Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: РецензииАвтор: Наталья Балуева
Объем: 6214 [ символов ]
Рецензия на произведение Андрея А. Панченко "Между явью и сном, или Откровение первого снега" (вне конкурса)
Рецензия на произведение Андрея А. Панченко
«Между явью и сном, или Откровение первого снега», размещенное в конкурсе «Плачет метель как цыганская скрипка…»
 
Влюбленность… Сколько поэтов посвятили этому чувству стихов, поэм… О влюбленности писали и знаменитые классики, и начинающие писатели. Каждый пытался вложить в свое творение что-то новое, неизбитое и незатертое бесконечными повторениями. Мне кажется, что Андрею Панченко это удалось. Он представил лирического героя снегом, который, в отличие от самого героя, может любимой хотя бы коснуться.
 
Между явью и сном нарушая границу,
Опускаюсь к ногам твоим снегом несмелым.
Мягко путаюсь каплями в длинных ресницах,
Чуть согретый дыханьем и близостью тела.
То волос, то одежды в надежде касаюсь,
То скользну по щеке, будто в страхе поранить.
По крупицам составить твой запах пытаюсь
В жестяную коробку с названием «память».
Мне бы в сердце твое незаметно вселиться,
Но сухое “нельзя” на излете глотаю.
Это ж надо по-детски так было влюбиться.
Ты ступаешь по мне, я – растоптанный – таю…
 
Первая же строка погружает читателя в мир фантазий лирического героя:
 
Между явью и сном нарушая границу,
 
Очень удачно на слух сочетается с этой строкой вторая:
 
Опускаюсь к ногам твоим снегом несмелым.
 
И сразу становится понятен характер самого героя, всего с первых двух строк, даже с двух словосочетаний. «Нарушая границу» - то есть в нем хватает решительности на то, чтобы разрушать, пусть даже в данном случае всего лишь границу между реальностью и фантазией, и следом идет эпитет «снегом несмелым» и понимаешь, что при этом он всегда остается мягким и несмелым.
Следующих четыре строки добавляют к этой мягкости и нежность.
 
Мягко путаюсь каплями в длинных ресницах,
Чуть согретый дыханьем и близостью тела.
То волос, то одежды в надежде касаюсь,
То скользну по щеке, будто в страхе поранить.
 
Это усиливают эпитеты: «мягко путаюсь», «чуть согретый дыханьем» и несколько мотивов интимности: «близостью тела», «в надежде касаюсь», «скользну по щеке».
Очень неожиданно сравнение «скользну по щеке, будто в страхе поранить». Ведь снег, особенно первый, не может поранить, даже обморозить. Но, возможно, эта персонификация усиливает и подчеркивает бережное отношение героя к своей избраннице.
Интересно, что это противоречие или контраст, когда способен что-то нарушить в то же время остаешься несмелым, нежным, нерешительным, видно не только на содержательном, но и на фонетическом уровне. Самые повторяющиеся звуки – рычащий, решительный [р] и мягкий, словно ласкающий [л].
Но вернемся к изобразительности произведения. Далее в повествовании идет очень интересный образ:
 
По крупицам составить твой запах пытаюсь
В жестяную коробку с названием «память».
 
Снова всплывает контраст в персонификации: снег мягкий и нежный, но память у него – жестяная коробка. Почему именно жестяная коробка? Возможно, это сравнение добавляет еще один штрих к характеру героя. В его памяти все хранится надежно и надолго. Ведь ни вода, если снег растает, ни мороз, когда снег превращается в лед, не испортят жести, из которой сделана его память. И каждый эпизод, каждая крупица, которую он соберет, сохранится для него навсегда.
Сначала кажется неправильным использование слова «составить», стилистически напрашивается другой вариант – «собрать». Но с другой точки зрения… Собрать… Это можно интерпретировать по-разному. Например, набросать в ту же коробку все, что удалось узнать и пусть хранится в беспорядке. Но нет! Герой составляет по крупицам образ любимой. Даже запах… На мой взгляд, бесподобный образ – составить запах любимой. Как у Януша Вишневского – запах – «как сообщение, которое некто хочет передать. И тут никакой язык не нужен. Можно быть глухонемым, можно принадлежать к другой цивилизации, но сообщение ты все равно поймешь». Составить по крупицам даже запах… Именно вот такое составление – медленное, по крупицам – поможет узнать любимую как можно лучше.
Интересно, что после этих двух строк чередование [р - л], сменяется аллитерацией и более частым повторением звука [т], что снова подчеркивает мягкость или даже приглушенную тоску. Эту же тоску, печаль усиливают метафоры:
 
Мне бы в сердце твое незаметно вселиться,
Но сухое “нельзя” на излете глотаю.
 
Вот и становится ясной причина этой снежной грусти – героям нельзя быть вместе.
Как удачно использованы эпитеты: «незаметно вселиться» - ведь любовь так и приходит: незаметно, и незаметно селится в сердце. Но в ответ на эту мечту – «сухое нельзя». Жесткое, сухое «нельзя». Какой контраст между мягкостью, нежностью первого снега и сухостью «нельзя». И как четко этот контраст подчеркивает метафора: «сухое «нельзя» на излете глотаю». Глотаю… Как глотают слезы обиды…
А дальше… дальше восклицание. Мне кажется, что здесь должно быть именно восклицание:
 
Это ж надо по-детски так было влюбиться.!
 
Действительно, немного детское недоумение. Непосредственное, чуть ироничное, укоряющее себя же в душе.
Но…
Последняя строка:
 
Ты ступаешь по мне, я – растоптанный – таю…
 
К аллитерации согласной [т] добавляется повторение [п] и сразу к грусти и мягкости добавляется горечь, что подчеркивает и незаконченность, выраженная многоточием. Тяжело глотается это «нельзя». Жесткий исход – снег растоптан.
Интересны рифмы в произведении. Почти каждая пара создает свой смысловой образ, немного даже интимный: «несмелым - тела», «касаюсь - пытаюсь», «вселиться - влюбиться». Произведение написано четко выдержанным четырехстопным анапестом. Все рифмы женские. И от этого в мягкости и лиричности тонешь, как растоптанный снег…
И снова вспоминается Вишневский:
«Запись боли в одном пространстве памяти нельзя стереть записями счастья в других»…
 
Произведение было размещено в конкурсе с зимней тематикой «Плачет метель как цыганская скрипка…» (ЗИМА – природа, события, эмоции, образы, мысли). Вот такая персонификация снежного образа просто не могла не обратить на себя внимание членов жюри. Стихотворение заняло 3 место за свою необычность, техничность, стиль и оригинальное раскрытие темы. Браво автору!
Copyright: Наталья Балуева, 2006
Свидетельство о публикации №85347
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.04.2006 14:20

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта