Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Философская и религиозная лирикаАвтор: Шуляк Станислав
Объем: [ строк ]
День Адама
Станислав Шуляк
 
 
 
"Наступил первый солнечный закат после изгнания из рая. Похолодело от страха сердце Адама.
– Горе мне! – возопил он. – За грех мой погас светильник дня, и мир снова обращается в хаос. Это смерть, посылаемая в наказание мне небом.
Всю ночь просидели Адам и Ева, каясь и плача. Когда же снова взошло солнце, они поняли, что таков порядок в природе, и жертвоприношением возблагодарили Господа". (Трактат Авода-Зара, 8)
 
– Скажи слово, странник, напиши тоску свою, Адам, ибо ты был первым, первым пришел ты, и первым исторгнут был, когда рыбы еще были в трепете перед постылой водой, и птицы не привыкли еще к небу; ты полагал себя лепетом солнца, ты находил себя созданием воздуха, правотою травы. Облегчи гортань свою, освободи грудь, ты, мнивший себя властителем золоторогих коз, заступником мелких млекопитающих, гением неги, ты, игравший радостью, в мире херувимов снискавший венец первенца.
Ты был прежде наций и прежде народов – сколько их было потом! – рассмотри любую тоску и увидишь, что родом она из того времени. Скажи слово, человек: грозною бронзой, тщетностью шепота раскинется оно, застрянет в трещинах эха, в берлогах глаголов, развеется в пазухах времени. Ты будешь спокоен, ты будешь силен. Ты будешь несчастен. Ты будешь, возможно.
 
"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог." (Быт., 3,1)
 
Ты давал названия деревьям и птицам, животным и ветру, которых приводили к тебе. И одни сыны Божьи недоумевали от филигранной приблизительности твоих дефиниций. Ветви того высокославного дерева шумели Его засекреченным именем и иными алмазными смыслами райских извилин. Опасности ты не знал.
 
Злою лозою выползень-змей золотился перед закатом на задворках садов Господних. Марево дневного светила разморило бедную Еву. А ты тогда ощущал волнение крови, которое пугало тебя и которому название ты знать не хотел. Труд созерцания и работа робости немало изнуряли тебя. В сущности, тебе неизвестно, что же все-таки произошло. Возможно, ты все забыл. Возможно, ты хотел забыть. Возможно, ты сам был забыт.
 
Утром был снег, и вы оба замерзли. Было затмение солнца, и вы ужаснулись; был птичий гомон, и вы развеселились, был шорох песка, и вы затосковали. День первый.
 
– Отчего ты не спишь?
– Сегодня я был болен, болен страхом, в недуге отчаяния склоняю я голову, я, греховный угодник, склоняюсь над холодной постелью иссохшей женщины. Вчера ходил я за стадами своими, был раб ремесла своего. Вчера со смирением сердца внимал я сюрпризам земли. Я слыл удачливым из скотоводов, непостижимым из земледельцев, пред победами моими упражнялись в зависти. И ныне в болезни безразличия моего отыскиваю судьбу мою и нервами первенца изнуренность моих умножаю дней.
– В первом туре отчаяния, изгнанный, все же не забывал ты любоваться плодами своих сарказмов.
– Вот умру я, и не скрыть будет следов естественной смерти.
– Себе ли говоришь ты сие или тщишься в поучениях, увязший в трясинах риторик?!
– Искусство – это головокружение, это большая феерия. Я, Адам, первый из первых подвизаюсь в виртуозном изучении космоса посредством сомнений.
 
Грудь твоя была полна застывшего времени. Выдохнешь его и преобразишься. Ты был создан на радость Творцу, но в свободе твоей таилась угроза.
 
Путь свой преступный нашел он чрез женщину, змей изъязвленный, бестрепетный господин, червоточина творчества, на стороне изнанки создания жил он с головою склоненной меж злобою и любовью. Был он хитрее камней и ручьев, искуснее знамений и молний, задачи искушений для него не более, чем детская игра.
 
Много шатров переменил я, ища радостей ежедневных, будто самоцветов на дне потока. Я бывал с женою в разводе, но после мы снова сходились, увлеченные кровью. Были дети у нас, и не стало детей. Были мы, и не стало нас, и не будет никогда. Жена моя была захвачена стихией слезливости, блаженством жалоб, и я изнемог. И было утро, приторное утро, прогорклое утро, когда смотрел я с грустью на жену мою...
 
Занозами амнезии исколот твой мозг, странник. Мог ли ты, утратив себя, говорить: вот потерял я нечто, доподлинно мне известное, так ворочусь же назад и подберу утраченное. Нет, обречен ты угадывать потерю свою, не зная ее. Покой твой ускользнул от тебя одновременно с духом утраченного, и будешь ты ходить вокруг да около, недоумевая и мучаясь, здесь ли место утраты твоей, не покажется ли вновь твое позабытое и неузнанное.
 
– Со стыда сознавать себя начал я, а что было до стыда, я забыл.
 
Время ушло, время возвращается. Ты был стар, сделался младенец. Иногда бывал ты по горло голоден и праздностями своими пресловутыми изможден. Вялотекущая праведность мира едва ли способна искупить мгновение единое твоего пронзительно-радостного греха. Ты – первопроходец греховных троп, и ныне единственное из возможных искусств твоих – смирение сердца.
 
Слушай музыку злаков твоих, Адам, внимай бормотанию земли; тучная земля Междуречья есть чернота старости твоей, человек. Патриархом ты внушал почтение к притчам, отроком ты станешь накоротке с заносчивостью, а ныне только накал бесстрастности твоей перед рассветом этим туманным обличает безвыходность сомнения твоего.
 
– Раз и навсегда, Адам, ты принес миру дар радости, и бедная женщина здесь ни при чем. День первый, день последний.
 
Существованием своим ты очертил образец природы неизменной в недочеловеке и в праведнике тысячелетия спустя. Ты отпечатался во времени текущем, будто папоротник в песчанике. Ты был призван к ответу за невинных и нерожденных, за всех пришедших после тебя, и ты проиграл до того, как тебе объяснили правила игры. Ты был по щиколотку Закону необязательному для существ света и бестелесных ангелов.
 
Змей был хитрее себя самого; ему ничего не стоило выползти из кожи своего ехидства. Наиболее древние мифы складывались в недрах его низкорослых происков.
 
– Ты, Адам, стал как один из Них, зная добро и зло; Они стали как ты; ты пал во грехе, Они вознеслись в праведности. Вы квиты.
 
Вечером хмель сковал мое сердце, я хотел говорить, но не находил слова без подвоха. Я был первым из первых и обрел гражданство в империи одиночества. И Ева не была хороша, когда я запинался. Я был соискателем блаженств косноязычия.
 
Я бы мог торопиться жить, если бы мне было чем украсить дни мои – каким-либо избранным из талантов или причудливостью моего созерцания. Я говорю, что знаю и что помню, но всякий раз на место моего недосказанного воздвигают кумира. Дыхание и уверенности сплетаются в легенды мифологической силой отдаленных отпрысков. Я учусь сторожить сыновей моих, внуков моих, их чад, домочадцев и челядь. День последний – день горечи; знаю я – всякий помянет меня, возвращаясь с попойки или прелюбодеяния. Сегодня я – комок спокойствия, родоначальник безмятежности, виновник ускользающей красоты.
 
Сотни лет и сотни тысячелетий стоял ты на земле, человек. Под дождем ты ходил с головою непокрытой, ты пробирался по бороздам своим, надеясь на смысл, но всякая осень приносила тебе урожаи печали. И вот снова ты пришел изучить свое разочарование, изначально догадываясь, что исход из него – смерть.
 
Усилием безволия твоего ты, Адам, цеплялся за начало дней твоих. Ты бы мог проповедовать перед птицами, ты бы мог убеждать рыб; ты есть нация, ты есть язык, ты есть смысл и предназначение. Ты есть человек предлога и многоточия. В одном из шатров твоих в пеленах ребенок лежал с землистою кожею сморщенной, плоть от плоти тебе неведомой, странник, потревоженный почивший пращур – Адам. Возможно, это была совесть.
 
Ночи кочевий, ночи без сна, вечера в оболочках надрывных приветствий и радостей беззаконных. "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог".
Copyright: Шуляк Станислав, 2006
Свидетельство о публикации №64610
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07.01.2006 00:16

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Валентина Томашевская (Лавиния)[ 21.01.2006 ]
   Адам был первым в Эдеме,
    но за Эдемом Лилит жила...
   О, как к ней ревновала я.
Элиана Долинная[ 08.07.2006 ]
   Станислав, однажды и я, сострадая Адаму и Еве написала:
   *
   Плохо держится кожаным платьем тепло.
   И душа, согрешивши, скорбит о былом...
   Без общенья с Создателем трудно душе,
   Но шаг первый - в погибель - свершился уже.
   
   Сад земной вдруг остыл, дружно сбросил листву.
   И не видят глаза в вышине синеву.
   Как укрыться от ветра? - друг друга тепло
   слабо греет; и пищу достать тяжело.
   
   Было вечное лето, плоды на ветвях...
   Стали хищными звери, а гостем - лишь страх.
   Словно щедрости Божьей иссякла сума.
   И промолвил Адам: "Это, Ева, ЗИМА".
   
   *
   Но проглянул сквозь тучи торжественный луч,
   И травинки пробили поверхности круч!
   Звонко, смело, искристо ручьи потекли...
   Потеплело в сердцах, будто Бог светлый Лик
   
   вновь направил на землю, прощая двоих,
   плод вкусивших от древа (стал радостней стих)...
   И воды, и кореньев, и мёду полно,
   И прозрачно для глаз снова неба окно.
   
   Нет, не может Господь, полным сердцем любя,
   погубить тех, что создал, частицу Себя!
   
   Шевельнулся под сердцем ребёнок и стих.
   О, Господь, не оставь непокорных Своих,
   Пробуди души их от греховного сна!
   ... И уста прорекли: " Это, Ева, ВЕСНА!"
   
   *
   Бог наш дивно велик. Как Он милостив, благ!
   Хоть мы плотью твои, хитрый змий, древний враг,
   но раскаянным сердцем - навеки Его!
   Вот и первенец - Каин - сынок от Него.
   
   Вновь вернулось тепло, как прощенья для нас,
   "ЛЕТО, лето Господне!" - льётся радости глас.
   
   *
   Но... что это? - Желтеет и вянет листва,
   Сколько было плодов! Поспевали едва
   собирать и укладывать в житницу... Вновь
   затянулось вдруг тучами в небо окно...
   
   Неужели Господь не простил нам тот грех?
   Неужели уже не видать нам утех
   в ярких красках и в сочных янтарных плодах?
   Неужели непрошено вторгнется страх,
   
   вытесняя из душ счастья нежный рассвет?
   Неужель никогда не услышать в ответ:
   "Возвращайтесь в Эдем, от разлуки устав!"?
   "Вот и ОСЕНЬ пришла" - прошептали уста.
   
   *
   Будет снова зима, и весною дожди.
   Будет лето и осень... Господь, подожди!
   Чуть замедли с приходом, сердца растревожь
   дай им всем испытать раскаяния дрожь,
   чтоб встречали Тебя в облаков белизне
   в ризах светлых, как вишни в цветах по весне!
   
   Чтобы счастия клич вырывался из уст:
   "Ей, гряди, о, наш Бог, о, наш Царь, Иисус!"
Надежда Цыплакова[ 11.09.2006 ]
   "– Со стыда сознавать себя начал я, а что было до стыда, я забыл.
   
    Иногда бывал ты по горло голоден и праздностями своими пресловутыми изможден. Вялотекущая праведность мира едва ли способна искупить мгновение единое твоего пронзительно-радостн­ого­ греха. Ты – первопроходец греховных троп, и ныне единственное из возможных искусств твоих – смирение сердца."
   
   Если Адам забыл все, что было до греха, то, получается, что жалеть ему не о чем, ведь, наверное, нельзя жалеть о забытом ?
   Нет ее - вялотекущей праведности и была ли она у Адама, ведь он начал свой земной путь с греха ? А тут еще - ответственность за ЕВУ... А главное : взамен покоя появилась совесть - это самое существенное достижение Адама в этой коллизии. Причем у совести, очевидно, предтечей был стыд. Получается цепочка : грех-стыд-совесть-ка­ра.­ По-моему, наделение совестью за покой рая -это то, что хотел Змей (действовавший по велению Божию, т.е. это почти по желанию всеведающего Бога !), ибо совесть, осознающая грех, - путь совершенствования души, а значит, приближения ее к Богу. По-моему, Змею надо сказать спасибо.
   Смирение сердца - это не искусство - это, по-моему, следствие преобладания разума, принятие, в свою очередь, своего и чужого греха без возмущения, часто, без стыда, без совести. Но ведь совесть -тот оселок, который говорит о необходимости совершенствования души... Не должно быть у Адама смирения сердца !
Злата Рапова[ 12.09.2006 ]
   Станислав, мне близки Ваши представления о Боге. И нравится юмор.
    С уважением, Злата Рапова

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта