Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Проза для детейАвтор: Борис Львов (БИЛ)
Объем: 6003 [ символов ]
Украденная идея (для детей среднего и старшего школьног возраста)
Однажды в библиотеках Новочеркасска отмечалось 180-летие со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Меня пригласили в одну из библиотек.
– Вам понравилось? – спросила меня Анна Васильевна – зав. библиотекой, когда всё закончилось. – Правда, очень уморительно исполняли дети песню «Коробейники», с ужимками, с приплясыванием и возгласами. А какие костюмы! И Вова, за которого так боялась бабушка, как настоящий мужичок с ноготок.
– Мне понравилось, – сказал я. – И выступления детей, и стихи наших поэтов, и копия Крамского, и вступительное слово… но Вова не дочитал стихотворение до конца, оборвав его на стихе: «…Рванул под уздцы и быстрей зашагал», кроме этого, первая строфа стихотворения, на мой взгляд, имеет изъяны…
– В чём Вы увидели изъяны? Весь мир читает это стихотворение великого поэта, весь мир! – перебила она меня.
– В этом, Анна Васильевна, я с Вами согласен, но послушайте, здесь налицо авторская глухота:
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Возьмём два первых стиха и для наглядности переставим слова в их пределах:
«Однажды в студёную зимнюю пору
был сильный мороз. Я из лесу вышел».
– Тавтология, – сказала Анна Васильевна.
– Совершенно верно, – сказал я, – и далее: на возу хворост, а Некрасов спрашивает: «Откуда дровишки?» Так что было на возу, хворост или дровишки? Кстати, хворостом зимой русские печи не топят; он быстро прогорает, мало даёт тепла, а копоти много.
– Ну, наверное, на возу были дрова, – сказала она. – А может автор в шутку назвал хворост «дровишками».
– Ну да, в шутку он назвал хворост «дровишками», в шутку он спросил: «Откуда дровишки?» Как будто не ясно, что дровишки из того самого леса, из которого вышли и Некрасов и «мужичок» по одной и той же дороге. Слушая выступления детей и поэтов, я набросал вариант этой строфы, которая лишена несогласованности с последующим текстом стихотворения. Разумеется, мой вариант будет включён, может быть, в рассказ об этой встрече в библиотеке и только. Послушайте, пожалуйста:
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я брёл вдоль опушки, а в сумке русак.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая в дровнях сушняк.
– Логично, – сказала она, – тем более, если мне не изменяет память, в стихотворении далее встречается слово «дровни», правда опять же с хворостом. Воз и дровни – синонимы, но воз бывает и с колёсами, а дровни только с полозьями; поэтому дровни будет точней. Согласна и что в дровнях вместо хвороста сушняк. Это сухие деревья, хворост. Их называют одним словом – сушняк. Поэтому Ваша строфа устраняет все неясности: и что вёз мальчик в дровнях, и что делал Некрасов в лесу, и что поэт вышел из леса не по той же дороге, по которой везла лошадка хворосту воз так медленно, что догнать её было очень легко, но в одном я с Вами не согласна, Вова это стихотворение дочитал до конца в том объёме, который дан в школьном учебнике.
– Так оно и есть, – сказал я, – но составители учебника выхолостили идею стихотворения, очевидно не по своей воле. А идея этого стихотворения заключена после слов «…Рванул под уздцы и быстрей зашагал».
– Я где-то читала, то ли у Гумилёва, то ли у Маяковского, не помню, но помню хорошо слова: «Если нет идеи, то нет и стихотворения, а есть лишь набор рифмованных стихов…»
– Ничего не значащих и никому не нужных, – продолжил я цитату. – Это сказал Пушкин. Итак, идею попросту украли.
Анна Васильевна взяла том Некрасова, который лежал у неё под рукой, полистала его и, заметно иронизируя, попросила меня прочитать «украденную идею».
Я быстро пробежал по тексту взглядом, чтоб не сбиться, импровизируя один стих, и начал:
…Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
(И дровни, сушняк, да и пегонький конь, –
этот стих я сымпровизировал на ходу)
И снег до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы, и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните своё вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!
Я закончил чтение. Затянувшееся молчание, наконец, прервала Анна Васильевна.
– Патриотическая мощь этого окончания неоспорима. Мне теперь понятно, почему его убрали из учебников. Оно опасно для любого режима, тем более в нашей стране.
– Вы знаете, Анна Васильевна, у меня, очевидно, в генах заложен дух противоречий и поисков. Я почти ко всему подхожу со своим мнением: будь то классик или начинающий поэт, будь то научная теория или какая-нибудь конструкция. Время разрушает гранитные догмы, потомки низвергают кумиров, которые, в своё время, посылали на костёр их предков. Я свято чту историю нашего Отечества, но не ту, которая писалась под генсеков, а затем менялась многократно. Святотатство ли высказывать своё мнение по поводу чего-нибудь устоявшегося, восхваляемого софистами? Резюме: ключевая часть стихотворения, непосредственно обращённая к детям, в учебник для них же не попадает.
– Я разделяю Ваши мысли, но это порой чревато неприятностями. Помните судьбу Сахарова? Помните, как освистывала чернь Андрея Дмитриевича на съезде? Послушаем ещё раз те бессмертные стихи, которых так боятся чиновники. Теперь и я их постараюсь осмысленно и выразительно прочитать.
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы, и боли,
В которых так много любви!
Copyright: Борис Львов (БИЛ), 2010
Свидетельство о публикации №246486
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.09.2010 08:38

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта