Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Ольга Бугримова
Объем: 10163 [ символов ]
Школьный сад
День её начинался рано. Она всегда просыпалась в одно и тоже время, по установленной годами привычке. В эти предутренние часы позволяла себе немного побыть наедине со своими мыслями. Сейчас уже не надо было садиться за проверку тетрадей и составление планов, а привычка просыпаться с первыми петухами осталась. Она лежала и без суеты, без излишней нервозности думала о себе, о детях.
 
«От Раи, старшей, что-то долго нет письма. Почему? Она всегда такая пунктуальная. Не было такого, чтобы не ответила. Уж не заболела ли? За эту я спокойна. А Женя никак не хочет учиться в институте, говорит, что трудно. Но скорее всего не это главная причина. Конечно, совмещать работу, учёбу и семью нелегко, но ведь надо, надо получить высшее образование! Жаль, что он этого не понимает как она, бывшая учительница».
 
Мысли медленно переносились от одного к другому. Но вдруг всю её снова пронзила неутихающая в последние месяцы боль. Учащённо забилось сердце, навернулись слёзы, стало трудно дышать. Мысли, словно встревоженные птицы, заметались в голове старой учительницы. Боль и тоска заполнили сердце таким отчаянием, что не было сил терпеть. Она привстала с подушки, достала с тумбочки нитроглицерин и положила под язык. Под действием лекарства медленно приходила в себя. Мысли вновь возвращались к школьному саду – причине неутешной тоски.
 
Да, именно сад не даёт покоя. Сколько радости, добрых чувств было связано с ним! Она посадила его вместе с детьми и он стал и гордостью, и вдохновением и любовью. Память выхватывает далёкий день…
Только что отстроенная школа стоит на пригорке на виду у всего села. Красивое крыльцо, пахнущие свежей смолой ступеньки, и она на них. Энергичная, красивая женщина, полная сил и планов на будущее. Внизу на земле лежат саженцы. Позади долгие хлопоты и поездки в питомник. Сейчас главное – посадить эти тонюсенькие деревца, заложить сад.
Она видит сияющие глаза своих учеников, увлечённых будущими планами. Но особенным светом лучатся глаза её детей, которые стоят вместе со всеми. Пять птенчиков, почти погодки, смотрят просветлёнными взглядами. Они, конечно, рады больше других. В доме столько разговоров было о будущем саде, что им не терпится скорее взяться за дело. Она взволнованно рассказывает детям, каким он будет этот будущий сад. Заворожённые рассказом, они тоже видят его цветущим и прекрасным.
 
Они вырастили этот сад. Вернее, она постоянно была с ним, а дети вырастали и уходили в большую жизнь. Позади долгие годы. Но память вновь возвращается назад…
Сад был утешением и опорой. Ему она поверяла свои мысли, с ним была до конца откровенной. С годами сад стал частицей её. Каждое утро она шла на встречу с ним, словно с другом. Видела, как наливаются силой деревца, и казалось, что рядом с ними сама становится сильнее. Для неё они были такими же детьми, которые требовали ухода и внимания.
 
Вместе с садом она пережила горечь утраты. Не забыть тот день, когда принесли страшную весть – трагически погиб муж - отец детей. Ещё не до конца осознав всего ужаса, еле доплелась до сада и повалилась в его безмолвие. Слёз не было. Лежала, онемевшая от горя, без надежд, опустошённая. «Как жить? В 33 года остаться вдовой с пятерыми на руках? Сама выросла сиротой. К…а…к?..» - думала она.
А над ней тихо перешептывались деревья. Казалось, они скорбят вместе с ней и своим шёпотом стараются утешить и разделить постигшее горе…
 
Сад давно плодоносил. Особенно всех радовала раскидистая груша, в тени которой она любила сидеть на скамеечке. Прижимаясь к крепкому стволу обильно плодоносящего дерева, изливала невысказанное горе: « Грушенька, ты тянешься ввысь, растёшь на радость всем нам. Вот увидишь, и мои детки вырастут такими же крепкими и сильными. Мы выдержим всё. Мы сильные». Казалось, что любимое дерево понимало слова, обращённые к ней, и старалось оградить своими ветвями от невзгод несломленную горем женщину.
 
С каждым годом сад крепчал и хорошел. У крыльца красовались стройные рябины, до морозов радуя гроздьями плодов. Зимой на снегу неугомонными стайками клестов и синиц были разбросаны красные, словно кораллы, ягоды. Весной всё преображалось, и сад расцветал. Он завораживал село красотой, и часто жители устраивали у школы танцы и хороводы. Плодовые деревья благородно гармонировали с лесными. Всё благоухало, издавая дурманящий аромат во всей округе. Поросль сирени, словно по команде выстроенная вдоль дорожек прямыми рядами, напоминала солдат – новобранцев. А берёзки, окружающие здание школы! Они грациозно тянулись вверх, белея стволами и покачивая кудрявыми кронами. Первыми распускали терпкую клейкую листву, словно призывая весь сад следовать их примеру. По периметру сада ребята посадили тополя, которые превратились со временем в стройных пушистых красавцев.
 
Но ещё больше сад поражал жителей села, когда наступала осень. Он превращался в разноцветный ковёр, раскрашенный яркой палитрой необычных красок. Ветви деревьев томились под тяжестью плодов. Желтели груши, краснобокие яблоки лежали на земле, гроздья боярышника опускали свои тяжёлые головы, призывая скорее сорвать их. После занятий ребята набивали свои ранцы яблоками и грушами и с гордостью несли своим родителям. Их радости не было предела.
 
Сад поднимался, набирался сил. Вместе с ним поднимались и дети. Вот и Женя, родившийся через три месяца после гибели отца, вытянулся, как молодой тополь, имеет семью. А когда-то топал своими косолапыми ножками с чайником в руках, торопясь полить любимую черёмуху. Из беззащитного тонюсенького прутика она превратилась в красивейшее дерево, которое весной расцветало, словно невеста. Когда ветерок играл белоснежной кроной, озорно подхватывал опадавшие лепесточки цветов, создавалось ощущение, что по воздуху развевается тончайшая подвенечная фата. Лучи солнца окрашивали лепестки нежно-розовым и золотистым цветом. А ночью при таинственном свете луны эти же лепестки казались продолжением Млечного Пути, искристыми капельками молока волоокой богини Юноны (Геры), вытекшими из её груди или шлейфом красавицы Ариадны.
 
Да и Коля, названный в честь отца, стал лётчиком и служит далеко от дома. Но, выхоженная им антоновка каждую осень одаривает крепкими ароматными плодами, словно благодаря его за то, что когда-то он спас её. Дерево засыхало после того, как ураганный ветер сломал самый сильный сук. Но, по совету взрослых, сын мазал ствол садовым варом, обматывал тряпками и обильно поливал. Старания не пропали даром. Деревце выжило.
 
А дочки, маленькие хозяюшки, сами стали мамами. Две из них, Рая и Оля, пошли по её стопам и стали учителями, а Таня – фармацевтом. За детей никогда не было стыдно.
 
Летом дети приезжают с семьями в родной дом. Когда собираются все вместе, наезжает целая гвардия внуков, невесток и зятьёв и не хватает места в доме, им приходится ночевать в школе. Зная, чем могут тронуть сердце матери, все идут в сад. Тогда до утра не умолкают песни , разговоры, хохот. Кажется, и деревья веселятся вместе с ними.
 
...И снова кружат, кружат мысли в голове. Любимый сад…Только он знает, как растила она своих детей. Пять человек, это ведь не один. Телеграммами и письмами живёт она сейчас.
Старая учительница лежит без сна, стараясь ни о чём не думать. Но неотступные мысли заполняют всё существо вновь и вновь, не давая сосредоточиться на чём-то другом. И снова вспоминается, как ухаживали за садом, как берегли деревья. Утепляли их на зиму соломой, носили воду для поливки из колодцев. За все годы ни один ученик не сломал ни одну ветку! Она явственно слышит голоса ребят, видит перепачканные свежей землёй их забавные рожицы.
 
В минуты бессонницы, вспоминается ещё один день… Как на августовском совещании вручали почётный Знак "Отличник народного образования", как задыхаясь, бежала она в сад, бросилась на землю и впервые за многие годы зарыдала. От счастья. Ей всегда казалось, что она просто добросовестно делает своё дело так же, как и другие. А как же иначе? Без любви к детям, работе, саду?
И сейчас, всматриваясь в синие предутренние сумерки, наедине со своими мыслями, вновь и вновь осознаёт, чем для неё был школьный сад в жизни. Поэтому и гложет тоска, что не стало её сокровища и смысла жизни последних лет.
 
Нет. Сад жив. Он также стоит на пригорке, живой и невредимый. Но…не её. Он больше не принадлежит ей. «Кто виноват в этом? Я? Не сумела отстоять? Может быть я действительно не имею на него прав?»- думала она, мучая себя вопросами.
Нет же, нет! Она была не виновата в том, что закрыли школу. Село стало считаться неперспективным и здание школы разобрали на дрова. Новое поколение ребят ходит в школу за много километров, что находится на центральной усадьбе совхоза. Ей же пришлось уйти на пенсию. В последние годы за садом ухаживала одна. До тех пор, пока не приехали эти люди…
 
Они построили дом на месте, где когда-то стояла школа. Первым делом хозяева огородили школьный сад колючей проволокой. И вот стоит он теперь за колючкой, как арестант...Старый друг, её детище и радость. Напрасны были уговоры учительницы, что сад, выращенный руками детей, должен остаться общественной собственностью. Но у новых хозяев дух стяжательства оказался выше благородных чувств.
 
Так вот она, причина её непроходимой душевной боли! Только поэтому лежит разбитая, с тревогой ожидая новый день. « Уеду,- думает она. – Не могу смотреть, как стоит за колючей проволокой дивный друг, не могу проходить спокойно».
 
Тихо встала, заправила постель и вышла на улицу. Всё село спало. Подошла к саду, с грустью глядя на плоды своих трудов, на бело-розовое облако, окружающее пространство.
 
Налетел ветерок. Заволновались деревья, зашумели пряной листвой. Всходило солнце. Оно озаряло прекрасный сад, который вспыхивал на солнце мириадами росинок и излучал такой чарующий аромат, что невольно защемило сердце. Он дарил свою красоту и нежность старой учительнице, стоящей в задумчивости со слезами на глазах по другую сторону ограды.
Шумели деревья. Они словно роптали о том, как безжалостно поступили с ними, как тесно и плохо без ласковых рук и доброго сердца. Сад прощался с ней навсегда.
 
От автора: История эта не выдумана мной. Сад существует до сих пор. А старая учительница – моя мама. Покой её душе...
Copyright: Ольга Бугримова, 2010
Свидетельство о публикации №241312
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13.03.2010 08:42

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта