Произведение |
|
Объем: 5321 [ символов ]
|
|
|
|
Небо: Мечта №3 |
Небо: Мечта №3. Это был обыкновенный день. Такой же, как и предшествующие сотни и тысячи других. Он не был обведен красным, и не выделялся чем-то особенным из рядов других черных цифр в календаре. Но я знал, что он наступил – день, который я одновременно и ждал, и боялся. Самый главный. Все остальное было сном, вся жизнь пролетела миражом перед уставшими от яркой темноты глазами. И вот пришло время выбора, звонят часы в последний раз, сливаясь в остановившуюся вертикальную прямую. Механизм разбит вдребезги, а часовых дел мастер давно ушел в неизвестном направлении. Само время износилось, стало смятым по краям листом серой, использованной бумаги. Пора бросить терзать перо, закрыть чернильницу и достать ключ завода пружины. Ничего уже не исправишь, и ничто не изменится само. Не закрасить серость старой бумаги черными чернилами и не повернуть заржавевшие стрелки вспять. Перестать стремиться исполнять заветные мечты, превратившиеся в цели, зажатые в перекрестье прицела. Остановить угасающую пляску мозга, протертого мечтами до дыр. Пусть хоть в этот день он покоится в состоянии атараксии, пусть отдохнет от пронесшейся невидимым холодным ветром жизни. И вот, постепенно, отходят в тень призраки прошлого – скелеты запрятанных в чулане воспоминаний. Где-то там, стоит, с мольбой, нежно протягивая руки, любовь. Ее лицо стерлось тенью, а худое иссохшее тело распято перекрестьем вертикальной и горизонтальной линий холодно сощуренного револьвера. А рядом, в покосившейся медно-зеленой раме, висит картинка с яркими, кричащими цветами. На ней утопающий в зелени маленький домик. От его руин к безразличным звездам поднимается дым тления. И эту картинку, наполненную сочным, ярким черным цветом, пересекают две прямые – вертикальная и горизонтальная. Мне кажется, что в тени стоят и другие, давно забытые и разложившиеся. Но разглядеть их уже невозможно. Перед глазами проплывают вещи, ставшие безразличными, и люди, таковыми оставшиеся. Но и они – мираж – зыбкое отражение на циферблате использованного, смятого серого листа. Серебристые нити тихо ложатся на ковер. В темноте не видно цвета, только кажется, что под взглядом Тота он стареет, становится седым и невидимо дышит. Он похож на меня, он тоже устал, он больше не верит в свет. И, кажется, что эта усталость заставляет его съеживаться, поджимать свои кисти в беззвучной молитве, но нет – это неясные тени дрожат в разлитом в воздухе эликсире ночи. Это те тени, что заставляют бояться одиноких путников. Это они пробуждают упругие сомнения в завтрашнем дне, скручивая твердой спиралью холодной змеи, обвивая и стягивая замкнутый круг. Они – напоминание, что свет не всемогущ, что и у его силы есть предел и окончание и, занимая опустевшее место, встает ночь, отрицая яркость красок и возможность их существования. Только дыхание старости, как седая жизнь, может договориться с этой тьмой, заключить тот союз, что сковывает крепче алмаза. Все остальное не важно. Все оставшееся несущественно. Есть где-то там место, где поют птицы, где голубое небо и зеленеет трава. Но это там, далеко. Это для тех, кто умеет радоваться любви, кто ценит других, а не себя, кто смог уйти, когда пробили часы. Здесь остались только неуловимые тени, да Тот, глаз которого серебрит воздух и землю. Есть еще звезды, но они фальшивы, до них нельзя дотянуться даже в мыслях, это остатки тех искр, что отбрасывает костер. Не мой. Есть ковер, но и он уже поседел от живущей внутри надежды, от веры в возвращение света. И есть окно. Даже не окно, а дверь. Дверь туда, где живет свет. Где поля, птицы и люди, которые умеют любить, не прося ничего взамен. И там есть небо. И это самое главное. Только небо. Самое трудное – сделать шаг. Один маленький, но такой единственно огромный по сравнению с другими. С ними: наполняющими бессмысленной радостью шагами, которые ведут к мечте. Все обман. Нет мечты и нет дорог, которые к ней ведут. Все движение оказалось ложью, все слова – фарсом, вся жизнь – обманом. Все, кто говорил громкие слова, стали пустыми барабанами сытых бесов. Все, кто с теплой улыбкой помогал подняться с колен, оказались марионетками в холодных когтях химер. Все, кто отходил с безразличием и омерзением, были исполнены болезненного интереса и грязного удовольствия Асмадея, созерцающего растерзанное тело. Это пьеса, в которой волки пытаются играть людей. Собираясь в стаи и кружа в колышущихся тенях, злобно терзая свою жертву и поднимая оскаленные пасти к Тоту, проклиная его безразличное отражающее око. Им все равно, также как и ему, отсчитывающему время волков. Здесь нет ничего, только дверь к свету, в которую так трудно сделать шаг. Но меня не остановит эта преграда. Я могу уйти. Стоит только в это поверить и уже нет смысла стенать, не надо прятаться во тьме от теней и ждать лучшего времени. Здесь его нет. Оно там, где небо. А я – здесь. Серебрится седой ковер под ногами. Шевелятся уже не угрожающие, а молящие, тени. Я открываю дверь. За ней небо и свет. Я не буду больше ходить, только полет может принести облегчение. Только полет открывает небо. Только мечта дарит полет. В том мире, где мечта это не цель, а смысл, где поют птицы и светит солнце, я могу полететь. Там живет моя мечта, мечта о небе. И я лечу – лечу навстречу ярко-голубому, чистому и свободному. Небу. 17-18.05.2005. |
|
|
Copyright: Дмитрий Зергов, 2005
Свидетельство о публикации №46085 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 17.07.2005 04:03 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | а почему №3? очень непросто читать текст без абзацев... устаешь... есть много красивых и хороших фраз, но иногда от их нагромаждения теряется очарование... их надо разбавлять... | | Прекрасно. Именно не красиво, а прекрасно. Очень много новых не забитых для меня метафор. Мозг, протертый до дыр мечтами – это очень красиво. И время… Очень хорошо. А автор пояснит, кто такие Тот и Асмадея? Это боги чьи-то? А то, образования у меня не хватает, чтобы полностью осмыслить их. :( Идея, правда, знакомая до боли, но исполнение не оставляет никаких претензий. И к идее, кстати, тоже. Да, вот только с мечтой №3 не очень понял. Или мечта о небе – это просто третья сбывшаяся мечта? Или… Ну, много вариантов. А что скажет автор? Хочется повозмущаться в народ: ну как такие тексты можно сравнивать с сюжетными рассказами? И судить в одной категории? Нет, ну можно, конечно, но как-то тяжело и не очень объективно. Все, повозмущался. :) Спасибо за внимание. | | Мне очень интересны мнения, которые я получаю на этот рассказ. Все дело в том, что весь рассказ представляет собой большую метафору, и смысл не в мечте, а в способе ее исполнения. На все вопросы есть небольшие подсказки в самом тексте и расскрывать замысел я не буду. Потому что, пока никто не понял саму суть. И почему такое название, и почему так иносказательно излагаются мысли, и почему я отправил этот рассказ именно на этот конкурс. Все совсем по-другому... Спарвка: Асмодей - бес, который любит подсматривать в чужие квартиры и, соответственно, жизни. Тот - древнеегипетский бог луны. |
|
| | Уважаемый Автор! Безусловно, ваше произведение достойно главного приза. Но, может быть, не в этом конкурсе. Хотя, как говорил герой писателя М. Успенского, "А о чем все книги? О любви и смерти, о любви и смерти". Второй абзац огромен -- его сложно читать. Но если в абзаце №1 наблюдается строгое единство (т. е. его невозможно разбить на несколько абзацев), то абзац №2 можно, и даже нужно, разбить. Нужен абзац №3. Как и небо №3. Оно тоже необходимо, как я понимаю. Далее. То, что вы видите мир наикрасочными, завораживающими художественными образами (в первую очередь, метафорами), становится ясно еще в самом начале произведения. Я это к тому, что метафорами вы, кажется, злоупотребили. Их СЛИШКОМ много. Хотя, как говорил писатель С. Кинг, "из удачного хода выжимай все что можешь". И, наконец, третье. Я думаю, под названием неплохо бы уточнить жанр произведения. Это НЕ рассказ в привычном значении этого слова, это и НЕ эссе. Если только эссе философское. Думаю, в подобных случаях нужно уточнять жанр (или поджанр), чтобы читатель заранее настроился на нужную волну. И, соответственно, глубже понял ваше произведение. Вы ведь пишете хотя и для себя... но и для читателя тоже. Разве нет? Хвалить не буду. Еще зазнаетесь! С уважением, А. Смирнов. | | Надо все же вначале определиться с названием. Мечта просто обязана быть практически недосягаемой. Если же к ней стремятся и добиваются положительного результата, то это не мечта, а цель. Можем поспорить, но мне кажется, что это именно так. Нет, пожалуй, в мире человека, который хоть однажды не задавал себе вопрос «зачем я живу и зачем умру?». То и другое существует независимо от желания или «мечты». А тем более, это касается человека думающего и излагающего свои мысли (в данном случае в Интернете). Прочитал я этот опус, да и задумался: собственно, о чем он? Об уходе из этого мира в мир Мечты, в Небытие. Или на другую сторону Жизни, так сказать, с противоположным знаком? Что ж, для всех живущих это рано или поздно исполнимая «мечта». Одно радует у автора – вера в то, что там, в этой «мечте», все действительно так и будет, как он представляет. А если это только нами же самими придуманная ложь, прикрывающая страх Небытия? Тогда как? В этом случае всяк «воленс ноленс» разрешать эту проблему самостоятельно. Так что я расцениваю это творение как очередную попытку примирения двух неизбежностей. Попытку подвергнуть медленному и неумолимому распаду окружающий физический, материальный мир в собственном сознании, и перенос всех его «ценностей» в область метафизики. Будем считать, что попытка эта состоялась. Это то, что касается смысла. Разумеется, с высоты моей «башни третьего пня», не претендующей на «последнюю инстанцию». Что же касается самого «текста слов», то здесь наблюдается некая рваность и непоследовательность и в некоторых местах противоречивость в использовании метафор. (часы, картина, тени). Очень удачная метафора - «уставшими от яркой темноты глазами». И, пожалуй, «Тоот» доведен до логического завершения. Это что касается «распадающейся физики». А вот там, где всех нас ждет «метафизика», метафоры отступают на второй или даже на третий план, уступая место графичности, переходящей в двухмерную ограниченность плоскости. Понятно, что представить это сложно, но очень уж «бедноватая» мечта получается. Никак не лучше нашей земной серобумажной туалетноскомканной обыденности. Впрочем, есть, о чем говорить, а это уже само по себе приятно. Желаю творческих успехов Иван Мазилин | | Доброго Вам времени-суток. Наконец-то я нашел время для вдумчивого ответа на Вашу рецензию. Вначале хочется отметить, что чем-то она меня зацепила. И не в смысле отрицательном или положительном, а так. Захотелось ответить. Начну по порядку. Насколько я знаю, в моем рассказе не раскрывается конечная точка достижения. Герой не обязательно достигнет своей мечты - он на пути к счастью, пусть даже и эфемерному. Ведь тут и небо - метафора. Оно (небо) может быть и просто бесконечным ничто, отдыхом во мраке так сказать - ведь для кого-то это и есть самое главное, к чему в итоге хочется стремиться. Тут все дело в том, кто как ассоциирует для себя слово небо. И пусть лучше человек с поднятой головой идет навстречу неизвестному, чем дрожжит под одеялом, страшась встретить старуху с косой. Просто каждый решает для себя - что там будет и кто. Конечно, этот самообман бессилен против истины, но ведь истину никто не знает. Вот и выходит, что лучше умирать, зная, что там свет, чем с уверенностью в худший исход. И напоследок хочется отметить, что все мы люди, и все мы мечтаем по-человечески. И пусть это кому-то кажется серостью или бедностью, но ведь каждый мечтает для себя, а не для других. И если человек мечтает, то он уже богат, даже если окружающим кажется, что его мечта не стоит ничего. |
|
|
|
|