Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: ПриключенияАвтор: Игорь Покусин
Объем: 13225 [ символов ]
Ничто не случайно (в подражание Ричарду Баху)
Ничто не случайно (в подражание Ричарду Баху)
Уже на подлете к острову Итуруп экипаж предположил-не работают подкачивающие насосы левого основного бака. Стрелочки указателей топлива левого основного бака стояли на максимуме, тогда как правый выработался наполовину. Благо, топлива было заправлено по-максимуму, лететь оставалось немного и командир на частоте «Транзита» запросил присутствия инженера для устранения неисправности, что и было сделано..Правда, инженер оказался нерасторопным дедушкой, который вроде бы и определил реальные причины дефекта. «Подкачка», как называют подкачивающие насосы – работала как швейцарские часы, а неисправным оказался обратный клапан перекачки топлива – но устранить дефект на месте инженер не устранил..Вернее – де-юре устранил, новый клапан ввернул на место старого, а де-факто-уронил злосчастный клапан на асфальт, и подняв его – отряхнул, завернув в топливный бак …обратной стороной. И…резьбы на вверт-выверт совпали. Что значит – перекрыл поток топлива надежно и профессионально. Но это выяснилось позже.
А пока что экипаж, стартовав с острова при полной предельной загрузке с сорока восемью пассажирами на борту, и соответственно- заправленными наполовину баками, взял курс на Южно-Сахалинск.
После набора эшелона 4200 метров проводница Марика принесла «синюкуру», сваренного неделю назад цыпленка, разделенного на четыре части. Это была еда. С хлебушком, под минералку-помиралку минут двадцать экипаж насыщался, потом и второму пилоту разрешили оставить штурвал и поесть. В общем, когда за шутками-прибаутками прошла половина полетного времени и «рубеж возврата» был пройден, «второй» углядел, что правые баки наполовину пусты, а левые полнехоньки, как и на земле.
За иллюминаторами сгущалась ночная темнота. Полупустой бак притянул к себе взгляды всего экипажа, и в мозгу каждого зарождались всякие неудобные мысли – а хватит ли топлива до аэропорта… куда садиться на «вынужденную»…какая к черту «вынужденная» ночью в окружении сопок…инженер гад…что делать… Командир чего-то придумал,
- А ну-ка,Вадик – обратился он ко второму пилоту – рассчитай время полета на правом баке. Вадик достал логарифмическую линейку и выдал,
– На двадцать минут полета.
– Впритык, - подытожил командир, - как раз до Корсакова дотянем.
Бортмеханик все стучал по стеклышку левого топливомера. Достучался…стрелка вовсе упала на ноль.
- Ну, хоть внимание не будет отвлекать ! – жизнерадостно резюмировал «второй».
Стрелка правого бака на глазах ползла вниз, как её ни гипнотизировало четыре пары этих самых глаз.
- Корсаков-контроль, 47700, разрешите заход «с прямой» – голос в динамиках над диспетчером «Контроля» ошарашил землю. Какой, нафиг, заход «с прямой»?! Что за приколы на ночь глядя.? Аэродром горный, ночь, а значит выход строго на «привод» на высоте 1500 метров и далее снижение по схеме. Ну еще днем , при видимости «миллион-на-миллион» на «грузовике» (так называют самолеты Ан-26), иногда командиру отряда диспетчер разрешал визуальный заход, но на пассажирском, да еще ночью…
- Заход по схеме! - не терпящим возражения голосом отозвались наушники командира, и для верности еще раз - Заход по схеме!
- Вадик, прикинь топливо, - командиру надо было как-то имитировать деятельность для придания уверенности экипажу, не сидеть же сложа руки.
Прикидывать было нечего. Стрелка правого топливомера топталась возле ноля, правда электрического пока еще. Но от электрического ноля до механического - количество топлива известно одному Господу. Тем не менее Вадик подвигал бегунком на линейке и прикинул – капец!
…Топлива на пять минут…до электрического ноля. А может и на четыре. Дальше надо вспоминать Отче наш, - с гибельным восторгом, как у Высоцкого, подумал Вадик.
- «Контроль», у семисотого проблемы с топливом, разрешите «с прямой» - жестким голосом затребовал командир. Он уже принял решение. Если того требует обстановка, КВС (командир воздушного судна) принимает решение независимо от указаний диспетчера. И решение было принято – заход на посадку он произведет по кратчайшему расстоянию, то есть «с прямой».
- Борисыч, - внезапно по-свойски окликнул командира бортмеханик – а может, все таки «подкачка» хреновничает? Правые насосы передавливают левые и левый керосин не идет?
- Что предлагаешь?
- Выключаем «подкачку» и пробуем «самотеком»!
Времени на размышления не оставалось.
- Вырубай! – разрешил командир. Ну хоть какие-нибудь действия нужны были для замедления стрелки секундомера на самолетных часах. А впереди по курсу километрах в тридцати уже светились посадочные огни аэродрома.
- Выключил –доложил бортмех.
- «Семисотому» заход с прямой разрешаю. Снижение две четыреста, на эшелоне перехода работать с «подходом» на сто двадца…- последние слова диспетчера, оценившего серьезность положения, уже никто не слушал, их заглушил голос командира, уже отдавшего штурвал от себя,
- Снижаемся, малый полетный, шасси выпустить!
Вообще-то шасси выпускают уже на высоте круга, это метров пятьсот – шестьсот. Но аэродром был близко, заход по кругу не предполагался и чтобы не проскочить точку входа в глиссаду, необходимо было максимально гасить скорость и увеличивать вертикальную скорость снижения, а это значит – «Шасси выпустить»!
Отрицательный тангаж в таких градусах был неестественен, но аэродром был очень близок, и бороться с удалением в таких случаях могла только вертикальная скорость снижения. Экипаж и предположить не мог, что с таким наклоном оставшаяся несчастная сотня литров керосина в баке перелилась к носку крыла и оголила топливозаборный штуцер в задней части бака. А именно через этот штуцер и идет самотеком топливо. Штуцера же подкачивающих насосов продублированы во всех концах баков, и высасывают керосин почти полностью, до так называемого «невырабатываемого остатка» в полста литров. И вот…
- Отказ левого! – рявкнул бортмеханик. Этот предостерегающий крик «механического» человека, по прибору оборотов констатирующего резкий провал, был излишним, ибо и так уже самолет дернулся влево из-за резкого аэродинамического торможения вращающимся вхолостую левым винтом. Этот-то рывок и почуял командир, автоматически парировав бросок влево отклонением рулей. Вообще-то винт при отказе мотора должен «зафлюгироваться», то есть стать по-потоку, тем самым уменьшая лобовое сопротивление. А это сопротивление снижает скорость. А что такое малая скорость? Это – срыв в штопор и падение. Поэтому пилоты учатся всю жизнь контролировать скорость в первую (!) очередь - по прибору ли, визуально ли, интуитивно ли, «пятой точкой» ли. А потом уже следить за всем остальным – высота, курс, параметры двигателя. Поэтому при любом внешнем воздействии летчик сперва отдает штурвал от себя, чтобы увеличить скорость, а потом оценивает – что же случилось?! Но «флюгера» почему-то не произошло. Автоматика, видимо, не распознала угрозы, наверное- она не была обучена реагировать на прекращение подачи топлива. На самом же деле, и это выяснилось позже, все было предопределено неким высшим вмешательством. Кто-то на небесном пульте особых случаев, нажав кнопку «Отказ левого двигателя у 47700» не включил тумблер «Флюгер левого винта».
- «Корсаков-подход», отказ левого двигателя! - Диспетчер, видимо, был готов к чему-то подобному, потому что быстро отозвался.
- Причина?
- Топливо, – на объяснения не было времени и смысла.
«Вот черт – билась единственная мысль в голове у Вадика – кое-как получил зарплату за два месяца, и что? Кто теперь и когда принесет деньги семье?»
 
- Отказ правого! – взвыл механик. Но командир опять на мгновение упредил эту информацию, мгновенно почувствовав на рулях изменение силы. Самолет выровнялся , тормозясь вторым свободно вращающимся пропеллером, видимо и на сей раз небесная канцелярия позаботилась, чтобы и второй винт не вошел во флюгер. Ну, теперь аэроплан хотя-бы равномерно «сыпался» вниз, не «рыская» по курсу. И только скорость неумолимо падала. Тяга винтов в четыре тысячи килограмм, увы, была направлена в обратную сторону, и бороться с таким торможением могла только сила тяжести Земли, к которой все сильней наклонялся нос лайнера.
Штурвал уже упирался в приборную панель – а скорость таяла. С четырехсотпятидесяти километров в час - на «чистом крыле», то есть без выпущенных шасси и закрылках, она уже провалилась до двухсотпятидесяти. И эти самые, предусмотрительно выпущенные шасси, «для более эффективного торможения», гасили скорость вкупе с упирающимися в воздух винтами. А убрать шасси при неработающих моторах было невозможно – гидропомпы уборки-выпуска шасси обесточены и работают только на аварийный выпуск, открывая замки убранного положения колес, которые вываливаются из ниш под действием все той же силы тяжести, которая так неумолимо обрушивала летательный аппарат на горы .
Дюралевая ручка входной двери в кабину два раза дернулась. То есть в дверь не панически забарабанили, высаживая перегородку, а тактично условным знаком ботпроводница дистанционно намекнула – я могу вас потревожить?
Штурман дернул задвижку и в кабину вошла чуточку возбужденная девушка.
- Марика, у нас отказ обоих двигателей – криво улыбаясь, через плечо бросил Вадик, на секунду оторвавшись от мысли про зарплату.
- Я поняла. Меры по особым случаям применила, для экономии аккумуляторов свет в салона погашен, в туалете погашен. Пассажиры пристегнуты, спинки кресел в вертикальном положении. Я могу вернуться на рабочее место?
Как ни странно, но этот профессиональный лаконичный доклад как-то сразу успокоил и мобилизовал экипаж.
- Ступай, успокой пассажиров, - командир выдохнул , – В салоне спокойно?
- Конечно, мы в вас верим! – эта девчонка, эта русская женщина - не могла найти более окрыляющие слова. За спинами экипажа находились судьбы нескольких десятков человек. А на земле по ним взвыли бы несколько сотен, а любили их и волновались несколько тысяч.
 
Скорость падала. Двести…Сто девяносто…- Хорошо хоть, не хватило времени выпустить закрылки. А то бы уже «прилетели», - Вадик смог впустить вторую мысль в голову и за ней сразу полезли еще и еще.
- Командир, может вправо довернем, там море, все-таки не сопки? – теперь пути к спасению генерировал и второй пилот.
Сто восемьдесят….срывная тряска…штурвал «в пол»…Триммера…про триммера забыли…перевод на пикирование! Так, сто восемьдесят пять! Тишина в кабине, неестественная естественная тишина…Моторы не ревут, винты свистят, свистит выходящий наружу через предохранительные клапаны воздух из салона… Высота уже всего 2000 метров. Салон Ан-24 чуть ли не вертикально направлен вниз, в кресле сидящие - почти стоят. Командир пилотирует … он решает последовать совету «второго»- доворачивает самолет в сторону моря.
Но результативнее оказался бортмеханик. Внезапно загудел набирающий обороты двигатель. Это «механический бог», полностью уверенный в отсутствии керосина, все же ткнул кнопку запуска третьего двигателя. Дело в том, что некоторые «Антоны» оборудованы вспомогательным силовым агрегатом, реактивной установкой РУ-19, или как ее любовно называют авиаторы-«рушкой». И вот её-то и попытался обреченно запустить бортмех. Попытка не пытка – все равно керосин кончился…. А «рушка»- подхватила! Реактивная струя из правой гондолы тягой в восемьсот «кг» разогнала самолет до двухсот километров, но главное –она, как говорится-посеяла сомнения.
- Как ты его завел, откуда керосин ? – возорал на инженера командир.
- Да черт его знает…постой…у «рушки» автономная подкачка …блин-мы же сами выключили основные подкачивающие насосы! «Самотеки»…блин! – озарило бортмеханика.
- Ну так включай!
- Включаю! – и моментально оба двигателя заревели. Топливо из насосов брызнуло в камеру сгорания. А там уже стартер-генератор, исправно вырабатывающий напряжение от вращающегося незафлюгированного ветряка-пропеллера, возбуждал свечу. Запуск зафлюгированного, правильно остановленного двигателя в воздухе – это целая эпопея. Необходимо стартерами раскрутить движок до предпусковых оборотов, принудительно вывести винт из флюгера, вытягивая изо всех сил кнопку-грибок аварийного флюгирования, и только тогда моторы, может быть, запустятся. Вот у Багдасарова – не запустились. Но там на борту не было ни одного пассажира. И он планировал, днем, пустой, с зафлюгированными винтами. А тут ночью самолет – падает. Но моторы запели песню спасения и благодарности небесной канцелярии.
 
Посадка прошла успешно, экипаж, конечно, потягали по инстанциям, собрали объяснительные – на том дело и закончилось. Не наградили, естественно, но слава Богу –не выгнали. И только через неделю в следующем полете бортмеханик еще раз огорошил всех.
- А знаете, хлопцы, сколько у нас осталось в баке горючего? Сорок литров.
- Быть не может, -ахнул командир –ведь на «полтиннике» моторы должны были встать окончательно.
- То-то и оно, сорок-пятьдесят - это невырабатываемый остаток.Меньше быть не должно. Не выключись тогда движки на эшелоне, топливо кончилось бы над «дальним» приводом, над самыми сопками…И тогда уж точно каюк. Так что ничего не случайно.
Copyright: Игорь Покусин, 2018
Свидетельство о публикации №372291
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 15.02.2018 20:15

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта