Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Наум - Валентин Дорман
Объем: 45491 [ символов ]
ИЗ ПЕРВОЙ ТЕТРАДИ СБОРНИКА «Великие Тайны Пушкина» ПРИЛОЖЕНИЕ К ВОПРОСАМ И ОТВЕТАМ
1.
ВМЕСТО ПРЕДИ, И ПОСЛЕСЛОВИЯ
«Лучший пророк будущего – прошлое». Байрон
 
«...Исполните моё последнее желанье:
Оплачьте, милые, мой жребий в тишине;
Страшитесь возбудить слезами подозренье;
В наш век, вы знаете, и слёзы преступленье:
О брате сожалеть не смеет нынче брат.
Ещё одна мольба: вы слушали стократ
Стихи, летучих дум небрежные созданья,
Разнообразные, заветные преданья
Всей младости моей. Надежды, и мечты,
И слёзы, и любовь, друзья, сии листы
Всю жизнь мою хранят. У Авеля и Фанни,
Молю, найдите их; невинной музы дани
Сберите. Строгий свет, надменная молва
Не будут ведать их. Увы, моя глава
Безвременно падёт: мой недозрелый гений
Для славы не свершил возвышенных творений;
Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдёт, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь... и, может быть, утешен буду я
Любовью; может быть, и Узница моя,
Уныла и бледна, стихам любви внимая...»
А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Андрей Шенье».
 
Благодарность за внимание к моему исследованию уже внесена в сборник «Великие Тайны Пушкина», поэтому без предисловий возвращаюсь к той части материала «Из Первой Тетради», которая была удалена из «Общей Тетради» по разным причинам.
 
… Дело в том, что в изложении возникают препятствия:
I. Огромная пропасть между Пушкиным настоящим, и бытующей информацией об этом Человеке и его деятельности.
2. Суть самой Тайны, постижение которой механически, в виде законов правописания и современных теорий драматургии, практически невозможно. Ведь материал оказался, без преувеличений, безграничным и полностью противоположным нашим традиционным представлениям о литературе как функции, и месте Пушкина в ней. Поэтому изыскания русско-советских литературоведов и критиков – ныне трудно представить хоть каплей из безбрежного океана наследия Человека, которого называем «великим русским», не предлагая достойного определения его величия.
3. Меры и способов измерения величия литератора европейская литература попросту не имеет. И причина настолько проста, что к ней стоит вернуться отдельно. Ну а пока, в общих чертах моё впечатление, что питающая среда А.С. Пушкина – сама Безконечность; а академические попытки оценить этот Дар, равны выводам зародыша капризного дитяти, упрямо не желающего увидеть в Свете Радость Вселенского Бытия.
Конечно, было бы гораздо проще прочесть о том, что пытаюсь сейчас нащупать (превозмогая косноязычие моего социального и социалистического образования), в каком-то письме поэта; но первым хранителем Тайны был сам А.С. Пушкин!
Во-первых, осознавший горький опыт первопроходцев, чьи попытки разрушить границы традиционного мышления заканчивались мучительной смертью или же каторгой.
Во-вторых, предвидевший все последствия насильственного опережения времени. Т.е. мир полон убедительных сведений, что постижение невозможно, пока общество или же индивидуум не достигнет «возраста» осознания собственного предназначения, и права самостоятельно избирать путь постижения Высшего разума.
С одной стороны, нам известна строка поэта «И тайный долг умею чтить», с другой стороны, нам преподали, что Пушкин подвергался гонениям, и критики – «общественное» мнение – достаточно общёлкали его зубами, ядом и жёлчью обрызгали. Но то ли ещё могло быть, если бы открылось народу всё, что зашифровано в произведениях Пушкина! - ведь дар Пушкина значительно превышал знания тех, кого издавна называют Адептами, Посвящёнными и т.д. Избранными. Тем не менее, коснись любого вопроса, связанного с открытиями, и сразу вместо ответа возникает ехидненькая ухмылочка: «А кому нужны эти тайны? На хлеб их, что ли, намазывать, или в ломбард заложить?»
Проще сказать, мерами материального мира открытие не оценить, и не ответить на эти вопросы незрелому разуму, которому тема вообще не интересна. Тем более, краткое изложение сути будет болтаться на языке современника, как флажок «Миру мир» в детской ручонке. Скажем: «Пушкин - пример проявления дара познания Мироздания, Законов Вселенского Управления и Принципа распределения талантов; дабы поколениям разъяснять Причину Творения и Цель возникновения Естества». Ну и? Видите, сколько больших букв настучал! И тут же: бабах! Первое разочарование: «Ааа, это снова о космосе, или боге? Уже надоело! И какая нам разница, Пушкин писал или какой-нибудь Гаубицын? Вот Гагарин в космос летал и никакого бога не видел!!!»
Эх, тут бы волшебную палочку предъявить, пару чудес показать, по примеру попов и целителей, или шкатулку с подписью Пушкина отыскать, из которой выскочит чёртик, знакомый из «попа и Балды», и надиктует стихи о весёленьком, близком… похмельном. И тогда сразу ты в центре внимания: девушки, журналисты, «тиви», и все без претензий!
 
Буквально недавно делился с другом (прошу не рассматривать немецкий смысл слова «друг» как – любовник) прелестью ощущения водопада пушкинских тайн, освеживших моё отношение к поэзии в частности. А он - зевает. Правда, прикрывая ладошкой рот, стараясь зевоту выдать за глубокий вздох внимательного слушателя. И да, я мог бы сказать: «Смотрите, литературный рынок в этом «товаре» уже не нуждается!» Но ведь и в пушкинские времена потребность была не у каждого? Возьмём, например, один из «Рассказов о Пушкине». У кого-то в доме он читал новое произведение, и вдруг дама, стоявшая возле окна, сообщила: «Император проехал!» Пушкин замолк; но, пересилил себя и продолжил читать. А через пару минут: «Опять император проехал!» В рассказе написано: Пушкин порвал свою рукопись и выбежал из «собрания». Значит, вполне понятно, что не случайно рождаются такие стихи:
О, люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха,
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведёт в восторг и умиленье!
 
Выслушав эти строки, мой друг, отрицая любые связи с «жалким родом», сказал, что и сам он – поэт. Но весь «этот цех» он презирает, потому что в современной литературе – «сейчас все ворюги». Его мама всю жизнь пишет стихи. Но не лезет в издательства, а по старушечьей прихоти шлёт свои посвящения друзьям и подругам во все «Тмутаракани» бывшего СССР. И вот кто-то напечатал её стихи в газете. А потом другая подружка прислала старушке другую газету - с тем же стишком, но под другой фамилией. Плагиат!? - возмущается друг. Только пару слов подменил новый автор!
Оказалось, что «автор» - наш общий знакомый! Живёт он в Германии, а в Молдавии выпускает газету. Вроде «Молдавского Колокола». Прям тебе – Герцен! Только процесс упростил. Здесь собирает всевозможную прессу и отсылает в Молдавию под своим именем. Так и бабушкин стих там оказался. Вы не верите? И я не поверил. Но совершенно случайно припомнил, что в русской прессе моя жена видела это же имя и под… «советами гинеколога». А книги, из которых «возникли» советы, как назло, взяты у нас. Вместе с литературой по траво, и мёдолечению, чем увлекается родной брат автора. Так что, обиды друга оказались вполне достоверными. И если вам нужен совет гинеколога, я… могу дать телефон «специалиста»; только напомните ему, что книги принято возвращать. Хорошо?
Вобщем, другу я предложил пойти к «издателю» разобраться. Но у них уже был разговор. «Автор» ответил, что так он снабжает отсталую Молдавию «духовной пищей» европейских масштабов. Да и «сегодня все так работают»!
 
В заключение разговора, возвращаясь к заявлению друга, что он поэт, я попросил его дать что-то его любимое, обещая стихотворение поместить в сборник. И вот:
Стена и я, труба и ты./ Зачем же ты сломал кусты, мужик.
Ведь за кустом ребёнок спит!..
Корове сделали седло, / Гвоздями Таз к грудям прибили;
Пусть будет в мире всем светло! / Пусть всюду... продаются гири!
 
P.S. Всё это сейчас вам рассказываю, потому что разговор о Пушкине и его окружении касается не только созидателей, но и тех, кто без стеснения называет себя поэтами и просветителями. Что абсолютно не трудно, ведь мы не научены отличать стихотворство и рифмоплётство от высокой поэзии, будто, и не существовало совершенно конкретных различий. Об этом, собственно, речь. И так как первый шаг мы уже сделали, когда взялись за разработку этой нелёгкой темы, я надеюсь, что и вы не откажетесь от участия в деле. Т.е. подскажете именно то, с чего лучше начать разговор о рангах поэтов. Тем более (дописано в 2002г.), раз уж мы говорим об идеях живущих в поэзии, заметьте, большая часть предполагаемого мной обзора содержится в далеко не поверхностной песенке Витаса. Я её здесь напишу и подчеркну, что касается нашего разговора.
 
Все смеются и воздушные шарики / Надувают весёлые карлики,
И фейерверков петарды взрываются – / Цирк приехал, и все улыбаются!
В этом цирке все мы зрители, / Все мы звери и укротители,
И нам здесь всё до боли знакомо, / В этом цирке мы словно дома.
Здесь всё просто и очень загадочно, / И смеётся клоун припадочно;
От того, что упал гимнаст, / А ведь он хотел сделать сальто для нас!
Все мы здесь собрались не случайно, / И уже никакая не тайна,
Что в этом цирке все мы клоуны, / А у гимнаста ноги сломаны!..
В этом цирке все мы выросли / И одну лишь мысль мы вынесли,
Каждый думает об одном: / «Как в этом цирке не стать слоном.»
Но зато все хотят стать магами. / И кричат и машут флагами
А ведь они обычные зрители - / Станционные смотрители.
Акробаты и шпагоглотатели, / Эквилибристы и змей заклинатели,
Канатоходцы и силачи, / Лилипуты и трюкачи.
В этом цирке всё относительно / И смеёмся невыразительно,
Потому, что все озабочены, / Чтобы не остаться у обочины...
 
Постарайтесь внимательно отнестись к словам и не пропустить, что «Станционный смотритель» Пушкина здесь возникает в качестве обобщения, образа, символа. Поэтому не «между прочим» я рекомендую внимательно отнестись к стихам Пушкина или песням Витаса. Ведь большую часть разъяснений мы получаем в жизни, как в некой среде обитания.
Кроме того, подобная идея, – Весь мир – театр, люди в нём актёры и каждый играет отведенную ему роль, - высказана Вильямом Шекспиром. И он же в «Ромео и Джульетте» в уста героини вкладывает слова: «Что значит роза? Роза пахнет розой. Хоть розой назови её, хоть нет». Так ли просты эти слова, или они непосредственно связаны с идеями Тайных учений? – это основные вопросы всего исследования. Тем более, многие повторяют обещание Ветхозаветное: «Дам вам пророка из среды вашей». Таким образом, нам остаётся всего лишь расширить или же сократить границы мудрости этого обещания, дабы увидеть и на вашу среду, как мышление личное и ощущения, возникающие, словно извне: будь это стихи или же песни. А дальше, если мы сможем заново осознать значение слова «пророк», уже без сомнений допустим, что и на русской эстраде могут являться провозвестники высших Идей.
Впрочем, простите, я забегаю вперёд. Пока у вас не возникло вопросов – нет смысла углубляться в подробности таинства. И лучше, я думаю, рассмотреть происшедшее в некой взаимосвязи событий..
 
2.
КАК ЭТО ВСЁ СЛУЧИЛОСЬ?..
 
Песня была такая: «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера»
...В начале всё казалось просто случайностью.
Вроде совершенно случайно я родился 2 декабря 1948 года. К счастью, в Одессе. Так же случайно рос, образовывался на «тройки» и вырос. Дважды чуть не попал в тюрьму, но и здесь случай помог: чудом избежал заключения.
Когда-то дал себе слово больше никогда не садиться за парту, но (совершенно случайно!) окончил техникум, институт, институт. Бросил работу в такси и оказался в кино; искал развлечений в каскадёрской работе. Хотел переехать в Москву, но оказался в Германии.
Сюда я приехал с сыном; на «Опеле»-1939 года для участия в марафоне старинных автомобилей и съёмок документального фильма про этот же марафон. Сразу же после соревнований, как-то случайно, мы врулили на нашем «старикане», доживающем последние километры автомобильной жизни, в лагерь беженцев.
Вскоре нас почему-то направили в Оберхаузен, - город ежегодных кинофестивалей. Далее, случайно пригласили на фестиваль «погостить»...
А в 1994 году, на очередном кинофестивале, я встретил Татьяну Васильевну Куштевскую, прежде преподававшую нам во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии (г. Москва) «документальное кино». Оказалось, что и Куштевская уже проживает в Германии; она создала несколько киноклубов, где «русские» смотрят кино на родном языке. А Куштевская им рассказывает о фильме, актёрах и режиссёрах.
Татьяна Васильевна немало подбодрила меня, а потом попросила подменять её в клубах. Таким образом, одна из подмен совершенно случайно пришлась на вечер, посвящённый 200-летию А.С. Пушкина...
Должен сказать, что после выступления Куштевской даже слабенькое кино зрителю кажется безупречным. Вот и мне не хотелось позориться, хотя сам фильм «под Пушкина» мне не нравился. Да и, что я могу рассказать о Пушкине?! Из школьной программы и книг любителей освещать интриги, сплетни или пикантные «мелочи» личной жизни великих - всем давно всё известно! И оставалось лишь повторять, как попугаю, либо переключиться на интимные тайны киноактёров, режиссёров и каскадёров, ведь, как-никак, я больше 25 лет «кувыркался» в кино. Правда, в этом случае Пушкин оставался «за кадром», поэтому такой вариант выступления мне не нравился.
Я говорил, что эмиграция моя была непредвиденной, поэтому в доме, в Германии, ни Пушкина, ни о Пушкине - ни единой книжонки. Зато работа позволяет беспрепятственно размышлять. Правда, в памяти Пушкина тоже не оказалось, поэтому двухнедельный террор извилин будто выписал приговор: «Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». А позже добавилось: «У лукоморья дуб зелёный...» И всё.
Я даже злился, ругая себя за то, что в школе на уроках пушкинской литературы так часто спрашивал «а что значит пиит; почему кот учёный; где Лукоморье», - что обычно меня выгоняли из класса. Ну и что теперь делать?
Но тут, вероятно, случай решил надо мной подшутить.
Я ехал в Голландию из Германии, когда на границе солнце проклюнулось из-за туч и вдруг стало жарко, совсем как в Одессе! И вспомнилось, почему-то, детство. Когда мне было... не больше четырёх лет. Кажется, был майский праздник.
Обычно по праздникам родители нас делили: если папа брал с собой брата, - я гулял с мамой. Как и в этот - тот раз; когда оказались на Приморском бульваре, со стороны пушки с фрегата «Тигр» (трофей русско-турецкой войны) и памятника Пушкину, о котором, естественно, я тогда ничего не знал (фотография памятника на обложке сборника В.Т.П.).
Неподалёку от пушки, ближе к тени деревьев, играл духовой оркестр. Солнце светило по-праздничному, и музыканты, одетые в форму суворовских солдат, наяривая «На Сопках Манчжурии», рассыпали блестящими трубами солнечные зайчики.
Тогда очень многие танцевали: женщины в белых летних платьях, моряки в белых форменках (с этаким форсом они держали зубами ленточки своих бескозырок).
Мама, чуть в стороне, учила меня танцевать, но я не считал это занятие важным. Проще, - стеснялся. Тем более что среди танцующих появилась «молдаванская шантрапа» (так называли их окружающие), мальчишки, не старше лет десяти.
Мальчишки дурачились и, кривляясь, мешали танцующим парам. Вот и треснул какой-то матросик одному пацану по шее; а потом и другому досталось. А когда их прогнали из круга танцующих, - пацаны взбежали по лестничкам памятника, забрались в чаши с водой и начали брызгаться.
В первую очередь, они облили самого младшего - конопатого; он расплакался, отбежал подальше и остановился на солнышке. Я видел, что он дрожал; а потом, когда о нём будто забыли, удивительно пристально начал рассматривал памятник: бюст Пушкина на верху постамента. Может, и он видел памятник в первый раз? Не знаю. Помню, что взрослые начали возмущаться: «Как же можно! На памятник Пушкину! Шпана! Быдло! Хулиганьё!» И опять какой-то матросик ринулся к пацанам, размахивая ремнём. А потом и другие забегали, завертелись вокруг.
Конопатый стоял на отшибе, щурясь от солнца и прикрывая ладонью глаза. Он и не видел, что прибежал пьяный дворник с метлой. А тот, без разбору схватил пацана и давай драть его за уши и катать метлой по каменным плитам.
Одни морячки вступились за пацана, другие стали на сторону дворника, и... началась сумасшедшая драка. Мальчишка вскочил и пробовал убежать. Но он сразу опять упал; аж задыхаясь от плача. Был он весь в пыльной крови, и женщины в белых платьях как-то выхватили его из драки и потащили обратно к памятнику. А мама меня потащила подальше. От греха, - так сказала она.
Милиция прискакала на лошадях! Свистки! Мат! Матросики машут ремнями! То ещё зрелище. Плюс, мне показалось, что дворник мальчишку убил, и я заревел. А реветь я умел; все проблемы рёвом решал. И тут: покажи пацана живого и всё...
Когда бойня утихла, мама меня повела обратно. Какие-то женщины подтвердили, что пацан не убит. Из чаш памятника отмыли его от крови и грязи, он отплакался, отдышался и убежал с шантрапой. Тогда я успокоился и спросил: «Что за памятник, из-за которого драка? Почему не на кладбище?» Я боялся покойников, и терпеть не мог кладбища...
Так, впервые, мама мне рассказала, кто такой Пушкин и почему в чашах памятника не разрешают купаться. Как тогда я отнёсся к рассказу? - не помню. Вдруг захотелось спать, и мама повела меня к ближайшей скамье под огромным деревом возле памятника.
 
Я опишу этот памятник, - больше нигде вы подобного не увидите. Хотя, прежде скажу: «Он единственный в своём роде; уже потому, что состоит из главнейших символов, которые не только полностью отражены в творчестве Пушкина, но и являются тайными знаками всемирной литературы многих… ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ.
На постаменте метров 5-и высотой - бюст Александра Сергеевича.
Под бюстом на лицевой стороне - венок, на лентах которого даты пребывания Пушкина в Одессе. Ниже - надпись: Пушкину. Граждане Одессы.
По четырём углам постамента - будто сверху скользят огромные рыбы, из ртов которых струилась вода. Тогда струилась.
Струи падали в чаши, диаметром больше метра.
Четыре чаши расположены по углам квадратного мраморного ограждения как бассейна, на дно которого вода попадает, до краёв переполнив чаши.
Камни ограждения шириной примерно в метр; по ним можно ходить, прежде поднявшись по трём ступеням.
 
Я отчётливо помню, - мама рассказывала о тайне символов: что значит лира, перо и венок; что означают рыбы; что значат чаши; сама вода, да и квадрат, из центра которого как бы вырастает сам постамент.
По возвращению домой, мы с братом, конечно же, делились впечатлениями, с кем лучше гулять. Я сказал, с мамой. И, упомянув драку, начал щеголять познанием символов.
Неожиданно папа почему-то одёрнул меня; и, строго взглянув на маму, даже постучал себя по лбу ладонью, что было знаком его величайшего раздражения: «Что ты болтаешь своим языком?! Не понимаешь, в какое время живём!» А мне он сказал: «Забудь! Всё это скульптор-дурак понапридумал. Рыбы, потому что Одесса у моря; чаши, что бы голуби и воробьи могли воду попить, или люди платок смочить... для свежести. А венок с лентами - принято так покойникам делать».
Конечно, я вскоре об этом забыл. В школе об этом не говорили, и в институтах та же история. Да и книг таких, в связи с Пушкиным, не читал.
Хочу подчеркнуть: мама - 1914 года рождения, работала медсестрой. Семь классов образования. Но сначала она училась в еврейской школе, где преподавал дореволюционный раввин. Папа - 1910 года рождения, четыре класса образования в церковно-приходской школе. Но они же знали какую-то тайну! И знали, что лучше про эту тайну - молчать...
 
Вот так, на 52 году своей жизни, всё случайно припомнилось. Так явно, будто сплю на руках у мамы и вижу рассказ её наяву. А чаши, венки, лира и рыбы кружат вокруг меня под прекрасную музыку, будто всплывая из сказок, в каждой в отдельности представляясь во всей красе своей и полноте. И некто будто «Азбуку Морзе» начал стучать в моей голове: «Тайна, тайна! В произведениях Пушкина надо искать именно то, о чём нельзя говорить открыто». А как же отыскать? Где? Всё же не дома на балкончике размышляю, не в библиотеке позёвываю, а тащу по автобану грузовик тонн на 30.
Вобщем, просто так, чтобы избавиться от этой назойливой мысли - начал я сравнивать пушкинские метафоры со значениями и символами Тайных учений, которыми «развлекался» более 25 лет. И к удивлению - символы совпадали! После чего расшифровки хлынули на меня водопадом изумительных ощущений; будто в грузовике зазвучали незнакомые инструменты и хоры запели, прежде неслыханные.
В памяти возникла поэма «Руслан и Людмила» и «Сказка о Царе Салтане...» - в совершенно новом значении. В том, которое теперь называю - Пророческим. Хотя, поверьте, я никогда не помнил эти произведения, тем более в тайном ключе. А тут!..
Вобщем, пока я смотался в Бельгию и обратно в Оберхаузен, в голове моей уже чётко виделось сенсационное сообщение об открытие Тайны Пушкина; и литературе, в которой есть объяснения тайнам. И было уже не стыдно встретиться с публикой, ведь связались в безукоризненную картину некие правила, раскрывающие тайный смысл сказок, легенд, древних сказаний и мифов. Конечно же, и Нострадамуса, и текстов Библии, которые толковать вне авторских смыслов, не только пустая трата времени, но и кощунственное надругательство над понятиями: Литература, Вера и Слово Божие.
Вот так, как-то случайно всё про... снизошло.
Записано 5 ноября 1999 г.
 
3
ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В КЛУБЕ...
«Три пути ведут к знаниям; путь размышлений – этот путь наиболее благородный; путь копирования – этот путь самый лёгкий, и путь опыта – этот путь самый горький». Конфуций.
Выступление было где-то в июле. И при всём своём нежелании, но необходимости, если решитесь продолжить беседу, опишу некоторые подробности.
В клуб мне ехать километров под 100; с учётом, что адрес надо искать надо по карте. А Кёльн - как бы просто не приспособлен для движения иногородних! Такое впечатление, что карта умышленно сделана так, чтобы запутать врагов. Вобщем, я выехал за три часа.
В Кёльн я поехал с попутчиками. Они хотели послушать беседу и посмотреть кино, поэтому, как говорится, я «распелся» ещё в дороге. И даже пара запасных вариантов возникла из подорожных вопросов, и уже бойко вертелась на языке.
Иерархия клуба примерно такая.
1. Владелица дома, сдающая клубу зал.
2. Модератор, как здесь говорят. Она же ответственная дежурная, бармен, продающая гостям кофе, пиво и далее, и администратор.
З. Киномеханик. В этом случае, видеотехник; дающий, так сказать, фильм на экран.
4. Зрители-слушатели.
Когда хозяйка дома в зал не заходит, - первым номером возникает номер второй; дежурная, администратор, бармен (с высшим образованием). Вкратце, даму назвал для себя ДКЗ - Директор Клубовских Землетрясений.
Они меня встретили с улыбкой и выдали чашку кофе. И это было приятно. Тем более что и торжественная музыка открытия продолжала играть во мне.
Клубовцы постепенно подтягивались к началу, и я исподтишка их рассматривал, прислушиваясь к разговорам, как бы стараясь заранее определить «контингент».
Почти сразу познакомился с дружелюбной москвичкой в летах, бывшей прежде директором одного из московских кинотеатров. У нас оказалась масса общих знакомых, и мы разговорились, будто знакомы десятки лет. Тем более, дама откровенно интересовалась темой, а это ещё больше меня раззадорило.
Неожиданно в нашу беседу вклинилась ДКЗ, с вопросом, о чём пойдёт речь. Притом, что тема заранее оговорена, да и в клубе меня уже знают. Но, говорю, - есть беседа о Пушкине, фильм и ещё пара коротких отрывочков про запас; по теме, всё как заказывали.
- Нет! – вдруг говорит ДКЗ голосом экзаменатора. - Будьте любезны, вкратце пересказать.
- А вы не останетесь? - удивился я откровенно.
- Останусь, - в ответ удивляется дама, - как же можно здесь всё оставить?!
- Зачем же тогда пересказывать; ведь осталось-то пара минут, и я вас прежде не подводил?
- Нет, - она требует, - расскажите, о чём и как долго.
- Хорошо, - говорю, - отчитаюсь. К теме 200-летия, минут 20 не больше, - вспомним наследие Пушкина; ну и, кроме того, хочу поделиться личным открытием; вроде сюрприза. Проще сказать, в поэмах и сказках зашифрованы пророчества, касающиеся мирового развития и, безусловно, России. В двух словах не расскажешь; оказалось, Пушкин писал - Мистерии. Вы знаете это слово?
- Конечно! Давайте-ка дальше...
- Дальше. Подобным даром обладали лишь единицы в древности; а ближайшие 200 лет, - Пушкин единственный. Причём, его пророчества гораздо выше известных. Пусть даже и Нострадамуса, раз мы так много о нём сейчас говорим. Ну и, к моим выводам я покажу расшифровки нескольких строк поэмы «Руслан и Людмила»; плюс, укажу литературу, с помощью которой можно расширить знания о символистике слова и изображения. А дальше, тоже по плану, конечно фильм. После, если будут вопросы, ещё минут десять - ответы. Не беспокойтесь, в регламент уложимся. И честное слово, вам тоже понравится. Ведь это сведения неопубликованные...
- Нет, - перебивает меня ДКЗ, не без труда выслушав ответы на свой же вопрос. - Давайте-ка без тайн, сюрпризов, открытий. Минутки три расскажите нам о себе; пару минут к отрывку: актёры и режиссёры; да и отрывок минуты на три...
- Извините, - сдержанно закипятился я, - но там эпизод 12 минут! Если его оборвать, ничего не понятно?! Поверьте, у меня всё продумано!
- Ничего. Пять минут хватит. А потом давайте основное кино. Скажите перед ним про актёров, режиссёра, и... вперёд! - она улыбнулась, как Наполеон.
- Как вперёд? - я чуть расслабил свой галстук. - Не понимаю! Пушкинский вечер, а буду рассказывать о себе. Перед фильмом титры идут: режиссёр, актёры, - зачем же опять повторять имена? Тем более что сенсацию раскопал. (Чувствую, - чтобы на пушкинском вечере поговорить о Пушкине, начинаю молитвенно складывать руки и заискивать, будто перед директором Одесской киностудии.)
- Нет, - ДКЗ повторяет, даже кулачком по столу пристукнув. - Давайте-ка без раскопок. Давайте-ка не ломать традицию. Публику нашу я лучше знаю; им это неинтересно.
В это время бывшая директриса московского кинотеатра как-то неуклюже заёрзала, нечаянно опрокинула свой кофе и попыталась прикурить сигарету с другой стороны.
- Ладно, - соглашаюсь я, чуть ли не плача или матом не кроя начальницу, - только скажите, будьте любезны, я зачем сюда пёрся? Кассеты с фильмом можно было и почтой отправить. А вы бы уже рассказали своей публике... за три минуты... то, что вам интересно. Никак не взирая на то, что в программе стоит: «Вечер памяти Пушкина». А не мой юбилей!
 
Да, простите, я так увлёкся тем диалогом, что даже забыл о киномеханике. А он, сначала покружив чуть поодаль, будто беседа его не касается, после очередного «кулачком по столу», с полупоклоном вклинился в разговор; и тоже задал абсолютно новый вопрос. Т.е. «На сколько минут, когда, какую кассету включать?
Естественно, я повторил; все кассеты стоят на нужных местах и, по ходу беседы, я сам подам ему нужную. Так что, остаётся только лишь «плэйнуть» - на кнопку нажать. Тем более, в «кинобудке» он не сидит, а присутствует с видео - рядышком в зале. Проще сказать: «Нуль проблемо!..» Как мне показалось. Но.
Механик... вновь спросил «о порядке», будто я ничего не ответил.
Вобщем, - я так подумал, - если их публике неинтересно, может, он хочет уйти, а потом возвратиться? Поэтому, отвечаю на свои размышления: «Не беспокойтесь, у меня точно такой видак. Сам включу, сам и выключу. Если у вас дела, - без обид...
 
Вы верите, весь этот перекрёстный допрос (за пределами разговора о жажде кем-нибудь покомандовать) был мне тогда непонятен. Да и дама, экс. директриса кинотеатра, с которой до этого разговорились, уже не знала куда деваться. Но тут… ДКЗ будто проснулась и подарила нам по дежурной улыбке, сказав: «А кино! Разве оно не про Пушкина?»
- Нет, - говорю. – «Это храни меня мой талисман» Романа Балаяна. Пушкин там тоже вроде сбоку-припёку. Это даже не «по мотивам». Там только название - пушкинская строка. И честно говоря, вы же с Куштевской сами этот фильм запланировали?! А я...
- Ну и ладненько! - ДКЗ спохватилась, примирительно ткнув меня пальчиком. - Ну и достаточно. - Давайте-ка не препираться. Тем более, уже пора начинать…
 
Здесь вам понятно? На словах «пора начинать» я привстал, собираясь идти «на сцену». Но порхнула «в народ» ДКЗ. И, традиционно ломая руки, защебетала о том, как ей приятно, что «в клуб ходят люди». Дескать, «вот не иссяк интерес и жажда культурно развиться». И... «вот обычно Куштевская ведёт кино клуб (Ах, как ведёт!), но сегодня она пригласила меня, своего ученика, который учился у Куштевской, и тоже может... как она преподала». Ну и дальше подобное. После чего... Нет, не подумайте, как подумал и я, даже сделав движение к «сцене». Нет. Называя меня Виталием, она начала представлять и меня: знаменитейшего каскадёра, сценариста и режиссёра. Когда, что закончил, что делал в кино и, опять, как Куштевская обо мне отзывается. В результате, я узнал «о себе» так много нового, что сразу подумал первом вопросе из зала: «Зачем такой известный и знаменитый специалист покинул Родину своего процветания?»
Сколько продлилась вся речь ДКЗ - я не считал. Более размышляя, что после подобного спича выйти «в народ» следует минимум кувырком, раз уж каскадёр. А потом сразу «Ап!», чтобы техник включил кино, и ещё одно «Ап!», чтобы выкатиться из клуба - домой. Потому что времени ни на что не осталось.
Я выполз «к народу», не представляя, что можно добавить к этому «фейерверку». Промычал: «Добрый день, или вечер», хотя со всеми уже вроде как поздоровался. А затем сообщил, что вообще-то я Валентин. И да, что скрывать, - Куштевская точно учила меня в институте... ВГИК называется. Потому что Всесоюзный и государственный... Имени, кажется, Сергея Апполинариевича Герасимова. И точно! Ордена Трудового и Красного знамени... кинематографии. И вот там, в институте Герасимова Красного знамени, меня учила... Куштевская. Ах, какая она молодец; ах, как учила!
Повторю, больше всего я боялся вопроса, зачем мы с Куштевской, такие талантливые, попёрлись в Германию. Поэтому (о, боже!) я просто забыл, зачем оказался в клубе. Но взял себя в руки, - не в первый раз попал «под каблук», - и вспомнил. Ожил и...
- А разве Куштевская не придёт? - вдруг очнулась какая-то женщина в зале.
- Нет, - говорю, - сожалею, но ничего не поделаешь. Просто сам себе места не нахожу, но. Так вооот... Вроде как я тут сегодня. А тема сегодняшнего... встречи - так и сказал…
- Жаль, - громко вздохнула женщина. - Татьяна Васильевна такая приятная женщина. Такая весёлая! Знаете, в прошлый раз она так прекрасно рассказывала! А я сегодня хотела спросить. Но я не запомнила. А как хотелось спросить! Даже выразить благодарность! Это же надо же так! Она же такая приятная умничка! А теперь? Как теперь быть?!
Тут мужчина из зала вмешался:
- Ну ладно, товарищи, так что теперь? Что ему теперь уходить теперь? Так мы кино теперь никогда не посмотрим? Будем Куштевскую вызывать? А у меня последний автобус!..
Ага! - мысленно схватился я «за уходящий автобус». – Явно не до сенсаций; самое время включать кино. Мотор! - так сказать. Приятного вам просмотра, и... нах хаузе.
Но. Только воздух взял для «приятного вам просмотра», как слышу, - сбоку по полу «цок-цок, цок-цок»; будто бы когти. И дыхание тяжкое. Глядь вниз, и сердце упало; собачище настоящее рядом! Стоит уже в полуметре, пялится на меня и… облизнулась.
Да-да! Агромадный боксёр (или боксёрша); дышит по натуральному; а у меня про запас ни котлетки, ни конфетки, ни даже диетической жвачки; только почтовый конверт. Я же ехал не в зоопарк. К выступлению, можно сказать, подготовился, а с гостинцем - прокол. Нет, собак я вообще уважаю. Но как это ей объяснить без котлетки? Да и как к ней обратиться?
Т.е. об этом уже размышляю, лихорадочно припоминая. Хозяйка - полячка; значит, с собачкой говорит по-польски; а соседи, видать, всё-таки по-немецки. И даже если вдруг её моё иностранное мычание привлекло, то на каком языке эту собаку этак грозно послать? Или, что бы ей бросить, сказав «Апорт»?
Вспомнив о ДКЗ, я, не делая резких движений, скосил глаза в её сторону.
- Простите, - улыбаюсь, стараясь не скалить зубы, - собачку сегодня кормили? А то может ей время поужинать, или водички попить? - намекаю. Как бы, на собачку я не рассчитывал и даже где-то сконфужен её непосредственной близостью.
Но намёк не был услышан. Больше того, ДКЗ, расплываясь в улыбке с зубами, мне быстренько сообщила. Дескать, - собаченька эта хозяйкина. Член клуба, можно сказать… по полному праву по зале гуляет. Не обращайте внимания. Главное присмотрите, чтобы шнур не зацепила и видео не опрокинула, - пугается, когда зажужжит.
Не обращайте внимания, - думаю я. А если я уже так обратил, что... в зобу дыханье спёрло? Нет, я уже понимаю, что в доме собака номером выше, чем ДКЗ; а я в доме номера вообще не имею; и на собачку не вправе рявкать, тем более, куда-нибудь её посылать. А тут вроде надо включать кино. А когда зажужжит, то надо шнуры... А пока она не отходит. Может быть, просто хочет лизнуть меня в пятачок, познакомиться?
Вобщем, собачка не отходила. То ли узнала во мне чужака, то ли решила спасти клубовцев от сенсации? - чёрт её знает. Но, видать именно в таком случае Его Величество Случай непредсказуемо корректирует ситуации.
За месяц до клуба я обзвонил знакомых с просьбой прислать ксерокопии пусть хоть первой страницы «Руслана». Будто почувствовал, - прочту перед фильмом короткий отрывок и «до свидания». И вот, пришло две; но точно в день выступления. Я их даже не просмотрел; сунул в один конверт и поехал. А когда собрался «на сцену», понимая, что времени на выступление уже нет, - конверт вытащил из кармана. Так что теперь, стараясь всем видом собачке продемонстрировать, что мне глубоко наплевать на всю её тушу, я начал возиться с конвертом.
Должен сказать, в зале, вероятно, экономили свет. Поэтому, вытащив ксерокопии, я бегло их просмотрел, чтобы выбрать более яркую. И тут - началось! Я даже собаку забыл. Т.е. в одной ксерокопии Песнь Первая «Руслана и Людмилы» начинается словами «У лукоморья дуб зелёный». В другой, - «Дела давно минувших дней...» И ладно бы, думаю, могли китайцы напутать, но оба издания - русские!
Вобщем, в этом случае говорят «Остапа понесло». Я раскричался, не особо стесняя себя в выражениях. Но, правда, в душе; а снаружи совершенно спокойно; примерно так…
 
Конечно же, мы могли бы смотреть кино, даже не притягивая за уши «Пушкинский вечер». Конечно же, я не могу упрекать собеседников, что они мало или плохо знают Пушкина, ведь и я знал не лучше. Как говорят, «так учили». Скажем, «дело хозяйское». Но вот то, что даже редактор, издатель и критики толком не обращают внимания на значения слов, - это уже симптом. Вроде как показатель, что на читателя - наплевать. Главное, чтобы книжек продалось побольше; и лучше - покойников, чтобы гонорарами не швыряться. Ведь книготорговля - тоже торговля; и хотя рассуждают, что «духовная пища и воспитание масс», тем не менее.
Разве авторские право не существуют? - как-то спросил меня начинающий литератор.
Да, - отвечаю, - не существуют. Так… на бумаге.
Дальше. Разве филологи не изучают понятия: завязка, кульминация, развязка; пролог, эпилог, тема и идея произведения? Изучают. Но, во-первых, «троечники» существовали всегда. А во-вторых, изучают одни, а редакторами и издателями становятся совершенно другие. Чаще те, кто считал и считает, что читатель и зритель - дурак.
Похоже, что это правда. Ведь именно детективы раскупаются так, что автор любого другого жанра завидует. Видеофильмы? - та же история: стрельба, насилие; пыхтящие как паровоз «сэкси», называя возню свою «Камасутрой», зовут телезрителей на повышение сэкс-квалификации, а те исправно «посещают занятия». А вот то, откуда у Пушкина начинается повествование, и куда делся пролог или же посвящение - кому оно адресовано? - это издателей не волнует. Т.е. уверены: мы - зрители и читатели - дураки. Отсюда вопрос.
Ладно там, в школе 45 минут ждёшь переменки, чтобы расслабиться и побеситься... до пота и пунцовости щёк; но взрослый человек вправе заняться и самообразованием? Ведь при нашем «литературном» - рассуждать о внутреннем содержании творчества Пушкина мы не способны. И поэтому, стоит правде взглянуть в глаза, «Руслан и Людмила» для нас не поэма, не мистерия высочайшего ранга, исполненная глубочайшим пророческим смыслом, но сказка. Плюс, я понимаю «мистерию» - «таинством», но спросите других. Сколь услышите мнений? Точно так и пророки, со всеми пророчествами; мы, атеисты, в них никогда не нуждались. Пророком был для нас Ленин. И краткий тезис: «Незнание законов природы порождает в людях веру в богов, чертей, чудеса». Нет, нам перечислили, что есть простой смысл слов, есть намёк и иносказание. Но про идеи иносказаний знали только лишь то, что все иносказатели нам предсказали... Октябрьскую революцию. Пусть даже Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок».
Почему в «Воображаемом разговоре с Александром I» Пушкин пишет: «Ах, Ваше Величество, лучше бы вы прочли хоть 3 или 6 песнь «Руслана и Людмилы», ежели не всю поэму»? Интересно? И ладно, чёрт с ним - с Александром, но ведь это «воображаемый разговор»! Значит, он пишет нам: «Ах, Ваше Величество»; веря, что мы прочтём.
Тысячными тиражами распродаются брошюры толкователей Откровения Иоанна, Пророка Даниила и Нострадамуса, но! Попробуйте убедиться и сами, - «толкователи» даже представления не имеют о материале, ведь не сведущи в языке иносказаний. Вслед за чем, нам преподносят заумные «переводы» из смысла простого в бытовой - упрощённый. Тот, в котором «простой» называют пустым и порожним как профаническим. Так что мы вправе вспомнить народную поговорку «перелить из пустого в порожний». Впрочем, «SOS» - спасите наши души! – и мы не в силах проверить, не имея сведений о «языке»!
Ныне бывшие атеисты, будто упущенное бросились догонять; полупудовые кресты нацепили, пейсы и бороды отрастили. На улицах бритые инду... с колокольчиками танцуют. Да и дома на пианино...
- Это что там у вас, Бетховен без парика?
- Что вы, помилуй бог, - открещивается бывший атеист, - это у нас фигура от сглаза; а вот, рядом, знак такой всемогущественный - карму фильтрует!
Все обвешались скорпионами, раками и тельцами, а на дороге батюшка грузовики святою водой кропит, благословляет на добрый путь. Куда? На левую ходку? Будто после крапления автоинспекция и ОБХСС вроде как слепнут; или же документы на груз сами собой материализуются?
«Вы находитесь во власти Меркурия под покровительством Венеры!» Это вещает по телевизору «звездочёт», толком не представляющий слова «Меркурий», не говоря о «периодах» и «покровительстве». И попробуй-ка, разберись, когда это всё началось, если уже Пушкин нам намекал: «Там чудеса, там леший бродит», «Там русский дух, там Русью пахнет». Но ведь мы даже не собираемся размякать эти намёки, будто во славу «святого напёрсточника», провозгласившего «кручу-верчу, надурить хочу»!
 
Знаю, вы ждёте рассказ о реакции «директора клубовских землетрясений». Но, рассказа не будет; я в её сторону не смотрел. Меня вполне устроило то, что собачка прилегла возле меня и задремала. А люди - слушали. Так что, мне удалось рассказать расшифровки Посвящения и Песни первой (от «у лукоморья дуб зелёный»); что для первой беседы считал предостаточным. Кроме того, вкратце рассказал о Рунах, Таро, принципах начертания древних шрифтов и том, что кириллический алфавит не случайно имел числовые значения каждой буквы. Т.е. русский алфавит можно было сравнить, - даже страшно сказать с каким гематрическим двойником, - с буквами иудейского алфавита.
Далее. Теперь живём мы в Германии, но очень любим фильмы на русском. И тут, будьте любезны, «Оккультная История Третьего Рейха». Причём, американские создатели фильма недвусмысленно заявляют, что одной из причин войны было распространение в Европе теософических обществ под началом Елены Петровны Блаватской - русской оккультистки. В сумме, три серии разговоров о Рунах, три серии обвинений Блаватской, три серии Гитлер - оккультист, а Гимлер - мистик. Причём разъяснений словам авторы не дают. Ну и как же узнать, правы ли создатели фильма, если не знаем предназначения Рун, да и слова: мистика, оккультизм - для нас тёмный лес.
Теософия - это хорошо или плохо? В чём плохо, в чём хорошо? Или же это вроде «цевницы»? Помню, какое-то время меня в школе дразнили «семиствольной цевницей»; я спросил на уроке русской литературы, «что это значит у Пушкина», вот и прилипло. Причём, учительница толком ничего не ответила; но потому, что в классе влёжку расхохотались, будто я невпопад заругался, - в моём дневнике она написала, что срываю уроки дурными вопросами.
В контексте продолжения разговора о Блаватской (я считаю её великой путаницей), упомянул слово «ариец»; ведь именно в её разъяснениях слово обрело жизнь в массах, как «раса, которая спасёт мир». Хотя «Ариец» - означает условную ступень развития человека, но никак не расу, не нацию, не государство. Что подтверждает и Пушкин. Тем не менее, Блаватская авторитетно преподнесла «ветерок», после чего всякого рода фюрерам не сложно пудрить мозги толпе.
Дама из Москвы попросила подробнее рассказать про арийцев. Но как только я заговорил о книгах, освещающих «арийский» вопрос, один молодой человек будто проснулся: «Как это так! Вот в Индии есть община Ариев!» И потому, что я уже представлял, о чём можно продолжить клубовские беседы, - ему предложил, сразу же после фильма вкратце найти ответы; с учётом примеров Пушкина. Тем более, индийские «арии» не светловолосы и не лучезарно голубоглазы, - что перечисляет Блаватская основными приметами.
Третий голос, изначально стронувший дело с места, и теперь оказался решающим.
- Что это вы тут, понимаешь, товарищи? Мы же пришли, понимаешь, кино посмотреть! Или теперь за Блаватской пошлём?!
Ну, я перед голосом извинился. Сказал, что так меня информировали: сначала о Пушкине, - к новому восприятию произведений которого я и призываю членов клуба. Так же показывая, какие непоправимые последствия в нашем образовании возникают в результате его неполноценности. Ну а потом, безусловно, кино…
 
Вот такое, примерно, успел натарахтеть и дал команду «мотор». Уже понимая, что Роман Балаян фильмом «Храни меня свой талисман» хотел сказать необычное. Например.
Мы можем болтать о наследии Пушкина. Можем пытаться писать «под него». Можем делать юбилейные праздники и этим зарабатывать себе деньги, как массовики; затейники, репортёры, писатели, комментаторы, критики и всевозможные «веды». Только одно не по силам, - стремиться к познаниям, так как Пушкин. Потому и наследие его нам не непонятно даже на 50%, что было бы счастьем образования. Уже не говоря о старомодной причине дуэли, на которую идёшь по старомодному понятию чести.
Вы меня понимаете? Сам фильм «Храни меня мой талисман» мне изначально не нравился; обвинение современного общества, относительно жизни и творчества Пушкина, как-то задело меня, обидело. А тут, к концу выступления, я вдруг подумал, - как точно подмечено! Вобщем, рекомендую при случае посмотреть «Храни меня мой талисман».
 
После просмотра, ДКЗ сделала вид, что ничего страшного не произошло, и выпорхнула вперёд, ещё до того, как я спросил «есть ли вопросы». Она так сказала.
- Ну, я думаю можно считать, я думаю, вечер наш удался. Скажем, спасибо вам за внимание, а Виталию (это мне) за выступление, думаю, скажем. Всегда рады вас видеть. До свидания!
Естественно, клубовцы потоптались на месте, и вяло направились к выходу. Честно говоря, я ожидал, что подойдёт молодой человек, нашедший арийцев Индии, но он пошёл в бар за пивом. Зато товарищ, который боялся опоздать на автобус, так сказать, попутно задал вопрос: «В каких книгах можно пошукать (поискать – В.Д.) то, о чём говорили».
Естественно, я с радостью достал подготовленный список, но. Опять «но». То, к которому обязательно надо вспомнить одесское «Не долго музыка играла, не долго фраер танцевал». Т.е. ДКЗ щёлкнула выключателем…
Спотыкаясь о стулья, мы шли на свет за распахнутой дверью, возле которой модератор одаривала нас лучезарной улыбкой и предложением «встретиться вновь»...
 
О моём выступлении она не сказала ни слова. (Так ведь и я революцию не готовил; понимая прекрасно, что в коротеньком выступлении можно лишь обозначить тему и сообщить, в какой литературе можно найти объяснения феномену.) Зато старый боксёр (или боксёрша), так неожиданно повлиявший на ход выступления, прощально взглянул на меня, облизнулся и тяжело вздохнул. Будто хотел мне сказать: «Видишь, дурак, а ты меня испугался». Вобщем, я пожал ему лапу и... поехал домой.
 
P.S. Плакать или смеяться? Позже нашёл, что копии, присланные к моему выступлению, были взяты из книг одного издательства. Хотя! Москва, Художественная литература, 1974 года, - Песнь первую начинает словами «Дела давно минувших дней», - но отсутствует Посвящение «Для вас, души моей царицы». А в издании 1985 года, «Подготовлено совместно с Институтом мировой литературы им. А.М. Горького А.Н.СССР» – «У лукоморья дуб зелёный». Здесь же сказано, что «Пушкин внёс дополнение к первому варианту». Так что я готов извиниться, если бы не вопрос. Если внёс уже Пушкин, и не в 1974 или 1985 году, то?..
Если решитесь продолжить беседу об авторском праве и ветеринарном вмешательстве редакторов, - этот вопрос не помешает.
 
От 20 ноября 1999г. Восстановлено и дополнено в 2007 году. Оберхаузен
Продолжение следует
Copyright: Наум - Валентин Дорман, 2008
Свидетельство о публикации №175520
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 06.08.2008 00:22

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Злата Рапова[ 04.09.2008 ]
   Здравствуйте, уважаемый Валентин!
    Очень сильное серьезное исследование. И очень к месту пришлись воспоминания из детства.
    Все Ваши произведения очень "живые" и яркие.
    С уважением, Злата Рапова
 
Наум - Валентин Дорман[ 04.09.2008 ]
   Я старался, думал над этим и собрал материал 35 лет, прежде чем написать. Ну и что с этим делать? Ни тебе в конкурс, ни тебе в начинающие авторы, ни тебе в Золотые перья, а про МСП и РАН вообще речь не идёт. Тем не менее, ваш ответ скопирован в "отзывы" на сборник "Великие Тайны Пушкина" и оценку деятельности моей Академии, плод которой есть сборник. Так что в следующий раз будьте осмотрительны: а вдруг это сказано просто, чтобы меня не обидеть, а я внесу в предисловие к сборнику... Спасибо. Дорман.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта