Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..." | Жанр: Рассказ Автор: Сергей Постылый Объем: 15284 [ символов ] ============================== Эй, Рыжик, стакан-бетон Эта история – вымысел автора и любые совпадения с реальными событиями – случайность. Когда дверь, обитая розовым одеялом, распахнулась, и в землянку проник звук работающего снаружи генератора, Одуванчик как раз прикуривал от уголька. Есть у него такая странность, если рядом горит костер, или, как сейчас, потрескивают поленья в буржуйке, он никогда не воспользуется зажигалкой. Обязательно добудет себе раскрасневшийся уголёк, или поймает огонь на кончик щепки, от него и прикурит. Алексей с позывным Волк, старательно пригибая голову, вошёл в землянку. Он захлопнул за собой дверь и выключил рацию, торчащую на груди из специального кармашка разгрузки. Сутулясь, оттого, что его каска касалась досок, которыми был обит потолок, Волк некоторое время смотрел на блестящую лысину Одуванчика и щурился от яркого, после ночной темноты, света матовой лампочки. Потом хмыкнул над его ритуалом и повесил автомат на вбитый в стену гвоздь. Рация, качнувшаяся на соседнем гвозде, противно пиликнула и зашипела: – Орёл, Орёл, я пост пятнадцать – прием! – Орёл на приёме, – ту же прошипело в ответ. Одуванчик наконец затянулся и улыбнулся так, словно в его лёгкие проник не едкий табачный дым, а благодатный аромат райских садов. Случайно он встретился взглядом с Волком и тут же опустил глаза. Взгляд у Волка тяжёлый, от которого мурашки по спине, глаза темные и бездонные, в них чёрный дым от горящих колонн, в них блеск от разрыва снарядов. В них скорбь и отвага. Звук мощного взрыва пронесся по прибрежному ночному лесу, залетел в увенчанную пустым цинком трубу и через приоткрытую дверцу печи проник в землянку: – Буф-ф! – Орёл, наблюдаю выход на два часа, я пост пятнадцать, приём. – шипела рация на стене. – Принял тебя пятнадцатый. Работаем! – Слыхал как наш пост работает? – Волк глянул на часы, прикинул, что до выхода на пост у него ещё есть полчасика. – Молодцы ребята. – с уважением в голосе проговорил Одуванчик и выпустил струйку дыма в приоткрытую дверцу буржуйки. – Буф-ф! – будто оскорбившись погрозила печка и стены землянки слегка дрогнули. Одуванчик поморщился и, на всякий случай, отодвинулся от буржуйки подальше. – Всё ближе к нам приходы идут, – приметил Волк настолько ровным голосом, будто речь шла о кучевых облаках, приближающихся по небу. Одуванчик молча кивнул, он только проснулся и ещё не до конца пришел в себя. Спать два-три часа в сутки – кажется к этому невозможно привыкнуть. – Ничего, – подмигнул Волк, сел на чурку, заменяющую табуретку и вытянул левую ногу, – Сейчас наши ответку дадут. – Буф-ф! – на этот раз стены дрогнули сильнее. Чайник от тепла буржуйки затянул какую-то заунывную песню. Волк не долго думая подхватил его и наполнил железную кружку на небольшом, сколоченном из досок столике. – Не закипел ведь ещё! И что? – Волк отправил чайник на прежнее место, – Само то, чтоб пасть не обжечь. Это раньше, когда ты прошлый раз заезжал – из реки набирали, тогда да, старались кипятить. А сейчас-то привозная – и так нормально. – А-а, – протянул Одуванчик, – Но я лучше подожду пока закипит, сам понимаешь в дороге… – Буф-ф! Из топки вылетело немного лёгкого пепла, а дверь, обитая розовым одеялом дернулась, будто её рванули за ручку снаружи. – Подожди, подожди, – и Волк улыбнулся так, что казалось он в первую очередь хвастает своими белыми и ровными зубами, а только потом улыбается. – А, чуть не забыл, – тут же добавил он. – Паром-то уже на подходе, буди своего напарника. Вам же ещё движок прогреть надо, наверное. Так что, увы, чаёк-то под угрозой. – Василиск, Василиск, я Орёл – прием! – зашипела на стене. – На приеме! – Готов записывать? – Диктуй! – Антон, Пётр, Борис, Екатерина. Теперь низ: Борис, два Владимира, Николай. – Есть, проверяй: Антон... Одуванчик заглянул за край прибитого к потолку пёстрого ковра, который частично скрывал нары, и вздохнул. Рыжик безмятежно сопел. Его веснусчатое молодое лицо изображало какое-то необычно детское выражение, и казалось, будто ему снится что-то про его первое сентября. Волк шумно отхлебнул чай из кружки: – Хорош вздыхать, буди давай. И моего Могилу толкни. Мне скоро пост сменять, пусть просыпается помаленьку. – Рыжик, – вполголоса позвал Одуванчик, потрепал его по ноге и повторил уже громче: – Эй, Рыжик, стакан-бетон! Вставай давай. Рыжик подскочил и, вертя по сторонам головой, пытался понять где он находится. – Тах! Тах! Тах! Тах! Тах! Тах! – немного тише, но отчётливее разразилась печка. – О-о-о! – Волк оживился и глаза его блеснули. – Пошло-поехало. Щас хохлы прикурят! – Что уже стакан-бетон? – сонно забормотал Рыжик в то время как его руки успели натянуть на ноги берцы и сами собой завязывали шнурки. Выражение стакан-бетон, означало, что паром причалил к берегу, и Рыжик спросонья решил, что прозевал переправу. Волк посмотрел на Рыжика и поморщился: "Это же надо быть таким рыжим... рыжим до того, что смотреть – глазам больно". – Ну, не то что бы уже, – ответил Одуванчик Рыжику, – Но собираться пора. Волк, мы термосок-то с собой наберём? – Всегда пожалуйста, – и Волк снова улыбнулся своей фирменной улыбкой. – Ты же знаешь: моё бунгало – твоё бунгало. Потом нахмурился и крикнул, повернувшись к ковру: – Эй, Могила, вставай, мне на пост пора! – Эх, – выдохнул Рыжик. Перестав спешить, он сел и упёрся взглядом в наскоро сколоченный стеллаж, как будто увидел его впервые. На нем вещмешки, как шуточно называли их меж собой солдаты: "образца тридцать девятого года" разместились бок о бок с трофейными рюкзаками зарубежных брендов. Потом перевел взгляд на маленькую подвесную пластиковую полочку, подобранную где-то и отремонтированную при помощи двух сосновых веток, на одной из которых всё ещё держалось несколько хвоинок. Чай, кофе, коробка с сахаром, пара железных кружек и, без преувеличения достояние землянки – настоящая чайная ложечка. – Эх, – повторил он снова. – Василиск, я Орёл – приём! – Василиск на приёме. – Есть, есть поражение цели! Надо ещё! Ещё пять – север пятьдесят! – Принял: пять - север пятьдесят. Я Василиск. – Орёл – да! Волк кивнул в сторону рации: – Чего приуныл? Слыхал? Наши-то попали! Щас ещё дадут! – Да я не про то, если б вы знали, что мне сейчас снилось, вы бы меня и будить не стали! Рыжик мечтательно улыбнулся. Волк поморщился снова: "Черт меня дери, когда он улыбается, он становится ещё рыжее!" Отведя взгляд на левую ногу, Волк несколько раз, будто разминая, согнул и разогнул её в колене. – Что же тебе снилось? – повел бровью Одуванчик. Мне снилось – будто я попал домой! – воскликнул Рыжик. – Но не просто попал. Будто кончилось всё! Будто – победа и я – герой. Вы представляете себе я – герой? – в голосе рыжика зазвучали одновременно нотки радости и удивления. – И так явно всё – будто на самом деле. Девушка моя со мной рядом… Будто мы едем, знаете, есть такие, детские паровозики? И вот, мы в этом паровозике едем по нашему парку. А я одной рукой её обнимаю, а в другой у меня мороженное. Представляете – наше российское – из "Пятерочки". А я чуствую – война закончилась! И всё-всё, что мне нужно теперь от этой жизни – у меня уже есть. Не просто есть – оно у меня в руках! Рыжик замолк на секунду и перевел взгляд с Одуванчика на Волка. Их лица застыли. Они не слушали рассказ, они впитывали его, дышали им. – А Ленка моя… – сбавив тон продолжил Рыжик. – Она так рада, что я вернулся. Вы себе не представляете, я ей в глаза смотрю, а они прям светятся счастьем, и мне от этого ещё радостней становится. Вот это сон! Вот это да! Я как вправду дома побывал! Рыжик тряхнул головой и просиял. Волк зажмурился. Пытаясь избавиться от неприятных ощущений, он снова вытянул ногу. Один из мелких осколков, залетевших в неё ещё весной, так и оставался внутри. Медиков тогда нехватало, латали друг- друга как умели. Два осколка удалось достать сразу, а этот вошёл глубоко, так и зарос. " Обязательно займусь им, – в очередной раз пообещал себе Волк. – Схожу как- нибудь на крестик, скажу, чтоб доставали". Успокоившись этими мыслями Волк решительно поднялся: Ну что готовы – пойдем. На пост мне ещё рановато, но ничего, вас провожу, покурю пять минут на свежем воздухе. – Нора, Нора, я Лагуна – приём. – Могила, ты там встал – нет? – Да, уже, – послышался сонный голос из-за пёстрой ширмы. Волк махнул рукой и ответил сам: – Нора на приёме. – Волк, это Лагуна, там у тебя два карандашика. Высылай их. Стакан-бетон. Волк подхватил со стены автомат: – Слышали, корандашики, стакан-бетон. – Да что мне теперь эта переправа! – усмехнулся Рыжик. – Пустяк! Тут и речки-то – переплюнуть можно! Волк включил рацию на груди, распахнул дверь, обитую розовым одеялом и шагнул в темноту. Рыжик и Одуванчик шагнули следом. Сонный Могила закрыл за ними дверь сильнее. – Будешь хорохорится, – шутливо пригрозил Рыжику Одуванчик, – сам наш десятитонник на паром загонять будешь. – Да что там на паром, я щас хоть прямиком на ихний Майдан заеду! Я ж теперь, будто в отпуске побывал, даже ещё лучше! Я уже их раз победил. Теперь дело за малым. – Время чуть есть, – сухо проронил Волк. – Постоим пару минут – глаза привыкнут, и двинем. – Бах! Бах! Бах! Бах! Бах! – Четко отрабатывал Василиск по корректировке Орла. Звук на верху был заметно громче, отчётливее, а в темноте приобретал жутковатые, но вместе с тем обжигающе-реальные нотки. Волк молчал. Он всегда недолюбливал рыжих и новый напарник Одуванчика, давнего приятеля Волка, не был исключением. К тому же, Волк настороженно относился к таким девятнадцатилетним контрактникам, не одобрял и даже не мог понять как и зачем они оказываются здесь. И всё же, нужно отдать должное Рыжику. Его рассказ, а в большей степени тот внутренний огонь, с которым он говорил, впечатлили Волка. Более того, вся эта история будто сдвинула что-то в его устоявшихся убеждениях. И пусть неосознанно, но Волк уже проникся симпатией к этому до одури рыжему пареньку. Волк вспоминал его рассказ по дороге. Думал о нем, когда стоял на высоком берегу, пока машина Одуванчика и Рыжика спускалась вниз к парому. Он видел как уверенно, без лишних маневров, Рыжик загнал десятитонник на паром и сразу же четко встал на нужное место. Волк даже отметил про себя, что врядли бы какой-то водитель, с многолетним стажем, смог бы заехать лучше. Волк улыбался когда другой, последний на этот паром грузовик, не смог стать рядом с десятитонником с первого раза. Неуклюже сдал назад, вырулил и только потом, кое- как, вполз на паром. "А Рыжик-то может!" – подумал Волк и затянулся, пряча огонек от сигареты в рукаве бушлата. Он вспомнил как радостно и удивлённо Рыжик говорил о том, что он будто стал героем и, вдруг, будто что-то щелкнуло у Волка в голове. Словно невидимый пазл встал на нужное место и Волк в одночасье понял не только Рыжика, но и других таких девятнадцатилетних парней. Услышал, о чем, до срыва, кричат их голоса. Понял, что хотят доказать они сами себе и всему миру. "Ты герой, Рыжик. Уже герой!" – прошептал Волк, глядя на десятитонник, стоящий на краю парома. Затянувшись последний раз, он затушил окурок слюной, чтоб искры не выдали его в темноте и подумал, что наверное так происходит всегда: человек сначала становится героем где-то внутри самого себя. А потом, бывает, случается событие, которое только проявляет это, уже укоренившееся, качество. Вот тогда герой становится видим для всех. Волк поглядел вслед отчалившему парому и вдруг поймал себя на мысли, что был бы совсем не против, если бы его сын, разумеется когда как следует подрастет, стал немного пожожим на Рыжика. И затрясся от беззвучного смеха: "Надо же, я хочу чтоб мой сын был похож на рыжего! У меня скоро тут окончательно крыша съедет!" Пиликнула рация на груди: – Выход на одиннадцать! Я пост пятнадцать. – А-хх. – неспеша докатился звук далёкого выхода. У Волка замерло сердце. По каким-то, не различимым для уха обычного человека ноткам, Волк понял, что зрачок ствола далёкого орудия глядит прямо на него. – З-ю-ю! – черканул снаряд по небу и тут же – Пта-тах! – казалось само пространство раскололось, а из образовавшегося разлома ударил ослепительный свет. Волк сам не понял, как оказался на земле. За время, проведенное на войне, он научился выживать. А в моменты крайней опасности его телу уже не нужны были команды, оно научилось действовать быстрее импульсов мысли. Просвистели осколки. Волк подкатился ближе к обрыву и глянул вниз. Рвануло на берегу. Волк автоматически прикинул направление и радиус разлета осколков. Паром едва отчалил и тягочи по обеим сторонам ревели и пенили воду, стараясь увести грузовики из-под обстрела. Они были похожи на два больших плавучих мотора, к которым припаяли маленькие кабинки для штурвальных. Десятитонник и неуклюжий грузовик стояли на краю, ближе всех с месту взрыва. "Наверняка туда залетели осколки, подумал Волк дёрнув щекой. - Ненавижу паромы! На них, как на блюдце. Интересно, на открытом месте они были или всё-таки в кабине? Кабина, всё же, какая-никакая защита от осколков." – Пятнадцатый, я Орёл. Ты не прошёл, – шипела тем временем рация. – Повтори! Ты не прошёл! – Орёл, я пост пятнадцать, повторяю: выход на одиннадцать. Ещё выход! Повторяю: выход на одиннадцать. – А-хх! – донеслось по реке. Волк откатился от обрыва, положил автомат на грудь и посмотрел на клочок звёздного неба. Лёгкий ветер коснулся его лица и поспешил на берег. К реке. – З-ю-ю-Та-тах! – звук был другим. Волк не мог сказать чем именно этот взрыв отличался от предыдущего. Но он чётко услышал – звук был другим. Не успели просвистеть осколки как Волк уже покатился к обрыву – десятитонник вспыхнул, как спичка. – Да ну! – неповерив глазам прошептал Волк. Паром уже отошёл от берега и, продолжая набирать скорость, уходил всё дальше. Волк не мог разобрать, что именно происходило на пароме. Только неясные тени и блики от огромного факела-десятитонника мелькали на пароме между другими машинами. – А-хх! "Может они всё-таки были снаружи?" - и тут Волк заметил, что языки гигантского пламени как будто не беспорядочно мечутся к небу. Ему показалось, что их очертания складываются во что-то целостное – в большое и рыжее, сияющее счастьем лицо Рыжика. Волк зажмурился. А когда он открыл глаза снова - увидел как пылающий десятитонник содрогнулся, рванул с места и задним ходом, сошел с парома огненной кометой на чёрное зеркало реки. – Л-ту-ф-ф-ф! – из реки взметнулся гигантский фонтан брызг и водяной пыли. Когда десятитонник погрузился полностью, на реке снова стало темно – огонь не успел перекинуться на другие машины. Только несколько мелких обломков догорали на пароме, там, где прежде стояла машина Одуванчика и Рыжика. Сбросив с себя оцепенение, Волк вскочил. По едва заметной тропинке, огибающей обрыв, он бросился к реке. Пока он мчался, ещё два или три снаряда подняли столбы водяных брызг. А когда Волк добежал, на ночном берегу уже установилась тишина. Странная, тягучая, неестественно пустая и безразличная тишина. Только монотонно шипела рация на груди. Только усталый голос всё твердил: …Елена, Антон, Павел, Олег. Теперь низ… =================================== Copyright: Сергей Постылый, 2023 Свидетельство о публикации №405140 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.02.2023 20:46 |
| Галина Пиастро РЕЦЕНЗИЯ на рассказ «Эй, Рыжик, стакан-бетон». Автор: Сергей Постылый http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=405140&pid=0 Вводная часть Военная проза. Она в целом мне интересна с давних пор. Правда, больше документальная. Но есть и художественные произведения, которые не просто читаю – перечитываю. Один из вопросов, который меня мучает при этом: как удавалось выдержать, как можно осознавать, что в любой момент может быть тот самый прилёт, который нацелен именно на тебя… на тебя! В самом слове война мне слышится вой снарядов. И ужас. В книгах мне интересны характеры воюющих, возможная достоверность – конечно, на уровне моих знаний и пониманий – происходивших событий, описание вооружения. И ещё очень важное: текст, язык текста. Образцы последнего для меня это И. Бабель, В. Пикуль, В. Богомолов и некоторые другие. Вот и в этом рассказе я искала то, что частично перечислила выше. Одним из самых тяжёлых моментов было понимание, что речь идёт о военных событиях настоящего времени. Только в двух местах я увидела прямое указание на это: «Пошло-поехало. Щас хохлы прикурят!» и «– Да что там на паром, я щас хоть прямиком на ихний Майдан заеду!» Замечу, слышала, будто в некоторых подразделениях всех бойцов ВФУ называют немцами. Но это к слову. У меня есть чёткое и довольно давно сформированное мнение о причинах, приведших потом к СВО. Есть мнение и о геополитике недавнего прошлого и настоящего. Но автор, кроме двух приведенных мной цитат, не затронул эти проблемы. Поэтому и я здесь не буду в них углубляться. Герои. Обзор Все герои обозначены их позывными, которые выбраны, похоже, на основании характеров или внешности персонажей. Имя упомянуто только у одного. Волк. «Алексей с позывным Волк». Основное повествование ведётся как бы от его имени, даётся его восприятие происходящего. «Взгляд у Волка тяжёлый, от которого мурашки по спине, глаза темные и бездонные, в них чёрный дым от горящих колонн, в них блеск от разрыва снарядов. В них скорбь и отвага» – это очень удачный фрагмент. Был серьёзно ранен в левую ногу – «Один из мелких осколков, залетевших в неё ещё весной, так и оставался внутри». Потому нога даёт знать о себе. У меня создалось очень благоприятное впечатление о Волке: знающ, спокоен, уверен. Рыжик. Рассказ посвящён именно ему, его подвигу. «Рыжик безмятежно сопел. Его веснусчатое //правильно: веснушчатое // молодое лицо изображало какое-то необычно детское выражение». Ему 19 лет. Он контрактник. Водитель большегрузного автомобиля – десятитонника, как он назван в рассказе (возможно, речь о КАМАЗ-53212 с шестиметровой бортовой платформой – уточняю, чтобы оценить дальше мастерство водителя). Одуванчик. Напрямую о нём очень мало в тексте. Он «напарник» Рыжика, похоже, второй водитель десятитонника. Он, вероятно, старше и опытнее Рыжика. У него «блестящая лысина». Вот ещё про него: «давний приятель Волка». Обоих – Рыжика и Одуванчика – называют «карандашиками» (армейский жаргон: солдат или сержант в армейском радиоэфире – “карандаш”). Могила. Этот персонаж только упомянут. Обитает вместе с Волком в землянке. Потом он закрывает дверь за уходящими из землянки теми тремя. И всё. Военная терминология Есть две крайности при описании специфики боевых действий и связанного с этим. Бывает перенасыщение спец. терминами (это с точки зрения гражданского читателя). Бывает вынесение любого спец. понятия в подстрочник и подробные разъяснения. Здесь же, на мой взгляд, ни того ни другого: всё в меру понятно из самого текста. Военный сленг приведен так, что внушает и достоверность разговоров, и вызывает (у меня вызывало) желание читать дальше. «Приходы». «Ответки». Это вполне понятные термины. «Схожу как-нибудь на крестик, скажу, чтоб доставали» /это о застрявшем в ноге осколке – Г.П./, а «крестик» – медсанбат, вероятно. Хорошо сказано. Даже непонятная шифровка «Антон, Пётр, Борис, Екатерина. Теперь низ: Борис, два Владимира, Николай» мне пришлась по вкусу – мало ли, что это значит. Надо – так надо. Непонятное стакан-бетон. Посмотрела: это строительная арматура. И что? А кто его знает. И это мне очень понравилось. Пояснено так: «Выражение стакан-бетон, означало, что паром причалил к берегу». Позывные исполнителей стрельбы, наблюдателей, все эти Василиск, Орёл, Нора, Лагуна – воспринимаются вполне органично. Хорошо исполнены звукоподражания: «Буф-ф!», «З-ю-ю-Та-тах!», «Л-ту-ф-ф-ф!» Просто, но наглядно: «Рация, качнувшаяся на соседнем гвозде, противно пиликнула и зашипела». Описание быта Землянка описана относительно подробно: нары, буржуйка и проч. Но… Но здесь у меня есть придиры. Придиры! Вот: - «…сел на чурку, заменяющую табуретку». //Лишнее уточнение – а чем ещё она могла служить?// - «Из топки вылетело немного лёгкого пепла» //а что, бывает тяжёлый пепел?// - «он сел и упёрся взглядом в наскоро сколоченный стеллаж» //откуда Рыжику, гостю, известно, что наскоро?// - «перевел взгляд на маленькую подвесную пластиковую полочку, подобранную где-то…» // и это откуда ему известно? Да и к чему уточнение?// - «дверь, обитая розовым одеялом». Само по себе это запоминающееся описание двери. Но это выражение встречается (скопировано) трижды!? Ладно бы, если бы дверей было несколько (одна обита синим одеялом, другая…))). Но здесь-то одна дверь, одинёшенька. - Разбавлю придиры – а вот это отлично: «…и, без преувеличения достояние землянки – настоящая чайная ложечка». Волк и Рыжик. О рыжих - «Волк посмотрел на Рыжика и поморщился: "Это же надо быть таким рыжим... рыжим до того, что смотреть – глазам больно"». - «Волк поморщился снова: "Черт меня дери, когда он улыбается, он становится ещё рыжее!"» - «Он всегда недолюбливал рыжих…» И это всё мысли вполне взрослого человека, сурового воина, да и просто, как хотел, наверное, представить нам автор, отличного мужика. Зачем же так настойчиво представлено это отношение “чернявых” к рыжим? Это другое, это ещё понятно: «Волк настороженно относился к таким девятнадцатилетним контрактникам, не одобрял и даже не мог понять как и зачем они оказываются здесь». Что ж, скажу прямо: а это всё для того, чтобы потом, после того как Рыжик совершает подвиг, выявился контраст между его данными: внешность-возраст и сила духа. Ново ли такое? Нет, конечно. Скажу обидное: почти избитый приём. Да, у Р. Рождественского есть подобное, полувековой давности: «На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький…» Ну и концовка: «…А когда он упал – некрасиво, неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост!» Но ведь КАК сказано! На заклание Знаю, что написала отвратительный заголовок для последующего текста, но это предположение о трагичной участи Рыжика в самое ближайшее время возникло у меня сразу при прочтении рассказанного им сна. Опять избитый приём: если перед боем или выходом на задание (военное, милицейско-полицейское и др.) герой (под диктовку автора, простите) несколько торжественно обещает вернуться или, как здесь: «– Да что там на паром… Я уже их раз победил. Теперь дело за малым» – это означает, что я и написала в заголовке. Смерть, гибель героя, пусть и литературного, уже шок, удар по восприятию читающего. Потому подобная “подготовка” посмертного образа не по мне. Ни новизны, ни тонкости замысла я здесь не увидела. Ну и такое: «И всё же, нужно отдать должное Рыжику. Его рассказ, а в большей степени тот внутренний огонь, с которым он говорил, впечатлили Волка. Более того, вся эта история будто сдвинула что-то в его устоявшихся убеждениях. И пусть неосознанно, но Волк уже проникся симпатией к этому до одури рыжему пареньку». Главное, я не увидела тонкости описания. Не на мой вкус оно здесь в отличие от многого другого, чему я радовалась выше. И это меня очень разочаровало. Подвиг И опять я читаю с удовольствием – с горьким удовольствием – это о погрузке на паром десятитонника, о том, как, после попадания в него снаряда «… пылающий десятитонник содрогнулся, рванул с места и задним ходом, сошел с парома огненной кометой на чёрное зеркало реки». Именно это «рванул с места» чётко показывает, что не сам грузовоз покатился – это водитель, тот самый Рыжик, понимая опасность для соседних автомобилей, а возможно, и для всего парома, принял такое решение. Возможно, вместе с Одуванчиком… Вся эта часть опять описана строго, как бы деловито и просто – от этого и мурашки по коже. Но… Вот это, приведенное мной выше: «И всё же, нужно отдать должное Рыжику». …и т.д. И это: «Волк в одночасье понял не только Рыжика, но и других таких девятнадцатилетних парней. Услышал, о чем, до срыва, кричат их голоса. Понял, что хотят доказать они сами себе и всему миру». Если по большому счёту, если, что называется, на полном серьёзе, то я не уверена, что именно такими довольно-таки высокими словами и нужно передавать мысли мужчины, сурового участника боевых событий, чуть ли не его потрясение от рассказа молоденького бойца-шофёра о своём сне. Да и сам сон, вернее, его пересказ Рыжиком (под диктовку автора)), простите, для меня “сладковат”, а итоговые заявления Рыжика – опять же для меня – несколько высокопарны. Я не почувствовала того вкуса к слову, который проявлен почти во всех других эпизодах. Мелочи и не совсем мелочи Когда начала читать, показалось, что уж с грамотностью здесь полный порядок. Обрадовалась (!!), что прямая речь везде корректно оформлена – главное)), именно тире везде, а не обрубки-дефисы. Да и вообще, орфография и пунктуация на высоте. Но увы. Навыписывала – объясню. - «…потрепал его по ноге» – //по щеке, по плечу, но по ноге?// - «Его веснусчатое молодое лицо изображало какое-то необычно детское выражение будто ему снится что-то про его первое сентября». //веснушчатое – это уже исправляла выше. Изображало выражение – это он что, прикидывался? Про какое именно «первое сентября» в череде других у бывшего школьника идёт речь?// - «На нем вещмешки, как шуточно называли их меж собой солдаты: "образца тридцать девятого года"». «Будешь хорохорится, – шутливо пригрозил Рыжику Одуванчик, – сам наш десятитонник на паром загонять будешь». //Правильно здесь: хорохориться. И насчёт авторского пояснения в обеих фразах: «шуточно» и «шутливо». Я предпочитаю, чтобы сами фразы вызывали у меня улыбочку-усмешечку, а не подсказка автора. Кстати, оба предложения и так меня чуть улыбнули))//. - «Волк даже отметил про себя, что врядли бы какой-то водитель, с многолетним стажем, смог бы заехать лучше». //правильно: вряд ли. Убрать БЫ)) первое «бы»//. - «Он вспомнил как радостно и удивлённо Рыжик говорил о том, что он будто стал героем и, вдруг, будто что-то щелкнуло у Волка в голове.//Два «будто» это перебор))// - Услышал, о чем, до срыва, кричат их голоса. //Кричат люди, а голоса слышны//. - «Интересно, на открытом месте они были или всё-таки в кабине?» //Нельзя подобный вопрос, даже риторический, в подобном эпизоде начинать с любопытствующего «Интересно»//. Дам в скобках правильное написание: мороженное (мороженое); чуствую (чувствую); нехватало (не хватало); корандашики (до этого верно было: карандаши); Будешь хорохорится (хорохориться); Звук на верху (наверху); врядли(вряд ли); неспеша (не спеша); тягочи (тягачи); неповерив (не поверив глазам); немного пожожим на Рыжика (исправить описку). С препинаками хуже – текст надо в чистку отдать)). Резюме Скажете, что я слишком придирчиво прошлась по тексту – это так и есть. Оправданием мне может служить то, что я не рассматриваю этот рассказ как среднестатистический)). В целом он для меня – как я это называю – по большому счёту. Вот потому понизить бы некоторые “высокие” слова и фразы, о которых я упомянула, убрать “подсказки”, почистить. Но, как обычно говорю – это требование моего вкуса к слову, с чем автор волен согласиться или нет. Галина Пиастро, /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/ |
| Спасибо большое, Галина, за развернутую рецензию! Очень разные чувства (где-то даже взаимоисключающие))) одолевают меня после её прочтения. Сказать по правде – поспорить хочется. В то же время спорить здесь, где каждое замечание подкреплено вполне себе устойчивым основанием, не вижу смысла. Спор ради спора (жизнь ради жизни, любовь ради любви...) м-м-м – не моё это! Поэтому, опустив глаза молча киваю. Тем более, что есть места, где меня чуть не захвалили (кажется я почти покраснел (как минимум дважды) пока читал). И тут же стоит признать, помимо всего прочего, есть пара мест в тексте, которые выглядят так, будто я переписал их из сочинения какого-нибудь пятиклассника (если абстрагироваться от ошибок, разумеется))) Но до того умело и точно я был ткнут в них носом, что я чувствую, как мой покер-фейс превращается во что-то, напоминающее морду нашкодившего питомца. Однако мне понравилось! Мотаю на ус))) Спасибо вам большое за Ваше внимание, Ваш труд. |
| Этакий ремейк фрагмента фильма "Живет такой парень" переложенный на фон войны. В фильме герой Леонида Куравлева этот подвиг совершал в мирное время. |
| Спасибо, Вадим! Люблю такие реплики. В них особая соль: конечно, подвиги в мирное время это то, чего нам всем очень не хватает, “впрочем, это уже совсем другая история". |
| Сергей. Рада, что хоть что-то, возможно, Вам пригодится. Насчёт "спора". Да, ради перепалки)) этот процесс ни к чему (мы ж с Вами не такие!)).) Но если есть в чём-то несогласие с моими выводами-доводами -- об этом обязательно скажите (вслух!))) -- мне же тоже полезно подобное. Спасибо за хорошие слова в мой адресок (он тыловой, конечно:)) |
| Галина, ещё как пригодится, не сомневайтесь. И если мне найдется что-то возразить – скажу настолько прямо, насколько это возможно. Ведь мне очень хочется быть вам хоть как-то полезным))) Пока же... Пока же, пользуясь моментом поздравляю Вас с праздником! С 8 марта! А заодно и всех женщин, той половины мира, в которой сегодня настоящие мужчины имеют возможность поздравить настоящих женщин. Но Вас, конечно, в первую очередь! Вы очень здорово сказали про Ваш тыловой адрес. Это действительно так. И я понимаю, что я не один такой, нас таких "героев" – тьма! Вечно убегаем куда-то творить свои подвиги(мирные и не очень))) А Вы нас терпеливо ждёте. И мы обязательно возвращаемся (а куда нам деваться от себя-то не убежишь))) и всякий раз с очередной историей. У Вас от них, быть может, уже оскома, но Вы всегда встречаете нас с улыбкой. Внимательно выслушаете, где-то погрозите пальчиком, за что-то простите, найдёте за что похвалить. И вот мы снова полны сил и уверенности, расправляем свои воробьиные крылышки – ну без малого орлы!))) Спасибо Вам, Галина, за это! Ещё раз с праздником и всего наилучшего! |
| Сергей. И все наши мужчины -- да, главное: возвращайтесь!! Спасибо за поздравление. Передам его всем женщинам, кому только смогу -- ждут вас всех которые. |
|
|