Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: ПьесыАвтор: Николай Хлебников (X-nick)
Объем: 46910 [ символов ]
ПОЭТ И БЕСЫ. Трагедия-фарс
ПОЭТ И БЕСЫ
 
Пиеса. Маленькая трагедия-фарс.
 
Николай Васильевич, он же - П о э т - около сорока лет.
 
В и с с а р и о н. - литературный критик твёрдой гражданской позиции,
самых прогрессивных взглядов. Часто кашляет.
 
Б о с я к - нищий. Попрошайка и пройдоха.
 
Ч ё р н ы й - бес мужеского полу. В чёрном сюртуке, сапогах и кепке
народовольца. Весьма похож на В и с с а р и о н а.
 
Б е л ы й - женского полу, да всё равно - бес. Одет сестрой
милосердия, но выглядит вульгарно. От себя говорит в
мужеском роде. Весьма похож на Б о с я к а.
 
ПРОЛОГ
 
Перед закрытым занавесом выходит В и с с а р и о н с листком бумаги в руке
 
В и с с а р и о н. (читает)
"Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся
явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во
время самой болезни находили на меня минуты жизненного оцепенения,
сердце и пульс переставали биться..."
Николай Васильевич Гоголь."Завещание".
Такие дела...
(уходит)
 
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
 
Сцена представляет уголок сквера или дворика. Скамейка близ куста с молодыми майскими листочками. Входит П о э т, одет по заграничной моде, с тросточкой. Смотрит карманные часы, затем, пряча их, озирается вокруг.
 
П о э т. Час пополудни... Что ж Виссарион?...
Доселе мною не был он замечен
В непунктуальности... Тем более, что он, -
Он, а не я настаивал на встрече!
Давненько я не видывался с ним...
Ну, слава Богу - потерял уже охоту
Я к перемене мест. Иерусалим -
Последнее, что было... За работу
Пора мне приниматься... Интересно,
Успел ли он прочесть, что я послал?
Скорей - успел... Иначе неизвестно,
Зачем он эту встречу назначал?...
А, если так - беседа будет жаркой!..
Не уступлю, хоть он и искушён
В премудростях словесной перепалки...
Не поступлюсь ни строчкой...
(бросает взгляд за сцену)
Вот и он!
Приветствую тебя, Виссарион!
(обнимается с подошедшим В и с с а р и о н о м)
 
Рад свидеться с тобой! Как - жив-здоров?
 
В и с с а р и о н. Какое там - "здоровье", к чёрту... Брось ты!
Дышу на ладан - еле дошагал...
 
П о э т. Ты, верно, прочитал мои наброски,
Что я из Палестины посылал?
 
В и с с а р и о н. Ах, право, лучше б - не читал!
 
П о э т. Неужто - тускло?
 
В и с с а р и о н. Да нет, - наоборот! Не буду лгать:
Как никогда ты блещешь в них искусством
Кого угодно речью убеждать!
Да не хвалить тебя пришёл я, но - ругать...
 
П о э т. Ругать? Позволь, - за что?!
 
В и с с а р и о н. Да как ты смел
Перечеркнуть свои бессмертные творенья,
В которых расчехвостил беспредел
Всех негодяев, Русь согнувших в три колена -
Чинуш, помещиков... и после этих дел
Призвать разбуженный народ к повиновенью?!
 
П о э т. Меня всерьёз пугают времена,
Что наступают... Без души, без веры...
Я сердцем чувствую, что и моя вина
В том есть немалая...
 
В и с с а р и о н. Ты бросил семена,
Из коих выросли в России робеспьеры!
 
П о э т. Да знаю, знаю! Робеспьер - твой идеал,
Но я к нему - совсем без пиетета...
 
В и с с а р и о н. О, небо! Что я слышу от Поэта!
Я идеалу своему не изменял!
А ты... Ты вспомни, как ты начинал!
И вот, сегодня, ты творишь вот это!
(достаёт из-за пазухи стопку рукописей, потрясает ею и протягивает П о э т у.
 
Поэт перебирает несколько листков, бегло просматривая)
 
П о э т (уныло). Что ж, - не годится?...
 
В и с с а р и о н. Нет! И , - сто раз "Нет!"
(на повышенных тонах) И, хоть я знаю несколько журналов,
Что ждут такого, - мой тебе совет:
Сожги. Забудь. Попробуй всё сначала!
А, если напечатаешь - беда.
Какой апломб! Какие менторские нотки!
Мне, слава Богу, не застать уже стыда,
Поскольку раньше окочурюсь от чахотки.
(Заходится долгим приступом кашля)
 
П о э т. Тебе нельзя кричать... Присядем... Вот сюда...
(Усаживает В и с с а р и о н а на скамейку.
 
Входит Б о с я к в помятой студенческой тужурке и фуражке)
 
В и с с а р и о н. Сейчас пройдёт... Спасибо...
(сквозь кашель)
 
Б о с я к . Господа!
Не откажите бедному студенту
В посильной помощи. Поверьте, - никаких
Надежд деньжатами разжиться больше нету...
Он не прокутит их, а - купит книг!
 
П о э т Студьозус-попрошайка?! Вот те раз!
Вы, сударь, верно, просто - лоботряс!
 
Б о с я к (надменно) Мне не пристало распинаться перед Вами
В своей нужде... Оно и - ни к чему:
Теперь, расщедрись Вы хоть ста рублями -
У ВАС я ни копейки не возьму!
 
Виссарион (в сторону) Нужда - нуждой, а дух у парня гордый!
Мне это нравится!
(к Босяку)
 
Помилуйте, друг мой,
Как удалось духовную свободу
Вам сохранить с такою-то нуждой?
 
Б о с я к Ну, что ж, нужда - не повод для отчаянья.
Иные помыслы мой ум и сердце жгут!
Я свято верю, что образование
И просвещение Россию поведут
К Свободы, Равенства и Братства идеалам
От раболепных Православия химер...
 
В и с с а р и о н. Вот Вам полтинник - не сердитесь, что так мало...
 
Б о с я к Спасибо. Честь имею! (уходит)
 
В и с с а р и о н. Вот пример
Голодного, но пламенного сердца!
В его душе - костёр!
 
Поэт. Прости, мон шер,
Но я боюсь, что может разгореться
Из этого костра и адский пламень.
Слова-т какие:"...православия химер"!
 
В и с с а р и о н . Пустое! Если б все, как этот парень
Да к делу перешли от умных книг,
То сам собою б рухнул церкви фетиш -
Колосс на глиняных ногах...
 
П о э т . Увы, старик,
Сдаётся мне - ты сам себе не веришь...
Давно ль ты в церкви был?
 
В и с с а р и о н. Уже давно...
Лет семь...
 
П о э т . Ого!
 
В и с с а р и о н . Нет объясненья проще!
Не вижу смысла: век от века - всё одно
И, лишь темнее век от века в раках мощи.
 
П о э т . Но, если от кого и ждать спасенья,
То - лишь от Церкви, а не Запада, однако...
 
В и с с а р и о н. А я-то думал, отчего в твоих твореньях
(с насмешкой) нет ни единого попа и даже дьяка!
 
Появляется Б о с я к. Он - тот же, но теперь - в рубище и с посохом
 
Б о с я к . Подайте, Бога ради, во спасенье
Заблудшей и неправедной души,
Решившей стать на путь освобожденья
От злобы, ненависти, кОрысти и лжи!..
 
П о э т . Неправ едной?... Вот как?!
 
Б о с я к . Я грешен... Грешен
Во всём, в чём только можно нагрешить!
 
В и с с а р и о н . Каким же способом ты мыслишь, человече,
Добиться очищения души,
Когда, ничтоже не стыдясь, двум первым встречным
На суд её кидаешь за гроши?!
Так, не лукавь! Не было ли честнее
Признаться, что ей нужен - алкоголь?!
 
Б о с я к . Нет, барин, нет! Мне было откровенье!
 
П о э т . Какое откровение, позволь?...
 
Б о с я к . Надеть вериги, кандалы да вервии
И триста вёрст до ПУстыни иттить,
Чтоб там монашеским трудом во славу Церкви
Свои грехи былые искупить!
 
П о э т . Держи целковый! В ПУстыни Матвею
Передавай от Гоголя поклон.
С таким приветом - без вериг и вервий
Тебя охотно в братство примет он.
Он там - игуменом...
 
Б о с я к . Целковый?!... В самом деле!
(пробуя монету на зуб) Спасибо, барин, - отправляюсь сей же час.
Через неделю в ПУстыни Матвею
Всенепременно передам поклон от вас...
 
П о э т . Ступай , ступай...
(к В и с с а р и о н у, указывая вслед Босяку)
Вот видишь! - а народ
По доброй воле, без ангажемента...
 
В и с с а р и о н . Мне показалось, это - тот же обормот,
Который только что разыгрывал студента!..
 
П о э т . Да, полно те! Не он... Хотя - как знать?..
Вернёмся лучше-ка к беседе нашей, впрочем...
Ты не советуешь мне это издавать?
 
В и с с а р и о н . Ха! "Не советую"!... Категорично - против!
Уймись! Не стоит мнить себя мессией!
Русь - не усадьба, ты - не царь, народ - не челядь!
Ты указал "Кто виноват?" в России,
Но не тебе указывать "Что делать?"!
 
П о э т. Но я же знаю путь! Как можно в сердце
Его держать, не открывая никому?
 
В и с с а р и о н . Да, брось ты проповеди старца-страстотерпца!
Твой путь - не более, чем "с каторги - в тюрьму"!
Пойми, я не со зла - мне очень больно,
Ведь, в лучшем случае, - тебя сочтут паяцем!
Ты воспитал бойцов - с тебя довольно!
Теперь уймись - они желают драться!
(кашляет)
 
И лепет твой не нужен. Даже - вреден!
Он - Тьму несёт и Рабство, а не Свет...
В борьбе за Равенство народ придёт к победе!
Других путей, поверь мне, просто нет
 
П о э т . Не обернётся ль равенство во вред
Всем тем, кто свыкся со своим немытым рылом,
И тем, кто думает о красоте ногтей?
 
(Появляется Б о с я к - в рубище и студенческой фуражке. Он сильно пьян)
 
Б о с я к . Ох, кажетссса, мы здесссь недавно были...
(к В и с с а р и о н у)
 
Подвинься, дядя...
 
П о э т . (вскакивая и Прочь поди, злодей!
замахиваясь тростью) Не то сейчас получишь на орехи!
 
Б о с я к . Чё расшумелся? Ухожу я... ухожу...
(уходит)
 
В и с с а р и о н. (смеясь) Такой давно уж я не видывал потехи!
Как раскрутил он нас!
 
П о э т . А я вот, нахожу
В нём подтверждение духовного паденья
Всея России...
 
В и с с а р и о н . Эк, куда хватил!
Всё проще: голь - хитра, и, без сомненья,
Когда такой проныра не допил, -
Хитра втройне... Скажу о нём без лести,
Что он, по речи судя, - не дурак...
(кашляет)
 
П о э т . (задумчиво) ...Свобода, Равенство и Братство... Как же так?
Как это сопоставить с жаждой мести?
И ты уверен, что нельзя - без драк?
 
В и с с а р и о н . Да! Провалиться мне на этом месте!
 
(закашливается и проваливается)
 
П о э т (крестится) Вот фокус!... Сгинул!.. Несомненно, это - знак...
(присаживается на скамейку, читает рукопись)
 
И, всё же, – прав он… К чёрту!... Не годится.
Не дело – завершать за упокой
Что душу заставляло веселиться,
Что было начато заздравною строкой!
Всё – в печку!... Начинать мне не впервой!
И, – страха нет пред чистою страницей!
Финал сильнее должен быть начала,
Иначе – грош цена тому финалу!
 
Конец первого действия.
 
Во время смены декораций Б о с я к выходит перед занавесом с медной нищенской кружкой и балалайкой. Садится на край сцены, свесив одну ногу и поёт на мотив известных «Страданий» («Милка чё, да я ничё…»)
 
Б о с я к. Был умён, а стал – дурак!
 
Стоил грош, а стал – пятак!
 
Сыплют в кружку грОши мне –
 
На Руси Дурак – в цене!
 
О, как!
 
Эх!...
 
Эх! Эх! Эх!
 
Под тобою конь гнедой,
 
Я же нонча что-то злой.
 
Кабы конь споткну-улси…
 
Я бы – улыбну-улси…
 
Так-то!
 
Эх!...
 
Эх! Эх! Эх!
 
Спёр сосед землицы клок
 
И на год попал в острог…
 
Так яму и на-адо! –
 
На всю жисть ба… Га-ада!
 
То-то!
 
Эх!...
 
Эх! Эх! Эх!
 
Копит денежку купец…
 
Право слово – молодец!
 
Накопи ишо чуток, –
 
Тут и мой наступит срок!
 
Дело!
 
Эх!...
 
Эх! Эх! Эх!
 
Дом, приход и попадья…
 
Кто есть поп, и кто есть – я?
 
Но настанут времена –
 
Я своё возьму сполна!
 
Лихо!
 
Эх!...
 
Эх! Эх! Эх!
 
Бог на небе – высоко,
 
Дьявол в пекле – глубоко.
 
Не дристнёшь туда, где Бес,
 
Не доплюнешь до Небес…
 
Скука!
 
Эх!...
 
Эх! Эх! Эх!
 
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
 
Большая комната меблированной квартеры. П о э т сидит в креслах
перед открытой топкой печи (или камином) и читает.
На коленах П о э т а - толстая стопка рукописей.
 
П о э т. Опять - не то!...
И, хоть изящен слог,
Но в целом - не туда и не о том...
Моя бы воля - и начало б сжёг
Уже за то, что расхвалил Виссарион!...
Смеётся враг, смеётся лучший друг,
Припоминая "Нос" да "Ревизора".
И никому подумать недосуг,
Что это - песня боли и позора...
Все ищут смеха, и не видят слёз,
Им просто лень задуматься всерьёз, -
И я же сам иду к ним на подмогу!
И то сказать - чем тяжелее воз,
Тем легче ищешь торную дорогу...
 
Когда б я славы для себя искал,
То всё бы снёс в печать без проволочек!
И Петербург, как прежде б хохотал,
Как перед зеркалом кривым дурак хохочет.
Но этот смех, - был прав Виссарион, -
Рождает гидру с ненасытным чревом
Из зависти и злобы... Правда, он
Всю эту пакость называл "священным гневом"...
Покуда верят слову моему
Все те, кого так эта гидра манит, -
Пора воззвать к их сердцу и уму...
Вреда, я думаю, от этого не станет...
Сумел же гнев я в душах породить,
Неужто не заставлю возлюбить?!
 
Здесь очень важен безупречно верный тон,
Чтоб каждый, прочитав, воспринял это
Как Библию, как - совести закон,
Как глас небес, а - не стенания поэта...
И я - смогу... Достало б только сил
Работать терпеливо, как и раньше, -
Чтоб дело жизни я не погубил
Хотя б одной неосторожной нотой фальши...
 
(Вновь смотрит в рукопись и вновь отвлекается)
 
Как ждут, - я знаю, - слова моего!
И им нужны как раз такие главы!
Да, - не дождутся! Это шутовство,
Пожалуй, - только бесам на забаву!
 
Кидает страницы, которые держал в руках, в печь. Из топки вырывается густой клуб дыма, материализуясь в Б е л о г о.
 
П о э т. Ты кто?
 
Б е л ы й. Я?... - Ангел!
 
П о э т. Ан-гел?... Из печи?!
 
Б е л ы й. Не из печи, а - из твоей поэмы.
Как хорошо в ней было!...
 
П о э т. По молчи...
 
Б е л ы й. В ней было всё: и музыка, и тема,
Указано, что есть Добро, что - Зло,
И Свет, и Путь, начертанный умело!...
 
П о э т. Молчи, сказал! Мне тоже - тяжело...
 
Б е л ы й. Зачем же - жжёшь?
 
П о э т. Тебе-то - что за дело?!
Хочу и - жгу!
 
Б е л ы й. Умерь маленько прыть!
Ты давеча переписал её на бЕло,
А это значит, что она принадлежит
Уж не тебе...
 
П о э т. Кому же?... Не тебе ли?!
 
Б е л ы й. Бери повыше...
 
П о э т. Нешто - Самому?!
 
Б е л ы й. Я всуе имени его назвать не смею,
(потупившись) Но ты догадлив - именно Ему...
 
П о э т . Не смеешь? Вот как?! Полно - не лукавь,
Ваш брат кого угодно называет
Как в голову взбредёт... Крыло поправь!
Зело черно - из-под одёжки вылезает.
 
Б е л ы й. Ха! Вот так казус! Чёртово крыло!
Ох, как бы Чёрный не задал мне жару!
 
П о э т. Не ты ль лет семь тому прокаркал “Nevermore!”
В ночи заокияньскому Эдгару?...
 
Б е л ы й. Нет, это - Чёрный шутковал...
 
П о э т. И, - кто же он?
Такой же плут, как ты иль - посерьёзней?
 
Б е л ы й. А ты потолще стопку кинь в огонь!
Глядишь, и - вызовешь...
(Поэт тут же кидает солидную порцию рукописей в печь)
 
Постой!.. О, дьявол!... Поздно!
(из печи вырывается густой клуб чёрного дыма, материализуясь в Чёрного, который, не обращая внимания на Поэта, тут же хватает Белого за ухо.)
 
Ч ё р н ы й. Я говорил тебе, что рукопись - нужна?!
(крутит ухо Белому. Белый визжит)
 
Предупреждал, что ты ответишь головою?
 
Б е л ы й. Ай!...Ай!... Пусти!
 
Ч ё р н ы й. Какого же рожна?!
 
Б е л ы й. Пусти! Пусти!
 
Ч ё р н ы й. Ну, ладно уж... Не вой уж!
(отпуская Белого)
 
Б е л ы й. На кой она? И так всю назубок
(потирая ухо) её мы знаем... Сами ж диктовали!
 
Ч ё р н ы й. Ты сильно болен головою, мой дружок!
Настолько сильно, что поправишься - едва ли!
Ну, - знаем!... Даже можем нашептать
Какому-нить издателю-балбесу...
Но, - чью там подпись ты предложишь начертать? -
"От Дьявола"?... Или , - скромней:"От Беса"?
А это - рукопись от Гоголя, - Дурак! -
Со всеми правками, пометками и прочим!
Ты думаешь, он это - просто так
Сидит себе в качалке и хохочет?!
 
Б е л ы й. Позволь, Поэт, а ты - чему так рад?
Сгорела рукопись - теперь уже вторая, -
Трудов и дум упорных результат...
 
П о э т. Ну, кто её мне нашептал теперь я знаю!
...Ох, и порядки там, у вас, в Аду! -
Как - у людей!... А мне так - развлеченье!
Не многим выпадало на роду
Глядеть, как бес другого тузит с упоеньем!
Одно мне непонятно: что вам стоит
Мои записки просто - отобрать?
Ведь я один, а вас, каналий, - двое...
А рукопись - горит...
 
Б е л ы й. Легко сказать!
 
Ч ё р н ы й. (вкрадчиво) Мы - представители другого измеренья...
 
(проводит рукой СКВОЗЬ угол дымохода печи, доказывая свою нематериальность)*
 
Другого... мира - лучше так назвать.
Для нас твой мир - бесплотен, к сожаленью...
 
П о э т. Так, - что ж вы можете?
 
Ч ё р н ы й. Лишь воздух сотрясать,
Являться людям во хмелю и в сновиденьях...
 
П о э т. Но я не сплю, и, вроде бы, - не пьян,
А вижу вас!
 
Ч ё р н ы й. ...ещё - при утомлении
Иль если - в психике какой-нибудь изъян.
Мы, по большому счёту - безопасны...
 
Б е л ы й. Мы - ангелы!...
 
Ч ё р н ы й. Дубина! Помолчи!
(тихо, отведя за ухо а будешь мне мешать, дурак несчастный, -
Белого в сторону). тотчАс аннигилирую в печи!
(Толкает Белого. Белый скрывается за шкапом)
 
П о э т. Ты хочешь мне сказать, что я безумен?
 
Ч ё р н ы й. Нет, я хочу сказать, что ты устал.
Безумен мир, который ты надумал
Спасти... И, даже - смог бы!... Если б стал
Таким, же как и десять лет назад...
Тут я могу тебе помочь...
 
П о э т. Каким макаром? -
Как на курорт забравши душу в Ад?
Такого мне не нужно и задаром!
 
Ч ё р н ы й. Какой там "Ад"!...- Намучаешься с вами...
Ты вспомни, как ты в Риме... В спячку впал...
И, пробудившись, написал о капитане
Копейкине - текст выше всех похвал!
А ведь заснуть тебе помог...
 
П о э т. Неужто - ты?!
 
Ч ё р н ы й. Нет, - ангелы небесны!.. Право слово,
(язвительно) Тебя ж тогда чуть мёртвым не сочли!
А ты проснулся бодрым и здоровым,
Но, правда, не тотчАс, а через три
Денька...
 
П о э т. Но, как сумел ты это?
Ведь ты ж способен только "воздух сотрясти"!
 
Ч ё р н ы й. Тут важно - Слово...Ты тогда читал поэта
Известного... И вот, один лишь стих
Ты произнёс со всей возможной страстью:
"Чёрт! Как бы я хотел забыться и заснуть!" -
Чем наделил меня достаточною властью...
 
П о э т. Да... Лермонтов... Его и правда в путь
Тогда я брал с собою... Но, послушай,
Ведь ты же мог меня и... порешить?
 
Ч ё р н ы й. Мы можем только то, что скажут души...
Точней - уста, но только - от души! -
Ни каплей больше...
 
П о э т. Я тебя проверю..
Всё - бесу бесово... Невелика потеря!...
(протягивает Чёрному остатки рукописи)
 
Возьми, прошу! Теперь-то - сможешь взять?
 
Ч ё р н ы й. Теперь смогу...
(берёт рукопись)
 
И, всё же, ты не веришь...
 
П о э т. (задумчиво) Да, верю..., верю... Но себя тебе вверять
Мне боязно... Пусть разумом сомненья
Отринуты, да - страх в душе опять,
Как и тогда... Я помню Рим... И пробужденье...
И жажду жить... И силы - сочинять...
Тогда - как будто новое рожденье
Я пережил...
 
Ч ё р н ы й. Тут - лишь тебе решать.
Скажу одно: души твоей упадок
Мне излечить - вполне достанет сил.
А опасения твои насчёт накладок
Ты завещанием давно предупредил!
 
П о э т. "Забыться и заснуть..." - какая сила
Соблазна скрыта в этих двух словах!...
Но... для такого договора - не чернила,
Нужны, а - кровь?.. Иначе - дело "швах"?
 
Ч ё р н ы й. Ты, верно, вспомнил Гёте с пьесой вздорной?
Так, - там от правды не осталось ничего!
Какая кровь?... Какие договоры?!
Довольно будет Слова твоего
Согласия...
 
П о э т. Да... Я желаю... Очень...
Ты прав, пожалуй... Надо бы - того...
Немного переждать...
 
Чёрный легонько стукает рукописью Поэта по затылку. Поэт тут же, в креслах, засыпает. Рука безвольно падает с подлокотника.
 
Ч ё р н ы й . Спокойной ночи!
 
Б е л ы й . И, - что ты сделал? Он же - не убит!
(появляясь из-за шкапа)
Ч ё р н ы й. Ну, - как просил...
 
Б е л ы й . Его же закопают
Живьём, не разобравшись, что он - спит...
 
Ч ё р н ы й . Пожалуй, - так... Тут дураков хватает.
 
Б е л ы й . Как ты сумел надуть его легко!
Проснуться под землёй - ну, не прелестно ль?!!
 
Ч ё р н ы й . Оттуда до меня недалеко,
А средь людей ему уже - не место...
 
(Белый подходит к креслам и внимательно смотрит на спящего Поэта
 
Чёрный, напротив, отходит зеркалу шкапа и что-то перед ним делает )
 
Б е л ы й . А, может, лучше б - сразу душу взять?
 
Ч ё р н ы й . Нет, это было б слишком по-простецки!
Пускай помучится... Ведь, - мог бы написать!
 
(поворачиваясь от зеркала к зрителю: у него - ленинские усы и бородка. Сюртук расстёгнут сверху, обнаруживая знаменитый коричневый галстук "в горошек". Хорошо бы в петлицу - алый револьюционный бант или красную гвоздику. Голос приобретает ленинские интонации)
 
И нам с Госсиею пГишлось бы долго ждать!...
 
Б е л ы й . А, - Достоевский?
 
Ч ё р н ы й . Опоздает Достоевский!
 
Чёрный бросает остатки рукописи в печь
Оба исчезают с визгом, в густом клубе серного дыма.
 
Когда дым рассеивается, вместо кресел с Поэтом на сцене закрытый гроб.
 
Свет меркнет.
 
Занавес.
Copyright: Николай Хлебников (X-nick), 2011
Свидетельство о публикации №56444
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10.07.2011 13:27

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Лезинский[ 19.11.2005 ]
   Шибко , шибко понравилось , - ставлю высший бал .
   Николай Гоголь ( по носу - М. Л. )
Николай Хлебников (X-nick)[ 05.12.2005 ]
   Прошу прощения, Господа!
   При очередном редактировании текст исчез!
   Восстановить пока не удаётся - служба безопасности нашей фирмы шуткует - только что узнал. При первой же возможности - восстановлю с другого компьютера.
Николай Хлебников (X-nick)[ 05.12.2005 ]
   Пока полный текст пиесы доступен вот здесь:
   
   http://litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=42986
   
   С уважением,
   Хэ-ник.
 
Николай Хлебников (X-nick)[ 05.12.2005 ]
   Ссылку копировать в адресное окно браузера ЦЕЛИКОМ!
   
   Хэ-ник.
Николай Хлебников (X-nick)[ 06.12.2005 ]
   Текст восстановлен.
   Извините за временные неудобства.
   
   Хэ-ник.
Алексей Мозак[ 25.12.2005 ]
   Здравствуйте снова, Николай!
   
   Признаться, - шутка ли - писать "рецензию" совсем не просто, тем более, что вещь совсем не "швах" и мракобесия хватает.
   
   Мой первый комплимент касается стихов - здесь рифма с лёгкостью сумела быть более чем элегантна, ничуть не повредив изложению идеи, тем самым, многие стихи обязаны стать цитатами ("Какой там "Ад"!... - Намучаешься с вами"; поклоны Гете, тем не менее).
   
   Удачны бесы, как и удачен Гоголь в их окружении, куда ему без них - не поспоришь!
   
   Хорош и босяк, которому, естественно, как никому, близка идея Христа, и всё злая скука, и лень, и тоска руссо-русская. И здесь особенный нюанс - патриотизм, если слово это ещё употреблять не возброняется (не на радость камуфляжным жилетам), получился отменного сорта - без единой примеси дешевизны.
   
   И все бы достоверно, но рискну поставить под "своё" сомненье идею Гоголя-спасителя, который называет себя пророком ("Но я же знаю путь!") - мне кажется, поймите меня верно, живое гибнет, когда один себя вдруг мнит - неважно, дьяволом ли, богом, спасителем иль избранным иль гением, и знает его - "ответ".
   
   Путь-ответ должен был быть "известен" скорее Чёрному в его поледнем облике - великого экспериментатора. "Ответ" же Гоголя, по мне, иного рода - и здесь развить бы Вашу мысль, равно как и ту, что " Но, если от кого и ждать спасенья, То - лишь от Церкви, а не Запада, однако", идею спасения, которую искали все, всегда, которую искать должно и поныне, и далее. Она не должна быть, не может быть универсальной, её нельзя "знать", её надо познавать и говорить о ней глубоким словом.
   
   И даже если Вы умышленно задумывали пиесу в качестве короткометражной, то в ней нашлось бы место для такого, пусть небольшого, но всё же "расширения" - не в ущерб выдержанной форме. Хотя каждый понимает по своему, кому и намёка хватает. Мне лишь идея спасения - одна из главных, не так ли? - показалась у Вас немного слишком завершённой.
   
   Спасибо Вам большое за достойный и интересный труд. Я голосовал за Вас, а нынче отправляю отзыв.
   
   С уважением, Алексей
 
Алексей Мозак[ 26.12.2005 ]
   Попробую выкрутиться - "возбрОняется" могло бы быть от слова "броня", а не "брань", правда? :) Алексей
Николай Хлебников (X-nick)[ 26.12.2005 ]
   Спасибо на добром слове, Алексей.
   
   Да, у меня была задумка по этому сюжету написать более масштабную пиесу, где раскрывалось бы, что Гоголь на этой идее "спасения Руси" просто помешался. В самом прямом смысле - сошёл с ума. И бесы - плод его больного воображения и ничего более. Но в связи с "короткостью" произведения я отказался от такой развязки, оставляя читателю (режиссеру, зрителю) самому додумать был ли возможным Гоголь "спасителем" или только возомнил себя таковым в своем больном воображении.
   Показывать гения беспомощным сумасшедшим - нужно очень неторопливо и... убедительно (я бы даже сказал "доказательно"... А в выбранном более коротком варианте такой сюжетный ход выглядел бы уже даже не фарсом, а - пашквилянтством.
   
   Искренне благодарен Вам за такой отзыв. Может быть он сподвигнет меня на создание "полнометражного" варианта пьесы.
   Спасибо Вам ещё раз.
   
   Искренне,
   Николай.
Алексей Мозак[ 26.12.2005 ]
   Здравствуйте, Николай!
   
   Масштабы мне Ваши очень по духу, но пугают - неподъемна тема такая, но кто-то ведь должен. Неподъемна, потому что изъезжена и вывернута, как говорится, вдоль и «невдоль» тоже, но тем интересней, правда? Но главное - неподъемна в силу собственной тяжести.
   
   Но зато! - здесь такого накрутить можно, а стихами, думаю, вдвойне! Может быть, бесы спасли Гоголя? (или Белинского от Гоголя?..) А, может быть, как раз Русь-то и спасли? - от сумасшедшего и очередного спасителя? Хотя мне, по правде, беснующийся Гоголь никак не хочет видеться спасителем, как и Достоевский тоже, - «тварь я дрожащая, или право имею» для меня как «учитесь, думайте», как «задумайтесь!». С идеями, как с машиной сложной, надобно уменье. В этом ключе они - возможно ли - «антиспасители»? - здесь вот двойные кавычки накрутить даже хочется. Недаром он у Вас рукопись сжигает.
   
   А про безумие - безусловно (и оно, безусловно, «очень неторопливо» - верное слово), там уже и Гоголь может быть воображением бесов, ибо и они безумны. Там все может быть. Сложно! Тут подход особый нужен! Я Вам искренне желаю самых сильных творческих успехов и дум (очень мне уж идеи Ваши по нраву!), а еще хорошего нового года! Я непременно подниму бокал за полнометражную пьесу!
   
   Искренне, Алексей
Иван Мельник[ 11.01.2006 ]
   Здравствуйте, Николай!
   Я поместил рецензию на Вашу работу, но она (рецензия) куда-то пропала, ниже - возобновляю! Заранее прошу извинить, если все же окажется в двух экземплярах:)
   
   Жизнь Гоголя полное «беспроисшествие», по его собственному определению. Однако если приглядеться к его биографии – из многих ее страниц может получиться и драма, и комедия, и детектив, и мистическая история. Вы сделали трагедию-фарс. И хотя мне ближе Гоголь страдающий, непризнанный пророк (как пророка его почитал художник Александр Иванов), с удовольствием познакомился с Вашей поэтической версией известных событий. Белинский, фигура босяка, бесы – все это интересно и, нельзя не согласиться с Алексеем Мозаком, хорошо подано!
   
   Однако должен заметить, достоверность штука коварная. Любая неточность, искажение факта может вызвать неожиданную спонтанную реакцию: «Не верю!». И до конца произведения бес недоверия будет отравлять удовольствие от чтения.
   
   Так произошло у меня с упоминаемым Вами (кстати, лучше все-таки - отцом) Матвеем.
   Если верить воспоминаниям Т.И. Филиппова о графе А.П. Толстом, отец Матвей (Матвей Александрович Константиновский) никогда не был игуменом и не жил в пустыни. Воспитанник тверской семинарии он был дьяконом, иереем (священником) в том числе с 1836 года в Ржеве. Именно из Ржева он приезжал в Москву, где в частности, встречался с Гоголем незадолго до его смерти.
   
   Конечно, это фарс, «фантазия на тему», многое может быть позволено автору, и все-таки, имея ввиду будущих зрителей Вашей пьесы, я бы не вводил их в заведомо известное заблуждение.
   
   С уважением, Иван.
 
