Провинция. 1975г. Сашка. Утром понедельника Сашка, радостно размахивая портфелем, несся в школу. Несся навстречу со своей любимой учительницей Валентиной Ивановной. Он мысленно представлял, как поздравит ее с прошедшим в выходные праздником – Пасхой. Сашка слабо представлял себе, что это за праздник, для чего он нужен и зачем нужно красить к этому дню куриные яйца. Но сам процесс окраски, последующий обмен ими и различные игры несли какую-то радость и ожидались потом целый год. В портфеле у Сашки лежали два крашеных яйца. Он специально выбрал лучшие для любимой учительницы. Сначала хотел подарить одно, а второе – съесть. Очень уж хотелось. Но, переступив через хотение и укорив себя в жадности, решил отдать все. Дождавшись перемены Сашка подбежал к учительнице и, протянув ей два ярко-красных яйца, радостно сверкая глазами произнес: «Валентина Ивановна, Христос воскресе!» Валентина Ивановна вдруг как-то вмиг окаменела. Будто бы в нее внезапно влетел осколок разбитого зеркала из сказки про Снежную Королеву. Лицо учительницы стало вдруг резко меняться, одномоментно превращаясь в какое-то другое, совершенно незнакомое. Рот ее вдруг широко распахнулся и оттуда, словно рассерженные дикие пчелы, стали вылетать непонятные для Сашки слова. Вылетать и стыдить. Стыдить и ругать. Они веером разлетались по классу, занимая все его пространство. Разлетаясь, они сталкивались с Сашкиными одноклассниками заставляя их краснеть и прятать глаза. Ведь у многих были в портфелях подобные подарки. Сашке вдруг стало неимоверно стыдно и горько. Стыдно от того, что он не только притащил яйца в школу, не только красил их накануне, но еще и ел!!! Зазвенел звонок на урок, но Сашка не слышал его. Он слышал лишь последние слова учительницы: «Выброси это немедленно!!!» Он выскочил из класса и заметался по опустевшему школьному коридору. Ему очень хотелось, как можно быстрее избавиться от того, чему еще некоторое время назад он радовался. В центре рекреации на высокой и широкой тумбе стоял огромный белый гипсовый бюст вождя. Ильич с прищуром и любовью смотрел на Сашкины метания и, казалось хотел ему что-то сказать. Или чем-то помочь. Сашка посмотрел в эти добрые и чуткие глаза и вдруг его осенило. Он нагнулся и закатил под эту тумбу два крашеных яйца. Туда, куда с момента водружения тумбы не могла дотянуться ни одна рука человека… Провинция. 1981г. Там же. Енот. Енот быстро и беспокойно шел по школьному коридору. Шел в кабинет директора школы. У него было «окно» и он хотел обсудить важную проблему: что делать с 6-Б. А именно с этим естествоиспытателем и материалистом Сашкой. Сам Енот был начинающим учителем географии. Предмет свой он любил. Детей – тоже. Выпросив у директора в начале года кинопроектор, он был единственным учителем, который крутил детям на уроках познавательные фильмы. Беринг, Миклухо-Маклай, Беллинсгаузен и другие путешественники спускались с экрана и рассказывали ребятам об открытиях и приключениях. Все бы было хорошо и ровно, вот только с Сашкой не ладилось… Кнопки и клей на стуле и натертая парафином доска были лишь цветочками на фоне вулкана из гидропирита и фиксажа, густой белый дым от реакции которого покрыл и класс, и школьный коридор и лестницу. Яркий луч кинопроектора разрывал клочья этого дыма. И в этом белом дыму слышались испуганные возгласы школьников и радостные крики команды корабля Витуса Беринга: «Земля! Земля-аа!!!» Последней каплей стала газетная вырезка, пущенная Сашкой по рядам во время самостоятельной работы. Статья газеты «Труд» называлась «Бешеные еноты» и рассказывала о том, как бешеные еноты в Америке нападают на людей. Урок был сорван. И вот теперь Енот шел к директору, чтобы как-то разрешить создавшуюся ситуацию. «Господи, за что мне такое! Зачем я пришел в школу. Я же совершенно не умею ладить с детьми!» подумал Енот, проходя мимо широкой красной тумбы с большим бюстом вождя. Ильич с прищуром и любовью смотрел на метания Енота и, казалось хотел ему что-то сказать. Или чем-то помочь. Но не успел: учитель метеором скрылся в кабинет директора. Провинция. 1986г. Там же. Енот. Енот стоял в школьном коридоре и смотрел, как рабочие демонтируют в рекриации красную широкую тумбу, на которой раньше стоял бюст вождя. Сам бюст пока что стоял тут же, развернутый лицом в угол. Казалось, что Ильич обиделся на людей. Ведь он стоял на этом месте больше двадцати лет. Стоял и стоял себе тихохонько. А Енот, ныне ставший директором этой школы, вдруг вспомнил тот день, когда он, будучи молодым педагогом, побежал к директору по поводу Сашки. «Где же он, интересно, сейчас? Как сложится его жизнь? Жизнь без Ильича…» Вдруг он услышал громкозаливистый смех рабочих. Подойдя поближе Енот увидел, что под тумбой, на которой стоял бюст лежат запыленно себе два пасхальных крашенных яйца! «И смех и грех!» - подумал Енот. Москва. 2017г. Сашка. Утром понедельника Сашка, радостно размахивая портфелем, несся в школу. Несся к своему любимому 6-му Б. Сегодня он обещал показать детям эксперимент с вулканом. Он мысленно представлял, как раздавит таблетку гидропирита и белые клубы дыма покроют все окружающее пространство. И в этом белом дыму будут слышны испуганные возгласы школьников и радостные крики команды корабля Витуса Беринга: «Земля! Земля-аа!!!» А еще, наверняка он знал, что ребята поздравят его с прошедшим в выходные праздником – Пасхой. И все будет хорошо. Сашка вдруг вспомнил о Еноте: «Интересно, как он там? Где же он, интересно, сейчас? Как сложилась его жизнь? Жизнь без Ильича…» |