Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Гостиная № 1 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала!
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Рецензии на стихотворения Елены БородинойОтветить
    Объявление!
            Зал Поэзии АК приглашает молодых и опытных авторов принять участие в работе АК. Более подробно о работе Клуба можно узнать в информационном блоке Английского Клуба, расположенного с правой стороны главной страницы портала. Письма о желании принять участие в работе АК отправлять на ящик akpoezia@rambler.ru Председателю Зала Поэзии Евгению Агуфу.
      -----------------­---­­­--------------­----­-­-­-----------­-----­--­--­--------­------­---­---­-----­------­­­­­
         
      Рецензируемые стихи – автор Елена Бородина
   
   
   Девочка
   
   Милая девочка,
   что же вы плачете в комнате -
   пыльной, с провалами окон?
   Пропахшие ладаном,
   тихие сумерки трогают волосы. Полноте,
   милая девочка. Все это видеть не надо вам…
   Хлопают черными крыльями черные лебеди
   на простынях - позабытые, сушатся, сушатся.
   Бывший проулок молчит, задыхается в лепете:
   «Мама, вернись!
   Я тебя…
   Я тебя буду слушаться…»
   
   
   Черепашье
   
   Сбежав от плутней Аристарха,
   плыла по морю днем погожим
   трехвековая черепаха -
   подвид рептилий толстокожих.
    
   Лизало солнце утомленно
   шершавый панцирь цвета меда,
   а мир катился по наклонной -
   сминая купол небосвода,
    
   смывая лунные пожары:
   неторопливо, не без лоска
   приобретало форму шара
   то, что собой являло плоскость.
    
   Лампарусы, Альдебараны
   в недоумении алели:
   ерошились меридианы,
   перегибались параллели.
    
   На шик парадного мундира
   менялась ветхая рубаха -
   вершилось возрожденье мира.
   Плыла по морю черепаха…
    
   * * *
   Бранился Аристарх Самосский,
   от потрясений подуставший.
   В кастрюльке - маленькой и плоской -
   варился супчик черепаший.
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­
   
   Наталия Лунева
   
   Девочка
   Исполнение на высоком уровне: размер выдержан, интересные рифмы, даже глагольная рифма сушатся-слушаться – интересная находка.
   Хотя рифма «ладаном-не надо вам» вызвала ассоциацию со стихотворением Вертинского «Ваши пальцы пахнут ладаном».
   «Хлопают ЧЕРНЫМИ крыльями ЧЕРНЫЕ лебеди» - повторение слова «черный» - специально? Не уверена, что это хорошо. Ведь если лебеди черные, то и так понятно, что у них крылья черные.
   Изначально было еще сомнение относительно повторения слова «сушатся», но сейчас, после того, как прислушалась: вполне представляются простыни, которые сушатся, сушатся, сушатся… Интересно, а были ли другие варианты этой строки, где бы слово «сушатся» не повторялось?
   Тем не менее, стихотворение без всяких сомнений произвело сильное впечатление. Как-то сразу вспомнилась Украина…
   
   Черепашье
   
   Интересное стихотворение.
   Конечно, угадать все, что автор задумал, вряд ли получится, но все ж таки…
   Вероятно, стихотворение о нашем мире, который такой же старый и медлительный, как трехвековая черепаха; и непосредственно о человеческом понимании устройства мира.
   В давние времена люди ведь понимали устройство мира иначе: что он, например, стоит на трех китах, …или на черепахе. И вот мы наблюдаем, как эта «черепаха» со временем менялась, превращаясь в шар:
   
   «а мир катился по наклонной -
   сминая купол небосвода,
    
   смывая лунные пожары:
   неторопливо, не без лоска
   приобретало форму шара
   то, что собой являло плоскость.»
   
   И в итоге, уже где-то на том свете:
   
   «Бранился Аристарх Самосский,
   от потрясений подуставший.
   В кастрюльке - маленькой и плоской -
   варился супчик черепаший.»
   
   Если говорить об исполнении, то очень сложно придраться.
   Разве что только:
    «Лампарусы, Альдебараны» - тавтология? И почему во множественном числе?
   Что ж, в любом случае, стихотворение удалось.
   Спасибо автору за хорошие стихи.
   
   P.S. Елена, Вы говорили, что хотели выставить к этому заседанию что-нибудь экспериментальное. Удалось ли Вам осуществить это намерение?
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-------------------­
   
   
   Евгений Агуф
   
      «Девочка»  
   
      «Черепашье»
   
   Позволю себе единую рецензию на два стихотворения сразу, поскольку в них немало общего, а кое-что, что на первый взгляд может роднить эти произведения, разводит их по полюсам восприятия.
   
   Итак, что общего.
   Оба стихотворения написаны без сбоев ритма и являются образцовыми в плане силлабо-тоники.
   Оба стихотворения с неожиданной развязкой.
   
   Первое написано в достаточно редком размере, дактиле, и окончания всех стихов тоже дактилические.
   Второе – чередование ямба и четырёхстопного пиррихия. Редкой особенностью является, что все стихи девятистопные с женскими окончаниями.
   
