Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: ПриключенияАвтор: Евген Навлянски
Объем: 11051 [ символов ]
Вслепую...
К вечеру упряжка прибавила ходу – собаки надеялись на скорый привал и кормежку. Но кормить их было нечем.
Ветеринар Модзалевский, возвращался с дальних пастбищ, куда откочевали оленеводы. Сильная пурга, вероятно, последняя в этом году, десять суток продержала его в «куропачьем чуме» - снежной яме, потому он и остался без корма для собак. И сам все эти дни жил впроголодь, последний кусочек оленьего сала проглотил сегодня утром.
Тихо, пасмурно. Упряжка мчится по молочно-белой пелене припая на юго-восток, под острым углом к невидимому берегу. Далеко впереди – едва различимая гряда торосов. От нее до поселка километров сорок.
Одной собакой Модзалевский решил пожертвовать, другого выхода нет, надо накормить других.
Он переводил взгляд с одного пса на другого – выбрать не просто, всех жалко. Тянут из последних сил.
Алмаз, вожак упряжки, черный красавец с белыми звездами на лбу и груди, испытанный, преданный друг, конечно, не в счет.
Значит выбирать из шести. Молодняк, он взял их щенками у охотников с разных зимовий. Имена им, как и всем собакам ветеринара, придумала его дочь Ягенка. Эта поездка – первый серьезный экзамен для новой упряжки. Все было бы хорошо, да вот пурга.
Норд…Всем хорош, но плохо переносит голод, озлобляется против хозяина.
Нерпа… Выносливая умница, хотя и нечистопородная: хвост, закинутый серпом на спину, свидетельствует о ее родстве с лайкой.
Сармик… По-ненецки – волк. Внешне он в самом деле смахивает на полярного волка, великолепный представитель лучшей в мире северо-восточной породы ездовых собак. Старик Вэсако, всё упрашивал продать Сармика, шибко глянулась ему собака, самоеду хитрому… Двух оленей предлагал за нее…А на что Модзалевскому олени? Вместе с собаками запрягать? Так и не сговорились…
Амур… Огненно-рыжий, любимец Ягенки. Чересчур изящен, легковат.
Снежок… Безупречен в упряжке, но на остановках с ним беда: зачинщик драк. Выбрать его? Но такой смутьян бывает в каждой упряжке. Избавишься от одного, непременно появится другой на смену. Без драк собаки жить не могут, это для них вроде игры.
Ни у одной нет серьезных изъянов, придраться не чему. Дочь спросит: а где Снежок? Или Амур, Буян…
Разномастные, исхудавшие собаки, запряженные веером, на миг показались Анджею Модзалевскому одним живым существом, он вздохнул и стал смотреть по сторонам. Солнце уже не заходит. После пурги – полный штиль. Скоро тундра зашумит, расцветет. Светлынь, раздолье. Была бы еда, ехал бы с песнями.
«Которая сдаст первой, ту и пристрелю, - решил Анджей, снова переводя взгляд на собак. – Правда, могут выдохнуться одновременно. Лягут разом, не поднимешь. Хоть жребий кидай…»
Ярко–желтый свет внезапно ударил в глаза, Анджей застонал от режущей боли, из-под стиснутых век хлынули слезы.
Снежная слепота!
-Пся крев! – выругался Анджей. – Ведь должен был предвидеть – не первый год в тундре!
Окриком он остановил упряжку, перевернул нарты – теперь собаки не сдвинут их с места – откинул капюшон малицы, сорвал с головы платок, натуго завязал глаза.
Минуты две сидел на снегу, вцепившись руками в нарты. Боль не унималась, словно кто-то швырнул в глаза пригоршню песку. О снежной слепоте он слышал не раз, но с ним эта беда стряслась впервые. Что делать?
Отчаяние холодом охватило его. Отчаяние и безысходность. Такого с ним в жизни не случалось, хотя попадал в переделки – Север есть Север! Разве только в детстве, когда их везли в товарных вагонах куда-то в неведомое. Он прижимался к матери и всё спрашивал: - Куда нас везут?
Что ему могла ответить мама? Она только гладила его по голове, прижимала к себе и шептала ласковые слова. А отец скрипел зубами. Тогда было страшно, так же, как и сейчас.
Надо было искать какой-то выход.
Слепота пройдет, но когда? Может быть, часа через два, может через несколько суток. К голодным собакам подходить на ощупь опасно, ни один каюр не решится на это, могут разорвать. Без глаз на весеннем льду неуютно, страшно.
Ждать? Это труднее всего. Собаки перегрызутся. Да и вдруг опять пурга?
-Надо ехать, - прошептал он.
Во мраке возникло милое, чистое, словно омытое дождем, лицо дочери, ее огромные зовущие глаза.
Нарты нацелены на поселок. До него не добраться. Через торосы вслепую не пройти. Собаки не дотянут. Верная гибель.
Надо ехать на юг, напрямую к берегу. Места знакомые. Слева будет поселок. Справа, километрах в тридцати, - зимовье Варавикова. Впереди на берегу – вспомогательная промысловая избушка. Сейчас она пустует. На десятки верст вокруг ни души. Но все-таки берег. Там есть лес-плавник, можно развести костер, отлежаться. Может быть Алмаз выведет к избушке… А на льду пропадешь.
Господствующий ветер здесь южный. Заструги снега «катятся» точно – с юга на север. Значит нарты должны двигаться все время навстречу снежным гребням. Это единственная возможность ориентироваться.
Он установил нарты поперек заструг, лег на них вниз лицом и подал команду собакам. Упряжка двинулась в путь. Мир полыхал желтым огнем, одна мысль металась в мозгу: «Берег, берег, берег…»
Свесив руку, Анджей по застругам следил за направлением. Чувствовал, что упряжка постепенно замедляет ход. И его силы таяли, мучительный путь выматывал душу…
« Как это слепые живут, - мелькнула мысль, - жуткое дело. Выползу на берег, не двинусь пока не прозрею».
Послышался гул. Анджей поднял голову. Самолет. Где-то высоко.
Берег должен быть близко. Здесь излучина. До избушки по прямой от берега метров двести. С моря она не видна, скрыта скалами. Скорее всего останется в стороне. Пусть, главное ступить на твердую землю.
Упряжка резко замедлила ход и остановилась. Берег? Или собаки сдали?
Он соскочил с нарт и, не выпуская из рук вожжу, привязанную к ошейнику Алмаза, шагнул раз, другой… и ухнул по грудь в ледяную воду. Вопль застрял в горле, перехватило дыхание. Вскарабкался на лед, подполз к нартам.
-Ехал на север, - тоскливо подумал он. – Тут кромка припая, дальше – море! Конец. Застыну.
Встал, переступил с ноги на ногу, произнес хрипло: - Ягна… Ягенка…
И повалился на нарты, прижав руки к груди.
Вот что значит ехать вслепую. Собаки развернули нарты, а он и не заметил…Или это трещина? И ширина - всего метр? Или…
Как не подумал раньше: пока ездил по стоянкам и зимовьям, снег в тундре начал таять, образовались забереги? И до берега рукой подать?
Трясущимися руками он нащупал топор, привязал его к концу длинного ремня, отмерил метра четыре, обмотал левую руку и ползком приблизился к ледяной кромке. Швырнул топор, услышал всплеск.
-Дно! – обрадовано крикнул он, встряхивая ремень.
Подтянул топор, измерил глубину у кромки: два метра. Берег недалеко, ехал правильно. Не раздумывая, почти бессознательно выхватил нож и перерезал одну за другой постромки, освободил собак. Пусть спасаются, как могут. Доберутся до поселка или до зимовья, там сразу поймут, что случилась беда. Алмаз его не покинет.
На всякий случай он подал сигнал – выстрелил из карабина четыре раза. Связал вместе все ремни упряжи, сбросил намокшую малицу. Ноги не промокли, меховые брюки туго стянуты тесемками поверх унтов. Но нижняя часть тела стиснута ледяными тисками, ломит кисти рук.
Вынув из нагрудного кармана коробок со спичками, сунул его под повязку на голове. Разулся, завернул в рубашку меховые носки и укрепил ее на голове, как тюрбан. Оставшись в одном белье, надел пояс, к которому был прикреплен нож в деревянных ножнах. Карабин, одежду, унты уложил на нарты, захлестнул ремнем, взял конец в зубы, с тихим стоном соскользнул в воду и поплыл.
«Минут пять продержусь… Будь что будет… Неужели не выберусь?.. Алмаз где-то рядом…»
Хотелось опустить лицо в воду, остудить пылающие глаза. Тысячи невидимых иголок впивались в тело. Но плыть пришлось недолго – он нащупал ногой ледяное ребристое дно, сильно потянул ремень, волоча за собой нарты. Берег! Вот он, желанный, пригретый солнцем…
Алмаз, повизгивая, отряхивал с себя воду. Модзалевский натянул носки из заячьего меха, растер сухой рубахой грудь, спину, руки, начал ощупывать прибрежные камни, разыскивая плавник. Дров было много – бревна, обломки досок, сучья.
-Теперь не пропадем, - бормотал он, стуча зубами, - теперь мы дома, земли достигли…
Осторожно орудуя ножом и топором, он приготовил груду щепок, палочек, чурочек, уложил их возле большого бревна, которое даже не смог сдвинуть с места. Смолистые ветки определил по запаху, аккуратно подсунул их под сухие дрова. Выбрал спичку с крупной головкой.
-Ну, Алмаз…
Спичка вспыхнула. Обжигая пальцы, он с великой нежностью и заботой ухаживал за костром, помогая ему разгореться. Боль в глазах казалась ему чем-то второстепенным. Привязав себя ремнем к нартам, он всю ночь ползал по берегу, собирая дрова, и к утру совсем обессилел. Расстелив еще непросохшую малицу, лег на нее, подозвал Алмаза, уложил рядом с собой.
-Давай спать. Прогорит костер, попробуем снять повязку.
Алмаз вдруг встрепенулся, резко, незлобно залаял.
-Собаки, наверное, - подумал Анджей и погладил вожака по загривку. Тот залаял снова.
-Дяденька! Он не укусит? – раздался звонкий мальчишеский голос.
Мать, честная! – изумился Анджей, поднимаясь. - Нет, нет, не укусит. Подходи смело. Я ослеп, видишь? Тут что – поселок? Зимовье? Ты кто?
-Нас двое. А правда не укусит?
Сказано, подходи! Он умный, не тронет. Откуда вы?
-В порту живем, в школе учимся. Поселок далеко. Мы на охоту пришли. И учитель с нами. Видим - дымок. Я - Женя Прохоров, а это Юра Мельчаков. Пошли, дядя, в избушку, тут недалеко, мы там остановились. А вы как одеты…Ха-ха-ха!
Ну и весело же они хохотали!
-Им смешно! – Анджей всплеснул руками и вдруг рассмеялся сам, представив, как он выглядит со стороны, полуодетый, в рваных меховых носках, обросший, да еще и на привязи, - Ну, ладно, ведите в избу. Спасибо Вам, выручили…
Дорогой ребята наперебой расспрашивали Анджея, что с ним произошло, и не скрывали своей радости – роль спасителей им несомненно нравилась. Они по очереди вели Анджея за руку, помогали Алмазу тащить нарты. Учились они в десятом классе, на охоту в этом году отправились впервые, ночевали в избушке, гусей еще не видели.
«Хорошие ребята, - подумал Анджей. - Глянуть бы на них. И на все – на тундру, на небо. Бог ты мой, это же чудо-красота! Пока был с глазами, вроде не замечал, не любовался, как надо. Прозрею, буду смотреть полным взглядом, нагляжусь вволю».
Вдали ухнул выстрел.
-Ура! – в один голос закричали юные охотники.
-Один гусь есть, - сказал Анджей. – Проголодался я здорово.
-Сейчас мы вас накормим. И Алмаза…
Войдя в избушку, Анджей ослаб, с трудом дотащился до нар. Съел все, что совали ему в руки ребята, выпил две кружки чаю со сгущенным молоком, улегся на оленьей шкуре.
-Вы, ребята, валяйте на охоту, самое время. Я усну.
Сон его был беспокойным, вернее это был не сон, а полубессознательное состояние, глаза болели.
-Берег, берег, - беззвучно шептал он. – Снежок? Нерпа?..
Алмаз лает.
Ягенка? Ее голос. Снова тихо. Приснилось. Мужские голоса. Наверно, учитель. А это вроде Варавиков. Как он сюда попал?
Он хотел подняться, но не смог. Сон, наконец, одолел его.
Copyright: Евген Навлянски, 2013
Свидетельство о публикации №299299
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10.09.2013 13:06

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Игорь Бураков[ 18.09.2013 ]
   "Закончив проверку и убедившись, что неисправностей нет, Айзек
   приготовился сделать первый разрез. Однако что-то его останавливало.
   Какое-то странное чувство, почти де жа вю. С ним уже случалось нечто
   подобное, но где и когда?"
   
    Наверное в рецензии на рассказ Сергея Малашко «Под северным
   сиянием». В том тексте я долго и нудно объяснял, как важно сохранить
   баланс между развлекательным «псевдореализмом» и нудной
   «профессиональной литературой». Очень легко взять крен в ту или иную
   сторону, и тогда либо увлекательность и смысловая нагрузка окажутся
   принесены в жертву реализму, либо правдивость окажется искажена в
   угоду интересности. Легко начать подтасовывать факты или углубиться в
   детали процесса, забыв про цель произведения — на то у нас и имеется
   такое выражение: «золотая середина».
    И, говоря о «золотой середине», я говорю о рассказе Евгена
   Навлянски «Вслепую». Это история, которая не только собрала в себе
   определенные факты из жизни, а точнее из процесса выживания в
   северных широтах, но и продемонстрировала психологизм ситуации:
   необходимость делать не легкий выбор ради выживания, сомнения при
   передвижении вслепую, отчаяние и надежду, воспоминания о близком
   человеке, которые заставляют бороться. Всему, что происходит с
   ветеринаром Модзалевским, веришь почти безоговорочно. У меня возникли
   некоторые сомнения по поводу возможности плыть в ледяной воде, но я
   помню, как читал серию «Эдем» Гаррисона, и там меня ничего не смутило,
   хотя присутствовала схожая сцена.
    Я признаЮ, что не могу ставить под вопрос факты выживания на
   севере, так как ни черта в них не смыслю, но все сомнения и так возникли у
   меня не во время чтения, а при анализе отдельных отрывков произведения.
   И это очень хорошо, когда рассказу веришь. Тем более, что детализация
   сцен настолько высока, что создается впечатление, словно перед нами
   случай из жизни.
    Больше беспокойства у меня по поводу странного рефрена в сторону
   поездов с репрессированными — сцена внезапно ломает ритм
   повествования и уводит мысли не в ту сторону, тем более, что больше она
   никакой роли в рассказе не сыграла. Создается впечатление, что автор
   хотел высказаться на эту тему, но рассказ немного не о том. Возможно
   следует больше уделить внимания судьбе человека и воле правительства,
   из-за которых он оказывается там, где оказывается? Я, как человек с
   гибкими взглядами, всегда готов услышать взвешенную критику на тему тех
   или иных исторических событий.
    Стиль и грамотность написания текста нареканий не вызывают —
   приятно, что не нужно тратить много времени на обсуждение подобных
   вопросов. Другое дело идея рассказа. У нас есть борьба со стихией, есть
   характеры персонажей и даже личности собак, но до конца не понятно о
   чем рассказ. Получается, что это всего лишь случай — да, жизнь висела на
   волоске, да север способен убивать и надо не терять надежду и оставаться
   профессионалом... Но может есть что-то еще? Или мы просто опубликуем
   рассказ в журнале «Охотник», учтем опасность снежной слепоты и...
   забудем о рассказе? Забудем об Анджее и его дочери, о том, как и где им
   приходится жить? У нас есть фундамент для более глобальной истории,
   значит перед нами только отрывок большой истории? Или это только
   имитация?
    В любом случае, пока данный рассказ (для меня лично — отрывок, и я
   верю в это) неплохой претендент на призовое место, благодаря хорошему
   языку повествования, соответствию номинации (явное приключение) и
   грамотности исполнения. Так держать!
   
   P.S. Удивительно, что я уложился меньше, чем в одну страницу текста
   шрифтом 12. Тогда напоследок задам вопрос автору: «Если Модзалевский
   никогда не сталкивался со снежной слепотой, значит ли это, что он вырос
   не на севере? Тогда что же его привело на север? Судьба, долг,
   необходимость? Хотелось бы увидеть и этот момент в рассказе...»
 
Евген Навлянски[ 18.09.2013 ]
   Удивительно! "Уложиться в одну страницу" - этому надо долго учиться... Мне повезло!
   
   "У нас есть борьба со стихией, есть
    характеры персонажей и даже личности собак, но до конца не понятно о
    чем рассказ. Получается, что это всего лишь случай — да, жизнь висела на
    волоске, да север способен убивать и надо не терять надежду и оставаться
    профессионалом...&qu­ot;­ Вот, юноша, когда повзрослеете, тогда может и поймете о чем рассказ. Впрочем....Так и быть, в качестве наставления. Прочтите рассказ Джека Лондона "Любовь к жизни" и спросите себя, о чем этот рассказ?
   
   "Или мы просто опубликуем
    рассказ в журнале «Охотник», учтем опасность снежной слепоты и...
    забудем о рассказе?"
   Забудьте, я от этого не пострадаю. Даже очень рад буду этому обстоятельству.
Игорь Бураков[ 18.09.2013 ]
   Евген (простите, не знаю отчества)! Рад, что снизошли до моего уровня и возраста,
   чтобы в итоге ничего не ответить. Любую мудрость человек должен сам познавать и
   искать? Тогда в чем роль Вашего рассказа, если я его не пойму, пока не повзрослею?
   Разве возраст является преградой для понимания элементарных истин? И очень
   странно, что Вы лично будете рады, если Ваш рассказ забудут. Зачем тогда писали и в
   конкурсе участвовали?
   Но, видимо, это тоже всё вопросы из разряда "подрасти, тогда поймешь". Не секрет,
   что такой ответ можно трактовать лишь одним способом: "отвяжись, сопляк, я сам не
   знаю") Удачи Вам на литературном поприще.
Евген Навлянски[ 18.09.2013 ]
   Спасибо, но мне не нравится ваша манера писать рецензии. Не только в моем произведении. Очень много "воды" и лишнего, не относящегося к тексту. Мне, автору, не интересны ваши домыслы и рассуждения. Потому взял на себя смелость провести редакцию вашей рецензии.
   
   
   "Я говорю о рассказе Евгена Навлянски «Вслепую». Это история, которая не только собрала в себе определенные факты из жизни, а точнее из процесса выживания в северных широтах, но и продемонстрировала психологизм ситуации: необходимость делать не легкий выбор ради выживания, сомнения при передвижении вслепую, отчаяние и надежду, воспоминания о близком человеке, которые заставляют бороться. Всему, что происходит с
   ветеринаром Модзалевским, веришь почти безоговорочно.
   И это очень хорошо, когда рассказу веришь. Тем более, что детализация
   сцен настолько высока, что создается впечатление, словно перед нами
   случай из жизни.
   Стиль и грамотность написания текста нареканий не вызывают —
   приятно, что не нужно тратить много времени на обсуждение подобных
   вопросов. Другое дело идея рассказа. У нас есть борьба со стихией, есть
   характеры персонажей и даже личности собак.. Получается, что это всего лишь случай — да, жизнь висела на
   волоске, да север способен убивать и надо не терять надежду и оставаться
   профессионалом... В любом случае, неплохой претендент на призовое место, благодаря хорошему языку повествования, соответствию номинации (явное приключение) и грамотности исполнения"
   
   Ёмко и убедительно. Без излишеств.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта