Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Крокодил
Объем: 13181 [ символов ]
Ещё о красоте
Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? (Ин. 14, 22)
Ты украсил небо звёздами, землю же – морями, реками и зелёными садами, где поют птицы, но душа моя возлюбила Тебя и не хочет смотреть на этот мир, хотя он и прекрасен (Старец Силуан)
 
 
1
Мир спасёт красота.
 
2
Всё красиво: и горних Ангелов полёт и гад морских подводный ход. Но красота красоту перечёркивает.
 
3
Версилов сегодня о тысяче русских идеалистов со слезами го-ворит, которых нигде, кроме России, в целом мире нет, а завтра икону топчет. – Красиво!
 
4
Служил со мной в армии один белорус, который до остервене-ния, сверх необходимого служебного рвения, да и не было у него этого рвения – из плохоньких у начальства считался, – наяривал щёткой свои сапоги. Сапоги у него лоснились от удовольствия. Он был влюблён в красоту своих сапогов и поклонялся ей и творил её. Чуть свободная минута выдастся – кто в курилку лясы точить, кто письма писать заочницам, кто – в ножички, а он за них принимался. И действительно было красиво…
А у других красивая мебель или занавески, и они всех себя в эту красоту вкладывают, и люди, не чувствующие этой красоты, люди с рваными обоями, кажутся им неэстетичными.
 
5
В публичных домах или в стриптизах или когда на стадионах акты показывают, тоже, если есть на что посмотреть, наверно, кра-сиво, уж там таких, небось подбирают, что Фёдору Карамазову тут бы не цыплёночек пригрезился, а Рафаэль.
 
6
Едва дойдя до слов:
Любите врагов ваших, – я понял, что Иисус не был просто че-ловеком, – такой неземной, небывалой, нечеловеческой красотой они просияли.
 
 
7
А Толстой разделял красоту и мораль, поэтому и считал красо-ту безполезной, а значит,– и ненужной, если не вредной.
Их таких много, моралистов.
Они всего с возрастом попробуют. В молодости комильфиру-ют, очень на женские прелести падки бывают, славу человеческую любят, высоким искусством наслаждаются. А потом, всё испробовав и пресытившись днями, они всё объявляют грехом. И правильно де-лают. Только очень уж громогласно объявляют, с тимпанами и вос-клицаниями анафемствуют.
Как вам не стыдно, дескать, молодые люди, плотским чувст-вом любить – ведь это мерзость!
А вы – писатели – романы зачем пишете, славы желаете? Но ведь это грех, грех самолюбия. И писать их не надо, и читать их не надо – один соблазн. Вот я, например, их больше не читаю и не пи-шу.
 
8
Пить тоже начинают часто из-за красоты. Золотой Ремарк. Три лихача, три надёжных друга, красиво-ироничных, с крепкими кула-ками, пропускающих бесчисленное множество напитков с назва-ниями, похожими на хризантемы или золотые шары, разбивающих челюсти в промежутках между бродячее кладбище бифштексов и душевнобольной недоносок. – Покоряет.
А Ремарк-то не золотой. Пройдут сквозь ремарковскую ложь дальше, туда, где алкоголь отнимает всё: и честь, и совесть, и на-дёжность, – всё заполняя и подчиняя себе; очнутся – ан поздно.
 
9
Это грех литературы последних веков показывать зло привле-кательным.
И у Достоевского это есть. У Толстого я чуть не блеял от вос-торга от красивости Долохова, пьющего на спор бутылку рома, стоя на карнизе… Безчисленные Печорины, Базаровы, Сильвио, Дубров-ские, Хаджи-Мураты, Иваны, Ставрогины, Челкаши. Один Гоголь этим не грешил. В этом его заслуга и неповторимость. Он низводил бесов до хлестаковых, городничих, иван иванычей. Верней, не низ-водил, а скидывал с них шинели и пускал в настоящем виде, наги-шом.
 
10
Чтоб Раскольников убил старуху, надо было её самому про се-бя убить.
 
11
Преподобный обладал таким зрением, что мог сказать про бе-сов, что они гнусны. А нас грешных они колпачат, как хотят. И даже самых великих, самых умных из нас, и даже великих-то ещё пуще, чем невеликих. Придуриваются, импозантный вид принимают.
Они ж знают – если б приходили к нам в настоящей гнусности, то никто бы за ними не пошёл.
 
12
Полюбя какого-нибудь красивого персонажа, мы обкрадываем в любви живого человека. Ради призрака.
 
13
И что я всё – Достоевский то, Достоевский сё. А ведь я через него ко Христу пришёл.
 
14
Я начал с красоты коммунизма, пришёл к красоте Христа, упал в красоту Ремарка и Долохова, разглядел в ней и обпился красотой Барона, Актёра и Сатина и, уже почти до смерти отравившись, из глубины воззвав, нашёл исцеление в красоте Христа. Но это была не совсем та красота, что в Христе моей юности.
 
15
Лицезрея красоту Бога, Адам променял её на красоту Евы. В этой любви к творению больше, чем к Творцу, уже была любовь к самому себе. Дальше – больше, дерево разрасталось, и, возлюбив красоту себя, мы возненавидели другие творения и стали их унич-тожать.
И полюбили мы уже не творения Божии, а свои творения, не природу, а картины, но ещё подражали в творчестве Богу, гармонии, доброте. Но чем дальше мы уходили от простой любви к Богу, тем больше извращались, пока не восхитились не гармонией, а дисгар-монией. Эстетикой нашей стало безобразие.
 
16
Когда человек стал жить сам по себе, то он миру Божьему сде-лал инвентаризацию, разделил на красивое и некрасивое. И ему ста-ло мало в мире Божьем красоты, мир этот перестал его удовлетво-рять, и он стал заменять некрасивое выдуманной им красотой, чтоб некрасивое от себя прогнать и окружить себя только красивым. Так появилась мечта о том, чтобы каждый миг на земле стал наслажде-нием.
Техники, те физическим миром удовлетвориться не могли, всё им дуло, и они решили, что отрицательных эмоций у человека от материи не должно оставаться; а этим душевных наслаждений пода-вай (хотя и от материальных не отказываются), хотят всех душев-ных воробьёв пострелять, а на их месте лебедей расплодить.
И, конечно, такая любовь к красоте, чтоб глаз радовался да ухо ласкалось, она ведь впереди всего становится и впереди любви к че-ловеку. Он, эстет, может восхититься добром за зло в произведении, но в жизни как воплотить? Тут ведь любовь ко всему нужна, даже к собственному страданию, а человек наслаждаться хочет.
Положим, к тому человеку, что щеку подставит, и услада при-дёт, да такая, что эстету и не снилась, но потом, после креста, – сна-чала-то Адам, которого по щеке ударили, закопошится, заскулит, заверещит. А эстет кресты только на картинах, иконах и в церквах любит или в Евангелии почитать. Он ведь и Евангелие почитать лю-бит в охотку. Конечно, красиво: пришёл, чтобы людей спасти, а они Его распяли. Коллизия. Хотя Иешуа Булгакова в общем-то покра-сивше будет.
И вот такой любитель сходит восьмого ноября в храм на Ор-дынке, послушает литургию на музыку Чайковского, всплакнёт не-украдкой, слезу утрёт, придёт домой и будет жену учить жить ра-зумно, и куда она два с полтиной истратила. Это у них запросто, та-кие переходы.
 
17
Ещё Царство Небесное подобно купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал все, что имел, и купил ее.
 
18
Всякая красота – жемчужина. Но когда мы найдём ту жемчу-жину, нам все другие простыми стекляшками покажутся. И даже ес-ли б не показались – не хватит нам богатства нашего, чтоб и ту ку-пить и эти оставить. Та жемчужина стоит дорого. Тут или-или: или мы ту приобретём, но взамен отдадим все эти, или же у нас оста-нутся эти, но не будет той.
Та жемчужина требует всей души без остатка.
Если мы в это время будем любоваться красотой сапогов, то не сможем в то же самое время лицезреть красоту Ангелов. Ибо время у нас одно. И это всё так, даже для настоящих жемчужин. Так что же – для поддельных, которые кажутся нам жемчужинами, а внутри полны костей мертвых и нечистоты?
 
19
Есть и такие любители жемчужин. Они когда ту жемчужину найдут, всё и всех презирать начинают.
Они ведь как к Красоте приходят? Через Достоевского, Тол-стых Льва и Константиныча, Гоголя, философов. – А теперь они на них с высоты своей чихают. Все они для них соблазн и похоть очес, им святых отцов подавай. И добро б – для себя, ладно, забрались они по лествице на высоту великую, с которой Достоевский в би-нокль букашкой кажется, им искусство мира сего, мирское размыш-ление о Боге оскорбительны, с той высоты.
Ведь и правда, если в вашем сердце вы имеете горькую за-висть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, – а уж, конечно, эти писатели имели и зависть и сварливость…
 
Но они, жемчужники-то эти, и другим, кто к истине ещё не пришёл или только-только пришёл, их читать воспрещают. Читайте, дескать, святых отцов, а достоевские вас знаете куда уведут? Они ведь страстные, земляные, бесноватые, в рулетку шпарились, их только, в туалете расположившись, читать прилично. Забывая, что сами несколько лет назад через них Христа открыли, восприемник для них Достоевский в своём роде.
Способный вместить да вместит. А если насильно в рот запи-хивать, вырвать может.
 
Зачем нам кусать груди кормилицы нашей? Потому что зубки прорезались?
 
20
Давно у меня была такая мечта. Играл же Орфей так, что звери заслушивались. Так вот, можно, дескать, написать что-нибудь до то-го красивое, что любого проймёт, опешат они от такой красоты и напечатают, несмотря на все идеологии и боязнь, что отнимут рос-кошную жизнь. Красота, она всё победит. Но, конечно, такая долж-на быть, чтоб до слёз прошибала.
Пойдут они тогда к игемону и будут умолять разрешить напе-чатать гениальную вещь, хоть и не советскую.
А его и упрашивать не надо будет, он сам будет рыдать:
–Как же я этого раньше не понимал? Он мне глаза открыл! Раз такие на нашей земле есть, пишите теперь, ребята, что хотите, ру-гайте меня, старого, как заблагорассудится, а в школах – закон Бо-жий…
Вот я всё и мечтал.
Пока меня не печатают, потому что пишу сильновато, но не очень здорово, а вот поднатужусь – и прибежит ко мне в Бирюлёво Чаковский:
–Да понимаете ли вы, гражданин, что вы поэт, и поэт истин-ный!?
Против силы-то и красоты кто ж рогом попрет? Носорог один, да и тот не совсем же глуп. А человек, будь он хоть растрижды не-годяй…
А в один прекрасный день пришла ко мне одна простая и пре-красная мысль, настолько простая, что я удивился: почему она ко мне столько лет не приходила?
А от Него не зарыдали, не изменились современные ему чаков-ские. Живую Красоту видели, о Живой Красоте читали и не изме-нились…
Так куда ж нам со свиным рылом!
 
21
Надо быть готовыми, что там всё не так. Что то, что здесь це-нится и люди любят, славят, чтут, по той шкале – ничто. Что здесь красиво, там уродливо, что здесь уродливо – там красиво. Что, мо-жет быть, там великий Пушкин меньше почти бездарного Рылеева. И я не могу сказать – потому что это будет ложью, – что я готов сам погибнуть, лишь бы он спасся, – но я молюсь, чтобы Он простил Пушкина.
Это, может быть, фантазия, дай Бог, чтоб фантазия, чтоб и по той шкале Пушкин был красив и распутство его красоты не затума-нило. Но, может быть так. Может быть, так, обратно, увиделось всё Апостолу, висящему вниз головой.
 
22
Можно прийти к Богу и через цинизм.
Если мы за что-то на земле держимся, то нам и здесь хорошо, нам Царство Небесное на душу не приходит, как древним евреям в моменты удач. А когда человек во всём разуверится, когда во всём высоком, прекрасном и чистом он увидит низкое, уродливое и гад-кое: когда в дружбе он увидит вражду, в ромео и джульеттах – ве-сенних кошечек и собачек, в искусстве – онанизм, в природе, кото-рой любуется дачник, – борьбу за существование и поедание пада-ли, в патриотизме – любовь к себе и всему, что с собой связано, в благородстве – или глупость, или слабость, или что у тебя всего много и нет нужды у другого вырывать, в успехах техники – нару-шение природного равновесия и рубку сука, на котором сидишь, а в себе самом – мильёны мерзостей и в даже с виду благородных по-ступках – неблагородные побуждения, – тогда: или билет возвра-тить, или в злобное подполье залезть, или искать настоящие цен-ности…
А мы в России уж так устроились – нам меньше, чем кому, дают позаблуждаться и пообольщаться. Нам уж показано с рожде-ния, что не за что здесь уцепиться на голом шарике: ни за право, ни за собственность, богатство, красоту, семью – всё может в любой момент быть запрещённым, растоптанным, никогда не существо-вавшим, да и климат, не такой сердитый, но гнусненький, помогает быть реалистами. И всё зыбко, неустойчиво…
И тогда мы находим камень и строим на нём дом. Кому Бог пошлёт.
 
23
Отец Сергий Булгаков в пылу безверия и упивания земной красотой приехал в Дрезден и увидал Сикстинскую Мадонну. И он вспомнил, и его обожгло красотой Небесной. И она с тех пор не уходила, а тихо жила в душе, как то зёрнышко пока не разрослась и всего его не перевернула.
Лет через пятнадцать, уже будучи православным священником и изгнанником, он, проезжая неподалёку от Дрездена, решил завер-нуть, чтоб вновь испытать то чувство, и уже предвкушал…
Но он ничего не испытал. Он увидел молодую земную мило-видную женщину с ребёнком на руках, и радующуюся и боящуюся, как всякая мать. Но он не увидел Богородицы.
Картина была та же – он был не тот. Когда он был душевным, тó чуть-чуть, что отрывало всё-таки эту женщину от земли, показало ему Небо. Когда он стал духовным, когда он впитал в себя бесстра-стную, трезвую духовность русских икон, он ничего небесного не нашёл в этой здоровой, кровяной женщине.
 
 
24
Итак, что же? Да ничего… ничего.
Copyright: Крокодил, 2006
Свидетельство о публикации №64505
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 06.01.2006 15:40

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта