Гостиная № 1 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! Автор: | Михаил Куницкий | | Тема: | 12 заседание Гостиной № 1 Рецензии на стихотворение В. Рыбалкина "Неба купол светлый" | Ответить |
| Стихотворение: “ Неба купол светлый” Автор: Валерий Рыбалкин. http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=314650 Ниже представлены рецензии на стихотворение «Неба купол светлый» Рецензия Дмитрия Кастреля Заголовок, он же начало стиха, сразу пахнул чем-то знакомым, митяевским таким... Читаю дальше. Дальше тоже "знакомые все лица". Кто ж здесь не вспомнит: Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья. Это русская сторонка, Это родина моя. или Грустные ивы склонились к пруду, Месяц плывёт над водой. или За рекой знакомый голос слышится, То поют всю ночку соловьи... Чувствуется, что автор в выбранной теме начитан и наслышан. И многое вспомнил. И вот эти припомнившиеся строки слегка приладил друг к другу. Не без потерь. Так у соловья оказывается "буйная головушка" (не о Соловье-разбойнике ли речь?). Или перечисляются в числе прочего через запятую трава и мурава. А то и вообще странно: "ты мне спой, соловушка - песнь твою примут соловьи"... Ну, и прочий сиропчик по стандартно му рецепту: веточки, тёмная вода, грусть, душа и т.д. Автора здесь нет. Творчества здесь нет. Есть компьютерный набор слов "на тему". Валерий, вам удобно было отсылать это на рецензирование? Рецензия Равиля Валеева Размер стиха – 1.2.3.4,15,16,17,18,19,20,21,22 строки 6 стопный хорей с паузной эпикрузой; - 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 строки логаэд схемы:2хорея+дактиль+3хорея с паузной эпикрузой. По моему, перед нами стих, который вместо двухстиший нужно записать, разделив строки, в виде катренов с перекрёстной рифмой и тогда размеры строк будут: нечётные строки – 3стопный хорей с женскими рифмами, а в 3,4,5,6,7 катренах – дактилические; чётные строки – 3 стопный хорей с паузной эпикрузой (мужская рифма). Жанровая принадлежность стиха (пейзажная лирика) не вызывает сомнений, хотя окончание стиха имеет философскую окраску. Честно говоря, у меня возникло ощущение, что читаю текст, написанный Иваном Никитиным где-то в середине 19века. Я не обвиняю автора в плагиате, но весь образный ряд и сама структура речи ЛГ, по моему, взяты из 19века, где они были новаторскими, а в 21веке уже так банальны, что отдают нафталином. Повторяю, это лично моё мнение. Рецензия Евгения Агуфа Неплохая песня – для песенного жанра вполне допустима простота сюжета, незамысловатость рифм. Рифмы здесь нельзя отнести к слабым, но и на уникальность они претендовать не могут – кроме «водой-собой», «цветов-садов», «любви-соловьи», глагольной «ушло-доцвело», на небольшом расстоянии друг от друга есть две рифмы со словом «рекой». Возможно спеть такую песню в которой в одной паре строк на один слог меньше, чем в соседней, но в таком случае эти пары нужно чередовать и обыгрывать в том числе и мелодией; а при прочтении стихов, когда такое чередование появляется в случайном порядке (не по воле автора), это расценивается как ошибка, непреднамеренный сбой ритма. Кроме того, что ни одна из строк не является открытием, есть и сюжетные недочёты и нестыковки: «Наклонились ветви прямо над рекой» – слово «прямо» употреблено в просторечном значении, которое не соответствует литературному значению слова, так как «наклониться… прямо» невозможно. «ТвОя песня светлая зазвучит в тиши» – сбой ударения. «Песнь твою, как солнышко, примут соловьи» – то ли соловьи примут песнь за солнышко, то ли они песнь примут, как её солнышко принимало, то ли соловьи примут песнь, похожую на солнышко – при этом ни одна из версий не является жизнеспособной, при этом речь идёт о песне «соловушки»; если считать, что «соловушки» от «соловьёв» отличаются по половой принадлежности, то самки соловьёв, вообще, не поют. «И разбудят боль мою, унесут с собой» – что ж плохого в том, что унесут? Но нет, весь остальной сюжет не подтверждает, что унесли – остались, оставили, да ещё и «Разрывают душу… над рекой». «Ах ты, мОя речка, тёмная вода» – сбой ударения. Не совсем понятна и необходимость входить в эту реку второй раз, если там всё так плохо. В общем, противоречивость женской песни-плача, как и противоречивость женщины, вообще – дело достаточно привычное. Встречаются в песенном творчестве куда как большие нестыковки, и ничего – даже шлягерами становятся. Мне лично такие песни не нравятся, а стихи, и вовсе, должны быть, на мой взгляд, более выверенными, как, например, стихотворение, занявшее в недавнем осеннем конкурсе заслуженное первое место, где каждая строчка – как яркая фотография: «Осень в Новокузнецке» (Сергей Стрельников) В городе моём гуляет осень. Стаи ослепительных машин, Словно серебристые лососи, Уличный штурмуют серпантин. Листья пожелтевшие листая, К мокрому бетонному пальто, Дождь стеклянной нитью пришивает Пуговки трепещущих зонтов. Тяжесть туч сгрузив себе на плечи, Пестуя чугунное тепло, Шумно дышат доменные печи В мутное небесное стекло. В городе моём гуляет осень, Тысячей искристых маячков Стонут проводов златые оси В партии троллейбусных смычков. Пиршество горланящих базаров, Огненные россыпи хурмы… Осень. А за кромкою бульвара Чудится дыхание зимы. Рецензия Михаила Куницкого Стих написан шестистопным хореем, не везде ровно. Очень интересная задумка, но во многих местах в глаза бросается пафос. Некоторые фразы, как штампы, затмевают мысль автора. “Веточка сирени”, “на страх” и тому подобные вещи – это всё штампы, которых следует избегать. Соловей-соловушка, ты мне песню спой. Буйная головушка, над ночной рекой! Какая-то плохая фраза. Головушка выделяется как отдельный объект, я бы даже сказал персонаж. Трудно понять, о чём хотел сказать автор. Твоя песня светлая зазвучит в тиши, Грусть-печаль заветная для моей души - Сбой ритма на слове “твОя”. Что мне понравилось, так это песенное звучание, но мне кажется, что грусть автора не вяжется с ритмом. По форме стихотворение весёлое, залихватское, а вот по содержанию грустное. В общем, стих требует доработки. |
| Дмитрию Кастрелю. Сразу видно, что мы с Вами, Дмитрий, люди разные. А у разных людей и мировосприятие очень сильно отличается, и стихи тоже. Но, несмотря на это, я стараюсь хотя бы умом понять людей другого склада, в отличие от Вас. Говорят, что темы для написания стихов можно перечислить по пальцам. Но новые и новые поколения поэтов продолжают эксплуатировать то, о чём писалось сотни и тысячи раз. Странное дело, но и читатели, несмотря на узость темы, продолжают интересоваться новыми стихами. Почему? Да потому, что люди сопереживают, надеясь испытать те чувства, которые испытывал поэт, когда писал свои строки. И "калибр", величина поэта зависит от того, сколько читателей смогли его понять, прочувствовать его стихи, сумел ли он сотни и тысячи сердец заставить биться в унисон со своим сердцем, сопереживать тому, о чём он пишет. Вот Вы, Дмитрий, перечислили несколько прекрасных известных песен. Но кроме иронии они у Вас ничего не вызвали. А ведь это святое! Это наша с Вами Россия, которую мы катастрофически быстро теряем. Нашествие иноземной "культуры" убивает нашу самобытность. Ещё несколько поколений, и наша с Вами Родина исчезнет, растворится. Как исчез Древний Рим. Остались только развалины и мёртвый латинский язык. А была Великая Империя, великая культура. И хорошо бы нам собирать по крупицам то, что ещё осталось, и писать стихи как Пушкин, как Лермонтов, как Есенин. Может быть изобрести свой стиль, который отзовётся в сердцах соотечественников, но не копировать слепо запад. Больно слышать "современные" примитивные песенки, когда одна и та же музыкальная и стихотворная фраза повторяется на всякие лады десятки раз. То же и со стихами. Куцые, непонятные, не доходящие до сердец. Не так важно, насколько технически совершенны мои стихи. Важно, что люди слышат в них родное, близкое, то, что сейчас так трудно услышать с экранов телевизоров и на радиоканалах. Вот и всё вкратце, больше у меня нет слов. Если не убедил, значит это было просто невозможно сделать. Трудно изменить мировоззрение взрослого человека. Тем более, так сразу. И ещё. Мне не стыдно за свои стихи. |
| Равилю Валееву. Большое спасибо, Равиль, за столь подробный разбор стихотворения. Я пытался сам определить его размер, но попал впросак, как та сороконожка, которую спросили, в каком порядке она переставляет свои ноги. Логаэды, эпикрузы... Посмотрел, что это такое, и понял, что всё, оказывается, довольно просто. Я знаю, что такое затакт в музыке. Анакруза - это то же самое в стихосложении, а эпикруза - то же, но в конце строки. Логаэды не дали мне точно определить размеры строк. Ещё раз спасибо за разъяснения. Вы, Равиль, я вижу, опытный специалист. Что же, век живи - век учись. У Ивана Никитина, к сожалению, почти ничего не читал. Спасибо за сравнение моих стихов со стихами известного поэта. Видимо, Вам они набили оскомину, но не рядовому, неискушённому читателю. Многим нравятся мои стихи, и это стихотворение тоже. К тому же, на фоне повсеместной безвкусицы в СМИ, они выглядят совсем неплохо. Они о России, о Родине, и это важно. |
| Евгению Агуфу. Спасибо Вам за разбор стихотворения, за замечания. Но со многим из Вашей рецензии можно спорить: Нет, это стихи, а не песня. Хотя, если декламировать под музыку, то звучать, думаю, будет неплохо. Хотел придумать мелодию, да руки не дошли. К тому же, разностопность может стать довольно значительным препятствием. Кстати, на прошлом заседании услышал, да и раньше приходилось встречаться со стихами известных поэтов, которые (стихи) имели пееременный ритм. Выходит, когда-то это было нормой. Но, в угоду современным требованиям, стараюсь исправлять то, что возможно исправить. По поводу «Наклонились ветви прямо над рекой». Вы правы, "прямо" используется в народном, просторечном значении. Кто как, но я не избегаю подобных выражений, если они к месту. Этому нас научил незабвенный Владимир Высоцкий. «Песнь твою, как солнышко, примут соловьи». Всё однозначно. Соловьи примут песню своего собрата, светлую, будто солнышко. Вы не слышали, как один соловей начинает петь, а затем ему откликается другой, третий?.. Очень красиво получается. По поводу входа в реку... Гераклит сказал, что невозможно дважды войти в одну реку - вода в ней будет уже другая. Стихи Сергея Стрельникова понравились. Красивые образные сравнения. Особенно про серпантин и лососей. Хотя, при недостатке воображения можно спросить, почему это лососи штурмуют серпантин? (Улыбающийся смайлик). Это я к тому, что и на Солнце бывают пятна. Вот скажите, почему фильмы, взявшие призы на фестивалях, зачастую невозможно смотреть без зевоты? А не бывает то же самое и со стихами? Есть повод задуматься. (Я не о приведённом стихотворении). |
| Сначала о солнышке - нестыковка осталась в том, что при солнечном свете соловьи не поют, только после захода солнца. Можно сколь угодно долго убеждать себя в том что эта строка имеет право на жизнь, а не лучше ли спросить себя: "Неужели, я красивее и лучше сказать не смогу?" Теперь о конкурсных стихах. Как правило (если конкурс честный), на конкурсах, где решающим является мнение компетентных судей, побеждают объективно лучшие и в образности и в технике. Когда всё решается голосованием читателей, в основном, побеждают наиболее эмоциональные стихи со средней техникой - читатели голосуют за сюжет. Рот рвётся от стихов теоретиков стихосложения - тогда знания и каноны мешают выходят на первый план в ущерб живым эмоциям. Недостатки можно найти почти в любом стихотворении, и уж точно - у любого автора. Но иногда недостатки могут становиться достоинствами, если автор их употребляет намеренно, осознанно. Валерий, постарайтесь не злиться на любую рецензию, даже самую едкую - поверьте, рецензент писал её не для того, чтобы поковырять у вас в глазу вилкой. Попробуйте увидеть здравый смысл, созидательное начало, ведь это ваше стихотворение вызвало такую эмоцию и ассоциацию, значит вы не видите этой причинно-следственной взаимосвязи, но это совсем не значит, что её нет вовсе. В моих рецензиях хватает и иронии, и сарказма, и тенденциозности суждений - я так пробую показать автору ошибки со стороны, иногда преувеличивая их значение. Но поверьте, ни один человек не станет терять на рецензии время, если только не будет надеяться, что вы в следующий раз хотя бы задумаетесь стоит ли написать так, как когда-то. Только вы сможете это решить для себя и тем ограничить круг своих почитателей - сладкоголосыми откликами тех, кто не скажет даже когда увидит ошибку, или критиками, которые пытаются подсказать вам, как писать правильно, пусть даже в резких выражениях и излишне эмоционально. Успехов вам, Валерий. |
| Спасибо, Евгений. Я прекрасно понимаю Вашу позицию. Она достойна уважения. Однако эмоции в рецензиях, на мой взгляд, не помогают, а, скорее, мешают объективному восприятию. Хотя... Люди все разные. Кстати, наши соловьи прекрасно поют и днём. Сколько раз наслаждался, слушая их трели. Правда, в городе Вы их не услышите. Надо ехать где-то в конце мая в места их обитания. |
| Основное число взрослых соловьёв отличаются от молодняка тем, что петь начинают около 22 часов, песня их чёткая, многоколенная, неторопливая.(Википедия) |
| Вы слушаете соловьёв по Википедии, а я в природе. Неужели Вы мне не верите? |
| Верю, конечно, я привёл подтверждение. А ваше возмущение как раз подтверждает теорию, что каждый видит то, что хочет увидеть. |
| Вы ошибаетесь, Евгений. Никакого возмущения. Просто у нас есть сад за городом. И днём, особенно ближе к вечеру, в конце мая - начале июня всегда слушаем соловьиные трели. Что там творится ночью, я не представляю - ночуем там редко. Бывает, что даже в полдень начинает соловушка петь, щёлкать, а потом, одумавшись, вдруг замолкает. А другой отзывается где-то вдалеке. И речка, о которой стихи, протекает там же, в овраге. Весной это бурный поток, а летом перепрыгнуть можно. И ивы склонились над водой. А в верховьях водятся бобры, строят свои плотины... |
| Михаилу Куницкому. Спасибо за рецензию, Михаил. Замечания, в основном, справедливые. Приму к сведению. Соловей-соловушка, ты мне песню спой. Буйная головушка, над ночной рекой! Может быть после "спой" поставить запятую? Или даже тире. Тогда "буйная головушка" будет звучать как обращение. А вообще, Вы сами знаете, как трудно переделывать стихи. Легче написать новые. |
| Валерий, НАД ночной рекой - будет не совсем правильно, потому что соловью нужно будет лететь над рекой и петь, он не сможет. У реки - ДА! |
| Павел, я немного выше писал, что имел в виду совсем маленькую речшуку шириной два-три метра. В кронах деревьев НАД рекой поют соловьи. Но об этом не скажешь в стихах, и отсюда появляется недопонимание. |
| Собственно, когда говорят "над рекой", далеко не всегда имеется в виду "над водой". Устоявшиеся обороты, ставшие штампами: "берег над рекой", "шёл по-над речкой", "утёс, нависший над рекой" - пожалуй только утёс может находиться над самой водой, но это бывает крайне редка, в основном, при очень быстром течении рек, над равнинными реками берега нависают больше в образном плане, чем в строгом соответствии с перпендикуляром к глади воды. Правда, деревья и кусты, много чаще над водой именно нависают. Так что, Павел, ваше замечание мимо цели. |
|
|