...Масштаб дарования этой актрисы особенно проявился в ролях мальчиков - в ролях, доступных и подвластных амплуа травести, её, Куприяновой, амплуа. Поколения молодых москвичей 50-х - 70-х воспитывались также и её героями - от шпанистого Шуры Тычинкина до маленького мечтателя, грустного и озорного Короля Матиуша - героями разными, но равно отмеченными исключительной личностью самой актрисы, неповторимостью её художественной манеры. Юные герои Маргариты Куприяновой никогда не покидали художественной реальности ради панибратских симпатий зала. Оттого, вероятно, сверстникам, сидевшим в зрительном зале, герои актрисы никогда не казались "своими", они являлись из иного, далёкого и сказочного мира. Их схожесть со зрителями была только мнимой. На самом деле сценические герои актрисы, все без исключения, были чуть-чуть не от мира сего. Кем бы ни представала Куприянова - пионером-сорванцом, оборванцем или принцем - её герои заставляли зрителей испытывать горькое, но возвышающее чувство недоступности, влюбляли в себя, ибо вопреки своей юности, сами они воплощали идеалы добра и правды, юности особенно дорогие, но, увы, недостижимые... Асаф Фараджев Сентябрь 1984 * * * Улетела. Маленькая царственная пленительная волшебница сцены, зачаровала таинственной эфемерностью Театра, околдовала на всю жизнь, поддерживала своим существованием совсем рядом, на Театральной площади. Теперь улетела, оставив сиротами видавших её, веривших через неё в непременную победу добра, справедливости, честности и чистоты. Память о ней поддерживает вера в то, во что верили её герои, во что верила она сама. Асаф Фараджев Февраль 2005 Автор: Ирма (193.233.73.---) Дата: 15 Мар 2005 14:14 Уважаемый Асаф! Я скорблю вместе с Вами. Я помню немногое из того, что можете помнить Вы (время рождения - непостижимая вещь) и я благодарна Вам за то, что пишете о Маргарите Григорьевне Куприяновой. Заметьте, что умирающий театр не откликнулся на смерть Мастера. Я имею ввиду, что на официальном сайте РАМТа нет слова художественного руководителя и пр. Я знаю, что они были, но многие хотят видеть это в виртуальном мире - не все бывают на реальных проводах Человека, не все произнесенные слова остаются. Помню свое удивление, когда увидела ее вне сцены. Маленькая, воздушная, в феерической куртке с рюкзаком за плечами, она пронеслась мимо меня, обдав энергией солнца. Я смотрела вслед... малое количесто людей сохраняют ее до конца. С глубоким уважением к Вам и Вашему творчеству, Ирма ___________________________________________ __________________________________ Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru) Дата: 15 Мар 2005 19:14 Не хотел бы здесь и сейчас писать моих воспоинаний о Ней. Не место и не время. Чуть-чуть. Начало 60-х годов прошлого века. Мне 5 или 6 лет, а уже успел наесться доморощенной унылой советской казенщины - "домашнему ребёнку" со Сретенки хватило детсада на Каляевке и на Трубной. В противовес, как удар грома, - Театр. Боюсь ошибиться, что было первым - "Синяя птица" во МХАТе или "Димка-невидимка" и "Сомбреро"в ЦДТ. Кажется, второе. Точно знаю, что лучшая часть моей души на всю жизнь изваяна МХАТовской "Синей птицей" и Маргаритой Куприяновой во всех Её ролях. В сущности, это равновеликие явления. И в жизни Она была не от мира сего, и Её сценические герои были таковыми. Это действовало на советских детей, сознание коих с рождения коверкалось тотальной фальшью, ханжеством и лицемерием, - гипнотически. Она была для нас Маленьким Принцем в любой роли, даже самой советской, самой михалковской - и Шура Тычинкин, шпана в сомбреро - всё равно был не очень наш, с другой планеты, из другого, прекрасного, мира. Она завладевала нашими душами потому, что владела секретами искусства Театра, а её герои олицетворяли идеал вечного мальчишества - "питерпенства", идеал не менее высокий и трагический, нежели идеал вечной женственности... Смотрю на её фотографии на стене и снова говорю себе - никогда не прощу Ей, что позволила записать на телевидении "Короля Матиуша 1" с другой актрисой. Старой, видите ли, не хотела запечатлеваться. А то, что без Неё это невозможно смотреть, что Пётр Наумович на Неё и для Неё ставил - это как? И не осталось ничего от Матиуша. Ни кадрика. Не прощу. То, что фотку свою мне так и не подписала - простил, а то, что себя в Матиуше не оставила - никогда! За полгода до Её 60-летия, постоянно думая над статейкой о Ней, я впервые увидел Её вне сцены, "живьём", через 20 с лишним лет после первого Ею мне подаренного волшебства. 1984. Май. Сказочно солнечный день. Я, в белом, тогда ещё стройный и почти юный, встречал Её в фойе ТЮЗа. Она спускалась по лестнице с бельэтажа, словно сказочный эльф, тоже в белом... Четыре часа гуляли по Тверскому бульвару - от Никитской к Пушкинской и снова к Никитской. Я робел, осознавая, что сбылось несбыточное - по левую руку от меня театральная Богиня. Вначале боялся собственного голоса, с тщанием подбирал каждое слово. Потом нам стало легко и прекрасно. Ей было нескучно. Иначе она бросила бы меня и ушла. Я знаю. В ноябре вышла моя маленькая статейка. Она позвонила и счастливо произнесла: "Даже о Мадлэн Рено не писали так, как Вы, Асаф, обо мне." Был счастлив я... Ой, что-то я заболтался, Ирма :))) Спасибо Вам. Напоследок: в день Её похорон (чушь какая, такие не умирают) один хороший актёр, с которым Она часто играла, стоя у Её гроба, рассказал, что получили они с Ней квартиру в одном и том же доме. Дом был бандитский: половина сидела, половина до поры на воле. Поздно возвращаться боялись, на лестничных пролётах собиралась вся эта публика, пила, дралась, материлась. И только когда Она проходила мимо, возвращаясь домой, всё стихало - бандюки восхищенно шептались между собою: "Куприянова идёт". Это стоит не меньше детских смеха и слёз, которые она нам по-королевски дарила... ___________________________________________ __________________________________ Автор: Ирма (---.Moscow.dial.rol.ru) Дата: 16 Мар 2005 20:52 Две строчки без рифмы с ритмом считалки: Отсчитайте сорок дней От седьмого февраля... Ее последняя роль... Чехов/"Вишневый сад"/Шарлотта Ивановна Видели ли Вы? Заменила Маргариту Куприянову молодая актриса. Так нелепо звучат слова "Я не знаю, сколько мне лет. Мне все кажется, что я молоденькая." У меня начинались приступы "каргизма" (это мой термин, означающий тяжесть навалившейся старости и некрасивости для окружающих - как старая карга). Я утешала себя себя тем, что в Средние века я давно бы умерла от болезней или голода или мало-ли-причин. Завидовала. Я смотрела четыре раза - больше не получилось. Объясню почему так много для такой не лучшей постановки (впрочем, я согласилась с Григорием Чхартишвили, что постановка Бородина для зрителя более приемлема, чем постановка Някрошуса) - в последние годы у Куприяновой не было ролей. Проблема театров в подборе репертуара: мало того, что мировой репертуар (99%) создан для мужчин, так еще и труппы с политикой ее подавляющей незанятости на сцене. Не всегда надо давать дорогу молодым. Как быстро становятся знаменитыми, как быстро угасают. Когда я говорю о том, что надо искать пьесы, перерабатывать ну делать хоть что-то, чтобы были заняты в спектаклях актеры старше шестидесяти. Самые долго живущие профессии знаете? Две категории: ученые и библиотекари/актеры и учителя - одинаковые нагрузки на психику, память, одинаковые проценты риска смерти на работе от травм (ох уж эти падающие декорации и взрывающиеся пробирки, инфаркты и падение с лестниц:))) Заболталась я что-то:))) Когда приближается дата Приходят печальные мысли. ___________________________________________ __________________________________ Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru) Дата: 16 Мар 2005 23:19 Ирма, Вы мельком задели очень важные общетеатральные темы. Позвольте мне вместо продолжения разговора на эти темы рассказать о моём последнем, практически виртуальном свидании с Ней. Это было год назад, прошлой весною. Прикупив подлинный автограф М.Чехова (как всё связано в нашей жизни), я шел из музея МХАТ (где получил доказательство подлинности автографа) по Камергерскому напрямик в некогда дом М.Чехова, мой любимый ЦДТ. К Ней. В папке с фотографией и автографом Михаила Александровича лежала ещё одна, Её, без автографа, которую я нарочно вынул дома из рамки, с тем, чтобы она, наконец, поставила в специальном белом паспарту свой драгоценный автограф. Купил цветов, дивные тёмносиние ирисы. Четыре часа дня. Я знал, что вечером у Неё "Вишневый сад". Зашел в театр, осведомляюсь - когда Она придёт. Сказали, что пока Её нет, будет ближе к спектаклю. Я прождал два с половиной часа, периодически звонил в репертуарную контору справиться - не пропустил ли, хотя пройти Она могла только мимо меня. Нет, не пришла. Около половины седьмого чувствую - что-то не так, дозвонился до Её костюмера. Та удивилась - а Маргарита Григорьевна с утра в театре и не уходила. Да вот она идёт. Костюмерша: Маргарита Григорьевна, Вас к телефону! Слышу в трубке её удивлённый мальчишеский басок - Меняяя? Её неповтоимое - Аллёоооу. Я: Маргарита Григорьевна, это Асаф.- Она: У меня спектакль, Вы невовремя звоните.- Я: Ну хоть цветы подарить можно....? Она (нетерпеливо, с раздражением): Асаф, я не люблю цветов. Я: Костюмерше подарите. Она: Мне сейчас на сцену, я не могу разговаривать... Пришел домой, цветы подарил маме, Её фотографию водрузил на место. Прошел год. К Ней на похороны я пришел без цветов. У изголовья Её гроба объяснил Ей, - почему... ___________________________________________ __________________________________ Автор: Ирма (---.Moscow.dial.rol.ru) Дата: 17 Мар 2005 22:26 Был у нас в МГУ профессор Кузнецов, который с нетерпением выкрикивал:"Ну! Говорите, говорите же!", даже если его собеседник не прерывался ни на минуту. Вы столько можете рассказать! Я когда-то читала книгу Горфункель о ЦДТ. Это 1960-е годы, если мне не изменяет память. Желтая бумага, фотографии из крупных черно-серо-белых точек. Огромная, поразившая меня глава о Куприяновой. Уже тогда - почти 20 лет работы в театре, тогда - оценка ее таланта. Я читаю Ваши воспоминания (громкое слово, правда? не верится)... Хочется вытянуть из из Вас больше, копнуть химическую оболочку памяти глубже. Спустя 25 лет после смерти еще одной великой актрисы ЦДТ - Валентины Сперантовой вышла книга воспоминаний о ней. Книга, возможно, не лучшая по построению материала, по расставленным акцентам. Важно, что она появилась. Маргарита Куприянова достойна того, о чем мы говорили с Вами раньше - чтобы помнили. Читаю воспоминания о рано ушедшем французском актере Жераре Филипе. Именно обрывочные рассказы современников, старших коллег (он слишком рано ушел, чтобы оставить учеников) делают книгу особенной. Кто-то вспоминает о работе, кто-то о случайных ситуациях, кто-то о внезапном мистрале, о шутках. Обрывисто, человечно, просто и сложно - лоскутки создают полотно. Ваши мгновения - похожие лоскутки, которые я добавляю к своим, к ним слова других... et cetera, как писали латиняне. "Говорите, говорите же!" ___________________________________________ __________________________________ Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru) Дата: 18 Мар 2005 08:37 Ирма, мне всегда было труднее писать о тех, кого особенно люблю, кто менял мою собственную жизнь, навсегда становясь её частью. Как театровед, я написал бы о Маргарите Григорьевне отстраннёно, на театроведческом "жаргоне", а как восхищённый зритель...могу лишь оплакивать утерянную возможность видеть её на сцене. Конечно, теперь я ненавижу себя за то, что всё откладывал посмотреть её в последних её ролях. Признаюсь, что, с раннего детства очарованный ею, как неповторимой травести, позже не хотел смотреть её в женских ролях, которые могли размыть эти детские и юношеские впечатления от её прежних, главных для её амплуа ролей. Конечно же, видел в конце 60-х "Рамаяну", понимаю, что Сита была сыграна прелестно, но и сегодня не могу поставить её рядом с Матиушем или Шурой Тычинкиным. Последняя мощная работа Куприяновой, которую я видел - сестра Симплиция в "Отверженных". Спектакль шел в два вечера, снова блистали звёзды театра - Воронов, Андросов, Она... . Роль маленькая, эпизод второго вечера, но какой! Кто видел - никогда не забудет. Не знаю, что удерживало меня посмотреть её Шарлотту, вероятно, инстинктивный страх наслоения нового впечатления на слишком горячо любимые старые... В любом случае когда-нибудь, даст Бог, найду ёмкие и точные слова, чтобы написать о ней, как о неповторимой актрисе. Неповторимость - единственное, ради чего стоит нести актёрский крест. Есть "Чиполлино", есть "Рамаяна" на пластинках, и когда я соскучусь по её неповторимому голосу, глядя на её фотографии в ролях и в жизни, что висят у меня на стене, я поставлю пластинку, и оживут счастливые воспоминания моего детства. ___________________________________________ __________________________________ Автор: Ирма (---.Moscow.dial.rol.ru) Дата: 20 Мар 2005 20:24 Как я поняла, Евгений Николаевич Редько велел своим неофициальным сайтчикам сделать страницу Маргариты Григорьевны http://www.eugeneredko.narod.ru/kuprijanova /kuprijanova.html и там дана ссылка на Ваш сайт. Хороший подбор фотографий. Как Вы понимаете, мне не суждено было увидеть то, что видели Вы, мои родители, и никакая пластинка не заменит ЕЁ пластику. Как театровед... я грущу о том, что умирает само направление - травести. Если когда-то они были тем, что сейчас называется "звездами", то я не могу назвать в современной Москве - гигантском театре - ни одного имени. Не кем быть околдованным. О "Вишневом саде" не переживайте. Хорошее должно остаться навсегда, проходящее - исчезнуть. "Отверженные" - пусть останутся. ___________________________________________ __________________________________ Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru) Дата: 20 Мар 2005 21:09 Ирма, дорогая, спасибо. Спасибо за сердечный и талантливый разговор, за адрес этой страницы, которая стала чудесным подарком лично мне и всем, знавшим и видевшим Её! Не прощаюсь :) ___________________________________________ __________________________________ Автор: Ирма (193.233.73.---) Дата: 22 Мар 2005 13:23 Дорогой Асаф! Мне приятно говорить с Вами. Знаете, есть философская теория замкнутости в круги жизненных событий. Думала ли я в начале-середине 90-х, восхищаясь Вашей работой в спектаклях Романа Григорьевича, что найду с Вами хоть немного общий язык:) ___________________________________________ __________________________________ Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru) Дата: 22 Мар 2005 18:35 Ирма, откуда такой пессимизм? Я не театральный тусовщик и не Мальволио. Для тонких, умных, думающих, чувствующих и порядочных людей я всегда открыт. Круг моих близких друзей вообще далёк от театра и искусства, так что общий язык со мной находят самые разные люди. Разве что мерзавцы, бездари и безликие анонимщики (в том числе сетевые :))) ) не могут на это расчитывать. А у нас с Вами, Ирма, всё в порядке ___________________________________________ __________________________________ Автор: Александр Васильев (---.catv.ext.ru) Дата: 25 Дек 2005 11:46 Мне было очень приятно и грустно читать Ваши теплые слова о Риточке Куприяновой, коллеге мой мамы, актрисы Татьяны Ильиничны Гулевич - Васильевой( 1924 - 2003 ) по ЦДТ. Они часто делили роли вместе - например Ситу в "Рамаяне" или Царь - девицу в "Коньке - Горбунке". Дома у нас сохранлось несколько фоторгафий молоденькой Риточки в спектаклях с мамой - кажется это "Горе от ума" М. И. Кнебель. Помню как в 1967 году Рита пришла к нам домой покупать мамины сапоги из ФРГ, долго не решались... Рита такая очаровательная , тонкая актриса великолепного театра... Я помню хорошо ее колег - Валентину Сперантову,Галю Иванову, Галю Новожилову, Надежду Румянцеву, Магду Лукашевич, Наталью Сальникову, Нелли Шеффер, Нелли Терновскую и Тосю Соболеву - каой состав и каие прекрасные, красивые женщины! Светлая память Александр Васильев историк моды Париж ___________________________________________ __________________________________ Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru) Дата: 26 Дек 2005 10:46 Дорогой Александр! Спасибо Вам за то, что откликнулись. Я так Вам завидую, что Вы имели счастье в жизни близко соприкасаться с АКТРИСОЙ, подарившей мне навсегда любовь к ТЕАТРУ. Галину Новожилову я многократно видел на сцене (как, впрочем, и большинство выдающихся артистов труппы ЦДТ 60-70 годов). Сама Маргарита Григорьевна при той нашей многочасовой встрече взахлёб рассказывала об актрисе Елисеевой, говоря примерно следующее: "Асаф, видели бы Вы на сцене Елисееву, - на меня внимания бы не обратили". Александр, я знаком с Вашей театральной родословной, я видел спектакли театра им.Моссовета с великолепной сценографией Вашего отца. Не имея чести быть знакомым с Вами лично, хочу, пользуясь случаем, выразить Вам моё восхищение Вашими феноменальной эрудицией, художественным азартом коллекционера, талантом рассказчика и Вашим человеческим обаянием, пробивающим даже экран телевизора. Даст Бог, может быть удастся встретиться с Вами лично, и тогда (я предвкушаю это) Вы расскажете мне о Ваших воспоминаниях, в которых фигурируют Маргарита Куприянова и целая плеяда выдающихся артистов ЦДТ, подробно и неспеша. Ещё раз сердечно благодарю Вас и обнимаю Асаф Фараджев |