Анатолий Маркович Маркуша - один из наиболее издаваемых и популярных детских писателей в бывшем Советском Союзе. Родился 20 июня 1921 года.Перед самой войной Анатолий Маркович поступил в Борисоглебскую военную школу лётчиков и 19 июня 1941 года оказался сразу среди защитников неба. После войны он попал в первый набор школы лётчиков-испытателей.За годы армейской службы освоил 50 типов самолётов..Издал более ста книг,переведённых на 19 языков мира,общим тиражом за 15 миллионов экземпляров."Вам-взлёт!","Внимание-дети!"," Грешные ангелы","Книга для сыновей и пап","Мужчинам до 16 лет","Желаю счастья,девочки!","Синее небо","Человек-птица","Чудеса на колёсах" и много-много других.Каждая его книга - шедевр.Большой,или маленький,но шедевр,сотканный из правды и мудрости. С писателем Маркушей делились своими проблемами тысячи советских детей.Когда-то и я,одиннадцатилетняя школьница,написала ему письмо и, к своему удивлению,получила ответ.Завязалась переписка,а вскоре я познакомилась с ним и в жизни,в школе юного журналиста при Московском университете,где состоялась творческая встреча писателя со школьниками.Это было во время каникул,я гостила в Москве у родственников и воспользовалась возможностью пообщаться с Анатолием Марковичем.Как же я тогда гордилась этой дружбой.. С тех пор прошло не мало времени. И вот,уже взрослым человеком, я решила написать Маркуше по старому адресу.Ответ пришёл почти сразу.Писатель вспомнил меня,очень обрадовался, что я "нашлась" и пригласил в гости.. Приехав в Москву зимой 2001 года, я сразу же побывала дома у Анатолия Марковича. Трудно было представить,глядя на этого энергичного человека,что ему почти 80 лет.. Жена писателя - элегантная,пожилая дама угостила нас чаем с ватрушками.. -Приятно, - сказал Маркуша, - когда твои юные друзья, и став взрослыми,всё ещё помнят тебя.. - Анатолий Маркович,вам ведь,наверно,писало очень много детей.. -В своё время я получил, по учётным данным Дома детской книги,более 50 тысяч писем. - И на все отвечали? - Ну на все бы меня не хватило. Только на исключительно интересные. - Я помню время,когда вы были очень популярны,по крайней мере полки в детских библиотеках "ломились" от ваших книг.. - Да,я действительно был одним из наиболее печатаемых детских писателей. Многие годы вёл на радио программу "Молодёжь хочет знать".Для советских детей я был чем-то вроде "мудрого филина".. - Вы коренной москвич? - Родился я в Днепропетровске. Но в 1923 году,когда мне ещё не исполнилось двух лет,мы поселились в этом старинном доме на Тверской улице. Вот в этой квартире и прошла моя жизнь.. После армии, когда меня списали с лётной работы,трудился механиком в гараже.Решил вернуться к журналисткой работе. Пришёл в "Вечернюю Москву",где немного поработал сразу после школы, и говорю:"Я ушёл в армию по призыву, поэтому по закону вы должны восстановить меня на работе,сколько бы времени не прошло.." Редактор говорит:"Пишите заявление. У меня свободных мест нет, поэтому я кого-нибудь уволю". А я отвечаю:"Меня в армии обучали многому, но только не подлости. Теперь я у вас ни за что работать не буду".. Устроился я в редакцию журнала "Знамя". Потом меня пригласили в "Литературную газету" В это же время в 1957 году вышла в свет моя первая книга "Ученик орла". И я понял,что надо выбирать - работать в газете и писать одновременно книги невозможно.. - Вы,наверно,много путешествовали? - Немало. Например,в составе команды на сухогрузе я пересёк Индийский океан (был оформлен как второй капитан).Побывал на Северном полюсе,в районе экватора. (Я даже попросил начальника зимовки поставить мне в паспорте печать: дать полюсную прописку.Так и жил с двумя прописками). Поработал я и на испытаниях автомобилей в горах,в Грузии.. С поисковой партией геологов пересёк пешком Камчатку. И надо сказать,мне было тогда уже лет сорок, а ребята совсем молодые,тренированные,и удержаться с ними в темпе было не так уж просто. Забавный эпизод тогда со мной произошёл. Руководитель говорит:"Нам лошадей дают,поедем верхом".Я не бог знает какой кавалерист,да и сёдла вьючные,стремян нет. Залез в седло, ноги в рыбацких сапогах болтаются, держаться не за что. Меня сразу предупредили, чтоб лошадь я не трогал: она умная,старая,будет идти себе потихоньку.И поставили мою лошадь первой,в расчёте на то,что если я свалюсь,меня подберут.Так мы и шли с час, и вдруг лошадь остановилась,нервничает,дрожит, а сзади на меня кричат:"Зачем остановился!" И тут из леса выскакивает медвежонок,маленький,лохматый,как игрушечный. Подбежал к лошади - она храпит,пятится. А следом из этого же ельника выходит медведица. Подхватывает своего медвежонка одной лапой,а другой так ему под зад дала, что он с визгом улетел. И тут мы друг другу посмотрели в глаза. Это было незабываемое ощущение,потому что я увидел,как она..улыбнулась! Как только она ушла,лошадь двинулась дальше.. Был в Германии,Франции,Швеции,некоторых странах Африки.Но вот уже несколько лет я никуда не езжу.Во-первых,всё это тоже приедается.Окраина Парижа выглядит ничуть не лучше,чем,скажем,Черёмушки(ну,может,почище немного).А главное,я чётко понимаю,что рабочего времени у меня осталось мало... - Вы ведь ещё и сценаристом были? - В основном документальных фильмов. Самым популярным был тогда фильм "Могучие крылья", в нём рассказывалось о воздушном параде 1961 года в Тушино. На этом параде я познакомился с Юрием Гагариным. Рассказать? Будка,из которой мы вели репортаж,была пристроена к правительственной трибуне.Первым на трибуну вышел Хрущёв,внизу его ждали авиационные инструкторы.А Гагарин скромный малый,который только что из лейтенанта превратился в майора,вышел,стоит в сторонке и не знает,что ему делать. А рядом,довольно высоко от земли,находилась трибуна дипломатического корпуса.И вот одна из "дипломатических дам" узнала Гагарина,прыгнула вниз,накинулась на него и как сувенир содрала с него звёздочку.Через несколько минут прыгать вниз стали все дамы,находившиеся на трибуне.Окружили бедного и стали срывать с него всё,что могли - пуговицы,звёздочки,кокарду. Гагарин и вырваться не может,только правой рукой закрывает геройскую звезду. Смотрю,совсем человек пропадает.Врываюсь я тогда в эту толпу,раскидываю дам как могу,кое-как затолкал его в наш телевизионный автобус. Смотрит он на меня обалдело. "А вы кто?" - спрашивает. "Ну,как вам сказать, - говорю, - вообще-то я Карельского фронта лётчик и в своё время считался приличным ведомым. Так что мне полагается выручать ведущего". Я почему подчеркнул "Карельского фронта" - он служил в Карелии до того,как стал космонавтом..У меня тогда под рукой была только программка с этого парада,так он мне на ней и расписался.. Маркуша достал из своего стола программу с гагаринским автографом и ещё какой-то старенький журнал. - Тоже,между прочим,вещь историческая - чкаловский бортжурнал.Он,конечно,не подлинный.Этот бортжурнал был выпущен в 1938 году,когда состоялся перелёт. Тираж его составлял тысячу экземпляров,сейчас,наверно,и двух-трёх не сохранилось. Вот какую историю имеет один из таких бортжурналов.Её мне рассказал Байдуков,второй пилот у Чкалова. Во время войны он командовал штурмовой дивизией. Ночью его будит адъютант и говорит,что через линию фронта перешла женщина и требует,чтобы её к нему доставили. Привели женщину. Это была женщина в годах,она рассказала,что у неё в избе жил немецкий майор.Она убирала его комнату и увидела этот журнал. Женщина бросила свой дом,рискуя жизнью,перешла линию фронта и принесла его к своим. У Байдукова язык не повернулся ей сказать,что это была копия. Женщину наградили орденом Красной Звезды,и она была уверена,что спасла историческую ценность... Возвращаясь к фильму "Могучие крылья" хочется сказать,что мы получили за него гранпри,он назывался "Золотые крылья ФАИ" (ФАИ - это международная авиационная федерация,которая находится в Париже). Потом были и другие фильмы,в основном научно-познавательные. Вместе с известным тогда режиссёром Столкером,мы создали и художественный фильм,он назывался "Отклонение - ноль". Впервые на экране я увидел его в Болгарии.Впрочем,всё это в прошлом,сегодня спрос на литературу и фильмы,которые я не принимаю.. - Вот сейчас я почувствовала какой-то пессимизм. А между тем,не так уж много кому удаётся прожить такую насыщенную и деятельную жизнь,как ваша.. - Спасибо,конечно,на добром слове. Но я бы сказал,в твоих словах звучит прошедшее время. Я не в упрёк,когда человек приближается к восьмидесяти,оно и верно - жизнь позади.Но очень не хочется признаваться себе в этом.Я,как и раньше,работаю,как говорится,"на полную катушку".Совершенно убеждён,не работая,живя на пенсию,нормальный мужик через семь-десять месяцев превращатся в законченного идиота..За последние два года наработал четыре рукописи.Однако,большие сложности в возможности публикации.Издатели,располагающие средствами,интересуются в первую очередь детективной литературой,их привлекает порнографический оттенок в приключенческом стиле или чисто практическая тематика вроде советов бухгалтеру,дилеру,или киллеру.. В результате,у меня лежат несколько готовых рукописей,ожидающих издателя,который меня в упор не видит.Кое-кто даже спрашивает:"Как,Маркуша ещё жив? Ну,надо же!" Хочется верить,что спрос на детективы должен снизиться,как уже заметно упал на откровенную похабель.. Да,в последних номерах журнала "Вестник авиации и космонавтики" публикуется моя новая повесть "Завещание грустного клоуна".. - А почему такое название? - Законный вопрос.Если человек родился при Ленине,на самостоятельные ноги поднялся при Сталине,пережил всю коммунистическую камарилью,запутавшихся во вранье вождей,как ему быть особенно весёлым?.. Эта повесть - попытка взглянуть вполне оптимистическими глазами на прожитое,перечувствованное. Впрочем,ещё Ромен Роллан заметил:"О произведениях надо судить не по намерениям авторов,а по самим произведениям".. - Значит,по прошлому вы не тоскуете? - Нет,конечно.Всю жизнь мы жили с разными рода талонами,всевозможными ограничениями.Сейчас время не из простых,больно неопределённость заедает. А так - интересно,что дальше-то будет?.. - Не похоже,что у вас проблемы со здоровьем.По крайней мере, выглядите вы хорошо. - Моя покойная приятельница на 86-м году жизни,когда её спрашивали о здоровье,имела обыкновение отвечать:"Согласно паспортным данным". Кажется,и мне пора принимать эту формулу на вооружение. Объективно же говоря,жаловаться на здоровье мне грех,если в этом году я ещё летал,с центрального аэродрома на Ходынке.Есть у меня друг,который мне такую возможность иногда предоставляет. Это здорово,когда набираешь высоту,летишь в свистящем потоке стратосферного воздуха,над тобой нет хозяина,в твоих руках жизнь и смерть. Меня спрашивают:"А зачем тебе это надо?" Просто осознаю - лечу!Ещё могу!Всё остальное мелочно и преходяще.Да в гробу я видел все свои неприятности!.. Это была моя последняя встреча с Анатолием Марковичем. Я несколько лет не приезжала в Москву и мы только переписовались.. А 30 августа 2005 года Маркуши не стало.Писатель ушёл в свой последний полёт. Потерял скорость,но набрал высоту. Ушёл навсегда. В этом году ему бы исполнилось 88 лет... Но остались его книги,которые не устаревают.Если книги Маркуши сохранились в библиотеках,хорошо было бы о них рассказать тем ребятам,кто о них не догадывается. Может быть,и они тоже захотят стать не банкирами,не бинесменами, а лётчиками,военными,настоящими мужчинами,каким был сам Анатолий Маркович Маркуша. |