Темы недели на Литературном портале "Что хочет автор" | К настоящему времени литература стала очень разносторонней. Появилось и получило популярность существенное количество новых жанров, которые также делятся на множество подвидов. Одни из таких принято считать серьезной литературой, необходимой к прочтению, другие нет. Да и вовсе про какие-то можно сказать, что и писать подобное не стоит. Критерием поругания зачастую является именно коммерциализация жанра, хотя, на мой взгляд, хорошая книга имеет право быть успешной, а значит, и прибыльной. Та же история с понятиями написано "просто" и "сложно". Ряд людей считают, что чем навороченней и заумнее, тем лучше. Но писать просто тоже искусство, и книга, которую невозможно толком ни понять, ни прочитать, вряд ли может быть "настоящей", ведь если у вашего творения нет читателя... Дальше, думаю, вывод итак ясен. Отсюда и вытекает спор о жанрах. Столь популярные в наши дни фэнтази, фантастика, ужасы, мистика, юмор, детективы и прочее считаются исключительно коммерческими и отнюдь не "умными", т.е. не несущими в себе особой литературной культуры и ценности. Однако, полагаю, что достойным можно сделать любой жанр, если писать соответствующим образом. Ведь если мы обратимся к более ранним классикам этих жанров, то перед нами окажутся действительно достойные творения. Другой вопрос, что сейчас на рынок получили доступ писатели очень упростившие эти жанры именно за счет своего измененного подхода. Востребованы "легкие" произведения, вот их и штампуют пачками, но разве в этом виноват сам изначально интересный жанр? Приглашаю к обсуждению =) |
| можно пойти в гипермаркет, или съездить на другой рынок, в другой город. С книгами проще - есть интернет. |
| Спорить не стану, Вадим. Будь по-вашему! |
| Да, но порой не все понимают требования конкурса одинаково. Я не так уж и редко наблюдаю, как некоторые берутся судить несколько превратно или неполноценно понимая жанр. Выходит сомнительная ситуация: автор пишет правильно в рамках жанра, но его не оценивают соответствующе, поскольку судья видит жанр иначе (не совсем верно) и, соответственно, судит из своих взглядов. Такие результаты нельзя назвать объективными. Мало быть хорошим писателем или критиком, рецензентом, нужно понимать именно жанр, в котором судишь. Без этого критерия судейство выходит несоответствующим должному. |
| Наверное, как всегда, везде и всюду, здесь также присутствует человеческий фактор. Судьи тоже люди, могут иногда и ошибиться. Судью, который постоянно ошибается, нужно лишать такого звания. На конкурсах все стараются метить в самое «яблочко». Уходить от сердцевины жанра (темы), двигаясь по полосе границы, очень рискованно. |
| Извините, Валерия, могу я Вас попросить вернуться в начало этой дискуссии. Вы там в одном месте сказали конкретно следующее: «...При чем тут какое-то наличие или отсутствие смысла и в том числе философского?..Я сказала про муть, тягомотину, преборщенную бессмысленным философским нагромождением... Умные авторы хороших произведений себе такого не позволяют...» Хотелось бы поговорить насчёт умности авторов. Дело в том, что вот меня тоже очень иногда тянет на эти философские нагромождения. Не хочу сказать, что я очень умный, но и дураком себя не чувствую. В своих сочинениях через эту философию пытаюсь выразить свои чувства. Мне, например, всегда нравится читать, когда автор обращается к философии, это же наука всех наук. Физика, в конечном итоге, это тоже всего лишь философия. Бывает, конечно, когда эта философия у автора высказана такими словами, что и не понять, что он хотел сказать. Вы это имели в виду или я что-то неправильно понял из Вашего высказывания? |
