Гостиная № 2 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Уважаемые коллеги, друзья, гости, мы приступаем к обсуждению стихотворений Айрата Мустафина и рецензий к этим стихотворениям: Он Безумец *** Он Безумец. Стоит перед зеркалами В палатах. В латах, Перчатках матерчатых. В руках скипетр, Рядом – держава. Водрузил на голову седую - Шапку Мономаха. -На плаху! – кричит, Представляя что-то своё. Отдаёт приказания, Перепутав воображаемое с реальностью. Руки мановением Направляет полки. Неповиновения не потерпит. Зарево лицо озарило – Нероном ощутил себя. Бой барабанный в ушах зазвенел – Перевоплотился в Калигулу. В трёх лицах одновременно Безумец себя ощутил. Очнулся на время. На пиджак накинута мантия. В руке – холод металла державы. Не ужаснулся – понравился сам себе. Боярин преданный Руководит погрузкой сундуков, До самого верха набитых золотом. В кармане затерялась ненужная маска. Где-то на площади громыхнула Непокорная пушка. -------------------------------------------------. Прогулки по расписанию *** Прогулки по расписанию. Униженно готовились Всю ночь, Чтобы выпустили. Пальцы все исколоты Иголочкой с непривычки. Всё пришивал звёздочку Жёлтую на всю спину. В детской считалочке зайчик – Пять, и иду искать. А у меня лучиков получилось шесть. Где-то я слышал это, Желтые звёзды, чтобы Целиться было лучше, Если вдруг внезапно захочется на свободу. Где-то, где-то, где-то… Гетто, где-то, где-то. Здравствуйте, доктор Менгеле, как вам эксперименты? Как другая фамилия? А мне показалось, что в профиль Почти одно лицо. Тихо болят под перчатками Подушечки пальцев – наперстки давно отобрали те, Кто играми и затеями с ними легко забавляется Уже профессионально. Хмурых лиц незаметно, только глаза над масками, А птицы над арестантами кружат и насмехаются – Им всё равно. -----------------------------------------------------. Рецензий не очень много, но я думаю, что все кто не успел разместят свои рецензии в комментариях на странице заседания. Итак, начнём. |
| От Анны Шеккер В целом по технике ничего более-менее серьезного сказать не могу и не смогу, не сильна в теории стихосложения, но местами чувствуется перескоки в размерности. Или я ошибаюсь? А по содержанию… лирика гражданская. Рубрика соответствует содержанию. «Он Безумец» . Действительно, о безумце идет речь. Но здесь какая-то аналогия, возможно, я что-то упускаю… Местами есть интересные находки. ----------------------- «Прогулка по расписанию». Как-то не совсем понятно название. Тут даже не прогулка, а жизнь по расписанию. Тяжелая тема. Думается, что над обоими стихотворениями стоит еще поработать. Анна Шеккер ==============================================================================. |
| Добрый день, уважаемая Анна!Да, прототип у Безумца есть. Он угадывается. Но делать буквальную картинку с сегодняшнего дня я не стал. Стихотворение должно походить на все времена, чтобы отойти от простого бытописания. Спасибо за внимательное прочтение. Прогулки по расписанию - это цитата из жизни Белокаменной этого года. :-) С уважением, Айрат Мустафин |
| От Константина Евдокимова "Он Безумец". Стихотворение интересное. Читаешь и видишь его, Безумца. Но что дальше? Что хотел сказать нам Автор? Что так бывае в жизни? да, бывает. В жизни всё бвает. В лучшем случае я могу только посочувствовать герою произведения. Но стоило ли для этого сидеть и испытывать муки творчества? Видимо Айрат считает, что стоило. Осуждать не буду, ведь давно сказано, что "нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется". С уважением к Автору константин Евдокимов. Стихотворение интерсное. Читаешь и видишь этого Безумца. Но что дальше? Что хотел Автор сказать нам, читателям?. Что так бывает? Да, бывает! В жизни всё бывает. Но ведь для чего-то стихотворение писалось! Этого, к сожалению, я не увидел или может не смог увидеть. С уважение и добром Константин. -------------------------------------. "Прогулки по расписанию" Стихотворение тронуло своей пронзительной простотой. Верлибр подошёл очень хорошо подошел к содержанию и теме стиха. Тема эта должна быть вечной, если мы хотим продолжения жизни на земле. Замечаний по технике стихосложения как-то не хочется искать. Благодарность и пожелание дальнейших успехов Айрату . Константин Евдокимов ======================================================. |
| Константин, благодарю за стремление найти смыслы в предложенных верлибрах. С уважением, Айрат Мустафин |
| ======================================================. От Елены Самковой Не поклонница верлибров, не пишу в этом стиле, поэтому не смогу подробно разобрать тексты. Не потому что против данного поэтического направления, вовсе нет. Как говорил питерский писатель Даниэль Орлов, поэты-верлибристы иногда превосходят поэтов-традиционалистов. Поскольку, не имея опоры на рифму, размер и т. д., могут мастерски управлять интонацией. С ее помощью выстраивать сюжет и владеть вниманием читателя. Я поддерживаю мнение писателя и ничего не имею против, просто мне не близок этот стиль. Однако, данную подборку прочла с интересом. Верлибр удался автору. Получилось справиться с интонацией и даже выдержать единую историческую тематику. «Он Безумец» - стихотворение, наверное, можно посвятить многим власть имущим. Испытание могуществом и богатством нередко мономахов превращает в калигул и неронов. Но у большинства из них под мантией скрывается обычный пиджак, а мысли - лишь о набитых золотом сундуках. Понравился звуковой ассонанс и аллитерация внутри строк: «в палатах - в латах», «мановением – неповиновения», «пиджак - державы». Это помогает прочтению. Единственное замечание – я бы поставила тире между местоимением и существительным характеризующим его: «он – Безумец». --------------------------. «Прогулки по расписанию» - здесь тоже автор пользуется уже известным нам приемом внутренней рифмы: «пять – искать», «иголочкой - звездочку», «где-то – гетто». И снова этот удачный ход придает стихотворению некую напевность, былинность повествования. Что же касается самого текста, то в нем просматривается некая дуальность и это, на мой взгляд, создает диссонанс при чтении. Повествование ведется от первого лица, поэтому герой имеет право на субъективность и ярко выраженные эмоции. Мы можем предположить, что стихотворение написано от лица заключенного концентрационного лагеря. Он шьет себе робу с желтой звездой и т. д. Но тогда будет уместнее в завершении употребить не отстраненное «птицы над арестантами кружат и насмехаются», а «птицы над нами кружат». Читатель в своих ощущениях объединится с ЛГ, встанет с ним плечо к плечу. А вот про птичьи насмешки очень здорово подмечено. Видно, что рассказчик доведен до края и даже невинный щебет птиц ему представляется грубой насмешкой. Айрат, стихи, безусловно, глубокие и вдумчивые. За каждым из них стоит большая работа со звуком, интонацией, ведением сюжетной линии и просто хороший читательский опыт. Желаю Вам вдохновения, признания и воплощения авторских идей! С уважением, Елена Самкова =========================================================================. |
| Елена, спасибо. Вы хорошо подметили, что эти стихи опираются на события наших дней (в конце написаны даты), но говорят читателю о вещах, которые происходят в разные исторические периоды и эпохи. С уважением, Айрат Мустафин |
| =========================================================================. От Александра Марусева Он Безумец В палатах. В латах, Перчатках матерчатых. Как здорово! Само шепчет. Водрузил на голову седую - Шапку Мономаха. -На плаху! Перекликается с известной пословицей. В кармане затерялась ненужная маска. Где-то на площади громыхнула Непокорная пушка. С хорошим прицелом был выстрел. Но ядрёный заряд не долетел. По-моему, не долетел! Или, так скажем - Он более псих, чем ему можно было быть. Для психа Он чересчур непрост. А для ПАРАЗИТА, чересчур плоско обрисован. Но, жемчужины, перлы то есть, есть, чего и нам желаю. ------------------------------------------------. Прогулки по расписанию В детской считалочке зайчик – Пять, и иду искать. Несколько неуклюже. И про птиц недопонял – символ свободы, что ли? И опять – то ли недомах, то ли недолёт. Или у меня ни ума ни фантазии. Это ж ещё когда говорилось – хочешь понять - поставь перед собой соответствующую задачу. Вот, думаю, тогда как по волшебству всё и откроется. Но – ленив выше крыши. Вообще, начинаю въезжать в эти самые верлибры. Ну, вернее, тяга такая возникла – читать верлибры. Дарю Айрату: Они как жабры на жаре у жёлтой рыбы Верлибры, это не антре для заполошных: Всё шифром хочется прошить, вписать верлибром. И жеребёнком обозвать любую лошадь. Пусть – рыбе – море, а поля – плясать лошадкам, Верлибрам – не давать заснуть Айрату. Мир этот без верлибров станет шатким И невозможней без дождя возникших радуг. С верлиброуважением, Александр Марусев. |
| Спасибо за стихотворение и особое мнение :-) С уважением, Айрат Мустафин |
| От Бориса Колганова Он Безумец У зеркала в латах, в перчатках чатых. В какой лапе скипетр, в какой – держава, всё время путаю я. Видно с головой плохо – на плаху её, беспутную1 И так далее и так далее, воображая реалии, хотел написать, да не стал. Передумал. Скажу по-тихому, просто стало интересно: это про что?? Понятно было бы про пешку, мечтающую в ферзи. Но у ферзя не бывает скипетра и державы. Тогда совсем тихо, совсем шёпотом: про кого же? Прогулки по расписанию Да уж! Что это было? Ошеломительно до потери дара речи и смеха. Разве что только птицам весело чирикалось над жёлтой звёздой ковида на спинах. Атличнейшая мишень, не промахнись, Грета, выбей заразу эту из гетто, солнцем июньским согретым. Как-то так где-то. И на кого похоже лицо Менгеле в профиль, опять читаем по губам. С благодарностью, Айрат. Борис Колганов |
| Как далеки Вы от Москвы Златоглавой, Борис :-))) С уважением, Айрат Мустафин |
| Рецензии Игоря Колесникова: Безумец Очень хорошее начало, на созвучиях, грамотно выстроено по ритму, акцентируя внимание на главном. К сожалению, дальше этот эффект пропал. И созвучия куда-то испарились. Хотя... это же верлибр, у него нет правил. Как хочу - так пишу. По сути даже созвучия в начале - уже излишества. Но... как хочу - так пишу. Поэтому читать начало мне было интереснее, чем продолжение. И всегда в подобных случаях терзает вопрос - кто? Кого имел в виду автор? В конце становится понятно, что никого конкретно, что это собирательный образ правителей всех рангов. Но сначала казалось, что про сумасшедшего, потом, что про кого-то из нынешних власть предержащих. Но вряд ли, потому что довольно много смешано в кучу. Много стереотипов. В итоге получился придуманный стереотипный образ вождя, правителя, президента, генерального секретаря и прочее и прочее. Он несколько гротескный, этот образ, как русский с медведем и балалайкой, и в реальности никто полностью ему не соответствует и не соответствовал, но, как говорится, прецеденты были. И не стоит об этом забывать. Прогулки Исходя из даты написания, всё понятно, но появись это стихотворение ещё три месяца назад - вызвало бы недоумение. Зато сейчас, что называется, утром в газете, вечером в куплете. Да, ограничение свободы многие восприняли болезненно. Поэтому аналогии уместны. Получилась полуфантазия, полунамёк, но, в любом случае, этакая политическая сатира с элементами гротеска. Мне лично не очень импонирует желание в любом событии увидеть политическую подоплёку, но это, видимо, от того, что я вообще далёк от политики. И всё же мне кажется, что проблема раздута из выеденного яйца. Впрочем, если расценивать это как предупреждение, то да. Например, любая антиутопия служит предупреждением, а так как элементы антиутопии появились в нашей реальной жизни, то необходимо заострить на них внимание. В общем, я так и понял - как предупреждение. Не заиграйтесь, знайте меру! |
| Да, в стихотворениях указаны даты написания. А вот обобщение - это совсем неплохо. Иначе бы и Штирлица не получилось у Юлиана Семенова, верно? С уважением, Айрат Мустафин |
| ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ И МНЕНИЯ! С уважением, Айрат Мустафин |
|
|