Проект ФОРУМ
( ошибка )
Ошибка! Выбранный проект отключен.
Разговор по душам Автор: | Клод | | Тема: | Нужна ли произведению глубокая идея? | Ответить |
| Недавно на одном из форумов один из рецензентов упрекнул меня в том, что в моих рассказах не содержится никаких глубоких идей, я не поднимаю никаких проблем и не даю ответов ни на один из вечных (или не очень вечных) вопросов. В ответ я постарался выудить из своего рассказа нечто, более-менее смахивающее на идею, и предоставить результат суровому критику, но, тем не менее, задумался... Я всегда старался писать просто занимательно, чтобы читатель по возможности оказался захвачен сюжетом и не разочаровался в финале, а поскольку мой жанр - ужасы, то ещё и пытался хорошенько этого читателя испугать. Но вот глубокие идеи и вечные вопросы... Мне всегда казалось, что этого добра везде и так хватает. Лично мне, как читателю, тоже нравятся просто занимательные вещи, написанные хорошим, ровным и приятным языком. И вот - такой поворот... Нужна ли произведению идея. Или так: всегда ли она нужна? Или для иных жанров достаточно просто занимательного сюжета и хорошего слога? Очень хотелось бы услышать мнения на этот счёт. |
Клод | [02.03.2005 09:10:25] |
| Благодарю Вас, Повар! Да, я стараюсь, чтобы мои рассказы вызывали в памяти не дежурную яичницу, а, скорее, бифштекс с кровью :) |
| Главная идея в вопросе идейности - не заблудится в страшном лесу "Подмена понятий" :-))) Идея в литературном произведении - это замысел, намерение. Идея дословно - выдумка, представление о вещи. Если в вашем произведении нет ни слова о бренности человеческого существования, необходимости поднимать страну или об очередной стороне Любви - еще не значит, что у вас получилось "безыдейное произведение". Главное - то, что вы сказали. Даже если хотели сказать что-то другое или даже не хотели сказать ничего. :) |
| У меня ситуация прямо противоположная. Часто грешу некоторой абстрактностью и теоретичностью. Из-за этого масса непонимания. Каждый поворачивает в свою сторону, пытается спорить и т.п. Как будто главное в произведении- это набор убеждений героев и автора. Меня бесит то, что каждый судит с точки зрения своих предрассудков или стереотипов. Верущие кричат:"Не кощунствуйте!", атеисты:"Не напускайте тумана!" (это из полемики по поводу моего рассказа "Первые небеса") А самое забавное: не положи идею на блюдечке с голубой каемочкой, под самый нос не подсунь-будут 1000 лет искать, не найдут. Вот то, что прямо сказано, то еще могут уловить, а попытаться самим провести какие-то параллели, проанализировать ситуацию... И все это потому, что неприучены люди видеть в худпроизведении прежде всего эстетическую сторону, а уж потом всякие идеологические абстракции. Так что, если ваш язык, стиль, образы хороши, то меньше обращайте внимания на всякие придирки. И еще- на равне с идеей стоит мастерство автора создать настроение. есть произведения, где настроение главнее, а есть-где идея на первом месте. И для читателей тоже самое. Тот рецензент наверно наткнулся на вас, Клод, случайно, ему другая литература больше по душе. А я вот ужасы люблю. Какая в них идея? Попугаться немного, чтоб отрицательные эмоции ослабить. И еще- парадокс, но ужасы-, наверное, самая красивая литература!... |
| Идея нужна. Не обязательно глубокая, но она обязана присутствовать. Иначе зачем вообще что-либо писать? (Исключение - когда пишешь из чистого хулиганства) Вообще идея - это признак хорошей, качественной литературы. |
| Анна, позвольте вас спросить, что вы вкладываете в понятие "качественная литература". Меня почему-то коробит от этого выражения. Все-таки литература-это не вещь, которая может быть сделана плохо или хорошо. Если качественная литература-это литература, в которой присутствует некая идея (часто-притянутая за уши) и только, то я не любитель такой лит-ры. Для меня произведение должно быть в первую очередь красиво, интересно, эмоционально впечатляюще. Суть постигается не рациональным путем. (As for me) Идея-продукт исключительно сознания критиков, читателей и т.п. Если идея задана еще до написания текста, то сомневаюсь, что такой текст будет по-настоящему талантлив. И еще-идея есть всегда. Независимо отволи автора. Только надо уметь ее найти. И чем сложнее это сделать, тем интереснее произведение. Кстати, только что вспомнила, что Набоков говорил, что большие идеи -это показатель слабой литературы. (Или средней?) Но в общем, явно не высокой. |
Izida | [06.06.2005 16:28:32] |
| Полностью согласна с Эмилией Галагян. Пусть в учебниках по философии будут глубокие идеи и нравственные морали. А когда я, например, читаю ХУДОЖЕСТВЕННУЮ литературу, хочу, прежде всего, получить удовольствие от чтения. Вам нужны глубокие идеи? Почитайте Канта, Сенеку, в конце концов (очень полезно и поучительно). Вдумайтесь в само название - "художественная литература". Художник, в нашем случае писатель или поэт, изображает мир или что-то там ещё таким, каким он его видит. Какая тут может быть идея? Ну давайте возьмём самые банальные - добро побеждает зло, свет тьму и так далее и тому подобное. Ищите их, если вам так они нужны - обязательно найдёте. И в "чёрном квадрате" Малевича находят глубокие идеи. Очень прострастно, конечно получилось - понимаю, но хочу сказать, что идею можно найти везде и во всём. А когда она лежит на поверхности - то это уже, как здесь не раз выразились, "притянутые за уши идеи". Я сама этим грешу и если бы наш уважаемый Такой-то-Сякой не указал своей милостливой рукой мне на это, то наверное, так никогда и не разобралась бы что же в моих творениях не так. Вот, теперь пытаюсь всё исправить - насколько успешно, судить читателям. В общем, я за занимательный сюжет и красивый язык! |
| Идея... идея ... идея ... иде я нахожусь !? . Не знаю , как кто , а я когда сажусь писать , никакую идею не вкладываю , не продумываю ... И вообще вся теории литературные вылетают из головы ! Сижу и - пишу!.. Сижу и пишу! Сижу и пишу!.. А уж потом , сам себе и объясняю , сам себя редактирую , сам себя хвалю и ругаю ... Я хоть и не Пушкин , но и я не раз выкрикивал :"Ай да , Лезинский! Ай да сукин сын " ... ( другие , увы, делают это чаще и не в той тональности!) Пушкина неспроста вспомнил , - ... летие его очередное наступило , и я вспомнил , что есть у меня рассказ и об Александре Сергевиче , и сейчас его помещу ... И он не столь об Пушкине , как о нравах израильских ... А , что касается , настоящей идеи , вложенной конкретным автором в свои опусы , то она прочитывается -угадывается каждым поколением заново ... |
|
|