Гостиная № 2 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Здравствуйте, друзья, коллеги, гости! Рада приветствовать всех вас на нашем очередном заседании. И сегодня мы начинаем обсуждение стихотворений Ирины Сюткиной. Почему-то нас не очень много, но, надеюсь, в процессе обсуждения к нам ещё примкнут опоздавшие. Итак, начнём... -----------------------------------. Деревня Деревенька моя неказистая, Три десятка домов жмутся в ряд. На скамейке, под ивой ветвистою, Старики да старухи сидят. Обветшала деревня, ссутулилась. По дощечкам рассыпался мост. Молодёжи не видно на улице, Пышный клевер украсил погост. А когда-то слыла своевольницей, Жаль, деньки эти так далеки. И сейчас бабий хор за околицей Всё страданья поет у реки. Только летом в забытой обители Внуки звонко задорно кричат. Рады- счастливы – долго не виделись, Гомонят, словно стая галчат. И надежда, что все образуется, Спелый колос наполнит поля, Заиграет гармошка на улице — Оживет деревенька моя. ----------------------------------. Осень Раскраснелась рябины гроздь. Опадают, желтея, листья. И туман по утрам, как гость, С вороватой походкой лисьей. Это осень. Пора опят И дождей в больших сапожищах. Перелетные так кричат, Словно повод остаться ищут. Будет время - и я уйду, Вслед за птичьей галдящей стаей. Говорят, много дней в году. Разных дней. А моих не станет... -------------------------------. Ну и наши рецензии: =======================================================================================================. От Айрата Мустафина «Деревня» Супер! Ни прибавить, ни убавить. Очень понравилось. Очень, очень! Такое душевное! Такое Шукшинское! Такое ВасилияБеловчатое! Такое грустное и доброе. Светлое. Молодец! С уважением, Айрат Мустафин -----------------------------. «Осень» Очень хорошо переданы звуки, образы. Передано настроение поэта. Скорее понравилось, чем не понравилось. Но попробую придираться. Листья сначала желтеют, а потом опадают. Здесь для меня не вполне понятна последовательность и зависимость, что сначала и отчего. Хотя начало – супер! РАСКРАСНЕЛАСЬ РЯБИНЫ ГРОЗДЬ. Как у Есенина –ширь, простор, гроздь как девушка с морозцу, что поутру уже есть. Здорово! А вот гость, который с «вороватой походкой лисьей», это что за гость такой? То ли тать, то ли ещё как. И туман, который с походкой сложно представить. Времена года слышал: осень идёт, бежит, скачет, Весна летит, зима едет. А вот про туман, чтобы он ходил. Не увязывается. Может быть, это только у меня. Вот с дождем в сапожищах всё понятно. А туман с лисьей походкой – увольте, не понял. Перелетные так кричат. Вроде бы и понятно, что птицы, но это как вырванный зуб в ряду – пустое место. Понятно, что там должен быть зуб, но его там нет. Грусть в последнем четверостишье передана хорошо. С уважением. Айрат Мустафин ===========================================================================================. От Елены Крыловой «Осень». Кто-то любит осень, кто-то нет, но не перестанет она вдохновлять! Для меня осень – пора грусти-тоски. Чувствуется, как природа грустит тоже. Стихотворение очень созвучно мне и нравится. Последний катрен до краев наполняет чашу грусти. Понравился новый образ тумана-гостя. -----------------------------. «Деревня» Понравилось стихотворение. Хорошо, что такую тему поднимает автор, так как очень важная эта тема и близкая мне. Сейчас всё очень грустно. Хорошо, что деревня, которую описывает автор, летом оживает. Отъезжаешь чуть дальше от города и видишь такие вот ссутулившиеся домики с выбитыми глазами-окнами, где и летом тишь. Деревня либо вымирает, либо ее превращают в город и жестоко застраивают многоэтажками. И нет ни чистых речек и лесов, ни маленьких домиков, ни сказочности. Ведь именно в деревне живут сказочные персонажи, откроем любую книжку со сказками, и там будет изображен маленький уютный деревянный домик. Исчезнет деревня – мы потеряем наши истоки, сказочность, что-то очень важное. Но надежда, что всё еще образуется, и деревни не исчезнут совсем, меня тоже не покидает. Ирина, большое спасибо за стихотворения, с большим удовольствием читала и перечитывала. Техника, рифмы, темы и настроение - всё мне понравилось и созвучно! Елена Крылова ========================================================================================. От Светланы Ливоки «Осень» Образно. Напевно. Наводит на грустные раздумья о скоротечности жизни. Авторской находкой считаю описание природного явления: «И туман по утрам, как гость, с вороватой походкой лисьей». Но претензии есть ко второму катрену. Если «дождей в больших сапожищах», ещё можно себе представить, как ливневые дожди (почему бы нет), то с «перелётными», которых автор упоминает в своём довольно симпатичном стихотворении, - согласиться не могу. Это ведь прилагательное, которое употребляется только в словосочетании «перелётные птицы». Вот, «пернатые» - это другое дело, это прилагательное, имеющее значение птицы. ---------------------------------. «Деревня» Образно и достоверно представлена судьба одной русской деревеньки – одной из тысяч таких же, почти брошенных, обветшалых, где доживают свой век старики. В это своё творение автор, безусловно, вложил свою душу, и читатель не может не почувствовать этого. Любовью к родным местам, болью за судьбу жителей и надеждой на то, «что все образуется» умело делится автор со своим читателем в этом стихотворении. Но «ложка дегтя в бочке с мёдом», на мой взгляд, и, к сожалению, есть. 3 катрен. «А когда-то слыла своевольницей…» Это яркий пример того, как может употребление одного слова влиять на смысл всего стихотворения. Слово «своевольница» означает: капризница, клещебойница, ослушница, самовольщица, необузданница (толковый словарь Д.Н. Ушакова). Если деревенька была такой, тогда почему «Жаль, деньки эти так далеки»? Это ведь «заслуженные» последствия, и совершенно бессмысленно ждать, что всё «образуется» и «оживет». А, вот, если бы автор, к примеру, подчеркнул свободу и независимость предков тех жителей, кто ещё остался в деревеньке, опять же к примеру: «А когда-то гордилась ты вольницей», то думаю, всё стало бы на свои места. Творческих успехов Вам, уважаемая Ирина! Светлана Ливоки =========================================================================================. От Геннадия Тарана Деревня Деревенька моя неказистая, Три десятка домов жмутся в ряд. На скамейке, под ивой ветвистою, Старики да старухи сидят. Обветшала деревня, ссутулилась. (Не может деревня ссутулится. Дома в деревне – да, но не ссутулиться, а перекоситься . Ссутулиться – согнуться, горбить спину. Представьте картину – деревня согнула спину… Неправдоподобно…) По дощечкам рассыпался мост. Молодёжи не видно на улице, Пышный клевер украсил погост. А когда-то слыла своевольницей, (Непонятно, кто в этой строфе «слыла своевольницей»? Если вы имели ввиду деревню, то в предыдущем катрене говорилось и про улицу, и про погост, и про молодёжь. Фраза неудачная – деревня не может быть своевольницей, по простой причине – нет у неё ВОЛИ. Вот у людей, которые в ней живут - да) Жаль, деньки эти так далеки. И сейчас бабий хор за околицей Всё страданья поет у реки. Только летом в забытой обители Внуки звонко задорно кричат. Рады- счастливы – долго не виделись, Гомонят, словно стая галчат. И надежда, что все образуется, ( И надежда… И? Ни о чём эта И. Жду с надеждой – так нужно. А то - И – не к селу, ни к городу) Спелый колос наполнит поля, (Неудачная фраза, да и этот катрен нужно лучше раскрыть – не в «спелом колосе» и «гармошках на улице» главное – людьми нужно «оживить» деревеньку. Например – Выйдут пахари на поля… И наступит праздник на улице – Оживёт деревенька моя. Заиграет гармошка на улице — (Гармошка уже такой анахронизм, уже никогда она не вернётся) Оживет деревенька моя. Картина безрадостная конечно. Но что говорить , есть не только деревеньки – целые городки вымирают за ненадобностью. По тексту - нет в тексте главного – конструкции и композиции. Вот идёт четыре катрена об одном и том же - описание (надоело даже), только в последнем какое-то подобие финала, да и то не очень убедительно. Скучно читать такой текст. Вот вроде и правильно всё написано (почти), но – скучно. Вот если бы в тексте присутствовала как положено – завязка (ну например, ЛГ приехала в родные края и всё это увидела) далее развитие, и как положено кульминацию сделать – тогда это было бы интересно читать. Не зря же придумали в искусстве КОМПОЗИЦИЮ текста. ----------------------------------. Осень Раскраснелась рябины гроздь. Опадают, желтея, листья. И туман по утрам, как гость, С вороватой походкой лисьей. («Вороватой»? не лучше заменить «осторожной»? Вот не знаю, как у вас, но у меня ТУМАН ни в коей мере не ассоциируется с лисьей походкой. Ну не могу я представить туман, который крадётся, как лиса) Это осень. Пора опят И дождей в больших сапожищах. (Дожди в сапожищах? Ну и зачем так? Кроме улыбки у меня ничего не вызвало) Перелетные так кричат, (Перелётные КТО? Не лучше было написать – Улетая, птицы кричат? Сразу все проблемы решили. А думай - кто такие «перелётные» хорошо, хоть не коровы)) Словно повод остаться ищут. Будет время - и я уйду, (Будет время… Как-то не правильно – будет время –уйду… Не будет – не уйду… Время наступит или придёт. Вообще лучше «время» заменить на «срок» - Срок наступит – и я уйду, Вслед за птичьей галдящей стаей. Говорят, много дней в году. (Говорят… ну говорят… Да не говорят, это и так все знают, сколько дней в году, даже дети) Разных дней. А моих не станет... (Как-то далековато от ЛГ, как бы в стороне всё это… Ближе нужно, да и с осенью соединить. Может так как то? Но не знаю, в каком году, Дней моих осенних не станет. Есть такое интересное дело в поэзии – «магия слов» (не знаю, есть ли такой термин не знаю, я это сам так обозначил). Ни в коей мере себя поэтом не считаю, скорее записыватель мыслей рифмованными строчками в столбик. Так вот - я про слова. Я так понял, что они должны быть написаны в нужное время и в нужном месте. По сути, стихи (особенно песни с музыкой) это закодированное послание, которое вызывает у людей определённые чувства и создаёт определённое настроение. В этом, скорее всего и спрятана основная идея стихосложения. Не просто слова, а слова в определённом порядке. Если вызывает текст чувства и настроение – значит, он удался. Пусть даже если его написали с ошибками, с неточными рифмами, но как говорят «за душу берёт». Вот это и есть искусство. Так вот, нужно эти слова находить, чтобы «брали за душу». Геннадий Тарпан ===================================================================================================. От Людмилы Царюк Осень Стихотворение подкупает своей простотой и искренностью. С первых слов проникаешься настроением автора, состояние души и осенняя зарисовка создают проникновенный симбиоз осенней прелести и щемящей печали. Думаю, многим знакома эта осенняя хандра, оттого стихотворение понятно и близко. Да, идея не нова, но это не раздражает, а наоборот, тревожит душу. Уж очень печально... Умилили дожди в больших сапожищах))). И вообще, люблю я осенние стихи, даже печальные! - --------------------------------------. Деревня Душещипательное стихотворение. Больно читать о таком. Действительно, сколько таких , "дышащих на ладан", деревенек в глубинке, когда-то многолюдных и крепких. "Обветшала, ссутулилась" – точнее и не скажешь! Картинка очень яркая, так и видится разрушенный мост, старенькие домишки и их немногочисленные оставшиеся в живых хозяева. Не уверена, есть ли надежда, что такие деревеньки оживут. Но... "Нам не дано предугадать". Кстати, о надежде. Может быть, стоит написать: "есть надежда, что всё образуется"? Предлог "И" в начале последнего катрена неуместен, он выглядит чуждо и обезличивает предложение. Ещё вариант: "я надеюсь". (Однако, моя тяга к местоимениям всем известна!)) ). Просто мне кажется, что в любом стихотворении за строчками должен видеться автор, его отношение к героям, к описываемой ситуации. Также мне показалось, словам тесновато во фразе "три десятка домов жмутся в ряд". Ну и "слыла своевольницей" заставило задуматься – это как? Жду пояснений с нетерпением! Но это всё такие мелочи. Стихотворение замечательное, душевное и трогательное, как и все стихи Ирины. Умеешь, автор! ))))) Людмила Царюк -------------------------------------------------------- От Любови Кулагиной Оба стихотворения – живые образные картинки. Оба немного грустные, но в то же время автор оставляет надежду на светлое будущее.. «Деревенька» - Тяжело читать о стареющих деревеньках и их уже далеко немолодых жителях. Но теплится надежда на то, что не только летом будут на улицах деревеньки слышны детские голоса. Стихотворение пронизано искренней любовью к малой родине автора, надеждой на её возрождение. -------------------------. «Осень» - наталкивает на мысль о том, что и человеческая жизнь быстротечна, как и всё в природе. Ещё одно красивое образное стихотворение. А дожди «в больших сапожищах» это так вообще что-то невообразимое. Хотя, что это я говорю? Как раз и можно вообразить вот такое человечище среди дождя, в промозглую осеннюю распутицу в огромных, даже может и не по размеру «больших сапожищах». Спасибо, Ирина, за удовольствие от чтения. Много новых, интересных стихотворений Вам. Любовь Кулагина ======================================================================================. |
| Не знаю, не знаю... А, скажем, казачья станица - может? |
| Любови Кулагиной Спасибо, Любовь, за рецензии. Да, все так. Человеческая жизнь тоже быстротечна, как и времена года. Возможно, нужно было уйти от этого настроения - пока оставлю так, как выплеснулось, потом посмотрим. За пожелание тоже спасибо! |
| Вадиму Сазонову Вадим, вот прям расцеловала бы! )))) Честно-честно )))). И за "туман", и за "своевольницу", и за "перелетных" . Трижды, получается! ))))) Спасибо за прочтение! |
| Осталось уточнить адрес, и я мигом выезжаю))) |
| Вацлаву Пионтеку Вацлав, я видела, что много раз перечитывали, тогда реакции Вашей не знала. Теперь знаю:). Спасибо! Вы все верно почувствовали. Так, как мне увиделось. Я тоже видела как-то такую деревеньку, которую Вы описали. Спасибо Вам ! |
| Игорю Колесникову Спасибо, Игорь! Лестно слышать от Вас такую оценку! Есть у меня такой грешок, с пафосностью этой...где-нибудь, да пролезет! Октябрятско-комсомольское прошлое мешает, не иначе))). Борюсь с этим, как могу). По последнему катрену "Осени" - согласна. Пусть пока так покрасуется, думаю, через какое-то время заменю. Спасибо! |
| Ирина, извините опоздашку - Дни литературы у нас сейчас. Но стихи Ваши прочитала с удовольствием, как-то Есениным дохнуло. Тема деревни мне не очень близка, но, когда вижу опустевшие дома, всегда становится грустно. Думаю, многие бы остались там жить, если бы была соответствующая инфраструктура. Раньше ведь были в деревнях и школы, и дома культуры, и библиотеки. А что сейчас? Поэтому обидно, что людей жизнь выжимает из родных мест. И Ваше стихо заставляет об этом задуматься. Меня напрягло только "своевольница", остальное очень понравилось. А вот с "Осенью" Вы прямо в душу ко мне попали. Не согласна лишь с "перелетными" - как-то оборвана фраза. А остальное - все к душе. Спасибо! |
| Здравствуйте, Галина! Рада Вам! Спасибо за рецензии. Над обозначенными замечаниями задумаюсь, возможно, как-то изменю. Только это процесс небыстрый)))). Надо, чтобы все "улеглось". Ну да Вы и сами все это прекрасно понимаете. Спасибо! |
| Мне очень понравилось стихотворение "Деревня". Оно живописное, трогательное, искреннее. Сколько таких деревень только по нашей области разбросано! И при этом у меня предложение к автору : убрать третий катрен. Во-первых, слово "своевольница" применительно к населенному пункту звучит странно. Во-вторых, - и это главное! - бабий хор в деревеньке из трёх десятков домов в принципе существовать не может. И эта неправда обесценивает замечательное произведение. |
| Спасибо, Людмила! Додумывать буду, конечно же. Хор - это не обязательно толпа людей. Это может быть и два-три-четыре голоса.... |
| Хор (др.-греч. χορ972;ς — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек, исполняющих одну и ту же партию. |
| Про "Деревеньку". Могу принять её сутулость и гармошку со "страданиями". Недавно справлял я юбилей в деревне, собрал соседей из местных жителей, привез баяниста из города. Песен мои соседки знают несчетно. Для городских ребят летние каникулы в деревне были и остаются вольницей. Так и надо сказать. Стихи не доработаны по смыслам и по стилистике, надо искать точные слова. И в позиции автору следует определиться: то ли Ирина ведет "плач" по умирающей деревеньке, то ли подмечает позитивные изменения в её жизни? Кое-что могу предложить для варианта поправок: Деревенька моя неказистая, Три десятка домов жмутся в ряд. На скамейке, под ивой ветвистою, Старичок со старушкой сидят. Чуя старость, избушки сутулятся. Обветшалый шатается мост. Молодёжи не видно на улице, Кустари обступили погост. Ты была нашей юности вольницей, Жаль, деньки эти так далеки. И гармошка твоя за околицей Про любовь не поёт у реки. Только слышу, в забытой обители Где-то дети задорно кричат. Рады-счастливы – долго не виделись, Гомонят, словно стая галчат. Вот надежда, что все образуется, Спелый колос наполнит поля, И под новые песни на улице Оживет деревенька моя. Вариант, конечно, но "муки творчества" всё же удел автора. |
| Спасибо, Николай! Последний катрен особенно понравился, "смягчил" тот призыв, который был у меня. Согласна, что дорабатывать кое-где нужно. Совсем новые стихи, не улеглись еще строчки. Потому и важно было услышать, как воспринимается. |
| Друзья! У меня огромная просьба ко всем. Если вас не затруднит, пожалуйста, продублируйте свои рецензии на моей странице под соответствующими текстами. Это поможет при редактировании, все пожелания и замечания будут в поле зрения. А наше заседание об'являю закрытым. Благодарю всех за участие. СПАСИБО! |
|
|