Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

32-е мая. Литературный конкурс.

Все произведения

Произведение
Жанр: Проза для школьников средних классовАвтор: Вадим Чирков
Объем: 15096 [ символов ]
Роботы на каждом шагу
РОБОТЫ НА КАЖДОМ ШАГУ
 
«Главки из повести «Роботы путешествуют»
 
 
В летние каникулы школьные роботы Знайка и Помошник взяли да и отправились в деревню. Произошло это не просто и не ради одной только прогулки, и мы об этом «не просто» расскажем.
 
Помощник
 
Школьный робот Помощник был придуман для оказания всяческогго рода помощи. Он пришивал оторванные пуговицы, прикреплял оторванные ручки к портфелям, разнимал драчунов, помогал сгружать школьную мебель, таскал тяжелые бидоны с краской, на спортивных соревнованиях болел за слабого. Он бы даже, наверно, одалживал деньги на булочку, если б они у него водились.
Зная его добродушный характер, ребята над ним подшучивали:
-Помощник! Там Леньке Дроботу ухо отогнули, никак не выпрямить, - говорил кто-то из ребят.
Робот к Леньке. Но по дороге все-таки поймет, что над ним подшутили, остановится.
-Ухо нельзя отогнуть, - прогудит укоризненно. – Ведь Леонид Дробот не робот. Ухо у него не железное.
-Помощник! Смотри – окна горят! – бросит ему на бегу шутник.
Окна на закате в самом деле пылают – будто докрасна раскалились. Робот обеспокоенно смотрит на окна. Надо спасать – а как, если их вон сколько! Внутри робота усиливается гудение, а в голове начинает что-то потрескивать – это Помощник так размышляет. Потом он принимает решение. Взбирается по пожарной лестнице на высоту третьего этажа и трогает спецальным пальцем-градусником стекло. Стекло холодное.
-Это обман зрения, - сообщает он, спустившись вниз. И успокаивает ребят: - Они не горят, Это только так кажется.
 
Знайка
 
Ученые подсчитали: один ребенок может задать взрослому 432 вопроса в день. И попробуй-ка ответить на все 432, если половина из них выглядит так: из чего состоит тень? Почему деревья растут вверх, а не вниз? Можно ли есть песок, если он не сахарный? Почему кошки ходят лёжа? Сколько на свете толстых и сколько худых?
Школьный робот Знайка... Знайкой, кстати, его назвали сами школьники во время опроса – как поименовать робота-энциклопедиста РШЭ-З... ну так вот, школьный робот Знайка знал все и мог ответить на самый мудреный вопрос, который способен задать только первоклашка.
На вопрос, например, из чего состоит тень, он отвечал: из вечера.
К обеду ребята так уставали от собственных вопросов, что не могли вымолвить ни слова. Зато учителя и родители были спасены.
Вот и еще один удачный ответ нашего энциклопедиста. Как-то один настырный первоклашка, Гоша Колотун, не в силах придумать хоть еще один вопрос, спросил у робота:
-А... о чем тебя еще можно спросить?
Знайка на это ответил не сразу. Он что-то обдумывал.
-Спроси, - сказал он наконец, - не устал ли я.
-Знайка, - обрадовался Вова, - а ты не устал?
-Большое спасибо, Вова, – раздельно сказал энциклопедист. – Я не устал, но знаешь, как приятно, когда и к роботу относятся по-человечески!
 
ГДЕ ВОЗ?
 
Это всё предисловие, а история наша только-только начинается. Она приключилась во время весенне-летних экзаменов, в последние ее дни.
Для роботов экзамены тоже были трудным делом, но совсем по другим причинам, чем у школьников. Знайка, ясно, был нарасхват. Его спрашивали одновремено с девяти сторон. И про характер пушкинской героини Татьяны Лариной, и про второй закон Ньютона, и про год рождения короля Пипина Короткого. Подзаряжать аакумуляторы робота-энциклопедиста нужно было каждый день, но об этом в суете забывали, и Знайка начинал заикаться. Заикаться и говорить, что в год, когда родился Пипин Короткий, Татьяна Ларина сильно изменилась согласно второму закону Ньютона.
Кто-то из спрашивающих догадывался, что аккумуляторы энциклопедиста разрядились, и Знайку тащили к ближайшей розетке. Тащили – потому что колени робота подгибались, руки висели, голова поникла, а язык заплетался.
Надо было видеть, как оживал робот. Первой поднималась его тяжелая, круглая, как глобус, голова. Взгляд яснел. Руки переставали болтаться, и Знайка проверял, на месте ли его голова. Выпрямлялись колени. Робот встряхивал головой, словно приводя ее в окончательный порядок (расставляя все по своим местам), и точно отвечал на заданный вопрос.
С Помощником же все было наоборот. Этот во время экзаменов шатался по школе без дела. Без дела в то время, когда десятки человек нуждались в помощи! То тут, то там слышалось:
-Люди, тону!
-Ничего не секу, хоть меня убей!
-Зубрю, зубрю, а с места не сдвинусь!
Помощник подходил и робко предлагал:
-Может, я тебе как-то помогу? Может, тебя нужно подтолкнуть?
-Иди ты! – отвечали роботу. – Что я тебе – тележка?
В это время кто-то кричал:
-В одно ухо влетает, а в другое вылетает!
Тяжеловесный робот спешил на помощь.
-Давай я заткну ухо, из которого улетучиваются знания!
А тут слышалось совсем уж отчаянное:
-Алексей Петрович с меня живого шкуру спустит! – вспомнит мне кое-что!
Рассказывали, что робот Помощник одной из первых серий не выдержал призывов о помощи и жалоб, ворвался в класс, где экзамен принимал слишком строгий учитель, сгреб его в охапку, из класса вынес и из школы тоже, во дворе отпустил, но встал на пороге и, скрестив руки на железной груди, сказал учителю, что тот больше в класс не войдет. Так робот понял задачу помогать...
Помощники следующих серий этого уже не делали, им строго-настрого запретили входить в класс во время урока, а тем более экзамена и выносить оттуда преподавателей.
И вот когда наш Помощник шатался без дела по коридорам, слыша отовсюду призывы о помощи, с ним происходило то, с чем пока не сумели сладить конструкторы. В роботе, созданном для помощи, призванном помогать, накапливался заряд услуги. Робот, если сказать о нем, как о человеке, изнемогал от желания помочь, что-то для кого-то сделать. Об этом наапливающемся заряде услуги предупреждала инструкция. Предупреждала и предписывала Помощника своевременно разряжать, давая то или иное поручение. Но в суете экзаменов об этом пункте инструкции тоже забывали, и Помощник ходил по школе, готовый, что называется, лоб расшибить, лишь бы услужить кому-либо.
Ну и вот, шагает Помощник мимо класса, где идет экзамен, а там кто-то читает стихотворение, а последнюю строчку произносит с такой печалью, что робот останавливается:
-Да только воз и ныне там!
Помощник застывает около этой двери, как часовой. Он еле дожидается ученика, что читал стихотворение (робот узнал его по голосу), и спрашивает:
-Славик, где воз?
Этот разговор мы приводим как можно точнее.
Итак:
-Славик, где воз?
Славик, естественно, вытаращивает глаза.
-Какой воз?
-Который не смогли вытащить. Ты говорил о нем пять минут назад.
-А-а... Так он же из басни! - И Славик снова идет к двери, из которой только что вышел: в классе, у доски стоит сейчас его друг.
Помощник за ним.
-Но он все еще там?
-Кто?
-Не кто, а что, - поправляет его Помощник, вспоминая Знайкины уроки. – Я спрашиваю про воз.
-Так я же тебе говорю – он из басни!! – Славик прилипает ухом к двери.
Помощник задумывается. Но через минуту снова гудит:
-Ты, наверно, хочешь надо мной посмеяться. Воз не может находиться в басне. Басня – это то, что учат наизусть, а воз – это то, на чем возят грузы. Скажи мне честно – где воз?
Славик не выдерживает и кричит:
-Там он и стоит, где его оставили! Иди, - и тут он невзаначай произносит магическое для робота слово: - Иди и помоги вытащить!
-Так, - говорит робот, что-то соображая или вычисляя, - так, так...
Сказав еще раз «так», Помощник повернулся и пошел по коридору. И чем дальше он уходил от класса, тем решительнее становился его шаг. Через три минуты он вышел из школы и исчез.
Электронный мозг робота получил сигнал о беде. Где-то стоит воз, он застрял, люди говорят об этом с печалью. Люди от этого страдают! Он, робот, призванный помогать, должен вытащить воз! Но сначала он должен его найти.
Найти воз из басни Крылова «Лебедь, рак и щука»...
 
То ли Костя, то ли Сеня
 
Знайка догнал Помощника только у выхода из города – когда на обочинах шоссе появились чертополох, лебеда, сурепка и даже цветущий козлобородник.
Помощник, шагая, смотрел только вперед, трава его не интересовала..
-Смотри, Знайка, что-то тарахтит нам навстречу.
-Кажется, это комбайн. Мы можем спросить у комбайнера, далеко ли до деревни.
Роботы спутились с дороги на луг с высокой травой и пошли навстречу комбайну-сенокосилке.
Помощник поднял руку, и агрегат остановился в трех метрах от них. Комбайнера на нем не оказалось. На месте кабины был металлический ящик величиной с хлебницу. Но кто же остановил комбайн?
-Вы роботы? – раздался голос. Приятели посмотрели друг на друга, потом по сторонам, даже оглянулись: никого. – Вы сюда смотрите, на комбайн. Ведь я тоже робот.
-Ты робот? – первым опомнился Знайка.
-Конечно. А что тут удивительного? Я робот-сенокос. Зовут меня кто Сеней, кто Костей. – Из комбайна высунулась длинная суставчатая рука, и наши роботы пожали ее. – Она у меня для ремонта, - объяснил Комбайн (будем называть его так), - достаю на себе любое место. Вы, наверно, городские, да?
-Городские, - ответил Знайка.
Помощник молчал, разглядывая робота, который был больше его раз в десять.
-Потому-то вы обо мне и не знаете. Правда, я всего лишь вторая модель. А как вы сюда попали?
-Мы ищем воз, - наконец-то вымолвил Помощник первую, и, признаться, не самую удачную фразу. – Ты случайно не знаешь, где он? Мой приятель, хоть и Знайка, а не слыхал о нем.
-Воз? – удивился Комбайн. – У нас в деревне, кажется, остались одна или две телеги. А зачем вам воз?
Знайка незаметно толкнул Помщника в бок и быстро ответил сам:
-Нам приказано снять с него точный чертеж, чтобы можно было построить телегу. Она нам нужна для музея истории.
-Телега – это, конечно, старина, - согласился Комбайн. – Между прочим, она моя дальняя родственница – ведь у нее, как и у меня, четыре колеса. Но телега никогда не умела ни ездить сама, ни убирать урожай, ни говорить, ни думать.
-Так ты тоже умеешь думать? – брякнул Помощник.
-А как же! – Голос у Комбайна был, как и у Помощника, без окраски, только громче или тише. Сейчас он сказал громче: – Ясно, умею! Может, не хуже тебя, хоть ты и на двух ногах, а я на четырех колесах. Но это еще не все: я и стихи сочиняю. Если луг ровный и если все у меня в порядке, другими словами, если работа ладится, они получаются у меня сами собой.
-Прочитай хоть одно, - попросил Знайка.
-Пожалуйста. – Комбайн поднял свои подвижные глаза-фары к небу и загудел, размахивая ремонтной рукой:
Коси, коса, пока роса!
Спешите, тыре колеса!
Смотрите вни, мои глаза,
Чтоб не скосить случайно за!
-Очень хорошие стихи, - одобрил Помощник, - мне нравятся.
-Хорошие, - похвалил и Знайка. – Но объясни мне, Костя, что такое «тыре», «вни» и «за»?
-Ну, это понятно каждому, кто хоть раз косил! – воскликнул Комбайн. – «Тыре» это, разумеется, «четыре», «вни» - это «внимательно», а «за» - это, конечно, «заяц». И даже не заяц, а зайчонок, потому что взрослый заяц вовремя убегает. Но эти слова, особенно «внимательно» и «зайчонок» такие длинные, что никак не помещались в строчку, и мне пришлось их укоротить, чтобы не сбиться с рабочего ритма. Я же говорил, что сочиняю стихи на ходу.
-Я должен был сам об этом догадаться, - сказал Знайка. – Моя беда в том, что я никогда не косил.
-Я тоже знаю одно стихотворение, - сказал в свою очередь Помощник.- Вот послушай... – И он прочел известную нам басню. Последнюю строчку «А воз и ныне там» он произнес громче и уставился на Комбайн, ожидая оценки.
-Это ты сочинил? – позавидовал Комбайн. – Я бы так не смог.
