Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Татьяна Тайганова
Объем: 7654 [ символов ]
ОБЗОР 01. Экспозиция
Обзор-01
 
Экспозиция
 
Чтобы дать моим будущим собеседникам ключ к взаимопониманию.
 
* * *
Всех участников конкурса я — вынужденно — делю на две категории. В первой остаются те, которые занимаются стихосложением не по глубинной душевной потребности, а времяпровождения ради. Сетевой интерактив подарил им долгоиграющие возможности. Если бы эти стихотворцы были вынуждены иметь дело один на один только с бумагой, как это практиковалось десять-пятнадцать лет назад, их число бы сократилось раз в тридцать-сорок. Это стихостолпотворение, с моей точки зрения, — не тема для серьезного разговора.
 
Второй поток охватывает всех, кто не мыслит себя без полета, даруемого Словом. Он охватывает Неумеющих-Жаждущих, Имеющих-Стартовый-Опыт, Почитаемых-Мастеров и Самостийных-Одиночек. Всё это, обобщая, один и тот же Поэт на разных стадиях становления.
 
* * *
Ошибки типичны. Менее типичны удачи.
 
Удачи располагаются в двух поэтических потоках: случайные попадания по наитию или по душевной цепкости — это чаще всего строки — одна, две строки на стих, иногда достигающие стадии оформления в афоризм.
 
Второй слой поэтических текстов — уже более-менее фокусируемое Автором чувство «вот-вот, вот оно — я почти поймал, надо удержать, удержать и во что бы то ни стало продлить» — продление уловленного, в пространстве всего стиха. Начальный уровень творческой зрелости. С этого уровня уже может начинаться настоящая работа. Как правило, ее не отрабатывают вовсе, легко удовлетворяясь тем, что «вот, само явилось» и уже тем самым как бы имеет право быть и остаться.
 
Отдельный разговор — о тех, кто, кто знает, чего хочет в творчестве и умеет того, что хочет, добиваться. Уровень мастерства. Со своими подводными камнями — самоплагиат и гипноз успеха.
 
И совсем уж нечастые, страстные полноценные попадания — то, что Надежда Коган определяет как «Прорыв». Прорыв может быть и не связан с мастерством. Или вспыхнуть ему вопреки. Иногда он просто «случается». Не зависимо от умения-неумения. Автор родил свое дитя и…
 
И дальше у Прорвавшегося три пути.
Первый — Автор не понял, что написал ТО, или никто этого не заметил, или испугались и не смогли откликнуться эхом, и Автор через некоторое время забыл о том, что может — вот ТАК. И ушел на другую дорогу.
Я сталкивалась с феноменальными ситуациями - яркий, ёмкий полноценный стих, полный живой силы - кидаешься читать весь Авторский раздел - ничего похожего более нет. Вступаешь с Автором в диалог - выясняется, что бедолага Автор и вовсе понятия не имеет, что написал Нечто, да и вообще он ваял пародию, шутки ради… И вникнуть вместе с ним него же самого, чтобы нащупать алгоритм случившейся удачи - хоть разбейся, никак. Автор искренне старается, но понять не может ни того, что от него тут вообще хочет въедливый сочувствующий сопереживатель, ни что он вообще сам же наваял. Ну - не понимает. Не чувствует. Вылупилось-брякнулось на свет Божий что-то само - ну и нехай себе живе. И что тут народ бушует, зачем скопился, чему радуются?...
И всё - поезд ушел.
 
Второй — всё Автор уловил, сумел приручить собственную стихию, научился ею управлять. Это уже путь мастерства. И — опасность, которую редко видят и не придают ей значения: успех можно обеспечить себе самому сполна, если начать эксплуатировать уже дисциплинированную, взнузданную удачу.
 
Колея. Плен. Несвобода. И — почтение читателей.
 
Путь крайне опасный и тяжелый — рано или поздно грянет уничтожающий кризис, оскорбительный для того, кто всерьез поверил, что он «мэтр».
Может и не случиться такого кризиса долгие годы. Тогда это гибель художника.
 
И третий путь — независимость. Ни от читателя, ни от себя самого. Слух — нитью — только в самое средоточие. Средоточие ведет. Оно звучит. Оно диктует и требует. Оно вынуждает жертвовать привязанностями, привычками и слабостями. Оно строит и закаливает душу — творческий стержень. А душа строит форму своего Слова. Только так — Оно. Возможно, — Он.
Единственная истинная форма существования настоящего художника.
Редко, но бывает.
 
* * *
Отсюда, думаю, понятно, что я, в данном случае как аналитик, понимаю творческую стихию в человеке так, что графоманов среди неслучайных НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Быть истинным, врожденным графоманом — такое же нечастое явление, как и истинная врожденная талантливость. Графоманами не рождаются — ими становятся.
 
Графомания рождается отнюдь не от неумения — это преодолимо, если понять, ЧТО ты действительно МОЖЕШЬ из того, что ты хочешь. И начать работать в своем единственном русле. Как утверждал недобрый мудрец Гурджиев: — «Сделать человека талантливым можно за сутки». Правда, он же добавлял: «Гений — другое дело». Графомания — механизм. Включаемый механизм. И включают его в равной мере и похвала, и порицание. Процесс запускается тогда, когда один говорит другому: «Брат, ты гений!» — «Ох!»-«Ах!»-«Блестяще!»-«Изумительно»… «Афтар жжот». Автор всегда хочет верить, что он «жжот» сердца глаголом. И верит. Порицание — затыкает канал. То же самое, по сути. Только в первом случае Автор затычку сглатывает сам и добровольно, во втором — кляп в него вгоняют насильственно.
 
Мастера-«Мэтры» равно так же подвержены перекрыванию творческого канала, как и рядовые пииты. Они тоже способны стать графоманами, только на своем уровне, где из «рядов» и не очень-то видна принятая к исполнению эксплуатация удачи.
 
Выход один — оберегать собственное творческое чутье от сора. Оставаться в меру сил беспристрастным. К себе — обязательно. И — работать. Работать, ни на секунду не теряя связи с «Оно». Но и не обольщаясь собой. Работать, стремясь ПОНЯТЬ каждое собственное словодвижение. Осознавая — зачем и почему вот это слово, этот образ, этот ритм сюда втягивается, и не подменяет ли по причине Авторского азарта собой другое, более истинное. Путь трудоемкий и долгий. Но он возможен для каждого.
 
Чудо, когда новорожденный стих сразу совершенен и полноценен — это действительно чудо. И потому явление нетипичное.
«Недостихи» (С.) Гофайзен) — НЕДОношенные стихи. Выброшенные прежде сроков из утробы.
 
А уж что там в итоге общее наше время примет в себя из творчества нашего как самое себе потребное — не нашего с вами пишущего ума и сердца дела. Это уже его, времени, проблемы. Время тоже бывает и право, и не право. Времена меняются, как и делающие их люди.
 
Наше тут только то, что существует источник, питающий слово. И что жерло этого колодца требуется чистить и обихаживать. Чтобы было что черпать. Без песка и ила.
По моему глубокому убеждению, источник Слова есть в каждом из нас без исключений. Как есть в каждом душа и жизнь.
 
Почему же не талантливы? Или талантливы не в равной мере? — во-первых, не хотим работать ни над собой, ни над текстом. А это на самом деле одна и та же работа. Буквально одна. Растет душа — взрастает текст. Душа спит или заснула — слово мертво.
 
Во-вторых, во многие искушения ввергает избыточное общение с пишущими собратьями, всегда готовыми сунуть топор под компас либо чрезмерным восхвалением, либо столь же чрезмерным унижением. Либо, для Прорвавшихся, принципиальным игнорированием — когда оно длится годами, выдержать трудно.
 
В третьих, творчество, если оно не способ социализации, не интерактивная всеобщая игра, не подражательно, а настигает по-настоящему, — достаточно пугающе. Это всегда одиночество. Которое из отчаяния должно научиться быть добровольным и приносить радость и освобождение. Это самостоятельность пути.
 
 
* * *
Ошибок возможно научиться избегать. Ошибки типичны. Они всегда одни и те же. Меняются поколения поэтов, но ошибки эти не меняются.
 
(Продолжение следует)
Copyright: Татьяна Тайганова, 2006
Свидетельство о публикации №66634
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 19.01.2006 01:02

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Миклуха[ 25.01.2006 ]
   О боже мой! Как же вы, Таня, правы! Я всё насчёт первыз абзацев :-)
   
   Приятно осознавать, что кто-то (хоть кто-то) туточки соображает :-)))))
   
   Я ещё ничего толком не прочитал... каюсь.... Однако, я отложил себе для этого время :-))
   
   Спасибо, Татьяна!

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта