Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

XI Международный Грушинский Интернет-конкурс (МГИК-2021)

Номинация: Малая проза

Все произведения

Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Георгий Хадеев
Объем: 10660 [ символов ]
Подними голову. Больше популярная, чем научная статья о Космосе
Подними голову
Космос, Вселенная… Что мы знаем о них? Являемся ли мы могучими и ответственными представителями Вселенского разума или мы — не более чем побочный результат слепой звездной эволюции? А может быть, человечество — это что-то вроде колонии микробов на предметном столе гигантских космических экспериментаторов, и все наши людские беды происходят от того, что лаборант перед опытом плохо помыл руки?
С другой стороны, что представляет собой Космос для человека, погруженного в повседневность? Боюсь, что никакие космические просторы такого человека не интересуют. Ему все равно, есть они или нет. Он занят. Бежит на работу (нельзя опаздывать!). Или готовит домашнее задание (у-у, сколько задали!). Или борщ варит (опять мясо подорожало!). Как писал в свое время Владимир Маяковский: «Гвоздь у меня в сапоге страшнее фантазии Гете». В повседневности от момента утреннего просыпания до момента выключения света на ночь нам нередко ни на минуту невозможно отвлечься от хлопот и обязанностей, перенести свое внимание на «высокие материи», поинтересоваться, существует ли еще что-нибудь, кроме этого ежедневного вставания и титанической борьбы с обступающими со всех сторон заботами.
Совсем другое дело — научный взгляд. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности. Да ведь наука и претендует на эту роль — бесстрастного и точного зеркала, отражающего мир в строгих понятиях и стройных математических вычислениях. Однако мы часто забываем, что сегодняшняя научная картина мира не равна вчерашней. Фантазия же позволяет нам «прогуляться» по этой картинной галерее и посмотреть на представления людей о Космосе.
У самого входа висит первая картина. Погружаемся в ее содержимое. Мы на самом краю Земли. Смотрим вниз, там блестят звезды и чернеет ночное небо. Вдруг, появляется что-то длинное и огромное. Ложимся на живот и свешиваемся с края планеты. Конечно, это слоновий хобот, а под слонами виден панцирь огромной черепахи, держащей на себе Землю. Машем им на прощание и покидаем картину.
Мы снова в галерее. Несколько работ проходим, не задерживаясь — все банально: небо, звезды, кометы, все вращается вокруг Земли. А вот интересная картина, написанная Николаем Коперником, только теперь во главе сюжета Солнце, а Земля смещается из «Центра Вселенной». Идем дальше и видим, что звезды и планеты становятся все ближе и понятнее. Художники-ученые уже многое знают, и мы смотрим на Космос их глазами, но, все же, между человеком и Вселенной лежит стекло телескопа.
Неторопливо бредя по галерее, мы добираемся до недавнего прошлого и видим, как человеческое Бесстрашие сломало эту стеклянную стену, и вот мы уже в открытом Космосе! Странно, но это не просто картина, а портрет. Оказывается, у Бесстрашия есть лицо — открытое и приветливое, с широкой улыбкой и ясными глазами. Но даже отважное Бесстрашие в одиночку не справилось бы с непреодолимой стеклянной стеной. За ним целая армия ученых, исследователей, конструкторов. Поодиночке они просто люди со своими переживаниями и страхами, невзгодами и трудностями, а вместе — Великая Сила, способная бросить вызов таинственному Космосу. Восторг! Величие! Вечность! Благодаря их усилиям мы понимаем, что все во Вселенной создано из одинаковых атомов и молекул. Дело только в их количестве и сочетании.
В самом конце галереи видны картины будущего. Человек летает в Космос как на прогулку. Космическими аппаратами управляют даже дети. Космос из далекого и грозного становится понятным и родным.
Выходим из галереи на улицу. Смотрим в ночное небо, любуемся звездами. Давайте задержим взгляд. Только вдумайтесь, они восходили над динозаврами, над Великим Оледенением, над строящимися египетскими пирамидами. Одни и те же звезды указывали путь финикийским мореплавателям и каравеллам Колумба, созерцали с высоты Столетнюю войну и взрыв ядерной бомбы в Хиросиме. Одним людям виделись в них глаза богов и сами боги, другим – серебряные гвозди, вбитые в хрустальный купол небес, третьим – отверстия, через который струится небесный свет. Постоянство и непознаваемость звезд наши предки считали непременным условием существования мира. Древние египтяне полагали, что, когда люди разгадают природу звезд, наступит конец света. Другие народы верили, что жизнь на Земле прекратится, как только созвездие Гончих Псов догонит Большую Медведицу. Наверное, для них очень важно было осознавать, что в этом неверном и изменчивом мире остается что-то неподвластное времени. Сегодня мы, конечно же, понимаем, что картина Космоса — это картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом, включающая сложное переплетение человеческого и внеземного, материального и духовного, минутного и вечного. И самое главное, что мы можем прикоснуться к вечности, просто подняв голову наверх…
Что мы видим? При хороших условиях наблюдения невооруженным глазом на небе видны одновременно около трех тысяч звезд, независимо от того, где мы находимся – в Индии или в Лапландии. Но картина звездного неба зависит как от широты места, так и от времени наблюдения. Теперь предположим, что мы решили выяснить: сколько же всего звезд можно увидеть, скажем, не выезжая из своего родного города. Пересчитав те три тысячи светил, которые находятся над горизонтом, сделаем перерыв и вернемся на наблюдательную площадку через час. Мы увидим, что картина неба изменилась! Часть звезд, находившихся у западного края горизонта, опустилась под горизонт, и теперь их не видно. Зато с восточной стороны поднялись новые светила. Они пополнят наш список. Спустя некоторое время мы убедимся, что в течение суток звезды описывают на небе круги с центром в полюсе мира. Чем ближе к полюсу звезда, тем круг меньше. Может оказаться так, что весь круг лежит над горизонтом: звезда никогда не заходит. К таким незаходящим звездам в наших широтах относится, например, Ковш Большой Медведицы. Как только стемнеет, мы сразу найдем его на небе – в любое время года.
Теперь поговорим о самых впечатляющих объектах ночного неба. Надо сказать, что наша Галактика – Млечный Путь – достаточно велика: в ней более двухсот миллиардов звезд. Ближайшими к нам и самыми яркими на небе галактиками являются Магеллановы Облака. Они выглядят как два туманных облачка, подобно двум оторвавшимся кусочкам Млечного Пути. К сожалению, в Северном полушарии их не видно. Но морякам, плававшим в южных морях, издавна были известны два небольших «облака», которые серебристо светят в хорошую погоду на ночном небе. Самым удивительным казалось то, что облака не меняли своего положения среди звезд, они были словно приклеены к небу. Во время кругосветного путешествия Фернана Магеллана в 1519-1521 гг. его спутник и летописец Антонио Пифагетта описал Облака в своих путевых заметках, а после гибели великого мореплавателя он предложил назвать Облака Магеллановыми – Большим и Малым. Магеллановы Облака относятся к самым крупным видимым на небе астрономическим объектам.
Жители же Северного полушария могут наблюдать не менее интересный и значительно более грандиозный объект – туманность Андромеды. Первое из дошедших до нас упоминаний об этой туманности встречается в трудах арабского астронома X в. ас-Суфи. Туманное пятнышко в созвездии Андромеды сегодня предстает перед наблюдателем таким, каким оно было два миллиона лет назад: именно столько путешествует свет от туманности Андромеды до нас. Чем же примечательна эта галактика? Это крупная спиральная система, размерами и массой примерно в полтора раза превышающая нашу Галактику – Млечный Путь. Туманность Андромеды и Млечный Путь – крупнейшие объекты так называемой Местной группы галактик – очередной ступеньки в нашем космическом адресе: планета Земля, Солнечная система, галактика Млечный Путь, Местная группа галактик. Надо сказать, что туманность Андромеды – не самая близкая к нам галактика. Однако это ближайшая звездная система, похожая по структуре и типу на нашу собственную. Взгляд со стороны на туманность Андромеды позволяет лучше понять устройство и нашей звездной системы.
Раз уж мы заговорили о туманностях, то нельзя не упомянуть о самой яркой на небе газовой туманности – Большой Туманности Ориона. Она видна в бинокль, а при хорошем зрении ее можно заметить и невооруженным глазом – чуть ниже трех звезд, расположенных в одну линию, которые образуют Пояс Ориона. Расстояние до этой туманности около тысячи световых лет. А к северо-западу от Ориона находится одно из зодиакальных созвездий – Телец. Ярко-красную звезду α Тельца часто называют Воловий Глаз. Ее арабское имя Альдебаран, то есть «идущая вслед», так как она движется по небу за Плеядами – прекрасным рассеянным звездным скоплением, в котором зоркий глаз различит шесть или даже семь звезд. Все они получили имена дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. По-гречески «Плеяды» и означает «дочери Плейоны».
Просто не хватает слов, чтобы описать всю эту красоту, это необходимо увидеть своими глазами! Все люди Земли живут под одним и тем же небом. Его красота побуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Сегодня бытует мнение, что люди стали смотреть на звезды с другой, менее романтической точки зрения. Еще Антуан де Сент-Экзюпери сказал об этом: «Вы проинтегрировали орбиту звезды, о жалкий род исследователей, и звезда перестала быть для вас живым светилом». Действительно, звезды стали рассматриваться как физические объекты, для описания которых вполне достаточно известных законов природы. Однако нельзя забывать, что на пути этого описания ученых ждали многочисленные трудности. Покровы тайны спадали со звезд неохотно, и каждая решенная загадка ставила перед пытливыми умами десятки новых. За период немногим более двух столетий представления о звездах изменились кардинально. Из непостижимо далеких и равнодушно светящихся точек на небе они превратились в объект всестороннего исследования. Как бы отвечая на упрек де Сент-Экзюпери, взгляд ученых на эту проблему выразил американский физик Ричард Фейнман: «Поэты утверждают, что наука лишает звезды красоты. Для нее звезды – просто газовые шары. Совсем не просто. Я тоже любуюсь звездами и чувствую их красоту. Вот только кто из нас видит больше?». Благодаря развитию наблюдательных технологий астрономы получили возможность исследовать не только видимое, но и невидимое глазу излучение звезд. Сейчас уже многое известно об их строении и эволюции, хотя немало остается и непонятного. Еще впереди то время, когда наконец исполнится мечта создателя современной науки о звездах Артура Эддингтона и мы наконец «сможем понять такую простую вещь, как звезда».
Copyright: Георгий Хадеев, 2021
Свидетельство о публикации №396601
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26.02.2021 14:46

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта