Встречи. Студия прозы | Уважаемые дамы и господа! Студия Прозы приглашает всех авторов и гостей портала на встречу №57 с Марией Гринберг! В Литературной мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки». В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения! «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гёте Состав Студии Прозы (в скобках указана текущая очередность рецензирования): 1. Гринберг Мария (4) 2. Маверик Джон (1) John Maverick 3. Немежикова Ольга (2) - ведущий 4. Сазонов Вадим (3) Подробная информация о нашей деятельности изложена в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании! Сегодня рецензируем исторический рассказ Марии Гринберг "Последний спор": http://litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=367978 Мария Гринберг: насколько достоверной представляется моя историческая реконструкция с точки зрения фактов, характеров, языка и прочего? Приглашаем авторов портала с гостевыми рецензиями! Всегда рады вашему вниманию! |
| Вика, Вы никого не задели, мы рады гостям! Я говорю о поэзии в прозе, потому что рассматриваю произведение с точки зрения его художественности, а не того, что оно "не в стихах"... Художественное произведение неизменно поэтично, потому что говорит с нами на языке образов в пространстве вымысла - творческого полёта воображения писателя с целью донесения какой-то своей идеи или состояния. "Угадано чувством в минуту поэтического откровения, а не придумано, не списано с рассказов или действительности".( В. Г. Белинский). Мы рассматриваем художественные произведения, а это значит, что даже обычный очерк или воспоминание должны быть обработаны ХУДОЖЕСТВЕННО: обрести форму! Художественная речь поэтична неизменно. Образы, которые с нами говорят из произведения, в которые мы вживаемся, так же поэтичны. В "картон" нет никакого желания вживаться, он просто досаден. Создать форму для текста нелегко - это работа, которая "сама не идёт", этому надо учиться, обычно всю жизнь. Впрочем, кому-то и дано, но это единицам на человечество. Даже Бунин переписывал Л. Толстого, "Войну и мир" - учился языку. Бунин!!! Поэзия в прозе - потому что эстетика прежде всего - без неё не может быть художественного произведения в принципе. "Эстетическая функция произведения - едва ли не важнейшая. Обязательно надо дать почувствовать красоту произведения, помочь испытать от него наслаждение, положительную эмоцию. (...) Без эстетического аспекта все другие - и художественная истина, и нравственные уроки, будут восприниматься лишь формально". Конечно, велосипед я не изобретаю, всё необходимое для понимания поэзии в прозе есть и у Белинского, и у Есина в классическом современном учебнике "Принципы и приёмы анализа литературного произведения", Учебник в сети в свободном доступе. Для меня проза - это не то, что "не стихи". Проза - это то, что вызывает ответные чувства, горение. Для этого она должна быть художественным произведением, а не набором слов в строчку. Вика, "поэтизированная проза" - это уже от Вас. Мне подобный термин и в голову не придёт. Поэзия в прозе как дух художественности - вот что я имею ввиду. "Облик" - не кружок. Я воспринимаю работу в "Облике" именно как профессиональную работу. Общение - после рецензии как таковой, но никак не впереди. Сначала разбор, потому жёстко. Автору нужно мнение о работе, чтобы двигаться дальше - совершенствоваться, а не продолжать клепать упоительно и взахлёб. Мне мало что нравится из самодеятельности - в этом месте ничего не могу с собой поделать. Всегда интуитивно различала, с детства. Лубки вполне могут быть любопытны, но я лучше в Третьяковку. |
| Эх, не о том я. Видимо не могу донести ясно. Вмешалась проза в поэзию - получили верлибр, я не могу верлибр судить так же как классическое стихотворение, появилась новая форма с новыми законами построения. Вмешалась поэзия в прозу - получили миниатюру, с её особенностями построения. У Вас, я не первый раз встречаю:"поэзии уменьшилось" или её нет вовсе. Само понятие "поэзии в прозе" вызывает некоторое недоумение, ведь это существенно различные способы организации речи. Зачем всё мести в кучу. Всё хочу точности и ясности такой какой и должна быть проза по идее, а уж рецензии тем более. Вот была бы какая-нибудь это орнаментальная проза, было бы правомерно задан вопрос: почему мало метафор и ритмика страдает, а в заявленном прозаическом произведении наверное не всё так жёстко, а? "Поэзия в прозе как дух художественности - вот что я имею ввиду." Почему бы тогда не писать про снижение художественного уровня произведения, а не говорить об уменьшении поэзии в прозе? Но это уже риторические вопросы. |
| Да, действительно, раз уж зашла об этом речь — Вы говорите, "поэзии уменьшилось", а в чём конкретно это проявилось, пример бы со сравнением двух текстов? |
| Вика, поэзия как форма организации художественной речи, это определение уже ближе к родовому - к лирике как таковой. Конечно же, я имею ввиду поэзию как художественность, которая и отличает произведение от школьного изложения - читай, повтора, где все требования - связность текста... Не переживайте, я неизменно оцениваю произведение по заявленному автором жанру, и, уж точно, не навязываю требования к тексту поэтическому тексту прозаическому. Не надо понимать каждое слово буквально, выдёргивая из контекста. Если касается второго варианта рассказа Марии, то как по мне, он значительно слабее, поскольку, действительно, поэзия оказалась из него в процессе усовершенствования расплёскана. Описания состояний отодвинулись, отошли на второй план, их перевесили размышлизмы. Это первое впечатление. Фактически, новое произведение и рецензировать надо заново. Я первым занималась около пяти часов. Честно, у меня нет возможности лопатить второе, тем более, Мария и сама может это сделать, если это надо ей. В рецензиях указываются все значимые впечатления, а дело автора - учитывать их или нет. У каждого своя манера и способ мышления. Рецензии лишь дают обзор с "других колоколен". Есть понятия риторичности и номинативности текста. Номинативность не исключает художественности, просто автор задействует иные средства выразительности. Пушкин и Бунин метафор практически не употребляли в прозаических текстах. Тем не менее, их прозаические тексты более чем поэтичны. Не надо механически замешивать поэзию и прозу... Ну, это же просто смешно... Проблема в том, чтобы текст прорастал в душу не от восторгов "живой обратной" связи, а от самого текста - чтобы было, чем тексту проникать. Прорастает, как раз, та самая поэзия, которая в прозе и содержится. Я не спорю, кого-то лубок умиляет, но с картиной Репина я его, точно, не спутаю. Вопрос в том, что оценивается. Я оцениваю "картину Репина". А к лубку и требования в жанре лубка. Это как кино и театр - даже площадки разные, хотя, казалось бы, они "об одном". Писать прозу много сложнее. Не даром говорится "суровая проза". Суровая, потому что не укрыться за мелодикой, красотой слога и прочей инструментовкой. Суровая, потому что требования содержания, идея прежде всего. Если нет сильной идеи, глубины, объёма в жёстко взвешенной форме, текст прозаический слаб. А поэт может от смысла "отскочить" запросто, чуть оный "поддав", остальное "оставив" эстетике. Прозаику не укрыться за красотой слога - пустота видна однозначно, видно, что человеку сказать нечего и нечем, лишь красивости он и "точит". По большому счёту, и поэзия не менее требовательна к содержанию, если она профессиональная, а не любительская и не наивная. Но в поэзии поэт более волен с этой сущностью произведения. В любом случае, само не идёт. Необходимо читать учебники, классику, высококачественную современность для настройки, много анализировать и заниматься штудиями - Леонардо было не зазорно ими заниматься. Переписывать и переписывать свои произведения заново, если необходимо - сотню раз, добиваясь нужного эффекта. А самодеятельность - это когда вышили, чем было и на чём было, цветочек и снесли в кружочек, и каждая вышивальщица находит хоть что-то миленькое в цветочках, потому что хочется, чтобы то, что есть, "хорошо" было. Это просто общение, не работа. Давайте различать. Не путать. Требования в корне разные. Хочется общаться - общайтесь. Хочется работать - работайте. Я работаю, потому сюсюканье над ерундой мне не надо. А кто-то пришёл отдохнуть - почему нет?! Только смешивать не надо, иначе проку не будет. В общении лучше друг друга не анализировать "на вынос" - про себя... Тогда будут "дружба и любовь". Не надо цепляться за слова, их значение каждым воспринимается по-своему, предлагаю чувствовать контекст, мыслить образами и видеть цель - чего всё это ради. |
| Надеюсь, мои слова по поводу рассказа не канут в лету и окажутся чем-то полезными для автора. Не буду заострять внимания на несомненном художественном достоинстве текста. Рассказ... умелый. Точно, верно подобраны слова, эпитеты, сравнения, прилагательные. Удачно скомпонован скелет сюжета, дополнен штрихами подробностей, облеплен плотью колоритных слов. Короче, всё на месте, даже в таком небольшом тексте, который вполне мог бы стать основой для чего-то большего, но, в то же время, и сам является достаточно самостоятельным произведением. Так вот, это - профессионализм автора - не подвергается сомнению, и в этом у меня было достаточно попыток убедиться. Но именно это - впечатления от нескольких прочитанных мной рассказов - позволяют высказать опасение: а не является ли Мария писателем одного сюжета? Есть такой автор - Сергей Филипский. Пишет неплохо и охотно печатается некоторыми журналами. Но все его рассказы построены по одному сценарию: некто со странной фамилией встречает кого-то необычного, после чего с ними происходит ряд нелепых и странных событий. Рассказы Марии, конечно, не так однояйцевы, но и в них есть нечто общее - чернуха. Попытка очернить белое, увидеть изъян в наливном яблочке, соринку в глазу. С одной стороны - это хорошо, потому что заставляет сломать стереотипы в мозгу. Для тех, кто не может их сломать, сюжеты Марии - кость в горле, что доказали многочисленные десяткостраничные споры, что по обыкновению разгорались вокруг её рассказов. Но с другой стороны... Хотелось бы увидеть автора в другом амплуа. (Сразу скажу, что могу ошибаться, потому что не читал все рассказы автора, но те, которые читал, почему-то убедили меня в этой мысли.) И не скажу, что это однозначно плохо. Что плохого в узкоспециализированном высокопрофессиональном кардиохирурге, например? Но разве клоун не мечтает сыграть драматическую роль? Или наоборот. Так вот. После того, как я прочитал третий рассказ Сергея Филипского, мне стало неинтересно его творчество. |
| "...I'd rather feel the earth beneath my feet Yes, I would If I only could I surely would..." |
| С удовольствием бы исполнила Ваше желание — если бы могла. |
| А-а... Вот то-то и оно... |
| Уважаемый Игорь, спасибо, что заглянули! Очень интересный коммент. Конечно, автору решать, что писать, но мнения читателей никогда не бывают водой в песок, в этом убеждена. Где-то оно откладывается, накапливается. Да и сам факт внимания к творчеству всегда позитивен. |
|
|