Обзоры и итоги конкурсов | 1. Виктория Смагина. Дожди http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=368678&pid=252&nom_id=714 Первое стихотворение триптиха. «Просроченную визу дней солнечных пускаю по водам, по тучам, по туманам, по пустотам. Быть парусами сброшенным листам. Кораблики плывут, не зная, что там». Серия образов мне показалась недостаточно определенной. Нечто расплывчатое, вызывающее подспудное недоумение. «Виза дней солнечных» - хм… Как ее можно пустить «по водам» (тем более с ударением на последнем слоге) и т.д.? Второе стихотворение, пожалуй, без замечаний. Игра образами тут более аккуратная, но не менее интересная и богатая, стало быть – более удачная. Впечатляет! Третье стихотворение тоже весьма впечатляет богатством авторской фантазии и необычностью метафор. Наталья Троицкая написала по поводу этой работы: « Впечатляют глубокая философичность строк вкупе с мудростью и вселенской грустью, неординарнарность рифм и образов». Светлана Макаренко охарактеризовала произведение как «пейзажный цикл, неплохой, с обычным рядом метафор». 2. Семен Губницкий. Автопортрет в четырех проекциях http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=368824&pid=252&nom_id=714 В целом, впечатление позитивное, несмотря на наличие некоторого характерного для автора перебора. В остальном критику делать тут особо нечего, автор все сам сказал. Осталось только выбрать из текста наиболее содержательные фрагменты. Вот, что получается: «Если вы сжились с идейной находкою, Нет раздраженья, а чтенье с охоткою, ЮМОР поэту присущ самобытнейший — «Въехать» возможно лишь стопочку выпивши САМОИРОНИЕЙ брызжет он щедрою, И приправляет лимонною цедрою Грешную крутит любовь с ИНТЕЛЛЕКТАМИ, Переплетая арго с диалектами». «Автор сопроводил свое как всегда плещущее интеллектом и иронией творение содержательными комментариями в прозе. Спасибо ему» - пишет Наталья Троицкая. «Изощренно, но как то не смешно… Может быть, просто у меня иное чувство юмора. Извините», - замечает Светлана Макаренко. 3. Владимир Безладнов. Из книги «Веселая георграфия». http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=368941&pid=252&nom_id=714 Умело и остроумно сделанный цикл стихотворений для детей. В нем в занимательной формае представлена масса полезной информации по географии разных регионов. Единственное сомнение: возможно, эта работа больше подходит под номинацию «Стихи для детей». Вот и коллеги мои склоняются к этой мысли. «Замечательная, светлая искрящаяся поэзия для детей» (Светлана Макаренко), «Прекрасный и вполне доступный для детского понимания экскурс в географию» (Наталья Троицкая). Кое-где, возможно, стоило бы подработать размер. Например, тут: «Для ученых шарики – главные помощники: Каждый улетает далеко за горизонт, Чтобы о погоде разузнать там все возможное, Потому и назван он – шар-метеозонд.» 4. Ирина Ханум. Из цикла «Крымские этюды» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=368971&pid=252&nom_id=714 Очень приятный созерцательный цикл, наполненный выразительными образами и деталями, создающими зримую картину и настроение. Наталья Троицкая: «Трогательная ностальгическая нотка гармонично вплетается в пейзажную лирику. Немного смутили неточные рифмы: «голубая-стекает, водой-строфой». Но все окупается чудесными образами. Умилило: «Верну медузу морю бережно»». Светлана Макаренко: «Очень четко выверенный живописный, зрелый цикл. Хорошо композиционно выстроенный». 5. Сергей Кривонос. Осень жизни. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=368978&pid=252&nom_id=714 Трогательные, глубокие и умело написанные стихи о стариках, живущих в русской глубинке. Некоторые, однако, мне уже хорошо знакомы. Замечательная находка: “И звезды быстро падают в колодец Так, что вода до сруба поднялась” «Надоели совсем попрошайки!» - тут слово «совсем» не вполне уместно. Как-то не очень по-русски звучит с ним фраза. Светлана Макаренко: «Хорошая, достаточно зрелая лирика… Но…. Как то глубины не много». Наталья Троицкая: «Пронзительная и живая правда жизни, созданная мастерством автора из деревенских картинок, пробирает до слез». 6. Александр Костенко. Порт-Артур. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=299535&pid=252&nom_id=714 Противоречивое впечатление. С одной стороны, трогательная, тонкая романтическая любовная история в письмах, хорошо отраженная интонацией текста. С другой стороны, слабая проработка стиха все портит. Размер гуляет, рифма – от случая к случаю. Уж, если пишите стихами, то надо шлифовать текст до совершенства! Иначе технические огрехи просто убивают произведение. «На бархате блестят стволы» - ассоциация с ящиком дуэльных пистолетов Лепажа? Во времена Порт-Артура стрелялись уже из револьверов, а не дуэльных пистолетов прошлого века. «И думы горькие мои, Не в силах я прогнать и отключиться» - слово «отключиться» явно не из лексики тех времен! Наталья Троицкая вполне солидарна с моим мнением: «Присутствует сбой ритма местами, простота рифм (о тебе-обо мне), а кое-где – отсутствие рифмы. Подкупают искренность и романтизм исполнения». Гораздо более благосклонной оказалась Светлана Макаренко: «Целостность жанра и умение через частный эпизод – письма о любви - передать трагедию большого масштаба, дух времени. Слом века. Автору все это удалось». 7. Ляховецкий Аркадий. Сага о снеге. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369129&pid=252&nom_id=714 Что тут скажешь? Мастерски написанная лирика, хотя есть некоторые сомнительные места в чисто языковом плане, например: "К ним губами дотронешься". Вообще-то, если "дотронешься", то "до них". Опять же ударения не всегда на месте: "Лес подступался темен, слеп", но все это, конечно, досадные мелочи на фоне блестящей поэзии. «Совершенно грандиозно выполнены картины зимнего пейзажа, озвучены перепады зимнего настроения и переменчивость чувств в данный временной промежуток», - пишет Наталья Троицкая. Светлана Макаренко ограничивается кратким комментарием: «очень неплохая пейзажная лирика». 8. Ирина Бжиская. Дожди http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369137&pid=252&nom_id=714 В целом очень неплохо - умело, лирично, достаточно содержательно и образно. "Не в том ли смысл простого бытия?" - что такое "ПРОСТОЕ бытие"? Я бы заменил это слово на более содержательное. Наталья Троицкая: «Мягкая лиричность с грустинкой рисуют прекрасную картинку гармонии дождя и осени, которая созвучна размышлениям и чувствам ЛГ». «Композиционно все хорошо выстроено. Есть интересные метафоры…» - отмечает Светлана Макаренко. 9. Валеев Равиль. На скрюченных ветвях седой маслины http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369176&pid=252&nom_id=714 В техническом плане автора практически не в чем упрекнуть, однако жесткая форма (как это обычно и случается), довлеет над содержанием, и работа воспринимается, скорее как упражнение на технику, чем, как чисто художественное произведение. Мнение Светланы Макаренко: «Изысканная, сложная форма рондо для цикла стихов. Изощренная манера, высокая техника стиха. Настоящая поэзия. Но изысканность переходит местами в манерность. Это чуть настораживает». Краткий комментарий Натальи Троицкой: «Профессионально, изящно, мастерски исполненное произведение». 10. Виктория Соловьёва. Петербург http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369197&pid=252&nom_id=714 Общее впечатление вполне позитивное, однако, местами излишне вычурно, причем, как в эмоционально-образном плане, так и в плане языковом. К чему "в свитре" вместо "в свитере", скажем? Мне показалось, что автор переходит грань между оригинальностью и оригинальничанием... Наталья Троицкая: «Строки сильные, весомые, если можно так выразиться, местами резкие, неординарные. Даже весьма обычная рифма (улыбку-ошибку) не портит впечатления». Светлана Макаренко: «Очень изысканно, сложно, одухотворенно, в стиле и духе Серебряного века. Композиционно выдержанно». 11. Ирина Сюткина. Сыновья http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369199&pid=252&nom_id=714 Больно уж прямолинейно и просто, без нюансов, противоречий конфликтов, а, стало быть, без глубины, хотя технически стихи сделаны грамотно... Тоже самое написала и Светлана Макаренко. Наталья Троицкая выразилась более благосклонно по поводу этой работы: «Хорошая женская поэзия, которая найдет отклик во всех материнских душах - легкая, трогательная, светлая». 12. Светлана Ливоки. После "любви на двоих" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=365695&pid=252&nom_id=714 Мне показалось, что автор обращается исключительно к себе самой, ведь читателю все это до боли знакомо! Письмо Татьяны к Онегину... ну, двадцать лет спустя. "Кто Ты? Моя награда, мой герой" - "... мой ангел ли хранитель или коварный искуситель?" "Вся жизнь моя сегодняшнего дня - сплошное ожидание Тебя..." - Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой"" "К чему потревожил мой скромный досуг и сна оборвал половину..." - "Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья" "Возникшие чувства - мой страшный секрет, открыться объекту уже не пытаюсь" - "Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда". Кстати, интересная находка: заменить общеупотребимое «предмет» на бездушно-пассивное «объект»! Добавим технические огрехи: "Душою добрый... , хотя, может, злой" - спондей, "Что нагой явиться пред всеми" - аналогично. "Зачем ты мне снишься, потерянный друг? Я думала, что ты сгинул" - не хватает слога во второй строке... Светлана Макаренко высказалась лаконично: «Все привычно, и не задевает души как то…» Ну, если вынести за скобки все вышесказанное, то можно согласиться с Натальей Троицкой: «Приятная женская лирика, наполненная мечтами и душевными метаниями». 13. Елена Долгих. Вам дали крылья http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369466&pid=252&nom_id=714 Наталья Троицкая: «Четко выраженная авторская позиция подана ярко, убедительно, и, даже, я бы сказала, заразительно. Высокая эмоциональность слога импонирует». «Вам дали крылья, мечту на выбор, Вы не сумели их оценить» На мой взгляд оценить, действительно, достаточно трудно. Когда нет ясно выраженной мысли и всё, вроде бы, сводится к эмоциональным выплескам, то трудно определить: то ли ты сам туповат и не можешь разгадать авторскую загадку, то ли загадки нет вовсе и король голый… Приходится оценивать в меру собственных убогих возможностей… По мнению Светланы Макаренко это «банальность, хотя владение законами жанра присутствует». 14. Рыбалкин. Божественный рафинад http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369496&pid=252&nom_id=714 Забавно, хоть и не слишком умело. Практически тоже самое написала Светлана Макаренко: «Очень неумело. Но искренне, забавно». Наталья Троицкая: «Где-то я уже подобную легенду слышала… Про изюминку. Но тема подана интересно, иронично. Улыбнуло». 15. Анастасия Жирнякова. Немой Освенцим http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369511&pid=252&nom_id=714 «Мне всегда сложно оценивать стихи, написанные на такую тяжелую и сложную тему, - пишет Наталья Троицкая. - Чувствуется, что авторские эмоции искренние, от души. И техника исполнения, на мой взгляд, очень неплоха». Тема вечная и страшная, исполнение достойное. Ритм, формируемый короткой строкой, как удары набатного колокола или хлыста. Автор нашла точную интонацию без перехлестов и истерики, от чего тема звучит особенно страшно. Светлана Макаренко: «Редкое сочетание смелости формы и содержания. Прием расширения пространства поэмы за счет особенных литературных приемов - аллитерации и метафор. Не могу не отметить». 16. Роксана Ланд. Легенды севера http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369525&pid=252&nom_id=714 Сочно и умело сделанный цикл. Не мог не обратить внимания, что по теме и пафосу он близок моей «Балладе о Хастинге». «Достаточно трудная тема, еще усложненная акростихом, автору неплохо удалась», - написала Наталья Троицкая. Светлана Макаренко: «Очень понравился фольклорный подтекст, образность цикла, сложность подачи, форма стихотворений». 17. Анатолий Кулак. Ну-ка коровки http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=345576&pid=252&nom_id=714 Было уже произведение с таким названием в одном из ВКР-ов. Однако, насколько помню, редакция была другая (?). По стилистике похоже на Некрасова. На это я еще в прошлый раз обращал внимание. Замечаний по технике нет. Произведение построено на подспудном контрасте. Автор умело соединил внешнюю пасторальную картинку с пронзительно трагическим сюжетом проходящим, как бы, на заднем плане, а, по сути, составляющем основное содержание произведения. Наталья Троицкая: « Добротная картина деревенского быта, интересные образы и сравнения: «В сажалке тёплой — жерлянок урчащих Томно-русалкин чудной говорок»». Светлана Макаренко: «Композиционно все хорошо, и даже есть образность. Но впечатления у меня - нет…» 18. Евгений Корнилов. О себе http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369570&pid=252&nom_id=714 Мудро, зрело с мастерством и некоторыми изысками (например, чередованием метров в строфах последнего стихотворения), но по правилам литературного русского языка котенок не может "играться" ("играться" может пьеса, когда ее играют), а котенок может только "играть"! И этим навязчиво повторяющимся в последнем стихотворении просторечным "играется" совершенно испорчено впечатление... Светлана Макаренко: «Композиция выстроена-.. Эмоциональное впечатление слабое…» Наталья Троицкая: «Многовато глагольных и неточных рифм. Но искренность, душевность и чувство ностальгии меня, как читателя, впечатлили». 19. Ольга Королёва. Каморка лешего http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369585&pid=252&nom_id=714 Небольшой триптих о дикой природе созерцательного характера, наполненный сказочными образами. У меня возникла устойчивая ассоциация с живописью Виктора Васнецова. Написано, с точки зрения техники, аккуратно без изысков простыми катренами. Рифмы в основном полные. Они дают хорошее звучание, но, зачастую, не отличаются своеобразием. Мнение Натальи Троицкой : «Очень содержательный цикл стихотворений, сочетающий в себе и пейзажную, и философскую лирику, и сказочные элементы, но все это крайне гармонично сочетается и вместе создает богатую образами и эмоциями картинку». Светлана Макаренко: «очень интересно, ярко. Композиционно выстроено». 20. Ольга Немежикова. Маленький Принц на планете Ван Гога. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=367241&pid=252&nom_id=714 Что же… Видел эту работу в предыдущем туре, хотя и прошла она вне конкурса. Повторю, что писал о ней. Содержание такое же загадочно-туманное, как и название. Пожалуй, «загадочность» - главное слово в определении этого произведения. Прекрасное звучание и интригующие намеки создают особую ауру. Хочется читать и перечитывать этот небольшой цикл, кажется – еще чуть-чуть и загадки будут отгаданы, смысл авторских намеков раскроется. Так ли?.. Добавлю (ибо не уверен, что редакция произведения не изменена): тут масса эмоций переплетенных с элементами урбанистического пейзажа, тоска по «потерянному раю детства», разочарования зрелости. Словом – подтекст богатый. Наталья Троицкая: «Феерично. Высокоэмоционально. Образно. Местами – сумбурно (ИМХО). А в целом – даже очень интересно». Светлана Макаренко: «Камерность цикла и образность очень привлекает. В этом есть еще и целостность жанра». 21. Сергей Ворошилов. Лесное эхо http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369610&pid=252&nom_id=714 Вполне традиционная для Сергея тема: охота, лес, природа, звери в сочетании с воспоминаниями и размышлениями личного и общефилософского плана. Словом, многогранно, глубоко и мастерски. Наталья Троицкая: «Восхитительные пейзажные картины в сочетании с переданными читателю чувствами, эмоциями и настроением лирического героя оставляют терпкое и приятное послевкусие после прочтения». Светлана Макаренко: «Лирика достаточно серьезная, но в обычном ключе». 22. Александр Сухих. Осенние шатания в ботинках http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369612&pid=252&nom_id=714 Характерная созерцательность и философичность, не менее характерный юмор и самоирония. Неплохо обыграна сквозная тема ботинок. Однако царапнуло все тоже «играться», хоть и вскользь упомянутое. Наталья Троицкая: «Блестящие строки, наполненные и грустью, и самоиронией, и философским осмыслением жизни». Светлана Макаренко: «ироничная поэма, со смелой темой: человек в осеннем пейзаже. Настораживает некая - нарочитая небрежность стиля…» 23. В.Румянцев. Басни http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369613&pid=252&nom_id=714 Добротные, остроумные и умело написанные басни. Хочется отметить, что выбранный автором жанр, достаточно мало представлен в ВКР, и, поэтому, работа обращает на себя особое внимание. На редкость жанра обратила внимание и Светлана Макаренко. «Старые басни на новый лад» написаны интересно и выглядят вполне злободневно и в наше время» - написала Наталья Троицкая. 24. Вацлав Пионтек. Стихи о войне на Донбассе http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=369619&pid=252&nom_id=714 При всем уважении к трагической и больной теме, стихи слабоваты. Слабоваты и по технике и по глубине осмысления проблемы. Наверное, еще просто не пришло время – «лицом к лицу лица не увидать». Пока можно только достоверно отразить в стихах непосредственное восприятие живого свидетеля. В этом плане мне показалось удачным первое стихотворение. Наталья Троицкая высказалась примерно в том же ключе: «Сложная и неоднозначная тема, и на первое место при подаче этой темы всегда выступают чувства и душевная боль автора. Над техникой надо работать». Светлана Макаренко: «Отмечу только гражданственность темы. В форме, в написании стихов есть слабость, и композиционная и стилистическая». |
| Хочется поблагодарить Наталью Троицкую, Светлану Макаренко и Алексея Хазара за проведённую номинацию, за труд, за доблесть судейского подвига. Спасибо. |
| Спасибо за вдумчивый обзор. Со Старым Новым годом!!! |
| Уважаемые судьи! Спасибо за самоотверженный труд и комментарии! |
| Учитывая «безграмотность» и «обычные метафоры» в моих «пейзажнолиричных» «Дождях», хотелось бы прояснить некоторые моменты. «Просроченную визу дней солнечных пускаю по водам, по тучам, по туманам, по пустотам. Серия образов мне показалась недостаточно определенной. Нечто расплывчатое, вызывающее подспудное недоумение. «Виза дней солнечных» - хм… Как ее можно пустить «по водам» (тем более с ударением на последнем слоге) и т.д.? « Ви́за — разрешительный документ, дающий право человеку на пересечение тех или иных границ (с). Виза солнечных дней - бумага, лист с высочайшим соизволением на допуск к определенному количеству радости /солнечного/, причём уже просроченный, утративший свою силу, из него сделан бумажный кораблик, плывущий фактически в никуда. Образ прост и считываем. Теперь по ударению. Есть в великом русском языке такая штука, как подвижное ударение в именах существительных. Во множественном числе существительных определённого типа схема перемещения ударения неустойчива: в одних словах ударение перемещается, в других – остается на основе. Например, вОдам – водАм, вОдах – водАх, дУшам – душАм, дУшами – душАми, рЕкам – рекАм, рЕками – рекАми, стЕнам – стенАм. http://www.plam.ru/azikoved/russkii_jazyk_i_kultura_rechi_shpargalka/p50.php Спасибо. |
| Благодарю всех судей за тяжкий труд познания ими Семена Г. Глубокоуважаемый Алексей Х.! Несмотря на позитивное (в целом) впечатление от Вашей рецензии, решительно возражу относительно «некоторого характерного для автора перебора». На самом деле, «перебор» — это щедрость автора, бесплатно наливающего читателю пивной бокал до самых краев. В остальном критику рецензента делать тут особо нечего, поскольку самостоятельно рецензент больше ничего не сказал. :)) Глубокоуважаемая Наталья Т.! Лучшую часть Вашей недлинной рецензии — «...как всегда плещущее интеллектом и иронией творение» — я поместил в светлую рамку и повесил на стену. Слава рецензенту!. :)) Глубокоуважаемая Светлана М.! Вы пишете: «Изощренно, но как-то не смешно… Может быть, просто у меня иное чувство юмора. Извините». Конечно, извиняю, но и опровергаю. Это у Семена Г. ИНОЕ чувство юмора: «Юмор поэту присущ самобытнейший — «Въехать» возможно, лишь стопочку выпивши». А Вы можете «въехать» в юмор, если он обычный, привычный, традиционный... Но это не беда, с этим можно жить. :)) |
|
|