Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: ПрозаАвтор: markoni
Объем: 11872 [ символов ]
Девушка Александр Блок
Марк Котлярский
Эссе
 
В каждой шутке есть доля правды;
и даже в той шутке, которая сотворена... ради шутки.
Впрочем, вот вам сама шутка:
в самом начале девяностых годов в апрельском номере одного из многочисленных советских (тогда еще советских) изданий появилось исследование, посвященное Александру Блоку. На полном серьезе в нем доказывалось, что на самом деле никакого Блока не существовало, а маска его, образ -
- заметьте! -
были созданы женщиной... А какой именно - это, дескать, исследователям предстоит еще выяснить.
Первоапрельская шутка не сработала.
В редакцию посыпались письма, требующие опровержения или дополнительных доказательств.
Журнал, если я не ошибаюсь, даже выступил с разъяснениями: мол, извините, мы ничего такого не имели в виду, все это, дорогие товарищи, шутка...
А между тем шутка не удалась не потому, что была плоской или безвкусной; нет, она не удалась потому, что слишком смахивала на правду.
Так что же?
Может быть, Блока действительно не существовало, и, как говорят фривольные французы, "шерше ля фам"?
Позвольте, но я о другом:
не женщину ищите, которая создала Блока,
но женщину, которая была его аlter ego, оборотной стороной той медали, на которой вычеканен четкий блоковский профиль.
О чем это я?
Возможно, о той странной двойственности, которая "заявлена" жизнью и творчеством поэта.
Иннокентий Анненский как-то написал о Блоке:
 
Под бело-мраморным обличьем андрогина
Он стал бы радостью, но чьих-то давних грез.
Стихи его горят - на солнце георгина,
Горят, но холодом невыстряданных слез.
 
Андрогин - мифическое существо, по преданиям древних греков, давшее жизнь человеческому роду и соединявшее в себе черты мужчины и женщины.
Четверостишие Анненского - это, собственно говоря, отражение его же беглого поэтического замечания о внешности Блока:
- ...Напечатанные на cart-postal`ях черты являют нам изящного Андрогина.
Двуполое существо, соединявшее в себе черты мужчины и женщины.
Вот - Блок, его странность, его загадка, его рок.
Впрочем, можно смело вынести за скобки то, что касается его "мужской половины",- об этом известно многое:
об увлечениях, любовях и страстях, словах и поступках и даже о "простой девушке с Карпат", которая, по словам Надежды Павлович, "ждала от него ребенка. Во всяком случае, образ Марии, девушки с Карпат, должен войти в пантеон женщин, связанных с поэзией Блока".
Имеет ли значение эта биографическая поправка к творчеству поэта и проливает ли она свет на загадку его личности,- не знаю да и гадать не стану. Мне ближе другое мнение:
- Блок - самая большая лирическая тема Блока (Юрий Тынянов).
Нас интересует в этой теме - "женское начало".
 
Медленно в двери церковные
Шла я, душой несвободная,
Слышались песни любовные,
Толпы молились народные.
 
Или в минуту безверия
Он мне послал облегчение?
Часто в церковные двери я
Ныне вхожу без сомнения.
 
Падают розы вечерние,
Падают тихо, медлительно.
Я же молюсь суевернее.
Плачу и каюсь мучительно.
17 октября 1901 г.
 
Женщина? О нет:
девушка, скорее ангел с девичьим лицом, опаленный земной жизнью.
Девушка Александр Блок.
 
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу.
 
Я ловлю твои сны на лету
Бледно-белым прозрачным цветком.
Ты сомнешь меня в полном цвету
Полногрудым усталым конем.
 
Ах, бессмертье мое растопчи,-
Я огонь для тебя сберегу.
Робко пламя церковной свечи
У заутрени бледной зажгу.
 
В церкви станешь ты, бледен лицом,
И к царице небесной придешь -
Колыхнусь восковым огоньком,
Дам почуять знакомую дрожь...
 
Пред тобой - как свеча - я тиха.
Пред тобой - как цветок - я нежна.
Жду тебя, моего жениха.
Все невеста - и вечно жена.
26 марта 1904 г.
 
Листая записные книжки Блока, я не раз ловил себя на мысли, что попал:
в "девичью" -
так здесь все аккуратно и прибрано, так расставлено по своим местам - и так, словно шепотом, поверяются бумаге сокровенные мысли, как поверяет подруга подруге самое заветное.
 
16 июля 1903 года. Записи в книжке связаны с предстоящей свадьбой Блока:
Люба. Любочка. Любушка.
 
Если Люба наконец поймет, в чем дело, ничего не будет. Мне кажется, что Любочка не поймет.
 
У Любочки щечки побледнели. Глазки открылись. Волосики растрепаны. Ручки исцарапала. Совсем беспомощная - слабенькая.
 
У Любочки пушок на личике. Золотистый. Красное вечернее солнышко его насквозь проглядывает. Пушок золотой.
 
Из семьи Блоков я выродился. Нежен. Романтик. Но такой кривляка.
 
Будто бы и "кривляка"!
Нет, это "кривляется" женское начало в нем; и записи перед свадьбой:
странно - будто подруга пишет о подруге, тихо и с умилением.
Но подруги могут и ссориться!
Через семь лет в записных книжках мелькнет:
 
Люба довела маму до болезни. Люба отогнала меня от Людей. Люба создала всю ту невыносимую сложность и цтомительностъ отношении, какая теперь есть. Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей, в том цисле мою мать, то есть мою совесть. Люба испортила мне столько лет жизни и довела меня до того, что я теперь...
...Люба на земле - страшное, посланное для того, чтобы жучить и уничтожать ценности земные.
 
"Женское" постоянно вибрирует в Блоке.
Любопытна его запись в сентябре 1907 года:
 
...Женские песни, страсти, разврат, обрядовые игры, переряживанья (мужчин в женское платье, женщин - в мужское...)
 
Кстати, в этом же году (но в начале) - написано стихотворение "Ее песни".
Чьи? Его/ее...
 
Не в земной темнице душной
Я гублю.
Душу вверь ладье воздушной -
Кораблю.
Ты пойми душой послушной,
Что люблю...
 
Господи, да что это за напасть такая, что за наваждение? Что за "женские страсти", что за "девичьи вздохи"?
Что за "девичья рука" выводит эти строки в дневнике? -
 
Виденное: гумно с тощим овином. Маленький старик, рядом - болотце. Дождик. Сиверко. Вдруг осыпались листья молодой липки на болоте у прясла под ветром, и захотелось плакать.
 
Право, не ангел ли с девичьим лицом? Ангел, опаленный земной жизнью? Девушка Александр Блок.
 
Да, я изведала все муки, -
Мечтала жадно о конце...
Но нет! Остановились руки,
Живу - с печалью на лице...
 
Весной по кладбищу бродила
И холмик маленький нашла.
Пусть неизвестная могила
Узнает все, чем я жила!
 
...Тяжелый петербургский туман неспешно опускается на выверенную череду вытянувшихся, как по ранжиру, улиц. Вон у того окна чей-то профиль проглядывает сквозь молочную завесу - кто это? Не разглядеть.
Только звук какой-то приближается, неясный, щемящий,
будто хочет прикоснуться к тебе,
прошептать что-то вещее,
поведать о чем-то неизбывном и вечном.
 
Мой милый, будь смелым -
И будешь со мной.
Я вишеньем белым
Качнусь над тобой.
Зеленой звездою
С востока блесну.
Студеной волною
На панцирь плесну.
Русалкою вольной
Явлюсь над ручьем.
Нам вольно, нам больно,
Нам сладко вдвоем.
Нам в темные ночи
Легко умереть
И в мертвые очи
Друг другу глядеть.
 
Но:
пропало наваждение;
или - туман скрыл внезапное видение;
или - и не было его вовсе,
а: был лишь обычный променад по Офицерскому проспекту, туда, к Пряжке-речке, на берегу которой притулился дом, где долго-долго жил Блок.
Гулкая парадная, прохладные стены, лестница, уходящая из-под ног;
время словно застыло здесь раз и навсегда.
Странно:
оказывается, в этом же доме жил когда-то Иннокентий Анненский. Жил еще до вселения Блока.
Как знать, о чем говорят тени двух великих поэтов, сталкиваясь здесь, на лестничной площадке?
Может быть, они говорят о любви?
Может быть, они читают друг другу ненаписанные любовные стихи или спорят до рассвета о том, о чем не успели доспорить когда-то?
- Полноте, Александр Александрович! - говорит Иннокентий Анненский,- да есть ли вообще любовь в ваших стихах?
Разумеется, есть.
Но, право, какая-то она непривычная, вселенским холодом веет от нее, "холодом невыстраданных слез", как справедливо изволил заметить господин Анненский.
Любовь у девушки по имени Александр Блок - поистине астральное чувство, и вряд ли мы сможем познать его;
разве только - почувствовать нестерпимый, обжигающий холод, идущий ниоткуда.
Ниоткуда с любовью.
 
...И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах...
 
Ниоткуда с любовью.
 
"...Пойми, пойми, ты одинок,
Как сладки тайны холода...
Взгляни, взгляни в холодный ток,
Где все навеки молодо..."
 
Так! -
ибо любая попытка любви обречена:
 
В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета - ночь мутна.
Дева Света! Где ты, Донна Анна?
Анна, Анна! - Тишина.
 
ишина. Никого на лестничной площадке. Только холодный ветер ввинчивается в зияющую пустоту лестничного пролета.
Медленные ступени вниз, словно строчки из дневника, ведущие за собой, но не открывающие тайны.
Если бы знать, чьи это строчки,
чьи? - его/ее?
 
...Утром розы от Л. А. Дельмас и маленькое красное письмо, любящее и мудрое, каких не бывало еще...
 
..Вечером была у нас Катя Манасеина, сидела долго, болтала весело, хорошенькая, особенная.
 
..Ночью - разговор с Любой о приближающейся старости.
 
...Одиночество - больше чем когда-нибудь. Все-таки им уловить меня не удастся, я найду способ от них избавиться.
 
...Вчера вечером был Женичка. В понедельник 23-го мая буду его венчать.
 
Откуда, откуда этот нежный девичий тон, откуда эта трогательная девичья заботливость о близких и друзьях,
откуда эта "слезинка" в голосе?
 
Петербургские сумерки снежные.
Взгляд на улице, розы в дому...
Мысли - точно у девушки, нежные,
А о чем - и сама не пойму.
 
И - взгляд на фотографии: девичий;
и улыбка - сродни улыбке Джоконды:
чему улыбается? кому? Поди разгадай!
 
Но не эта ли улыбка чудится нам, когда "медленно, пройдя меж пьяными. Всегда без спутников, одна. Дыша духами и туманами, Она садится у окна..."?!
Не "женское" ли Я выводит на прогулку в этом стихе поэт, чтобы сквозь шуршание шелков и слегка вздымаемую дыханием вуаль вдруг подтвердить близость с этим Я, даже странную близость, и воскликнуть ничтоже сумняшеся: "В моей душе лежит сокровище, и Ключ поручен только мне!"
Это второе Я следовало за ним неотвратимо, жило в нем, вело его за собой днем и ночью; склоняясь над постелью, напоминало о себе:
 
Но не ели, не тонкие ели
На закате подъемлют кресты,
То в дали снеговой заалели
Мои нежные, милый, персты.
Унесенные белой метелью
В глубину, в бездыханность мою, -
Вот я вновь над твоею постелью
Наклонилась, дышу, узнаю...
Я сквозь ночи, сквозь долгие ночи,
Я сквозь темные ночи - в венце.
Вот они - еще синие очи
На моем постаревшем лице!
В твоем голосе - возгласы моря,
На лице твоем - жала огня,
Но читаю в испуганном взоре,
Что ты помнишь и любишь меня.
 
Но странно:
чем ближе надвигалась трагическая дата в истории России -
- я говорю об Октябрьской революции, -
тем тише и глуше становился "девичий голосок" и исче-цее роковое слиянье его с "мужским голосом", исчезая, эвно истончало зыбкую почву творчества Блока. Стихи практически перестают появляться из-под его пера;
и - если Пушкина убило отсутствие воздуха,
то Блока - умершее женское началов нем.
 
С фотографий последних лет глядит на нас совсем другое осунувшееся и невероятно переменившееся. И неотвязные просятся на ум строки -
те, в которых он словно предчувствует смерть своего alter ego:
 
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей - довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена - все больно.
 
И стихотворение вроде бы о другом, - скажет проницательный читатель, - и - тема другая, и - вообще...
Все так.
И все было бы так, если бы это написал другой поэт.
Засим закончим наше скромное повествование о странном и загадочном человеке, в ком столь причудливо соедились черты мужчины и женщины,
и произнесем еще раз благоговейно имя этого человека:
АЛЕКСАНДР БЛОК.
Copyright: markoni, 2004
Свидетельство о публикации №32607
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11.12.2004 15:38

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Лезинский[ 11.12.2004 ]
   Как человек, кое-что понимающих в колбасных обрезках, заявляю: великопное исследование и подано мастерски! Ставлю за него полновесную десятку!

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта