Произведение |
|
Объем: 5899 [ символов ]
|
|
|
|
Читатель-автор. |
Тихий шелест книжных страниц, типографский запах, чужие слова, мысли, образы, через какое-то время они уже твои, родные и выстраданные. Корешок к корешку, книга к книге и вот - библиотека. От отца к сыну, к внукам, правнукам и дальше, дальше. Неважно, что книга растрепана, зачитана, что страницы держатся на «честном слове», от этого она еще ценнее. В трудную минуту ты обращаешься за помощью к любимой книге, она всегда под рукой, где бы ты ни был, на войне, в долгом плавании, далеком путешествии. Есть то, что связывает прошлое с будущим, еще не обретенное с потерянным, вселяет уверенность, придает силы. Тонкая нить, которая никогда не рвется, и на которую нанизываются поколения за поколениями. Автор и понятия не имеет кто его читатель, где и как живет, но все про него угадывает. Фантастическое перевоплощение: чужой, неизвестный человек становится родным и близким. В этой встрече – тайна отношений, откровение, честность. Когда-то книгу берегли – держали в отдельном месте под большим замком, потом в шкафах, затем на полках, сейчас, где придется – на полу, земле, подоконнике. Было время – книга могла определить судьбу человека, направить, устыдить, перепахать душу. Не меньшим авторитетом обладал и писатель. Неважно когда он творил - пятьсот, тысячу, две тысячи лет назад – слово его живет. Выстаивается, крепнет словно вино и рождает поступок, намерение, желание. Может это и есть бессмертие? В простоте кроется глубина мысли и чувств, сила переживаний. Сделать из сложного простое и доступное – редкое умение. Пророки, мастера, творцы говорят просто, даже безыскусно. Но образы, которые рождает их перо или кисть – яркие, глубокие, западающие в душу. Излишние сложности утомляют, раздражают, наводят на мысль о некой интриге, которой на самом деле нет. Тяжелые, не простые книги – угнетают, примитивные до слащавости – вызывают брезгливость. Невольно возникает мысль: «что же хочет автор?» Для чего так много странных, непонятных слов? Чтобы еще раз читатель почувствовал себя дураком? Или другая крайность: автор так изысканно и виртуозно владеет словом, что читатель тонет, вязнет в нескончаемом потоке прилагательных, словесных оборотов, образов. Нагроможденные друг на друга, они грозят в любой момент рассыпаться, придавить. Неприятный момент. Отношения не сложились. Писатель не понят и отвергнут. Чем умнее, тем сложнее – кредо многих прозаиков, критиков, публицистов. Они пишут для себя или себе подобных, читатель остается за бортом. Один на один со сложными житейскими перипетиями, душевными неразрешимыми переживаниями, с горьким привкусом черных безысходных мыслей. Нужен ли в таком случае автору читатель? Сейчас много рассуждают о литературном русском кресте, когда авторов каждый день «полку прибывает», а читателей убывает. И в некой точке пересечения образуется крест. Не находя отклика внутренним переживаниям, неразрешимым вопросам, эмоциональной поддержки, читающий переходит в разряд пишущего для самого себя или просто бросает такую затею, как чтение. Без внутреннего компаса, без природной силы, без опоры на мудрость предков изо дня в день существуют писатель и читатель. Неистребимы эльфы и гоблины, бесконечны кровавые жестокие убийства, низкопробный дешевый гламур - вместо покоя и тишины, светлой умиротворенности, нравственных ориентиров, моральной поддержки, поиска ответа на извечный русский вопрос «что делать?». Завораживающий, глубокий, многогранный человеческий мир упрощен, низведен в своем существовании до уровня инфузории. Не интересен писателю человек, раздражает он его, утомляет, много на нем не заработаешь. Каждая клеточка, вздох, мысль, все переведено в денежные знаки. Чувства, подвиг, свершение, преодоление, внутренний поиск – растиражированные и обесцененные – скучны и неинтересны. Веками собираемая мораль уступила место цинизму, пошлости, оркам и гоблинам. Доблесть пала. Качество переродилось в количество. Разрешено абсолютно все. Автор отвернулся от рода человеческого и обратил свой ясный оценивающий взор на сказочное племя гномов и леших. С упоением и восторгом он описывает жизненные будни эльфийской принцессы, невероятные приключения вампиров, с удовольствием перебирает, разглядывает нижнее белье власть предержащих, их подлые, грязные дела. Кажется, нет конца и края всем этим шиловым, правдиным, донцовым, мухиным, распоповым, малиновским, пановым, чудовищным книжным сериям «Вкус вампира», «Темная любовь» и прочая, прочая. Будто все, что придумано автором, что вышло из-под его пера – обрело самостоятельную жизнь. Того и гляди, из-за угла выскочит вампир, а метро захватят эльфы, хотя для чего им это? И трупы, трупы, трупы. Поколение людоедов упивается торжеством смерти? Эпоха мертворожденных сеет зло, боль, предательство, вознося до ранга «нравственных» критериев. Главное, чтобы читатель не начал думать, «пипол схавает» уверяют людоеды с черной пустотой в глазах. В старых мудрых сказках говорится, что правда и добро все равно победят зло. А в жизни… Алчные люди одержимые деньгами придумали бизнес - превратили книгу в цветастый одноразовый фантик – прочитал и выбросил. Глагол больше не жжет, не наполняет своим содержимым человеческий сосуд. Нравственная вседозволенность оглушила. В наше время легко раздаются обещания, словом, будто продажной девкой играют политики, экономисты, бизнесмены, обесценивая его силу и власть. Пустота и усталость в сердце читателя и писателя, связанных невидимыми узами. Бьются они в разнобой, порой напоминают о себе болью. Но не слышит, отмахивается автор – у него план – три, пять, десять книг в год – только бы успеть! Мельчают вкусы читателя, все меньше у него запросов, претензий, пожеланий к автору. Опасная, глубокая бездна непонимания пролегла между ними, холодом веет оттуда, гнилью. Все дальше звезды, синева, простор, все ближе мрак и черное дно. Свист в ушах, это падение. Камо грядеши? |
|
|
Copyright: Наташа Северная, 2012
Свидетельство о публикации №262455 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14.04.2012 17:00 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | :-)) Вы забыли еще сказать о нравственной, духовной деградации и читателя и пишущего. Яма инферно не обязательно имеет отвесные стены, бывает и с пологим, незаметным спуском! :-)) | | эх... закончится ли это когда-нибудь... | | :-)) Закончится... когда человечество осознает свое "я", когда будет готово к кардинальному перерождению, когда научится использовать все 50 млрд клеток мозга не на три, а хотя бы на 20%.:- )) |
|
| | В данном очерке следует прежде всего отметить грамотность и образованность автора, что, однако делает его несколько узколобым. В произведении есть рациональное зерно, про которое не нужно было столько писать, так как данная мысль выражается русской пословицей «Все гениальное - просто». По поводу эльфов и прочего... Подобные книги имели место быть и раньше. Некоторые из них остались в веках. Про вампиров, например, писал Толстой в «Упыре»... Вспомним также «Вий» Гоголя, и некоторые другие его рассказы. Русалки, упыри, оборотни - эти образы часто встречались и раньше. А такой памятник древних культур, как мифы? Достаточно почитать материалы по особенностям первобытного мышления, чтобы понять, что мифология берет корни издалека. | | Ностальгия по своим мечтам и разбитые иллюзии о признании - так бы я охарактеризовал это эссе. Но к апокалипсису, по-моему, не имеет никакого отношения. Вокруг нас идёт "плановая" замена источников информации, это присуще всем мирам, временам и народам. Спрос определяет предложение - поэтому стоило бы, по-моему, воздержаться от каких-либо комментов по творчеству своих коллег по ремеслу, которые уже достигли массового ПРИЗНАНИЯ - не ради ли него вы сами тут, уважаемый автор? После 500 лет цензуры русские люди дорвались до запретного, поэтому вполне естественно, что их завораживает вампиризм, аккультизм и бессмысленные детектиффки-веселушки, но, сдается мне, значительно влияние на нервную или анатомическую систему поколения это не оказывает :) Думаю, с темой автор не попал, хотя стилистически изложено грамотно, с некоторым эмоциональным надломом. Грамматически же - явно не хватает кучи запятых после вводных и обобщающих слов, особенно в 1м абзаце. Поскольку мы "соседи" по номинации, вынужден выставить свою весьма субъективную оценку - "2". Потому что не в тему эссе, не обессудьте. | | (Пустота и усталость в сердце читателя и писателя, связанных невидимыми узами. Бьются они в разнобой, порой напоминают о себе болью. Но не слышит, отмахивается автор – у него план – три, пять, десять книг в год – только бы успеть! Мельчают вкусы читателя, все меньше у него запросов, претензий, пожеланий к автору. Опасная, глубокая бездна непонимания пролегла между ними, холодом веет оттуда, гнилью. Все дальше звезды, синева, простор, все ближе мрак и черное дно. Свист в ушах, это падение) Как вы правы! Тысячу раз правы! Однако, изменить уже мы ничего не сможем, так как вкусили более простой способ "наживиться", усвоили чётко и потеряли что-то нужное и доброе...А собственно зачем Оно нам? Смысл существования-жизнь без лишений, в достатке и комфорте и не важно, чем расплачиваемся...А чтобы понять, должно произойти что-то страшное, ведь именно в минуты лишений и испытаний проявляется лучшая сторона русского характера...К сожалению, это так и есть. И никому особо не нужна литература в высоком смысле слова, есть так...Где великие и одаренные, гении и просто талантливые? Их нет! На нашем веку нет! | | На мой взгляд, эссе состоялось, авторское мнение "выпуклое", стилистика хороша, проблема "автор-читатель" раскрыта. Можно много спорить про донцовых, создателей вамприских саг - нужно ли это, нет. Также не стала бы противопоставлять упрощение до инфузории человека-читателя и "заумь" в литературе. Есть просто умные авторы, есть те, кто на чужих умных мыслях паразитирует. Также не стала бы говорить, что "пустота" авторов -это прямое следствие плана. Достоевский, будучи почти постоянно в долгах, с маниакальным усердием писал по 40 страниц в день и более, чтобы успеть сдать рукопись в срок, поэтому отчасти и стилистика у него не отличалась прозрачностью и лоском. Про вампиров и пр. фентези: Терри Праттчетт, работающий в стиле юмористической фантастики, покажется просто фантазером лишь читателю малообразованному, он философичен и глубок, хороший психолог, создав свой "Плоский мир", он ухитрился сделать интересный срез во времени нашей действительности, ну, и, конечно, он гениальный рерайтер. Можно было бы еще о многом подискутировать с автором, но этому не место в рецензии. "Читатель-автор" - целостное, грамотное литературное произведение. Да, обобщения не везде оформлены требуемыми двоеточиями, Дмитрий прав, но это мелочи. Оценка 5, с Уважением, Анастасия |
|
|