А. Золотов Из памяти не вычеркнуть -2 Не знаю, кому как, но время учебы в институте — это самый лучший период в жизни. Как же иначе? Пора молодости уходит, оставляя нам взамен только память прошедших лет, из которой не вычеркнуть и не забыть тех дней и минут. Чем старше мы становимся, тем чаще переживаем мгновения тех уже далеких дней. В жизни студента нет места для грусти, приходит иногда плохое настроение, но есть масса хороших и счастливых минут и часов. Подчас случаются забавные, и даже комические случаи, которые вызывают ностальгическою улыбку даже спустя много лет. Сопромат, с его изгибающими моментами, моментами кручения, эмпирическими формулами, предельными и запредельными напряжениями дается не каждому студенту. Он вызывает не менее запредельные напряжения мозгов: «Как сдать этот предмет?! Как пройти праведным или неправедным, тернистым путем к заветной записи в зачетной книжке: «Удовлетворительно» И…. И получается! Приказ, изданный ректором института гласил, что если кто-то трижды не сдаст экзамен, будет отчислен. Студент, назовем его Василием, пришел сдавать вышеуказанный сопромат в третий раз. Первые попытки он провалил, более того «прославил» себя неумением пользоваться шпаргалками. Тогда и в мыслях ни у кого не было платить или брать деньги за сданный экзамен. И так судьбоносная встреча преподавателя и студента. Василий, в назначенный час предстал перед заведующим кафедрой. Хитроумные «шпоры» давали ему надежду, но преподаватель тоже не промах. —Здравствуйте, Федор Семенович, — застенчиво уважительно и просящие выговаривал слова наш герой. —Здравствуй, орел! Неудачно ты пришел, мне надо идти на ученый совет. —Федор Семенович, взмолился Василий, — попрут меня из института, сроки закончились. —Что мне с тобой делать? Шпоры есть? — сжалился преподаватель. —Нет, нет, что Вы?! — не моргнув глазом, врет студент, — да разве у Вас спишешь. —По глазам вижу, что врешь. Ладно, идем в мой кабинет. В кабинете все пошло не так, как планировал Вася. —Раздевайся! — приказал преподаватель. —Зачем? — Вася похолодел от ужаса, глаза округлились…. —Мне надо идти на ученый совет, а тебе сдавать экзамен! Так? —Да! —Я знаю, что «шпор» у тебя в одежде масса. —Нет у меня ничего, — теряя последнюю надежду, уныло молвил несчастный студент. —Есть! Нет! Не станем спорить. Раздевайся, я унесу твою одежду. Тогда у нас будет полная уверенность, что ты сдал экзамен честно. Захватив Васину одежду, преподаватель, заперев дверь кабинета, ушел, оставив его один на один с билетом…. Долго ли коротко длилось отсутствие Федора Семеновича, но все когда-либо заканчивается. Войдя в кабинет, он отдал одежду. —Пока я буду знакомиться с твоим творчеством, одевайся. Преподаватель смотрел на исписанный лист, брови его удивленно взметнулись. —Ты это сам написал? —Посмотрите — это Ваш лист со штемпелем. —Я не знаю, как ты меня обвел вокруг пальца, но мы сейчас это выясним. —Посмотрите это же мой почерк! — стал твердить Вася. —Это я вижу! — Федор Семенович взглянул поверх очков, — скажи честно, как тебе это удалось. —Сказал бы, да выпрут из института, а там здравствуй Советская армия, — перешел на деловой разговор Вася. —Я тебе поставлю «удовлетворительно». —Федор Семенович, такой секрет и так низко Вы цените. —Ты еще и торгуешься. Наглости тебе не занимать! Все уходи! Неуд! — Преподаватель отодвинул на край стола Васину зачетку. —Все, все! Я пошутил…,— взмолился Вася, — удовлетворительно, так удовлетворительно. Федор Семенович пододвинул к себе зачетку. —Раскрывай свой секрет. —Точно поставите удовлетворительно? —Я же сказал…. —Надо было с одеждой забирать и телефон, — сказал Вася и пока преподаватель хохотал над собой, Вася спешно одевался и тревожно поглядывал на него. Его опасения были напрасны. Федор Семенович выполнил договоренность. —Иди! Сдал. Счастливый Вася, даже не заглянув в зачетку, помчался в общежитие, где его уже поджидали друзья —Сдал? — спросили они. —Конечно!!! Сегодня обмываем! —А не врешь? —Посмотрите в зачетку. Друг, который диктовал Васе ответ на вопросы экзаменационного билета по телефону, открыл зачетку. —Нет, Василек! У тебя дело так не пойдет! — неожиданно сказал он. Вася обомлел и обреченно пролепетал: —Неужели Федор Семенович поставил «неуд»? —Дело в другом! Он поставил тебе «отлично», а это означает, что ты ставишь в два раза больше…. —Зачем с Федей торговался…? — Вася стал подсчитывать мелочь в кармане…. Обучение студента это сложный путь знаний в голову молодого человека, решившего стать специалистом. Преподаватели решали эту проблему по-разному…. Приходит ко мне мой давний, еще школьный друг — одноклассник Николай Иванович. (Примечание автора. Он был старостой группы и потому стал сначала в шутку, затем полновесным Николаем Ивановичем) и молвит нечеловеческим голосом: —Труба!!! Выручай, зашился совсем! —Что случилось? —Сделай курсовую работу по сопромату. Зачем я пошел учиться на инженера- механика? Вы электрики, как белые люди, в карты играете, а мы…, — он махнул рукой и ругнулся. —Ты принес задание? —Конечно! Магар с меня! Через пару дней он понес курсовую работу сдавать. Отсутствовал он час или немного более, а когда появился в дверях, кислая мина не сходила с лица: —Я думал ты в этой ….. разбираешься, — тихо и обреченно сказал он и бросил листы на стол. —Рассказывай, что произошло? —Труба! Представляешь! Федя сбесился, когда посмотрел мою, вернее твою работу. Труба! —Рассказывай по порядку. —Что тут рассказывать? Открыл, посмотрел, задал пару вопросов и сбесился. Кричит: «Что ты мне принес? Что ты мне принес? Это филькина грамота! Все переделать!» Почеркал листы красным карандашом. Откинул мою курсовую работу так, что листы полетели на пол. —Ты, когда переписывал с черновика, ничего не напутал? —Нет, сам проверь. Десять минут мне хватило, чтобы понять, что все верно. —Николай Иванович, ты ничем не провинился перед Федором Семеновичем? —Не-ет. — недоуменно протянул он, — что все правильно? —Все согласно методическим указаниям, расчеты формул я проверил…. —Ты посмотри, он там черкал красным карандашом. —Уже посмотрел, — уверенно ответил я. —Что теперь делать? Перепиши испорченные листы и неси еще раз. —Труба! Он меня убьет! —Тогда сделай сам или попроси еще кого-то. —Ты уверен, что все правильно? — Николай Иванович смотрел на меня с надеждой и тревогой. —Уверен, твердо ответил я. Мой друг вернулся быстро, по-хозяйски звеня бутылками вина. Он улыбался, его распирало то, что очень хотелось рассказать. —Я вижу, что все в норме? Мой вопрос только подстегнул его. —Федя взял мою работу, задал по ней несколько вопросов и говорит: «Ну, вот! Сразу видно, что поработал. А то принес тогда какую-то галиматью». А я возьми и ляпни: «Федор Семенович, курсовая работа та же! Я ее проверил и потом переписал». Федор Семенович внимательно посмотрел на меня и усмехнулся: —Раскрыл мой метод обучения! Тогда я задал тебе вопросы по курсовой работе, а ты «поплыл». Я понял, что ты ее содрал, (Прим. Автора. Тогда это означало списать) или кто-то тебе ее сделал. Теперь ты ее изучил и запомнишь эту тему сопромата и этот случай надолго. Во время нашей учебы в школе, у нас появился настоящий профессор. О нем говорили, что он сослан к нам за провинности перед властью, но истинной причины его пребывания у нас, не знает никто до сих пор. Он преподавал физику в старших классах и делал это весьма эффективно. После изложения учебного материала, всегда рассказывал анекдот и пояснял это так: «Все знания надо «привязывать» к той информации, которая, помимо воли и желаний человека, запоминается хорошо и надолго. Думается, что Федор Семенович привязывал знания не хуже профессора…. |