Николай Хлебников (X-nick)[ 11.01.2006 ]
   Благодарю Вас, Иван.
   Я отлично знаю, что отец Матвей бых духовником Николай Васильича.
   Но я нахожусь в неведении, кто в то время был игуменом монастыря Оптиной Пустыни (или - Ниловой Пустыни под Осташковым, или ...) Замечу, что в пьесе я не говорю о "том самом" Матвее, просто намекаю, что Н.В. знаком с неким Матвеем, который служит игуменом в некоторой Пустыни...
   Хотя, конечно, имя Матвей я выбрал не случайно, а как раз для того, чтобы знающий зритель (читатель) провёл параллель, какую, прочитав, провели и Вы, но при этом отдал бы дОлжное и "фарсу" в этой пьеске.
   По большому счёту Гоголь для меня тоже фигура трагичная, ещё трагичнее - история России с середины 19-го по середину 20-го века, но это совсем не значит, чт о ни над тем, ни над другим нельзя смеяться.
   "Человечество выжило, потому, что смеялось" - сказал кто-то из великих.
   А где ещё смеяться, как не в фарсе?!
   
   Ну, что-то я заболтался. Пойду, лучше, прочитаю Вашу пьесу- я пока её ещё не читал, хотя сегодня днем заглядывал (в раб. время) и решил отложить на вечер...
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
Иван Мельник[ 11.01.2006 ]
   Сожалею, не догадался сразу дать справку по Оптиной пустыни: игуменом монастыря был старец Моисей. Начальник скита - родной брат игумена Моисея старец Антоний. Кроме них Гоголь общался еще и со старцем Макарием. Именно к нему он искренне привязался душой и делился сомнениями. (Д.П. Богданов. Оптина пустынь и паломничество в нее русских писателей. Ист. Вестн., 1910, окт. или еще доступней: В. Вересаев "Гоголь в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников")
   С глубоким уважением, Иван.
Ольга Зверлина[ 11.01.2006 ]
   Восторг! 10! Такая потрясающая интерпретация сюжета!
   И здорово – что в стихах. (Очень люблю драмы в стихах.)
   Виссарион вот именно таким и был, уверена. Бесы хороши!!! («Мы – Ангелы!» Умираю от хохоту…)
   Интересно, что это уже вторая конкурсная вещь на загадочную тему гоголевской судьбы (я ещё читала «Горьким словом моим посмеюся» Ивана Мельника). Впрочем, не удивительно: куда бы мы без чудесного нашего Николай Васильича! (Все вышли из его шинели, а я, скромный его обожатель, вышла раньше – из «Вечеров на хуторе…»)
   Но пьесы очень разные. Можно сказать, перефразируя ливановского Шерлока Холмса из «Собаки Баскервиллей»: «Один Гоголь, а какие разные судьбы!» *) (В смысле трактовки, разумеется…)
   Бес, обернувшийся у вас в финале Лениным, – просто находка!!!
   Да, трагифарс русской нашей жизни…
   Вещь театральная, однако.
   С уважением и улыбкой :)
   зритель-маньяк – Ольга.
 
Николай Хлебников (X-nick)[ 11.01.2006 ]
   Спасибо, Ольга.
   Рад, что Вам понравилось.
   Кажется я сегодня читал Вас... Про барона - это же ВАше? Ну, точно - Ваше!
   Я пока только присматриваюсь - на какое произведение рецензию писать. По условиям конкурса, вроде положено - две. На Вашу пьесу, пожалуй - напишу... Нет, - точно напишу.
   Мне ещё очень нравится "Пьеса" А. Мозака, но на такую серьёзную вещь писать рецензию - у меня кишка тонка. Хотя, может быть и на неё напишу, как смогу.
   А теперь - иду читать Ивана Мельника!
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
Нэйл[ 21.01.2006 ]
   СУПЕР.
 
Николай Хлебников (X-nick)[ 23.01.2006 ]
   Спасибо, Нэйл.
   
   Рад, что угодил! :)
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
Нэйл[ 23.02.2006 ]
   П А З Д Р А В Л Я Л К И ! ! ! !
   
   УРЯ!
   *кидаю в воздух чепчики*
   
   :))))))
Маргарита Сомелер[ 10.10.2006 ]
   Николай, это просто здорово! Не могла оторваться. Интересно, оригинально, а то, что в стихах- вообще бесподобно.
   с уважением, Маргарита.
 
Николай Хлебников (X-nick)[ 10.10.2006 ]
   Спасибо Вам большое, Маргарита!
   
   Рад, что Вы не испугались такой "объемной" вещи.
   Замысел этот мне очень дорог. Всё собираюсь приступить к ещё более масштабной пьесе по этому же сюжету, да, по правде говоря - побаиваюсь....
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
Маргарита Сомелер[ 11.10.2006 ]
   В том-то и дело, что интересно. Обычно я читаю часть, а потом, когда есть время, возвращаюсь. Но ваша пьеса читается на одном дыхании. Вы увлекаете.
   Сюжет и ваше мастерство стоят того, чтобы вы взяли масштаб побольше*:)))

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта