Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: РецензииАвтор: Владимир Гутковский
Объем: 35 [ строк ]
Против течения (Размышления о стихотворении Имануила Глейзера «Время, назад!»)
Имануил Глейзер написал замечательное стихотворение.
С этим согласны практически все комментаторы и рецензенты, откликнувшиеся на это произведение на самых разных сайтах.
Констатацией этого факта в принципе можно было бы и ограничиться. Тем более что сказано уже достаточно много.
Но мне хочется порассуждать немного о другом. Просто, чтобы не повторяться.
Стихотворение «Время, назад!» не только замечательно, но и примечательно. Во многих смыслах.
Обращение к прошлому – извечная и неисчерпаемая поэтическая тема.
Она присутствует в сознании человека и поэта всегда и постоянно.
Тем более тянет вернуться к истокам, когда уже просматривается – пусть и в отдаленной перспективе – устье жизненного потока.
И вот Имануил Глейзер совершает это поэтическое путешествие бесстрашно и откровенно.
А на этом пути раскованному и раскрепощенному от любых условностей сознанию ничто не должно мешать. Оно в своем восхождении против течения времени не должно цепляться ни за какие коряги и отмели.
Потому-то в этом стихотворении отказ от знаков препинания и привычного членения текста, не просто формальный прием, а глубоко поэтическое, а, значит, полностью оправданное (если не единственно возможное) выражение того, что нам хочет поведать поэт.
Нет, конечно, не поведать, а выплеснуть, выразить на грани полной искренности и исповедальности.
И тогда уже неважно кто или что такое либертина. И нет необходимости пускаться в исторические изыскания.
Все происходит здесь и сейчас. То есть опять же – всегда.
Толчок к написанию стихотворению, как признается сам автор, был достаточно произволен. И замысла или умысла в начале не было и в помине.
Но оказывается, что память и поэзия – почти что синонимы.
И получилось. Получилась – эта пронзительная нота и щемящая красота.
В воспоминаниях – детство, юность, яркие моменты прошедшего – это всегда в большей степени состояние, чем процесс.
Память самовольно и произвольно выхватывает из прошлого самые разнообразные элементы житейской мозаики, но по какому-то непостижимому закону они, несмотря на кажущуюся случайность, неизбежно складываются в цельную картину.
И не так уж важно, что хронологически было раньше, а что позже. У памяти своя логика и свое течение времени.
Каждый фрагмент стихотворения уникален и вместе с тем универсален.
Как магическое увеличительное стекло он любую мелочь превращает в выразительное и величественное обобщение.
При таком подходе отпадает (опадает) нудная необходимость скрупулезного построчного разбора, поиска возможных мелких заусениц и мнимых неточностей, ибо, как мне кажется, это стихотворение нужно воспринимать во всем его смысловом единстве и словесной совокупности.
И вот что еще интересно в этом стихотворении.
Коренные петербуржцы с радостным умилением узнают знакомые приметы городского пейзажа и вечного времени.
Те, кто в городе неоднократно бывал и хорошо осведомлены о местных реалиях, тоже попадают в плен подзабытых соответствий.
Но даже те, кто в силу возраста или других причин из личного опыта знает очень мало, все равно (я в этом совершенно уверен) воспримут описанное совершенно адекватно.
Может быть, один из главных мотивов стихотворения – возвращение из худо-бедно состоявшегося настоящего в ситуацию экзистенционального выбора.
Это сейчас эмиграция явление уже то ли желанное, то ли слегка сомнительное, но в любом случае привычное.
В том прошлом – это был вопрос жизни и смерти. Человеческой души. Может ли она выжить здесь, и не погибнет ли там?
Оказалось, что ответ утвердителен. В обоих случаях.
А приплясывающий, себе на уме хорей стиха небрежно рассеивает излишнюю экзальтацию выражения и трагичность темы, и отбрасывает на происшедшее и происходящее легкий отсвет самоиронии и иррационального оптимизма.
Совершив вместе с поэтом этот экскурс к истокам времени в нашу коллективную память, мы, как читатели, и до слез растрогаемся, и многое для себя воссоздадим, и обогатимся индивидуальным восприятием автора, и тем самым обретем некую дополнительную опору для достойного продолжения нынешнего бытия.
С поэтом это произошло еще раньше. При создании самого произведения. И он сумел щедро поделиться с нами безмерной подлинностью своих чувств.
Что может быть выше?
Copyright: Владимир Гутковский, 2006
Свидетельство о публикации №67718
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24.01.2006 11:33

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Богданова Т.В.[ 24.01.2006 ]
   Безусловно, Вы правы, уважаемый Владимир, когда пишешь стихотворение, иногда совершенно неважно, к кому обращаешься, на чьи стихи откликаешься. Логика памяти и ассоциаций порою уводит нас далеко, когда мы чем-то "зацепляемся" за чужой стих...
   Но, используя незнакомые слова и понятия, всегда рискуешь остаться понятым не до конца.
   Посему все же лучше использовать всем понятные слова. Или хотя бы разъяснять их в примечаниях (все же надо уважать читателя!).
   
   Ностальгические настроения Имануила весьма чувствуются, однако они чувствовались бы еще лучше, если бы были расставлены хотя бы некоторые знаки препинания - акценты. Мне кажется, помимо читателя, надо уважать еще и язык, на котором пишешь.
   
   Впрочем, это мое сугубо личное мнение.
   Стихотворение Имануила Глейзера, безусловно, заслуживает самой высокой оценки, может быть, именно потому, что незнакомые слова "зацепляют", заставляют вникнуть в суть.
   Жаль только, что не всех.
   
   С уважением,
   Татьяна Богданова
 
Николай Иванович[ 28.01.2006 ]
   Постижение поэзии - и талант, и труд.
   При этом, главное, не скользить по поверхности.
   
   Или уходить в глубину, или воспарять в выси.
   
   Воспринимается даже поэзия, написанная на совершенно незнакомом языке.
   
   Это один из возможных путей. Замечу, более простой - чем писать "единственными" словами.
   
   Стихотворение Имануила не идеализирую.
   Но он смог (интуитивно?) найти удачное сочетание сфокусированности и размытости стиха.
   
   А к знакам препинания я, как человек недостаточно грамотный, всегда отношусь с большим подозрением...
Людмила Владимирова[ 24.01.2006 ]
   Уважаемый Владимир,
   мне очень понравилась Ваша рецензи. На мой взгляд, в ней есть глубокое осмысление стихотворения Иммануила, в ней дан точный и емкий ответ на вопрос, а о чем, собственно, автор :) - "один из главных мотивов стихотворения – возвращение из худо-бедно состоявшегося настоящего в ситуацию экзистенционального выбора".
   Спасибо,
   
   С уважением,
   Людмила Владимирова
 
Николай Иванович[ 28.01.2006 ]
   Ваш отзыв - очень важный для меня урок (хотя об этом мне известно было и ранее).
   
   Оказывается - вставленный в самый последний момент (и как бы походя) фрагмент становится для читателя ключевым.
   
   Спасибо.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта