А. Золотов В детство плацкартный билет…. А может просто лишь иногда, В памяти своей приходим мы туда. Четвертое отделение совхоза, затерянное в Сальских степях, насчитывало около десятка строений. Дом, в котором мы жили, имел четыре подъезда, по четыре квартиры-комнатушки. Ютилось в нем масса людей и потому его прозвали «ВОКЗАЛ». Теснота не была яблоком раздора, как ни странно, жили дружно, женщины усаживались на завалинки и вечера напролет пели песни и тут же сочиненные «страдании». Плясали под гармошку так же, как танцуют ныне любой другой танец. Иногда смотрю наивные фильмы о тех временах и думаю, что, если отбросить идеологические посылы, все так и было. Время послевоенное, в семье, зачастую, нечего есть. Мать соберет сухари, которые копили про запас, приготовит «затирку». ( Затирка — это желто зеленная студенистая масса кисло-сладкого вкуса) разделит на четырех пацанов, а самой не достается…. Но, что это я о грустном? Лето — золотое время мальчишек. Отцы и матери с утра до позднего вечера на работе. Мы росли как бурьян у дороги, а скорее у пруда. Ловили рыбу, раков, здесь же на берегу готовили их у костра. Учились плавать и преуспели в этом. Каждый из нас мог бы соревноваться с лягушками. У пруда собирались все, купались, загорали, чаще всего играли в «Латку». Мы подныривали к девичьим прелестям, чтобы прикоснутся к особо охраняемым ими местам. Возмущению не было предела, но девушки не уходили, хотя наверняка знали, что все повторится еще не один раз. Что их удерживало? Видимо таковы правила жизни и игры. Зимой надевали валенки, привязывали к ним коньки…. Тем временем жизнь не давала расслабиться. За опоздание на работу человека судили, как уголовника. Налоги были жуткие. Основная еда — обрат молока и хлеб. Спасал пруд и рыба из него…. Представьте, что семья должна сдать в государство 14 килограмм сливочного масла, причем совершено неважно содержишь ты корову или нет, и сколько душ в семье. Чтобы не платить дань по фруктам, жители вырубали во дворах фруктовые деревья и убирали заборы палисадов. Но фрукты детям нужны. Выход был очевиден. Да! Мы воровали виноград, яблоки, вишни в совхозных садах. Кто осудит, если мечта мальчишки обнести чей-то сад? Однажды попались! Сторож - нестарый мужик направил на нас ружье и вел, как военнопленных довольно долго, но потом, видимо насытившись властью, отпустил. О пролитых нами слезах узнали наши старшие братья и отцы. Думаю, что Федя, так звали конвоира, пролил слез больше нас. Как не смотри на него, в фас или в профиль, рожа была долго синей. Помнится и забавный случай. Виноград сторожил старенький дед, но уж очень бдительный. Не успеем пробраться в виноградник, а его длинная палка уже рядом. Бежали, теряли парусиновые чювяки (так называлась обувь, изготовленная местным умельцем), а потом долго выковыривали занозы от «каунчиков» (растущая в большом количестве колючка, которую, как не бросай, она ляжет жалом вверх). Пришлось искать другие пути. Нашли! Есть растение — «Перекати поле», которое с помощь ветра кочует по степи. Это большой, колючий шар, размером около метра в диаметре. Отыскали мы такие шары и, прячась за ними, покатили к винограднику. Хитрость опять не удалась. Катить то катили, а ветер дул другую сторону, дед очень удивился…. Но мы не были бы мальчишками, если бы деда не победили, стали делится на две группы и демонстративно делать набеги, дедушка быстро устал гоняться за нами и более того ушел с такой беспокойной работы. Еще один хитро сделанный сторож был славен тем, что выбирал самые лучшие яблоки, затем прятал их в копну сена, с последующей доставкой домой. Одноглазый бинокль (половина бинокля) помог разработать план, по которому одна ватага шумит в саду, другая чистит копну от яблочек. Не все сторожа ходили у нас во врагах, с ними не «воевали». Принесем дедушку воды из колодца и долго слушаем рассказы: о прошлой жизни, о войне. Странно было узнать, что Первоконную армию создал не Буденный, а Думенко. Не верили мы, что красный маршал был заместителем Думенко, предал его и славу присвоил. Когда уходили, сторож давал яблок и говорил: —Приходьте, хлопци, та воруйте яблочки, а то пропадут под деревьями, то хоть вам польза будет…. Тильке ветки не ломайте и як я буду пидходыть, убегайте. Та не забудьте водицу мне приносить. О набегах можно писать много, но не утомлять же читателя! Бахча! В общем, не очень приятное место, если учесть, что хотелось быть на пруду, но надо в жару полоть рядки растущих растений. Но есть в этом и вторая приятная сторона— это сбор урожая. Представьте, что каждый волен выбрать любой арбуз или дыню и тут же, на бахче, съесть его или выбросить, если он окажется несладким. Жизнь полосатая штука. Арбузы есть хорошо, но собирать и носить, с переполненным животом, сами понимаете, не сахар. А еще огромную кучу арбузов надо разделить и перетащить домой…. А пруд то ждет…. И сазаны там ловятся огромные…. Школа! После четырех классов, покидая начальную школу, уезжали из дома, чтобы до лета жить в интернате. Плохо, жрать нечего, но опять же весело. Валера Брыкунов, подвижный и шаловливый мальчишка, сидел на первой парте. Урок биологии вел старый учитель Погибко Василий Трифонович, звали его коротко, В.Т. Он иногда заменял преподавателей, которые, по каким-то причинам не могли вести занятия. Пока В.Т. рассказывал о строении пестика и тычинки, Валера взгромоздил его очки на себя. Учитель сокрушенно хлопает себя по карманам, обследует свой лоб, но найти очки не может. Смешки в классе превращаются в смех…. Нет, не забыл В.Т. проделку Валеры. Месть состоялась на уроке физики. —Кто мне скажет, бензин горит? — вопрошает В.Т. Все понимают, что бензин горит, но чувствуют, что в вопросе подвох, молчат. Валера не может утерпеть, тянет руку! —Отвечай Брыкунов. —Горит, Василий Трифонович! — счастливо улыбаясь, выпаливает Валера. —Садись, Брыкунов! Двойка! Класс притих, понять ничего не может, а Брыкунов бросается в «бутылку»: —Бензин горит! —Я сказал, не горит! Неси дневник, я тебе двойку напишу! —Если бы бензин не горел, машины бы не ездили, — упирается ученик. —О, мерзавец, ты еще споришь! Сидишь, штаны протираешь, воздух портишь и споришь? Неси дневник, я тебе за всю неделю по физике двойки напишу, — взъярился В.Т. Четыре двойки гордо стали красоваться в дневнике, в тех местах, где значилась ФИЗИКА. Все ждали объяснения и оно последовало: —Не бензин горит, а горят его пары, — глубокомысленно изрек В.Т. Во избежание неприятностей, никто спорить не стал о том, что пары бензина — это тоже бензин, но в другом состоянии…. Урок русского языка. По счету он шестой. В интернатской столовой завтрак скудный, и потому есть хочется всем. Павлик Гриненко отличался тем: что был нежадным человеком. Его мать работала в продмаге, часто и густо, присылала сыну колбасу. У Пашки не хватило сил дождаться окончания урока, он развернул пакет. Запах колбасы завладел устремлениями учеников. Им не было дела к тому, что в это время, писал на доске учитель. Паша раздавал колбасу. Так уж случилось, что Миша Павлов провинился и отбывал свой срок в углу, рядом с доской. Запах достиг и его. Он соорудил из своих ладошек нечто похожее на ловушку. Паша вошел в сложное положение товарища, бросил ему кусок, но промахнулся и попал в голову учителя. Класс ускорено покидали, сначала Миша, потом Паша и в стремительном полете за ними погналась такая желанная для всех колбаса…. Девочки! Первая любовь, записки, вздохи разочарования…. Валя, Майя, где Вы? Недавно был вечер встречи нашего класса, вернее, тех, кто жив, и кого удалось отыскать…. Вместе искали дорогу в детство…. Решение единогласное: «Надо собираться и звать его, и оно придет!!! Пусть даже во сне…». ДЕТСТВО! ДЕТСТВО! Куда ты подевалось? Как найти то место? Куда же ты умчалось? Я побежал бы за тобою! Но исчез твой сладкий след. Шел бы трудною тропою, Но таких тропинок нет! Все ты унесло с собою: Грезы детства и мечты, Заставляешь грустить порою, Но хоть плач, не вернешься ты. Никогда уж не вернется, Детская, первая любовь, Но пока сердце бьется, Для неё есть место в нем! ДЕТСТВО! ДЕТСТВО! Куда ты подевалось? Как найти то место? Куда ты вдруг умчалось? К кассе вокзальной я поспешу, билетик до детства я попрошу…. |