-Нет, это не я. Один человек. Его зовут Крылов. Что ты думаешь об этом стихотворении? Тебе не кажется, что...
-Кажется, кажется! Там ни слова не сказано про того, кто поставил лебедя, рака и щуку в одну упряжку. Ты это имел в виду? Кто так делает?! – В Комбайне что-то грохнуло. – Вот о ком нужно было сказать веские слова! К тому же видно, - добавил Комбайн, - что ваш Крылов сочинял стихотворение не на ходу. За столом небось рассиживал. Недосказать кое-что, чтобы читатель хорошенько пошевелил мозгами, - вот, по-моему, задача поэта!
Начался разговор на тему, в которой Помощник чувствовал себя неуверенно.
-Нам не пора? – тихонько спросил он у Знайки.
-Подожди, - ответил тот. – И снова обратился к Комбайну: - Уж коль ты заговорил о недосказанном, не расшифруешь ли мне, что такое «ко-ко-ко» и «га-га-га»? Ни в одном словаре этих слов нет, а ребята смеются, когда я говорю им, что не знаю.
Внутри Комбайна что-то негромко застучало.
-Горожане и есть горожане. Не знать таких простых вещей! «Ко-ко-ко» - это про курицу, а «га-га-га» – про гуся!
-Я догадывался, - Знайка покачал головой, – но уверенности у меня не было, а я все должен знать наверняка. А что ты скажешь про «ни гугу»?
-«Ни гугу»? – Комбайн потер ремонтной рукой ящичек, похожий, как мы сказали, на хлебницу. – «Гу» не говорит ни одно из известных мне животных... А-а! «Ни гугу» - это когда кто-нибудь не подает гудка! Едет прямо на тебя и почему-то не гудит. Ты бы и сам мог дотумкать, - а еще Знайка!
-Слово «дотумкать» мне как-то объяснили... - задумчиво сказал Знайка. – А вот как ты растолкуешь мне выражение «ни бум-бум»? – Энциклопедиста, видимо, задели последние слова Комбайна.
Новый знакомый наших путешественников погрузился в молчание, столь долгое, что стал напоминать обычную сенокосилку.
-«Ни бум-бум», «ни бум-бум»... – подал он наконец голос. – Я, понятно, слышал эти слова и не раз, но как-то не задумывался над ними... – И вдруг Комбайн встряхнулся. – А не кажется ли вам, друзья мои, что это свежее выражение из словаря роботов? «Ни бум-бум», по-моему, говорят, когда никто не идет к тебе с молотком и отверткой! Честное слово, с этого дня я буду использовать это выражение! Видите, как полезно общаться? Не приди вы, разве узнал бы я новое словечко? - Комбайн не давал своим собеседникам раскрыть рта. – Но и у меня к вам есть вопрос. Дело в том, что во мне, - робот-громадина показал ремонтной рукой куда-то назад, - свила гнездо птица и высиживает яйца. И я не знаю, кем я прихожусь будущим птенцам. Иногда я чувствую себя отцом, иногда же – просто домом.
Знайка хотел было сказать, что он об этом думает, но Помощник опередил его.
-Кто ты – отец или дом, - важно произнес он, - скоро узнаешь сам. Если в гнезде появятся маленькие комбайнята, ясно, что ты отец, но если птенцы – ты только дом.
Комбайн снова потер рукой ящичек.
-Смотрите, как все просто. А я мучился три дня... – И тут он спохватился. – Что я делаю?! Сам себе говорю: «Коси, коса, пока роса!», а вместо этого болтаю!.. Очень рад был с вами познакомиться, - скороговоркой закончил он беседу, - приходите как-нибудь еще. Пока! – Мотор его взревел и Комбайн двинулся по лугу.
Знайка что-то вспомнил и побежал за ним.
-Постой! – крикнул он. – Постой!
Комбайн остановился и приглушил мотор.
-Как называется эта деревня? – Знайка показал на селение в трех километрах от луга.
-Болотино, - ответил Комбайн.
Copyright: Вадим Чирков, 2006
Свидетельство о публикации №94851
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26.06.2006 17:23

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта