и нейтральной - например, в попытке вписать творчество какого-либо автора в литературный контекст".
   
   Не обязательно показывать "неидеальность текста", искать стилистические и прочие ляпы, высасывать из пальца смысловые ошибки... Если хорошо - покажите, КАК это сделано, чтобы и другие видели РАБОТУ писателя, а не воспринимали произведение как голый плод вдохновения. "Как Муза напела..." - ха! да не так все! И Вы, Юлия, это прекрасно понимаете: надо сидеть, корпеть, "вылизывать" текст до первородной гладкости, до обманчивой легкости дыхания, которая создается огромнейшим, кропотливейшим трудом! Не показывая этого, мы потворствуем графоманам, не ведающим о технике и признающим себя за "божьи дудки".
   
   ДАЖЕ если текст не идеален, есть к чему придраться, - это может быть не небрежность, а задачи писателя. Вспомните особенности прямой речи у Шукшина, построение фразы у Платонова, строки, выбивающиеся из ритма, у Блока и Есенина, пунктуацию Цветаевой! Да, можно "показать себя умным" и ткнуть торжествующим перстом в "шероховатости классиков" - как там у Пушкина? - "а, он тоже такой! - Врете, собаки, не такой он..." А можно показать эти особенности и объяснить, почему они не являются упущением автора, а работают на общее восприятие текста, придают ему особое очарование.
   
   Далее. Мировоззренческие основы писателя. Сквозь ЛЮБОЙ хороший текст они просматриваются, даже через три строки хокку, не говоря уже о "большой" прозе. Вот я втайне - да и не так уж втайне, несколько раз на это уже ссылалась открыто! - образцом рецензии такого плана считаю свою рецензию на "Рабыню" Натальи Черёминой. Это ли не задача критика??
   
   И так далее, и тому подобное...
   
   Критика гораздо шире и интереснее обывательских представлений о ней, но мы зациклились на том, что это обязательно негатив, исключительно выпячивание недостатков текста. Мы ленивы и нелюбопытны, мы сами себе писатели, потому и конкурс провалился, и качественных рецензий на портале нет и не предвидится. Есть "могучие кучки", которые читают друг друга и по мере сил почитывают остальных, обмениваясь "людоедскими репликами". И на том спасибо.
   
   Эхх... Ну ладно... В последний раз высказываюсь на эту тему и выбрасываю ее из головы. И вообще - у меня отпуск!! Пора про всякие приятности думать и жизнью наслаждаться, что я и собираюсь делать.
   
   С неизменным уважением ко всем и к мнению каждого, а к искренности Юлии - в особенности:), Ваша Валентина.
 
Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская)[ 18.04.2005 ]
   Валечка!
   Первое - отдыхайте с приятностью и спите спокойно!
   Второе. Будем считать, что вы (все руководители портала и его активисты) и мы (писаки и ПАССИВисты) посеяли сейчас семя в уже взрыхлённую и предыдущими дискуссиями, и неудавшимся конкурсом почву. И оно рано или поздно взойдёт! Так или иначе, тема рецензий и критики не умрёт! Хотя бы потому, что мы всё равно будем продолжать друг друга оценивать, подбадривать, подправлять - надеюсь, что теперь мы вольно или невольно будем стараться делать это по-другому, ПРАВИЛЬНЕЕ, смотреть на критику под иным углом. Во всяком случае, я пересмотрю свои взгляды - как после сеанса психотерапии...
   Я уже говорила, что - к великому моему сожалению - я не имею специального образования в литературе. Все мои скромные знания в этой области накоплены за жизнь в силу моей любознательности, склонности природной к литературе и лингвистике и любви к чтению. Ещё интуиция моя - неоценимый помощник. Не могу пока переубедить себя в том, что я НЕ ИМЕЮ ПРАВА критиковать кого-то, будучи дилетантом. ПОКА не могу. Но... буду работать над собой (ты ж заставляй себя, Юля, заставляй!.. :))
   Цитирую Вас, Валечка: "на портале буквально ВСЕ делается для удобства авторов и/или непосредственно по их предложениям." - и подписываюсь огромными буквами под этими словами!!! Это на самом деле ТАК, и больше я нигде ничего подобного не встречала! А поскиталась и пообщалась в виртуале достаточно, поверьте!
   Всем-всем спасибо!
Тетерин Виктор[ 19.04.2005 ]
   Что же вы так стесняетесьэтого отсутствия специального образования? Ведь это же "плюс" - вы можете посмотреть незашоренным, незамороченным взглядом на любое произведение, без "груза" высшего литературного образования. Это же хорошо! А чтобы писать рецензии специального образования не нужно, нужны "всего лишь" любовь к слову и определенные наклонности к рецензированию, по-моему.
Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская)[ 19.04.2005 ]
   Я совершенно не стесняюсь своего образования! Как и своего жизненного опыта. Но есть люди (и их большинство), которые смотрят на мир ФОРМАЛЬНО - я привела пример со студентом.
   Чтобы писать рецензии, нужна не так любовь к слову, как любовь (замените словом "уважение" или другим синонимом) к рецензируемому. А любовь к слову и склонности к рецензированию необходимы априори - иначе получается, что пироги печёт сапожник....
Тамара Москалёва[ 18.04.2005 ]
   "да, идеальных текстов не бывает, но бывают тексты, доведённые до такого состояния, где ни убавить, ни прибавить – как в кладке византийской стены (термин Хемингуэя)."
   
   - Согласна! Для того и нужны обзоры-разборы текстов, которые идут на пользу авторов (должны пойти!) и... на пользу "рабирателей"- обозревателей, как хорошее упражнение-разминка.­ Последних, конечно, имею ввиду, людей, понимающих существо предмета, умеющих аргументированно доказать свою точку зрения.
   
   "Я, вообще-то, инженер-строитель… Ну как я буду учить студентку журфака русскому языку?!Хотя ошибки налицо…"
   
   - Очень даже просто! Ошибки-то - налицо! И здесь согласна с автором о безграмотности "филологов"! Знаю столько таких безграмотных "специалистов-филоло­гов",­ что диву даюсь!
   А не критикует народ по той простой причине, что боится нарваться на ответную негативную реакцию. Кто-то критикует объективно, а кто-то... в отместку наплетёт ерунды. Кроме того, не каждый критикуемый способен положительно воспринять даже аргументированное замечание.
Игорь Дорогобед[ 20.04.2005 ]
   Знаете, Юлия, я один из тех, кто в свое время получил предложение стать обозревателем и отказался. Во-первых, несмотря на то самое образование, обзоры я писать не умею. Пробовал, ни фига не выходит. Видимо, не мой жанр. Во-вторых, время, точнее катастрофический его недостаток. Особенно сейчас, когда в будние дни ухожу из дому в пол-шестого утра, а возвращаюсь в пол-восьмого вечером. И в-третьих, мой небольшой "критический" опыт показывает, что желающих услышать о своем творчестве честное мнение не слишком много. И те, кто желает этого, обычно находят к кому обратиться. Есть два автора, с которыми я нахожусь в постоянном контакте, читаем тексты друг друга, обмениваемся мнениями. Для этого можно и нужно найти время, потому что каждому из нас необходим этот посторонний взгляд на собственное творчество.
 
Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская)[ 20.04.2005 ]
   "желающих услышать о своем творчестве честное мнение не слишком много. И те, кто желает этого, обычно находят к кому обратиться."
   Абсолютно согласна! Кто ищет, то найдёт! И именно АВТОРИТЕТ для себя.
   Дружеские обмены мнениями - тоже великое дело! Ведь ты доверяешь, тебе доверяют - это и поддержка, и деликатное отношение к недочётам.
Павел Чердынцев[ 22.04.2005 ]
   Несмотря на то самое образование...
   Филологическое?
   При всем моем уважении, Ивар, не могу не спросить: с каких пор ФИЛОЛОГИ стали писать полшестого и полвосьмого через дефис?
Павел Чердынцев[ 22.04.2005 ]
   Вам, Юлия:
   Я только что вернулся из мест столь отдаленных (нет, не из мест заключения), в которых не то, что Интернета, даже телефонной связи не существует, поэтому не имел возможности отреагировать на Ваши послания раньше. В ближайшее время это сделаю. Сейчас скажу лишь следующее:
   По-моему, Вы несколько заблуждаетесь. Вы говорите о рецензии, как о синониме критической статьи. А лично я рецензию и критическую статью разделяю.
   Вот в критической статье да - нужно не только уметь грамотно излагать свои мысли, но еще и необходимо быть в материале, т. е. нужно досконально изучить объект. Безусловно, рассчитывать на то, что кто-то грамотно и обстоятельно будет разбирать чье-то произведение в Интернете (читай: за здорово живешь) невозможно.
   Рецензия - дело другое. Здесь рецензент вправе высказывать свое мнение, даже если оно сверхдилетантское.
   Вот я осмелился кое-что написать. Я прочитал большинство произведений лауреатов. Неоднократно. С карандашом в руках (я их даже не поленился отпечатать, не пожалел бумаги и краски). Качество этого большинства меня удручает. Потому не печатаю и не дописываю статью, отрывок из которой я поместил, в частности, и под Вашим рассказом.
   Чем я занимаюсь, как рецензент? В основном, скрупулезно выискиваю достоинства. А как напишу, выходит, что исключительно искал недостатки.
   Но разве я виноват? Среди лидеров есть произведения, которые очевидно писались за полчаса, за обедом, либо после тяжелой ИНОЙ работы.
   И еще: с каким мерилом подходить? Вот Светлов говорит: с мерилом вечности. Ставит в пример Шекспира. С другой стороны: на одном из сайтов мне как-то заявили, в ответ на невинное замечание, что я слишком филологически подхожу к стихам. Что излишне придираюсь. А я судил то Интернет-стихотворен­ие­ в контексте с Интернет-"стихами", а никак не с позиций Бродского, Гумилева или Ахматовой. Если бы я "посудил" даже с позиций Розенбаума (к чистой Поэзии (не основы для песен) имеющего мало отношения, однако мечтающего о включении своих произведений в школьную программу!), то мне надо было написать лишь одно слово, это слово нецензурное.
   Все важно в контексте. И еще дело, как Вы верно отметили, в возрасте автора. Лично мне не стыдно за то, что я публикую, кое-кто видит во мне даже Мастера, профессионала с большой буквы, но если бы я опубликовал что-то из раннего (написанного в 17, 18, 19, 20 лет и жестко неотредактированного­),­ то меня совершенно справедливо признали бы чистой воды бездарем, графоманом.
   Литературе, как и всему остальному, необходимо УЧИТЬСЯ. Вот этого то как раз большинство авторов понять не хочет. Плюс кропотливое, тщательное письмо. Что Гоголь от бездарности своей писал 400 стр. "Мертвых душ" 6 лет? Настоятельно рекомендую борзописцам, писателям-скорострел­ьщикам­ прочесть два произведения Достоевского: "Бедные люди" и "Игрок". Первое написано на заре творческой деятельности, второе в весьма зрелом возрасте, спустя 20 лет. Первое почти совершенно (совершенно!), по второму можно писать ученые диссертации на тему: Как не надо писать книги.
   В чем дело? С возрастом Достоевский обездарился? Ничуть не бывало. Просто первое он писал долго, тщательно подбирая слова; второе написано... ПОД ДИКТОВКУ, он даже не писал (наспех) - диктовал! На Достоевского давили бедность и издатель. Достоевский всю жизнь сожалел о том, что он не богат, как Тургенев и Лев Толстой, что он вынужден писать на скорость.
   А кто заставляет спешить Интернетчиков? Они (мы!), в абсолютном своем большинстве, не то, что ничего не получаем за свой труд, а зачастую сами платим за свое же.
   Всё! Простите за сумбур.
   В заключении:
   Я не был удостоен чести лауреатства в конкурсе Вся королевская рать. Но если бы был, никогда бы не выставил СПЕЦИАЛЬНО своего произведения для рецензий. Зачем? Для того чтобы потом кричать: сволочи все и б...ди? Кому надо, кому дано и суждено, тот и так прочитает, оценит, похвалит, пожурит, вспомянет добрым (грубым) словом. Сами ввязались во все это, заварили кашу, а теперь, расхлебывая, жалуетесь.
   Это я не только Вам, драгоценная Юлия, говорю.
   Ну, вот я и вернулся, на Вашу голову.
   Всех люблю. Всем желаю творить и здравствовать!
 
Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская)[ 22.04.2005 ]
   Спасибо за отклик, Павел!
   Возражений никаких - нахожусь в стадии размышлений над этой темой. Может, что и вызреет, а может - отсохнет...
   
   А Вы заинтриговали! Заметочек путевых не последует? А то прям так и хочется отгадать с трёх раз, где были!.. :)
Павел Чердынцев[ 23.04.2005 ]
   Уважаемая Юлия!
   Заметочек не последует. Но если интересно: Я работаю над сценарием телевизионного фильма по произведениям Чехова. По стопам классика? побывал только что на Сахалине... В Южно-Сахалинске, Корсакове... телефонная связь, безусловно, есть, а вот в ряде мест, где мне, в силу моей любознательности, довелось побывать - нету.
   Всего Вам доброго. Заявленную статью опубликовал. Судите строго!

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта