В доме N на Большом проспекте П.С. в светлой просторной комнате, в дальнем углу у громадного окна, стоял старый чёрный лакированный рояль фирмы Roenisch. Он был приобретён отцом хозяйки квартиры, – Веры Сергеевны, в 1897 году на тогда только открывшейся в городе Санкт-Петербурге немецкой фабрике сыновей Рёниша. Крыло – крышка рояля, была открыта, а сам рояль покрыт более чем четверть вековой пылью. Хозяйка квартиры ушла из жизни тридцать пять лет назад, с тех пор здесь никого не бывало. Обветшавшая со временем резная деревянная рама окна и оконный замок пришли в негодность. Часто летом и весной при сильных порывах ветра дверца окна слегка раскрывалась, и в комнату струями попадал свистящий ветер. Лишь поздней осенью и всю зиму, когда рама окна набухала, дверца не открывалась. Однажды рано пришедшей весной две тысячи шестнадцатого года дверца окна распахнулась, и в комнату залетел, казалось бы, зловещий ветер. Он кружил листы нотных тетрадей, лежавших на тумбе, расположенной недалеко от музыкального инструмента, и колебал висящие на противоположной от окна стене рамки с семейными фотографиями. Фотографии того времени особенные – выдержанные, постановочные и отчётливо отражают ушедшую вглубь эпоху. С прогрессивным развитием фототехники искусство или даже культура фотографии стали второстепенными, а семейные фотографии утратили ёмкость и эффект незабвенности. На фотографиях была запечатлена юность, молодость и зрелость Веры Сергеевны. Здесь она в кругу семьи: три брата, отец и мать, бабушка и дедушка, тут – годы обучения в музыкальном училище, а там и ещё там – послевоенные снимки. Вера Сергеевна родилась в зажиточной семье. Родители были творческими людьми: отец – музыкант по классу фортепиано, мать – руководитель церковного хора, именно поэтому Веруня, – так ласково называли её в семье, знала о музыке больше, чем любой ребёнок в том же возрасте. Под музыку она засыпала, под неё же и просыпалась, музыка для неё была всей жизнью и частью её самой. С детства отец обучал маленькую Веру игре на рояле, уже позднее она поступила в Петербургскую консерваторию и окончила в 1918 году с большой серебряной медалью. Хаотичность, революционные движения и настроения в обществе в 1917 году явились коренным образом переломным периодом в жизни многих людей. Не обошло это и семью Веры Сергеевны. Едва успев окончить учебное заведение, вся семья была вынуждена переехать в глубинку, но это уже совсем другая история. Перед отъездом, некогда купленный рояль был вывезен в церковь и спрятан в потайной комнате. По прошествии сорока лет, Вера Сергеевна вернулась в родной город. Долгим и мучительным периодом в жизни было отдаление от родного края. Чудом уцелевший рояль был возвращён в новый дом, где и по сей день установлен на том же месте. Будучи в отлучении она ни на один день не прекращала думать и жить музыкой. К сожалению, до наших дней не сохранилось произведений, написанных Верой Сергеевной, кроме одного, того, что каждую весну доносится из окна её квартиры. Вот и сегодня, когда дверца отворилась, зазвучал весенний марш, с плавным переходом от громоподобных форте до нежнейших пиано. Выразительное исполнение композиции – "дело рук" закравшегося в комнату ветра, волнообразно ударявшего по струнам рояля… Санкт-Петербург, 2016 год |