Гостиная № 2 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Добрый вечер друзья, коллеги, гости! Ну, я пожалуй, уже сегодня смогу открыть наше очередное заседание. И первым делом приношу свои извинения по поводу задержки открытия заседания. Ну не всегда наши желания согласуются с возможностями нашего интернета. Вот и нынче получилось так, как получилось. Итак, пожалуй, начнём. На нашем нынешнем заседании мы поговорим о стихотворениях Елены Самковой: ------------------------. Выбор - Ты говорила, что звезды это миры, Тэсс? - Да. - И все такие же, как наш? - Не знаю, но думаю, что такие же. Иногда они похожи на яблоки с нашей яблони. Почти все красивые, крепкие, но есть и подгнившие. - А мы на каком живем - на красивом или подгнившем? - На подгнившем. Томас Гарди "Тэсс из рода д'Эрбервиллей" Пересекаются пути, так странно… То слишком поздно выбран путь, то слишком рано. То перепутал! Просчитал! Запнулся! Выбыл! И как понять, не пропустить, тот самый выбор? Ждать тяжело! Трудней – терять. В ошибках – мудрость. Так сердце мучает опять вот эта лунность! И миллиард полночных звезд в высоком небе. Но мы печемся лишь всерьез о хлебе. Планеты – малые миры, как наш, быть может. Они похожи на плоды с тончайшей кожей. Но Землю-яблоню лучи невзгод сжигают. И сохнут корни, и плоды сгнивают. ------------------------. Мир Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья… Ф.И. Тютчев Скорбь безмолвия нагих и чистых рощ - давняя наперсница разлуки. Тощие березы через дождь дряхлые, слабеющие руки утешительно на плечи мне кладут. Замкнут круг разлук, коротких встреч. Мы обручены с тем миром Горним. Не предотвратить и не сберечь, все одно и истина бесспорна: сотворенное имеет свой конец. Ложность опрометчивых шагов… Совести сюиту не расслышать. Дольний мир, отрекшись от основ, Редко, хрипло, затрудненно дышит, устремив вперед стеклянный взгляд. И не ощутить тепла дыханья в листопаде жизней, судеб, дней; только грусть в порыве увяданья. Путь к тебе, чем ближе, тем длинней. Лишь молитвы свет неколебим. ================================================. Рецензий у нас нынче не очень много, я бы даже сказала, что мало, но я надеюсь, что в процессе нашего мероприятия все, кто не успел прислать свои вердикты, присоединятся к нашему обсуждению. |
| От Александра Марусева Выбор Ну, да – выбор, это самое главное. Так, по неожиданному пути пошло стихотворение Елены, стоило ей срифмовать мудрость-лунность. И, сразу исчезла обещанная мудрость, оставив нам межзвёздный туман. О чём теперь это стихотворение, можно узнать только с подсказки автора. Однако, стихотворение атмосферное, если исправить «лишь всерьёз о хлебе», да выбрать – начало ли продолжить, либо концовку развить, то может получиться что-нибудь, что не будет восприниматься тренировкой пера. Впрочем, я и сам такими стихами грешу. И, поэтому рад познакомиться с Еленой, и пожелать ей достичь высот в поэзии, которую мы все любим, но в фавориты которой пока ещё никто из нас не попал. --------------------------------------------------------. Мир Красиво сложенное стихотворение с неожиданными, рассекающими пятыми строчками. Беру этот приём на память. Что же само стихотворение – да, снабжено достаточным количеством образов. Правда не слишком много интересных рифм. Общее направление: дольнему миру – в горний. Я понимаю, сейчас все пишут так – для улыбчивого-то стиха надо и логическое обоснование, и собственную энергию, которой не сыскать. Трудно, в общем, улыбчивое написать. Но надо стараться – жизнь и так грязно-сера. Вы слышите, как это отвратительно прозвучало, сразу испортив настроение? Кроме того, отсутствие присутствия автора с его личным голосом, с живыми, а не «высокопоэтичными» словами, выражениями, не даёт в полной мере принять этот стих. Хотя стих цельный, сделанный, логичный. Хандра, навеваемая им, вот что мешает, ну, и отсутствие поэтического открытия. Всё это моё личное, не безошибочное мнение. Желаю Вам радости и достижения высот. С уважением, Александр Марусев. =====================================================================================. |
| Благодарю за рецензию, Александр! Что касается стихотворения "Выбор", Вы верно подметили, оно выглядит юношеским и не таким зрелым, как второе, ведь было написано в далеком 2012 году и выбрано мной, скорее всего для поддержания лирико-философской тематики. Отсюда да, проскальзывание прозаических строк о хлебе, в угоду звукописи. "Мир" - и на этот раз Вас тоже не подвело читательское чутье, ему всего два года, поэтому - более выверено. Веселые стихи? Ну это, наверное, больше подойдет жанру частушек, но я их не пишу и не исполняю) А если серьезно, то как говорила московский поэт Елена Исаева, стихи пишутся только от боли, от счастья же - никогда. Я отношусь к разряду лириков, поэтому некая грусть присуща всем моим поэтическим работам, а вот для моды не пишу никогда и вообще не знаю, стоит ли такого автора называть поэтом. Но, как известно, никогда не говори никогда. Вот снимут карантин, нам вновь удастся всем окунуться в тенистую зелень городских парков, и само собой напишется веселое стихотворение о красоте и радости человеческого общения) Спасибо! |
| От Елены Крыловой Мир Стихотворение про осень – время года, которое очень вдохновляет (не смотря на то, что это самое грустно-тоскливое время года для меня, но в тоже время эта опять-грусть-тоска-когда-же-весна и меня тоже вдохновляет). По технической части – пятые строки живут сами по себе, мне кажется, их лучше какой-то рифмой связать между собой или между другими строками. -----------------------------------------------------------------. Выбор Интересный образ лежит в основе - Земля-яблоко. Читалось стихотворение сложновато, возможно, потому что не совпадает иногда количество слогов в рифмующихся строках... Елена, рада познакомиться с Вами и Вашим творчеством! С теплом и оптимизмом, Елена Крылова. |
| Елена, спасибо за такую теплую и душевную рецензию! Коротко, но по существу) |
| От Бориса Колганова Выбор «И как понять тот самый выбор?» Во-время родиться и правильно пересечься со своей судьбой? Но кто знает свою судьбу? Или блуждать (скорей всего, бесцельно) средь чистых звёзд и не заморачиваться о хлебе насущном. Но мы печёмся о хлебе (прекрасная парочка слов пресеклась: печься о хлебе!) Или спуститься на Землю, да прибраться на ней – всё таки, свой дом – наполнить её соками жизни. Много вопросов, и это хорошо. Но вот что делать с «этой лунностью»? К чему она? Может, по смыслу стихотворения лучше сказать «подлунность», имея в виду мир подлунный с его земными заботами. Хорошая подводка и к полночным звёздам и к почве под ногами. ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬. Мир Это стихотворение – в другом стиле: умиротворённое и печальное, как поздняя осень. Но оно не об осени, оно про печаль человеческую, только не светлую пушкинскую в ожидании любви, а есенинскую грусть, «что пришло отцвесть и умереть». Да и не об этом тоже: в стихотворении можно разглядеть обобщение от сотворения до затворения мира, который «редко, хрипло, затрудненно дышит». Должен заметить, что оба стихотворения при всей внешней несхожести отличаются многоплановостью. Они образны и метафоричны. Приятно было познакомиться, Елена. Борис Колганов =========================================================================== |
| Борис, спасибо за проникновенную рецензию! Приятно, что Вы вчитывались в каждую строку и пытались понять внутренний мир героини. Интересное замечание про "подлунность", никогда не осмысливала стихотворение в этом ключе, но обязательно подумаю над Вашими словами. Иногда, читатели видят в моих стихах новые смыслы. Это значит, что стихотворение оживает и следует своим путем. Меня, как автора, такой факт вдохновляет! Да, Вы правы, я пыталась объединить эту мини-подборку общим сюжетным рисунком. В данном случае темой существования Вселенной и извечными вопросами мирозданья. Спасибо! |
| От Игоря Колесникова Выбор Интересная работа! И рецензию на неё написать не так уж просто. Я вижу, что словом автор владеет. И вижу ошибки. Мне слабо верится, что ошибки эти автор не замечает. Поэтому у меня не замечания, а вопросы. Неравностопность. Здесь считаю её недостатком, потому что не вижу в ней особого смысла. С помощью её не выделяется суть, текст не удивляет интересным ритмическим узором. Просто некоторые стопы короче, хотя сделать их ровными нетрудно. Стихотворение хуже читается. Если это намеренно, то зачем? Я имею в виду неравностопность именно укороченных строк. «Ты перепутал! Просчитал! Запнулся!» - мне кажется, или на самом деле имеется в виду не «просчитал», а «просчитался»? «Так» - всегда вызывает вопрос «как?». Как бы потом становится представима «эта» лунность и как «так» мучает, но конкретики не хватает. Наверное, лучше избавиться от таких полунамёков (сама по себе недосказанность неплоха, но в несколько ином ракурсе). Или конкретно, или составлять фразы без неопределённых «таков» и «этых». Далее планеты сравниваются с плодами, а Земля почему-то с яблоней. Первое сравнение понятнее, второе само по себе тоже имеет право на существование, но вместе они не стыкуются. Планеты – плоды, Земля тоже планета, но она не плод. Получается, автор спутал понятия, потому что не смог верно выразить мысль. Финальная глагольная рифма портит впечатление, но не очень. В целом – интересно, образно, но не ново. Солянка из нескольких штампов, усвоенных автором и выданных без переваривания. Это не личное понимание, это заимствование. Начиная с цитаты, которая даёт направление потоку ассоциаций. И дальше – миллиард звёзд в небе, печёмся о хлебе насущном и кое-что ещё – шаблоны. Хотя начиналось свежо, там, где про выбор. На мой взгляд, цепочку ассоциаций логичнее начать с цитаты, со сравнения Земли с яблоком, а закончить выбором, тогда это будет интересный мыслительный процесс. Но это всего лишь моё мнение. А стихи интересные, не пустые! -------------------------------------. Мир Вот потому я и не успел вовремя написать рецензии. Потому что поверхностно нельзя к этому стихотворению подойти, а для глубокого прочтения нужно время. Ведь это философско-религиозная лирика. Начинается очень академично, в духе классиков. Эпиграф из Тютчева, видимо, не зря. Мрачноватые и неторопливые пятистишия настраивают на размышления. Стилизованно хорошо! Серьёзный подход. Но почему сбои в последних строках первой и второй строфы? Ну очень это портит впечатление… Тем более, что остальное нормально. Здесь я снова вижу некие догмы, но кажутся они мне взросшими в авторской душе из семян познания. То, о чём говорится, не ново, но своё, авторское, пусть и о том же, что и многие ранее, но оно понятое и поэтому выглядит откровением, выглядит мудрее и правдивее, чем, например, мысль из первого стихотворения. В конечном итоге выясняется, что стихотворение о пути к Богу, что мир и есть Бог, и весь мир, и мы, и наши миры, и наши судьбы – всё есть Бог. Ну, как-то так… Стихотворение впечатлило глубиной и спокойствием грусти, грусти от познания некой истины. Запоминающаяся и нерядовая работа! Игорь Колесников |
| Спасибо за рецензию, Игорь! Ваше читательское чутье Вас не подвело. Вы правы, стихотворения различны по своей технике и глубине авторских переживаний, поскольку их разделяет 6 лет. Ваши замечания по стихотворению "Выбор" мне понятны, и скорее всего, они обращены к тому еще юному и незрелому автору, какой я была 8 лет назад. Да, это стихотворение было написано под впечатлением романа Томаса Гарди, поэтому выглядит слегка искусственным, не вполне пережитым. "Мир" писался по-другому. После ухода в иной мир двух близких мне людей. От этого ощущение в нем хрупкости бытия, неразрывной связи двух миров и т. д. Это действительно пережито, поэтому более ясно выражено. Спасибо! |
| От Любови Кулагиной Ну сначала об обоих стихотворениях. Обе работы хочется перечитать несколько раз. И не потому, что понравилось. Хотя и это отрицать не стоит, а скорее потому, что здесь не всё так просто и однозначно. Оба стихотворения содержат образы, которые не являясь новыми, тем не менее, довольно органично вписываются в сюжет стихотворений. Ну и теперь немного о каждой из работ. Выбор Да, ни для кого не секрет, что вся человеческая жизнь это выбор – выбор правильного пути, выбор кого взять себе в спутники, выбор того, как поступить в той или иной ситуации. И уже сделав, казалось бы, правильный выбор, правильный, по нашему разумению, путь, потом всё равно маяться от того, что сомнения заставляют вновь и вновь возвращаться к вопросу о том, правильно ли я поступил, и всё ли сделал так, как надо было. Стихотворение как бы разбито на три части. Первая та, где автор задаёт вопрос о том, как правильно сделать выбор. Вторая - сомнение о том, правильно ли мы поступаем думая только о хлебе насущном, вновь и вновь наступая на те самые пресловутые грабли, на которые столько раз наступали наши предшественники, делая ошибки, на которых не мешало бы учиться тем, кто идёт следом. Третья разочарование в том, что плоды сгнивают без всякой пользы. И, вполне возможно, автор хочет сказать, что это плоды деятельности человека, плоды, которые должны были бы дать возможность развития дальнейшей жизни, но, увы этого не произошло. Вот только, если рассматривать ситуацию с точки зрения чистой физиологии развития растения(имеются ввиду яблоня и яблоки) если сохнут корни, то и плоды на дереве с повреждёнными таким образом корнями, тоже высохнут, а никак не сгниют. Ну и ещё не очень мне понравилась инверсия в строчке о хлебе насущном. Елена, рада была познакомиться с Вами и немного с Вашим творчеством. Вдохновения Вам и новых интересных стихотворений. Любовь Кулагина -----------------------------------. |
| Спасибо, Любовь! Интересен трехчастный разбор стихотворения "Выбор". Когда я его писала, 8 лет назад, то не рассуждала так глубокомысленно. Просто написала по наитию, а потом сделала незначительные технические правки. Важное замечание по садоводству. Теперь буду знать. У меня, к сожалению, нет дачи, поэтому, оттолкнувшись от эпиграфа, придумала этот образ. Сейчас, имея некий опыт написания прозаических текстов, более тщательно проверяю информацию о которой пишу. Спасибо, мне тоже было приятно получить вдумчивые, доброжелательные рецензии и познакомиться с участниками Клуба. |
|
|