Гостиная № 2 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Новые правила рецензирования Как мы оцениваем рассказы в гостиных? В основном ищем ляпы и орфографические ошибки. Возможно, это самое главное, но… если автор ограничится этим рецензированием и засунет своё произведение далеко в стол. А чтобы произведение увидело свет, над ним нужно работать, и для этого нужна более объективная рецензия. Есть предложение конкурс «О любви» рецензировать по следующим параметрам, их будет 10, и критериям. Критерии не серьезные, можно подставить свои. Думаю, результаты поединков и итоги будут более объективны. Просто сосчитаем и объявим результат. Если у кого-то есть предложения, дополнения, изменения, пишите. Оцениваем по трёхбалльной шкале. «Ноль» - не ставим. Примерные критерии: 1 Соответствию жанру «О любви» 3 – несомненно, рассказ о любви 2 – любовь, конечно, присутствует 1 – в рассказе пару раз встречалось слово «любовь» 2 Сюжет 3 – интересный сюжет 2 – нормальный сюжет 1 – сюжет вроде бы есть 3 Стиль Стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Нельзя же драму и юмор писать одним стилем. В сказке стиль совсем отличный от других. Стиль должен соответствовать жанру, а так же показывать индивидуальность автора. 3 – написано красивым языком, полностью соответствующим жанру 2 – написано неплохим языком 1 – читать, конечно, можно 4 Структура Рассказ всегда состоит из каких-то частей, как крупных, так и более мелких. Не вникая в их качество, они должны быть нормально расположены. Например: если из пяти страниц, три - вступление или описание, на пол страницы сам сюжет и полтары страницы разжевывание этого сюжета. Пусть всё это будет и неплохо по качеству, но по построению – не очень. Нужно или не нужно разделение произведения на глав? Так же в рассказе должны более мелкие элементы: повествования, описания, диалоги, монологи. Те же элементарные абзацы. Не всё же должно быть в кучу. Представьте, пять страниц без абзацев, без прямой речи. 3 – рассказ очень хорошо скомпонован 2 – вроде все на месте 1 – трудновато ориентироваться в рассказе 5 Главные герои Часто автор просто описывает героев, заставляет их что-то делать. А они должны сами ходить, любить, переживать. 3 – как живые 2 – их образы вполне понятны 1 – что-то в них картонное 6 Эмоции Эмоциональный фон должен присутствовать в любых произведениях, а в рассказах о любви – особенно. 3 – эмоции захлёстывают 2 – нормальный эмоциональный фон 1 – какие-то эти влюблённые бесчувственные 7 Финальная сцена 3 – Какое оригинальное окончание 2 – Вроде всё правильно закончилось 1 – Какое-то непонятное окончание 8 Суть рассказа В рассказе должна быть какая-то оригинальная мысль, идея. И эта мысль должна быть понятна читателю. 3 – интересная мысль и автору удалось её донести до читателя 2 – только после второго прочтения понял, в чём идея рассказа 1 – не понятно, что хотел сказать автор 9 Ляпы Не орфографические. Автор не может знать обо всём, но должен стремиться к этому. 3 – ляпы отсутствуют, ну, есть там один, сугубо специфичный 2 – пару ляпов промелькнули 1 – автор не слишком ориентируется в этой области 10 Орфографические ошибки 3 – практически, отсутствуют, заметил я там одну лишнюю запятую 2 – с пяток ошибок заметил 1 – читать, конечно, можно, но ошибок многовато. Для примера попробую разобрать свой небольшой рассказ «Самая первая». 1 Соответствию жанру «О любви» 3 балла. Несомненно, рассказ о любви, хоть влюбленные ещё ходят в детский сад. 2 Сюжет 2 балла. Нормальный сюжет, оригинального здесь ничего нет. 3 Стиль 2 балла Рассказ написан обычным языком. Читается легко, жанру соответствует. 4 Структура 2 балла Всё на месте. О хорошей компоновке говорить не стоит, когда рассказ объёмом в одну страницу. 5 Главные герои 2 балла Образы влюблённых понятны, но им не хватает яркости. 6 Эмоции 3 балла Невольно возвращаешься в детство. Радость, нежность, грусть переполняют душу. 7 Финальная сцена 2 балла Всё закончилось, хоть и красиво, но очень предсказуемо. 8 Суть рассказа 3 балла Всегда считаем своих детей несмышлеными. А ведь достаточно вспомнить себя в этом возрасте, чтобы всё понять. 9 Ляпы 2 балла В свете будильника, конечно, не определишь, что коробка ярко-красная. 10 Орфографические ошибки 2 балла Пару ошибок промелькнуло. Итого: 23 балла. Буду очень рад, если кто-то потренируется на моём рассказе. Самая первая «Мама проснулась – пора в садик, - Виталик укутался в одеяло. - Скоро зима пройдет, затем лето, и я пойду в школу. И Полина…» Глаза слиплись, появился нежный образ девочки с красивыми розовыми бантиками. Она смотрела на него большими грустными глазами, и так хотелось дотронуться до неё. Протянул руку и… проснулся от скрипнувшей двери. В комнату осторожно вошёл отец, на цыпочках прошёл мимо его кровати и наклонился над ящиком со старыми игрушками. «Что там папа делает? – сон тут же прошел, а разрез глаз превратился в щелку. – Я этими игрушками давно не играю». Отец что-то вытащил. В тусклом свете электронного будильника показалась большая ярко-красная коробка, мелькнула перед прищуренными глазами и скрылась в комнате родителей. Виталик тут же соскочил с кровати и осторожно открыл дверь. - С Днём Всех Влюблённых! – услышал он нежный шепот папы. - Спасибо, любимый! – мама взяла в руки папин подарок, и они поцеловались. А мамины глаза просто сияли от счастья. - Сыночек проснулся, - рассмеялась женщина, - и подглядывает. Ругать его не стали, наоборот, отец взял на руки и подбросил до самого потолка. Через несколько минут они сели за стол и мама торжественно открыла крышку большой яркой коробки. Внутри лежали маленькие шоколадные сердечки в золотисто-красных обёртках. Виталик пил чай и смотрел на своих счастливых родителей, не выдержав, спросил: - Сегодня разве праздник? - Да, сынок, - весело рассмеялся отец. – Сегодня День Влюблённых. - А для кого этот праздник? – задал сын, очень нелегкий, для родителей вопрос. - Родной ты мой! – мама нежно погладила его по голове. – Подрастёшь, пойдёшь в школу, и придёт к тебе первая любовь… - А самая первая? – не дослушав, сын задал очередной острый вопрос. Родители дружно рассмеялись, глядя на своё чадо. - Сам во всём разберёшься, - отец встал и потрепал сына по голове. – Собирайся в садик! Садик был совсем рядом, возле дома. Взглядом, проводив сына до ворот, отец направился на работу, а сын в свою подготовительную группу. Виталик пришёл первым и стал медленно раздеваться. Очень медленно, не отрывая взгляда от двери. И вот вошла Полина, в красивой белой шубке. Подошла к своему шкафчику, сняла верхнюю одежду – мелькнули бантики. Стало страшно. Спрятав руки за спину, Виталик подошёл к девочке, посмотрел в её напряженные глаза. Стало совсем страшно, но пересилив страх, он протянул ей руку, в котором лежало блестящее сердечко. - С Днём Всех Влюблённых! – прошептал мальчишка. Глаза девочки расширились до огромных размеров, Полина протянула свою руку и задела его ладонь. По их телам, словно пробежал электрический ток. Несколько мгновений они, замерев, глядели друг другу в глаза, затем она взяла шоколадку, и вдруг… резко наклонившись, коснулась губами его губ. Тут раздался скрип, открываемой двери, и Полина со всех ног побежала в группу. Перед входом остановилась, повернулась и улыбнулась Виталику. А глаза её просто сияли от счастья. |
| Николаю Виноградову «мне кажется, что из тебя начал выпирать наружу инженер» Николай, я долго смеялся. Ты ведь прав. В некоторых своих рассказах даже души человека под физические законы подвожу и бессмертие тоже. А здесь просто захотелось объективности. Возьмём твои рассказы: во многих отличный сюжет, герои, как живые, эмоции всегда присутствуют. Есть у тебя и плохие стороны. Вот и надо всё это показывать. Ты и это переработаешь и в следующий раз лучше напишешь. То же самое и у меня, и у всех остальных. А математика – она хоть и сухая наука, но объективная. Будешь всегда видеть свой рост. «критерии все равно у каждого будут свои» Так это же хорошо. Все смотрят на твой рассказ по разному, и нравится твой рассказ всем по разному, и плохое все видят по разному. Цифры они убийственны по своей силе. Например, тебе поставили оценки за эмоции: 3 2 2 3 3 3 2 3 3 3. И вот тебе поставили оценки за грамотность: 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1. И так далее. Даже так всё понятно. Но я там, на примере, предположил, и объяснение оценок. Кроме того, ты в любое время можешь спросить: Александр, а за что ты поставил мне единицу. «Чего ты хочешь услышать от нас о своих произведениях?» Именно это я и хочу услышать. Дальше сам разберусь. Если не разберусь – спрошу. Николай, примерно, так. |
| Помнится, на этапе формирования АК Александр Сороковик предлагал минимум критериев, по которым нужно разобрать рассказ без всяких цифр и рамок в количестве критетриев и трафарета суждений по критериям. Поначалу многие этого придерживались - и ничего зазорного. Почему бы не вернуться к той практике? Она не даёт "отмахнуться" отпиской нра, не нра. Я думаю, именно этим и надиктованы намерения Александра Паршина. Но трёхбальный трафарет, по-моему, неудачный вариант. Лучше словесно высказать своё мнение по установленному минимуму критериев и, при желании, добавить что-то от себя. |
| Вячеслав, поддерживаю Ваше предложение. Высказывание по минимуму критериев - это нормально, но без доведение этого до абсурда оцифровывания мнения о рассказе. |
| Так и я то же самое предлагала... |
| Видит Бог, это не я размножал своё выступление ))) |
| Вы так быстро удалили, что Он и не заметил )) |
|
|