Когда и почему он чувствует себя... обманщиком Начало - Стихи я начал писать поздно, в 1974 году, когда пришел из армии. А в 1975-м попал на областной семинар молодых писателей - мои рукописи прошли отбор. Как раз там мы и познакомились с моим другом, будущим известным самарским поэтом Михаилом Анищенко. Нашими руководителями были Иван Никульшин, Борис Сиротин и Борис Соколов. Вскоре стал печататься в областных газетах «Волжская коммуна», «Волжский комсомолец», «Волжская заря». А в 1978 году состоялась первая серьезная публикация в журнале «Юность» - целых три страницы стихов. Рукописи я отправил туда наугад. В ответ получил от завотделом поэзии Нотана Злотникова телеграмму: «Стихи хорошие, даем первый номер. Срочно вышлите фото». Редактор «Юности» Борис Полевой оценил мои стихи так: «Мы еще никому кроме Евтушенко и Рождественского столько места в журнале не давали, тем более из молодых». В то время журнал был очень популярен, и я долго получал письма со всей страны. В 1979 году меня и Володю Евсеичева вызвали на VII совещание молодых писателей в Москву. И мы оба вошли в десятку лучших молодых поэтов. Чтобы из трехсот участников, приехавших со всего Союза, сразу двое оказались из одного города - это фурор. Мы, конечно, были очень польщены, а «Литературная газета» напечатала об этом на первой странице. В конце 1979-го года вышла моя первая книжка. Она называлась «Письма». Литературные эксперименты - Учился я к тому времени в нашем госуниверситете на филфаке. Но однажды нам с Мишей Анищенко пришла в голову дерзкая идея поступить в Московский литературный институт им. Горького. Мы послали рукописи на творческий конкурс - он был огромным, около 100 человек на место. Прошли его успешно, так же, как и последующие экзамены. Мне, признаться, было несложно, все-таки два года филфака за плечами. Кстати, этот факт пришлось старательно скрывать - по тогдашним правилам в литинститут не принимали студентов, уже имеющих гуманитарное образование, пусть и неоконченное. Но до диплома я так и не доучился. В то время уже выходили мои книги, я был принят в Союз писателей и учиться мне стало просто неинтересно и ненужно. А зарабатывать тогда неплохо получалось и без образования. На гонорар от издания одной книги можно было жить года два-три, неплохо платили за публикации в журналах. Были у меня выступления и по линии бюро пропаганды художественной литературы - 15 рублей за одно. Выступишь в месяц раз 8-10 - хорошие деньги по тем временам можно было зарабатывать. Кстати, жилье я тоже получал по линии Союза писателей. Потом десять лет проработал литературным консультантом в областном отделении Союза писателей (1985-1994). Работа была интересная. Я был первым читателем рукописей Владимира Плотникова, Дмитрия Агалакова, читал я и первую рукопись нынешнего председателя областного Союза писателей Александра Громова. Приятно, что они об этом помнят до сих пор. А задача моя как консультанта состояла в том, чтобы просматривать и оценивать рукописи, принесенные авторами. Далеко не все отправляют свои работы в печатные издания. Есть и те, кто обращается напрямую в Союз писателей, чтобы получить оценку, критику, а чаще - одобрение и выпустить сборник. Да и сама система выпуска поэтических сборников тогда предполагала обязательное прохождение материала через секцию поэзии Союза писателей. Прозаики, соответственно, отдавали произведения в секцию прозы. Только Союз писателей мог рекомендовать издательству взять материал в работу, и эти рекомендации обычно выполнялись. Те рукописи, что поменьше, я смотрел и оценивал сам, более крупные формы обычно отдавал мэтрам - Солоницыну, Сиротину. Любопытные наблюдения связаны с тем периодом. Я, например, заметил, что если приходит человек в костюме, при галстуке, рукопись в новой кожаной папке аккуратно прошнурована, вся в самодельных иллюстрациях - ничего путного ждать от нее не стоит. Если же приходит человек неуверенный, с настороженным взглядом, приносит рукопись порой не самого опрятного вида - вот тут и надо искать «жемчуга». Самарские таланты - За все эти годы мне пришлось столкнуться с большим количеством очень одаренных авторов. По разным причинам не все они стали продолжать литературное дело, но ярких и способных ребят очень много. Сколько бы мы ни посылали наших самарских поэтов и писателей на Всероссийские семинары, они всегда оказывались в числе лучших. Это уже проверенная годами закономерность. Я считаю, что Самара - это город талантов, а в поэтическом мире - один из сильнейших в стране. Вот и Международный Грушинский интернет-конкурс - очередное тому подтверждение. Я являюсь членом жюри в номинации «Поэзия» и здесь тоже встречаются весьма одаренные авторы. Конкурс, кстати, - хорошая возможность показать свое творчество и широкой публике, и профессионалам, таким, например, как Александр Городницкий и Юрий Поляков - они являются сопредседателями жюри. О вдохновении - Меня часто спрашивают: как приходят стихи? Не знаю, как к другим, а я предпочитаю ждать вдохновения. Если «идет» - то все само и пишется. А если нет - не стоит тратить времени, ничего путного не выйдет. По моему опыту, периоды творческого полета неизбежно чередуются с периодами затишья, накопления мыслей, образов, энергии. Выплеснул - жди. Сердце всегда подскажет, когда снова надо начать писать. Вообще все стихи пишутся по-разному. Одно приходит сразу и не требует доработки, другое может писаться годами - у каждого свой характер и своя судьба. Как это происходит? Для меня это тайна. Даже когда вышли мои первые книги я какое-то время думал: «Я ведь обманываю людей. Они все думают, что я поэт, а на самом деле - ничего подобного. Они же не знают, что все это получается будто по волшебству». Я чувствовал себя обманщиком и думал: «Все, что я пишу, люди уже давно знают». Об этом хорошо сказала Анна Ахматова - на вопрос «А трудно ли писать стихи?» она ответила: «Что же тут трудного, если диктуют?!». Не знаю откуда это берется. Порой еще и слов никаких нет, возникает лишь какой-то образ, как мимолетный шорох... Потом появляется какое-то одно слово, совершенно непонятное тебе и пока не знаешь, зачем оно тебе нужно. Потом вокруг него что-то вырастает… Это как любовь. Из поэтического сборника Евгения Чепурных «Снежный человек» (2014 г.) Мышка Ходит мышка у экрана Под моей ладонью теплой И попискивает мягко, Если пальчиком нажму. Нет у ней мышонка-мужа, Нет у ней мышат-детишек. Лишь экран голубоватый Да полоски по нему. Молочка она не просит. Сыра с плесенью не хочет (И без плесени не хочет). Вот такая скука-грусть. Но зато она, бедняга, От большого впечатленья Все мои стихотворенья Долго помнит наизусть. Порционные дни В наши дни, порционно-вьюжные, Плачут граждане безоружные, Даже войны пошли ненужные (А когда они были нужные?). В наши дни, порционно-праздные, Стали крайние меры быстрыми, А сражения очень грязными (А когда они были чистыми?). В наши дни, порционно-бедные, Все герои - немного бледные. И лишь будучи шибко пьяными, Пребывают они румяными. И смотрю я глазами круглыми: Что, Россия моя усталая? Слишком порции наши - крупные (А когда они были малые?). Когда я был старым А когда я был старым-старым, Будто ворон иль мудрый змей, Я ходил по шумным базарам И смотрел на чужих коней. Были кони стройнее свечек, Масти огненной и гнедой, По позвякиванье уздечек Лилось музыкой золотой. Но ни рыжего, ни гнедого, Как ни силился отыскать, Не нашел я коня такого, Чтоб от старости ускакать. А потом я все это бросил И вернулся, чтоб жить как жил. И нашел на дороге осень, И за пазуху положил. И сказал себе: «Вот так чудо. Никогда не расстанусь с ним. Никуда убегать не буду…» А потом я стал молодым. Факт 6 октября 2014 года Евгений Чепурных отметил 60-летний юбилей. Эта дата удачно совпала с присуждением ему II премии конкурса «Народный поэт» по версии сайта «Стихи.ру» в номинации «Выбор экспертов». Ранее он становился Лауреатом Всероссийской литературной премии им. И Дмитриева, Лауреатом Губернской премии в области культуры и искусства. Факт В 2014 году вышел десятый по счету сборник стихов Евгения Чепурных «Снежный человек». Дата В 1969 году Евгений Чепурных занял IV место во Всесоюзном (!) конкурсе школьных сочинений. Этот факт среди прочих сыграл свою роль в судьбе автора. Факт Евгений Чепурных в течение жизни работал в разных профессиях - был грузчиком, составителем поездов на железной дороге, монтировщиком сцены в театре, корреспондентом газет. статья от 17.01.2015 stihi--Eto-kak-ly ubov61836.html |