| Даже не знаю, как объяснить так, чтобы меня опять не поняли превратно... скажу образно: бывает, перед вами оказывается чистый искрящийся прохладны ручей в знойный день, а бывает... глухое топкое болото. Откуда захочется испить и это будет полезно? В ручье все чисто, вкусно, прозрачно Он может быть маленьким и доступным или каким-нибудь большим, горным, спрятанным в зарослях. При любом из вариантов его суть будет одинаковой. Болото тоже может быть маленьким или большим, не очень явным или сразу видным. В какое ни ступи, потянет в трясину. Пользы никакой, зато в придачу можно и вреда достаточно получить. С какой стороны на болото ни посмотри, оно все равно болото. Так и в литературе, про которую я говорила. Можно сколько угодно блуждать в мыслях и размышлениях автора, смотреть и вдоль, и поперек, но это так и останутся дебри и топи. И не потому, что читатель глуп и не способен понять, а именно потому, что автор создал какое-то нагромождение. Нечто вроде просто высказывания его мыслей, рассуждений, этакого диалога с самим собой, понятного лишь ему самому и имеющего значение для него самого, но в принципе не создающего в реальности действительно стоящего произведения. Мы же не назовем высокохудожественной литературой просто чей-то дневник, который тоже изложение мыслей. Или возвышенной философией изложения душевнобольного человека, который излагает содержимое лабиринтов своего сознания. Но в них точно также есть мысль, смысл и философия. Одно дело когда человек как философ пишет какое-то философское произведение, это одна категория. Другое дело, когда человек пишет художественную литературу с определенным смыслом, сюжетом и философией, но в итоге теряет все составляющие, пускаясь лишь в какие-то свои философские измышления. И в тексте по сути не остается ничего, кроме вопросов "что делать", "как быть" и "кто виноват" (именно вопросов, а не рассуждений о них и попытке ответить), повторяющихся из абзаца в абзац, сквозящих в каждом предложении, только озвученных вымученными заумными словами и фразами, переиначенными и так, и этак и.... и больше собственно ничего. Разве это философия? Настоящая философия? Для меня это именно тягомотина и бессмысленная философская нагроможденная муть. Все, у меня пока кончились вариации, как объяснить еще свою мысль =) |
| Спасибо! Объяснили Вы достаточно понятно. Мне просто было обидно за философию. Та бессмысленная тягомотина с нагромождениями мути, о которой Вы говорили, ни с какого бока к философии не относится. Муть — это муть, а философия — это любовь к мудрости (в переводе с греческого). Философия мутной не бывает. А в остальном я с Вами полностью согласен. Если не способен понятно выразить свою мысль словами, лучше уж совсем её не выражать. |
| Может беда современной литературы именно в том, что в конкурсах судят литераторы, которые воспринимают только то, что созвучно их внутреннему камертону, а остальное просто отбрасывается, как ересь. |
| Как точно вы это сформулировали, Равиль, но, ведь это давно известно - каждый выбирает по себе, и замечает в достоинствах других только свои идеализированные недостатки... |
| По-моему, судья литературного конкурса, как и любой читатель, действительно имеет некую возможность судить именно со своей колокольни. Просто мы выбираем таких судей, которые хорошо знают и разбираются в литературе. Статей и параграфов здесь, как в уголовном кодексе, нет. Всё построено на доверии. Поэтому и судей всегда несколько, каждый имеет только один свой голос. Лучшее и худшее всегда чем-то отличается от других, а вкусы на хорошее и плохое у судей уже давно выработаны и во многом сходятся. Хотя человеческий фактор здесь всегда присутствует. Ведь из всех перемеренных в магазине костюмов любой может выбрать один, два или три самых понравившихся. Например, на нашем портале, как я заметил, судьи больше всего ценят так называемую «литературную составляющую», где ярче сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения. С голым сюжетом, каким бы круто закрученным он ни был, сюда лучше не соваться. Проигрыши в конкурсах тоже приносят большую пользу. Автор может хотя бы примерно увидеть степень своего мастерства. Если говорить о судье-редакторе какого-то издательства, то угождать нужно именно его вкусу. А если пишешь «для себя» или «для потомков», то всё судейство вообще по барабану, лишь бы себе нравилось, а в будущее всё равно не заглянешь. (Хи-хи!) |
|
|