   Первое стихотворение можно принять как безупречное – в его лаконичности уместилось столько боли и драматизма, что не возникает даже желания искать изъяны.
   
   Второе – вероятно, тут зашифровано больше, чем я смог увидеть, но мне не очень понятна суть данной притчи. Понятно, что человек – «царь природы», что есть определённое число людей, кому дилемма склонить голову перед возрастом или попрать прах веков не существует – они могут даже благородное старое вино из горла пить и гордиться собственной значимостью и упиваться властью над временем. Если речь только об этом, то я перейду к неточностям, которые портят столь высокоморальное произведение своим присутствием:
   – с классификацией рептилий есть проблемы (если автор говорит о «подвиде», то казалось бы речь идёт о какой-то конкретике, однако надо помнить, что классификация выглядит, например так: класс (рептилии) – отряд (черепахи) – семейство (черепахи морские) – морских черепах всего 2 семейства, в которые входят 6 родов; в эти рода входят лишь существующие в настоящее время 7 видов морских черепах, в частности кожистая черепаха, логгерхед, бисса, каретта, ридлея, оливковая Кемпа, зеленая морская черепаха). В связи с этим хочу сказать, что строка «подвид рептилий толстокожих» написана ради ритма и рифмы и не несёт в себе никакой информации (либо несёт ложную информацию).
   – когда речь идёт о морских черепахах, то чаще всего возникает образ зелёной морской черепахи, поймать и приготовить которую одному человеку вряд ли удастся, так как её размеры достаточно внушительны, а вес иногда достигает 400 кг; морскую черепаху легко представить себе – она очень похожа на красноухую черепаху, которую видел почти каждый – её панцирь вряд ли можно назвать шершавым, а его цвет медовым; и даже если он сам Аристарх Самосский, сварить трёхсотлетнюю морскую черепаху в маленькой плоской кастрюле вряд ли сможет.
   – теперь о «Лампарусах» с нашими «Альдебаранами»… если имена собственные становятся именами нарицательными и употребляются во множественном числе, то пишутся, насколько помню, с маленькой буквы; не очень понятно, почему они здесь употребляются в виде масел масляных, ведь это разные имена одной звезды.
   Вывод из всего такой – если всё это ради красного словца, то словцо красным выглядит только на первый взгляд, а при близком рассмотрении разочаровывает неуместными неточностями в необязательных подробностях; если же здесь что-то зашифровано, то ключа к истине автор не дал, поэтому осталось странное послевкусие от этого супа – выглядит изысканно, но все ингредиенты бутафорские.
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­
   Немежикова Ольга
   
   «Девочка»
   
   Милая девочка,
   что же вы плачете в комнате -
   пыльной, с провалами окон?
   
   Образ повествователя, который обращается к Милой девочке, нам неизвестен. С одной стороны, это неперсонифицированны­й­ наблюдатель, внеположенный произведению, с другой – мы как бы угадываем его в олицетворенной поэтизации сумерек -
   
   Пропахшие ладаном,
   [/i]тихие сумерки трогают волосы. Полноте,[/i]
   милая девочка. Все это видеть не надо вам…
   
   Неожиданно, по двум словосочетаниям, всплывает образ Веры Холодной из романса Александра Вертинского:
   Ваши пальцы пахнут ладаном,
   А в ресницах спит печаль.
   Ничего теперь не надо нам,
   Никого теперь не жаль.
   Аллюзией мастерски создан портрет Милой девочки (бесконечная трагедия потери прекрасного образа у Вертинского), плачущей в полуразрушенном войной доме... Мы не знаем возраст девочки – обращение на «вы», как и по имени-отчеству с рождения, к равным по сословию, в семьях с дворянскими корнями всегда было нормой в России.
   Запах ладана, прочно связанный с церковной службой, с отпеванием, с давними традициями, и — антитезой – резкие звуки в тихих (вероятно, потому, что уже не гремят взрывы?) сумерках:
   
   Хлопают черными крыльями черные лебеди
   на простынях - позабытые, сушатся, сушатся.
   
   Антитеза цветов-антагонистов – черный/белый (по умолчанию подразумевается, что простыни белые) усилена двойной анафорой (черными, черные; сушатся, сушатся, дополнительно состояние тревоги подхвачено инверсией. Простыни превратились в черных лебедей от копоти и теперь тревожно хлопают.
   Город полуразрушен: проулок существует уже в прошедшем времени – бывший. Вновь прием олицетворения предсмертного (молчит, задыхается) состояния проулка:
   Бывший проулок молчит, задыхается в лепете:
   Откуда лепет в молчащем проулке? Апострофа лепета Милой девочки:
   «Мама, вернись!
   Я тебя…
   Я тебя буду слушаться…»,
   усиленная строфической анафорой, выстраивает кульминацию произведения. Замечательное стихотворение завершается риторическим восклицанием к погибшей маме, которая вывесила простыни, но уже никогда не вернется их снять... И — возраст девочки... Либо она мала (Я тебя… Я тебя буду слушаться…), либо, что скорее всего, в горе ощущает себя беззащитной девочкой.
   В двенадцати строчках стихотворения передан ужас современной войны, бедствия гражданского населения (по дате написания – 26.06.2014 – текст соотносится с текущими украинскими событиями).
   Стихотворение написано пятистопным дактилем. Состоит из четырех строф: девочка в комнате, сумерки и девочка – портрет-впечатление темы Вертинского, простыни-лебеди в проулке, обращение к маме. Строфы для эспрессивности выделены графически неравномерно. Рифмы дактилические, очень красивые: комнате – полноте, ладаном – надо вам, лебеди – лепете, сушатся – слушаться.
   
   Замечания. 1. Я уже знаю, что сочинение трехсложными размерами есть занятие высшим пилотажем. Но семантика, вернее, ее несовпадение с ожидаемым смыслом, тем более, таким бесконечно-образным,­ режет сознание. Черные лебеди на простынях представляются с усилием. На мой взгляд, возможный рисунок ткани не столь драматичен, как простыни, ПРЕВРАТИВШИЕСЯ в черных лебедей. Я бы предложила следующий синтаксис:
   Хлопают черными крыльями черные лебеди-
   -простыни, всеми забытые, сушатся, сушатся.
   Сделав «простыни» приложением, образ лебедей становится устойчивым. А перенос слитного написания (через дефис) дополнительно украшает стихотворение. При этом сохраняется ритмика. Но это, конечно, субъективное восприятие образа черных лебедей, как и нахальное вторжение в авторский текст.
   2. Задыхаться в лепете невозможно. Любые слова предполагают процесс дыхания, если есть слова, то есть и дыхание. Понятно, что задыхается проулок, а лепечет девочка, но тогда либо не «задыхается», либо не «лепетом». Хотя, пусть и с большим допуском, эту ситуацию можно списать на авторский оксюморон для стилистического эффекта.
   
   Проулок, как олицетворенный участник трагедии, молчать вполне может, в то время как лебеди, как отдельный образ, производят значительный шум хлопаньем крыльев. Лебедь — очень сильная птица, крупный самец запросто может ударом крыла сломать человеку ногу. Даже воробей, хлопая крыльями, производит довольно ощутимый шум. Сила звука, создаваемая лебедиными крыльями, значительна.
   Надо отметить стремительную смену звучаний в стихотворении: в первых двух строфах – церковная тишина, в третьей — интенсивное хлопанье, в четвертой — лепет. Очень красиво, очень. Если довести семантику, будет неотразимо прекрасно.
   Есть еще вопрос: откуда взялся ладан? Но мы догадываемся: из аллюзии на романс Вертинского.
   Все, больше сомнений нет, осталось лишь очарование произведением.
   
   «Черепашье»
   
   Ироническое стихотворение с глубоким философским смыслом. Для понимания требует обращения к словарям, либо адресовано ценителям философских ребусов. Ко мне, как к читателю, автор попал по адресу. Впрочем, не будь это заданием для рецензирования, я бы им заинтересовалась, пожалуй, лишь в серьезной подборке произведений автора, творчество которого очень нравится, совпадает в плане мировоззрения и хочется постичь смысл всякой строки, потому что это уже становится сотворчеством и наполняет жизнь смыслом.
   Начну с замечаний по черепахе (биология — моя бесконечная любовь). «С экологической точки зрения виды черепах делятся на морские и наземные, а наземные, в свою очередь, подразделяются на сухопутные и пресноводные. Из 26 известных науке семейств черепах 12 существуют и сегодня. Морские черепахи (лат. Cheloniidae) —­ семейство черепах из надсемейства Chelonioidea.» (Википедия). «Подвид» - таксонометрически неточный термин.
   Панцирь — это скелет, а не кожа. Толстокожей черепаха быть не может. Толстокожий носорог, так автоматически в голове всплывает. Переносное значение – Не способный к тонкому восприятию, грубый, неотзывчивый (разговорное) (Викисловарь). Не соглашусь, что морская черепаха подходит под переносное значение слова «толстокожий».
   Если передумать строчку лексически – подвид рептилий толстокожих – то получится без вопросов.
   
   Необходимый для понимания смысла глоссарий:
   Ариста́рх Само́сский (ок. 310 до н. э.) — древнегреческий астроном, математик и философ III века до н. э., впервые предложивший гелиоцентрическую систему мира и разработавший научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. Гелиоцентрическая система получила развитие лишь по прошествии почти 1800 лет в трудах Коперника и его последователей (Википедия).
   Альдебара́н — ярчайшая звезда в созвездии Тельца и во всём Зодиаке, одна из ярчайших звёзд на ночном небе. (…) Также известны названия Палилий и Лампарус (Википедия). По определению, могут быть лишь в единственном числе. Очень красивые, поэтичные названия.
   По древней легенде, плоская Земля – это центр мира, она покоится на трех китах(слонах), которые уместились на черепахе, плывущей в безбрежном пространстве. Тоже красиво, очень мечтательно.
   
   Стихотворение состоит из шести графически разделенных катренов, написано четырехстопным ямбом перекрестной рифмовкой АБАБ. Рифмы женские, очень интересные. Особенно хочется отметить Аристарха – черепаха, Альдебараны – меридианы, Самосский – плоский, как построенные на оригинальных собственных именах.
   В первом катрене наша черепаха спасается от плутней Аристарха. Ведь он развенчал ее вековое величие!
   
   Сбежав от плутней Аристарха,
   плыла по морю днем погожим
   трехвековая черепаха -
   подвид рептилий толстокожих.
    
   Во втором-пятом катренах описывается преобразование ветхого мира в стройную математическую теорию.
   Преобразование шло метафорически-разноо­бразно.­ Олицетворенное,
   
   Лизало солнце утомленно
   шершавый панцирь цвета меда,
   а мир катился по наклонной
   
   очень метко, тем более, что мир только тем и занимается, что катится по наклонной,
   
   сминая купол небосвода,
   
   смывая лунные пожары:
   неторопливо, не без лоска
   приобретало форму шара
   то, что собой являло плоскость.
   
   Хочется отметить метафору лунных затмений – лунные пожары. Определяя расстояния до Солнца и Луны и их размеры, Аристарх использовал научный метод, основанный на наблюдении лунных фаз и солнечных и лунных затмений (Википедия). Приятно, что лунные затмения-пожары здесь присутствуют на законных основаниях.
   Крушение «старого мира» происходит очень наглядно, изобретательно:
   
    Лампарусы, Альдебараны
   в недоумении алели:
   ерошились меридианы,
   перегибались параллели.
   
   Но входит в противоречие с логикой сюжета. На плоскости меридианов и параллелей быть не могло, там – координатная сетка под прямыми углами. Если бы мир из шара преобразовывался в плоскость, тогда – да. Досадная неточность, хотя очень красиво. Впрочем, в этом месте я не уверена. Буду признательна точным разъяснениям.
   В результате:
   
   На шик парадного мундира
   менялась ветхая рубаха -
   вершилось возрожденье мира.
   
   Замечательные метафоры старой и новой теорий мироздания.
   Перипетии «преобразования мира» завершаются идиллическим «собака лает – караван идет»:
   
   Плыла по морю черепаха…
   
    Через отточия, в шестом катрене, приемом кольцевой композиции, мы возвращаемся к Аристарху и черепахе, но уже к черепахе в новом исполнении.
   
    Бранился Аристарх Самосский,
   от потрясений подуставший.
   В кастрюльке - маленькой и плоской -
   варился супчик черепаший.
   
   Собственно, а почему Аристарх бранился? Древние Греки – не религиозные фанатики, они оценили по достоинству его открытия – его имя записано на скрижалях (События запечатлены на скрижалях истории (перен.;высок.) – толковый словарь русского языка).
   А вот сытный обед замечательно завершает иронию замечательного стихотворения!
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--
   
   Елена Черных
   
   Мне очень понравились оба стихотворения. Первое про девочку безумно щемящее, невероятно грустное. Хорошо переданы образы предметов, окружающие героиню. Сразу пришло чувство тревоги от ощущения чего-то невозвратного, тяжелого. И концовка просто убила своей детской безысходностью. Единственно, что удивило, это название стиха. Оно, на мой взгляд, не очень подходит. Но, в принципе, это дело второстепенное.
    
   Стих про черепашку приятно поразил и рифмами, и образами, и объемностью. Читала и ждала концовки, понимая, что вся интрига в конце стиха. И ожидания мои не были обмануты. Хотя концовка грустная, но стих получился философский и от этого вызвало улыбку. Спасибо Елене за приятные минуты чтения. :)
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-----
   
   Елена Долгих
   
   
   Стих «Девочка». Очень интересный стих. Автору удалось нарисовать очень зримую картинку, используя всего две строфы. Не знаю, для кого как, а для меня важно, когда автор может в малом рассказать о большом. Браво Автору!
   
   Стих «Черепашье». Могу только повториться – браво Автору!
   Весьма рада, что познакомилась с новым, для меня, Автором очень интересных стихов. С удовольствием познакомлюсь с его творчеством ближе.
   Удач Вам во всех начинаниях!
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­---
   Дмитрий Кастрель
   
   Девочка
   
   Стихо и понравилось сразу, и сразу стрельнуло в глаз излишествами. Впечатление, что раза в два длиннее оптимального.
   Необязательные слова... Вот "милая"... А если б "рыжая"? А если б "взрослая", "грустная", "стройная", "рыхлая",.. просто "девочка"... Как это влияет на ситуацию? Кажется, никак.
   Провалы окон, ладаны, тихие сумерки, чёрные лебеди, проулки - они только налипают на сюжет, но не двигают его. Всё ясно без них.
   Елена, не стесняйтесь минимальными стихотворениями. Здесь как раз тот случай, когда боль сидит в четырёх строках. Они здесь есть, но вы их размыли...
   
   Черепашье
   
   Да, ирония есть и неплохая. Мне понравилось.
   Вот здесь некоторая затяжка и гипербола трёх веков кажется уместной, ввиду простоты концовки.
   И, знаете, когда вы иллюстрируете ход веков (т.е. проводите самую мысль стиха), мне вдруг не хватило построфного рефрена, что-то типа: "а черепаха нарастала".
   Интересно, что при общей удачности завершения этой истории, последняя строфа кажется как раз неудачной.
   Моё слабое предложение:
   
   Томился Аристарх Самосский,
   от аппетита ставший старше.
   В кастрюльке - закапчённой, плоской -
   варился супчик черепаший.
   
   Но это ИМХО, не принципиально. Хороший стишок! 
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-------------------­
   
   Игорь Колесников
   
   Девочка
   
   Эх! Старею, блин! Сентиментальным вот становлюсь… Как пронзило душу это стихотворение! Что-то напомнило. Что-то забытое… «Девочка в платьице белом»? Или «Девочка пела в церковном хоре»? Неважно! Память – странная штука, всегда и везде ищет аналогии. А незачем!
   Это – другое. Своё. Выстраданное.
   Излишне говорить, что стих цепляет. Цепляет, несмотря на свою странность, неправильность. Это речитатив, это молитва, это мысли вслух, здесь умело показан их неровный прерывистый бег.
   Глупо пытаться править. Это не может, не должно быть правильным. Это читается так, с придыханием, со слезами и всхлипами, читается запоем. Думаю, это шедевр! Говорю это без всякой задней мысли. Редко когда несколько незамысловатых строчек так западают в душу. Спасибо, Елена!
   Может быть, только не понял, что за «бывший проулок»?
   
   Черепашье.
   
   Чудесно! Умно, тонко и глубоко! И это всё одновременно. Мало того, ещё и изящно! Как говорится: «И настроение моё улучшилось» после прочтения данного стихотворения. Что ж, Елена, я очень рад знакомству с Вашими замечательными стихами!
   Что ещё понравилось? В меру непросто – не вычурно, но и не примитивно, с изюминкой в каждом катрене. Немного смутили знаки препинания. Автор что-то пытается сказать с их помощью, но что? Зачем здесь тире? После « по наклонной»? Так-то просится запятая. Что усилено этим тире? Что противопоставляется?­
   А двоеточие после «лунных пожаров»? А! Понятно… Отделена причина от следствия, только причина-то затерялась парой строчек выше. Странно, непривычно, но, неплохо!
   Образы – яркие, словосочетания – сочные, сравнения – меткие. Пожалуй, не понятно, что за эти самые «лунные пожары». Что это? И ещё мне кажется, что я немного не дорос. Чего-то я не догнал, не допонял всей глубины мысли автора. Елена, может, растолкуете, переведёте с возвышенного на русский для таких тугодумов, как я? Ну, чтобы всё встало на свои места.
   
   
   
   
   
   
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-------------------­
Евгений Агуф[15.08.2014 20:39:53]
   Прошу извинения у членов Гостиной №2 за то, что задал эти вопросы, лишь отчасти относящиеся к обсуждению, во время заседания, уж очень хотелось понять насколько эти высказывания относятся к теме заседания.
Елена Бородина[15.08.2014 21:15:34]
   Приветствую коллег!
   Прочитала ваши рецензии, сразу же отвечаю.
   
   Наталии Луневой.
   
   По поводу "Девочки"
   Два раза "черные" - не знаю тоже, хорошо ли. У меня здесь, вообще, повторов много, но каждый оправдан. Чернота нагнетает тревогу, "сушатся-сушатся" - продолжительность во времени, "я тебя... я тебя" - возможно, всхлип. Прошу прощения за незнание специфической поэтической терминологии, не сильна в этом деле - объясняю своими словами) Нет, других вариантов с "одиноким" сушением не было)
   Спасибо Вам, Наталия, что связали с нынешними событиями. Так и есть.
   
   "Черепашье"
   Вы правы - обобщенные названия пишутся с маленькой буквы, исправлюсь) Лампарус и Альдебаран - название одной звезды, но в разные временные периоды, если не ошибаюсь. Вообще-то, хотелось не тавтологии, а динамики - мира в целом. Приобретение им объема) Черепаха - да, Вы поняли меня - одна из опор Древнего мира. Съедена Аристархом из-за своей ненужности) Как-то так) Еще раз убедилась, что мы с Вами "на одной волне")
   С экспериментальностью­ такое дело вышло... Оробела я) Оказывается, надо предварительно делать пометку, в чем она заключается: для меня это - мука)
   Хотя, в "Черепашьем" есть доля эксперимента. Наверное, в содержании. На следующее заседание рискну - выложу "Астролябию")
   Спасибо Вам, Наталия!
Наталия Лунева[16.08.2014 09:46:03]
   "Два раза "черные" - не знаю тоже, хорошо ли." - в любом случае, если в плане логики и могут быть сомнения, то в плане звучания - очень здорово звучит с повтором "черных".
   
    "С экспериментальностью­­­ такое дело вышло... Оробела я) Оказывается, надо предварительно делать пометку, в чем она заключается: для меня это - мука)"
   Насколько я поняла, сейчас никаких требований в положении относительно этого нет. Такое пожелание сделал Николай Риф.
   Что же касается моего мнения, то не считаю нужным рассказывать рецензентам, в чем суть эксперимента. Мы же не настолько глупые) Даже если и возникнет непонимание, для чего нам заседание?
   Целесообразно делать пометку только в том случае, если в произведении заключается такой секрет, незнание которого помешало бы адекватному восприятию.
   Так что, Елена, не робейте)
Евгений Агуф[15.08.2014 21:30:03]
   Вопрос к Игорю Колесникову.
   Игорь, а где Вы видите "неправильность" стихов? Странность на Ваше усмотрение, но мне показалось, что Вы увидели разностопность там, где её нет.
   Посчитайте, там просто несколько строк поделены, для усиления акцента, но это не даёт сбоев.
   
   (06) Милая девочка,
   (09) что же вы плачете в комнате -
   (08) пыльной, с провалами окон?
   (07) Пропахшие ладаном,
   (15) тихие сумерки трогают волосы. Полноте,
   (15) милая девочка. Все это видеть не надо вам…
   (15) Хлопают черными крыльями черные лебеди
   (15) на простынях - позабытые, сушатся, сушатся.
   (15) Бывший проулок молчит, задыхается в лепете:
   (04) «Мама, вернись!
   (03) Я тебя…
   (08) Я тебя буду слушаться…»
   
   Сложите, здесь ровно восемь строк по пятнадцать слогов.
   
   (15) Милая девочка,что же вы плачете в комнате -
   (15) пыльной, с провалами окон? Пропахшие ладаном,
   (15) тихие сумерки трогают волосы. Полноте,
   (15) милая девочка. Все это видеть не надо вам…
   (15) Хлопают черными крыльями черные лебеди
   (15) на простынях - позабытые, сушатся, сушатся.
   (15) Бывший проулок молчит, задыхается в лепете:
   (15) «Мама, вернись! Я тебя… Я тебя буду слушаться…»
   
   При этом они все одинаковые по ритму и окончаниям с перекрёстной рифмой.
Игорь Колесников[16.08.2014 04:14:31]
   Да, конечно. Я и имел ввиду "рваность" строчек. Это не мешает читать стихотворение, даже помогает, но немного сбивает с толка и "прячет" рифмы. Ритмических сбоев нет, я и не писал про это.
Елена Бородина[15.08.2014 21:30:40]
   Евгению Агуфу
   
   "Черепашье"
   Евгений, почему-то была уверена, что у Вас возникнут вопросы по этой работе) И не ошиблась.
   Замечания Ваши объективны и обоснованы. И с подвидами, и с цветом панциря, и с альдебаранами-лампар­усами­ Вы не промахнулись. Один нюанс: представленное стихотворение - не астрологические, не исторические изыскания. Они не имеют под собой строгих научных фактов. Я просто тему обозначила, а развитием ее стали мои личные взгляды на становление мира.
   В принципе, если брать Ту Самую Черепаху, наверное, невозможно определить ее тогдашний подвид? Как и цвет панциря, впрочем.
   Вы же не буквально рассматривали и Аристарха, который ее варил в плоской кастрюльке? Или... как?
   Кстати, меня всегда интересовала достоверность сюжета в поэзии. Ну, я понимаю, когда стихотворение претендует на историческую ценность, но как быть с такими вот иронически-суггестив­ными­ творениями?!)
   Евгений, было интересно Вас услышать) Я серьезно - спасибо. Отдельное - за оценку "Девочки"
Евгений Агуф[15.08.2014 21:52:03]
   Елена, я понимаю всю схематичность и черепахи, и Аристарха, но мне кажется, если касаться чего либо конкретного, то всё должно быть точным, если же автор сомневается в точности или не хочет её, то и не нужно стараться (как в случае с "подвидом толстокожих" или с "маленькой плоской кастрюлькой").
   Главное, чего стоит избегать, так это вляпаться в собственную некомпетентность. Невозможно знать всё, но если берёшься, надо перерыть весь интернет. Ваша попытка шутить на такие непростые темы вызывает уважение - это сложно делать и вообще, а в стихах становится почти невыполнимым; Вы почти справились, Елена.
   Очень рад Вашему появлению в Гостиной и Вашим стихам - они очень глубоки и прекрасно сложены.
   Спасибо.
Елена Бородина[15.08.2014 21:55:27]
   Немежиковой Ольге
   
   Да, Ольга, Вертинский здесь есть. Не случайно - сама... атмосфера, что ли?.. стихотворения немного старомодна, да? Обращение "на Вы", проулок, лепет. И - сегодняшние события. Войны, разрушения. Так было и так будет, к сожалению.
   Не знаю, что Вам сказать насчет черных лебедей. Ну, такие вот простыни) Ваш вариант красив и логичен, но белье забыто не "всеми", а родным человеком. Конкретным.
   Насчет лепета - не уверена, что поняла Вас правильно. Проулок молчит и задыхается в лепете девочки. Вроде бы, допустимо такое построение? "Задыхаться в жаре", например. Лепет получается таким плотным, осязаемым не только... хм... акустически, но и тактильно) Простите, за медицинскую терминологию)
   
   Ольга, Вы полностью погружаетесь в рецензируемые стихи - я уже давно обратила внимание. Это замечательно, и вызывает уважение. И "Черепашье" Вы объяснили, пожалуй, лучше меня.
   Насчет "подвида" отписалась уже Евгению. Аристарх бранился, потому что устал от потрясений - мир внезапно стал объемным! Это хоть кого из равновесия выведет)
   Спасибо Вам, Ольга! Читала Ваши рассуждения с удовольствием, ловя на мысли: "Так грамотно рецензировать мне никогда не суметь" Я, вообще, не сильна в объяснении)
Ольга Немежикова[15.08.2014 22:27:32]
   Елене Бородиной
   
   Вертинского я оценила по полной программе! Как и обращение на "вы"! Маргинализация населения просто достала! "Ты" рядом с Вертинским было бы ...ну как обозвать подобную бесвкусицу??? Милая девочка - вообще Супер! Но по поводу лебедей и лепета или задыхания вижу, хоть тресни! Но хозяин - барин. Мое дело - сказать, что разглядела.
   Что касается глубины, Поэт, он же медиум, по определению, считывает, зачастую сам не понимая, что через него идет и это нормально. Был бы инструмент настроен. А толкование - дело критиков. Пусть Поэт вещает! Писать рецензии на красивые, настоящие стихотворения - истинное наслаждение!
Елена Бородина[15.08.2014 22:09:29]
   Елене Черных
   
   Спасибо, Елена. Читать положительные отзывы очень приятно, и настроение от них значительно улучшается) Но Вы можете писать и спрашивать все, что хотите - так, на всякий случай) Я довольно миролюбива и адекватна. Кажется)
   Название не подходит к стихотворению? Хм...
   Как бы Вы предложили?
Елена Черных[16.08.2014 01:47:19]
   Лена, я, кстати, думала об этом: а как бы я назвала? Но точно не "Девочка". Варианты такие: "Сумерки" или "Черные лебеди".
   
    Насчет вопросов. Ни с Девочкой, ни с Черепахой они у меня не возникли, т.к. показалось всё предельно ясным. Чуть-чуть резануло слово "подвид", как из другого (непоэтического) мира. Концовка стиха сначала принесла мысль (и это, видимо, не только у меня одной), что была съедена именно ТА черепаха, но при повторном прочтении я абсолютно точно для себя поняла, что:
   1. ТА черепаха уж точно уплыла от Аристарха :) Т.е. "птичку" жалеть не надо :)))
   2. ТА черепаха слишком большая для маленькой кастрюльки :)
   3. Аристарх просто любил черепаший суп (из маленьких черепашек)
   4. Это всего лишь образ, потому Аристарх таки "съел черепашку", на которой "держался мир" по мнению его соплеменников :)
   
   Именно поэтому концовка вызвала улыбку своей такой оригинальной метафоричностью с интересным философским смыслом. :)
Елена Бородина[15.08.2014 22:14:36]
   Елене Долгих
   
   Спасибо за добрые слова. Мое творчество весьма противоречиво - сами увидите)
   Чем хороши Гостиные - собрались люди с разными поэтическими вкусами, поэтому и мнения такие... взаимоисключающие порой)
   И Вам, Елена, всего доброго.
   С уважением, Лена.
Елена Бородина[15.08.2014 22:29:44]
   Дмитрию Кастрелю
   
   "Милая девочка" - почти устойчивое выражение. "Милая барышня" - так ведь говорилось раньше? Это не качественная характеристика - не цвет волос или особенность телосложения. Это, получается, старомодное обращение) Без "милой" никак нельзя.
   Я, в принципе, тоже "за" минимализм. В стихах не должно быть случайных слов. И здесь нет динамики, я согласна - статичная мимолетная картинка. Все Вами перечисленное - это декорации. Боль можно выражать по-разному. Кто-то кричит: "Ой, больно!" Кто-то молчит, красноречивей крика. Мне, наверное, ближе неконкретная, а размытая боль. Четыре строчки - слишком сухо. Как будто, констатация факта. Видимо, мы с Вами по-разному чувствуем.
   
   "Черепашье"
   
   А почему кастрюлька закопченная? В ней уже кого-то варили?) Слоны тоже куда-то исчезли, кстати)
   
   Спасибо, Дмитрий!
Елена Бородина[15.08.2014 22:55:00]
   Игорю Колесникову
   
   "Девочка"
   Проулок бывший, потому что его уже нет. Провалы окон, пыль. Разрушение, одним словом.
   
   "Черепашье"
   Тире между "наклонной" и "сминая" имеет большое значение, Игорь! Оно подразумевает не "что при этом делая", а "как именно"))) С двоеточием разобрались сами)
   "Лунные пожары" - имела в виду вспышки. Наверное, объемность мира сопровождалась разными катаклизмами.
   Стихотворение не несет чего-то заумного. Воспринимайте его так, как воспринимаете) Автор - простой человек, не лишенный некоторой вычурности)
   Спасибо большое!
Игорь Колесников[16.08.2014 04:23:34]
   Спасибо, всё понятно. Только "лунные пожары" вызывают сомнение. А вообще всё разложилось по полочкам, благодаря рецензиям наших соклубников.
Елена Бородина[16.08.2014 09:45:50]
   Я тоже много чего интересного узнала, благодаря рецензиям) Хорошие у нас, все-таки, соклубники. Еще бы не ругались между собой.
Ольга Немежикова[17.08.2014 07:35:34]
   Елене Бородиной
   
   Уважаемая Елена! Терзает меня следующее: а что Вас вдохновило на "Черепашье"? Ведь необычное стихотворение! Необычное, как минимум, для женщины. Каюсь, не склонна воспринимать искусство в стиле "секси", или как это называется, когда половая принадлежность размывается, и не ясно, что же это такое перед тобой явилося... В литературе, правда, присутствует испокон "мужской" взгляд на вещи, женщины-то еще, мне кажется, особо не освоили чисто женский стиль, не в смысле эмоций, а в смысле глубины, чисто иньского мировоззрения, без показной агрессии.
   Что из-под истории об Аристархе Вы хотели выразить и удалось ли Вам это? Ведь, чтобы собрать в кучу столько образов, что-то крепко должно было всколыхнуть, не правда ли? Что заставило взяться за перо? Само собой, мне не хотелось бы услышать в ответ пару проходных фраз. Вспомните, расскажите, пожалуйста, очень интересно. Вот, задаю вопрос, как на встрече с писателем.
   С уважением, Ольга.
Елена Бородина[18.08.2014 18:36:22]
   Здравствуйте, Ольга.
   Простите, не сразу заметила Ваш комментарий.
   Сразу же - откровение от Елены: совершенно теряюсь от вопросов: "О чем стихотворение?" и "Как вы его написали?", потому что не знаю, что говорить)
   Стихотворение - это продукт не сиюминутный, даже если оно написалось за пол-часа. Какие-то мысли, собственные взгляды на жизнь, субъективная интерпретация происходящих (прошедших) событий - они же всегда присутствуют. Думы, в общем) Иногда они вдруг обретают слова и читабельный вид.
   "Черепашье" - не только о Древнем мире. Мне всегда казалось, что люди склонны к уничтожению информации, предшествующей им. С легкостью, не задумываясь. Помните? "Бога нет!" Оказывается, есть. "Человек произошел от обезьяны!" - и опять мимо. Потом, конечно, приходится возвращаться к истокам, но столько времени уже потеряно! На восстановление, переосмысление и все такое. Вот и черепаха - бедняга: за ненадобностью была съедена) А ведь потребуется когда-нибудь, уверена в этом)
   Кстати, они вместе появились - черепаха и Аристарх. Я думаю - что за фрукт такой? Полезла в энциклопедию - удивилась даже. Оказывается, да, был такой Аристарх Самосский, астроном древности. До этого не знала о нем ничего. Что это? Разговаривала с коллегами - говорят, генетическая память. Вы сами, Ольга, не замечали, что в стихи "просачиваются" такие слова, которыми не пользуешься в повседневной жизни, или вообще их первый раз слышишь. Бывало ведь?
   Насчет "мужского" взгляда...
   Может быть... эээ... поэтическая "гендерность" тоже как-то невзначай образуется?) Вот честное слово - не знаю, что сказать)
   Спасибо, Ольга, за Ваш живой, искренний интерес к моей "стихопродукции" - я это чувствую. И мне очень приятно.
   С уважением, Лена.
Ольга Немежикова[19.08.2014 06:42:40]
   Уважаемая Елена! Вот какой интересный ответ! А мне ведь и в голову прийти не могло, что идея - как у Блейка!!!
   
   Скажи, кем зиждется забытая до срока мысль?
   И где живет былая радость и минувшая любовь?
   Когда они вернутся к нам, и сгинет мрак забвенья.
   И я смогу перенести сквозь время и пространство
   И облегчить сегодняшнюю боль, и мрак, и горе.
   У. Блейк. Видения дщерей Альбиона. Пер. А. Сергеева
   
   У Вас в стихотворении чувствуется любовь к черепашке, чисто женское понимание ее истории.
   А какие темы Ваши самые-самые? И почему? Какие в планах, может, только подбираетесь? В теории стихосложения что Вас интересует? Как давно пишете стихи?
   Мне кажется, неделя рецензий - это такая возможность поближе познакомиться именно с творческой аурой человека, прикоснуться к тайне, которая им движет!
   Давайте шире использовать возможности недели! Это и самому автору может надолго оказаться подпиткой, да и вдруг всплывет нечто, на что у себя внимания не обращал, а оттуда - вон, сколько возможностей!
   Ольга.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта