Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Обзоры и итоги конкурсов
Автор:Алексей Хазар 
Тема:Финал ВКР-2012. Поэзия. Итоговый обзор.Ответить
   Итак, завершен финал ВКР-2012, и я, как ведущий обозреватель представляю итоговый обзор. Компилировать обзоры коллег занятие, по-моему, бестолковое, поэтому приведу некоторые общие данные по ходу конкурса и свои личные соображения по поводу представленных произведений. Другие судьи, надеюсь, сами представят свои мнения в индивидуальных обзорах.
    Всего на конкурс было принято 36 работ от авторов, имеющих право на участие в соответствии с положением о конкурсе. Общий уровень ожидаемо достаточно высокий, что безусловно радует.
    Опытный судейский коллектив в составе Валентина Алексеева, Юрия Щуцкого, Вадима Соколоа, Надежды Стрелковой (Солнечной женщины) и вашего покорного слуги отработал качественно и в срок, за что я благодарен коллегам.
    Учитывая не слишком большое число участников, мы решили «не перегружать список награжденных и ограничились тремя местами пьедестала и тремя специальными дипломами. Даже при таком решении, награжденными оказались 25 процентов участников.
    Ну, а теперь давайте обсудим работы.
    1. Игорь Лукшт. К истоку.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294785&pid=185&nom_id=496
    Фирменные элементы поэзии И.Лукшта: нетривиальность формы, глубокая содержательность и образность на лицо. Перед нами ностальгический цикл о детстве.
    «ПЕРВОЕ ВОСПОМИНАНИЕ»
    Сильный и глубоко раскрытый образ памяти – дерево.
    Еще более богатое образное описание впечатления, произведенного на трехлетнего малыша светящейся брошью.
    Не обойдусь без замечания: «всего лишь третье лето моей жизни» - обращает на себя внимание спондей.
   
    «НАПЛЫВОМ ИЗ ДЕТСТВА»
    Вслед за замечательным ярким описанием детского воспоминания о летнем полдне в старой квартире, следует точное пронзительное выражение детского счастливого мироощущения:
    «Бесконечна жизнь. Само собой,
    всё получится. И в радости, и в горе -
    будем вместе все .“MEMENTO MORI…”
    Не умрёт никто. И в сером взоре
    необъятный солнечный покой…»
    «ШЕЛЕСТ ВЕТРА» несколько выпадает из общей темы цикла и посвящен, скорее исторической судьбе Средней Азии. Хотя и здесь все начинается с детских безмятежных воспоминаний, богато иллюстрированных замечательными образами. Контрапунктом к этой идиллической первой части стихотворения звучит вторая часть, посвященная сегодняшней тревожной жизни региона, полной проблем и междоусобиц.
   
    2. Грановская Ирина. У овсянки запах нищеты.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294794&pid=185&nom_id=496
    Пронзительная и страшная по сути работа. В целом, конечно, потрясающе. Не хочется копаться в мелочах, но положение обязывает… Вот этого не понял:
    «пятилетний Димка у плиты держит чашку -
    тоненькая нить
    режет пополам фарфор и душу».
    Нить режет фарфор? О чем это?
    «- Димыч, маргарин принес бы лучше...» - употребляют , конечно, иногда и такую форму в качестве имени, но, строго говоря, «Димыч» это форма отчества. Впрочем, здесь в прямой речи допустимо.
    И еще, по сравнению с конкурентами, работа маленькая и, поэтому несколько проигрывает им в масштабности. Можно еще обратить внимание на одноплановость произведения, хотя не возьму грех на душу считать это недостатком. Скорее это определенный художественный прием, позволяющий обострить до предела основную тему.
   
    3. Николай Шумов. Понемногу обо всем.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294913&pid=185&nom_id=496
    «Уж сколько раз твердили миру»… не надо давать детские стихи в финал ВКР, где они буду состязаться со «взрослой» поэзией!.. Ну, симпатичные, остроумные, просто замечательные стихи для детей, но как прикажите их сравнивать с другими работами, когда принципы «детской» и «взрослой» поэзии во многом противоположны?
   
    4. Евгений Петропавловский. На склоне заката, облитого кровью реликтовых птиц...
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=210429&pid=185&nom_id=496
    Какая грандиозная, тревожная мистическая картина нарисована автором! Сколько в ней поэзии и образности, и сколько четко прочитываемого содержания, полного ностальгии, безысходной тревоги и грусти о судьбе родной земли и страны. Вот это настоящая гражданская поэзия, а не подборка рифмованных лозунгов, которую можно часто встретить под этой рубрикой!
   
    5. Олли. Твое измеренье.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295050&pid=185&nom_id=496
    Стихотворения цикла задумчивы, грустно ироничны, поэтичны и переполнены эмоциями, материализующимися в фактурно прописанных деталях. Эмоции и становятся реальным содержанием, вытесняя сюжетную часть на задний план, где она едва проглядывает.
    Есть некоторые мелкие замечания.
    Словари дают ударение «чернЫ», а не «чёрны», как у автора.
   
    «Хлопья
    мерно падая мне в изголовье,
    так, что ворот и шапка седы»
   
    Заглянем, однако, в словарь: «ИЗГОЛОВЬЕ, -я; мн. род. -вий, дат. -вьям; ср.
    То место на постели, куда ложатся головой; возвышение, устраиваемое для головы на постели» (Большой толковый словарь). Можно, конечно, посчитать это метафорой, но как-то не очевидна она для читателя.
   
    6. Людмила Клёнова. И снова – дорога.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295081&pid=185&nom_id=496
    Простые, гармоничные, чисто и звонко звучащие стихи. По жанру – любовная лирика. Читать и понимать такую поэзию легко. Легко и положить на музыку. Очень подходит в качестве текста романса.
   
    7. Владимир Колодкин. Встреча-миг .
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=256744&pid=185&nom_id=496
    Задача, поставленная автором не проста, но тем более достойна поэтического воплощения. Это интересная и умелая попытка передать музыкальное впечатление средствами поэзии. Скрипка ведет чистую светлую, умиротворяющую мелодию и контрапунктом к ней вдруг начинает звучать виолончель, внося ощущение томления и грусти, которое ассоциируется у лирического героя с ускользающей возможностью долгожданной счастливой встречи.
   
    8. Карапетьян Рустам. Восьмиграфия
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295255&pid=185&nom_id=496
    Философский цикл из 8-ми стихов на тему уходящего времени, проходящей жизни, грядущей смерти. Содержательно и лирично.
    Несмотря на то, что все стихотворения содержат по два катрена, нельзя сказать, что автор ограничил себя строгой формой. Стихотворения написаны разными метрами - от четырех до шести стоп, ямб перемежается хореем, построчная рифмовка с перекрестной. Само по себе это не преступление, но, на мой взгляд, в данном конкретном случае, работа выглядела бы более цельной, если бы автор остановился на более строгой форме.
    Еще несколько мелких замечаний
    У автора читается «искрОю», а нужно «Искрою». Интересно, сам недавно в одном из последних стихов долго крутил по-всякому строку, чтобы на это слово правильно легло ударение.
    «По просторам весело как шагать» - неудачная инверсия, переносящая ударение на «как», что совсем не к чему.
   
    9. Аркадий Ляховецкий. На ступенях храма.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=289501&pid=185&nom_id=496
    Цикл стихотворений о храмах.
    Первое стихотворение - «Кирха». Зная другие работы, автора ожидал большего. Такое впечатление, как будто писал кто-то другой. Рассуждение о символике фасада готического собора. На мой взгляд, спорное и достаточно поверхностное.
    «Над кубом, выложенным камнем,
    Две башни, точно два перста.
    Понятен замысел постройки,
    И свыше в ощущенье дан:
    Над грешною землей простерта
    Благословляющая длань» - т.е. получается: символ благословения – двуперстие. Далее это же толкование еще более определенно:
    «Знаменье крестное, двуперстье,
    Как пожелание добра…».
    Что-то мне это не кирху, а старообрядческую церковь напомнило… Справился в Википедии, оказалось, что для благословения священники используют такое же сложение пальцев, как и для крестного знамени. В западной церкви, как известно, крестятся ладонью, хотя там по поводу «перстосложения» не было таких страстей, как на Руси.
    «Аскеза готики суровой,
    Надменно-угловатый стиль.
    Но зодчий тот, средневековый,
    Прощенье в камне воплотил!» - отсутствие глаголов не украшает первое сложносочиненное предложение. Подобные констатации без действия обычно смотрятся неорганично, как вынужденные вставки. Во втором предложении местоимение «тот» неуместно, т.к. о зодчем еще речи не было. Стало быть, оно тоже вынужденная вставка ради размера. Еще заметим, что «благословение» и «прощение», которые тут использованы, как синонимы, на самом деле не одно и тоже.
    «НОТР-ДАМ-ДЕ-ПАРИ» - второе стихотворение цикла. Тут уже вполне узнаваем автор. Придерусь, пожалуй, только к упоминанию «лепки» в связи с химерами Нотр-Дам, которые, как известно, высечены из камня.
    «ВИТРАЖИ» - стихотворение, посвященное Кельнскому собору. Одно место удивило странным «преображением» метра. Судите сами.
   
    «Сколько жизней есть еще в запасе
    У парящих в воздухе фигур?» - 5 стопный хорей
    «Никакой нарочитой осанки» - если это читать как хорей, то получается грубый спондей («нарОчитой»), зато естественно читается как 3-стопный анапест.
    «Если сбросить латы, нимбы, чин» - снова 5-стопный хорей.
    «ПАНКРАЦИУС» - стихотворение, посвященное совсем не древнему и не знаменитому собору в Германии. Внимание автора привлекла памятная доска с именами местных жителей, павших в трех воинах (две мировых, а третья - франко-прусская?). Автор тонко передает остроту ситуации, которая заключается в том, что здесь те, с кем воевали его (или лирического героя)близкие родственники (дед и дядя). Однако ненависти нет, есть сочувствие и осознание хрупкости и неповторимости человеческой жизни. К сожалению и в этом в целом замечательном стихотворении не обошлось без технических огрехов.
   
    «Нанесенный на мрамор мортиролог,
    Подсвеченный мерцанием лампад» - все словари дают ударение и написание «нанесённый».
   
    «Эпохи три и три больших войны,
    Париж и Верден, городок в России» - Верден французский город, стало быть, ударение ВердЕн. Нет бы, написать «Париж, Верден и городок в России»…
   
    10. Игорь Калиш. Выбор.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295427&pid=185&nom_id=496
    Небольшое юмористическое стихотворение из жизни одежды. Написано хорошим языком, весело, остроумно, с блеском. Однако при всех достоинствах это всего лишь шутка (хоть и с основательным философским подтекстом). Слишком уж непритязательно для финала ВКР.
   
    11. Владимир Папкевич. Колыма вчера и сегодня
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=292452&pid=185&nom_id=496
    Диптих, состоящий из стихотворений с соответствующими названиями – «Вчера» и «Сегодня». Важную роль в его композиции играет эмоциональный контрапункт частей . «Вчера» посвящено гулаговскому прошлому Колымы, оно исполнено трагизма . «Сегодня» наоборот – стихотворение светлое радостное, веселое, написанное с любовью к природе и людям края, со светлым юмором.
    В конце стихотворения «Вчера» мастерски изменен ритм. Отклоняясь от изначально заданной структуры (6 стоп – 5 стоп), три последние строки ( 3- 4-5 стоп) образуют яркий финальный аккорд.
    «Лишь боль, любовь и труд…
    Да к черту все формальности!
    Нас оставляют и в дерьме людьми».
   
    И все же есть некоторые огрехи в этом весьма добротном произведении.
    «А не за проволокой, где-то на горе…» - надо бы «за проволокою». Возможно, это просто опечатка.
    Наименее удачным мне показалось вот это место:
    «Зависит от того, с чем к ней пришел.
    Бывает временами так капризна, что…
    Кто с чем пришёл, с тем и домой ушёл» - мало того, что рифа «ушел – пришел» не комильфо, так еще раз «пришел» повторяется в трех строчках.
   
    12. Израиль Рубинштейн. Корсар.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294443&pid=185&nom_id=496
    Ну, что же, симпатичная шуточная рифмованная автобиография у автора получилась. Пожалуй, этим все и сказано…
   
    13. Надежда Николаевна Сергеева. Дом детства.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295518&pid=185&nom_id=496
    Этот ностальгический цикл уже был в первом этапе ВКР, посему ничего нового о нем сказать не могу. Раз уж автор повторяется, повторюсь и я. Содержание цикла вполне отражает его название.
    «Опустел наш родительский дом». По чувству и содержанию неплохое стихотворение. Да и выполнено прилично. Хотя есть и огрех. Вроде бы трехстопный анапест, но:
    «Словно вестник долгих разлук» - во второй стопе не хватает слога.
    «Забытый дом». Тут есть смысловая неувязка. Нарисована картина брошенного дома («Здесь не вьется из трубы дымок.
    У забора заросли сирени.
    На калитке страж - большой замок» и т.д.) и вдруг в финале: «В доме одиночество живет»! Одиночество, это когда человек один, а тут вообще никого нет… Это скорее «пустота».
    «Старый домик на окраине». Здесь обращает на себя внимание интересная нестандартная строфа с рифмовкой АВААВА.
    «Надежда старого дома». По форме английский сонет. Была бы очень симпатичная работа, если бы не строчка: «И жизни покидают меня силы» - весьма неуклюжая инверсия, да еще и спондей.
    «Я вернусь». Опять нетривиальная интересная схема рифмовки, однако содержание и небогатый образный строй до нельзя стандартные…
    «Грусть калитки» воспринимается как повторение уже сказанного в предыдущих стихотворениях цикла, а потому, пожалуй, просто лишнее.
    Эпилог не плох и по замыслу и по исполнению. Он вносит некоторую игривую ноту в общий грустный тон цикла.
    14. Александр Дивеев. Звездные колокольчики
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295574&pid=185&nom_id=496
    Написано гладко, звучно, аккуратно. Однако общее впечатление – слов много, а сказано мало и не внятно.
    «Если думы и грусть снова бренный покой мой нарушат,
    Стану слушать в ночи, позабыв про усталость и сон,
    Как в небесной тиши колокольчики звёздные – души –
    Разливают окрест свой хрустальный, таинственный звон» - пунктуация вводит в заблуждение. Пришлось разбираться, что автор имеет в виду, поскольку тут же дальше читаем:
   
    «Он струится с небес, звон нисходит от звёзд синеоких» - так звезды или души звенят?.. В самом конце нашел подсказку, когда автор упоминает «души звёздные». Оказывается в начале всего на всего тире не на месте… Далее, естественно, возникает желание понять, почему автор заговорил об этом звоне? Какую смысловую, философскую или художественную нагрузку он несет? Увы, читателя ожидает фиаско. Вот все, что нам по этому поводу сообщается:
    «Может быть, звон пришёл к нам в печали из Вечности в гости,
    А, возможно, звонят колокольчики просто по нас».
    Приходится сделать вывод, что это не более чем поверхностная пустая красивость, увлекшая автора.
    Собственно, практически вся содержательная часть стихотворения заключена в строке: «Что случилось со мной? Почему ж я один? Почему?». Это, по крайней мере, понятно в отличие от некоторых других сентенций. В частности:
    «Неужель заросли муравой к Вечной Жизни дорожки,
    Поезд жизни земной всё стоит на запАсном пути?»
    Судя по структуре сложносочиненного предложения, вторая его часть должна раскрывать, пояснять первую. Однако не могу себе представить, что по «дорожкам к вечной жизни» надо ехать на «поезде жизни земной». Образ не складывается, главным образом, из-за слова «дорожки»! Поезда не ходят по дорожкам, они ходят по путям. Опять же, как интерпретировать «стояние поезда жизни»? Что имеет в виду автор? Согласно крылатому выражению жизнь, как раз, не стоит на месте. Образ неясен.
    Финал тоже неудачен.
    «Переполнит к утру души звёздные светлая радость:
    Как же! - вспомнили их, если в окнах проснулись огни...»
    Почему, собственно, если в окнах загораются огни, то это значит, что вспомнили про «звездные души»? Опять поверхностная пустая красивость… Или недостаточно ясная мысль?.. Может речь о том, что огни в окнах суть отклики на звон «звездных душ»? Но об этом никак не сказано.
   
    15. Сергей Балиев. Русское ментальное.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294377&pid=185&nom_id=496
    Да, действительно русское. Поэтический строй хорошо стилизован под русскую народную поэзию. Причем народная поэзия обычно страдает стилистическими изъянами, а тут в этом отношении все в порядке, как и положено в поэзии авторской. Сразу, правда, наткнулся на неудачный, на мой взгляд: образ: «Будто реки все волки выпили». Волк - архетип хищника. Ему не реки выпивать положено, а нападать, убивать, рвать на куски, пожирать.
    Далее:
    «Не затянешь нить – вмиг распустится,
    не затянешь песнь – поразэхолось!..»
    «Поразэхалось» - это очень даже здОрово (в смысле раскатилось эхом), но у автора получается, что эхом раскатилось, когда «не затянешь песнь»! Очевидный нонсенс. Тут бы написать «а затянешь песнь» или «как затянешь песнь».
    Дальше опять есть к чему прицепиться:
    «Век мой полон лет, да и полон зим.
    И к закату льнут зори вешние»
    Последняя строка вызывает недоумение и наводит на мысль о Заполярье, а вовсе не о возрасте лирического героя, как было задумано автором.
    Несколько странно в русском народном антураже смотрится слово «коллапс». Впрочем, это не так уж заметно. В последней строке - «русла напоить, навести мосты…» - заметный спондей.
    А в целом, хочется отметить как безусловное достоинство, с одной стороны, позитивный настрой, далекий от безысходности и кликушества, с другой стороны, отсутствие шовинистического запала, настроения типа «Россия uber alles»… И то, и другое, увы, часто встречается в стихах такого рода, и лично у меня провоцирует рвотную реакцию.
    Словом, автор сумел выразить свою любовь к родине и свою боль в связи с ее бедами без истерики, конвульсий и пены у рта, оставаясь в здравом уме и твердой памяти, что дорогого стоит.
   
    16. Сергей Ворошилов. Край озерный, север дикий.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=289876&pid=177&nom_id=470
    Эта работа победила во втором этапе. Посему я могу только повторить свои прежние комментарии.
    Цикл о севере. Скорее даже о северной осени. Красив, поэтичен, хорош. Обманчиво простой авторский стиль хорошо узнаваем. Здесь довольно незатейливая на первый взгляд форма, без изысков, умело насыщенная глубокими образами и смыслами, находится в абсолютной гармонии с остальными составляющими произведения. Блеснули бриллиантами замечательные аллитерации:
    «Шуга шуршит ли,
    голоса
    ушедших душ из Заонежья».
    Браво!
    Добавлю, однако, что мы в СК не очень приветствуем повторные появления работ в конкурсах, поэтому при прочих равных предпочтение будет отдано другой работе.
   
    17. Кривонос Сергей. «Вот опять по-осеннему…»
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=284082&pid=185&nom_id=496
    Стихотворение, наполненное любовью, тревогой, печалью и надеждой. Близкий человек (жена, возлюбленная?) лирического героя в больнице. Нависшая опасность заставляет переосмысливать то, что было обыденным и привычным, острее чувствовать связь с любимым человеком. Стихотворение богато эмоциями и выразительными образами.
    Своеобразный размер в катренах – три строки пятистопного анапеста плюс одна строка трехстопного.
    «Дом – мало» - слабая рифма.
   
    18. Аркадий Млынаш. Случай в музее (стихи для детей…).
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295808&pid=185&nom_id=496
    Прекрасные остроумные и безупречно написанные стихи для детей… но как прикажете их сравнивать со стихами для взрослых?..
   
    19. Владимир Безладнов. Бесовщина.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295950&pid=185&nom_id=496
    Замечательный триптих о язвах нашего времени и о человеческой совести. Не даром это слово «совесть» встречается в нем несколько раз. Взявшись за такую тему и имея целью обличение пороков очень легко сорваться на истерику и таким образом погубить произведение. В данном случае автору нисколько не изменило чувство меры и чувство собственного достоинства. Обличительный пафос не переходит в кликушество. Язык произведения чист и ясен, местами хлесток, стихи звучные, звонкие. Трудно в чем-то возразить автору. Пожалуй, только второе стихотворение «Сказка» может вызывать какие-то сомнения. Так ли уж хороша была наша страна, которая
    «Много лет назад,
    … была сплошным цветущим садом.
    Мы жили дружно, и на тех, кто рядом,
    Смотрели только добрые глаза.
   
    Помочь любому был готов любой,
    Не знали мы изгоев и кумиров,
    Поскольку управляли нашим миром
    Культура, знанье, дружба и любовь»?
    Увы, нашим миром тогда управляла КПСС, и то, что изображает автор скорее официальная сказка тех времен, чем реальность. Другое дело, что наша несвобода тогда была, в том числе, несвободой выходить за рамки этой сказки, в частности пропагандировать безнравственность. Это не значит, что безнравственность отсутствовала в жизни. В условиях же, когда нет красивой официальной сказки, обязательной для всех, безнравственность цинично и открыто правит бал.
    Несмотря на эти соображения, автора трудно упрекнуть в идеализации прошлого, ведь стихотворение и называется «Сказка»!
    Последнее стихотворение «Молитва» обратило на себя мое особое внимание. Дело в том, что у меня тоже есть стихотворение с таким название, и оба они во многом перекликаются.
   
    20. Некрасовская. Я жила в этом городе тысячелетья тому.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295955&pid=185&nom_id=496
    Небольшое философское стихотворение, касающееся сущности человеческого религиозного чувства. На мой взгляд закоснелого агностика, работа великолепна. Хотя мнение судей разделилось. Человек более склонный к религиозному мировоззрению с полным основанием может обвинить автора в богоборчестве и гордыне. Пожалуй, это притча. Технически безукоризненный стих повествует об искренней ночной молитве лирической героини в храме перед алтарем Дагона, и отчаянном разочаровании, постигшем ее утром, когда на постаменте вместо бога она увидела слепого бездушного идола.
    Философское обобщение предварительно подсказано в первых двух строках:
    «Я жила в этом городе тысячелетья тому.
    Там, где ныне церквушка, Дагона стояла храмина»,
   
    и окончательно сформулировано в финале
   
    «Потому никогда не молилась ни в церкви, ни в храме.
    Я смертельно боюсь, я увидеть боюсь пустоту
    Там, где должен быть Бог с голубыми земными глазами».
   
    21. Александр Граков. Судьба-Россия
    http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=295990&pid=185&nom_id=496
    Довольно разноплановая работа. Честно говоря, затрудняюсь определить принцип объединяющий отдельные стихотворения. О том, что таковой должен быть, свидетельствует наличие пролога. Пожалуй, название подсказывает ответ – Россия и судьба. Хотя и весьма обще это звучит. Также затрудняюсь понять смысл и следующей сентенции:
    «…заповедь Истории проста:
    Никто не видел плачущей Минервы, а я не зрел распятого Христа».
    Словари дают написание и ударение «взведённый», а не «взвЕденный», как у автора.
    «Нет в современной карте Зурбагана» - должно быть «на карте».
    «Да совесть – полновесная монета разменяна на рыльца-пятачки» - очень не плохо обыграно двойное значение слова «пятачок»!
    «Синеглазое звонкое эхо». Идея и сюжет стихотворения, пожалуй, также архитипичны для русской поэзии 20-ого века, как балалайка, водка и матрешка для русской культуры. Париж, ностальгия по России. Только ленивый не написал о тоскующей русской душе в Париже. Я сам не исключение. Написано, надо сказать, очень красиво. Чего стоят березы, «подметающие облачность сини» и «черноспинные грачи, разбирающие пашню в раздрай». Если бы лирический герой отождествлялся с автором, то вслед за Станиславским я воскликнул бы: «Не верю!», по пути вспомнив своего школьного учителя, который с издевкой цитировал мемуары Е. Долматовского. Наш знаменитый поэт-песенник там жаловался, что его замучила ностальгия после двух недель пребывания в Париже. Однако в тексте есть вполне прозрачный намек, что речь идет о потомке эмигрантов («Бело зависть шепнёт:- Возвращайся в Отчизну, потомок»…). И тут уже другой расклад. Такую ностальгию через поколение и даже через два я сам лично встречал у ныне живущих в Европе внуков русских эмигрантов, а, потому, верю. У некоторых из этих людей отношение к пра-родине очень романтическое.
    «Судьба». Стихотворение о непредсказуемости и капризности судьбы, которая подобна монете, и ухитряется упасть не реверсом и не аверсом, а встать на ребро. Здесь есть и морально-философский­­­ мотив «самокопательства» и самооценки.
    «Голуби». Это притча в жанре черного юмора. Сварила бабка из пары белых голубей суп… Такая вот поэзия жизни. Такая судьба…
    «Я слышал». Ностальгическое стихотворение. Автор хорошо передал ощущение узнавания давным-давно на заре жизни слышанной завораживающей мелодии.
    «С.Есенин» и «Счастье»(Памяти В.Высоцкого) – мастерские стилизации. По моим наблюдениям они вообще хорошо поучаются у автора.
   
    22. Ульяна Яворская. Я здесь живу всегда.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296269&pid=185&nom_id=496
    Ностальгический цикл о детстве. Проникновенно с грустью, с массой выразительных деталей написано о родном доме, родных людях и давно прошедшем времени. Стихи гладкие, звучные, хорошо проработанные, простые по форме, читать легко, понимать тоже.
   
    23. Галина Пиастро. Размышления Зрелой Мысли.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=282501&pid=185&nom_id=496
    Небольшое философское стихотворение написанное терцетами с одной сквозной рифмой в двух первых строках каждого терцета и другой сквозной в последних строках терцетов. Надо сказать, форма довольно изощренная и сложная. Она несколько довлеет над содержанием, суть которого (довольно абстрактная) в попытке изобразить полный сомнений, заблуждений и компромиссов процесс поиска некоей свежей идеи.
   
    24. Алла Райц. Величие теней. Вилланель .
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=272360&pid=185&nom_id=496
    Вилланель вполне добротная. Содержание под стать форме – сдержанно-величестве­­нное­­ и отстраненно-космичес­­кое.­­ При этом смысл абсолютно прозрачен и понятен. В пустословии автора не обвинишь.
   
    25. Никита Брагин. Миры огромных звезд. Памяти Николая Гумилева.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=281743&pid=185&nom_id=496
    Триптих, посвященный памяти Н.Гумилева. Как всегда гладко, звучно, глубоко и точно. Несколькими выразительными мазками автор изображает ключевые моменты судьбы героя: бойню Первой мировой, на которой отчаянно геройствует «петушок» ( в этом образе предстает Гумилев), не ведая, что смерть его ждет не здесь, а в России у расстрельного рва, Африку, в которой вдруг узнается растерзанная большевистская Россия… Последнее стихотворение цикла («Снежный ноктюрн») посвящено поэзии Гумилева, дарящей читателю красоту и богатство этого мира, открывающей смысл его существования .
   
    26. Сергей Гамаюнов (Черкесский). Ничто не забыто, никто не забыт...
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296527&pid=185&nom_id=496
    Еще одна документальная история о военной судьбе. Написано просто, точно, сдержанно. От этой сдержанности, впрочем, мороз по коже. Так и представляешь себе реального человека, который не спеша, без пафоса рассказывает о своей нелегкой жизни.
    Кажется, несколько не аккуратно сказано «хаты сравняв до земли». Сравнять можно с чем-то, можно ли «сравнять до»?
   
    27. Марк Луцкий. Марине Цветаевой .
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296540&pid=185&nom_id=496
    Небольшой цикл из 4-х стихотворений (тетраптих). Несколько моментов очень характерны для поэзии автора. Во-первых, посвящение поэту прошлого. Во-вторых, использование жестких форм (французская баллада, рондель, сонет). В третьих, цитирование стихов поэта, которому посвящено произведение. Не слишком удачно выражение «под дулами обстрела». Обстрел это процесс, у него нет дула. В остальном трудно к чему-либо придраться.
   
    28. Александр Кноль. Позабытый погост.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=293810&pid=185&nom_id=496
    Проникновенно, трогательно, эмоционально, поэтично. Чувства сожаления и вины, переполняющие лирического героя на позабытом погосте, вызваны запустением, царящим здесь. Была жизнь богатая красками и бурная, были живые яркие люди, осталась «мерзость запустения» вместо достойной памяти. В тексте, впрочем, нет поэтических изысков и глубинных планов, в этом смысле он достаточно прост. Такая особенность характерна для песенных текстов. Поэтому вполне естественно, что он использован в этом качестве, о чем свидетельствует комментарий и ссылка в конце текста.
   
    29. Михаил Куницкий. Он самый счастливый моряк.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=278473&pid=185&nom_id=496
    Простой, трагический и внешне совершенно лишенный романтики сюжет. Моряк напился, упал в сугроб и замерз насмерть. Автор пытается показать это происшествие, как человеческую трагедию, происшедшую от несоответствия грубой жестокой действительности и романтических устремлений героя. При всей кажущейся пошлости сюжета, он, на самом деле, весьма перспективен, особенно если капнуть несколько глубже. Ведь тут есть и мрачная ирония жизни, и абсурдность человеческого существования, и элементарная человеческая слабость. Авторская трактовка, вследствие своей ограниченности, допускает определенные возражения, которые можно было не только предвидеть, но и нейтрализовать, высказав соответствующие контраргументы. К сожалению, это не сделано.
   
    30. Уваркина Ольга. Есть чувство.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296759&pid=185&nom_id=496
    Ностальгический цикл о детстве, о рязанском крае. Первое стихотворение (оно же заглавное) мне, честно говоря, не понравилось. Слишком много общих мест и штампов . Глагольные рифмы тоже не украшение. Зато следующие два, наполненные живыми детскими воспоминаниями, очень хороши. Остальные четыре стихотворения показались менее яркими.
    31. Владимир Сухов. О наболевшем. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296770&pid=185&nom_id=496
    Уныние великий грех по христианским канонам. Уныние, негативное мировосприятие, как идеология, губительно для этноса. Это мысль Льва Гумилева. Подборка, о которой мы говорим, проникнута унынием и раздражением, переполнена негативом, при этом полна передержек. В частности, Китай не самый лучший образец, если говорить об уровне жизни народа. Мощная держава еще не означает процветание народа. Опять же, дался вам это полет Путина со стерхами! Одни, прямо скажем, дураки сделали из этого пиар- акцию, а мы и рады ее мусолить!.. Тоже мне политическое событие, достойное обсуждения!
   
    32. Блинов Андрей Вечаславович. Дни. Карандашные этюды.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296832&pid=185&nom_id=496
    Это действительно этюды, и действительно карандашные. При всей поэтичности и точности, в целом, это только наброски. Более масштабные и более сюжетно проработанные произведения будут иметь преимущество в конкурсе.
   
    33. Яков Сидоров. Я однажды вернусь в Сорренто.
    http://www.litkonkurs.com/?pc=show_project_works&pid=185&nom_id=496
    Зима в предгорьях Тянь-Шаня. Лирический герой смотрит итальянский фильм в клубе аула... Ностальгическое стихотворение, навеянное воспоминаниями детства и детскими мечтами об Италии, виденной в кино. Лирично, автор использовал красивый контраст грезы (Италия) и реальности (зимний Тянь-Шань). Вместе с тем все довольно просто, особых поэтических находок или изысков в работе нет.
   
    34. Владимир Плющиков. Повелась душа налево.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296894&pid=185&nom_id=496
    Вечные метания души, вечный конфликт божественного в нас с земными страстями и искусами. Выразить это трудно. Рационально разложить по полочкам невозможно. Отсюда такое несколько туманное и эмоционально насыщенное стихотворение.
   
    35. Норсуленко Валерий. Говорить слова.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297019&pid=185&nom_id=496
    Цикл о слове. О рождении слова, о его значении и проявлениях в жизни человека. В художественном отношении работа весьма добротная и глубокая.
   
    36. Павел Мухин. Зима (диптих)
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297053&pid=185&nom_id=496
    Первое стихотворение «Ожидание».
    Не слишком точны образы:
    «Январь не скупился казной-
    Лег стаей снежинок.
    Поля все покрыл белизной-
    Расправил пружины»
    «Стая снежинок» и «казна» (т.е. материальное богатство) как-то не очень соотносятся. Вот, если бы он лег, к примеру, «серебром», тут уже была бы четкая смысловая связь. «Пружины» тоже как-то не к месту. С очень большой натяжкой можно представить себе «пружинистый» снежный покров, но как можно пружины «расправить» - совершенно не понятно.
    «Все ели стоят в кружевах,
    И лес, словно замер...
    И ночь смотрит вниз
    (Чуть жива),
    Сверкая глазами» - почему, собственно, ночь «чуть жива», опять же не понятно. К чему это сказано?
    Второе стихотворение «В канун Рождества». Тут курьезно смотрится «канцелярская» метафора: «Блеском инея ставила нам печать,
    Подпись черкала снежной пылью», особенно в сочетании с возвышенно-поэтическ­­им­­ «расправила белые в небе крылья».
    «Когда снег идет и горит лучина?» - здесь весьма заметный спондей.
    Да, и, собственно, диптиха, как такового, нет. Есть два отдельных стихотворения, в которых присутствует зимний антураж.

 1   2 

Владимир Сухов[09.05.2013 19:52:10]
   Слава Богу, что сподвижников Ваших убеждений не так уж много. БОльшая часть человечества склонна к познанию мира и его закономерностей. Попробуйте превратить жизнь в ад, и у Вас ничего не получится, потому что существуют объективные законы развития. И один из них - не забывать своего прошлого, и уметь анализировать и сравнивать. Не только мир - каждому из нас, на земле, жизнь даётся всего один раз, на очень короткое время. Стоит ли тратить его на то, чтобы врать себе? Сидя по уши в дерьме, можно сто раз крикнуть: "Мне хорошо!", но и только, место пребывания останется прежним. Разве что появится привычка к месту пребывания, чего бы лично мне не хотелось. И мой протест связан именно с этим нежеланием дурных привычек. И никакого негатива - я вполне состоявшийся человек, далеко не нищий и не бомж, который за свои 70 лет повидал всякого. С уважением.
Александр Граков (Лекса)[09.05.2013 13:14:41]
   Судья порой предвзят, придирчив, строг -
   Ни капли меда, ни глотка елей-морали,
   Но ты, ступив на конкурсный порог,
   Мечтаешь не о призе, пьедестале
   Тебе, поэт, то лестно - что читали
   Еще и оценили. Тратя сны и вечера...
   Вся жизнь - игра.
   Поэзия - игра.
   А судьи кто?
   Да наши!
   Мы же их и выбирали.
   Так не ропщи. Пиши...пиши...пиши.
   И, как итогом адского труда
   Когда-нибудь
   На Млечный Путь падет неслышно и твоя звезда.:)

 1   2 

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта