Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Гостиная № 1 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала!
Автор:Игорь Колесников 
Тема:7 августа. Встреча №3 "О войне". Сороковик - СадовскийОтветить
   Добрый вечер, дорогие соклубники!
   
   Сегодня я открываю третью встречу нашего Чемпионата!
   
   Напоминаю, что по прошествии двух встреч, счёт 1:1. Сегодня у нас первая пара рассказов в разделе «Война». В поединке схлестнулись признанный мэтр и подающий надежды новичок. Кто победит?
   
   Сегодня играют:
     
      Александр Сороковик с рассказом «Артиллеристы»
      http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=328883&pid=0 
      и
      Сергей Садовский с рассказом «Перевёрнутая страница» 
      http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=345176&pid=0
      

   
   Почему-то халявит Вторая Гостиная, в то время, как Первая в полном составе ринулась рецензировать рассказы. Друзья, чего это Вы? Надеюсь, кто-нибудь ещё подтянется к обсуждению чуть позже. Зато у нас есть гостевая рецензия от Анны Шеккер! Спасибо, Анна!
   
   Напоминаю вам пару рассказов следующего поединка:
   «Петушиное озеро» Ляны Аракелян
      http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=344655&pid=0
   против
   «Возвращение» Игоря Колесникова
      http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=345291.

   
   Встреча будет проходить на территории Гостиной №2, поэтому все рецензии шлём Александру Паршину по адресу: akproza2@mail.ru
   
   А теперь, открываю чёрный ящик с нашим рецензиями!
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Вадим Сазонов
   
   Мнение о рассказе Александра Сороковика «Артиллеристы»:
    
   Хороший рассказ.
   Не смогли события всей дальнейшей жизни затмить навязчивую идею, которая не давала покоя герою. И вот уже в предсмертном сне или видении исполнил он свою мечту. Ушел из жизни со спокойной душой.
   На мой взгляд, затянута глава про ребят, написавших программу. Можно было бы покороче, не в них же дело.
    
   Некоторые мелкие комментарии по тексту:
   1.«… с замотанной в окровавленную тряпку левой рукой…»
   Не очень точно. Читая такую фразу понимаешь, что взяли окровавленную тряпку и замотали руку. На самом деле, видимо, тряпка пропиталась кровью из раны героя уже после того, как этой тряпкой замотали руку.
    
   2.«Пока будет жив хоть один русский солдат, мы не сможем быть уверены ни в чём! – обычная его песня. Ну, и где твои хвалёные русские солдаты? Их батарея уничтожена, а они все мертвы!»
   Не понятна тема спора. Такой спор мог бы иметь место, если бы второй немец говорил: «Видишь, русские солдаты еще живы, а нам уже ничто не грозит.»
    
   3.«… но там  он не предавал их, умирал вместе с ними …»
   Во сне не предавал, а наяву разве предал? Про это ничего написано не было. Почему-то автор не разъяснил это противоречие между сном и явью. В рассказе про предательство ничего сказано не было.
    
   4.«О любви не говорили, просто жили, как положено: работали, отдыхали, изредка ругались,  мирились, ходили в гости.»
   Вот, несомненно, удачная фраза, которая способна заменить несколько страниц утомительного описания жизни героев. Очень емко и совершенно понятно.
    
   С уважением
   Вадим.
    
   Мнение о рассказе Садовского Сергея Викторовича «Перевернутая страница»:
    
   Странное произведение. Начинается, как рассказ, потом перескакивает в разряд очерков.
   Рассказ очень сырой. Много о неважном, мало о главном. Столько слов потрачено на описание походок героев, а к чему это? Много слов о манере говорить, а к чему это?
   Слабый рассказ.
    
   Некоторые мелкие комментарии по тексту:
   1.«… шёл по коридору быстро, но так же быстро и внезапно он вдруг останавливался и поворачивался к дежурному.»
   А зачем «но»? Зачем это противопоставление? Разве человек, который ходит быстро, не может быстро останавливаться или поворачиваться?
    
   2.«Когда он так резко поворачивался к человеку, глаза его превращались в неподвижные  тлеющие угольки, которые так же внезапно пропадали, как и появлялись.»
   Получается, что глаза пропадают.
    
   3.«Александр Григорьевич» - это кто? До этого появились две фамилии: Гендин и Орглов. Кто же из них Александр Григорьевич? Или это третий герой?
    
   4.«…ложился на паркет с лёгкостью взмаха крыльев …»
   Ложился с легкостью взмаха? По-моему, взмах – это вверх, а ложиться – это вниз.
    
   5.«Многие из коллег майора стремились бы изо всех сил к «санаторно-курортной­»­ должности начальника по хозяйственной части.»
   Стремились БЫ – подразумевает наличие какого-то условия. «Стремились бы, но ….» «Стремились бы, если бы …» и т.д.
    
   6.«Может те, кто его на неё назначил, и считали работу в управлении, да ещё и в столице приятным довеском к ордену и повышению в чине.»
   Чин? В советское время были должности и звания. В армии не работали, а служили.
    
   7.«Вот и сегодня, как и вчера и позавчера…»
   А три дня назад по другому было? По-моему, вместо перечисления всех дней, в которые было, как сегодня, удобнее использовать «как обычно», «как всегда».
    
   8.«Всего доброго! Так же красиво, как вошел, Кузьма Николаевич повернулся и вышел,
   аккуратно закрыв дверь.»
   А как же Устав (так любимый героем), который не позволяет выходить из кабинета начальника, не получив разрешения?
    
   С уважением
   Вадим.
    
   Конечно, голосую за рассказ Александра Сороковика.
   
   
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Николай Виноградов
   
   
   Рецензия на рассказ «Перевёрнутая страница» С. В. Садовского
   С удовольствием бы проголосовал молча, без высказывания мнения. Очень не люблю судить, а тем более осуждать, но придётся. Написано, на мой взгляд, слабовато. Расцениваю этот рассказ как попытку автора «олитературить» исторические документы. Тема «О войне» не раскрыта. Описывается начало 1939 года, Москва, пока ещё мирное время. Не сомневаюсь, что все документы, фигурирующие в рассказе, подлинные. Только нигде почему-то не упоминается, что травля Деревянко была устроена с подачи руководства РУ. Непосредственным виновником этой травли являлся начальник политотдела Ильичев, потребовавший от отделения «Z» отрицательных данных. Гендин и Орлов действительно были арестованы весной 1939 года и расстреляны по обвинению в шпионаже (времена Ежова-Берии). Гендин, кстати, потом был реабилитирован посмертно. В рассказе же всё представлено так, будто расстреляли их именно за травлю Деревянко. 
   Начало рассказа «якобы о войне» увязло в описании манеры хождения всех троих майоров. У Гендина шаги чеканные, у Орлова скользящие по паркету. А Кузьма Деревянко, как положительный герой, понятное дело, ходил красиво. «...Каждый его шаг не впечатывался, а ложился на паркет с лёгкостью взмаха крыльев бабочки, и, казалось, что звук либо немного запаздывает, либо существует как бы сам по себе...». Сразу становится видно, кто здесь положительный герой. ( пытался, но так и не смог представить себе это аллегорическое сравнение)
   Далее идёт описание «ну, совершенно непозволительных» манер поведения настоящих КГБшников. «... Когда он так резко поворачивался к человеку, глаза его превращались в неподвижные тлеющие угольки, которые так же внезапно пропадали, как и появлялись...» Если глаза действительно «превращались» в угли, то не верю. Не верю и в то, что эти угли могли внезапно куда-то пропасть. У Гендина тогда были бы пустые глазницы - ни глаз, ни углей. И в тексте довольно часто применяются такие до несуразности натянутые сравнения и эпитеты. «Извилистого коридора разведуправления», например, представить не могу. Видел горную дорогу, действительно извивающуюся змеёй, но она на коридоры не похожа. 
   Вот, собственно, и вся война в рассказе. Дальше идёт уже автобиографические справки Кузьмы Николаевича Деревянко, советского военачальника, генерал-лейтенанта, Героя Украины.
   
   Рецензия на рассказ «Артиллеристы» А. Сороковика
   Не помню, в который раз уже перечитываю этот рассказ. И отзывы, вроде бы, писал. Хороший рассказ, кто бы спорил. До этого не обращал внимания, и даже считал эту фантастическую составляющую в сюжете рассказа наиболее замечательной. И вот, что нызывается, «дочитался»! Дошло уже до того, что ключевая фраза рассказа, сказанная фашистом: «Я же говорил, пока будет жив хоть один русский солдат, мы не сможем быть уверены ни в чём!», показалась мне вдруг тоже фантастической. Если рассуждать так, что фашист, произнёсший эту фразу, не является реальным, а всего лишь элементом фантастики, то и сама эта замечательная фраза — всего лишь фантастический вымысел автора. А фраза действительно замечательна! Без неё и рассказ станет не таким полноценным. Эх, и что бы этому фашисту не произнести её в каком-нибудь месте текста, описывающего реальное время?
   
   Голосую за рассказ «Артиллеристы»!
   
   
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Марина Попёнова
   
   
   РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ СЕРГЕЯ ВИКТОРОВИЧА САДОВСКОГО «ПЕРЕВЁРНУТАЯ СТРАНИЦА»
   Рассказ захватил с первых строк. Очень хорошо выписаны даже мелкие детали, походка героев подчёркивает их характер. Очень взволновал сюжет, так как мой дед безвинно был репрессирован и расстрелян  в 1938 г. -  читать это равнодушно, я не могла. Не покидала мысль: кто  «заложил»? Или просто так сложились обстоятельства… 
   Читать рассказ мне было интересно, даже забыла, что читаю, а окунулась в жизнь героев Спасибо большое Вам, Сергей Викторович за это произведение. Желаю Вам творческих успехов!
    
   РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ АЛЕКСАНДРА СОРОКОВИКА «АРТИЛЛЕРИСТЫ»
   Рассказ прочла на одном дыхании - судьба Лёхи Фомина и его друзей взволновала, как и всё прочитанное о войне. Знаю из рассказов моих соседей-фронтовиков , что для них война не кончилась, они нередко видели её во сне ( сейчас уже их никого нет в живых, царствие  им Небесное) часто вспоминали боевых товарищей… Вот и о них я думала , когда читала рассказ. Может, они бы тоже хотели отомстить за гибель  своих однополчан, хотя бы в виртуальной игре? Когда дошла до финала,  я плакала, настолько были сильными эмоции. Молодежь показана не с лучшей стороны , главное , для них « бабло»… но это уже трагедия целого поколения. Написан рассказ очень хорошо! Замечательно! Спасибо Вам, Александр, желаю Вам огромных творческих успехов!
   И так как оба рассказа мне  понравились в равной степени: у меня – ничья.
   
   
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Александр Паршин
   
   Рецензия на рассказ Александра Сороковика «Артиллеристы»
    
   Этот рассказ читал много раз.
   Отличный сюжет. Сильная интрига. А стиль автора хорош в любом рассказе.
   Из-за своей вредности, всегда стараюсь в хороших рассказах к чему-то придраться.
   В этом рассказе, как-то не совсем гладко он попал в прошлое. Саша, здесь трудно уловить твою мысль. Возникает вопрос. Это жанр научная фантастика? Или реальность о войне?
   Если научная фантастика, то не совсем гладко.
   Но, возможно, Главный Герой всё это сделал уже на уходящем сознании. Тогда всё правильно.
   Хотя, рассказ построен так, что читатель сам может выбрать жанр.
    
    
   Рецензия на рассказ Сергея Садовского «Перевёрнутая страница».
    
   Написать этот рассказ, думаю, автор решил, когда ему на глаза попалась эта фраза:
   «Что же, партия, судьба, история разобрались. Сначала товарища Гендина, год спустя и Орлова, который из зама стал начальником, расстреляли».
   Мне попалась бы эта фраза, тоже написал бы рассказ.
   Этой фразой, Сергей, и надо бы закончить рассказ. Более того, возьми прямо сейчас переставь эту фразу в конец рассказа. Здорово получится.
   А так вся композиция рассказа нарушена.
   А лучше, вот так, после фразы:
   «И, наконец, перевернул страницу дела, которую, не замечая, держал всё время двумя пальцами вверху».
   Сразу 1945 год и Кузьма Николаевич Деревянко, теперь уже генерал-майор подписывает акт о капитуляции Японии. И чтобы красочно, торжественно.
   И в конце фраза:
   «Что же, партия, судьба, история разобрались. Сначала товарища Гендина, год спустя и Орлова, который из зама стал начальником, расстреляли».
   Сергей, извини, у меня дурацкая привычка исправлять чужие рассказы.
    
    
   Теперь выбор.
   Сюжет «Перевёрнутой страницы» вполне мог конкурировать с «Артиллеристами», если бы композиция рассказа была поудачней.
   Герои неплохо прописаны в обоих рассказах.
   Стиль рассказа, безусловно, лучше в «Артиллеристах».
    
   Отдаю голос «Артиллеристам» Александра.
    
   
   
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Виктор Федоров
   
   Александр Сороковик, рассказ «Артиллеристы»
   Реалистичное начало, картина героического подвига бойцов-артиллеристов­ с примесью фантастики в финале, когда старый ветеран сумел фантастически странным образом утолить свою боль и, умирая, сделать то, что не смог тогда, в реальной жизни. Очень трогательный, рвущий душу рассказ.
   Мой отец, царство ему небесное, воевал во всех трех войнах, был награжден тремя орденами красной звезды и более, чем десятком боевых медалей. Начал воевать рядовым, закончил – майором, в Манчжурии. Прошел с первого до последнего дня финскую, Отечественную и Японскую. Читая рассказ, я видел его… Он тоже часто кричал по ночам до последних своих дней, восемь ран так же болели и тревожили его... Читал и каким-то чудом чувствовал, как бы отец его воспринимал.
   Очень сильные чувства. Спасибо, Александр и за них, и от них, наших отцов. Дай Бог нашим детям и внукам так же помнить и понимать то, что они сделали тогда для нас. Сегодня это очень актуально, поскольку мы уже не улыбаемся при тосте «За мир!». Прав был С.О.Макаров, сказавший когда-то не всеми понятые слова «Помни войну!», ибо те, кто забыл войну, получат ее вновь. Уже получили некоторые.
   
   Сергей Садовский, рассказ «Перевернутая страница»
   Рассказ о достойном человеке, о достойном воине, о сильном характере, о бесстрашии и еще о многих качествах известного военного. Все прекрасно, замечательное эссе о нем. Одно смутило – все, не исключая эмоциональный «взрыв» ГГ , подано в «телеграфном» стиле, сухо и наметками, штрихами. Да и сам этот, такой смертельный в то время, выплеск дан в нескольких фразах. Но мы же понимаем, что ему грозило в то время! А что его спасло, кто или что ему помогло? Не сразу же тех расстреляли! Уж они бы успели, наверное! Если честно, именно из-за этой сухости подачи и не тронуло. Не зацепило.
   Умом понимаю, что за этими скупыми строчками кроется, однако не увидел и не почувствовал этого. Именно чувств, эмоций, деталей и еще чего-то, из чего, собственно, делается литература, не хватило… И что-то, ИМХО, не то с названием…
   
   Два рассказа о войне, но какие разные!
   Для меня выбора нет. Голосую за рассказ «Артиллеристы» Александра Сороковика.
   
   
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Сергей Садовский
   
   Рассказ "Артиллеристы" натолкнул на некоторые мысли, которым хочу с вами поделится.
   Художественная реальность имеет свои законы, а жизнь - свои. Но в жизни сюжет, описанный Александром, не настолько уж фантастичен, как кажется. У меня есть знакомый, ветеран афганской войны, и у него тоже посттравматический синдром, как и у героя рассказа.
   Все его товарищи погибли и он один остался в живых. Рассудок не смог справится с этим фактом, и в результате мой знакомый считает, что сейчас он живет в параллельной реальности. То есть в настоящей он погиб, и его "выбросило" в параллельную. Теперь он занят тем, что собирает доказательства отличий двух реальностей - той, которую он помнит, и той, в которой он находится.
   А вообще, рассказ неплохой, такому не стыдно и проиграть. Сюжет, построенный на условности времени и возраста делает этот рассказ эпическим. Хотя я не знаю, сознательно или интуитивно автор пришел к такому решению.
   Среди недостатков можно отметить некоторую затянутость повествования. Но это, мне кажется, уже дело вкуса. Некоторым читателям наоборот может понравится неспешность развертывания, основательность, как в саге. В общем, неплохо!
   И вот еще что. Я бы добавил несколько деталей к описанию Штыря с Хомяком. Демонизировал как-то...
   Если рассказ будит мысль, значит написан не напрасно!
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Лана Гайсина
   
   
   Очень коротко: старый комп, половина клавиш не работает.
   Понравился рассказ Сороковика "Артиллеристы". Хорошо выражена сюжетная линия.Несколько не отработана фантазийная часть: перескок из виртуала в реал, но учитывая возраст героя, можно предположить, что происходящее вполне правдоподобно. Речь программистов больше смахивает на феню, чем на разговор специалистов.
   "Перевёрнутая страница" Садовского носит несколько публицистический характер. Впечатляет как автор характеризует своих героев через описание походок. Художественно и убедительно, однако сюжет с "врагами народа" преподнесён не очень достоверно: трудно поверить в подобный кульбит, когда подозреваемый меняется ролями с подозревающими. Представляют интерес исторические картины описанные автором.
   Обе работы интересны, но художественная составляющая "Артиллеристов" перевешивает "Перевёрнутую страницу". Отдаю свой голос Александру Сороковику.
   
   
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Анна Шеккер (гостевая рецензия)
   
   Артиллеристы. А.Сороковик
   Хороший рассказ о войне. Вполне реалистичен. Один из вариантов решения проблемы, с которой сталкиваются пережившие подобные трагедии фронтовики и участники горячих точек. Решение, которое  в некотором роде под силу современным технологиям.
   Замечания:
   «прыщавый набрал» - кто такой прыщавый? В этом месте о нем впервые упоминается в тексте. Это человек – и одним только прилагательным? Сложно воспринимается.  Еще небольшие «спотыкания» возникли, и все они именно с этой части текса имеют место быть.  
   «Почему-то не было даже тени сомнения.» - не очень удачное начало абзаца и новой мысли, вернее, продолжение рассказа. Дальнейшее повествование сглаживает и вроде все объясняет, но… 
   Концовка – классический прием и в литературе, и в жизни (перед смертью человек видит только умерших друзей, родственников и т.д.) .
   Общее впечатление: понравилось
    
   Перевернутая страница. С.В. Садовский
   Хорошая историческая проза, вмещающая в себя и элементы рассказа, и публицистики. Впрочем, последняя становится весьма сухой в некоторых абзацах в конце произведения. Заключительная фраза звучит как-то пафосно что ли….
   «И, наконец, перевернул страницу дела, которую, не замечая, держал всё время двумя пальцами вверху.» - отдельно выделять не следовало бы, это продолжение действий Орлова после прямой речи.
   Еще кое-где есть тоже т.н. небольшие «спотыкания», которые не очень-то и мешают чтению и восприятию текста.
    
   Общее впечатление: понравилось. 
   
   С пожеланиями творческого успеха и новых интересных идей и их воплощения,
   Анна Шеккер
   
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Галина Димитрова
   
   Как же трудно определить победителя среди двух сильных рассказов. У Александра Сороковика рассказ, а у Сергея Садовского, скорее, очерк. Вопрос к Сергею: это реальный персонаж? Если реальный, то ссылочку бы, если авторский, то не хватает интриги. Но написано хорошо. Отображено то страшное время, когда если не убьют враги, то никто не застрахован от расстрела своими. Ведь все могло сложиться по-другому.
   У Александра тоже написано хорошо. Но читать, честно, было интереснее. Переживаешь за ГГ. Помню рассказы своего двоюродного деда Лени. Ему тоже все казалось, что не добил он своих фрицев – ранение слишком тяжелое было (от осколка и умер после войны через 20 лет – война все-таки добила). Он говорил, что ему часто один сон снится, тот последний бой, когда его ранило. Поэтому безоговорочно верю ГГ – это чувство вины, что он выжил, когда погибли его товарищи, а он не смог подбить тот танк. И вот уже на грани жизни и смерти через много лет снаряд достиг цели, можно и успокоиться вечным сном. Очень понравилось смешение реальности, сна, а в конце то ли сна, то ли реальности. Полное сопереживание с ГГ. Читаешь и ловишь себя на мысли, что он обязательно должен добить тот фашистский танк. И уверенность, что «пока будет жив хоть один русский солдат, мы не сможем быть уверены ни в чём». Есть замечания к препинакам, но это исправимо.
   В этом поединке отдаю предпочтение Александру. Честное слово, не подсуживаю, так вот у меня получается…
   
   
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Михаил Бычков
   
   А. Сороковик. «Артиллеристы»
   Яркий, с достоверными картинами военного эпизода, рассказ. Рассказ о прозе войны, об её истинном, неприглядном содержании. Рассказ об одной из жертв той страшной бойни, о столкновении людей и нелюдей. В этом сила рассказа. Солдат, выживший в лютой бойне, солдат, как говорится, из окопа, до последних дней «воюет», анализирует промахи, нюансы боевых соприкосновений, ищет огрехи решений и способы «исправить» ошибки, победить во что бы то ни стало. И он побеждает, хотя почти и на смертном одре.
   Прекрасный рассказ.
    
   С . Садовский. «Перевёрнутая страница»
   Рассказ о войне, но войны, как таковой, её черновой стороны, в рассказе нет.  Есть затасканная уже тема репрессий и всеобщего подозрения в стране тех лет., когда и в мирное время продолжалась борьба непримиримых идей, умов, классов.
     В рассказе есть всё: хоть и поднадоевший, но сюжет, тема, образы, структура, грамотность. Не придраться. Но в сравнении с представленным на соревнованием рассказа «Артиллеристы» отдаю предпочтение А. Сороковику.
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Галина Басова
   
   Прочла оба произведения, скажу сразу, выбор мой, однозначно, в пользу Александра Сороковика. Из представленных рецензий будет видно, почему.
   
   Садовский "Перевёрнутая страница"
   "...глаза его превращались в неподвижные, тлеющие угольки, которые также внезапно пропадали, как и появлялись". По тексту получается, что пропадали и появлялись ГЛАЗА. Глаза превращались в угольки... очень неудачно, и к тому же, потом они пропадают и появляются)))
   "Его зам Орлов"... я думаю, здесь небходимо тире, и лучше заместитель, это же не конспект, а текст рассказа.
   "Собеседнику необходимо было БЫТЬ (пропущено?)
    С самого начала возникло недоумение, да точно ли это военных описывают, может просто о балетной школе повествование?)))
   И непонятно, "товарищ Гендин" это и есть "Александр Григорьевич"?
   "НО майор Кузьма Деревянко"... и опять: " НО, любуясь майором..."  - дважды  в одном небольшом абзаце!))) Второе "но" можно без ущерба вообще убрать. Видимо, автор текст не вычитывал, создалось такое впечатление. Некогда или не вилит ляпов)))
   "... вокруг него почти физически ощутимо сгущался воздух...")))
   "Кузьма  Николаевич вдруг завёл руку за спину (зачем?), схватился за провод  от электрического звонка и резко дёрнул".  Что произошло дальше, для чего он это сделал, можно лишь догадываться.
   Потом - прямая речь... Может лучше: "Я смотрел врагу в глаза. И не через лафет орудия." Хотя... артиллеристы - тоже не трусы, извините)))
   "Причём, его не останавливало ни замужество, ни собственное мнение его жертвы..." ХОРОШО. И ёмко. одной фразой сказано столько, что в пору в несколько абзацев поместить))) Может лучше заменить "ЕГО" на  "ОЧЕРЕДНОЙ" ... эффект усилится)))
   "За годы службы в армии(,) Деревянко стал... Запятая не нужна.
   Далее: "обладал"... "обладали"... Лучше где-то заменить похожим по смыслу, а то совсем рядом. Русский язык богат!)))
   
   Не понравилось, прочла с трудом, да простит меня автор. Ни статья, ни рассказ. Исторический очерк?
   "Перевёрнутая страница" - название хорошо обыграно в повествовании. Но текст надо вычиывать. И убирать лишнее, от этого произведение только выиграет.
   
   
   "Артиллеристы" Александра Сороковика...
   "Хорошо ещё, что руку отрезали левую"... получается, что хорошо, что руку отрезали...  Лучше переставить местами:"Хорошо ещё, что руку левую отрезали". Тогда ударение меняет смысл предложения))). Но это я так прочла, мнение читателя, так сказать,,,
   Я считаю, что не каждый может писать о войне. Но тут - другой случай. Мало сказать:"Хорошо - не хорошо" Надо сказать, пишите, Александр! Это то, что надо писать сейчас. У Вас это получается. Прочла залпом! И думаю, что ещё не раз вернусь в будущем к этому рассказу обязательно.
   Обеими руками за это ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 
   
    Удач и радости авторам!
   .
   
   
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   Игорь Колесников
   
   Артиллеристы.
   
   Этот рассказ я раньше читал и даже писал на него рецензию, только не помню, в каком Заседании и в какой Гостиной это было. Короче, не нашёл.
   Но с удовольствием прочитал и во второй раз. Причём, хотел только пробежать по диагонали, чтобы вспомнить основные события, но сразу увлёкся и проглотил весь текст залпом. Этот рассказ вызвал у меня только лишь восторженные эмоции. Прекрасно написано, отлично переданная неуспокоенность старого фронтовика, его жажда спасти боевых товарищей и устранить досадную оплошность.
   В первый раз мне показался неким фантастическим элементом способ, которым воспользовался герой, чтобы вернуться в прошлое. Но сейчас я понял, что ничего фантастического в этом нет. Измученное тяжестью непоправимого, его сознание само свершило с разумом такой необычный кульбит. А нелепая компьютерная игра явилась всего лишь катализатором воспоминаний.
   Я не обнаружил каких-либо стилистических или орфографических ошибок, впрочем, особо и не выискивал, настолько увлёк меня сюжет рассказа. Только показался неестественным момент, когда старик толкает одной рукой снаряд к орудию. Думаю, за это время танк мог спокойно успеть не только выстрелить, но и уехать.
   
   Перевёрнутая страница.
   
   Мне, как и многим, показался несколько странным этот рассказ-очерк. Реальные исторические герои, и всего лишь один разговор. Действительно, перевёрнутая, а то и вырванная страница из какой-то повести. Но нет, ведь в рассказе есть и послесловие. Тем не менее, он так и остался в моём восприятии нелепым обрывком чего-то большего.
   Читать было трудно. Автор не сумел увлечь читателя. Пришлось старательно представлять себе так тщательно описываемые походки, манеру разговора и прочее. Но для чего? Для того лишь, чтобы показать положительного героя на фоне отрицательных? Но не успели они проявить свою отрицательность...
   Ошибок практически не было. Кажется, я обнаружил парочку лишних запятых и пропущенное где-то слово. Написано грамотно, и не только в смысле ошибок. Грамотным языком, но суховато и неинтересно, по крайней мере, для меня.
   
   Я сразу понял, что интриги не будет, потому что безусловно отдаю свой голос за рассказ Александра.
   
   ********************­********************­********************­********************­
   
   И наконец, долгожданныйОлег Фурсин, письмо от которого почему-то никак не могло дойти до меня.
   
   Не так давно Александр Паршин отметил, что я люблю поразмышлять и пофилософствовать.  ­Фраза­ удивила меня. Нет, ничего такого – этакого в ней не было, по крайней мере, обидного: назвали философом, так ли это плохо? Вспомнилось, правда: «Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете? Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? Жан Жак Руссо? Марк Аврелий?»  Но Александр вроде  не иронизировал, это я сам над собой люблю посмеяться, вот и смеюсь.  
     Так или иначе, отнесли меня к разряду философствующих. А мой рассказик о состоянии душевном  (поганом) ­ –­ к эссе. И стал я философом (!)  и эссеистом (!), а также выяснил,  что я мэтр пера (!),  вот теперь  сижу, думаю, как бы уже  начать соответствовать. Почему же не в рамках той темы, которая зовется «Александр Сороковик и его рассказы»?  Она мила мне, я уже не раз порывался высказаться громко и вслух, и даже некоторые шаги в этом направлении сделал. Сказавши «а», скажу и «б», возможно, вновь прослыву умником, а если и нет,  что за беда?! Быть дураком тоже неплохо, вот наш фольклор изобилует счастливыми людьми, которые дураки.
     На пространстве одного рассказа, быть может, не скажешь обо всем творчестве сразу, но попытаться можно и нужно.
     Начну с названия, «Артиллеристы». Что первое пришло в голову, вот навскидку, сразу, человеку моего поколения? «Артиллеристы, Сталин дал приказ, артиллеристы, зовет отчизна нас». Ну да, это «Марш артиллеристов» из культового, как нынче принято говорить,  кинофильм­а­ «Шесть часов вечера после войны». Ассоциация знаковая для меня, не знаю, как для вас. Но я не стал ее лелеять и даже не принял за версию. Видите ли, я давно читаю Сороковика. И представить себе не могу, чтоб в его рассказах вдруг расцвел пышным цветом официоз военного времени, призывы «За родину, за Сталина»…Объявлено «Артиллеристы» автором, значит,  рассказ будет об артиллеристах, людях простых и тем интересных. И я оказался прав.  «В двадцать два года стать инвалидом, с одной рукой, да ещё хромым – не всякий выдержит. Лёха выдержал, не запил. До войны он закончил десятилетку, решил учиться дальше. А куда ещё без руки и почти без ноги? Ни к станку, ни к конвейеру. Его приняли в строительный институт, на первый курс,  дали паёк, койку в общаге. Он остался один: родители погибли в бомбёжку, девушку Марину угнали в Германию, где она сгинула без следа».
     Не то чтобы обычная судьба, но в те времена и не самая невозможная.  Да, можно сказать, повезло человеку.  Друзья-то­варищи­ остались на поле боя, изуродованные выстрелом из «Панцера»,  а он, пусть увечный, но живой.  По-честному у него  все, как положено, утверждает автор. « О любви не говорили, просто жили, как положено: работали, отдыхали, изредка ругались, мирились, ходили в гости. Родили одного за другим двоих сыновей, получили квартиру. Лёха, а точнее уже Алексей Степанович, работал начальником отдела в строительном тресте, Люба – там же, инженером».
   Поймите меня правильно, я вовсе не певец жизни в Союзе. И даже вот этой честности житейской: я  и сам  как будто так устроен, да не совсем так. Мне  больше нужно, я больше видел, я большего хочу, да и не прост я, во всяком случае,  далеко не так прост. Но что верно подмечено автором, то верно. Я жил среди этих людей ребенком, и я их еще помню.  Они как ствол сибирской лиственницы, которая на сваи идет: не портятся. Не подвержены гнили душевной. Не просят многого, удовлетворяются малым, но берегут его свято. О любви не говорят, но привязаны друг к другу навсегда. Представить невозможно, чтоб они свернули с дороги, например, тот же Леха поменял одну  женщину  пятид­есяти­ лет на двух молодых по двадцать пять. Невозможно себе представить, чтоб он украл, пошел против совести. Понятное дело, что Алексей Степанович прост, верит в светлое коммунистическое будущее. Но  даже это не портит для меня образ: увы, я знал их такими! Могу сожалеть об этом, но они такими были, и это правда жизни. Отдельная правда, потому что рядом с такими людьми были и другие, и у тех своя правда,  но ведь не о них рассказ!
     Прямые, иногда до нелепости,  честные,­ порой до глупости, верные, обычно «до гроба»,  несгибаемые­ дети своего нелегкого времени… светлая им память, дедам нашим и прадедам! Я иногда думаю: а может, это была необходимость жесткая, историческая, на сломе времен: быть такими. Иные «не вывезли» бы всего того, что выпало на долю. И некая доля наивности в душах, и вера во все хорошее, в «шесть часов вечера после войны»…после беды…они нужны? Обязательно. Более того, считаю, что если в нас не воскреснет вера в общее благо, если мы не будем думать об общем (хотя бы иногда) несколько больше, чем о своем, то мы потеряем Отечество. Окажемся теми, о которых писал Лермонтов: «И прах наш  с строгостью судьи и гражданина потомок оскорбит презрительным стихом, насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом». Не  о том сегодня речь, КАК сделать так, чтоб этого не случилось. Но, несомненно, один из способов: читать таких авторов, как Сороковик, и  о таких людях, как Лешка Фомин. А лучше не в одиночестве, а в кругу детей и внуков…
     Индивидуальный и неповторимый стиль Сороковика в том, верно, состоит, что он рассказывает  не о приключениях невозможных, не о любви вселенского масштаба, не о драмах с мировой скорбью в кульминации . Все это есть, конечно, но масштаб…масштаб у него правильный, такой, как он есть.  Шекспировские­ страсти отсутствуют. Ничего не придумано, все взято из жизни. Меня это подкупает. Я понимаю, что все это можно увидеть (и разглядеть при этом!) будучи человеком очень внимательным  к малейшим  проявления­м­ жизни, с особой душевной организацией.
     Александр Сороковик  рисует образ героя, но героя такого обычного! Ни тебе косой сажени в плечах, ни ореола. Да только вот верность долгу немыслимая. Такая, что он и погибнет в том бою, где его как будто не убили. Логично. И я верю Сороковику в том, что так оно и было.
   Вообще, я ему верю. И это то, что я обязан сказать, прежде чем отдам ему свой голос. В данном случае голос ведь дело десятое…
      
       Должен сказать, что я колебался,  отдавая этот самый  голос, и на сей раз вовсе не потому, что отделял «своих» от «чужих». Я уже понял для себя, как этот критерий маловажен. Так же,  как и  просто «нравится – не нравится». Ведь понравились мне оба рассказа…
     Пожалуй, герой Садовского мне ближе. Я понимаю, что такое быть сыном каменотеса,  а дойти  потом если не до самых верхов,  то все равно уж бог знает куда! У меня, правда,  несколько другая история. В смысле классовом совсем «отрицательная». Дед мой был кулак, и крепкий. Сбежал от раскулачивания из Ставропольского края, в благословенной (тогда!)  Грузии нашел приют,  где и вырастил свой выводок из шести детей. Не получая пенсии от государства, не принимая (довольно  деспотичн­о,­ от лица жены и детей) привилегий «матери-героини». Он считал, что женщина должна рожать и растить детей, и за это не следует требовать преференций от государства. Он считал, что пенсия – это подачка от государства, лучше пусть не мешает государство работать, а свою женщину и общих с нею  детей должно прокормить самому. У Мананы, моей подруги, дед и вовсе враг народа, сгинул в Казахстане, в ссылке. Так что двое дядьев героя Садовского – это родня для нас.
     Я, внук своего деда, работал в Госдуме РФ, представлял одну из партий в качестве главного референта, дослужился до чиновника высокого класса, дальше уже надо бы по классу в министры.  И я знаю, что такое служить по-настоящему, хотя и отдаю себе отчет в том, что не на войне же. Я лишь говорю о том, как трудно остаться человеком, совмещая звание человека с должностью. Людей, способных это сделать, в моей памяти сохранилось  немного­.­ И я готов склонить голову перед каждым из них. Представляю, что же делала в этом смысле война: она ведь еще и стреляла в каждого из тех, кто был честен. В ком жило чувство долга. Так как мне относится к герою Садовского?  Поверьт­е,­ я и колена готов преклонить перед теми, кто воевал…
      Я безмерно благодарен Деревянко за то, что он перевернул страницу истории. За то, что был таким, каким должно быть. Конечно, он ближе мне в чем-то, чем артиллерист Лешка Фомин. Но в одном они едины, в том, что я ценю более всего. И потому я не делил свой голос между этими героями. Каждый отстоял на посту честно.  А поделил между авторами Александром Сороковиком и Сергеем Садовским.
     Я не принял фразу Сергея: «Что же, партия, судьба, история разобрались».  Судьб­а­ и история, согласен. Что же касается партии, то знаю я, как она разбиралась. У нас в роду бытует байка о тетке Мананы. Муж ее, секретарь крайкома, сгинул в белорусских лесах, пропал без вести, воюя.
   Да не совсем без вести. Пришла как-то от него писулька на бумаге от сигаретных пачек. «Родная, я в лагерях...», как-то так по смыслу, никто, кроме тетки, той бумаги не видел, только присутствовал в сторонке свидетель.  Не  дочи­тав,­ она вернула письмо  со строчками, написанными до боли знакомым подчерком, посланцу, со словами: «Уменя ТАМ никого не может быть». И вычеркнула из памяти эпизод, как будто бы его не было. А на пенсию она ушла с должности секретаря парткома известного всей стране металлургического завода, вдовой фронтовика, погибшего в партизанах. Она как та партия, поверьте мне, Сергей, у нее там никого не должно быть. И Деревянко не было бы¸  когда б ни  то обстоятельство, что воевать-то надо было кому-то. Не паукам же в банке разным, те себя сами пережрут.
   Некоторые стилистические неточности у Сергея Садовского присутствовали чаще. «Ругал негромко, чуть сдавленным голосом,  с хорошо
   расставленными классовыми акцентами». Я не понял, как это. То ли присутствовала в его речи «неинтеллигентная интонация», то ли с каждым он говорил на его языке? То ли по смыслу он все упирал на классовую суть?  Мне не хватило и богатой  сюжетной линии. Чуть-чуть бы больше истории жизни Кузьмы Деревянко, живой, изложенной интересно. Теза заявлена, весьма живо, и антитеза яркая, финальный аккорд. Вот синтез, на мой взгляд,  несколько суховат.  Перечислен­ие­ неких фактов биографии вперемешку с выписками из характеристик…И все равно: спасибо!

 1   2 

Николай Николаевич Виноградов[15.08.2015 20:37:16]
   То есть, мы можем полностью прочитать Вашу первую книгу. Или в ней будет что-то ещё, чего нет на Вашей странице?
Александр Сороковик[15.08.2015 23:09:42]
   Да нет, вроде всё, что написал, есть на ЧХА...

 1   2 

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта